Научная статья на тему 'МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПОВ БИОЭТИКИ'

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПОВ БИОЭТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

146
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы биоэтики / моральная ответственность / здоровье человека. / principles of bioethics / moral responsibility / human health

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елена Валериевна Беляева

Статья посвящена проблеме распределения моральной ответственности за здоровье человека на основе принципов биоэтики: не вреди, делай благо, автономия пациента и справедливость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of distribution of moral responsibility for human health based on the principles of bioethics: do no harm, do good, patient autonomy and justice

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПОВ БИОЭТИКИ»

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

Social Responsibility and Health

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПОВ БИОЭТИКИ

Елена Валериевна Беляева

Белорусский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме распределения моральной ответственности за здоровье человека на основе принципов биоэтики: не вреди, делай благо, автономия пациента и справедливость.

Ключевые слова: принципы биоэтики; моральная ответственность, здоровье человека.

Резюме: Принципы биоэтики - не навреди, делай благо, автономия пациента и справедливость - выступают фундаментом решения проблемы распределения ответственности за здоровье человека. Моральная ответственность за здоровье имеет приоритет перед юридической, она носит позитивный и проспективный характер. В современном обществе распределение ответственности смещается в сторону индивида как субъекта своего здоровья.

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of distribution of moral responsibility for human health based on the principles of bioethics: do no harm, do good, patient autonomy and justice.

Keywords: principles of bioethics; moral responsibility, human health.

Поскольку здоровье представляет собой фундаментальную ценность, то и этические проблемы, связанные с ним, остаются неизменно актуальными. «Вопрос об ответственности за здоровье очень сложен и обусловлен многими факторами, а неопределенность понятия "здоровье" еще больше его запутывает» [3, с. 87]. Конституция РБ утверждает, что «граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья», а Закон о здравоохранении Республики Беларусь перечисляет не только права, но и обязанности пациента. Однако на практике реализация тезиса о ответственности за здоровье человека

October 19, 2022 www.tma.uz

16

наталкивается на трудности практического и теоретического характера [1]. Этот вопрос можно поставить в юридической и в моральной плоскости, говорить о разделенной ответственности, т.е. индивидуальной ответственности пациента, персональной ответственности врача и об институциональной ответственности системы здравоохранения, можно рассматривать ответственность как ретроспективную и как проспективную. В каждом случае важнейшей проблемой является определение субъекта каждого вида ответственности и степени его субъектности, что и лежит в основании определения ответственности.

В данном тексте делается попытка упорядочить рассмотрение данной проблемы на основании основных принципов биоэтики: «не навреди», «делай благо», «автономии пациента» и «справедливости».

Не навреди. Принцип предосторожности, предполагающий, что любое социальное действие может иметь негативные побочные следствия, применяется в биоэтике и рекомендует поддержание существующего уровня здоровья человека и населения в целом. Любая инновация должна рассматриваться с точки зрения соотношения пользы и риска. В этом плане ответственность индивида за своё здоровье с одной стороны состоит в том, чтобы не вести рискованного образа жизни, который гарантированно ведёт к болезни. С другой стороны, стремясь к улучшению своего здоровья, индивид не должен принимать опасные решения с негарантированным результатом. Ответственность врача базируется на взвешенном отношении к ситуации пациента, чтобы побочные действия лекарств, процедур и даже информирования не перевесили полезный эффект лечения. Институциональная ответственность системы здравоохранения также должна сообразоваться с принципом «не навреди», введение организационно-управленческих инноваций должно ориентироваться не только на экономический эффект и совокупные показатели общественного здоровья, но и просчитывать возможный вред для пациентов. Всеобщая декларация по биоэтике и правам человека утверждает «недопущение маргинализации и отчуждения лиц на каких бы то ни было основаниях». В том числе недопустимо поражение человека в праве на получение медицинской помощи по причине его нежелания заботиться о своем здоровье по меркам медицины или государства.

«Делай благо». За производство блага для здоровья

также отвечают все субъекты моральной ответственности. В этом плане проактивное делание блага для предотвращения

October 19, 2022

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

Social Responsibility and Health

ещё только возможного вреда является в первую очередь сферой ответственности врачей и налаженной общественной системы здравоохранения. Ответственность здесь наступает не задним числом как вина за ошибочные действия, а носит проспективный характер, обращена в будущее, свидетельствует о субъектности лиц, принимающих полезные решения. Отдельный человек, ведя здоровый образ жизни, проходя профилактические осмотры, делая прививки, интересуясь актуальной медицинской информацией также реализует позитивную проспективную ответственность, выступает субъектом своего здоровья, а не пациентом, чей статус по определению пассивный. При этом большинство врачей отмечают, что повышение ответственности пациентов за своё здоровье происходит тогда, когда заранее широко развернута система медицинского просвещения, распространяются научные медицинские знания, проводится профилактика заболеваний и профессиональные осмотры. Как писала А. В. Платонова, «эта концепция ответственности, обозначенная в литературе как "предотвращающая", "проспективная", должна соответствовать новым масштабам человеческой деятельности, учитывать отдаленные трудно предсказуемые последствия коллективной технической практики, быть ориентированной на сохранение природы, человечества, его будущего» [2, с. 71].

«Автономия пациента». Согласно данному принципу основным субъектом моральной ответственности за здоровье человека является сам человек, и этот подход становится доминирующим [4]. В новом законе Республики Беларусь о здравоохранении предлагается закрепить партнерскую модель отношений врача и пациента, таким образом перераспределив ответственность между ними [1].

Врачи и система здравоохранения также прилагают усилия к тому, чтобы побудить пациентов проявлять позитивную проспективную ответственность, хотя жалуются, что недостаточный процент пациентов привержен лечению, до конца выполняют медицинские рекомендации». При этом формально ответственность за отсутствие прогресса в лечении ложится на врача.

Появляются предложения урегулировать проблему юридически: законодательно определить ответственность пациента за свое здоровье, если тот не следует рекомендациям врачей и не избегает факторов риска, поставить в зависимость от ответственного поведения объем бесплатной медицинской помощи или прием на работу. Возможны и поощрительные меры для поддержания у

October 19, 2022

www.tsdi.uzwww.tma.uz

человека здоровьесберегающей мотивации: «снижение страхового взноса при страховании жизни, снижение страхового взноса при страховании от несчастных случаев и заболеваний, добавление 2 дней к ежегодному отпуску, оплата больничного листа с коэффициентом 1,2, продажа лекарственных средств со скидкой 20%, преимущественное право при прочих равных условиях на получение путевок в санатории и другие места лечения и отдыха» [5, с. 24]. Однако юридические механизмы контроля за поведением пациента установить затруднительно, поэтому воспитание личной ответственности за свое здоровье представляется именно моральной задачей.

В то же время активное развитие индивидуальной ответственности не отменяет того факта, что несмотря на все личные усилия, здоровье человека может пострадать от независящих от него обстоятельств.

«Справедливость». Принцип справедливости как раз направлен на установление меры ответственности всех субъектов отношений в биомедицине. Ответственность за здоровье человека является разделенной между ним, врачом и системой здравоохранения. Кроме того, в эту цепочку необходимо включать и работодателя, корпоративная социальная ответственность которого включает заботу о технике безопасности работников и другие меры по сохранению и улучшению их здоровья. Юридические механизмы установления справедливости включаются в основном тогда, когда интересы пациента оказываются нарушены и его здоровье пострадало, они устанавливают степень вины врача или работодателя. Степень вины пациента суд может учесть только косвенно. Общее же устройство системы здравоохранения и сама ситуация в обществе, от которых здоровье пациента тоже может страдать, юридически вообще не рассматривается и становится предметом исключительно моральной оценки в соответствии с ценностями общественной морали.

Таким образом, принципы биоэтики - не навреди, делай благо, автономия пациента и справедливость - выступают фундаментом решения проблемы распределения ответственности за здоровье человека. Моральная ответственность за здоровье имеет приоритет перед юридической, она носит позитивный и проспективный характер. В современном обществе распределение ответственности смещается в сторону индивида как субъекта своего здоровья.

October 19, 2022

REFERENCES

1. Врач и пациент: баланс прав и ответственности (круглый стол) // Здравоохранение. - 2019. - №3. - С. 3-10.

2. Платонова А. В. Проблема ответственности в биоэтике / А. В. Платонова // Вестник Томского ун-та. - Сер. Философия. Социология. Политология. - 2009. - № 318. - С. 70-72.

3. Саввина, О. В. Проблема ответственности за здоровье в современном мире // Философия и общество. - 2020. - № 1. - С. 82-95.

4. Салагай, О. О. Концепция личной ответственности за сохранение здоровья: правовой аспект / О. О. Салагай, К .В. Сошкина // Journal of Russian Law. -2020. - № 8. - Р. 94-104.

5. Усова, Е. В. Ответственность граждан за свое здоровье (исследование в фокус-группе). Часть 2 / Е. В. Усова и др. // Профилактическая медицина. The Russian Journal of Preventive Medicine. - 2021. - Т. 24. - №2. - С. 24-29.

October 19, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.