МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Военным госпиталем Улан-Удэнского гарнизона с 2008 года проводятся реконструктивновосстановительные операции у пациентов с обширными пролежнями различных локализаций.
Клиническая характеристика пациентов: общее количество, распределение по полу, возрасту, распределение по локализации и тяжести травматического повреждения спинного мозга и позвоночнодвигательного сегмента.
Всего произведено 14 операций у пациентов с пролежнями пояснично-крестцовой области. Длительность возникновения пролежней от 5 до 20 лет. Стадийность процесса в пролежни. Если есть возможность — результаты бактериальной флоры.
Нами применена технология хирургического вмешательства: иссечение некротической и грануляционной ткани. Пластика пролежня перемещающим лоскутом.
Клинический пример
Больная П. 32 года, операция (07.07.09 г.) — иссечение некротической и грануляционной ткани. Пластика пролежня перемещающим лоскутом. Послеоперационное течение без осложнений. Швы сняты на 10-е сутки. Имеется пролежень в крестцовой области размером 15 х 15 см, глубиной до 5 см, края нежизнеспособные, со слабой грануляцией. Дном раны является крестцовая кость. Предварительно дома иссечены некротические ткани. Пролежень развился в течение 1,5месяца после выписки. Самостоятельные перевязки дома в течение 2 месяцев осложнились гигантской гнойно-некротической язвой.
Проведено хирургическое лечение по методике кожно-мышечного лоскута, питающегося на осевой сосудистой ножке.
ВЫВОДЫ
Исход операций у всех положительный, приживляемость лоскута — 100 %. Длительность лечения в госпитале — 20 дней.
Таким образом, примененная методика хирургического лечения пролежней в пояснично-крестцовой области у пациентов с повреждением спинного мозга показала высокую эффективность.
Я.Г. Разуваева А.М. Доржиев 2, С.М. Николаев И.Г. Николаева 1
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФАРМАКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСТИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ПАНКРЕОФИТ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ТРИТОНОВОМ ПАНКРЕАТИТЕ
1 Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ) 2 Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день острый панкреатит относится к числу наиболее частых заболеваний желудочнокишечного тракта, и за последние десятилетия количество больных с острым панкреатитом увеличилось в 1,5 — 2 раза (Маев И.В. с соавт., 2005; Пугаев А.В. с соавт., 2007; Савельев В.С. с соавт., 2008). Несмотря на то, что острый панкреатит считается хирургическим заболеванием, в настоящее время в России и за рубежом основу лечения панкреатита составляет патогенетически обоснованная консервативная терапия, направленная на лечение воспаления поджелудочной железы, предупреждение и лечение постнекроти-ческих осложнений, а показания к операции строго ограничены (Аберясев Н.В., 2007). При этом арсенал современных лекарственных средств панкреопротекторного действия недостаточен, а вызываемые ими побочные эффекты многочисленны. Перспективным направлением в базисной терапии панкреатитов является применение средств растительного происхождения, имеющих ряд преимуществ перед синтетическими аналогами: возможность длительного применения, мягкое действие, низкая токсичность (Соколов С.Я., 2000).
В соответствии с этим разработано комплексное растительное средство, условно названное Пан-креофит, в состав которого входят Bidens tripartita L., Gnaphalium uliginosum L., Hypericum perforatum L., Kalendula officinalis L, Inula helenium L. и другие виды растений.
Целью данного исследования явилась морфофункциональная оценка фармакотерапевтической эффективности растительного средства Панкреофит при экспериментальном тритоновом панкреатите.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Эксперименты проведены на 156 белых крысах линии Wistar обоего пола с исходной массой 170 — 200 г, содержащихся в стандартных условиях вивария. Острый панкреатит у лабораторных животных вызывали инъекцией в поджелудочную железу 0,3 мл 3% раствора тритона Х-100 под тиопен-
таловым наркозом. Экстракт Панкреофита в дозе 300 мг/кг вводили per os оперированным животным в течение 21 суток с первого дня инъекции тритона Х-100. Животные контрольной группы получали очищенную воду в эквивалентном количестве по аналогичной схеме. В качестве препарата сравнения использовали растительный сбор № 120, рекомендуемый С.Я. Соколовым (2000) для лечения больных панкреатитом, представляющий собой растительный сбор (кора крушины ольховидной, листья мяты перечной и крапивы двудомной, корни аира болотного и валерианы лекарственной), который вводили животным по аналогичной схеме в эквивалентном количестве. У животных интактной группы экспериментальный панкреатит не воспроизводили. Исследования проводили на 1-е, 3-е, 7-е, 14-е и 21-е сутки опыта.
Для гистологических исследований поджелудочную железу фиксировали в 10% нейтральном формалине, обезвоживали в спиртах восходящей концентрации и заливали в целлоидин-парафин. Срезы, приготовленные с помощью санного микротома МС-2, окрашивали гематоксилин-эозином. На гистологических препаратах с помощью компьютерной программы «МоИс Images 2000» определяли площади некротизированных участков и кровоизлияний, а также ширину воспалительной реакции.
Значимость различий между указанными параметрами среди экспериментальных групп оценивали с помощью непараметрического критерия Манна — Уитни (Сергиенко С.И. с соавт., 2006). Различия считали существенными при Р < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты патоморфологических исследований показали, что на 3-и сутки у животных контрольной группы на фоне инъекции тритона-Х наблюдались выраженный диффузный пери- и междольковый отек поджелудочной железы, клеточная инфильтрация, представленная в основном нейтрофилами и единично — плазмоцитами и макрофагами, полнокровие внутриорганных сосудов, особенно вен, наличие тромбов, диапедезные кровоизлияния. Отмечали значительные участки некроза ацинарной ткани, четко ограничивающиеся от сохранившейся и функционирующей ткани демаркационным валом. Выявляли фибриноидный некроз микрососудов, в результате чего образовывались обширные кровоизлияния в междольковую и внутридольковую соединительную ткань, меж- и интраацинозные пространства. В сохранившей ткани, окружающей зоны некроза, панкреациты были подвержены дистрофическим и некробиотическим изменениям: вакуолизация цитоплазмы, кариопикноз и кариолизис, снижение четкости поляризации цитоплазмы на гомо- и зимогенную. Наблюдали выраженные структурные изменения эндокринного отдела железы: островки в большинстве имели неправильную форму, инсулоциты были подвержены дистрофическим изменениям.
На 7-е сутки наблюдений в поджелудочной железе животных контрольной группы отмечали более выраженные структурные изменения: нарушения микроциркуляции, отек паренхимы увеличивался в 2 раза (табл. 1), площадь некротизированной ткани — в 2,3 раза по сравнению с таковыми у животных на 3-и сутки. В клеточной инфильтрации превалировали полиморфно-ядерные лейкоциты. Выявляли отек сохранившейся паренхимы и дистрофические изменения панкреацитов и инсулоцитов в ней. Отмечали расширение лимфатических и кровеносных сосудов, наличие тромбов, а также увеличение участков геморрагии и воспалительной инфильтрации.
Таблица 1
Влияние Панкреофита на морфометрические показатели поджелудочной железы у белых крыс
при остром тритоновом панкреатите
Показатели Сроки наблюдений, сутки Группы животных
Контрольная (Тритон + вода) Опытная (Тритон + Панкреофит) Опытная (Тритон + сбор № 120)
Ширина клеточной инфильтрации, мкр 3 385,0 ± 26,99 186,2 ± 16,77* 251,4 ± 38,65
7 790,7 ± 77,88 389,0 ± 37,30* 467,0 ± 49,65*
14 412,0 ± 79.23 241,0 ± 23,72* 231,0 ± 33,41*
21 316,0 ± 30,03 174,0 ± 7,87* 196,3 ± 11,73*
Площадь некроза, мм2 3 4,2 ± 0,37 3,3 ± 0,44 3,7 ± 0,41
7 9,7 ± 0,76 5,5 ± 0,23* 5,6 ± 0,22*
14 5,4 ± 0,21 3,5 ± 0,17* 3,7 ± 0,10*
21 1,9 ± 0,12 1,5 ± 0,17 1,6 ± 0,18
Площадь кровоизлияний, мм2 3 2,0 ± 0,32 1,3 ± 0,15* 1,3 ± 0,12*
Примечание: * - различия достоверны по сравнению с показателями у животных в контрольной группе при Р < 0,05.
На 14-е сутки в паренхиме поджелудочной железы наблюдали менее выраженный отек. Клеточная инфильтрация была представлена лимфоцитами, плазмоцитами, макрофагами и фибробластами,
единично встречались полиморфно-ядерные лейкоциты. Сохранялись очаги некроза, в которых определялась деструкция ацинарных клеток и клеток эпителия протоков. В сохранившейся паренхиме отмечали нарушения микроциркуляции в виде полнокровия сосудов, стаза эритроцитов, междольковый отек и дистрофические изменения панкреацитов. Выявляли разрастание жировой ткани. На 21-е сутки наблюдали выраженную лимфогистиоцитарную инфильтрацию паренхимы. На периферии долек сохранялся отек и микронекрозы ацинарной ткани с усилением сегментоядерной инфильтрации.
Результаты патоморфологических и морфометрических исследований показали, что во все сроки наблюдений в поджелудочной железе животных опытных групп наблюдались менее выраженные изменения. На 3-е и 7-е сутки отмечали выраженный пери- и междольковый отек паренхимы, значительные площади некроза, нарушения микроциркуляции в виде полнокровия вен, наличия тромбов, диапедезных кровоизлияний геморрагического пропитывания паренхимы в результате фибриноидного некроза сосудов мелкого и среднего калибра. На фоне введения Панкреофита и сбора № 120 площадь некроза на 3-и сутки наблюдений снижалась на 21 и 12 % соответственно, на 14-е сутки — на 43 % по сравнению с таковой у животных контрольной группы (табл. 1). Площадь кровоизлияний на 3-и сутки у животных опытных групп была в 1,5 раза меньше показателя в контроле. На 3-и сутки клеточная инфильтрация, представленная в большинстве полиморфно-ядерными лейкоцитами, с периферии железы распространялась в центр долек по междольковому и внутридольковому интерстицию. На 7-е сутки клеточная инфильтрация была представлена как нейтрофилами, так и лимфоплазмоклеточными и ги-стиоцитарными элементами. Ширина клеточной инфильтрации у животных, получавших Панкреофит и сбор № 120, была меньше таковой у животных контрольной группы на 3-и сутки наблюдений — в 2,1 и 1,5 раза, на 7-е сутки — в 2,0 и 1,7 раза соответственно.
На 14-е сутки у животных опытных групп сохранялся субкапсулярный отек железы. Клеточная инфильтрация была представлена плазмоцитами, лимфоцитами, макрофагами и фибробластами. Ширина клеточной инфильтрации на фоне введения Панкреофита и сбора № 120 снижалась в 1,6 раза, площадь зоны некроза — в 1,5 раза по сравнению с контролем. Наблюдали разрастание соединительной ткани в зоне некроза, вокруг сосудов и долек. В паренхиме отмечали дистрофические изменения панкреа-цитов. На 21-е сутки наблюдений на фоне введения Панкреофита и фитосбора наблюдали снижение площади некроза в 1,3 раза, ширины воспалительной инфильтрации — в 1,8 и 1,6 раза соответственно по сравнению с таковыми показателями у животных контрольной группы.
Таким образом, комплексное растительное средство Панкреофит обладает выраженным панкреопро-текторным действием, ограничивая площади некроза ацинарной ткани, интенсивность воспалительной реакции и уменьшая зоны кровоизлияний на фоне острого тритонового панкреатита. Данный фармако-терапевтический эффект Панкреофита обусловлен представленным в нем комплексом биологически активных веществ: флавоноидов, полисахаридов, эфирных масел, витаминов, органических кислот и других соединений. На основании полученных данных можно рекомендовать применение Панкреофита в комплексном лечении и профилактике острых панкреатитов.
Д.В. Санданов, А.Б. Шоболова
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА SOPHORA FLAVESCENS SOLAND. И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В НАРОДНОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЕ
Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ)
Софора желтоватая Sophom flavescens Soland. (сем. Fabaceae) является ценным лекарственным растением, которое широко используется в народной и традиционной медицине. Встречается на территории России в степных и лесостепных сообществах Забайкальского, Хабаровского и Приморского краев, Иркутской и Амурской областей. За пределами нашей страны произрастает в Монголии, Китае, Корее, Японии (Яковлев Г.П., 1975).
Исследование компонентного состава и биологической активности извлечений из софоры желтоватой продолжается уже много лет. В настоящее время в надземной и подземной части растения обнаружено около 100 фенольных соединений: халконы, флаваноны, флаванолы, флаванонолы, изофлавоны, птеро-карпаны, хиноны, антрахиноны, бензофураны, кумарины и фенолокислоты. Наиболее многочисленными группами соединений являются флаваноны, изофлавоны и птерокарпаны, причем отличительной особенностью строения фенольных соединений софоры желтоватой является наличие пренильных остатков (аллильных, лавандулильных и др.) в структурах веществ, что обусловливает уникальность данного вида растительного сырья. Для софоры желтоватой также характерно наличие хинолизидиновых и пиролизидиновых алкалоидов. Периодически публикуются обзоры по новым хинолизидиновым алка-