Научная статья на тему 'Статус слова "поэт" в текстовом пространстве М. Цветаевой'

Статус слова "поэт" в текстовом пространстве М. Цветаевой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1099
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статус слова "поэт" в текстовом пространстве М. Цветаевой»

23. Шмелев Д.Н. Функвдонально-стилистическая дифференциация языковых средств II Грамматические исследования. Функционально-сгилистаческий аспект. М.: Наука, 1989. С. 3-32.

24. Ширяев E.H. Основы системного описания бессоюзных сложных предложений // Вопр. языкознания. 1984, №1. С. 55-65.

25. Левицкий Ю.А. От высказывания - к предложению. От предложения - к высказыванию. Пермь, 1995.

26. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. №6. С. 62.

27. Чуковский К.И. От двух до пяти, Изд. испр. и доп. Минск: Народная асвета, 1983.

28. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: Алеф, 1992.

29. Чайное письмо Д.Н. Шмелев (см. Шмелев Д.Н. Функционально-стилистическая дифференциация языковых средств // Грамматические исследования. Функционально-стилистический аспект. М.: Наука, 1989. С. 3-32) относит к письменной реализации РР. Ср. с противоположной точкой зрения: Глинкина ЛЛ. Языковая личность в зеркале частного письма // Язык, система, личность. Тезисы докладов и сообщений международного симпозиума 25-27 ноября 1996 г. Екатеринбург, 1996. С. 12-13.

С.Ю. Лаврова

СТАТУС СЛОВА "ПОЭТ" В ТЕКСТОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

М. ЦВЕТАЕВОЙ

Выбор данной темы обусловлен несколькими факторами: во-первых, поэт-профессия и призвание М.И. Цветаевой, главная номинация художника слова. Во-вторых, именно теме поэта посвящено значительное число произведений Цветаевой1, в которых она дала множество формульных определений этому "редкому гостю" на земле. В-третьих, считая, что о поэте справедливо и глубоко может сказать только поэт, Ц ветаева написала ряд лирических циклов, блестящих критических статей, очерков, эссе, где подвергла анализу и интерпретации творчество самых разных, но истинных поэтов Земли (назовем некоторые имена: P.M. Рильке, А.С. Пушкин, Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский и другие). "Кто был -должен быть всегда, а это - забота поэтов" - вот одна из знаменитых цветаевских формул, объясняющих ее пристрастие к теме поэта,

Таковы экстралингвистические факторы, определившие выбор темы статьи.

Основная цель ее заключается в следующем: показать, пользуясь методами синтагматического и парадигматического анализа, стержневую роль экзистенциального концепта "ПОЭТ" в макротексте М.И. Цветаевой.

Частные задачи таковы: 1. Провести линейный синтагматический анализ сочетаемости слова "поэт" с другими словами, выявив критерии характеристики данного слова как ядерного и связующего компонента текстовых парадигм. 2. Доказать с помощью парадигматического анализа инвариантность данного слова во внутритекстовых

и внетекстовых парадигмах формул творчества М. Цветаевой. 3. На основе единства анализа доказать концептуальность понятия "ПОЭТ" в "модели мира" художника слова,

Под "текстовым пространством" нами понимается макротекст М. Цветаевой, включающий как поэзию, так и прозу, драматургию, дневники, эпистолярное наследие поэта. Рассматривая наполнение "текстового пространства", выявляем особенности синтагматики и парадигматики конкретной лексемы, учитывая, что статус ее (по Ю. Кристевой) определяется горизонтально и вертикально2 Прежде всего обратимся к синтагматическому анализу слова "поэт", получающему в макротексте специфические семантические характеристики, основанные на подходе к понятию и стоящей за ним деятельности в мироведении конкретного художника слова. Линейный синтагматический анализ сочетаемости слова выявляет его семантический объем и лексические функции в макротексте.

Обратимся к общепринятой словарной дефиниции слова "поэт": "1. Автор стихотворных, поэтических произведений (независимо от жанра). 2. Тот, кто поэтически воспринимает действительность. 3. Человек, творчески относящийся к своему делу, страстно увлекающийся им"3 Посмотрим, какую семантическую трактовку данного слова предлагает М. Цветаева. Вероятно, любой инвариант должен быть рассмотрен двояко, с одной стороны, с учетом общепринятого толкования (словарной дефиниции), с другой стороны, - как инвариант образа, имеющий свои особенности реализации в макротексте.

Используя слово "поэт" в экстернальной функции как средство передачи определенной информации, автор текста предопределяет лексическое ожидание слова, опираясь на знание словарной дефиниции. В нашем случае, если речь идет о поэте, в словарной дефиниции будут представлены следующие семы: 1) человек; 2) создающий поэзию; 3) создающий любое другое словесное творчество; 4) энтузиаст; 5) умеющий ценить прекрасное.

М. Цветаева оправдывает лексическое ожидание читателя, предлагая следующие характеристики поэта; "Поэт - утысячеренный человек..." [5, 282]; "...поэзия не дробится ни в поэтах, ни на поэтов. .." [5, 375]; "Поэт в прозе - царь, наконец снявший пурпур.,." [5, 305]; "Вдохновение + воловий труд, вот поэт..." [4, 16-17]; (как проявление страстности и увлеченности - С. Л.); "...поэт - миросозерца-тель..." [4,174].

Но, как любой большой Творец, М. Цветаева расширяет семантический смысл понятия "поэт", вводя тропеические характеристики, например: "Пешеход и столпник. Ибо поэт без истории - это столпник, или, что то же, - спящий" [5, 401]. Марк Слоним рассказы-

вал, что Цветаева "сама себя называла "столпником", избравшим малую пядь земли для утверждения своей правды.. .5 "Столп" обозначает "башня" или "колонна". "Столпник" - окказионализм М. Цветаевой, в смысловом плане подчеркивающий свой рост из себя самой: "...твердо стою: как памятник - собственным весом как столпник на столпу", напишет она Ю. Иваску [7, 386]. "Спящий" - творческий, пробуждающийся к активной творческой деятельности (см. Е. Айзенштейн, К, Азадовский и др.)6

К лексическому ожиданию добавляется личностная семантика слова "поэт", определяемая полем признаков, характерных для концептуальной системы Цветаевой, основанных на символических образах, в данном случае таких, как "сон", "высота", "гора"

Коммуникативная семантика слова, как отмечает О. Каменская, "определяется пересечением индивидуальных полей признаков концепта участников коммуникативного акта"7 Наша задача - обозначить роль слова "поэт" в концептуальной системе Марины Цветаевой - и есть попытка выявить коммуникативную семантику этого слова.

Общеизвестно, что слово "поэт" имеет свой глубинный архетип, уходящий корнями в мифологию: им является ОРФЕЙ (певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и Бощ и даже природа). По мнению исследователей творчества Цветаевой, судьба поэта почти полностью укладывается в миф об Орфее8 Следовательно, любое концептуально значимое в системе поэта имя можно рассмотреть как концепт (идеальную сущность, получающую семантическое распространение в контексте, но основьшающуюся на общепризнанный фреймах). Концепт определяется общесловарным значением слова, личностным и коммуникативным. Общесловарное дают дефиниции, личностное - концептуальная система носителя языка, коммуникативное - совокупность двух первых + участие читателя в данном процессе. Синтагматический анализ позволяет выявить валентность данного слова, которая поможет охарактеризовать глубинные структуры, основывающиеся на архетипе. В "текстовом пространстве" рлово "поэт", как и другие значимые лексемы, чаще всего встречается при сопоставлении или противопоставлении с другими словами (и, соответственно, понятиями). Рассмотрим данный процесс, обозначив эти системы.

1. Система противопоставлений.

Главная оппозиция цветаевского мировидения: "мир поэта" / "мир прочих" (Бытие - Быт; ирреальность (мифотворчество) - реальность). Исходя из данной инвариантной оппозиции, выявляются и другие: возможна ситуация противопоставления двух поэтов в сравнении; поэта и другого художника и так далее. Инвариантная оппозиция характеризует в целом цветаевскую поэтику, вариантные оппози-

ции могут носить локальный характер, однако, с удивительной последовательностью определять общую оппозицию поэта. Рассмотрим систему противопоставлений цветаевского текста через призму лексической и синтаксической синтагматики.

Беря за основу афористичные формульные характеристики "поэт", вычленим из данных высказываний ряд понятий, образующих в макротексте систему противопоставлений поэту: тройка - Русь - слава -чернь - суд - жизнь - собственность - душа - человек - вопрос - женщина - все - шахматист - театр - поза - возраст - история. Некоторые из них легко узнаются в семантическом и ассоциативном полях слова "поэт", например: слава - душа - возраст - человек - женщина - история. Сложнее, когда смысл противопоставления можно понять, лишь обратившись к концептуальной системе М. Цветаевой, например: шахматист - поза - вопрос - тройка - Русь. Все противопоставления занимают разное смысловое положение в поэтике Цветаевой, независимо от той или иной позиции при конкретном употреблении в частном тексте.

Для примера рассмотрим противопоставление "поэт'У'исто-рия" Его характеризует цветаевский подход к пониманию роли поэта в истории народа, земли, вечности. Автор делит всех поэтов на две противопоставленные группы: поэты с историей (Пушкин, Гете) и поэты без истории (Гейне, Пастернак). Выстраиваются параллельные парадигмы, в которых инвариантное понятие "поэт" наполняется разным смыслом, определяющую каждую из групп (детальный анализ остается за рамками статьи из-за ограничения в объеме).

Рассмотрим противопоставление "поэт" / "все" как основное в цветаевском мировидении синонимичное противопоставлению "мир поэта" / "мир прочих": "я поделила мир на поэта - и всех и выбрала поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать - поэта - от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались" [5, 58]. Данное противопоставление в конкретном частном тексте приобретает более яркую, негативную оценку, как, например: "Да, по существу, третьего в дуэли не было, Было двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики: поэт - и чернь", ",..на белизне снега совершается черное дело: вечное черное дело убийства поэта - чернью..." [5, 58].

Более частные противопоставления характеризуют те или иные стороны поэта, отличающие его от других, например: "Поэт - обратное шахматисту" [5, 350]. Противопоставляются просчет ходов /полное отсутствие расчета, интуиция: по Цветаевой, вещь сама ведет. При реализации противопоставлений выявляется набор признаков, отличающих поэта от других, часто - путем исключения из, например: "...на каждого зверя есть Орфей..." [5,267] / "Театр неблагоприятен для Поэта, и Поэт неблагоприятен для театра..." [4, 594],

2. Система сопоставлений.

Как уже отмечалось, выявляются два основных сопоставления в этой системе: сопоставление одного поэта с другим поэтом или сопоставление одного поэта с другим художником, например: "Поэты с историей - поэты темы" [5, 400]; "Поэты без истории - сама тема поэта" [5, 385], или: "У поэта может остановиться только сердце. Кроме того: поэт видит неизваяную статую, ненаписанную картину, слышит неиграную музыку" [4, 591].

3. Система характеризации через тождество.

Ее представляют два типа конструктивных моделей:

1 группа - модели "Поэт - это..."; "Поэт есть..."; Х+У - вот поэт.." и так далее: например: "Поэт - это прежде всего строй души" [4, 593]; синтаксические позиции лексемы "поэт" выявляются как семантический субъект или семантический предикат;

2 группа: тождество выявляется через специфику функциональных проявлений поэта, например: "дело поэта", "сосуществование поэта", "воля поэта", "зерно зерна поэта", "гибель поэта" и так далее. Например: "Тайновидчество поэта есть прежде всего очевидчест-во" [4, 195]. Лексема "поэт" входит в состав предикативной основы как необходимый актант.

4. Система атрибутов поэта, косвенно характеризующих его. Назовем некоторые из представленных в макротексте атрибутов поэта: слово - стихия - поток - голос - черновик - вещь - кровь предка - голова - речь - сердце - стол - тире и так далее. Например: "Голова у поэта - это ведь главное" [4, 162]. Таким образом, имя "по--э г" в "текстовом пространстве" М. Цветаевой занимает ключевую позицию как в смысловом плане, так и в структурном, организуя внутритекстовые и внетекстовые парадигмы с инвариантом этого имени (под внутритекстовыми понимаем парадигмы макротекста, под внетекстовыми - парадигмы культуры). Имя "поэт" функционирует как: субъект, предикат, актант. В каждой функциональной позиции имя "поэт" имеет свою валентность.

Зная значение фрейма "поэт", попытаемся воссоздать две другие семантики слова. Рассмотрим на основании примеров из 3 и 4 выделенных нами систем,

Поэт с историей: Поэт без истории:

ясный взгляд столпник, спящий

с развитием без развития

стрела крУг

сама тема поэта поэты темы

инстинкт миросозерцатель

парнасцы везувцы

и так далее.

Как видим из приведенных примеров, личностная семантика слова "поэт" в концептуальной системе М. Цветаевой очень сложна и при детальном рассмотрении может быть проанализирована лишь с учетом индивидуальной символики поэта. Использование многих афористичных представлений поэта, данных М. Цветаевой, в парадигме культуры (в частности - деление на поэтов с историей и без истории в современном литературоведении - см. Я. Билинкис)9 дает понятие и о коммуникативной семантике слова "поэт", заданной прежде всего цветаевским текстом.

У М, Цветаевой встречается характеристика "поэта" как понятия в целом и характеристика определенных частных проявлений поэта, таких, как: лирический поэт - расставание поэта - поэт в прозе -сосуществование поэта с поэтом - молитва поэта - "я" поэта - рожденное состояние поэта и так далее. При всех употреблениях дается афористичная характеристика с помощью конструкций тождества, подобия, сравнения, соответствия и так далее. "Обобщенно-философский характер предложений тождества позволяет сохранить им свою познавательную эстетическую ценность, даже если они будут рассмотрены вне контекста", - пишет Н. Шубина10

"Поэт" как субъект представлен в тексте следующими вариантами употребления:

а) метафорическая характеристика поэта предлагается в формуле-образе; это обычно - конструкция тождества, например: "Поэт есть ответ" [5, 364];

б) какая-либо из сущностных сторон деятельности поэта предлагается также в формуле-образе, например: "Гибель поэта - отрешение от стихий" [5,351];

в) отсутствие в конструкции эксплицитно выраженной лексемы "поэт" компенсируется метафорой, с помощью которой описывается деятельность автора как поэта; на наличие первого лица указывают местоимения "моей", "меня"; глагол первого лица - "веду" например: Гудят моей высокой тяги/ Лирические провода" [2, 176]; "А меня положат - голую:/ Два крыла прикрытием" [2,314];" Меж соловьев слезистых -соколиха, / А род веду - от Соловья" [2, 94] и так далее.

г) предлагаются эпиграмматичные формульные конструкции, дающие обобщенные афоризмы например: "Бог не может не дать. Царь не может не дать, Поэт не может не дать" [4, 273]; или: "Поэт -издалека заводит речь. / Поэта далеко заводит речь" [5,184];

"Поэт" как предикат представлен в тексте следующими вариантами употребления:

а) метафорические характеристики осуществляются в формульных конструкциях тождества, например: "Неделимость сути и формы - вот поэт" [5, 282];

б) метафорические характеристики осуществляются при непосредственном обращении к поэту, например: "Пока ты поэт, тебе гибели в стихии нет, ибо все возвращает тебя в стихию стихий: слово" [5,351].

"Поэт" как актант (любой член предложения, обозначающий лицо, предмет, участвующий в процессе, обозначенном глаголом) представлен в тексте также через метафорические характеристики, например: "Дело поэта: вскрыв, скрыть" [4, 519]; или: "Поэту всегда пора и всегда рано умирать, и с возрастными годами жизни он связан меньше, чем с временами года и часами дня"[4,159].

И субъект, и предикат, и актант выражены именами, приобретающими, в зависимости от актуализированной позиции, свои функциональные свойства.

Конструкций, в которых имя "поэт" характеризуется в двусоставных предложениях с глаголом, очень мало, например "Бог не может не дать. Царь не может не дать. Поэт не может не дать" [4, 273]; "Быть - повести! На то ведь и поэтом - в мир рождаешься" [1, 513] -Конструкция с опущенным субъектом. "Быть" и "дать" - два экзистенциально важных понятия в концептуальном мире М. Цветаевой, недаром они функционируют в одном контексте с понятием "поэт"

Вероятно, главным критерием для обозначения имени "поэт" как ядерного компонента текстовых парадигм является использование его во всех случаях в формульных конструкциях, определяющих декларацию понимания сущности творчества и поэта как одного из его созидателей и представителей. Эти конструкции играют роль структурно-семантических скреплений при центральности смысла, который они выражают.

Имя "поэт" используется автором не только для определения сущностных показателей этого объекта как идеального мира (если брать во внимание сферу деятельности) и материального мира (если брать во внимание зримый продукт, создаваемый им), но и для характеристики противопоставленных (конкретных) поэтов, объединенных общим "текстовым пространством" того или иного произведения Цветаевой, - объединении, основанном и на экстралингвистических причинах. Например: "Пастернак - тайнопись. Маяковский - явнопись, почти пропись" [5,384]. Это был пример цветаевских парных имен, приема, часто используемого ею.

Между текстовым концептом и концептом реальности ("об-раз"/"модель")п может существовать некое непонимание, так как метафора расширяет или видоизменяет значение. Сравним: "Большой поэт целиком уцелевает в подстрочнике. Не большой поэт - целиком пропадает: распадается на случайности рифм и созвучий" [4, 614]. Ме-

тонимический перенос понятен, так как основан на нашей пресуппозиции: поэта могут переводить на другие языки; подстрочник - буквальный перевод какого-либо текста. Оппозиция двух типов поэтов представлена через средство их характеристики -перевод на другой язык.

Однако если мы назовем другую метафору - характеристику поэта "Каждый поэт - тихий океан" [5, 288], - то осмыслить и понять ее можно, лишь обращаясь к символике Цветаевой, к концептуальной взаимосвязи Творца и Природы в "модели мира" поэта.

Таким образом, каждое из представленных лексических определении поэта молено развернуть, описывая соотношения образ/символика, опираясь на логические соотношения образ/модель, при которых происходят те или иные семантические процессы. Например, в конструкциях тождества - характеристика дается через идентификацию.

Итак, выявляются следующие критерии: 1) частотность употребления лексемы и разноплановость ее характеристик; 2) соотношение образ/модель, лежащее в основе построения, типичное для конструкций тождества; 3) преимущественное употребление в функции определяющих синтаксическую схему компонентов; 4) формульность конструкций, в которые используется слово "поэт"

Рассмотрим инвариантность слова "поэт" во внутритекстовых и внетекстовых парадигмах. По Ю Кристевой, статус слова определяется вертикально следующим образом: "Слово в тексте ориентировано по отношению к совокупности других литературных текстов - более ранних или современных"12 Сравним два независимых, но идентичных высказывания из одной и той же сферы - сферы искусства: "Совершенное произведение искусства кажется произведением природы" (Гете)13; "Искусство та же природа (...) Может быть, искусство есть только ответвление природы (вид ее творчества)" (Цветаева) [5, 346]. Специфика модальности высказываний заключается в следующем: категоричность в них отсутствует, есть предположительность, но совсем не случайно совпадающая у двух гениальных творцов.

Обратим внимание на внутритекстовую вертикаль слова - его парадигму. Какую бы из представленных выше лексических систем текста мы ни взяли (противопоставление, тождество), увидим, что слово "поэт" присутствует везде и почти везде лексически выражено.

Если возьмем любой конкретный текст для анализа, то увидим, что слово "поэт" - ключевое. Например, очерк "Поэт о критике" построен на основе трех парадигм: поэт - читатель - критик. Очерк "Поэты с историей и поэты без истории" построен на основе двух противопоставленных парадигм, обозначенных и в названии. Любой лирический цикл, посвященный поэту, определяется метафорическими характеристиками его, например, цикл "Стихи к Блоку": лексема может

быть и не выражена эксплицитно, в данном тексте её заменяют лексемы "снеговой певец", "лебедь", и так далее.

Главной моделью, на основе которой можно объединить высказывания с лексемой "поэт" в одну парадигму, являются конструкции со схемой "М1-1М1" (предложения тождества, сравнения, подобия). Конструкции, построенные по данной схеме, могут вступать в отношения противопоставления, и тогда в тексте выявляются две параллельные парадигмы, например: "Маяковский-отдача", "Всё во мне - Пастернак" [5, 379-380]. В таком случае характеризуются разные типы творчества. Внутритекстовые и внетекстовые парадигмы определяют специфику и объём парадигмы формул творчества художника с ключевым словом "поэт"

Единство анализа позволяет рассмотреть единичное частное употребление слова "поэт" в "текстовом пространстве" М. Цветаевой и проследить его судьбу в лингвопоэтике и поэтике художника. Почему имя "поэт" является экзистенциональным концептом в "модели мира" М. Цветаевой.? Во-первых, концепт "поэт" входит в концептуальное поле творчества с головным концептом "Творец": поэт - живописец -музыкант - танцор - певец - скульптор. Во-вторых, концепт "поэт" в макротексте Цветаевой получает индивидуализированную реализацию общего культурного концепта, характеризующего в определённой степени концептуальное поле художественного творчества. Реализуясь в тексте, концепт "поэт" проявляет себя: 1) как фрейм с общесловарной трактовкой в основе; 2) как индивидуализированное представление о понятии с личностной (авторской) семантикой в основе; 3) как объект, подвергающийся интерпретационному воздействию со стороны исследователя (коммуникативная семантика) при реализации внетекстовых связей. В-третьих, концепт "поэт" определяется через все основные предметно-понятийные сферы деятельности человека, (ассоциативное поле концепта достаточно широко представлено в макротексте): 1) семантическая сфера выявляется на основе "наивной анатомии" в картине мира - "поэт-человек" ("Поэт - утысячерённый человек") [5, 288]; "поэт-речь" ("...поэта далеко заводит речь...") [2, 184]; "поэт-голос" ("...если голос тебе дан, поэт, всё остальное взято...") [2, 324]; "поэт-сердце" ("У поэта может остановиться только сердце...") [4, 591]; и так далее; 2) семантическая сфера рассматривается в соотношении "поэт-природа" - "поэт-комета" ("Путь комет - поэтов путь...") [2, 184]; "поэт-стихия" (Гибель поэта - отрешение от стихий...") [5, 351]; "поэт-река" ("Дело поэта - дело вспять идущих рек...) [4, 519]; и так далее; 3) семантическая сфера рассматривается в соотношении "поэт-искусство" - "поэт-театр" ("Театр неблагоприятен для поэта") [4, 594]; "поэт-живописец" ("поэту - не перед кем позировать. Где его живописцы?") [4, 275]; "поэт-поэзия" ("...поэзия не дробится ни в поэтах, ни на поэтов,

она во всех своих явлениях - одна") [5, 375]; и так далее; 4) семантическая сфера рассматривается в соотношении "поэт-социум" через различные характеристики представлений социума, например, "поэт-история" ("Поэты с историей - поэты темы") [5, 400]; "поэт-эмигрант" ("Всякий поэт по существу эмигрант") [5, 335]; "поэт-суд" ("Суд поэта над поэтом - благо") [5, 283]; и так далее; 5) семантическая сфера определяется ментальной деятельностью человека, например, "поэт-субстанция" ("...торжество самой субстанции поэта...") [4, 171]; "поэт-сосуществование" ("Сосуществование поэта с поэтом - сосуществование известного с безызвестным") [4, 175]; и так далее. Самопознание и самооценка характеризуются через интеллектуальную деятельность. Нам известно, что в семантической структуре "модели мира" человека выявляется микрокосм (природа, окружающая среда) и микрокосм (сам человек). Концепт "поэт" в концептуальной системе М. Цветаевой значим настолько, что определяется через все сферы человеческого познания мира. Формальность конструкций с лексемой "поэт" ещё раз подчёркивает обобщённо-философский характер имени. Выход на само понятие "поэт" как "концепт" определяется коммуникативной семантикой этого слова и его ролью в творческой созидательной деятельности человека на Земле.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цветаева М.И. Соб. соч.: В 7 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и JI. Мнухина. Далее ссылки на тексты М,И. Цветаевой даются по этому изданию с указанием тома и страниц.

2 Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1995. №1. С. 97-124.

3 Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. идол, М.: Русский язык, 1981-1984. Т. 3. С. 349350.

4 Каменская О. JI. Три семантики слова//Язык и модель мира. М. 1993. С. 39-47.

5 Слоним М. О. О Марине Цветаевой // Новый журнал. 1970. Кн. 100. С. 170.

6 Айзенпггейн Е. К постановке проблемы "Сон в жизни и творчестве М. Цветаевой"// Марина Цветаева. Статьи и тексты. Wien /Wien. 1992, С. 121-134; Небесная арка: Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке / Вступ. ст., сост., подгот, текстов, пер. и примеч. K.M. Азадовского. СПб.: Акрополь, 1992. С.284-286.

7 Каменская О. Л. Указ. соч. С.46.

8 Лаврова-Донская Е. Л. Поэтическое миросозерцание М. И. Цветаевой. Горловка, ГГПИИЯ, 1994. С. 126.

9Билинкис Я. Марина Цветаева о назначении искусства// Нервические симпозиумы по русской литературе и культуре. Т.2. Марина Цветаева. 1892-1992. Нортфилд. Вермонт. 1992. С. 63-73. 10 Шубина Н.Л. Инициальная позиция предложений тождества со связкой "есть" как текстообразующий фактор в абзаце // Функционирование синтаксических категорий в тексте. Межвуз. сб. науч. ip. Л, 1981. С. 38.

11 Миллер Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры // Теория метафоры. Пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 236-283.

12 Кристева Ю. Указ. соч. С. 98-99.

13 Гете И. О правде и правдоподобии в произведениях искусства // Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. М., 1967. С. 93.

И.В. Тимофеев

МОРФЕМНЫЕ ПРИЗНАКИ РИФМЫ РАННЕГО МАЯКОВСКОГО (1912-1917)

Рифма - явление фонетическое и начинается с ударного гласного, образуя так называемую клаузулу. В связи с тем, что ударение в русском языке разномесгное, т.е. может стоять в любой части слова от окончания до приставки и даже может выходить за переделы слова на предлог, рифма, таким образом, может начинаться с любой части слова. Если рифма начинается, например, с приставочного ударения, то, при ожидании точной, графической рифмовки, во второй рифменной паре может оказаться слово, совпадающее по морфологическому составу с первым словом, в таких случаях речь идет о морфемной рифме. При морфемной рифме созвучными оказываются не только клаузулы как фонетические и несмысловыразительные языковые единицы, но и смысловыразительные - морфемы. Рифма тогда усиливается еще одним качеством - совпадением смысловыразительных морфем.

На морфемные качества рифмы в русском стиховедении впервые обратил внимание В.М. Жирмунский в своем классическом труде "Рифма, ее история и теория" (1923). Жирмунским же впервые были введены термины для морфемных рифм: рифмы однородные, когда рифмуются слова с одинаковым морфемным составом (шумели - свистели, чист - цветист), разнородные, когда рифмуются разные морфемы слов (лить - нить, стая - летая), рифмы суффиксальные, флективные и корневые.

Одним из традиционных способов рифмовки в истории русской поэзии является рифмовка окончаний слов, т.е. флексий и суффиксов. Флективная рифма была всегда ниже достоинством, чем рифма суффиксальная, а достоинства корневой рифмы являются общепризнанными. Творческий поиск флективных рифм не сложен из-за одинаковой системы формоизменения слов, кроме того, в количественном отношении они являются небесконечными, их легко исчерпать.

Б.В. Томашевский в своем курсе лекций "Стилистика и стихосложение" в разделе "Глагольная рифма" приводит -следующие стихи лицеиста Пушкина, жалующегося на недостаток таланта:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.