повышении эффективности производства, и прежде всего росте производительности труда, внедрении в производство достижений научно-техничес-кого прогресса, мобилизации внутренних ресурсов республики. Она ориентирует на развитие социальной сферы, наращивание на наших предприятиях производства товаров народного потребления, расширение платных услуг и в конечном счете — на рост благосостояния населения.
Территориальный хозрасчет должен поставить каждого труженика в такие экономические условия, когда он на себе будет ощущать, что уровень его жизни зависит от того, как он работает. Главная же задача — развить в последнем году текущей пятилетки появившиеся в экономике республики положительные тенденции с тем, чтобы уверенно войти в новую экономическую ситуацию, сохранив при этом баланс интересов различных групп предприятий и слоев населения.
В то же время мы понимаем, что переход на территориальный хозрасчет наряду с предоставлением большой самостоятельности, больших прав возлагает на местные органы и серьезную ответственность перед населением. Не случайно в докладе на Втором съезде народных депутатов СССР Н. И. Рыжков подчеркнул, что расширение самостоятельности республик и местных Советов должно осуществляться не за счет, а параллельно с развитием самостоятельности предприятий. Ясно также и то, что решение задачи самообеспечения республики в условиях хозяйствования на принципах самофинансирования и самоуправления невозможно без четко налаженных произ-
водственных связей, расширения товарообмена, кооперации с предприятиями и другими регионами страны.
Рассматривать поставленную программу упрощенно нельзя, Здесь следует учитывать многие факторы и, видимо, прежде всего необходимо идти от государственного регулирования к рыночным отношениям, учитывать вопросы ценообразования. Только правильно функционирующая система цен может способствовать установлению взаимовыгодных экономических отношений между производителями и потребителями.
С развитием экономической реформы, расширением сферы действия рыночных отношений и проведением реформы ценообразования изменятся характер формирования и динамика денежных доходов населения.
Хочется подчеркнуть, что решение всех поставленных задач возможно только в условиях политической стабильности. Мы стремимся максимально использовать возможности действующих в нашей республике средних и высших учебных заведений, учреждений культуры для воспитания трудящихся в духе взаимного уважения и дружбы всех наций и народностей, Любви к Советской Родине, интернационализма, солидарности с трудящимися других стран. Постоянная работа в этом направлении проводится в вузах республики. Главный упор делается на то, чтобы студенческая молодежь и учащиеся глубже усваивали основы марксизма-ленинизма, были людьми идейно закаленными, умели с классовых, интернациональных позиций анализировать и оценивать события современной жизни.
<нннккннн>-очннккннн^^
МОРДОВСКАЯ АВТОНОМИЯ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Профессор М. С, БУКИН
10 января 1990 года трудящиеся Мордовии отмечают 60-ю годовщину образования мордовской советской национальной государственности, ко-
торая сыграла существенную роль в исторических судьбах мордовского народа. Она открыла большие перспективы для его самостоятельной со-
циально-экономической и культурной деятельности, создала благоприятные условия для превращения мордвы в социалистическую нацию, расширила ее интернациональные связи с другими народами нашей многонациональной страны.
До Великой Октябрьской социалистической революции мордовский народ не имел своей национальной государственности. Он был разобщен, распылен по территории России. Управление на территории Мордовии осуществляли соответствующие губернские, уездные и иные административные органы. Мордовский народ* был одним из самых отсталых в царской России. Он не имел своей письменности, национальных школ, литературы, почти не было национальной интеллигенции. Установление Советской власти, и претворение в жизнь ленинской национальной политики создали необходимые условия для образования национальной государственности мордовского народа. Впервые такая идея была выдвинута в мае 1918 года, а вопрос об этом был поставлен Всероссийским съездом коммунистов мордовской национальности в июне 1921 года. Подготовительная работа началась в феврале 1919 года, но широкое развитие - получила в июле 1920 года и особенно активизировалась после создания Мордовского отдела Наркомнаца (февраль 1921 года) и Центрального бюро мордовских секций при ЦК РКП(б) (июнь 1921 года).
Поскольку из-за чрезвычайной распыленности мордовского народа и отсутствия достаточно крупного, компактного национального ядра нельзя было сразу, по примеру других народов, создать мордовскую национальную государственность в форме автономной области или автономной республики, Президиум ВЦИК 29 июня 1925 года принял постановление «О выделении территорий, населенных мордовским населением, в самостоятельные административные единицы», а 7 июня 1926 года — «Об организации мордовских национальных административно-территориальных еди-
ниц». В соответствии с этими постановлениями в период с 1925 по 1928 год было создано 619 мордовских национальных сельских Советов и 17 волостей (в том числе на территории нынешней Мордовии — соответственно 377 и 13), которые объединили в своем составе большинство мордовского населения. Это позволило вовлечь шй-рокие трудящиеся массы мордовского народа в активную политическую жизнь, создало лучшие условия для их участия в советском строительстве, подняло их классовое и национальное самосознание, что в свою очередь привело к усилению движения за автономию.
Учитывая желание мордовского народа создать свою национальную государственность, Президиум ВЦИК своим постановлением от 16 июля 1928 года «О составе округов, районов и их центров Средне-Волжской области» образовал Мордовский округ с центром в городе Саранске. Территория Мордовского округа равнялась 25 266 км2, численность населения составляла 1 328 441 человек, в том числе русских — 63,2 %, мордвы — 32,% татар — 4,6 %. Это положило йачало новому этапу в консолидации мордвы, в развитии Мордовии, характеризующемуся ее выходом на широкую дорогу хозяйственного и культурного строительства.
Однако в связи с тем, что Мордовский округ по своему правовому статусу был обычной административно-территориальной единицей, никакими автономными правами не пользовался, не обеспечивал нужных темпов хозяйственно-культурного строительства и преодоления фактического неравенства мордовского народа, поскольку удовлетворение его нужд шло на общих основаниях, в конце 1929 года был поставлен вопрос о его преобразовании в автономную область.
10 января 1930 года Президиум ВЦИК принял постановление «О преобразовании Мордовского округа Средне-Волжского края в Мордовскую автономную область, включении ее в состав Средне-Волжского края, внеш-
них границах и внутреннем административном делении».
Мордовская автономная область была создана на территории, общая площадь которой равнялась 24 932 км2, население составляло 1 304 197 человек, в том числе мордвы — 38,4 %, русских — 56,2, татар — 5,4 %. В составе новой национально-государственной единицы объединилось 37,5 % мордовского населения страны.
Достигнутые Мордовской автономной областью к концу 1934 года успехи в политическом, экономическом и национально-культурном строительстве, рост политического и классового самосознания трудящихся масс создали необходимые условия для перехода к более широкой форме национальной государственной организации.
20 декабря 1934 года Политбюро ЦК ВКП(б), рассмотрев вопрос «О преобразовании автономной Мордовской области в автономную Мордовскую республику», приняло решение немедленно провести это преобразование через ВЦИК. В тот же день Президиум ВЦИК принял постановление о преобразовании Мордовской автономной области в Мордовскую АССР. Ее территория не увеличилась. Население составило 1 409 800 человек, в том числе мордвы — 37,7 %, русских — 57,6, татар — 4,7 %.
Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика была образована как национальное советское государство трудящихся Мордовии, которое имело огромное значение в жизни мокшан и эрзян: были воссоединены древние мордовские земли, созданы условия для окончательной ликвидации фактического неравенства мордовского народа и вовлечения его в социалистическое строительство, для дальнейшего роста его благосостояния и национального самосознания.
В единой многонациональной семье народов СССР, в тесном сотрудничестве братских республик живет и развивается Мордовская АССР- Достижения Страны Советов определили успехи республики, которых она достигла за
60 лет своего существования. За годы Советской власти благодаря бескорыстной братской помощи русского народа, всех народов нашей Родины, Мордовия превратилась в один из развитых экономических районов страны. В прошлом отсталая, бесправная царская окраина ныне стала индустриаль-но-аграрной республикой.
Социалистическая Мордовия сегодня — неотъемлемая часть единого народнохозяйственного комплекса страны. Основу промышленности республики составляют отрасли машиностроения и металлообработки. Она занимает видное место по производству экскаваторов, тракторных прицепов, электроламп, цемента и других видов промышленной продукции. Изделия с маркой предприятий Мордовской АССР идут почти во все республикиг края и области Советского Союза, во многие страны мира. Существенные перемены произошли на селе.
Преобразующая сила ленинской национальной политики партии нашла яркое выражение в подъеме культуры трудящихся Мордовской АССР.
Достигнутые трудящимися Мордовии успехи в национально-государственном строительстве, в экономическом, социально-политическом и культурном развитии стали возможны благодаря интернациональной природе Советской власти и вхождению Мордовской АССР в состав РСФСР и тем самым в Союз ССР, которые обеспечивают подлинно демократическое сочетание общих интересов многонациональной страны и интересов каждой входящей в ее состав национальной республики.
Однако динамизм, присущий начальному этапу формирования и развития Советского государства, в том числе Мордовской АССР, был подорван отходом от ленинских принциаов национальной политики, нарушением законности в период культа личности, идеологией и психологией застоя.
Перестройка, демократизация и гласность высветили ряд вопросов, «а которые раньше мало обращали внимания. Сегодня в Мордовии остро стоят некоторые социально-экономи-
ческие и экологические проблемы, задачи спасения и возрождения исторических памятников, сохранения ценностей национальной культуры.
XIX Всесоюзная партийная конференция и сентябрьский (1989 года) Пленум ЦК КПСС, разработав новую политику в развитии национальных и гармонизации межнациональных отношений, в области национально-государственного строительства, поставили задачу по совершенствованию советской федерации, наполнению ее реальным политическим и экономическим содержанием, а также по расширению прав и возможностей ¿¿ех видов национальной автономии.
Поскольку автономные республики, в том числе Мордовская АССР, не располагают пока реальными возможностями в полной мере реализовывать национальные потребности, испытывают на себе ведомственное давление и мелочную опеку союзных и республиканских властей, КПСС в своей платформе по национальной политике предложила восстановить в полном объеме законные права и интересы народов, проживающих в автономных республиках. Признано целесообразным ускорить обновление конституционных и других законодательных актов, существенно расширить компетенцию автономных республик, укрепить экономическую самостоятель-
ность путем перевода их на хозрасчет и самофинансирование, предоставить органам власти автономных республик право опротестовывать акты органов управления Союза ССР и союзных республик, если они вступают в противоречие с закрепленной в Конституции компетенцией СССР, союзной республики.
IV Пленум Мордовского обкома КПСС и тринадцатая сессия Верховного Совета Мордовской АССР одиннадцатого созыва наметили конкретнью мероприятия по обновлению Конституции МАССР, поднятию правового статуса республики и расширению ее компетенции, укреплению экономической самостоятельности, возрождению и дальнейшему развитию национальной культуры и языка, которые изложены в постановлении Пленума обкома КПСС, Законе Мордовской АССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Мордовской АССР», Программе развития Мордовской социалистической нации и совершенствования межнациональных отношений в республике.
Восстановление в полном объеме законных прав и интересов Мордовской АССР, как и других автономных республик, создаст реальные возможности для трудящихся сохранить самостоятельность и самобытность, язык, культуру и традиции.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА
Профессор Н. Ф. МОКШИН
Сентябрьский (1989 года) Пленум ЦК КПСС, всесторонне обсудивший состояние национальных отношений в СССР, выработал современную стратегию партий по национальному вопросу, опирающуюся на ленинские принципы, существующие реальности и господствующие тенденции мирового общест-
венного развития. Принятая Пленумом платформа КПСС «Национальная политика партии в современных условиях» имеет основополагающее значение не только для устранения деформаций и накопившихся кризисных ситуаций в этой жизненно важной сфере, но и для достижения главной цели — стро-