СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ № 42009 (выпуск 2)
УДК (616. 941 + 611. 12) : 616. 001. 4. 4.
В.П. Новоселов, С.В. Савченко, С.А. Федоров, К.С. Кирьянова
E-mail: [email protected]
МОРФОЛОГИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ СЕРДЦА ПРИ ПРОНИКАЮЩИХ КОЛОТОРЕЗАНЫХ РАНЕНИЯХ ГРУДИ
Новосибирский государственный медицинский университет
Согласно данным аналитических обзоров Интерпола, уже на протяжении многих лет именно острые орудия, наряду с огнестрельным оружием, чаще всего используются при совершении убийств или причинении тяжкого вреда здоровью [1]. Среди всех повреждений, причиняемых острыми предметами, самое большое количество случаев приходится на травму колюще-режущими орудиями [2] [3] [4].
Сердце при повреждениях колюще-режущими орудиями является одним из наиболее часто травмируемых органов с высокими показателями летальности, превышающими 90% [3].
Основным вопросом, решаемым при исследовании морфологических особенностей колото-резаных повреждений, является установление механизма их образования для идентификации орудия травмы. Большинство проведенных исследований, посвященных идентификации орудия травмы, связано с исследованием морфологических особенностей и следовоспринимающих свойств кожи человека в области колото-резаных ран [4]. В то же время остаются в должной мере неисследованными морфологические особенности повреждений сердца. Для решения вопроса об особенностях механизма их образования и установления конкретного экземпляра ножа, в связи с вышеизложенным, была проведена сравнительная морфологическая оценка повреждений сердца при проникающих колото-резаных ранениях груди.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Проведенное исследование было выполнено на экспериментальном и практическом материале. Анализу подверглись 117 экспериментальных исследований, выполненных на биоманекенах, а также наблюдения из экспертной практики. В качестве биоманекенов использовались трупы лиц, умерших скоропостижно в результате обострения течения сердечно-сосудистой патологии. Практический материал был представлен 86 наблюдениями погибших в результате причинения проникающих колото-резаных ранений с повреждением сердца и поступивших в
танатологический отдел ГБУЗ НСО «Новосибирское областное бюро судебно-медицинской экспертизы». В 72 случаях пострадавшими были мужчины, в 14 - женщины в возрасте от 19 до 73 лет. В 66 случаях это были одиночные ранения передней левой половины груди в проекции расположения сердца, в 12 случаях были двойные ранения, в 8 случаях травма сердца возникла в результате 3 воздействий ко-люще-режущим орудием. При проведении аутопсии исследовались все имеющиеся повреждения, после чего для дополнительного исследования использовались изъятые кожные лоскуты с ранами, а также сердце с имеющимися на нем повреждениями. Экспериментальное моделирование было осуществлено путем образования колото-резаных ранений на передней поверхности левой половины грудной клетки на участке, расположенном между среднеключичной и окологрудинной линиями в 4-5-м межреберье, ударами в направлении спереди назад. Целенаправленно исследовались (визуально, стереомикроскопически, осуществлялось масштабное фотографирование, измерение) кожная рана и повреждения сердца. В ходе экспериментального исследования были использованы 5 ножей хозяйственно-бытового предназначения одной конструкции с абсолютно одинаковыми клинками. Толщина обуха у всех клинков составила 1 мм, ширина клинка - 16 мм. Лезвия и острие клинков были одинаково острыми, обух на поперечном сечении был П-образным, с хорошо выраженными, довольно острыми ребрами. Для сравнительного морфологического изучения отображения следообразующих свойств клинков ножей некоторые конструкционные особенности были изменены. Глубина погружения клинков ножей во всех случаях причинения экспериментальных повреждений была одинаковая и составляла 100 мм. Исследуемые повреждения составили 5 групп. Контрольную 1-ю группу составили повреждения, причиненные неизмененным клинком ножа. В группу 2 вошли повреждения, причиненные клинком ножа, у которого (с помощью алмазного надфиля) было слегка затуплено лезвие; группу 3 и 4 составили повреждения клинком ножа, у которого было слегка притуплено (закруглено), соответственно, только левое или только правое ребро обуха. Группу №5 составили повреждения, причиненные клинком ножа, у которого были притуплены оба ребра обуха, размеры клинков ножей не изменялись. Приоритет использования именно такой конструкции ножей обусловлен тем, что из экспертной теории и практики известно, что на коже в повреждениях от ножей, имеющих одно лезвие и П-образный на поперечном сечении обух толщиной 1 мм и менее, образуются обушковые концы закругленной формы, при этом другие свойства обуха не отображаются. Морфологическое исследование проводили после восстановления кожных лоскутов и стенок сердца с имеющимися на них повреждениями в растворе А.Н. Ратневского №1 [5].
ОПЫТ РЕГИОНОВ
При морфологическом исследовании использовались: сетка-микрометр, угломерная сетка, стереомикроскоп МБС-10, МС-2 zoom (увеличение 16-56) и Leica (увеличение до 200), фото- и видеосъемки препаратов осуществлялись с помощью цифровой фотокамеры Canon Power Shot S3 IS микрофотографирование производилось с помощью цифровой фотокамеры «Canon Power Shot А 640». Все полученные цифровые данные обрабатывали статистически с использованием t-критерия Стьюдента, специализированной компьютерной статистической программы Origin 7.0 и Excel Microsoft Office XP Pro.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Проведенные на первом этапе исследования эксперименты по моделированию проникающих колото-резаных ранений груди с повреждением сердца позволили выявить ряд морфологических особенностей травмирования этого органа. Было отмечено, что эпикард и миокард стенок сердца по сравнению с традиционно используемыми в экспертной практике кожными ранами обладают более высокой морфологической идентификационной значимостью. В результате проведенного сравнительного морфологического исследования было выявлено, что раны кожи после восстановления в растворе Ратневского №1 в силу сокращения эластических волокон уменьшались в длину и становились короче на 4 - 12 мм. Таким образом, величина ретракции кожи приводила к уменьшению размеров длины ран на 20 - 46,6%. Повреждения стенок камер различных отделов серд-
| верх
Фото №1. Микрофото обушкового конца колото-резаного повреждения, причиненного действием клинка ножа с неизмененными свойствами (с хорошо выраженными ребрами обуха, острым лезвием и острием), увеличение х20
ца деформировались меньше, чем кожные раны, за счет особенности структуры миокарда, имеющей к тому же большую, чем кожа, толщину. Процесс ретракции колото-резаных повреждений в стенке различных отделов сердца - как предсердий, так и желудочков - составил от 2 мм до 3 мм, что составило от 18,7% до 25%. Как следует из представленных данных, длина колото-резаных повреждений, образующихся в стенке сердца, по сравнению с длиной кожных ран более точно соответствует ширине клинка травмирующего орудия. Это связано с особенностями структуры эпикарда и миокарда, которые менее подвержены процессу ретракции в процессе длительного хранения до 20 дней с последующим восстановлением первоначальных свойств с помощью раствора Ратневского №1. На следующем этапе исследования были проведены сравнительные исследования морфологии повреждений, образованных от различных клинков, в мягких тканях, составляющих раневой канал.
При морфологической оценке повреждений сердца было отмечено, что они при использовании конструкционно неизмененного клинка ножа № 1 повреждения на эпикарде и в толще сердечной мышцы были линейной формы, имели ровные, хорошо сопоставимые края и стенки, одна из стенок всегда была немного скошена, противоположная нависала; концы на эпикарде и миокарде, образованные лезвием, были остроугольными, ребра раневого канала отвесные либо пологие; концы, образованные действием обуха, на эпикарде и в сердечной мышце П-об-
| верх
Фото №2. Микрофото обушкового конца колото-резаного повреждения, причиненного клинком ножа с притупленным левым ребром обуха, увеличение х20
В.П. Новоселов, С.В. Савченко и др.
ПОВРЕЖДЕНИЯ СЕРДЦА ПРИ КОЛОТО-РЕЗАНЫХ РАНЕНИЯХ ГРУДИ
разные, или П-образно скошенные, шириной 1 мм, ребра отвесные либо нависающие.
Повреждения от клинка ножа № 2 (с притупленным лезвием) были линейной формы, края ровные, хорошо сопоставимые, концы, образованные действием лезвия, остроугольные, концы, образованные действием обуха на эпикарде и сердечной мышце, П-образные, шириной 1 мм. Лезвийные концы имели больший угол, чем описанные выше. Стенки раневого канала в сердечной мышце были гладкими, одна из стенок всегда скошена, противоположная нависала. Ребра раневого канала в лезвийных концах были отвесные, либо пологие, в обушковых концах - отвесные либо нависающие.
Повреждения от клинков ножей № 3 и 4 (с закругленным (притупленным) левым или правым ребром обуха) были линейной формы, края ровные, хорошо сопоставимые. Концы, образованные действием обуха, на эпикарде и сердечной мышце П-об-разно скошенные, шириной 1 мм; углы, образованные притупленным ребром обуха, были закруглены, углы, образованные относительно острым ребром обуха, - остроугольные. Концы, образованные действием лезвия, остроугольные как на эпикарде, так и в сердечной мышце. Стенки повреждения гладкие, одна из стенок всегда скошена, противоположная нависала. Ребра раневого канала в лезвийных концах были отвесные, либо пологие, в обушковых концах - отвесные либо нависающие.
Повреждения от клинков ножей № 5 (с закругленными (притупленными) обоими ребрами обуха) имели линейную форму, края были ровные, хорошо сопоставимые, концы, образованные действием лезвия, остроугольные, концы, образованные действием обуха на эпикарде, П-образные или трапециевидные, шириной 1 мм, на сердечной мышце - Т-образные или трапециевидные, шириной от 0,9 мм до 1 мм. Стенки повреждения гладкие, одна из стенок всегда скошена, противоположная нависает. Ребра раневого канала в лезвийных концах были отвесные, либо пологие, в обушковых концах - отвесные либо нависающие.
Форма, размеры повреждений на предсердиях и желудочках сердца, образованные одним и тем же травмирующим предметом, не отличались. Детали повреждений на внутренней поверхности сердца из-за неровности ее рельефа (за счет большого количества трабекул) проследить на всем протяжении не представлялось возможным. Таким образом, выявленные морфологические особенности травмирования позволяют высказаться о том, что ретракция стенок камер сердца значительно меньше ретракции кожи, следовательно, они более точно отображают ширину отобразившейся части клинка ножа, а кроме того, на этих тканях достаточно полно отображаются конструктивные особенности обуха и лезвия клинков ножей, поэтому их можно использовать для идентификации травмирующего орудия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные данные о морфологических особенностях колото-резаных повреждений эпикарда и миокарда свидетельствуют о том, что они достаточно полно отражают конструктивные особенности клинков ножей, следовательно, эти повреждения можно использовать как сравнительный материал для идентификации травмирующего предмета. При исследовании сердца определилась идентификационная значимость, достаточная для идентификации травмирующего предмета по групповым признакам. Сравнительная морфологическая оценка колото-резаных ран кожи и повреждений сердца при проникающих колото-резаных ранениях груди свидетельствует о более высокой идентификационной значимости повреждений эпикарда и миокарда различных стенок камер сердца. Выявленные морфологические особенности повреждений сердца позволяют делать более полные и обоснованные выводы о свойствах травмирующего орудия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Schwenzer K. Kriminalistische Spuren-wichtige Mittel zur Beweisfuhrung. Forum der Kriminal., 1977, 4, 32-41.
2. Комаров П.П. Материалы к определению вида и особенностей клинка колюще-режущего орудия по характеру повреждений материалов одежды и кожи человека // Дисс. канд. мед. наук. - М., 1978.
3. Капитонов Ю.В. Механизм образования колото-резаных повреждений и идентификация колюще-режущих орудий в судебной медицине //Дисс. док. Мед. наук. -Волгоград, 1983.
4. Иванов И.Н., Зимина Ю.В. Судебно-медицинское исследование ножевых ранений и орудий травмы. -С-Пб., 1996.
5. Ратневский А.Н. Определение колюще-режущего орудия по восстановленным кожным ранам на трупе // Автореф. дисс. канд., Горький, 1972.
MORPHOLOGY OF CARDIAC INJURIES IN THE PENETRATING STAB-CUT WOUNDS OF BREAST
V.P. Novoselov, S.V. Savchenko, S.A. Fedorov, K.S. Kiryanova
SUMMARY
Comparative morphologic experimental-practical investigation was performed based on 117 experimental observations and 81 cases from expert practice. New information concerning comparative morphologic assessment of cardiac damages in penetrable stab-cut wounds of breast is presented. Morphological features revealed allow to draw more complete and grounded conclusions about properties of injuring instrument.
Key words: morphology, damages of heart, cut-stabbed damages of breast, authentication.