Научная статья на тему 'Морфемные признаки рифмы раннего Маяковского (1912-1917)'

Морфемные признаки рифмы раннего Маяковского (1912-1917) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1626
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морфемные признаки рифмы раннего Маяковского (1912-1917)»

11 Миллер Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры // Теория метафоры. Пер. с англ., фр., нем., нсп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 236-283.

12 Кристева Ю. Указ. соч. С. 98-99.

13 Гете И. О правде и правдоподобии в произведениях искусства // Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. М., 1967. С. 93.

И.В. Тимофеев

МОРФЕМНЫЕ ПРИЗНАКИ РИФМЫ РАННЕГО МАЯКОВСКОГО (1912-1917)

Рифма - явление фонетическое и начинается с ударного гласного, образуя так называемую клаузулу. В связи с тем, что ударение в русском языке разномесгное, т.е. может стоять в любой части слова от окончания до приставки и даже может выходить за переделы слова на предлог, рифма, таким образом, может начинаться с любой части слова. Если рифма начинается, например, с приставочного ударения, то, при ожидании точной, графической рифмовки, во второй рифменной паре может оказаться слово, совпадающее по морфологическому составу с первым словом, в таких случаях речь идет о морфемной рифме. При морфемной рифме созвучными оказываются не только клаузулы как фонетические и несмысловыразительные языковые единицы, но и смысловыразительные - морфемы. Рифма тогда усиливается еще одним качеством - совпадением смысловыразительных морфем.

На морфемные качества рифмы в русском стиховедении впервые обратил внимание В.М. Жирмунский в своем классическом труде "Рифма, ее история и теория" (1923). Жирмунским же впервые были введены термины для морфемных рифм: рифмы однородные, когда рифмуются слова с одинаковым морфемным составом (шумели - свистели, чист - цветист), разнородные, когда рифмуются разные морфемы слов (лить - нить, стая - летая), рифмы суффиксальные, флективные и корневые.

Одним из традиционных способов рифмовки в истории русской поэзии является рифмовка окончаний слов, т.е. флексий и суффиксов. Флективная рифма была всегда ниже достоинством, чем рифма суффиксальная, а достоинства корневой рифмы являются общепризнанными. Творческий поиск флективных рифм не сложен из-за одинаковой системы формоизменения слов, кроме того, в количественном отношении они являются небесконечными, их легко исчерпать.

Б.В. Томашевский в своем курсе лекций "Стилистика и стихосложение" в разделе "Глагольная рифма" приводит -следующие стихи лицеиста Пушкина, жалующегося на недостаток таланта:

Конечно, беден гений мой, За рифмой часто холостой, На зло законам сочетания, Бегут трехстопные толпой НаАЮ, АЕТ, и на ОЙ. "Что такое "аю", "ает" и "ой"? Это - ходовые окончания, - пишет Б.В. Томашевский, - "аю" - глагольное окончание первого лица очень многих глаголов, инфинитив которых кончается на "ать" Рифмовать подобными окончаниями считается нехорошо. Во-первых, это легко, а во-вторых, здесь повторено одно и тоже окончание, в то время как надо, чтобы рифмующиеся звуки принадлежали различным по значению комбинациям. "Ает" - тоже самое. А на "ой" - огромнейшее количество склоняемых окончаний. Это повторение окончаний делает рифму очень легкой и по существу дает не столько звуковое совпадение, сколько совпадение грамматическое, морфологическое, которое считалось недостатком рифмы. В частности, очень сильно восставали строгие поэты против употребления в рифме глагольных окончаний -аю, -ает. Эту глагольную рифму не то, чтобы совсем запрещали, но считали рифмой второго сорта1

Спорно утверждение Б.В. Томашевского, что грамматическое, морфологическое совпадение считается якобы недостатком рифмы. Это утверждение справедливо в полной мере лишь относительно однородных флективных или суффиксальных рифм, если же рифмуются разнородные морфемы, особенно разнородные корни слов, тогда рифма обогащается дополнительным смыслом, приобретает большую выразительность. По этому поводу В.М. Жирмунский писал: "...рифмы коренные, в особенности грамматически разнородные, являются резко выразительными смысловыми рифмами, объединяя звуковым подобием два разных смысла, два полновесных, но различных по содержанию понятия..."2

Преодоление флективной рифмы происходило с одной стороны углублением рифмовки за счет предшествующих морфем, с другой стороны за счет сближения окончаний разных частей речи. Эта тенденции постепенно превратилась в правило и действует в настоящее время. Конечно, нельзя говорить об исчезновении флективной рифмовки, речь идет о творческих преимуществах рифм с участием корня. Но если в рифмовке будут участвовать только корневые или только приставочные и предложные рифмы, то на первый план выдвинется формальная сторона стиха. Художественное произведение строится на общенациональной системе русского языка - языка флективного строя, поэтому исключение из рифмовки большого пласта слов с ударением на флексию приведет к ограничению языкового материала в стихе и лишит стихотворный текст естественной грамматики языка.

В поэзии XX века усилилась и стала массовой неточная, неграфическая, ассонантная рифмовка. Наиболее ярко ассонантная рифмовка была представлена в поэзии В.В. Маяковского.

Для данной темы взят весь дореволюционный период поэтического творчества Маяковского с 1912 по 1917 год. Этот период включает 82 поэтических текста, среди них отдельные стихотворения, трагедия "Владимир Маяковский", поэмы: "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек"

В поэзии Маяковского тенденция левой рифмовки (включая корни, суффиксы, приставки, предлоги и даже частицы и союзы) слита с тенденцией рифмовки неоднородных частей речи и конструированием составных рифм. Так, например, в стихах дореволюционного периода рифм из неоднородных частей речи -1198 (61,7%); интересно заметить, что в поэме "Владимир Ильич Ленин" - поэме более позднего периода (1924 г.) - неоднородных рифм тоже 61%, т.е. можно сказать, что Маяковский уже на раннем этапе творчества имел сложившуюся систему приемов. Составных рифм у раннего Маяковского -304 (15,7%), в поэме "Владимир Ильич Ленин" их всего лишь 4,4%.

Современное стиховедение изучает морфемный состав рифмы, в связи с чем выделяются 5 видов рифм: флективная, суффиксальная, корневая, приставочная и предложная, когда в рифме соответственно участвуют только флексии, суффиксы и т.д. существует так же и 12 смешанных способов рифмовки:

МОРФЕМНАЯ СТРУКТУРА РИФМЫ РАННЕГО МАЯКОВСКОГО

Союзно-корневые 2

Чдстице-корневые 2

Поедложные —

Предложно-приставочные 1 всего:

Предложно-корневые б 0,7%

Предложно-оуффиксальные —

Предложно -ф лекгавные 1

Поиставочнме 6 5,3%

Приоивочно-хорнввые 102

Приставочно-еуффиксальные 8 0,4%

Ирисишочно-флекгивные 12 0,6%

Корневые 1046 53,9%

Корне-оуффикоальныс 248 12,7%

Корне-фдективные 267 13,8%

Суффиксальные 49 2,5%

Суффиксально-флективные 77 4%

Флективные 108 5,6?'

У раннего Маяковского встретились и очень оригинальные рифмы:

Сокшо-олого-корневые I

Слого-предложные 1

Слого-корневые 1 всего:

Слоговые 2 0,5%

Слого-флективные 1

В этих последних типах рифм поэт переходит из области морфемной рифмовки в область рифмовки слого-ритмической. Рассмотрим эти типы рифм отдельно на конкретных примерах:

а) Союзно-слого-корневая: нош - но(-бель-)3 [С. 34] - здесь поэт корень слова ноги рифмует с союзом но и слогом ги, перенося второй слог слова "гибель" в следующую строку строфы. Таким образом, единственный раз за весь рассмотренный период в систему рифм вовлечен союз.

б) Слого-предложная: у (-лица-) - у [С. 38] - здесь рифмуется слог у - слова "улица" с предлогом "у"

в) Слого-корневая: (у-)лица - лица [С. 38] - здесь рифмуется слог "-лица" слова "улица с корнем существительного мн. ч. "лица"

г) Слоговая: рез(-че) - (че-рез) [С. 58] - здесь поэт уже не смотрит на морфемную структуру слова и делит его на ритмические, слоговые, незначимые части слова, тем самым усиливается формальная сторона произведения и выпячивается техника стиха.

д) Слого-флективная: та (указ. мест.) - (поч-)та [С. 58]; хотя эта рифма по природе полностью флективная, но во второй части рифмы в качестве рифмующейся смысло-выразительной единицы выступает не слово, а его часть - слог, т.е. его формальная часть, лишенная лексического значения.

Рифма предложная в стихах рассматриваемого периода не встретилась, хотя теоретически она вполне возможна, т.е. охватывает одинаковый объем созвучия. Не встретилась и предложно-суффиксальная рифма. Маловероятность появления этого типа рифм обусловлена различным рифмующимся морфемным объемом. Трудно представить созвучие приставочного начала одного слова с флективным или суффиксальным концом другого слова.

Но одна предложно-флективная рифма все же присутствует, однако ее появление обусловлено оригинальным расположением предлога в строфе. Эта рифма будет охарактеризована ниже.

Самое большое количество рифм - это рифмы с участием корня, их 1561 - (82,9%) из них собственно корневых 1046 (53,9%). Таким образом, большинство рифм рассмотренного периода опираются на участие стержневой смысловыразительной морфемы - корня.

2. В собственно предложных, приставочных, корневых, суффиксальных рифмах морфемы могут быть однородные и разнородные.

Рассмотрим эти типы рифм на конкретных примерах:

а) Приставочные рифмы (6): выкачу - выскочу, с пристани -выстони.

В первой рифменной паре рифмуются однородные морфемы, приставки вы и вы. Во второй рифменной паре - разнородные приставки при и вы.

б) Корневые рифмы (1046): дети - заметили, шорохи - ворохи, века - человека.

В рифме века - человека рифмуются однородные корни, такая рифма называется морфемно-тавтологической.

в) Суффиксальные рифмы (49): перуанцы - померанца, каторжане - ржание.

г) Флективные рифмы (108): орды - бороды - тавтологическая, темноты (Род. п. сущ.) - цветы (Им. п. сущ) - нетавтологическая.

Среди флективных встречаются омонимные рифмы: звонка (кр. прил.) - звонка (сущ.), вина (Им. п. сущ.) - вина (Род. п. сущ.)

3. В рифмах с разным морфемным составом, т.е. в рифмах смешанных, рифмовка происходит на уровне фднетических созвучий, стирающих грани морфем. Поэтому нельзя говорить, исходя из названия какого-либо типа морфемной рифмы, что лишь названные морфемы участвуют в рифме и формируют ее. В представленной классификации выделены типы рифм в зависимости от того, в какой морфеме находится ударный гласный, т.е. начало клаузулы.

Можно выделить у Маяковского всего 9 типов смешанной рифмовки, к ним можно прибавить и 5 слоговых смешанных типов, рассмотренных выше.

а) Предложно-приставочные рифмы (I): по ста - поступь.

Этот тип представлен лишь одной рифмой. Возможность

предложно-приставочной рифмы обусловлена близостью приставки и предлога как языковых единиц и явлением энклизы, а малоупотребительность обусловлена трудностью творческого поиска подобного рода рифмы и редкостью энклизы в языке. Хотя у Маяковского рифмы со словами-энклитиками встречаются нередко, чаще всего это -

б) предложно-корневые рифмы (6): на ноги - на... фаланге, на поле - по капле, глазу - на зуб, в канавах - на ухо.

в) Предложно-флективные (1): глаза - а за.

Этот тип очень редкий, и редкость его обусловлена, как уже было сказано, различным рифмующимся морфемным объемом. Рассматриваемая рифма стала возможна лишь после неестественного перелома строки после предлога "за", закономерно требующего после себя какого-либо слова, но оказавшегося графически и интонационно отделенным.

г) Приставочно-корневые рифмы (102): в ... всхлипе - выпеть, выгоны - натыканы, колибри - выбрил.

д) Приставочно-суффиксальные (8): вымою - любимою, нельзя ою его - заживо, ветвистую - выстою.

е) Приставочно-флективные (12): залежи - глаза лижи, выйти - извините, не выйти - Невы идти.

ж) Корне-суффиксальные (248): ведома - дома, линией - орпи-нее, жуть - взглянуть.

з) Корне-флекгивные (12): проводов - готов, да - звезда, казака - в... закал.

и) Суффиксально-флективные (77): заразят - нельзя, берите -брить их, под... небеса - не писать.

При изучении морфемного состава рифм Маяковского обращает на себя внимание постановка в рифму слов-омонимов, их 25: трону (глаг.) - трону(сущ.), вина (Им. п. сущ.) - вина (Род. п. сущ.), звонка (кр. прил) - звонка (Род. п. сущ.), мыла (глаг.) - мыла(Род. п. сущ.), жгут (глаг.) - жгут (сущ.).

Омонимами признаются и такие слова, которые имеют одинаковый набор звуков, но совершенно разные по значению. В этих рифмах возможно объединение слова и сочетания слов, слова и предлож-но-падежной формы: (под сень) чинов ник ~ чиновник, надень - на день, зарядом - (ряд) за рядом, Италию - и талию.

Употребление омонимов в рифме нарушает обычное рифменное ожидание, размывает границы слов, заставляет расшифровывать рифму и тем самым отвлекает внимание на форму стиха, а не на содержание.

Иную роль играют разновидности омонимных рифм - рифмы поглощающие. Их у Маяковского раннего периода - 201. В поглощающих рифмах "рифменное ожидание" удовлетворяется разными лексемами и словоформами: влекома - кома, пугая - попугая, глаза - а за, перина - и на, графишь - афиш, стало -устало (нар.).

Изучение морфемной структуры рифмы раннего Маяковского позволяет сделать следующие выводы:

Русский язык с развитой слово- и формообразовательной структурой представляет в распоряжение поэтов богатейший материал для создания новых рифм и позволяет выйти за пределы однородной и традиционной флективной рифмовки к рифмам с участием суффиксов, корней, приставок и даже предлогов.

В поэзии Маяковского дореволюционного периода тенденция левой рифмовки слита с тенденцией рифмовки неоднородных частей речи и конструированием составных рифм.

Расширение морфемной рифмовки совпадает с тенденцией русского стиха к ассонансу и, может быть, даже обусловлено им.

Рифменная практика раннего Маяковского показывает богатые возможности создания не только одноморфемных рифм - приставочно-присгавочных, корне-корневых, флекгивно-флекгивных, корне-флектив-ных и мн. мн. др. В.В. Маяковский идет далее - он создает рифмы с участием предлогов, союзов и частиц, что совпадает с тенденцией развития составной рифмы. Вовлечение в рифму слогов усиливает формальную

сторону поэтической техники, но и подчеркивает развивающуюся тенденцию смысловой значимости в рифме составной части слова вообще.

Большое количество у раннего Маяковского рифм с участием самой значимой части слова - корня, т. е. рифм: приставочно-корневых (5,3%), корневых (53,9%), корне-суффиксальных (12,7%), корне-флек-тивнх (13,8%), а также ощутимое количество рифм флективных (5,6%) говорит о том, что Маяковский усиливал смысловую роль рифмы, но и не порывал с традиционной, специфически русской флективной рифмой.

В целом рифменный опыт уже раннего Маяковского обогащает возможности русской рифмы и делает рифменные созвучия в количественном отношении практически неисчерпаемыми.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ТомашевскийБ.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959. С. 418-419.

2 Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. С. 292.

3 Маяковский В.В. Поли. собр. соч. М., 1956. Т. 1. С. 34. В дальнейшем ссылки на произведения В.В. Маяковского даются по этому изданию указанием номера страницы в скобках.

О.В. Демидов

ПРИЕМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО СУДЕБНОГО КРАСНОРЕЧИЯ

(НА МАТЕРИАЛЕ ОБВИНИТЕЛЬНЫХ РЕЧЕЙ А.Ф. КОНИ)

Всякое говорение обычно имеет определенную цель или рассчитано на определенный эффект, который говорящий намеревается произвести на слушателя. Само слово "красноречие" в самом широком смысле обозначает искусство или талант, посредством которого речь достигает своей цели.

Все цели говорения, по сути, могут быть сведены к четырем разновидностям: углубить понимание, доставить удовольствие, разжечь страсти, повлиять на желания слушателей. Как правило, в качестве главной цели выбирается только одна. Тем не менее, говоря о каком-то предмете, оратор (в том числе и судебный) вводит в речь многие положения, которые более непосредственно и прямо направлены на достижение других целей.

Таким образом, каждая из этих целей определяется вышестоящей, образуя ряд целеположений. Знание, или любой интеллектуальный объект, образует материал для фантазии, последняя отбирает и располагает данный материал так, чтобы повлиять на страсти. Страсти, в свою очередь, стимулируют волю к действию и нуждаются только в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.