УДК 159
Алиева Шахла Гасым кызы
доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования Азербайджанского государственного педагогического университета Азербайджанской Республики Milena.555@mail .ru Sh.G. Aliyeva
Azerbaijan State Pedagogical University assistant professor
of the chair of pedagogy
and methods of the pre-school education
Milena.555@mail .ru
Морально-нравственное воспитание дошкольников Moral education of preschool children
Аннотация. Мoралъно-нравственное воспитание рассматривается как активное взаимодействие педагога и воспитанника в общей творческой деятельности, в ходе которой формируются лучшие человеческие качества. Формирование коммуникативных навыков и «нравственно-естественных привычек» предполагает автоматическое воспроизведение правила и образца поведения в известной ситуации. Другим методом воспитания является формирование моральных оценок и суждений. Для формирования морального поведения необходимым условием является осознание моральных норм.
Ключевые слова: моральное, детский сад, нравственное воспитание, форма.
Summary. Moral education is considered as active interaction of the teacher and the pupil in the general creative activity during which the best human qualities are formed. Formation of communicative skills and "moral and natural habits" assumes automatic reproduction of the rule and an example of behavior in a known situation. Other method of education is formation of moral estimates and judgments. For formation of moral behavior by a necessary condition understanding of moral standards is.
Keywords: moral, kindergarten, moral education, form.
Задача родителей, педагогов и всех взрослых, в окружении которых растет ребенок, научить его основным понятиям о добре и зле, обогатить духовно-нравственное воспитание дошкольников ценными знаниями об уважении к окружающим и помочь ему вырасти достойным членом общества. Мы рассматриваем моральное воспитание как активное взаимодействие педагога и воспитанника в общей творческой деятельности, в ходе которой формируются лучшие человеческие качества. В дошкольном возрасте
закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.
Мораль определяется характером общественных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы, правила, законы, заповеди, табу, запреты, которые с раннего детства внушаются растущему человеку.
Мораль - это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношений между людьми, одобряемая и поддерживаемая групповым, классовым, общенародным общественным мнением. Она обеспечивает приспособление ребенка к условиям общественной жизни, удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения.
Мораль может быть религиозная (христианская, мусульманская, буддийская), околорелигиозная (фашистская, сионистская, аскетическая и др.), групповая и кастовая (дворянско-аристократическая, сектантская, преступная, богемская и др.). В определенном возрасте ребенок начинает давать оценку своим поступкам и действиям. У всех детей это происходит в разное время. Большую роль в развитии личностных качеств оказывает воспитание, дать которое малышу способны только взрослые.
Следует помнить: не каждое внешнее проявление определенного действия есть моральное (или неморальное). Здесь, прежде всего, следует принимать во внимание мотивацию осуществленного поступка. Например, не красть можно по разным причинам: боясь быть разоблаченным или по убеждению. И лишь последний мотив есть моральный. Итак, главная цель воспитания - помочь ребенку понять, что такое моральные нормы, и дать ему возможность самому делать выбор.
В педагогической практике следует избегать ситуаций, когда старание воспитанника усовершенствовать свое поведение проходят мимо внимания педагога, и вместе с тем делается ударение на ошибках и просчетах. Поэтому ребенок и начинает думать, что он не такой, каким бы его хотели видеть.
Процесс формирования морального сознания у ребенка особенно сложный и противоречивый, если взгляды семьи и воспитательного учреждения относительно этой проблемы разные. Чтобы обеспечить единство в моральном воспитании, педагог должен постоянно направлять родителей на формирование у детей человечности, морали, альтруизма.
Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно - нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка. Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам.
Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим? Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям? Многие отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы. Значительное число
исследований посвящено проблемам становления моральных и нравственных основ личности, их истоки, развитие и возможности коррекции.
Нравственность в отличие от морали — это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека.[3.С.49]
В этих качествах ребенка кристаллизируются моральные и нравственные нормы, существующие в общественном сознании. Моральное и нравственное развитие личности, следовательно, есть процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности.
Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям.
В процессе нравственного воспитания дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Необходимо объяснить им, что существуют три «нельзя»:
- Нельзя обижать и бить людей;
- Нельзя ломать и портить результаты труда других людей;
- Нельзя брать чужие личные вещи без разрешения их владельца.
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Однако методы реализации этих благородных задач значительно более скромные и неконкретные. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок.
К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся:
1. Воспитание нравственных привычек;
2. Пример взрослого или других детей;
3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
4. Организация совместной деятельности;
5. Совместная игра. [2.С.84]
Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.
В группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний.
Чтобы достичь цели в становлении морально направленной личности, особое внимание следует обратить на психологические аспекты воспитательного процесса: Ребенок лишь тогда начинает относиться гуманно к другим людям, которые рядом с ним, когда научится обобщать собственный опыт регулирования поведения и использовать его в жизни.
Решая просветительско-воспитательные задачи, педагог должен создавать такие условия, которые бы давали ребенку возможность индивидуально развиваться, самосовершенствоваться, удовлетворять свое любопытство, успешно налаживать межличностные отношения.
Исследования в области морального и нравственного развития в отечественной психологии можно условно разделить на два разных и фактически не пересекающихся направления.
Первое направление можно назвать нормативно-ориентированным. Исследователи подчеркивают, что мораль, как и остальные формы сознания, не даны человеку от рождения. Моральные качества приобретаются индивидом в процессе его социального развития.
Норма-эталон, образец поведения, который должен ребенком осознаваться, быть для него привлекательным, эмоционально значимым и главное - побуждать к определенным социально одобряемым поступкам. Например, ребенок должен знать, что делиться с другими хорошо, что нужно помогать и уступать слабым, что бить или обижать других людей нельзя и пр. Такие нормы должны стать внутренними, «своими» и стать регулятором поведения ребенка. В этом случае ребенок поступает хорошо (морально) не по принуждению, а самостоятельно, по собственному убеждению.
В исследованиях нормативно-ориентированного направления ведущая роль принадлежит моральной саморегуляции. В ситуации саморегуляции ребенок вопреки своим интересам принуждает себя делать так, как надо, а не так, как хочется. При этом внешние требования и давление заинтересованных лиц отсутствуют. Поэтому противоречие интересов выступает для ребенка в форме противоречия между собственными желаниями и их собственной моральной оценкой. Моральная регуляция поведения включает требование человека к самому себе. Ему важно быть хорошим и не быть плохим, т.е. оценить свои действия и вести себя соответствующим образом. Таким образом, оценка, которой подвергается нравственный поступок, должна стать самооценкой.
Моральная саморегуляция предполагает образец, эталон, с которым он может соотносить собственное поведение. В одних случаях этим образцом поведения является взрослый, которому ребенок стремится подражать, в других в качестве эталона выступают сказочные персонажи.
Так, в одном известном исследовании С.Г. Якобсона, детям предлагалось распределить между собой красивые игрушки. Дошкольники, как правило, забирали большую часть игрушек себе. [5.С. 99-102]
Тогда экспериментатор предложил им оценить свои действия и сравнить их с поведением хорошо известных персонажей - Буратино и Карабаса Барабаса. Предварительные расспросы показали, что все дети считают Буратино хорошим, добрым, справедливым, а Карабаса - жадным и несправедливым, забирающим себе все самое лучшее. Простой вопрос взрослого, заданный после несправедливой дележки: «Как ты разделил игрушки, как Буратино или как Карабас?» - повергал ребенка в смущение. Неожиданно для себя он понимал, что поступил плохо и как бы сравнялся с отвратительным Карабасом. Ребенок старался уйти от прямого ответа, но по его поведению было видно, что ответ для него ясен. Он начинал понимать, что в своем непосредственном детском стремлении забрать себе побольше игрушек он сравнялся с отвратительным Карабасом и это сравнение для него невыносимо. После такого испытания многие дети резко меняли свое поведение в аналогичной ситуации: они начинали отдавать сверстникам столько же игрушек, сколько оставляли себе, а иногда даже больше.
В этих исследованиях моральное поведение рассматривается как конфликтное, осуществляемое вопреки непосредственным желаниям ребенка. Такое поведение является произвольным и опосредованным моральными нормами.
Второе направление можно назвать эмоционально-ориентированным. Исследователи ставят на первое место не усвоение норм поведения и не формирование нравственных представлений, а прежде всего развитие социальных эмоций и нравственных чувств, к которым, прежде всего, относятся сопереживание и сочувствие.
Основным методом формирования социальных чувств и эмоций ребенка является осознание и понимание переживаний других людей или литературных персонажей.
Возможным методом формирования нравственных чувств и моральных оценок является обучение детей решать социально-нравственные, смысловые задачи. Например, в игре-драматизации или с помощью кукол дети должны решить какую-либо конфликтную или проблемную ситуацию, распределить привлекательные игрушки или сладости, когда на всех явно не хватает, или выбрать, кому достанется привлекательная роль в игре, или помочь слабому и неумелому и т.п. Мы постараемся рассмотреть и оценить основные методы морального и нравственного воспитания, которые предлагаются в существующих программах дошкольного образования.
Ни одна самая утонченная воспитательная техника не будет давать развивающего результата, если сам педагог - человек неморальный, эгоистический. Лишь гуманный, высококультурный наставник сможет воспитать на самом деле культурную личность, которая внимательно и доброжелательно будет относиться к тем, кто рядом, будет уметь творчески
работать и поэтому радоваться, которая будет ценить красоту природы и будет воспринимать всю гармонию мира.
Среди основных задач отмечаются: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей, воспитание у детей трудолюбия. Программы должны быть направлены непосредственно на воспитание гуманизма, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.
Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Предлагаются следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:
- рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;
- чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;
- игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;
- положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.
В религиозных вопросах взрослые могут высказать свою точку зрения по отношению к вероисповеданию, но навязать свою позицию ребенку они не вправе. Духовно-нравственное воспитание дошкольников потому и имеет свои особенности, что лишь повзрослев, человек сам решает, что он хочет добиться в этой жизни, к чему стремится. А на самую важную ступеньку его духовного роста помогли ему подняться те навыки и простые истины, которые привили ему в детском возрасте родители.
Подводя итоги нашему краткому обзору методов морально -нравственного воспитания, можно отметить, что в программах детского сада наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации. Несмотря на то, что главной задачей воспитания является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой - правильных оценок и моральных суждений. Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития. Однако это не так.
Формирование коммуникативных навыков и «нравственных привычек» предполагает автоматическое воспроизведение правила или образца поведения в известной ситуации. Это достигается, с одной стороны, подражанием модели (образцу), а с другой-через поощрение правильных и осуждение неправильных действий (т.е. наущение). В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильные и неправильные действия. По-видимому, для морального развития такое различение необходимо.[8.С.113]
Другой метод воспитания — формирование моральных оценок и суждений: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Данный метод является наиболее понятным и привлекательным с педагогической точки зрения, поскольку он предполагает традиционные и доступные педагогические средства: «объяснение», чтение литературы, приведение положительных примеров и пр. Общепринятым и очевидным является представление о том, что для формирования морального поведения необходимым условием является осознание моральных норм.
Литература
1. Ализаде А.А. Новое педагогическое мышление. Баку: Адилъоглы, 2008.- 479 с.
2. Алиева Ш.Г. Дошкольная педагогика. Баку: АДПУ, 2010. -185 с.
3. Алиева Ш.Г. Актуальные проблемы дошкольной педагогики. Баку: Элм, 2010. - 283 с.
4.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 1990.-140 с.
5.Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Аркти , 2005.- 143c.
6. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. / Под ред. Р.С.Буре. М.: 1987.-144 с.
7. Люблинская А.А. О моральных представлениях и моральных привычках. Дошкольная педагогика. Хрестоматия. М.: Академия, 2000.-249 с
8.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Психология дошкольников. Хрестоматия. М.: Академия, 2000.-236 с.
9.Дошкольная педагогика: Учебник. (Ассуулова С.В., Айдашева, И.Н., Пичугена, Н.Айзахова). М.: Феникс, 2004.- 384 с.
10.Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья-единое пространство для детского развития. М.: Просвещение, 2001.-167 с.
11.Ахмедов Г.Г. Стратегия развития Азербайджского образования. Баку: Элм, 2010.
Literature
1 . Alizadeh A.A. New pedagogical thinking. To tank: Adilyogla, 2008. - 479
pages.
2 . Aliyeva Sh. G. Pre-schoolpedagogy. To tank: ADPU, 2010. -185pages.
3 . Aliyeva Sh. G. Actual problems of pre-school pedagogy. To tank: Elm, 2010. - 283 pages.
4 . Breslav G. M. Emotional features of formation of the personality in the childhood. - M.: Education, 1990.-140 pages.
5 . Kokuyeva L.V. Spiritual and moral education of preschool children on cultural traditions of the people. Arkti, 2005. - 143c.
6 . Moral and labor education in kindergarten. / Under the editorship of R. S. Bure. M.: 1987. -144 pages.
7 . Lublin A.A. about moral representations and moral habits. Pre-school pedagogy. Anthology. M.: Academy, 2000.-249 with
8 . Lisina M. I. Formation of the identity of the child in communication. Psychology of preschool children. Anthology. M.: Academy, 2000.-236pages.
9 . Pre-school pedagogy: Textbook. (Assuulova S. V., Aydashev, I.N., Pichugena, N. Ayzakhov). M.: Phoenix, 2004. - 384 pages.
10 . Doronova T.N., etc. Preschool institution and family - uniform space for children's development. M.: Education, 2001. -167pages.
11 . Akhmedov G.G. Strategy of development of Azerbaydzhsky education. To tank: Elm, 2010.