Научная статья на тему 'Монументальные работы скульптора Н. С.Пименова'

Монументальные работы скульптора Н. С.Пименова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пименов / скульптор / скульптура / памятник / портрет / бюст / композиция / мрамор / бронза. / N.S.Pimenov / sculptor / sculpture / monument / portrait / bust / composition / marble / bronse.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ольга Алексеевна Кривдина

Благодаря изучению и систематизации архивных материалов, эпистолярного наследия и произведений Н.С.Пименова удалось объективно оценить значение творчества скульптора с позиции современного искусствознания. В статье рассмотрены монументальные работы Пименова как важная составляющая его творческой деятельности. Отмечено, что созданные им памятники – яркие и характерные образцы скульптуры 1840–1860-х гг., определившие последующее развитие монументального искусства в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monumental Works of Sculptor N.S.Pimenov

Thanks to study and systematization of archival materials, epistolary heritage and works of N.S.Pimenov it became possible to objectively appreciate the significance of creative work of the sculptor from the position of modern artistic sciences. The monumental works of Pimenov are considered in the article as an important constituent of his creative activity. It is noted that the monuments created by him are bright and typical specimens of the sculpture of 1840–1860th, which determined subsequent development of monumental art in Russia.

Текст научной работы на тему «Монументальные работы скульптора Н. С.Пименова»

о. А. кривдина

монументальные работы скульптора н. с. Пименова

Благодаря изучению и систематизации архивных материалов, эпистолярного наследия и произведений Н. С. Пименова удалось объективно оценить значение творчества скульптора с позиции современного искусствознания. В статье рассмотрены монументальные работы Пименова как важная составляющая его творческой деятельности. Отмечено, что созданные им памятники - яркие и характерные образцы скульптуры 1840-1860-х гг., определившие последующее развитие монументального искусства в России.

Ключевые слова: Пименов; скульптор; скульптура; памятник; портрет; бюст; композиция; мрамор; бронза.

о. а. Krivdina Monumental Works of Sculptor N. S. Pimenov

Thanks to study and systematization of archival materials, epistolary heritage and works of N. S. Pimenov it became possible to objectively appreciate the significance of creative work of the sculptor from the position of modern artistic sciences. The monumental works of Pimenov are considered in the article as an important constituent of his creative activity. It is noted that the monuments created by him are bright and typical specimens of the sculpture of 1840-1860th, which determined subsequent development of monumental art in Russia. Key words: N. S. Pimenov; sculptor; sculpture; monument; portrait; bust; composition; marble; bronse.

Обращение к изучению творческой деятельности Николая Степановича Пименова (1812-1864), в частности, к области монументального искусства, было вызвано актуальностью темы, фактически не освещенной в литературе. Изучение эпистолярного наследия скульптора, документальных материалов, хранящихся в личных делах Пименова в РГИА (Санкт-Петербург) и отделе рукописей Государственного Русского музея, позволяют объективно оценить значимость художника с позиции современного искусствознания.

Исследуемая тема имеет несколько наиболее важных аспектов, среди которых превалирует необходимость широкой и многогранной характеристики Пименова. Представляется возможность акцентировать талант Пименова-монументалиста, более четко определив сюжетно-тематическую значительность его работ, выделив особенности композиционных решений, пластических достижений и находок. Пименов являлся ярким представителем своего времени, в связи с чем можно убедительно проследить на примере его творчества специфику формирования скульптуры 1840-1860-х гг.

Собранные воедино документальные материалы, подготовительные рисунки, выполненные Пименовым модели и фотографии не дошедших до наших дней монументов помогают создать представление о творческой деятельности скульптора в 1840-1860-е гг. Его способность к созданию обобщенного монументального образа проявилась в начале творческого пути, еще при создании статуи «Парень, играющий в бабки». Раннему периоду творчества Н. С. Пименова посвящена статья О. А. Кривдиной, опубликованная в 2009 г. в 8-м выпуске сборника Института имени И. Е. Репина [8; с. 48-62]. К работе над монументальной скульптурой Пименов обратился во время пенсионерского пребывания в Италии, куда он был отправлен Императорской Академией художеств в 1837 г. Главное внимание в Италии было сосредоточено на копировании античной скульптуры, изучении натуры и работы над станковыми произведениями. В начале 1843 г. монументально-декоративная группа «Ян Усмарь» была закончена в большом размере и доставлена в Петербург [14; стлб. 227]. Обращение Пименова к этому сюжету можно рассматривать как продолжение традиций его учителя - Б. И. Орловско-

го, создавшего известную группу на ту же тему. Желание включить «Яна Усмаря» в композицию «Фонтана богатырей» для установки на Иверской площади в Москве не было реализовано, хотя модель фонтана удостоилась похвалы императора Николая I, посетившего мастерскую Пименова во Флоренции.

Живя во Флоренции, Пименов принимал участие в конкурсе на проект памятника баснописцу И. А. Крылову для Петербурга. В этом конкурсе участвовали известные скульпторы - И. П. Витали, П. К. Клодт, А. И. Теребенев и пенсионеры Императорской Академии художеств - Н. С. Пименов и П. А. Ставассер. Для представления проекта скульптор приезжал в Петербург из Италии осенью 1849 г., о чем свидетельствуют архивные документы. В ноябре пять скульпторов подали свои проекты в Академию художеств. Удовлетворительными Совет Академии признал лишь два проекта: Клодта и Пименова, из которых Николай I утвердил проект Клодта. При сопоставлении этих проектов обращает на себя внимание выбор скульпторами именно сидящей фигуры Крылова, а также идея создания пьедестала с барельефами, изображающими сцены из басен. Приоритет такого замысла принадлежал Пименову, но простота решения композиции памятника и отказ от аллегорических фигур позволили отдать предпочтение Клодту [1; л. 24, 34, 56, 58].

В 1850 г. Пименов с женой Корделией Антоновной Нибби и детьми - Стефаном и Ольгой приехал из Италии в Петербург. Он получил ответственный заказ - выполнение скульптурных композиций «Воскресение» и «Преображение» для малых иконостасов Исаакиевского собора. Два эскиза композиций сохранились в Русском музее. Эти монументальные произведения принесли скульптору славу, о нем писали все художественные журналы и газеты [7; с. 53-73]. Одновременно он работал над составлением проектов скульптурных групп для Благовещенского моста в Петербурге. Подготовительные рисунки к этим группам находятся в отделе рисунка Русского музея, модель одной группы (бронза) - в отделе скульптуры ГРМ, четыре других модели (гипс) - в НИМ РАХ.

Восстановить факты истории создания групп для Благовещенского моста позволили архивные документы личного дела

Н. С. Пименова из Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург) и отдела рукописей ГРМ. Удалось выяснить, что было заказано восемь проектов групп для украшения Благовещенского моста, после смерти Николая I названного Николаевским. Скульптор выполнил шесть моделей и два рисунка на темы: «Князь Владимир», «Александр Невский», «Торжество над водою», аллегорические изображения Москвы, Петербурга, Новгорода, Казани и Сибири. Две последние аллегории остались выполненными только в рисунках по причине того, что не были утверждены Николаем I. Названные рисунки и модели Пименов представил в 1854 г. в Совет Академии художеств. Работы были высочайше одобрены и утверждены четыре группы: «Князь Владимир», «Александр Невский», аллегории «Санкт-Петербург» и «Москва». Две первые для постановки на мосту по обеим сторонам часовни, а две другие - на другом конце моста, по Английской набережной на приготовленных для них гранитных цоколях. В связи с отсутствием необходимой на производство суммы денег заказы были приостановлены. Возник вопрос, должен ли Пименов, получивший в 1850 г. 1500 рублей серебром «за материальное выполнение групп», быть вознагражден за сочинение их и лепку сверх этой суммы. К тому же, проработав два с половиной года над группами и понеся убыток при исполнении групп для Исаакиевского собора, ошибочно назначив низкую цену, Пименов получил отказ в оплате от комиссии о строении собора и обратился с ходатайством к президенту Академии художеств - великой княгине Марии Николаевне.

Совет Академии художеств, рассмотрев работы Пименова, единогласно решил, что ему следует уплатить от пятнадцати до восемнадцати тысяч рублей серебром. Выход из сложного финансового положения был найден следующий: 6 октября 1854 г. президент Академии, «признавая своей обязанностью вознаграждать художников, отличающихся необыкновенными способностями и успехами, а тем более приобретших известность и право на уважение общее своими творениями» [11; с. 223], предложила Совету Академии возвести в звание профессора по скульптуре академи-

ка Н. С. Пименова [2; л. 14-47]. С этого момента он много времени и сил уделял преподаванию в скульптурном классе Академии художеств, подготовив целую плеяду талантливых скульпторов, в числе которых - М. М. Антокольский, Ф. Ф. Каменский, М. А. Чи-жов, В. П. Крейтан, И. И. Подозеров, М. П. Попов.

В 1850-е гг. Пименов одновременно с Клодтом исполнил композицию «Георгий Победоносец» для Георгиевского зала Кремлевского дворца. Конная группа, выполненная Пименовым в небольшом размере в двух вариантах, была отлита из бронзы, но не осуществлена в натуральную величину. Оба варианта отличаются друг от друга тем, что в одном - лицу Георгия Победоносца приданы портретные черты Николая I. К образу императора скульптор обращался неоднократно. Величественные классические черты лица Николая I увековечены Пименовым в монументальном мраморном бюсте, установленном в здании Санкт-Петербургской Биржи в 1859 г. [3; л. 42] (демонтирован в 1919 г., хранится в ГРМ). Два уменьшенных повторения бюста были выполнены из мрамора в 1860 г. для Зимнего дворца и Академии художеств (этот экземпляр находится в ГРМ). С 1856 г. по заказу императрицы Александры Федоровны работал над моделью статуи Николая I для парка в Александрии близ Петергофа1, но завершить начатое Пименов не смог. 4 декабря 1864 г. скульптор скончался в Петербурге, «оставив по себе жену и трех детей без всяких средств к содержанию и на покрытие долгов, сделанных во время его болезни» [4; л. 189].

Архивные материалы позволяют сделать вывод, что в творчестве Пименова после пенсионерского периода 1840 - начала 1850-х гг. постепенно формируется его новый пластический метод. Пименов закладывает основы развития монументального искусства второй половины XIX в., созвучные демократическому направлению в русском искусстве. Он закономерно продолжил и логически развил традиции своего учителя - Б. И. Орловского, создавшего в 1830-е гг. эталонные монументы М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Пройдя сложным путем многообразных поисков, преодолевая реминисценции сложных символов и аллегорий, отказываясь от эклектичных элементов, он смог найти

необходимый его эпохе и адекватный ее требованиям образец монументального памятника. Это прослеживается при сравнении и сопоставлении таких работ скульптора, как проект памятника И. А. Крылову, эскизы групп для Благовещенского моста в Петербурге, группы «Воскресение» и «Преображение» для малых иконостасов Исаакиевского собора. Отметим факт участия Пи-менова в конкурсах на проекты памятников «Тысячелетию России» и А. С. Пушкину.

В памятниках М. П. Лазареву для Севастополя, М. С. Воронцову для Тифлиса и И. Ф. Паскевичу для Варшавы активную роль играет простота композиций, уравновешенность объемов, пластичность масс, выразительность жестов и, что особенно важно, - красота и четкость силуэтов.

Пименов создал оригинальную портретную статую, трактованную предельно реалистично и сохраняющую свойства героического образа, овеянного романтикой и благородством. Следуя документальной конкретности, скульптор претворил новые творческие концепции искусства 1860-х гг., достиг монументальности начатых им памятников Лазареву и Воронцову, завершенных его учениками и помощниками - И. И. Подозеровым и Ф. П. Крей-таном. Памятник И. Ф. Паскевичу в Варшаве был осуществлен по проекту Пименова А. Р. фон Боком.

«Так как всякая бронзовая монументальная статуя должна будет простоять много веков и перенести много разборов и суждений, то я полагаю, что употребя несколько месяцев более для совестливого окончания моего произведения, которое должно перейти в потомство, я исполняю обязанность добросовестного художника, служащего своему искусству», - считал Пименов [7; с. 6]. К сожалению, потомки жестоко обошлись с историческим наследием скульптора - все памятники, осуществленные по его проектам, были уничтожены.

Выработанные Пименовым принципы создания монументов нашли свое продолжение в памятниках И. Ф. Крузенштерну и Ф. Ф. Беллинсгаузену - И. Н. Шредера, Н. Н. Муравьеву-Амурскому -А. М. Опекушина.

В рассматриваемый период сложилась определенная система производственного процесса создания монумента. Стадии производства включали официальный государственный заказ, проведение конкурсов, зависимость художника от министерств и ведомств, а также выполнение работ бронзолитейными заведениями. Таким образом, к 1860-м гг. прочно утвердилась единообразная система выполнения памятников, ее можно проследить и в творчестве М. О. Микешина, А. М. Опекушина и И. Н. Шредера, испытавших значительное влияние Н. С. Пименова и созданных им монументальных работ.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Мраморную статую императора Николая I, используя модель, созданную Н. С. Пименовым, выполнил Р. К. Залеман, удостоенный за эту работу в 1868 г. звания профессора скульптуры. [5; с. 40].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. II. 1848 г. Д. 3390. Л. 24, 34, 56, 58. Дело об открытии конкурса между художниками для составления проекта памятника баснописцу Крылову.

2. РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 46-П. Л. 14-47. Дело о вознаграждении Академика Пименова за сочиненные им и вылепленные в малом виде модели групп для Благовещенского моста.

3. ОР ГРМ. Ф. 14. Ед. хр. 111. Л. 42. Н. С. Пименов.

4. РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 46-П. Л. 189. Н. С. Пименов. Личное дело.

5. Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII - начала XX века : Альманах. Вып. 145 / Государственный Русский музей. СПб. : Palace Editions. 2006. (Статьи о Пименове написаны О. А. Кривдиной.)

6. Императорская Академия художеств. Музей. Русская скульптура / Сост. С. К. Исаков. Пг., 1915. (С. 100-108.)

7. Кривдина О. А. Профессор скульптуры Николай Степанович Пименов. СПб., 2007.

8. Кривдина О. А. Скульптор Н. С. Пименов и Императорская Академия художеств. Ранний период творчества // Проблемы развития отечественного искусства : Науч. труды. Вып. 8 (январь/март 2009). СПб. : Институт имени И. Е. Репина, 2009. С. 48-62.

9. Петров В. Н. Скульптура // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря. М., 1964. Т. VIII. Кн. 2.

10. Петров П. Николай Степанович Пименов, профессор скульптуры. СПб., 1883.

11. Петров П. Н. Сборник материалов для истории Императорской Академии художеств за сто лет ее существования : в 3 ч. Ч. II. СПб., 1865.

12. Рамазанов Н. А. Материалы для истории художеств в России. М., 1863. (С. 60.)

13. Русские бывшие деятели : Сборник портретов замечательных лиц прошлого времени с краткими биографическими очерками. Т. II. СПб., 1878.

14. Словарь русских художников / Сост. Н. П. Собко. Т. III. Вып. I. СПб., 1899. Стлб. 227.

15. Указатель выставки в Императорской Академии художеств художественных произведений бывшего профессора скульптуры Н. С. Пи-менова. СПб., [б.г.]. (Издан после смерти Пименова в 1864.)

16. Шмидт И. М. Николай Степанович Пименов (1812-1864). М., 1953.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.