О.Н. КУЛИКОВА, аспирант кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, учитель русского языка ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 449
ivankulich@gmail.com
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТОПОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В статье рассматриваются морфологические особенности изучения топонимов на уроках русского языка.
Ключевые слова: морфологические особенности, топонимика, топоним.
Известно, что топонимика - наука, изучающая географические названия, топонимы (от греч. 1юр08 - «место, местность», опота - «имя»). Учитель-словесник может проводить целенаправленную работу по формированию умений и навыков правописания, используя богатейший материал топонимики. При изучении морфологических особенностей имен существительных на уроках русского языка можно обратиться к материалам топонимики.
Топонимия - часть языка, из него она и берет все свои средства. Но из всех слов языка в нее проникает только избранное меньшинство. Целым огромным пластам доступ в нее закрыт (например, в русской топонимии - глагольным формам, за исключением императива). Зато в ней процветают слова, которые вне ее в языке почти не имеют хождения, как град.
Сейчас в топонимике очень четко прослеживается тенденция, по силе близкая к норме, выровнять все топонимы на имя существительное в именительном падеже.
У топонимов есть ряд специфических черт, которые касаются их морфологических особенностей. В топонимии общеязыковые законы преломляются, и в ней возникают собственные закономерности, отсутствующие в языке вне ее.
В русском языке собственные имена на - ов, -ин (краткие формы) мужского или среднего рода отличаются от тех же нарицательных (александров дом, тов. Александров, гор. Александров) даже падежными формами:
Падеж
Им.
Твор.
Предл.
Краткая форма прилагательного
Александров дом александр овым домом об александровом доме
Фамилия
тов. Александров тов. Александровым о тов. Александрове
Топоним
г. Александров г. Александровом о г. Александрове
- тождественные нарицательным в большинстве падежей, топонимы в творительном падеже ведут себя иначе (за городом Киевом, Бобровом, Ивановом, тогда как -бобровым воротником). А в предложном к ним присоединяются и фамилии (о городах Киеве, Боброве, Иванове, о тов. Боброве, тогда как - о бобровом воротнике).
Учащимся необходимо сообщать о таких морфологических особенностях топонимов в русском языке. Это те знания, которые необходимы ученику, чтобы сформировать у него грамотность по русскому языку.
Данный материал целесообразно ввести в контекст уроков русского языка в 5-м классе после изучения тем «Правописание гласных в падежных окончаниях суще-
© О.Н. Куликова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ствительных в единственном числе» и «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» (см.: Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык. Учебник для
5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 2006). Если учителю покажется, что для учеников восприятие этого материала на данный период их обучения является трудным, то можно сделать это в более старших классах при повторении пройденного. Данный материал соединяет в себе сведения о правописании гласных в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных.
Затем мы предлагаем учащимся выполнить ряд упражнений по данной теме.
1. Спишите. Объясните написание окончаний в цепочках слов.
Иван..в..м домом - другом Иван..в..м - городом Иван..в..м;
(об) иван..в..м доме - (о) друге Иван..в.. - (о) городе Иван..в..;
александр..в..м домом - другом Алексанр..в..м -городом Александр.. в.. м;
(об) Александр..в..м доме - (о) друге Александр..в.. - (о) городе Александр..в..
2. Спишите. Обозначьте окончания имен существительных и прилагательных.
С надежн..м врач..м, со старательн.. учениц..й,
06 иван..в..м дом.., о ловк.. спортсмен.., за город..м Киев..м, прежн.. подругу, об умел..м мастер.., о город.. Бобр..в.., за метк..м стрелком, у аккуратн.. девочк.., со строг.. юнош..й, о бобр..в..м воротник.., о проворн.. школьник.., со старш..м братом, о младш..й сестре, с хорош..м товарищ..м, об опасн..м наводнен...
3. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, выделяя окончания прилагательных.
Город Новгород является центром Новгородск.. област. Один из древнейш..х русск..х городов. В иностранных источниках упоминается в У1-1Х вв. Название кажется понятным - нов..й город, значит, где-то рядом был или есть стар..й город. Такой город, вероятно, был. Это, возможно, так называемое Рюриково городище, которое археологи обнаружили в исток.. рек.. Волхов и датируют его 1Х-Х вв.
Не исключено, что город был назван Новгородом и в связи с особым характером его плани-ровк.. не в виде крепост.. и посадов вокруг нее,
как, например, Москва, Псков и др., т.е. город, построенный по-новому, а не в виде крепост.. и улиц, отходящих от нее.
(Г.П. Смолицкая)
4. Спишите. Вставьте пропущенные знаки препинания. Обозначьте части слов, в которых имеются пропуски.
1. Отряд туристов шел по алле.., которая в..ла к реке. 2. Под городом Иван..в..м мы отдыхали все лето. 3. Р..бята остановились у обрывистого берега пол..жили свои рю..заки набрали сухих веток и разожгли к..стер. 4. Мама гордилась своим бобр..в ..м воротником. 5. К..тлеты и чай с п..рогами на свеж..м воздух.. пок..зались самой вкус(?)ной пищей. 6. Все поблагод..рили девочек, которые пр..готовили ужин.
В. А. Никонов в книге «Введение в топонимику » отмечает, что еще в XVI в. такие названия склонялись одинаково с тождественными им прилагательными. В исследованиях того времени (В .А. Никонов приводит материалы Б.Г. Унбегау-на) приведены обильные примеры из документов 1500-1513 гг.: подъ Кыевымъ, за Краковымъ, подо Львовымъ, подъ Туровымъ. Даже и «Российская грамматика» М.В. Ломоносова требовала в творительном падеже Ржевым, Серпухо-вым, Осташковым. Теперь эти названия полностью субстантивировались (т.е. стали существительными) и приняли склонение типа зов, кров -твор. зовом, кровом, пред. о зове, о крове, тогда как краткие притяжательные прилагательные (какими были и эти топонимы при своем топонимическом рождении) приняли склонение полных прилагательных (как - бобровым - о бобровом). Процессы эти длительны и нелегки. Не только в начале XVI в., а и при Ломоносове они еще не завершились. Фамилии и сегодня остановились на полпути, в творительном падеже оставаясь с нарицательными, а в предложном примкнув к топонимам.
Сложным путем изменялось склонение топонимов на -ск типа Смоленск, Козьмодемьянск, не имеющих параллелей среди нарицательных и фамилий (прилагательные на -ск утратили краткую форму, а фамилии не имели ее никогда). В современных различиях легко убедится каждый, просклоняв сравнительно названия Пролетарск, Смоленск, Козмодемьянск, прилагательное пролетарский и фамилию Козмодемьянский.
Нарицательное имя существительное, став топонимом, переходит в иной ряд и ведет себя иначе,
чем то же слово, оставшееся нарицательным. Их судьбы различны. Но во всех случаях это законы языка, только посредством которых топонимией и управляет исторический внеязыковой процесс.
Формальные особенности топонима во всех известных языках все же не настолько сильны и абсолютны, чтобы выделить его в особую часть речи (хотя, например, предполагают, что в некоторых дравидских языках некогда составляли особую часть речи личные имена). Длительный процесс становления географических названий как особого подкласса имен, протекающий неравномерно в разных языках, не приостановлен. Не исключено, что они могут сложиться в еще более обособленную группу.
Использование топонимического материала на уроках русского языка не только способствует формированию у учащихся умений и навыков правописания, но и представляет большой научный и практический интерес, помогает решать вопросы обучения и воспитания школьников средствами родного языка. Учебно-познавательный материал, раскрывающий этимологию названий городов, сел, рек, озер, возвышенностей и т.п., способен вызвать достаточно высокий интерес у школьников 5-9-х классов. Такие материалы правомерно ввести в контекст урока при изучении языковых тем по русскому языку, в том числе при изучении и морфологии, для формирования фоновых культу -рологических знаний.
Библиографический список
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 2006.
2. Никонов В. А. Введение в топонимику. - М.: Наука, 1965.
3. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1990.
The morphological features of toponym studying at the lessons of Russian language are discussed in this article.
Keywords: morphological features, toponymy, toponym.