Научная статья на тему 'МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ У СТУДЕНТОВ ТЫВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ У СТУДЕНТОВ ТЫВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
функциональное состояние / морфофункциональные показатели / здоровье студентов / functional state / morphofunctional parameters / students' health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л.К. Будук-Оол, Р.И. Айзман

В работе проведен сравнительный анализ некоторых морфофункциональных показателей студентов и их динамики в период обучения в Тывинском государственном университете. Антропометрические исследования тотальных размеров тела и их относительных показателей выявили, что тувинские студенты отличаются более низкими абсолютными размерами тела, силовыми показателями динамометрии и дыхательной системы. Морфофункциональные показатели имеют значительный диапазон изменчивости, которая определяется не только возрастно-половыми, но и региональными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.К. Будук-Оол, Р.И. Айзман

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORPHOFUNCTIONAL PARAMETERS IN THE STUDENTS OF TYVA STATE UNIVERSITY

The paper provides a comparative analysis of some morphofunctional parameters and their trends during education of the students at the Tyva State University. The antropometric studies of the total body sizes and their relative parameters have revealed that the Tuva students show a lower absolute stature, force parameters of dynamometry and the respiratory system. The morphofunctional parameters have a wide range of variability that is determined by not only agegender-related features, but also regional features.

Текст научной работы на тему «МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ У СТУДЕНТОВ ТЫВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

гиена и санитария 3/2009

5. Мирская Н. Б., Барсукова Н. К., Полесский В. А. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2000. - № 4. - С. 30-32.

6. Мирская Н. Б., Синякина А. Д. // Материалы I Международного конгресса "Проблемы популяционного

здоровья". — Челябинск; Монреаль, 2003. — С. 127-128.

7. Сухарева Л. М., Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В. // Вестн. РАМН. - 2003. - № 8. -С. 23-27.

Поступила 26.02.08

СЛ. К. БУДУК-ОЛЛ, Р. И. АЙЗМАН, 2009 УДК 613.96:572,7(571.52)

Л. К. Будук-оол', Р. И. Айзман2

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ У СТУДЕНТОВ ТЫВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

'доцент кафедры анатомии, физиологии Тывинского государственного университета, Кызыл (e-mail: buduk-ool@mail.ru); 'профессор кафедры анатомии, физиологии ТГУ (e-mail:tgu@tuva.ru)

В работе проведен сравнительный анализ некоторых морфофункциоыальных показателей студентов и их динамики в период обучения в Тывинском государственном университете. Антропометрические исследования тотальных размеров тела и их относительных показателей выявили, что тувинские студенты отличаются более низкими абсолютными размерами тела, силовыми показателями динамометрии и дыхательной системы. Морфофункциональные показатели имеют значительный диапазон изменчивости, которая определяется не только возрастно-половыми, но и региональными особенностями.

Ключевые слова: функциональное состояние, морфофункциональные показатели, здоровье студентов

L. К. Buduk-ool, R. 1. Aizjnan. - MORPHOFUNCTIONAL PARAMETERS IN THE STUDENTS OF TYVA STATE UNIVERSITY

The paper provides a comparative analysis of some morphofunctional parameters and their trends during education of the students at the Tyva State University. The antropometric studies of the total body sizes and their relative parameters have revealed that the Tuva students show a lower absolute stature, force parameters of dynamometry and the respiratory system. The morphofunctional parameters have a wide range of variability that is determined by not only age-gender-related features, but also regional features.

Key words: functional state, morphofunctional parameters, students' health

Республика Тыва характеризуется дискомфортными природными условиями проживания, ультраконтинентальным климатом, по своим природным условиям не имеет аналогов в России [2]. Оценка уровня популяционного здоровья выявила в республике самый неблагополучный показатель по стране [13].

Согласно современным представлениям все функции формируются и претерпевают изменения при тесном взаимодействии организма со средой. Функциональное состояние студентов наряду с климато-географическими факторами детерминируется влиянием учебной нагрузки. По данным литературы, у студентов во время учебы в вузе наблюдаются сдвиги со стороны многих систем, являющиеся результатом воздействия неблагоприятных гигиенических факторов [4], что чревато многими отрицательными последствиями для их здоровья в дальнейшем [1].

В обследовании приняли участие студенты Тывинского государственного университета тувинской и русской национальностей. Антропометрические измерения проводили по стандартным методическим рекомендациям [3, 10, 11, 12]. Антропометрические показатели оценивали качественно на основании индексов крепости телосложения (ИКТ) и типа конституции по индексу Пинье (ИП), индекса массы тела (МТ) по Кетле (ИК), пропорциональности телосложения по формуле Эрисмана (ИЭ). Силовые показатели (ДМ) кисти руки измеряли ручным динамометром, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) — воздушным спирометром, на основании этих показателей рассчитывали ин-

декс кистевой силы (ИКС), жизненный индекс (ЖИ).

Результаты экспериментов подвергали вариационно-статистической обработке с использованием для сравнения величин при их нормальном распределении /-критерия Стьюдента. Различия считали статистически достоверными начиная со значений р < 0,05.

Проведенные исследования выявили, что студенты тувинской национальности характеризуются более низкими морфологическими показателями ДТ, МТ и ОГК по сравнению с русскими. Полученные данные согласуются с данными исследований других национальностей, проживающих в условиях Южной Сибири и по близких генетическому родству к тувинцам [14, 15].

Динамика антропометрических показателей в период обучения свидетельствует, что у тувинских студентов, девушек и юношей, отмечалось увеличение ДТ и МТ с I к V курсу. В группе русских студентов годовые прибавки в ДТ заканчивались на IV курсе, что может указывать на более раннее завершение биологического созревания организма этих студентов. МТ находится в зависимости от длины тела (ДТ), но ее изменение в онтогенезе происходит гетерохронно и в большей степени связано с внешнесредовыми условиями жизнедеятельности, чем с возрастом. Годовые прибавки МТ у русских юношей более значительные, чем у тувинских. МТ тувинок имела ежегодные прибавки, а у русских девушек она лабильна и снижалась на 3,1% с I к V курсу обучения.

Соотношение МТ с должной МТ (ДМТ) показало, что у юношей на младших курсах МТ ниже ДМТ, а на старших отмечалось превышение МТ над ДМТ, причем у русских студентов процент превышения больше, чем у тувинцев. У девушек МТ выше ДМТ на всех курсах, кроме тувинок на IV курсе (-0,5 ± 1,8%) и русских девушек на III курсе (-1,3 ± 3,3%).

Во всех группах студентов среднестатистический И К находился в норме, за исключением юношей IV— V курсов, у которых он соответствовал оценке "повышенная упитанность". Динамика ИК в период обучения характеризовалась его увеличением к V курсу, причем у русских студентов ИК достоверно выше, чем у тувинских. У русских девушек к V курсу отметили снижение ИК, а у тувинских — повышение.

Анализ индивидуальных значений ИК показал, что на I курсе нормальную МТ имели больше половины студентов: среди русских 67,9 ± 8,8% юношей, 69,4 ± 7,7% девушек, среди тувинцев 56,2 ± 4% юношей и 59,9 ± 3,3% девушек, при этом во всех исследуемых группах отметили 5—10% студентов с гипотрофией веса. На последующих курсах гипотрофия характерна в основном для девушек, причем у русских девушек она встречалась чаще.

Полученные данные согласуются с данными других исследований, где также показано, что нормальную МТ имеют около половины студентов различных регионов России [6, 9, 16], причем указывается на дефицит МТ у студентов европейского Севера [18]. Мы также обнаружили более высокие значения ИК у юношей, по сравнению с девушками, что соответствует данным литературы [9].

Зависимость окружности грудной клетки (ОГК) от климатических условий выше, чем ДТ и МТ [5, 8]. Выявили положительную динамику ОГК по годам обучения у всех юношей, причем у русских юношей годовые прибавки более значительные. ОГК у тувинок достоверно не изменялась на протяжении обучения, а у русских девушек снижалась на III и V курсах (р < 0,05).

У юношей независимо от национальности крепость телосложения выше, чем у девушек. Несмотря на то, что у всех юношей крепость телосложения увеличивалась к V курсу, отметили различия по национальностям: у тувинцев крепость телосложения достоверно выше до III курса, а на IV—V курсах ниже. В группе девушек достоверные различия в крепости телосложения зафиксировали на III курсе: И П тувинок соответствовал хорошему телосложению, а русских — среднему.

Сравнение индивидуальных показателей ИП позволило установить, что на I курсе среди юношей обеих национальностей и тувинских девушек преобладали лица со средним телосложением, а среди русских девушек равнораспределены лица с хорошим и средним телосложением. На остальных курсах во всех исследуемых группах преобладали лица со средним и хорошим телосложением. Крепкое телосложение отметили только у русских девушек на I—II курсах.

На старших курсах у юношей преобладающим соматотипом являлся нормостенический, при этом гиперстеников больше, чем астеников. Среди юношей наблюдали нарастание лиц с гиперстениче-

ским типом к V курсу, причем более интенсивно среди русских юношей. Среди девушек также преобладающим типом являлся нормостенический, однако на V курсе среди русских девушек примерно одинаково представлены астеники (41,2 ± 1,9%) и нормостеники (47,1 ± 2,1%). В период обучения среди русских девушек наблюдали увеличение астеников и снижение гиперстеников, среди тувинских девушек также отметили рост астеников, а доля гиперстеников оставалась неизменной (около 20%) весь период обучения.

Пропорциональность телосложения, характеризуемая ИЭ, у юношей на младших курсах соответствовала нормальной ширине груди, на III—V курсах отмечали широкогрудость. ИЭ тувинских девушек свидетельствовал о широкогрудости на всех курсах. У русских девушек широкогрудость отметили только на младших курсах, а на остальных — нормальную ширину груди.

Индивидуальные показатели ИЭ свидетельствуют, что во всех исследуемых группах большинство первокурсников представлено лицами, отличающимися широкогрудостью, причем среди русских студентов доля таких лиц больше, а среди тувинцев выше доля узкогрудых лиц. С I к V курсу наблюдали противоположную динамику ИЭ в зависимости от национальности: происходило снижение доли лиц с широкогрудостью и увеличение доли лиц с узкогрудостью среди русских, а среди тувинцев — наоборот. Увеличение доли узкогрудых среди русских обучающихся отмечали и другие авторы [15].

Анализ функциональных показателей также свидетельствовал об этнических особенностях организма. Так, при оценке кистевой ДМ у юношей отметили у русских студентов ббльшие показатели ДМ обеих рук на младших курсах, а у тувинских — на старших. У девушек достоверные различия (р < 0,001) в ДМ обеих рук обнаружили только на I курсе. Относительный показатель ДМ (ИКС) имел более высокие значения у тувинских студентов на всех курсах, кроме I.

Тувинские студенты отличались более низкими значениями ЖЕЛ. При анализе ЖЕЛ относительно должных величин у девушек обеих национальностей выявили ЖЕЛ ниже должной, причем на старших курсах процент отклонения увеличивался.

Индивидуальные показатели ЖЕЛ свидетельствовали, что среди русских юношей больше имеющих ЖЕЛ в норме и меньше имеющих ЖЕЛ ниже нормы. Среди тувинских юношей только на III курсе 54,6 ± 7,5% имели ЖЕЛ в норме, на остальных курсах преобладали лица с ЖЕЛ ниже нормы и всего у 4% ЖЕЛ была выше нормы.

У юношей происходило снижение значений ЖЕЛ относительно МТ в период обучения, а у девушек — увеличение. Как известно, чем выше ЖИ, тем лучше развита дыхательная система, выше уровень физического развития, при этом в литературе отмечается увеличение доли лиц с низким ЖИ [17], особенно среди юношей [7].

Таким образом, антропометрические исследования тотальных размеров тела и их относительных показателей установили целый ряд соматических особенностей. Тувинские студенты отличаются более низкими абсолютными размерами тела, сило-

[гиена и санитария 3/2009

выми показателями рук и дыхательной системы, что опосредовано этническими особенностями развития организма. Морфофункциональные показатели имеют значительный диапазон индивидуальной изменчивости, которая определяется не только возрастно-половыми, но и региональными особенностями. Выявлена различная динамика изменения морфофункциональных показателей по национальностям в ходе обучения. Мы считаем, что на младших курсах основным критерием развития является возрастно-половой признак, а на старших курсах — этнически-национальный.

Литература

1. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. — Новосибирск, 1996.

2. Анайбан 3. В. Межэтнические отношения в Туве в 90-е годы. — М., 1999.

3. Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинекий Я. Я. Антропология. Краткий курс. — М., 1941.

4. Гаголина С. В. Оценка и прогнозирование психофизиологического напряжения организма студентов в процессе обучения: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Караганда, 2004.

5. Гребнева И. Н. Функциональные резервы формирования детского организма в Западной Сибири: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. — Томск, 2001.

6. Драгич О. А. Ц Вестн. Тюменск. ун-та. — 2005. — № 5. - С. 181-191.

7. Картышева С. И. Основные характеристики процесса формирования качества жизни студентов различ-

ного профиля обучения: Автореф. дис.... канд. биол. наук. — Воронеж, 2005.

8. Койносов П. Г. Возрастные морфофункциональные особенности организма жителей Тюменского Севера: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. — Новосибирск, 1993.

9. Косовский Г. В. // Здоровье и образование в XXI веке. - М., 2006. - С. 261.

10. Мартиросов Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии. — М., 1982.

11. Никитюк Б. А., Чтецов В. П. Морфология человека.

- М., 1990.

12. Никитюк Б. А. // ВИНИТИ. Итоги науки и техники. Сер.: Антропология. — М., 1991.

13. Ондар С. О. // Проблемы развития и сохранения тувинского генофонда. — Томск, 2000. — С. 189—203.

14. Степанова Г. К. // Бюл. СО РАМН. - 2005. - № 2.

- С. 68-74.

15. Суховеркова Г. В. Индивидуально-типологические особенности адаптации студентов алтайской национальности к процессу обучения в вузе: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Горно-Алтайск, 2002.

16. Устименко О. А. // Здоровье и образование в XXI веке. - М„ 2006. - С. 515-516.

17. Цепко О. А. Оздоровительная методика совершенствования морфо-функционального состояния и физической подготовленности студенток, проживающих в условиях Крайнего Севера: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Омск, 2005.

18. Чикова С. Н. Адаптивные возможности и психофизиологический статус студентов приполярного региона: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Архангельск, 2007.

Поступила 21.02.08

О Ю. В. ЧЕРНЕНКОВ, О. И. ГУМЕНЮК, 2009 УДК 613.955:681.31

/О. В. Чернен/сов', О. И. Гумепюк2

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Посвящается 100-летию образования Саратовского государственного медицинского университета

'Заведующий кафедрой поликлинической, социальной педиатрии и неонатологии ГОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет Росздрава, профессор, доктор мед. наук (т. 8452-669779); 'Ассистент кафедры поликлинической, социальной педиатрии и неонатологии СГМУ, канд. мед. наук (e-mail: olgachap@rambler.ru)

В статье приводятся результаты изучения влияния использования мобильных телефонов и персональных компьютеров на состояние здоровья 277 школьников (средний возраст 13,2 ± 2,3 года) Саратова. Установлено, что около 80% подростков используют мобшгьные телефоны и персональные компьютеры, в основном, с игровой целью. Для активных владельцев мобильных телефонов и компьютеров характерны высокий уровень агрессивности, тревожности, враждебности и социального стресса, низкий уровень стрессоустойчивости, резистентности, склонность к артериальной гипотонии. Негативное влияние мобильных телефонов и компьютеров на здоровье школьников усиливается с увеличением длительности и кратности их использования.

Ключевые слова: мобильные телесроны, персональные компьютеры, влияние на здоровье школышков

Yu. V. Chernenkov, О. I. Gumenyuk. - STUDY OF THE INFLUENCE OF CELLULAR PHONES AND PERSONAL COMPUTERS ON SCHOOLCHILDREN'S HEALTH: HYGIENIC ASPECTS

The paper presents the results of studying the impact of using cellular phones and personal computers on the health status of277 Saratov schoolchildren (mean age 13.2±2.3 years). About 80% of the adolescents have been ascertained to use cellular phones and computers mainly for game purposes. The active users of cellular phones and computers show a high aggressiveness, anxiety, hostility, and social stress, low stress resistance, and susceptibility to arterial hypotension. The negative influence of cellular phones and computers on the schoolchildren's health increases with the increased duration and frequency of their use.

Key words: cellular phones, personal computers, influence on schoolchildren's health

Во второй половине прошлого века появилось немало устройств, сделавших более комфортными жизнь и быт человека. К их числу относятся мо-

бильная связь и персональные компьютеры, доступ к которым сейчас имеет не только взрослое, но и детское население. Активными пользователями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.