УДК 378:371.7
Полявина О. В., Киселева С. А.
Филиал Российского государственного профессионально-педагогического
университета в г. Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье представлены данные о морфофункциональном состоянии студентов 1 и 4 курсов трех факультетов высшего профессионального образования, а также студентов 1 курсов двух факультетов среднего профессионального образования Нижнетагильского государственного социально-педагогического института. Основные методы исследования: антропометрия, функциональная диагностика. Отмечена негативная тенденция к ухудшению физического состояния и адаптивного потенциала организма студентов.
Ключевые слова: здоровье, морфофункциональное состояние, студенты, физическое развитие, антропометрические показатели, функциональные показатели.
Polyavina O. V., Kiselyova S. A.
Department of it Russian State Vocational Pedagogical University
branch in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia
MORPHOFUNCTINAL STATE STUDENTS Abstract
The article presents data on the morphofunctional state students of the first and fourth years of three faculties of higher professional education, as well as first-year students of the two faculties of secondary vocational education of the Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute. The main research methods: anthropometry, functional diagnostics. A negative tendency to deterioration of the physical condition and adaptive potential of the body of students was noted.
Keywords: health, morphofunctional state, student, physical development, anthropometric indicators, functional indicators.
Студенческая молодежь относится к возрасту, стоящему на пороге репродуктивного периода и трудового потенциала страны. От состояния этой категории населения во многом зависит здоровье будущего поколения.
Согласно исследованиям разных авторов, в последние годы наблюдается снижение показателей здоровья студенческой молодежи [3, 4, 7].
В работе представлены результаты изучения морфофункционального состояния студентов 1 и 4 курсов высшего профессионального образования факультета естествознания, математики и информатики (ФЕМИ), факультета спорта и безопасности жизнедеятельности (ФСБЖ) и факультета психолого -педагогического образования (ФППО), а также студенты 1 курсов среднего профессионального образования ФЕМИ, ФСБЖ. Исследование проводилось на базе Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (НТГСПИ) в 2016-2017 гг. В общей сложности было изучено 155 студентов.
Для оценки морфофункционального состояния были выбраны следующие антропометрические показатели - рост, вес, обхват грудной клетки. На основе рассчитывался индекс массы тела (индекс Кетле) и индекс общего физического развития (индекс крепости телосложения или Пинье). В качестве функциональных показателей рассматривались - мышечная сила, проба Руфье, проба Штанге.
Оценка весо-ростовых показателей и анализ индекса массы тела показали, что большинство студенток НТГСПИ (от 64,3 до 100% на разных факультетах), обучающихся по программам ВПО, имеют нормальные показатели массы тела. Хотя различия по индексу массы тела (ИМТ) между девушками разных курсов и факультетов оказались не значимыми (^=1,18, р=0,28; ^=0,59, р=0,56) выявились следующие тенденции. Среди девушек ФЕМИ и ФППО наблюдается уменьшение доли студенток с нормальной массой тела к 4 курсу и увеличение средней доли студенток с отклонениями от нормы. Дефицит массы тела наиболее распространен среди студенток ФЕМИ, к 4 курсу доля таких студенток увеличивается в 1,3 раза. Избыточная масса в целом среди отклонений встречается реже. Хотя среди первокурсниц ФСБЖ доля девушек с избыточной массой тела достигает 16,7%, а на 4 курсе не встречается. Доля студенток ФЕМИ и ФППО с избыточной массой тела незначительно увеличивается к 4 курсу и не превышает 7%.
Среди студенток 1 курса ФЕМИ, обучающихся по программе СПО, дефицит массы тела наблюдается чаще и составляет 50%. Все студентки 1 курса ФСБЖ (СПО) имеют нормальную массу тела. Избыточная масса тела не встречается в этой категории учащихся.
Увеличение доли студенток с отклоняющимися от нормы показателями среди старшекурсниц свидетельствует о дестабилизации энергетических процессов в организме к концу обучения в вузе и тенденции к грациализации современных девушек, отмеченной в многочисленных работах [1, 9]. Отставание массы тела от нормы может привести к развитию дистрофии, уменьшению жизненной ёмкости легких, снижении депо энергии, что приводит к повышенной умственной и физической утомляемости [2, 4]. В свою очередь, люди с избыточной массой тела находятся в значительной степени риска
развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, нарушения углеводного метаболизма и других болезней [1].
У юношей, обучающихся на разных факультетах, различия по ИМТ также не выявлены (Р=0,55, ^=0,46), но проявляется тенденция к изменению ИМТ между студентами 1 и 4 курсов ^=3,56, p=0,07). Нормальные показатели ИМТ варьируют в большем диапазоне, чем среди девушек (от 28,6 до 83,3%). Среди отклонений от нормы у юношей встречается только избыточная масса тела и ожирение, причем доля студентов с избыточной массой тела на 4 курсе в 2,6-3 раза выше, чем на 1 курсе. На наш взгляд высокая доля юношей ФСБЖ с избыточной массой тела связана с интенсивным занятием спортом, что приводит к увеличению мышечной массы, тогда как у юношей ФЕМИ причинами увеличения массы тела можно считать занятие спортом и развития жировой ткани.
Практически у всех студентов ФЕМИ и ФСБЖ, обучающихся по программам СПО, наблюдается нормальные показатели массы тела (F=1,00, p=0,33). Только 10% юношей ФЕМИ (СПО) имеют ожирение.
Распространение среди юношей избыточной массы тела также отмечено в работах Г. В. Ускова [10], М. А Островского с соавт. [8] и Н. А. Матвеевой с соавт. [6]. Наши данные подтверждают выводы, сделанные в этих работах: существенная прибавка веса может возникнуть у студентов, активно занимающихся спортом, и ведущих малоподвижный образ жизни. Но если в первом случае это не является патологическим состоянием, то во втором может свидетельствовать о нарушениях работы организма.
Таким образом, наблюдаются разнонаправленные тенденции в распространении нарушений весо-ростовых показателей среди юношей и девушек в НТГСПИ.
Нами оценена гармоничность физического развития студентов на основании индекса Пинье. Достоверные различия между факультетами и курсами по этому показателю отсутствовали как среди девушек, так и среди юношей ^=0,01-0,71, p=0,4-0,91). Доля первокурсниц ФЕМИ с «крепким» и «хорошим» телосложением составляет по 24%. На 4 курсе показатели уменьшаются до 21,4%. У студенток 1 курса ФСБЖ и ФППО преобладает хороший тип телосложения (41,7% и 45%, соответственно). На 4 курсе доля девушек с «хорошим» и «крепким» телосложением среди студенток ФППО сохраняется на высоком уровне (суммарно составляет 53%), в то время как 80% четверокурсниц ФСБЖ имеют «слабое» и «очень слабое» телосложение». Нарастающая астенизация физического развития девушек-старшекурсниц в целом отражает желание современных девушек соответствовать стандартам «моды». Наиболее дисгармоничное физическое развитие старшекурсниц ФСБЖ возможно отражает активное занятие спортом.
При анализе физического развития девушек СПО «хорошая» крепость телосложения в 2 раза чаще встречается среди студенток ФСБЖ. Среди студенток ФЕМИ наиболее распространено «среднее» телосложение (75%). «Слабое» телосложение встречается только среди студенток СПО ФСБЖ, его
имеют 50% девушек. Это также связано высокой долей спортсменок среди девушек ФСБЖ.
Среди юношей НТГСПИ наиболее распространены «крепкое» и «хорошее» телосложение. Доля студентов ФЕМИ с «крепким» телосложением увеличивается на 4 курсе в 1,3 раза, а среди четверокурсников ФСБЖ этот показатель наоборот снижается в 1,1 раза и увеличивается доля студентов со «средним» телосложение до 10%.
При анализе физического развития юношей СПО «крепкое» телосложение характерно только для 10% студентов с обоих факультетов. У студентов ФСБЖ преобладает хорошее телосложение (70%), а у юношей ФЕМИ в равной степени встречается «хорошее», «среднее» и «слабое» телосложение, различия между факультетами близки к достоверным (Р=3,53, р=0,08).
Таким образом, наиболее часто дисгармоничность физического развития встречается среди девушек, чем среди юношей, особенно на «спортивном» факультете. В целом изменение общего физического развития девушек имеет скорее негативную сторону, чем позитивную, так как неоднократно показано, что в этом случае снижаются адаптационные резервы организма, которые необходимы девушкам для благополучного наступления беременности и вынашивания ребенка.
Для оценки функциональных возможностей организма студентов мы использовали показатели силовых возможностей. Большинство первокурсниц ФЕМИ и ФППО (90-100%) имеют низкие показатели силовых возможностей правой руки, которая у большинства людей является ведущей (Р=14,27, р<0,0001). У первокурсниц ФСБЖ силовые возможности правой руки немного лучше: 58% студенток имеют средние показатели и 42% - показатели ниже среднего. Среди четверокурсниц ФППО и ФСБЖ показатели динамометрии не изменяются по сравнению с первокурсницами. Лишь среди девушек ФЕМИ, обучающихся на 4 курсе, увеличилась доля студенток со средними показателями до 36% и уменьшилась, доля девушек с низкими силовыми возможностями правой руки до 64%.
Все студентки СПО ФЕМИ и ФСБЖ имеют низкие силовые возможности правой руки.
В целом мышечная сила правой руки у юношей развита лучше, чем у девушек. Среди юношей 1 и 4 курсов, обучающихся на разных факультетах по программам ВПО, мышечная сила правой кисти с нормальными показателями варьирует от 60% до 100% (Р=1,97, р=0,17). Однако силовые возможности первокурсников развиты хуже, чем среди старшекурсников: 20-25% имеют показатели ниже среднего (Р=4,06, р=0,05). Показатели выше среднего встречались только среди юношей ФЕМИ. Если на первом курсе доля студентов с хорошими силовыми возможностями ведущей руки составляла только 8%, то у четверокурсников показатель возрастает до 29%.
Среди студентов СПО в основном распространены нормальные силовые показатели (Р=0,036, р=0,56). Доля студентов с низкими показателями
динамометрии среди юношей ФЕМИ составляет 20%, а среди юношей ФСБЖ составляет 10%.
При анализе кистевой динамометрии левой руки было выявлено, что силовые возможности левой руки хуже, чем правой. Доля студенток со средними показателями не превышает 25%. Лучшими силовыми возможностями левой руки характеризуются студентки ФСБЖ, особенно первокурсницы ^=3,42, p=0,04).
У всех девушек, обучающихся по программам СПО, показатели кистевой динамометрии левой руки ниже среднего.
У юношей, также как и девушек, уровень кистевой силы левой руки имеет более низкие показатели, чем правой. В основном среди студентов преобладают средние показатели силовых возможностей левой руки (от 66,7 до 90%) ^=0,32, p=0,57). К 4 курсу средний показатель на ФЕМИ и ФСБЖ увеличивается. Показатели выше среднего отсутствуют.
При оценке мышечной силы левой руки у студентов СПО наблюдаются значительные различия между представителями ФЕМИ и ФСБЖ ^=32,0, p<0,001). Большинство первокурсников ФЕМИ (90%) имеют низкие силовые возможности левой руки, а среди первокурсников ФСБЖ в основном распространены средние силовые возможности (90%).
Анализируя результаты кистевой динамометрии, мы пришли к выводу, что силовые возможности студентов НТГСПИ снижены, особенно среди девушек. Это обстоятельство отражает общую тенденцию к ухудшению силовых возможностей современной молодежи [5, 9]. Однако у студентов ФСБЖ, среди которых большая доля спортсменов, показатели мышечной силы как правой, так и левой руки в целом выше, чем у студентов ФЕМИ.
При оценке функциональной пробы Руфье, отражающей адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы в ответной реакции на дозированную нагрузку, оказалось, что первокурсницы ФСБЖ и ФППО имеют хорошие показатели физической работоспособности. А среди девушек 1 курса ФЕМИ в основном (64%) встречается плохая работоспособность (F=7,31, p<0,001). К 4 курсу у студенток ФЕМИ увеличивается доля девушек со средней работоспособностью до 43%. Показатели работоспособности практически не изменяются у старшекурсниц ФСБЖ и существенно ухудшаются у студенток 4 курса ФППО.
Студентки СПО ФСБЖ демонстрируют либо хорошие, либо удовлетворительные показатели физической работоспособности, в то время как среди студенток 1 курса ФЕМИ хорошая работоспособность не встречается и распространена удовлетворительная и плохая работоспособность (50 и 25%, соответственно).
У юношей 1 курса ФЕМИ показатели варьируют от хорошей работоспособности (8,3%) до плохой (50%). Среди четверокурсников ФЕМИ увеличивается доля студентов со средней и плохой работоспособностью. Более благоприятная картина у студентов ФСБЖ: большинство юношей как на 1, так
и на 4 курсе имеют среднюю работоспособность (80%), остальные 20% приходятся на удовлетворительную работоспособность ^=8,21, p=0,007).
Среди юношей СПО показатели работоспособности выше на ФСБЖ: высокая доля студентов (суммарно 80%) со средней и хорошей работоспособностью ^=4,37, p=0,05). У юношей ФЕМИ (50%), распространена удовлетворительная и плохая работоспособность.
Таким образом, студенты, получающие высшее образование, в целом, имеют более высокие показатели физической работоспособности, чем студенты СПО. Сравнительный анализ физической работоспособности у студентов трех изученных факультетов показывает, что студенты ФСБЖ обладают более высокими показателями физической работоспособности и, соответственно, характеризуются высоким уровнем функциональных резервов, дающих им возможность успешно адаптироваться к учебной деятельности.
Чтобы оценить функциональные возможности организма противостоять кратковременной гипоксии, была проведена проба Штанге. Большинство студенток имеет удовлетворительные показатели. Большее время противостояния кислородному голоданию продемонстрировали девушки ФСБЖ ^=5,31, p=0,007). Среди студенток ФППО около 30% имеют хорошие показатели функционирования дыхательной системы организма. Более низкие результаты выявлены у студенток ФЕМИ: длительно задерживать дыхание могут не более 8%, а сниженными возможностями характеризуются 24% первокурсниц и 14% четверокурсниц.
Среди студенток 1 курса ФЕМИ И ФСБЖ (СПО), встречаются только удовлетворительные показатели к противостоянию гипоксии.
У юношей 1 и 4 курсов, обучающихся на разных факультетах «хороший» результат по задержке дыхания, имеют от 8,3% (1 курс ФЕМИ) до 60% (4 курс ФСБЖ). Среди юношей 1 курса ФЕМИ встречается низкие показатели респираторных возможностей организма по сравнению с первокурсниками ФСБЖ и четверокурсниками обоих факультетов ^=3,54, p=0,07).
Практически у всех студентов ФЕМИ и ФСБЖ, обучающихся по программам СПО, в 90% случаев, наблюдается большее время противостояния кислородному голоданию (хороший показатель). Однако 10% юношей ФЕМИ и ФСБЖ имеют удовлетворительный результат.
Показатели функционального состояния дыхательной системы, также как и показатели физической работоспособности, имеют более высокие значения среди студентов ФСБЖ.
В целом, по комплексу изученных функциональных признаков организма можно отметить, что на фоне негативной тенденции к ухудшению физического состояния и адаптивного потенциала организма студентов НТГСПИ, более высокими функциональными возможностями обладают студенты ФСБЖ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горькавая, А.Ю. Показатели физического развития и адаптации сердечнососудистой системы студентов медицинского университета во Владивостоке / А. Ю. Горькавая, С. Н. Тригорлый, О. И. Кириллов // Гигиена и санитария. - 2009. - № 1. - С. 58-60.
2. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. - Retolka-A, 2001. - 506 с.
3. Карпенко, Ю.Д. Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов / Ю. Д. Карпенко // Гигиена и санитария. - 2012. - № 4. -С. 61-63.
4. Кретова, И.Г. Влияние социальных и психологических факторов на формирование здоровья студентов в период обучения в высшем учебном заведении / И. Г. Кретова, О. В.Беляева, О. И. Ширяева [и др.] // Гигиена и санитария. - 2014. - №5. - С. 85-90.
5. Лебедев, А.В. Морфофункциональные особенности студентов первого курса педагогического вуза / А. В. Лебедев, В. Б. Рубанович, Н. И. Айзман [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - С. 128-141.
6. Матвеева, Н.А. Физическое развитие студентов высших учебных заведений Нижнего Новгорода / Н. А. Матвеева, Н. Г. Чекалова, А. В. Додонов [и др.] // Медицинский альманах. - 2015 - № 5 (40). - С. 176-178.
7. Миннибаев, Т.Ш. Методические рекомендации, по комплексной оценке, состояния здоровья студентов по результатам медицинских осмотров / Т. Ш. Миннибаев, И. К. Рапопорт, В. В. Чубаровский [и др.] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2015. № 2. - С. 40-57.
8. Островский, М.А. Избранные лекции по современной физиологии / М. А. Островский, А. Л. Зефиров, Р. Р. Нигматуллина // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2009. - Т. 95. - № 6. - С. 667669.
9. Тютюнщикова, В.Д. Динамика физического развития студентов шестых курсов Пермской медицинской академии / В. Д. Тютюнщикова, Н. В. Соломатина, А. В. Маслова [и др.] // Восток - Россия - Запад. Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: сборник материалов Международной научно-практической конференции (13-14 сентября 2011 г.) / Иркутск: Аспринт, Т. 2, 2011. - 287 с.
10. Усков, Г.В. Динамика состояния физического здоровья студентов с различными режимами двигательной активности в период обучения в вузе и коррекция модифицируемых факторов риска развития заболеваний: автореф. дис. на соиск. докт. мед. наук / Г. В. Усков. - Челябинск, 2005. - 386 с.