Научная статья на тему 'Морфологические особенности изучения топонимов на уроках русского языка'

Морфологические особенности изучения топонимов на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
606
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ТОПОНИМИКА / ТОПОНИМ / MORPHOLOGICAL FEATURES / TOPONYMY / TOPONYM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куликова О. Н.

В статье рассматриваются морфологические особенности изучения топонимов на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The morphological features of toponym studying at the lessons of Russian language are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «Морфологические особенности изучения топонимов на уроках русского языка»

О.Н. КУЛИКОВА, аспирант кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, учитель русского языка ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 449

ivankulich@gmail.com

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТОПОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются морфологические особенности изучения топонимов на уроках русского языка.

Ключевые слова: морфологические особенности, топонимика, топоним.

Известно, что топонимика - наука, изучающая географические названия, топонимы (от греч. 1юр08 - «место, местность», опота - «имя»). Учитель-словесник может проводить целенаправленную работу по формированию умений и навыков правописания, используя богатейший материал топонимики. При изучении морфологических особенностей имен существительных на уроках русского языка можно обратиться к материалам топонимики.

Топонимия - часть языка, из него она и берет все свои средства. Но из всех слов языка в нее проникает только избранное меньшинство. Целым огромным пластам доступ в нее закрыт (например, в русской топонимии - глагольным формам, за исключением императива). Зато в ней процветают слова, которые вне ее в языке почти не имеют хождения, как град.

Сейчас в топонимике очень четко прослеживается тенденция, по силе близкая к норме, выровнять все топонимы на имя существительное в именительном падеже.

У топонимов есть ряд специфических черт, которые касаются их морфологических особенностей. В топонимии общеязыковые законы преломляются, и в ней возникают собственные закономерности, отсутствующие в языке вне ее.

В русском языке собственные имена на - ов, -ин (краткие формы) мужского или среднего рода отличаются от тех же нарицательных (александров дом, тов. Александров, гор. Александров) даже падежными формами:

Падеж

Им.

Твор.

Предл.

Краткая форма прилагательного

Александров дом александр овым домом об александровом доме

Фамилия

тов. Александров тов. Александровым о тов. Александрове

Топоним

г. Александров г. Александровом о г. Александрове

- тождественные нарицательным в большинстве падежей, топонимы в творительном падеже ведут себя иначе (за городом Киевом, Бобровом, Ивановом, тогда как -бобровым воротником). А в предложном к ним присоединяются и фамилии (о городах Киеве, Боброве, Иванове, о тов. Боброве, тогда как - о бобровом воротнике).

Учащимся необходимо сообщать о таких морфологических особенностях топонимов в русском языке. Это те знания, которые необходимы ученику, чтобы сформировать у него грамотность по русскому языку.

Данный материал целесообразно ввести в контекст уроков русского языка в 5-м классе после изучения тем «Правописание гласных в падежных окончаниях суще-

© О.Н. Куликова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ствительных в единственном числе» и «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» (см.: Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык. Учебник для

5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 2006). Если учителю покажется, что для учеников восприятие этого материала на данный период их обучения является трудным, то можно сделать это в более старших классах при повторении пройденного. Данный материал соединяет в себе сведения о правописании гласных в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных.

Затем мы предлагаем учащимся выполнить ряд упражнений по данной теме.

1. Спишите. Объясните написание окончаний в цепочках слов.

Иван..в..м домом - другом Иван..в..м - городом Иван..в..м;

(об) иван..в..м доме - (о) друге Иван..в.. - (о) городе Иван..в..;

александр..в..м домом - другом Алексанр..в..м -городом Александр.. в.. м;

(об) Александр..в..м доме - (о) друге Александр..в.. - (о) городе Александр..в..

2. Спишите. Обозначьте окончания имен существительных и прилагательных.

С надежн..м врач..м, со старательн.. учениц..й,

06 иван..в..м дом.., о ловк.. спортсмен.., за город..м Киев..м, прежн.. подругу, об умел..м мастер.., о город.. Бобр..в.., за метк..м стрелком, у аккуратн.. девочк.., со строг.. юнош..й, о бобр..в..м воротник.., о проворн.. школьник.., со старш..м братом, о младш..й сестре, с хорош..м товарищ..м, об опасн..м наводнен...

3. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, выделяя окончания прилагательных.

Город Новгород является центром Новгородск.. област. Один из древнейш..х русск..х городов. В иностранных источниках упоминается в У1-1Х вв. Название кажется понятным - нов..й город, значит, где-то рядом был или есть стар..й город. Такой город, вероятно, был. Это, возможно, так называемое Рюриково городище, которое археологи обнаружили в исток.. рек.. Волхов и датируют его 1Х-Х вв.

Не исключено, что город был назван Новгородом и в связи с особым характером его плани-ровк.. не в виде крепост.. и посадов вокруг нее,

как, например, Москва, Псков и др., т.е. город, построенный по-новому, а не в виде крепост.. и улиц, отходящих от нее.

(Г.П. Смолицкая)

4. Спишите. Вставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте части слов, в которых имеются пропуски.

1. Отряд туристов шел по алле.., которая в..ла к реке. 2. Под городом Иван..в..м мы отдыхали все лето. 3. Р..бята остановились у обрывистого берега пол..жили свои рю..заки набрали сухих веток и разожгли к..стер. 4. Мама гордилась своим бобр..в ..м воротником. 5. К..тлеты и чай с п..рогами на свеж..м воздух.. пок..зались самой вкус(?)ной пищей. 6. Все поблагод..рили девочек, которые пр..готовили ужин.

В. А. Никонов в книге «Введение в топонимику » отмечает, что еще в XVI в. такие названия склонялись одинаково с тождественными им прилагательными. В исследованиях того времени (В .А. Никонов приводит материалы Б.Г. Унбегау-на) приведены обильные примеры из документов 1500-1513 гг.: подъ Кыевымъ, за Краковымъ, подо Львовымъ, подъ Туровымъ. Даже и «Российская грамматика» М.В. Ломоносова требовала в творительном падеже Ржевым, Серпухо-вым, Осташковым. Теперь эти названия полностью субстантивировались (т.е. стали существительными) и приняли склонение типа зов, кров -твор. зовом, кровом, пред. о зове, о крове, тогда как краткие притяжательные прилагательные (какими были и эти топонимы при своем топонимическом рождении) приняли склонение полных прилагательных (как - бобровым - о бобровом). Процессы эти длительны и нелегки. Не только в начале XVI в., а и при Ломоносове они еще не завершились. Фамилии и сегодня остановились на полпути, в творительном падеже оставаясь с нарицательными, а в предложном примкнув к топонимам.

Сложным путем изменялось склонение топонимов на -ск типа Смоленск, Козьмодемьянск, не имеющих параллелей среди нарицательных и фамилий (прилагательные на -ск утратили краткую форму, а фамилии не имели ее никогда). В современных различиях легко убедится каждый, просклоняв сравнительно названия Пролетарск, Смоленск, Козмодемьянск, прилагательное пролетарский и фамилию Козмодемьянский.

Нарицательное имя существительное, став топонимом, переходит в иной ряд и ведет себя иначе,

чем то же слово, оставшееся нарицательным. Их судьбы различны. Но во всех случаях это законы языка, только посредством которых топонимией и управляет исторический внеязыковой процесс.

Формальные особенности топонима во всех известных языках все же не настолько сильны и абсолютны, чтобы выделить его в особую часть речи (хотя, например, предполагают, что в некоторых дравидских языках некогда составляли особую часть речи личные имена). Длительный процесс становления географических названий как особого подкласса имен, протекающий неравномерно в разных языках, не приостановлен. Не исключено, что они могут сложиться в еще более обособленную группу.

Использование топонимического материала на уроках русского языка не только способствует формированию у учащихся умений и навыков правописания, но и представляет большой научный и практический интерес, помогает решать вопросы обучения и воспитания школьников средствами родного языка. Учебно-познавательный материал, раскрывающий этимологию названий городов, сел, рек, озер, возвышенностей и т.п., способен вызвать достаточно высокий интерес у школьников 5-9-х классов. Такие материалы правомерно ввести в контекст урока при изучении языковых тем по русскому языку, в том числе при изучении и морфологии, для формирования фоновых культу -рологических знаний.

Библиографический список

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 2006.

2. Никонов В. А. Введение в топонимику. - М.: Наука, 1965.

3. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1990.

The morphological features of toponym studying at the lessons of Russian language are discussed in this article.

Keywords: morphological features, toponymy, toponym.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.