Научная статья на тему 'Морфо-экологические аспекты изменения интерьерных показателей сивучей (Eumetopias jubatus Schreb., 1776) в постнатальном онтогенезе'

Морфо-экологические аспекты изменения интерьерных показателей сивучей (Eumetopias jubatus Schreb., 1776) в постнатальном онтогенезе Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
120
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Перлов А. С., Задальский С. В.

Изучено изменение морфо­экологических индексов некоторых интерьерных показателей сивучей различных возрастных групп: от новорожденных до возраста 10 лет и старше. Установлено, что характер изменений индексов в постнатальном онтогенезе зависит как от их функциональной значимости и экологической обусловленности, так и от половой принадлежности. Характер изменений можно разделить на 4 группы по направленности процесса: убывающий с возрастом, увеличивающийся с возрастом, пульсирующий и неизменяющийся. Для большинства индексов самцов отмечен убывающий с возрастом характер изменений, для индекса диафрагмы возрастающий, а для индекса селезенки неизменяющийся. У самок наиболее часто встречается убывающий и пульсирующий характеры изменения индексов и, так же как и у самцов, для индекса диафрагмы отмечен возрастающий, а для селезенки неизменяющийся характер. Изменения всех индексов имеют четкую физиологическую и экологическую обусловленность, характерную для водных млекопитающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morpho­ecological aspects of the postnatal ontogeny of Steller sea lions (Eumetopias jubatus Schreb., 1776)

The change of morpho­ecological indices of some interior parameters of Steller sea lions of various age groups (from newborn up to age 10 years and more) is investigated. The changes of indices in postnatal ontogeny depends on their functional importance, ecological conditionality, and a sex. The changes can be divided into 4 groups, according to orientation of the process: decreasing with age, increasing with age, pulsing, and stability. For males the decreasing with age is characteristic for the majority of indices, but the index of diaphragm increases with age, and the index of spleen does not vary. For females the decreasing and pulsing change of indices meets more frequently, but as well as for males, the index of diaphragm increases with age, and spleen does not vary. The changes of all indices have precise physiological and ecological conditionality, characteristic for water mammals.

Текст научной работы на тему «Морфо-экологические аспекты изменения интерьерных показателей сивучей (Eumetopias jubatus Schreb., 1776) в постнатальном онтогенезе»

Внутри возрастных групп достоверное различие по величине индекса между самцами и самками отмечено только для возрастной группы 2-4 лет, когда у самцов наблюдается значительное увеличение индекса печени.

Диафрагма. У самцов и у самок сивучей возрастные изменения индекса диафрагмы происходят одинаково. Наименьший индекс отмечен у новорожденных. В возрасте 1 года происходит его некоторое увеличение, однако различия с новорожденными недостоверны. В возрасте 2-4 лет происходит резкое увеличение индекса на 16,3 % (Р<0,05) у самцов и на 24,5 % (Р<0,01) у самок. Затем наблюдается его медленное нарастание, недостоверное между возрастными группами, тем не менее в возрасте 10 лет и старше индекс диафрагмы превосходит таковой новорожденных на 29,1 % (Р<0,01) у самцов и на 25,3 % (Р<0,01) у самок. Половых различий внутри возрастных групп между самцами и самками не выявлено (рис. 5).

Анализируя полученные данные, можно заключить, что морфо-эко-логические индексы интерьерных показателей сивучей претерпевают значительные изменения в ходе постнатального онтогенеза, которые по характеру протекания процесса можно разделить на 4 группы, причем изменения по одному и тому же признаку у самцов и самок могут проходить различными путями:

1) изменения, носяшие линейный убывающий с возрастом характер;

2) изменения, носящие линейный возрастающий с возрастом характер;

3) изменения, носящие пульсирующий характер;

4) отсутствие изменений.

Характер изменений тех или иных индексов обусловлен как экологическими факторами, включающими в себя особенности биологии и поведения, так и физиологическими, связанными с особенностями строения и функционирования организма, а также с эволюционными адап-тациями, происшедшими при переходе к водному образу жизни.

Значительный интерес представляет изучение хоровины, так как характерной особенностью теплокровных животных, ведущих водный образ жизни и лишенных волосяного покрова, является наличие мощного слоя подкожного жира, выполняющего роль термоизолятора. В связи с этим роль покровных тканей и подкожного жира очень велика при обитании в водных условиях и по ним можно судить о степени адаптации вида. Наиболее ярко это проявляется при исследовании относительной массы хоровины и ее компонентов в постнатальном онтогенезе. Как указывалось выше, относительная масса хоровины одинакова у самцов и самок и с возрастом постепенно снижается, что характерно для индексов многих органов. Относительная масса органов, по закону рядов Гессе, и размеры и масса животных находятся в обратной зависимости: чем крупнее животное, тем меньше индексы. Этим же объясняется и снижение многих индексов с возрастом, когда животное увеличивает массу и размер. Наибольший интерес представляет сравнение индексов у самцов и самок различного возраста. На рис. 1 представлены индексы хоровины, сала и шкуры. Хорошо заметно, что динамика изменения индексов с возрастом у самцов и самок сильно различается. У самцов изменения происходят плавно: с увеличением возраста индекс шкуры увеличивается, а индекс сала уменьшается. У самок, несмотря на уменьшения индекса шкуры, индекс сала изменяется скачкообразно: то увеличиваясь, то уменьшаясь, что и определяет такой же ход кривой индекса хоровины.

Факт того, что у самцов с увеличением возраста увеличивается индекс шкуры, а у самок понижается, вполне закономерен и объясняется

978

особенностью биологии вида: самцы, принимающие участие в турнирных боях, наносят друг другу значительные раны и вынуждены иметь более толстую, по сравнению с самками, шкуру, что и обусловливает ее большую относительную массу. Снижение индекса сала при этом, очевидно, не имеет для них столь большого значения, так как за счет большой массы и размеров тела, по закону поверхностей Рубнера, они имеют более низкую теплоотдачу, чем самки.

Отсутствие зависимости между изменениями индексов шкуры и сала у самок не объясняется законами термодинамики. Подкожный жир обладает конечной теплопроводностью, и поэтому существует определен — ная толщина прослойки, достаточная для теплоизоляции, и дальнейшее ее увеличение является не физиологической потребностью, а свидетельством упитанности животного. Если у самцов индекс сала увеличивается в первые годы жизни, т.е. в период максимального роста, а затем снижается и больше не меняется с увеличением возраста, то у самок наблюдаются его постоянные колебания как в сторону увеличения, так и снижения. Данный факт можно объяснить только тем, что самки имеют нестабильные обменные процессы, связанные с особенностями их физиологии (беременность, лактация, эндокринные флюктуации и пр.). Подтвердить данное предположение можно проанализировав индексы печени и почек, которые характеризуют уровень обмена веществ (Шварц и др., 1968; Шмидт-Ниельсен, 1982). Если у самцов относительная масса печени и почек после изменений, связанных с интенсивным ростом в первые годы жизни, с возрастом постепенно снижается, то у самок эти индексы, так же как и упитанность, носят пульсирующий характер (рис. 2 и 3).

Для млекопитающих, чей образ жизни тесно связан с долгим пребыванием в воде и нырянием на значительные глубины, особое значение имеет сердечно-легочный комплекс. Данная закономерность в полной мере характерна и для сивучей: индексы сердца и легких по своей величине уступают лишь самому крупному из внутренних органов сивучей - печени - и значительно превосходят остальные. Изменение индексов сердца и легких происходят синхронно, но имеются значительные половые различия. Наибольшие индексы у новорожденных, затем в первый год жизни у самцов и самок происходит снижение индекса, что вполне закономерно, так как за это время животные значительно увеличиваются в размерах. У самцов масса сердца и легких продолжает снижаться до самой старшей группы, а у самок в возрасте 2-4 лет наблюдается вновь увеличение индексов сердца и легких и дальнейшего снижения с возрастом не наблюдается. Причины таких различий в формировании жиз-ненноважного комплекса объясняются особенностями роста и развития самцов и самок. Известно, что рост и половое созревание самок заканчивается в возрасте 2-4 лет и самки начинают принимать участие в размножении, а самцы заканчивают рост и приступают к размножению в возрасте 7-9 лет (Перлов, Задальский, наст. сб.), поэтому у самок в возрасте 2-4 лет происходит усиленное развитие сердечно-легочного комплекса, а у самцов этот процесс растянут на более длительный срок и происходит плавно без резких скачков.

Функционирование сердечно-легочного комплекса нельзя рассматривать отдельно от диафрагмы, одной из функций которой является помощь в осуществлении дыхательного акта (Перлов, 1972; Соболевский, 1988). Как показали наши исследования, диафрагма - единственный из внутренних органов сивучей, чья относительная масса увеличивается с возрастом. Причиной тому, кроме участия в дыхании, может быть противостояние давлению внутренних органов брюшной полости на сердце

979

и легкие. Известно, что важной морфо-функциональной особенностью органов желудочно-кишечного тракта сивучей является их легкая и обширная смещаемость за счет наличия хорошо развитых брыжеек, обусловленная разнообразием движений туловища при локомоции и особенностью дыхательной моторики (Перлов, Урманов, 1971). На рис. 6 хорошо видно, что относительная масса брыжейки сивучей, как самцов, так и самок, довольно высока и в процессе постнатального онтогенеза происходит лишь плавное снижение индекса с возрастом без резких изменений в возрастных группах. Кроме того, при нырянии на большие глубины брюшная полость подвергается значительным сжатиям, увеличивая при этом внутреннее давление на грудную полость, которому и противостоит диафрагма.

Эффективность работы сердечно-легочного комплекса зависит от количества крови в организме. Адаптивной особенностью морских млекопитающих является относительно большее количество крови в организме, чем у наземных (Шмидт-Ниельсон, 1982; Кузин, 1999), в связи с этим особое значение имеют органы кровотворения. Индекс селезенки сивучей не имеет ни половых, ни возрастных изменений и сохраняется на довольно высоком уровне во всех возрастных группах, что свидетельствует о высокой значимости этого органа в обеспечении жизнедеятельности сивучей.

Поджелудочная железа, являясь органом эндо- и экзосекреции, играет большую роль в формировании и функционировании организма животных. Индекс поджелудочной железы у самцов достоверно снижается в возрасте 7-9 лет, т.е. тогда, когда полностью заканчивается фор -мирование их организма (Перлов, Задальский, наст. сб.). У самок индекс железы не изменяется во всех возрастных группах и остается на довольно высоком уровне, что свидетельствует об их более напряженных обменных процессах по сравнению с самцами (рис. 6).

Таким образом, на основании проведенных исследований можно заключить, что характер изменения индексов интерьерных показателей сивучей в постнатальном онтогенезе зависит как от их функциональной значимости и экологической обусловленности, так и от половой принадлежности. Характер изменений можно разделить на 4 группы по направленности процесса: убывающий с возрастом, увеличивающийся с возрастом, пульсирующий и неизменяющийся, причем изменения по одному и тому же признаку у самцов и самок могут различаться. Для большинства индексов самцов отмечен убывающий характер изменений и лишь для индекса диафрагмы - возрастающий, а для индекса селезенки - неизменяющийся. Изменения всех индексов имеют четкую физиологическую и экологическую обусловленность, характерную для водных млекопитающих. Для самок, в силу особенностей их физиологии, наиболее часто встречается убывающий и пульсирующий характер изменения индексов и только для индекса диафрагмы, так же как и у самцов, отмечен возрастающий характер, а для индекса селезенки - неизменяющийся. Полное совпадение величины индексов и характера изменений двух последних индексов у самцов и самок обусловлено как анатомическими особенностями строения тела сивучей, так и одинаковыми приспособлениями к водному, ныряющему образу жизни.

Половые различия наиболее ярко проявляются только по одному признаку - индексу шкуры: самцы значительно превосходят самок по величине этого показателя начиная с возраста 2-4 лет. По величине других индексов четкого различия не наблюдается: с увеличением возраста до 7-9 лет самки начинают превосходить самцов по величине некоторых

980

индексов и в возрастной группе 10 лет и старше количество этих индексов увеличивается. Явление это закономерное, так как самцы этих возрастных групп имеют значительно большую массу, чем самки, и отнести эти различия к проявлению полового диморфизма будет неправомерно.

Литература

Вертянкин B.B., Никулин B.C. Наблюдения над распределением и численностью сивучей на Командорских островах в 1978— 1987 гг. // НИР по морским млекопитающим северной части ^хого океана в 1986—1987 гг.: Проект 02.05 — 61. Морские млекопитающие. Соглашение СССР — США о сотрудничестве в области охраны окружающей Среды. — М., 1988. — С. 142—148.

Зaдaльcкий C.B. Пространственная структура и численность популяции сивучей (Eumetopias jubatus Schreb., 1776) на Ямских островах // Экология. — 1997. — № 6. — С. 471—473.

Кузин A.E. Северный морской котик. — М., 1999. — 395 с.

Кузин A.E., Maминoв М.К., Перлов A.C. Численность ластоногих и калана на Курильских островах // Морские млекопитающие Дальнего Востока. — Владивосток, 1984. — С. 14 — 20.

Нестеров T.A. Современная численность и распределение сивучей и ко — тиков на современных залежках Северного лежбища о.Беринга // Промысловая фауна Северной Пацифики. — Киров, 1989. — С. 11 — 14.

Перлов A.C. Биология сивуча (Eumetopias jubatuas Schreber, 1776) Курильских островов: Автореф. дис.... канд. биол. наук. — Владивосток, 1972. — 27 с.

Перлов A.C. Добыча сивучей как одна из основных причин сокращения их численности // Изв. ТОНРО. — 1996. — T. 121. — С. 143—149.

Перлов A.C., Зaдaльcкий C.B. Возрастные различия морфологических показателей и проявление полового диморфизма у сивучей в постнатальном онто — генезе // Наст. сб.

Перлов A.C., Урмaнoв M.№ Об анатомии пищеварительной системы сивучей // Изв. ТОНРО. — 1971. — T. 80. — С. 193 — 206.

^болев^ий И^. Популяционная морфология ластоногих. — М.: Наука, 1988. — 216 с.

Соколов A.C., Ко№1гин T.M., Тихомиров Э.Л. Некоторые сведения о весе внутренних органов ластоногих Берингова моря // Изв. TИHPO. — 1966. — T. 58. — С. 137— 147.

Терентьев П^., Pocтoвa H.C. Практикум по биометрии. — Л.: ЛГУ, 1977. —

152 с.

Швaрц C.C., Cмирнoв B.C., Добрин^ий Л.Н. Метод морфофизиологи — ческих индикаторов в экологии наземных позвоночных // Tр. Ин-та экологии растений и животных. — Свердловск, 1968. — С. 386.

Шмидт-Ниельмн К. Физиология животных (приспособление и cреда). — М.: Мир, 1982. — Кн. 1. — 414 с.

Bigg M.A. Status of the Steller Sea Lion, Eumetopias jubatus, in Canada // Can. Field — Natur. — 1988. — Vol. 102, № 2. — P. 315 — 336.

Bow J., Purday C. A Method of Preparing Sperm Whale Teeth For Age Determination // Nature. — 1966. — Vol. 210, № 5034. — P. 437 — 438.

Loughlin T.R., Perlov A.S., Vladimirov V.A. Range-wide survey and estimation of total number of Steller sea lions in 1989 // Marine Mammal Science. — 1992. — Vol. 8, № 3. — P. 220 — 239.

Zadalsky S.V. Steller's Sea Lions in Russia: A Unique Population in Need of Protection // Russian Conservation News. — 1999. — № 18. — P. 25 — 27.

Поступила в редакцию 21.08.2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.