Научная статья на тему 'Жанр сказки в творчестве А. С. Пушкина и Новалиса в аспекте проблемы мотива пути'

Жанр сказки в творчестве А. С. Пушкина и Новалиса в аспекте проблемы мотива пути Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2279
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / ПОЭЗИЯ / ПРИТЧА / МОТИВ / МЕТАФОРА / ПУТЬ / ДОРОГА / ОБРЕТЕНИЕ / ВСТРЕЧА / ПОЗНАНИЕ / СТРАНСТВИЕ / ВОЗВРАЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Керашева Фатима Нурбиевна

В статье рассматривается проблема мотива ПУТИ в творчестве А.С. Пушкина и Новалиса. Цель работы: доказать, что романтиков русского и немецкого роднит интерес к жанру сказки в аспекте заданной проблемы. Кроме того, данный контекст (Пушкин Новалис) позволяет выявить национальные особенности в эстетическом решении мотива ПУТИ у двух авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанр сказки в творчестве А. С. Пушкина и Новалиса в аспекте проблемы мотива пути»

УДК 821.161.1 ББК 83.3 (2=Рус)5 К 36

Ф.Н. Керашева

Жанр сказки в творчестве А.С. Пушкина и Новалиса в аспекте проблемы

мотива ПУТИ

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматривается проблема мотива ПУТИ в творчестве А.С. Пушкина и Новалиса. Цель работы: доказать, что романтиков - русского и немецкого - роднит интерес к жанру сказки в аспекте заданной проблемы. Кроме того, данный контекст (Пушкин - Новалис) позволяет выявить национальные особенности в эстетическом решении мотива ПУТИ у двух авторов.

Ключевые слова:

Сказка, поэзия, притча, мотив, метафора, путь, дорога, обретение, встреча, познание, странствие, возвращение.

Новалис в своей теоретической работе «Фрагменты» называет сказку «каноном поэзии», А.С.Пушкин создает свои шедевры «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о Царе Салтане», «Сказку о мертвой царевне» и другие, которые стали классикой мировой литературы. И у А.С.Пушкина, и у Новалиса в их произведениях царит чудесное, волшебное, и у того и у другого сказка тесно связана с поэзией: у А.С.Пушкина об этом говорит сама стихотворная форма, у Новалиса - обилие метафор, повторы, вставные песни. «Сказка об Эросе» является частью романа о поэзии «Генрих фон Офтердинген».

Этим далеко не исчерпывается сходство жанра сказки у двух писателей. Но мы далее будем не просто сравнивать произведения, а рассматривать их в аспекте избранной проблемы, т.е. мотива ПУТИ.

«Сказка о царе Салтане» начинается со случайно услышанного царем разговора трех девиц - очевидно Салтан проходил мимо забора, где находились девушки. Таким образом завязка действия связана с дорогой. Обвенчавшись, царь Салтан отправляется на войну:

Царь Салтан с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя Поберечь, его любя.

Далее гонец едет с грамотой к царю, после чего молодую царицу с ребенком бросают в море, и начинается их плаванье. Ребенок вырастает в бочке и превращается во взрослого юношу. Во время прогулки на море происходит волшебная встреча с Лебедью. Корабельщики, проплывавшие мимо и увидевшие новый город, становятся связующим звеном между отцом и сыном. Князь Гвидон, превращаясь в комара, в муху, в шмеля, приплывает на корабле в государство царя Салтана. Родные люди (Салтан, его жена и сын) оказываются разделенными между собой большим морским пространством, преодолеть которое можно лишь чудесным путем, с помощью царевны-Лебедь. В конце отец приезжает к сыну:

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах..., - таков главный рефрен сказки.

Все самое важное происходит в пути. Путь является метафорой преодоления трудностей, мужества и верности.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» старик получает дары, уйдя из дома, на берегу моря от волшебной рыбки. Его путь постоянно повторяется от дома - к морю и обратно. Он в плену своей старухи; старуха привязана к вещам (символически - корыту) и только рыбка вполне свободна: она живет в морской стихии. Возвращение к разбитому корыту - это замкнутый круг, порочный круг земных пристрастий.

«Сказка о мертвой царевне» начинается с отправления царя в путь-дорогу; с этого и начинаются все несчастья. Жизнь молодой царевны - это тоже трудный путь, ее ведут в лес и оставляют на съедение волкам, далее, она идет одна по лесу и выходит к избушке, где живут семь богатырей. Королевич Елисей отправляется на ее поиски, и его жизнь также проходит в пути, где происходят важные встречи с солнцем, месяцем и ветром. Не путешествует лишь одна злая мачеха, она, наоборот, в основном лишь с и д и т перед зеркалом и задает ему один и тот же вопрос. Королевич же, в з б и р а я с ь н а в ы с о к у ю г о р у , находит пещеру и хрустальный гроб с мертвой невестой:

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила.

Нужно сильное решительное действие, пылкое чувство, яркое стремление, чтобы добиться цели. У А.С.Пушкина путь заканчивается обретением, победой, причем, победой нравственной.

В «Сказке о золотом петушке» преобладает ирония, сатира. Царь Додон во время военного похода встречает шатер с шамаханской царицей, которая и погубила его. Дорога таит опасность и непредсказуемые встречи. Мудреца он тоже встречает в пути, но непочтительное обращение с волшебником, забвение своих обещаний сыграло с Додоном роковую роль и не позволило ему возвратиться домой.

С колесницы пал Додон -

Охнул раз, и умер он.

Поэма «Руслан и Людмила» также во многом похожа на сказку, тем более, что во вступлении «У лукоморья дуб зеленый» прямо говорится о сказочных сюжетах. Основной мотив странствий. Вся история Руслана, изложенная в поэме, - это жизнь в дороге; путешествуют и его соперники Рогдай и Фарлаф; блуждает в саду у чародея и прекрасная Людмила. Все заканчивается пробуждением Людмилы и возвращением домой.

Особенность сказок Новалиса в том, что они не являются самостоятельными произведениями, а входят в большие романы как вставные притчи, играя роль дополнительного комментария. Так, например, в повести «Ученики в Саисе» вставлена «Сказка о Гиацинте и Розе». Молодые люди жили по соседству через улицу и любили друг друга. Шла у них размеренная жизнь, а Г иацинт все время о чем то печалился, сидел и помалкивал, когда другие беззаботно веселились. Но мимолетным было счастье. Появился в их краях «чужеземец, странник, повидавший столько, что другие диву давались...» [1: 98]. На долю влюбленных выпадает испытание. Гиацинт после общения со странником решает отправится на поиски «небесной девы» [1: 102].

Герои живут в сказочном времени и пространстве. Все звери, встречавшиеся у Гиацинта на пути, старались подбодрить его и развлечь. С ним разговаривали и белка, и попугай, и другие обитатели леса. А ручей журчал ему свою балладу, камень прыгал подле него. Далее следуют цветы, жуки, морские раковины, кристаллы. «В этих пересечениях исчезают обычные связи от вещи к вещи (...) нужна особая энергия собирания, чтобы этот рассыпавшийся на отдельные серии и предметы мир возник как целое,.» [2: 179].

По мнению некоторых исследователей, главные герои этой сказки, Гиацинт и Роза, являются «своеобразным инструментарием Новалиса в его теории познания мира и природы. Отношение между Гиацинтом и Розой - это познание мира через любовь. Такова философема сказки» [3: 101-102]. Роза предстает перед нами в образе «небесной

девы», богини мира, а Гиацинт приходит к своему прежнему состоянию - любви.

Любовь выдвигается на первый план, и раскрытие этой любви необходимо Новалису для раскрытия особого пути познания природы, мира.

«Моральные силы, заложенные в истории Гиацинта, должны совершить долгий путь, прежде чем настанет их торжество, в пути их ждет противодействие социальных институтов, враждебного им образа жизни, враждебных идей.» [2: 178]. Но Новалис полагает, что «.бывают удачи в молодости, бывают прозрения на склоне лет. Старость не грозит настоящему искателю, вечный порыв никогда не ограничивается человеческим веком; внешность изнашивается, но тем ярче, блистательнее и самовластнее внутреннее сияние» [1: 125].

Путь Гиацинта вперед есть обретение потерянного, недооцененного ранее (Розочки).

Сказка об Эросе входит в роман «Генрих фон Офтердинген», но она намного сложнее. Действие сказки начинается ночью (она названа «нескончаемой») в ледяном царстве короля Арктура. Город короля стоит на горе у берега моря, кристаллы льда и снега причудливо сияют голубоватым цветом среди светящихся копий, мечей и щитов. Хрустальный сад из самоцветов и бриллиантов охраняется древним витязем. Пейзаж у Новалиса не просто фантастический и сказочный, он носит философский и аллегорический характер. Замороженное царство - это образное решение темы «хаоса», который означает у Новалиса не беспорядок, а стихию неоформленной материи, ждущей своего воплощения. Принцесса Фрейя, лежащая на шелковых подушках, символизирует пассивное женственное начало, прислужницы окутывают ее тенью небесной голубизны. По Новалису, хаос должен быть разбужен Эросом, что и происходит в конце сказки, а в самом начале об этом уже предсказано в песне чудесной птицы (такова поэтика Новалиса: конец помещен в начало как предвкушение и ожидание):

Нас посетит прекрасный странник вскоре,

Мир будет вскоре вечностью согрет;

Земля растает, и оттает море,

Проснется королева, будет свет;

Ночь ледяная минет, минет горе,

Вновь муза восстановит свой завет;

И в лоне Фрейи мир воспламенится,

Разрозненное вновь соединится.

Обратим внимание на то, что Эрос назван «прекрасным странником». Действительно, дальше рассказывается о странствиях Эроса (и путешествие Генриха получает здесь чудесное мифологическое обоснование - в Эросе Генрих обретает свой архетип), которые заканчиваются соединением с Фрейей: любовь приобретает и гармонизирует мир. Таков путь Эроса, таков и путь Генриха. Это - путь к любви и истине через познание и опыт, ошибки и страдания.

Права исследователь романтического стиля О.Б. Вайнштейн, когда пишет: «С помощью потенцирования и поляризации романтической мыслитель может создать динамическую систему понятий, охватывающую универсум» [4: 23].

Это потенцирование придает повествованию характер устремленности в будущее и модифицирует сам жанр сказки. У Новалиса сказка не является отдельной волшебной историей. Она приобретает характер мифа и притчи.

Таким образом, интерес к жанру сказки далеко не случайный. Сказки А.С. Пушкина близки к фольклору и пронизаны нравственным началом. Мотив ПУТИ связан с преодолением трудностей и становлением лучших качеств личности. Сказки Новалиса носят символический характер. Путь героя - это путь к поэзии.

Примечания:

1. Новалис. Голубой цветок и дьявол. М., 1998.

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

3.Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л.,

1991.

4.Вайнштейн О.В. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса. М.,

1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.