ных предметов, которые имеют общие существенные признаки (студент, учитель, город и т.д.).
3. Нулевые — в их объем не входит ни одного элемента. Мы можем думать о некоторых предметах (ведь мысль может все!), представлять их себе, соответственно называть их словом-понятием, но в реальном мире эти вещи, явления не существуют (по крайней мере, не известны пока человечеству). Например, к нулевым понятиям относятся: «Дед Мороз», «русалка», «вечный двигатель», «круглый квадрат», «эликсир бессмертия» и т.д.
По содержанию понятия делятся на:
1. Конкретные — в них отражаются конкретные предметы (или классы предметов) как нечто самостоятельно существующие (книга, озеро, человек, государство и др.).
2. Абстрактные — в них мыслится не предмет, а только признак, взятый отдельно от предмета (красота, смелость, белизна и др.).
3. Соотносительные и безотносительные. В соотносительных отражаются предметы, существование которых предполагает существование других предметов (родители — дети, учитель — ученик и др.). Безотносительные — это понятия, в которых мыслятся предметы, су-
ществующие вне зависимости от другого предмета (тетрадь, река, город и др.).
4. Положительные и отрицательные. Понятия, содержащие признак, присущий предмету, являются положительными (грамотный, заботливый, принципиальный и др.). Отрицательные понятия — такие, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных признаков (неграмотный, беззаботный, беспринципный и др.).
5. Собирательные и несобирательные. Собирательные — это такие понятия, в которых совокупность однородных предметов мыслится как единое целое (лес, созвездие, стая и др.). Содержание такого понятия нельзя отнести к каждому элементу, который входит в объем понятия. А содержание несобирательных понятий можно отнести к каждому предмету класса (тетрадь, дом, цветок и др.).
Общие понятия могут быть регистрирующими, если предметы, входящие в данное понятие, подлежат счету, учету (учебник по истории, герой ВОВ и т.д.). Если же предметы, входящие в понятие, практически не подлежат учету (человек, стул, дерево и др.), то такое понятие считается нерегистрирующим.
THE LECTURES ON FORMAL LOGIC: THE LOGIC AS SCIENCE (lecture 2)
H.K. Bardedinov
During training the specialist (doctor lawyer, psychologist, teacher, journalist etc.) not only the necessary Knowledge is stored, but so-called "professional" intellect is formed. It is peculiar thought activity of specialist suspected the special forms and interrelations of analysis, generalizations, which are connected to necessity of a ratio general (common picture of illness, picture ofbehavior, crime, progress) with separate amounting (factors influenced on behavior, progress, signs of illness etc.). The professional intellect also supposes rapid and in-time acceptance of the only right solution. The considerable component in such intellect, except for intuitive and creative, is introduced by analytical (logical) intellection, which one allows the specialist to create picture of situation by the way of legible thoughts — by the way of concepts, opinions, conclusions.
ЛИТЕРАТУРА
Гетманова АД. Логика. — M., 1995. — 416 с. Григорьев Б.В. Классическая логика. — M.: Гуманиг. изд. — 'ТОС, 1996. - 192 с.
lern A.A. Логика. — М.: Просвещение, 1996. — 206 с. Ивин A.A. Практическая логика. — М.: Просвещение, 1996. - 1998 с.
Ku^UMoeJi.И., Старченко A.A. Логика. — М.: Юристъ,
6. Сборник упражнений по логике: Для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. АС. Клевчени и В.И. Барто-на. — Мн.: Университетское, 1990. — 288 с.
7. Сибирякова В. Ф, Бардединов Х.К. Формальная логика. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1999. — 100 с.
8. Тарасова К.Е, Великое В.К., Фролова АЙ. Логика и семиотика диагноза (методологические проблемы). — М.: Медицина, 1989. - 272 с.
О НРАВСТВЕННОСТИ
© ОБУХОВ А. - 2006
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ РЕПРОДУКТИВНОСТИ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА (сообщение 3)
А. Обухов
(Красноярская государственная медицинская академия, ректор — д.м.н., проф. И.П. Артюхов)
Резюме. Статья посвящена медицинской и нравственной сторонам проблемы планирования семьи.
Ключевые слова. Контрацепция. Стерилизация. Планирование семьи. Консервативная нравственная точка зрения.
В акушерстве и гинекологии на уровне деонтологи-ческой модели в отличие от медицинской этики, где речь идет об «осторожности в высказываниях при пациентах», «о завоевании доверия», «о ровном, спокойном, радушном поведении врача, сочетаемого с заботливым и внимательным отношением к пациентке» [13],
в биоэтике основным становится конфликт «права плода на жизнь» с «правом женщины на аборт».
Цель данной работы рассмотреть эти вопросы биоэтики, исходя из решаемой в настоящее время программы «планирования семьи».
Одной из составных частей программы планирова-
ния семьи является широко проводимая контрацепция различными методами.
Существующие методы контрацепции можно условно разделить на две группы. К первой, традиционной, группе относят ритмический метод, который известен в литературе как календарный, температурный метод, прерванный половой акт, механические средства, химические с локальным действием. Ко второй группе современных методов относятся: гормональная или оральная контрацепция, внутриматочные средства (ВМС).
50-60 годы XX века — период испытаний и внедрения в клиническую практику оральных контрацептивов. Американские ученые Y. Pincus и J. Rock выделяют ряд препаратов, подавляющих овуляцию. В 60-х годах, благодаря применению гибкой пластмассы была реализована идея немецкого гинеколога R. Ricker, который еще в 1909 г. предлагал использовать введение в полость матки шелковые нити, скрученные в кольцо, 60-е годы — время создания и внедрения полиэтиленовых внутриматочных спиралей типа петли Lippes.
Отличие современных контрацептивных средств — уровень их патологического воздействия на организм. И. Мануилова, на основании многолетних исследований, приходит к выводу: «Эффективность противозачаточного метода пропорциональна частоте побочных реакций и осложнений, обусловленных методом контрацепции». Степень же эффективности современных средств возрастает по сравнению с традиционными методами в 10-20 раз (оральная контрацепция) и в 3-7 раз (ВМС).
Предельно эффективным методом контрацепции является стерилизация — «перевязка» или создание искусственной непроходимости маточных труб при ми-нилапаротомии (при минилапаротомии делается небольшой надрез на брюшной полости и ищутся фаллопиевы трубы, которые проводят яйцеклетку из яичника в матку. Затем часть труб удаляется, и концы перевязываются), лапароскопии или гистероскопии (при лапароскопии брюшную полость женщины сначала наполняют газом, создающим промежуток между внутренностями и брюшной стенкой. Затем оптоволоконный светопровод помещается через прокол в брюшную полость, и инструмент перерезает или прижигает трубы электротоком). Однако возможна, и сегодня получает распространение не только женская, но и мужская стерилизация (вазектомия — это хирургическая операция, делающая мужчину бесплодным). При вазектомии из семенных протоков, через которые сперма проходит из яичников, уролог через небольшой надрез в мошонке вырезает часть, перевязывает или прижигает концы и накладывает шов. Обычно это делается под местной анестезией и относительно безболезненно, хотя небольшой отек и болезненность впоследствии не редкость). В настоящее время используется два вида стерилизации: один из них — с восстановлением генеративной функции («зажимы Фильше») и второй — так называемая необратимая стерилизация. Оба вида стерилизации активно пропагандируются, например, в США. В журнале «Демографические отчеты» (июнь, 1996 г.), издаваемом Университетом им. Джонса Гопкинса (США) и субсидированным Фондом ООН по народонаселению, подробно описывается применение местной анестезии при стерилизации, а также сама хирургическая операция, изложены существующие методики лигирования маточных труб, описываются формы, с помощью которых можно подготовить специалистов по выполнению этой процедуры, которую журнал называет «методом номер один». Он является не только методом медицинских нововведений, но и демографической политики Фонда по народонаселению по отношению ряда стран, в том числе и к России. Действительно, относительная простота этого метода (например, при нехирургической стерилизации), необратимый характер полного подавления репродуктивной способности может слу-
жить средством не только планирования семьи, но и управлению и контролю за демографическими процессами с заранее заданными и весьма разнообразными целями.
Демографическая политика и контрацепция
Возможность регулирования демографических процессов на уровне государственного контроля за рождаемостью была известна уже греческой цивилизации. Аристотель в «Политике» рекомендовал: «Пожалуй... должно поставить предел скорее для деторождения, нежели для собственности, так, чтобы не рождалось детей сверх какого-либо определенного числа. Это число можно было бы определить, считаясь со всякого рода случайностями, например с теми, что некоторые браки окажутся бездетными. Если же оставить этот вопрос без внимания, что и бывает в большей части государств, то это неизбежно приведен к обеднению граждан, а бедность — источник возмущений и преступлений». В IV-III вв. до н.э. вопрос о перенаселении, как сообщает Полибий, решается в Древней Греции ограничением рождения одного-двух детей в семье. Когда-то, по мнению Аристотеля, наиболее гуманным средством строгого и обязательного соблюдения этого установившегося обычая, в сравнении с убийством и заброшенностью новорожденных, был аборт. Для современной цивилизации, по крайней мере, на уровне положений ООН, характерна позиция, что аборт нельзя рассматривать как метод регуляции рождаемости. Этим методом становится контрацепция и стерилизация — на уровне медицинской практики, и принципы «планирования семьи» и «правильного репродуктивного поведения» — на уровне идеологии.
В XIX веке идеологической формой оправдания предупреждения беременности было мальтузианство, которое все беды и несчастья человечества связывало с «абсолютным избытком людей». Английский врач Дж. Дрисдэм в середине XIX века один из первых использовал эти идеи для оправдания медицинских способов предупреждения зачатия и пропаганды противозачаточных мер. С этого времени контрацепция рассматривается как одно из средств регуляции рождаемости и непосредственно связывается с проблемами демографии в мире и регионах.
В настоящее время в более чем 60 странах службы охраны материнства и детства работают вместе со службами планирования семьи на государственном уровне. Китай, например, где существует Министерство планирования семьи, может рассматриваться как образец государственной политики в области планирования семьи.
В 1952 году была создана Международная федерация планирования семьи (МФПС), которая «ставит перед собой следующую глобальную цель. В настоящий момент всего лишь треть лиц репродуктивного возраста имеют доступ к планированию семьи. К 2000 году население Земли вырастет до 6 млрд человек, из которых 950 млн будут супружеские пары, способные к деторождению. МФПС берет на себя обязательство, работая с правительствами, учреждениями ООН и другими неправительственными организациями, добиться к 2000 году того, чтобы не менее 450 млн супружеских пар во всем мире планировали свою семью». МФПС работает в шести географических регионах: Африканский регион, регион Индийского океана, арабский регион, Восточная и Юго-Западная Азия и Океания, Западное полушарие, Европа. При этом выделяются финансовые и моральные ресурсы тем странам, которые больше всего в них нуждаются. «Нужда» определяется, прежде всего, демографическими показателями: «уровнем рождаемости, материнской смертностью, детской смертностью и распространенностью контрацептивов».
Реализация «глобальной цели» предполагает решение следующих основных задач, среди которых:
«1. Пропаганда концепции планирования семьи и обеспечение услуг в этой области как можно в большем
масштабе с тем, чтобы все желающие могли добровольно, на основе полученной информации, выбрать и применять подходящий им метод планирования семьи.
2. Уважение права личности и супругов на свободный выбор метода планирования семьи в интересах их собственного здоровья и здоровья детей.
3. МФПС твердо возражает против применения любых форм принуждения (прямого или косвенного) в выборе применения методов планирования семьи.
4. МФПС не рассматривает аборт в качестве метода планирования семьи; контрацепция есть единственный метод против нежелательной беременности.
5. Соблюдение культурных традиций при проведении политики планирования семьи обеспечивается путем изучения местных особенностей добровольцами из числа населения, которые затем разрабатывают и осуществляют программы и составляют основу национальных ассоциаций.
6. МФПС оказывает поддержку программам ассоциаций — членов, работающих параллельно или совместно с правительствами своих стран».
Последний, шестой, пункт весьма существенен в комплексе морально-этических проблем регуляции репродуктивной функции человека. Существование международных организаций «Международное общество по совершенствованию контрацепции», «Международная федерация планирования семьи», работающая с правительствами на уровне ассоциаций в 134 странах мира (в том числе и в России), ставит вопрос: кто же является основным субъектом регуляции рождаемости в условиях государственной демографической политики — женщина, семья или государство и международные организации? Этична ли и в каких случаях регуляция детородной функции в масштабах социально-государственного управления, какого-либо социально-политического или международного контроля?
Очевидно, совсем не случайным условием членства в МФПС-Европа является принцип Конституции Регионального Совета: «неучастие ассоциации или лица, ее представляющего, в дискриминационной политике в отношении расы, вероисповедания, цвета кожи, политических убеждений или пола». Контрацептивные методы контроля за рождаемостью, особенно стерилизация, в руках политиков, разделяющих дискриминационные принципы любого рода, могут обернуться непредсказуемыми последствиями для человеческой популяции, перед которыми померкнут все известные в истории человечества «демографические взрывы».
Консервативные прогнозы и оценки
Н.Лосский в работе «Бог и мировое зло» писал: «Поскольку зло в человеческой жизни обусловлено глубочайшими свойствами человеческой личности, оно не может быть устранено никакими изменениями общественного строя (достижениями научно-технического и социального прогресса). Из этого, однако, совсем не вытекает, будто не следует бороться за социальную справедливость. ■■ Нужно только помнить, что идеал абсолютного добра в земных условиях недостижим и новые формы общественной жизни, которые удастся выработать будущим поколениям, внесут лишь частичные улучшения некоторых сторон существования, и, может быть, вместе с тем породят какие-нибудь новые проявления зла». Эти тенденции не заставили себя долго ждать.
Одну из них фиксирует Э.Дюркгейм в своем фундаментальном социологическом исследовании природы и причин роста числа самоубийств в современной культуре: «Итак, факты не подтверждают обыденного мнения, что самоубийства вызываются главным образом тягостями жизни; наоборот, число их уменьшается по мере того, как существование становится тяжелее. Вот неожиданное последствие мальтузианизма, которого автор его, конечно не предполагал. Когда Мальтус рекомендовал воздержание от деторождения, то он думал, что, по крайней мере, в известных случаях это ограни-
чение необходимо ради общего блага. В действительности оказывается, что воздержание это является настолько сильным злом, что убивает в человеке самое желание жить. Большие семьи вовсе не роскошь, без которой можно обойтись и которую может себе позволить только богатый; это насущный хлеб, без которого нельзя жить».
Вторая тенденция явилась в виде «сексуальной революции», которая европейская цивилизация переживает с середины XX века. X. Хефнер, основатель «Плейбоя», анализируя причины сексуальной революции XX века, говорит о трех основных факторах: появлении контрацептивов, антибиотиков и свободных денег. Нельзя не добавить к этим факторам и принципиальные изменения в морально-этическом сознании, свой вклад в которые внесли психоаналитическая медицина и психология. Он заключался в принципиальном разграничении собственно сексуальности (как проявлении либидо) и функции продолжения рода. Контрацепция как средство подавления этой функции становится символом освобожденной сексуальности.
Неудивительно, что «между православными учеными существует всеобщее согласие по следующим двум пунктам: 1) поскольку одной из целей супружества является рождение ребенка, чета поступает аморально, постоянно прибегая к методам контрацепции во избежание этого, если на то нет смягчающих обстоятельств; 2) контрацепция аморальна и тогда, когда способствует блуду и прелюбодеянию».
У этой категоричности есть свои основания. Православные авторы раскрывают, что за безоговорочным использованием и массовым распространением контрацепции стоит нравственное выхолащивание и обесценивание человека. Вот суждение Л. Карсавина (18821952 гг.): «Всякие ограничения полового акта (в частности меры против деторождения), заменяя слияние склеиванием, ведут к дурному разложению личности или о нем свидетельствуют. Ибо по существу своему и в идеале половой акт — наиболее духовный из актов человека, потому именно и подверженный опасности наибольшего оплотянения... Здесь человек наиболее причастен Божьему Творческому акту, погружаясь в бездну небытия, из коей подъемлется новый человек: здесь возникает новое пространство и новое время рождающегося, преобразуя весь пространственно-временной мир; здесь даже животное приближается к духовности, становясь способным на любовь и жертву».
В.Соловьев в своей работе «Смысл любви», различая половую любовь и размножение рода, не связывает их однозначно. Сама половая любовь понимается им как элемент, проявление и свидетельство существования определенного метапорядка, некой системы, задающей собственно сущность и смысл существования половой любви. В своем истолковании половой любви и духовности В. Соловьев постоянно спорит с вульгарным пониманием христианства: «Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, возрождение».
Н.Бердяев критиковал обыденно-религиозное понимание «проблемы пола в зависимости от вульгарного дуализма духа и плоти», оно «связало ее греховностью плоти, и это была не только моральная, но и метафизическая ошибка. Ведь плоть столь же метафизична и трансцендентна, как и дух, и плотская любовь имеет трансцендентно-метафизические корни». Именно эти основания, с точки зрения В.Н. Лосского, превращают плотскую любовь в «противоядие смертности».
Понимание половой любви как одной из форм возможного духовного совершенствования мужа и жены в любви и единстве допускает «применение контрацептивов с целью отсрочки рождения детей и ограничения их числа, дабы предоставить большую свободу чете для проявления их взаимной любви».
В силу противоположной направленности ценностей консервативной и либеральной позиции, церковь
«абсолютно запрещает стерилизацию, как средство, необратимо препятствующее деторождению».
Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Реклама гормональных противозачаточных средств имеет в своей основе наживу, а не медицинский характер и ставит своей целью получение прибыли от их продажи. Заявления о безвредности гормональных контрацептивов не соответствуют действительности и обусловлены коммерческими соображениями. Гормональные противозачаточные таблетки обладают отрицательным воздействием на здоровье, приводят к многообразным осложнениям и могут послужить причиной тяжелых и неизлечимых заболеваний, в том числе онкологических и бесплодия. При приеме этих средств существует также риск возникновения тяжелых осложнений у будущих детей. Кроме того, при приеме любых гормональных противозачаточных средств возможна гибель уже зачатого ребенка на ранней стадии эмбрионального развития.
Во всем мире существует сильное противодействие общественности против продажи гормональных абортивных средств, вплоть до бойкота, и фармацевтические компании видят в России огромный рынок сбыта своей продукции. К сожалению, в России все более становится употребительной практика, когда врач получает проценты от продажи лекарственных средств, выписанных им самим. Следует помнить, что клятва Гиппократа запрещает врачам давать женщинам абортив-
ные средства. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Христианская Церковь — это социальная организация, объединяющая людей, по сути дела, во всех регионах мира. Тем не менее, она безоговорочно отдает приоритет индивидуальному выбору супружеской пары ее репродуктивных прав, осуждая любые меры организационного контроля под знаком любой «благой» идеи, будь то «оздоровление нации» или «благополучие человечества».
Для нас существует только одна норма — Священное Писание и Священное Предание, в котором открывается воля Божия: Отвергая чадородие, мы отвергаем свое спасение (1 Тим 2-15).
«Никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Ин 3.15), «.ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... — Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6.10).
Православная Церковь на протяжении всей своей истории, начиная от апостолов и до наших дней, недвусмысленно свидетельствует о том, что аборты и контрацепция, называемые сегодня «планированием семьи», — тяжкие грехи, совершать которые для христианства — недопустимо. «Имеющие уши слышать да услышат» (Мф. 13.9).
MORAL - ETHICAL PROBLEMS OF REGULATION REPRODUCTIVE FUNCTIONS OF THE
PERSON (message 3)
A. Obukhov (Krasnoyarsk State Medical Academy)
The article is devoted to the medical and moral aspects of the problem of family planning .
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ
© ВОРОПАЕВ A.B., ВОРОПАЕВА И.В., ИСАЕВ Ю.С. - 2006
СТРАХОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
A.B. Воропаев, И.В. Воропаева, Ю. С. Исаев
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов; кафедра судебной
медицины, зав. — д.м.н., проф. Ю.С. Исаев)
Резюме. В статье приводится информация о страховании профессиональной ответственности лечебно-профилактических учреждений и непосредственно медицинских работников.
Ключевые слова. Ответственность, медицинские работники, страхование._
Одним из наиболее эффективных механизмов правовой защиты профессиональной деятельности медицинских работников в развитых странах является страхование профессиональной ответственности врача. Развитие и распространение страхования профессиональной ответственности медицинских работников в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем в отечественном здравоохранении. Она про-
диктована насущной необходимостью повысить уровень правовой и социальной защиты медицинских работников. Что касается пациентов, то распространение страхования наряду с развитием досудебных способов решения конфликтов между пациентом и лечебно-профилактическим учреждением либо частнопрактикующим врачом, позволяет значительно повысить гарантии по компенсации причиненного вреда здоровью или