Научная статья на тему 'МОРАТОРИЙ НА БАНКРОТСТВО: ПОМОЩЬ БИЗНЕСУ ИЛИ "ОТСРОЧКА" ЗАКОНОМЕРНОГО ИТОГА'

МОРАТОРИЙ НА БАНКРОТСТВО: ПОМОЩЬ БИЗНЕСУ ИЛИ "ОТСРОЧКА" ЗАКОНОМЕРНОГО ИТОГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / ИЗМЕНЕНИЯ / ДОЛЖНИК / ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА / МОРАТОРИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плашников Александр Сергеевич

С 1 апреля 2022 года в России вступил в действие мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Причиной этого стали недружественные действия в отношении нашей страны. Подобный мораторий уже объявлялся в 2020 году, когда весь мир столкнулся с коронавирусной инфекцией (COVID-19). Из-за введенных государствами в действие ограничений были закрыты многие промышленные объекты, очень большое количество предприятий лишилось источника дохода и прекратили свою деятельность, что, по сути, привело не только к падению уровня экономики, но и к массовому росту безработицы, банкротству предприятий. В качестве меры поддержки российское правительство приняло решение о введении моратория на банкротство, который действовал до 7 января 2021 года. Анализируя последствия «первого моратория» на банкротство, можно спрогнозировать итоги «второго моратория». В статье рассматриваются меры по снижению уровня численности банкротства, дается оценка эффективности ранее принятых мер, подводятся итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORATORIUM ON BANKRUPTCY: BUSINESS ASSISTANCE OR "POSTPONEMENT" OF A NATURAL OUTCOME

Since April 1, 2022, a moratorium on the initiation of bankruptcy cases on applications submitted by creditors has come into effect in Russia. The reason for this was unfriendly actions against our country. A similar moratorium was already announced in 2020, when the whole world was faced with a coronavirus infection (COVID-19). Due to the restrictions imposed by the states, many industrial facilities were closed, a very large number of enterprises lost their source of income and ceased their activities, which, in fact, led not only to a drop in the level of the economy, but also to a massive increase in unemployment, bankruptcy of enterprises. As a support measure, the Russian government decided to impose a moratorium on bankruptcy, which was in effect until January 7, 2021. Analyzing the consequences of the "first moratorium" on bankruptcy, it is possible to predict the results of the "second moratorium". The article discusses measures to reduce the number of bankruptcies, assesses the effectiveness of previously taken measures, and summarizes the results.

Текст научной работы на тему «МОРАТОРИЙ НА БАНКРОТСТВО: ПОМОЩЬ БИЗНЕСУ ИЛИ "ОТСРОЧКА" ЗАКОНОМЕРНОГО ИТОГА»

Мораторий на банкротство: помощь бизнесу или «отсрочка» закономерного итога Moratorium on bankruptcy: business assistance or "postponement" of a natural outcome

Плашников Александр Сергеевич

Магистрант

Курганский государственный университет Российская Федерация, г. Екатеринбург plasha234@yandex. ru

Plashinnov Alexander Sergeevich

Graduate Student University name: Kurgan State University Russian Federation, Yekaterinburg plasha234@yandex. ru

Аннотация.

С 1 апреля 2022 года в России вступил в действие мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Причиной этого стали недружественные действия в отношении нашей страны. Подобный мораторий уже объявлялся в 2020 году, когда весь мир столкнулся с коронавирусной инфекцией (COVID-19). Из-за введенных государствами в действие ограничений были закрыты многие промышленные объекты, очень большое количество предприятий лишилось источника дохода и прекратили свою деятельность, что, по сути, привело не только к падению уровня экономики, но и к массовому росту безработицы, банкротству предприятий. В качестве меры поддержки российское правительство приняло решение о введении моратория на банкротство, который действовал до 7 января 2021 года. Анализируя последствия «первого моратория» на банкротство, можно спрогнозировать итоги «второго моратория». В статье рассматриваются меры по снижению уровня численности банкротства, дается оценка эффективности ранее принятых мер, подводятся итоги.

Annotation

Since April 1, 2022, a moratorium on the initiation of bankruptcy cases on applications submitted by creditors has come into effect in Russia. The reason for this was unfriendly actions against our country. A similar moratorium was already announced in 2020, when the whole world was faced with a coronavirus infection (COVID-19). Due to the restrictions imposed by the states, many industrial facilities were closed, a very large number of enterprises lost their source of income and ceased their activities, which, in fact, led not only to a drop in the level of the economy, but also to a massive increase in unemployment, bankruptcy of enterprises. As a support measure, the Russian government decided to impose a moratorium on bankruptcy, which was in effect until January 7, 2021. Analyzing the consequences of the "first moratorium" on bankruptcy, it is possible to predict the results of the "second moratorium". The article discusses measures to reduce the number of bankruptcies, assesses the effectiveness of previously taken measures, and summarizes the results.

Ключевые слова: банкротство, изменения, должник, институт банкротства, мораторий.

Key words: bankruptcy, changes, debtor, bankruptcy institution, moratorium.

2020 год для всего мирового сообщества стал годом «испытания на прочность». Когда Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 марта 2020 года объявила о пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), многие страны принялись вводить серьезные ограничения с целью ее задержки. В качестве превентивных мер в нашем государстве были введены строгие санитарно-эпидемиологические ограничения по перемещению граждан, введен режим временной самоизоляции, отменены культурно-развлекательные мероприятия, большинство работодателей обязали перевести сотрудников на дистанционную форму работы, или приостановить свою деятельность. Все это привело к резкому падению спроса на товары и услуги отдельных категорий, увеличилось количество случаев утраты полной платежеспособности организаций и граждан, лишившихся источника заработка.

В Российской Федерации действующим механизмом разрешения вопроса утраты неплатежеспособности выступает институт банкротства, позволяющий разрешать кредиторам и должникам проблемы по исполнению обязательств. Все основные нормы связанные с институтом банкротства отражены в Федеральном законе «О

несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - ФЗ «О несостоятельности).

Поскольку изначально предполагалось, что режим введения ограничений в связи с пандемией продлится недолго, законодатель решил просто добавить в ФЗ «О несостоятельности» статью 9.1 «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве».

В части 1 вышеуказанной статьи отмечалось, что для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. Однако ситуация начала ухудшаться, и тогда было принято Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников».

В первоначальной редакции оно просуществовало недолго. 22.05.2020 было принято Постановление Правительства РФ № 729 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 428», которым уточнялись некоторое моменты по определению лиц, попадающих под введенный мораторий.

В итоге, в конце мая 2020 года мораторий на банкротство был введен, Он распространялся на:

1) организации и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее - перечень пострадавших отраслей российской экономики);

2) организации, включенные:

• в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики в соответствии с критериями и порядком, определенными Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;

• в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";

• в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р.

В качестве мер поддержки законодатель предложил на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется:

1) приостанавливать обязанности должника и иных лиц, предусмотренные статьей 9 и пунктом 1 статьи 213.4 настоящего Федерального закона;

2) наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона;

3) не допускать обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке;

4) приостанавливать исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства) (часть 3 статьи 9.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)).

Анализируя все вышеизложенное, можно отметить, что в качестве мер поддержки предприятиям, юридическим лицам, организациям, лицам, оказавшимся в тяжелой кризисной ситуации законодатель просто ограничил кредиторов в праве на получение удовлетворения своих требований, по сути, запретив не только начинать банкротные процедуры, но и обращать взыскание на имущество должника. Однако не были разработан комплекс конкретных мероприятий по выходу из кризисных ситуаций. По сути, проблема была не решена, а лишь отсрочено наступление банкротного бума.

7 января 2021 года срок действия введенного моратория закончился. Однако с конца февраля 2022 г. российская экономика вновь оказалась в кризисной ситуации из-за санкционной политики зарубежных стран. В целях поддержки предпринимательства Правительство РФ приняло Постановление №497 от 28.03.2022 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее -Постановление №497), по сути повторив свои предыдущие действия. Срок нового моратория составляет 6 месяцев с момента подписания Постановления (п. 3 вышеуказанного Постановления № 497). Но принятые меры не затрагивают должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 231 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления ( п. 2 Постановления № 497).

Принимаемые меры по ограничению уровня банкротных заявлений нельзя назвать актуальными, действенными и соответствующими реальной цели исправления сложившейся кризисной ситуации в экономике Российской Федерации, поскольку данные меры не столь эффективны, как кажутся. Количественный анализ заявлений о банкротстве, поступивших в арбитражные суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также Свердловской, Курганской областей, показывает резкий скачок заявлений после отмены первого моратория на банкротство и до введения второго моратория (Сайт системы «Кад.Арбитр» (https ://kad.arbitr. щ/)).

КОЛИЧЕСТВО ЗАЯВЛЕНИЙ О БАНКРОТСТВЕ ПОСТУПИВШИХ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ

24712

2019 год (год до 2020 год (до введения 2021 год (после отмены 2022 год (до введения банкротства) моратория) моратория) "второго" моратория

■ Курганская область ■ Свердловская область ■ город Москва ■ город Санкт-Петербург

Рисунок 1. Количество заявлений о банкротстве поступивших в арбитражные суды

Как видим, предпринятые меры Правительства не исправляют сложившуюся ситуацию, а лишь

отодвигают ее последствия на срок действия моратория, поскольку после прекращения действия первого «моратория» количество заявлений о признании несостоятельным (банкротом) во всех анализируемых регионах возросло почти в три раза.

Похоже, что у законодателя отсутствует понимание того, что банкрот, попадая в тяжелую ситуацию, зачастую самостоятельно из нее выбраться уже не может, поскольку долговые обязательства и проблемы продолжают расти, приводя к предбанкротному состоянию и контрагентов данного банкрота. Несмотря на организацию мер по снижению уровня банкротств, главную проблему многих банкротных предприятий эти нормы не устраняют, из-за невозможности банкрота рассчитаться по обязательствам. В чем положительный эффект для экономики повторного принятия неэффективного решения ни законодатель, ни ученые-аналитики не пояснили. Уже практика действия первого моратория показала, что введенные ограничительные меры не эффективны, и уровень банкротств будет расти после отмены моратория (как это уже было ранее).

Справедливости ради, отметим, что принятое законодателем решение позволило затормозить повальный рост банкротства и ликвидацию значительной части организаций и не позволило парализовать судебную систему в период вынужденной остановки работ.

Вместе с тем мораторий 2022 г. становится своеобразной ловушкой для организаций, в отношении которых он действует. Контрагенты и поставщики в связи с предполагаемыми проблемами в дальнейшем перестают иметь хоть какие-либо отношения с организациями, которые не могут обанкротится из-за моратория. Организации, попавшие под мораторий, не могут разрешить вопрос со своим банкротством и обязательствами перед кредиторами, кредиторы не могут взыскать имущество и получить удовлетворение своих обязательств. Убытки несут все участники экономической деятельности. Мораторий не разрешает главного: не оказывает помощи и поддержки лицам и организациям, попадающим под критерий «неплатёжеспособных», а это не способствует росту экономики страны.

Таким образом, принятые законодателем меры - всего лишь повторное временное решение проблемы. После снятия «второго моратория» можно вновь ожидать резкий рост банкротных заявлений от организаций и физических лиц, уже пользующихся мораторием. Для экономики страны это будет тяжелым ударом, а потому законодатель должен задуматься над принятием новых мер для ликвидации последствий кризисной ситуации, и пересмотреть установленные им ограничения. Иначе в момент отмены всех ограничений ситуация рискует превратиться в критическую во второй раз.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, доступ система «Консультант Плюс», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/;

2. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (последняя редакция), доступ из системы «Консультант Плюс», http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 71450/ ;

3. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников», доступ из системы «Консультант Плюс», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349332/;

4. Постановление Правительства РФ № 729 от 22.05.2020 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 428", доступ из системы «Консультант Плюс», http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 353292/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/#dst1000 05

5. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников», доступ http://static.government.ru/media/files/esBnohmhoyOuWl9ndN6HmigLmGRqJgi4.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.