Научная статья на тему '«МОРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» ОТ А.С. Пушкина ДО СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ'

«МОРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» ОТ А.С. Пушкина ДО СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
215
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««МОРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» ОТ А.С. Пушкина ДО СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ»

«МОРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» ОТ А.С. Пушкина ДО СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ

Д.Ф. Такки, Н.Г. Бякова (филиал ТРТУ, г.Геленджик)

Каждый из нас, людей связан с морем, во всяком случае, в онтологическом (исходнобытном) плане: ведь сама жизнь родилась в морской среде «... жизнь родилась в океане. Всякая жизнь. И наша тоже!» - пишет венгерский океанограф Ене Сентивани в книге «Мир океана» /1/. Каждый человек, помня генетической памятью свою праколыбель, испытывает самые глубокие и прекрасные чувства к морю. Неугасима тяга людей к нему, миллионы их ежегодно приезжают к морю, чтобы набраться сил, здоровья, энергии, хорошего настроения, чтобы насладиться видом моря, укрепить и развить через общение с ним свои эстетические чувства.

Особенно сильные и многообразные чувства к морю испытывают и выражают творческие люди: писатели, художники, музыканты. В их произведениях наиболее ярко отражается особое индивидуально-художественное его восприятие.

Удивительно выразительные, свежие, неповторимые образы моря нарисовал для нас Александр Сергеевич Пушкин:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

Как я любил твои отзывы,

I лухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый.

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Твой образ был на нем означен;

Он духом создан был твоим:

Как ты, могуч, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы,

42

И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы

/К морю/

Погасло дневное светило;

На море синее вечернее лег туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан!

/Подражание Байрону/

Таким описывал Черное море великий поэт в 1816, 1820 годах. Заметим, что он использует понятия «море» и «океан», как равнозначные, как слова-синонимы. И это потому, что как писал известный русский физиолог И.П. Павлов, «Одни - художники в всех их родах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. - захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления ... другие - мыслители, именно дробят ее ...»/2/.

Интересно сопоставить поэтическое описание моря с научным. Изучением морей занимаются разные науки: география, океанология, океанография и другие. На основе данных этих наук для студентов специальности «Морская акустика и гидрофизика» в ТРТУ разработан курс «Морская энциклопедия», в котором рассматриваются основные проблемы человечества, связанные с Мировым океаном.

Что же такое Мировой океан с точки зрения современной науки? Это -водная оболочка, покрывающая около 71% нашей планеты. Объем водной массы его составляет более 1300 миллионов кубических километров, а максимальные глубины превышают 11 километров. Мировой океан, в свою очередь, разделяется на ряд океанов и морей. Самос общее понятие «океан» и «море» дается во всех школьных учебниках географии.

Четких границ между океанами и морями однозначно выделить невозможно, обычно они проводятся между выступами материков (полуостровами, мысами), островами или просто по медианам и параллелям. Большинство международных океанологов разделяют Мировой океан на три океана: Атлантический, Тихий и Индийский. Российские ученые выделяют еще один -Северный Ледовитый океан.

Море - часть океана, прилегающая к материкам, ограниченная островами, полуостровами и проливами. Моря бывают внутренние и окраинные. Международное гидрофическое бюро считает, что на Земле выделяется 54 моря, в числе которых несколько внутренних. Так, например, только в Средиземном море 7 внутренних морей.

Океан во все времена играл и играет решающую роль в возникновении и развитии жизни на Земле, он оказывает непосредственное влияние на климат планеты, служит источником пищи для всей природной пирамиды живых существ. Водные тупи издавна соединяли материки, острова и народы. На дне и подо дном океана сосредоточены неисчерпаемые ресурсы полезных ископаемых, в морской воде растворены все элементы системы Менделеева.

Значение океана для человечества невозможно переоценить. Тем более, что в последние десятилетия именно деятельность человека поставила океан на грань катастрофы, которая может иметь планетарные масштабы. Целый ряд наук во всех странах мира занимается вопросами изучения и освоения ресурсов океана, вопросами сохранения его потенциала для будущих поколений. Поэтому изучение физики, химии, геологии, гидрологии и экологии океана являются основными проблемами, которые должны решаться всеми средствами современной науки.

Проведенное сопоставление поэтического и научного восприятия человеком понятий «море», «океан» хорошо иллюстрирует наблюдение психолога С.И. Никифорова: «Люди художественного типа живут преимущественно эмоционально окрашенными непосредственно жизненными впечатлениями. Мышление их носит характер конкретный и образно-эмоциональный. Наоборот, люди мыслительного типа воспринимают окружающую действительность скорее несколько абстрактно, теоретически» /4/.

Не менее интересно сопоставить описание волны, сделанное А.С. Пушкиным и данное в «Популярной океанографии» Питером Вейлем.

А.С. Пушкин:

В синем море волны хлещут...

/Сказка о царе Салтане/

Ты, волна, моя волна!

Ты гульлива и вольна:

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь.

Точишь берег ты земли,

Подымаешь корабли-Не губи ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу!

И послушалась волна,

Тут же на берег она Бочку вынесла тихонько И отхлынула легонько...

/Сказка о царе Салтане/

Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтический побег.

/К морю/

Питер Вейль:

«Волны - это быстрые пульсации морской волны, приливы и отливы -это более медленные ритмические колебания воды. В главе X было показано,

44

что частицы воды движутся по круговым орбитам, радиус которых уменьшается до полного исчезновения на глубине, равной около 1/2 длины волны.

Что произойдет, когда волна приблизился к берегу? Пока глубина превышает 1/2 длины волны, дно океана не оказывает влияния на движение частиц воды. При меньшей глубине в результате трения о дно происходит замедление ее продвижения. Когда внизу скорость продвижения волны замедляется, частицы воды на поверхности еще обладают первоначальной кинетической энергией. Они продвигаются быстрее волны и стремятся перегнать ее. Это вызывает разрушение волны. Вид разрушения волны зависит от уклона дна. Если уклон невелик, волна уменьшается постепенно и вода наверху волны рассыпается в виде белой шапки. Если уклон крутой, волна внизу резко замедляется и, завихряясь, падает в сильном всплеске. На таких разбивающихся бурунах можно кататься на доске. В вихре волны вода движется по кругу вверх, одновременно сила тяжести увлекает сорфера с его доской вниз. Поэтому сорфер непрерывно скользит по склону волны. Движение воды вверх заставляет его оставаться на одном и там же уровне. В результате волна выносит его на пляж. Линии разрушения волны предупреждают моряков о том, что они приближаются к мелководью» /3/.

Описание волны у А.С. Пушкина и в книге «Популярная океанография» дают нам представление о чувственно-образной и понятийнологической формах мира.

Художественные образы противостоят абстрактным понятиям. Если понятие - это форма мышления, отражающая общие и повторяющиеся закономерные связи, сущностные признаки явлений реальности и закрепляющая все это в определениях, то художественный образ - это «отражение человеческим сознанием единичных явлений, фактов и событий реальности в их чувственно воспринимаемом обличи и» /4/, Художественные образы создаются при активном участии воображения писателей. Поэтому в отличие от научной статьи, монографии в художественном воспроизведении всегда присутствует «вымышленная предметность, имеющая полное соответствие себе в реальности» /4/.

Вопрос соотношения двух стихий, земля и море, стоит в центре внимания наук о море. В «популярной океанографии» Питера Вейля сопоставлению земля и море, анализу различных аспектов их взаимодействия посвящено несколько разделов и глав, а которых рассмотрены в виде обзора такие проблемы:

Человек и Земля. История жизни на Земле. Земля как тепловая машина. Солнечный свет. Климат Земли. Вода. Движение жидкости. Воздух и циркуляция атмосферы. Взаимодействие океана и атмосферы. Земля под океаном. Рельеф дна океана. Материковые окраины. Океанические бассейны. Дрейф материков.

А вот как раскрывает тему «Земля и море» А.С. Пушкин в одноименном стихотворении:

Когда по синеве морей Зефир скользит и тихо веет

45

В ветрила горных кораблей И челны на волнах лелеет,

Забот и дум слагая груз,

Тогда ленюсь я веселее И забываю песни муз:

Мне моря сладкий шум милее.

Когда же волны по брегам Ревут, кипят и пеной плещут,

И гром гремит по небесам,

И молнии во мраке блещут,

Я удаляюсь от морей В гостеприимныя дубровы:

Земля мне кажется верней,

И жалок мне рыбак суровый:

Живет на утлом он челне Игралище слепой пучины.

А я в надежной тишине Внимаю шум ручья долины.

/Земля и море (Идиллия Мосха)/

Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой...

/Руслан и Людмила. Пролог./

Указывая на изменчивость водной стихи и на стабильность стихии Земля, как на их ведущие характеристики, А.С. Пушкин описывает в стихотворении и свое личностно-субъективное отношение к ним. В научном же определении понятий «Земля и море» Питера Вейле фактор субъективности отсутствует, описание строится на принципах объективности и фактической достоверности.

В главах «Взаимодействие океана и атмосферы» и «Ветровая циркуляция океана» мы находим очень строгие научные определения ветра и сути процесса взаимодействия океана и атмосферы: «Ветер - это движение масс воздуха. Мы видели, что океан и атмосфера обмениваются через поверхность теплом и влагой. Кроме того, здесь существует еще и перенос движения. Как только над морем возникает ветер, он генерирует волны. Но движение воды значительно отличается от движения воздуха... Ветер над морем вызывает колебательное движение воды.

Что же происходит при возникновении ветра над поверхностью моря? Если волны существовали, то будут возмущения. Гребень волны отклоняет поток воздуха вверх, и в результате в зоне ветровой тени будет развиваться

46

зона низкого давления. В этой области вода движется вверх. Т ак что низкое давление будет усиливать это движение. При подходе к следующему гребню поток воздуха опускается, и давление на поверхности воды увеличивается. Заметим, что здесь вода движется вниз и, следовательно, давление усиливает движение воды.

Разница в давлении на поверхности моря приводит к образованию небольшого завихрения воздуха, движущегося противоположно основному воздушному потоку. Это снова усиливает движение воды. В результате ветер, дующий в направлении распространения волны, будет усиливать волны. Волны, движущиеся в противоположном направлении, будут ослабляться ...» /3/.

В пушкинских описаниях этих явлений проявляет себя образнохудожественное мышление поэта. Его описание строится на широком использовании тропов (эпитеты, метафоры, олицетворения), на использовании эмоционально окрашенной лексики:

Ветер, ветер! Ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого, Кроме Бога одного ...

Ветер дале побежал ...

(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

Видит: морс слегка разыгралось ...

Помугилося синее море...

Почернело синее море...

Видит: на море черная буря -Так и вздулись сердитые волны.

Так и ходят, так воем и воют ...

/Сказка о рыбаке и рыбке/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ветер по морю гуляет Ветер весело шумит...

/Сказка о рыбаке и рыбке/

Тема «Жизнь и море» является одной из важнейших частей науки о море и изучается в курсе дисциплины «Морская энциклопедия». В «Популярной океанографии» Питера Вейля часть V так и называется «Жизнь в море». Она включает в себя следующие разделы:

Основа жизни. Время. Вещество и энергия. Пространство и движение. Многообразие жизни в океане. Растительная жизнь в море. Морские животные. Морская экология.

В таблице «Классификация наиболее распространенных морских организмов», используемой биологами мира и приведенной П. Вейлем на страницах 346-347 указанной выше монографии, мы находим такие наименова-

ния: «Бактерии. Сине-зеленые водоросли, зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, диатомовые, кокколитофориды, динофлагеллаты (жгутиковые), фораминиферы, радиолярии, гидроиды, медузы, гребневики, плоские черви, щетинкочелюстные, кольчецы, членистоногие, губки, мшанки, жаброногие, боконервные, скафоподы, двустворчатые, брюхоногие, головоногие (кальмары, осьминоги и т.д.), морские лилии, морские звезды, офиу-ры, морские ежи, голотурии, трепанги, оболочники, бесчелюстные, хрящевые рыбы, костные рыбы, рептилии, птицы, млекопитающие».

В «Морской энциклопедии» А.С. Пушкина, созданной его талантливым воображением, основанным на мифотворчестве русских народных сказок, мы встречаем абсолютно необычных обитателей моря: морские богатыри, дядька Черномор, золотая говорящая рыбка, царевна-лебедь и волшебница, черти и т.д.:

Море вздуется бурливо,

Закипиг, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге-И останутся на бреге Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя;

Все - красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор С ними из моря выходит,

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить И дозором обходить...

/Сказка о царе Салтане/

Пришел невод с золотой рыбкой,

С не простой, золотою.

Как взмолится золотая рыбка,

Голосом молвит человечьим:

Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

/Сказка о рыбке и рыбаке/

Одновременно со сказочными персонажами А.С. Пушкин отражал и реальные: он хорошо знал, что в море живут рыбы, водоросли, медузы, моллюски, кораллы...:

48

Старик ловил неводом рыбу ...

/Сказка о рыбке и рыбаке/

Пришел невод с одной тиной;

Он в другой раз закинул невод, пришел невод с травою морскою ....

/Сказка о рыбке и рыбаке/

Понятие художественного вымысла проясняет границы между художественными произведениями и научными или документальноинформационными. «Без опоры на вымышленные образы искусство, в частности, литература, не представимы. Посредством вымысла автор обращает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию... При этом имеют место две тенденции художественной образности: условность (акцентирование автора не тождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жихне-подобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни) /4/.

Итак, сопоставление «Морской энциклопедии» А.С. Пушкина и «Популярной океанографии» Питера Вейля дает нам представление о своеобразии научного и художественного подхода к освоению мира и мировиде-нию, о своеобразии научного и литераутрно-художественного языка и стиля, которые еще ярче высвечивают ум и талант гениального русского поэта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сентивани Ене. Мир океана. Будапешт, изд. «Корвина», 1974. С.З.

2. Никифоров С.И. Эмоции в нашей жизни. - М., «Советская Россия», 1974, С.72.

3. Вейль Питер. Популярная океанография. Л., Гидрометеоиздат, 1977, С.155-157,219-221.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. М., «Высшая школа», 1999, С.90,93,94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.