Научная статья на тему 'Монумент "Родина-мать зовет!" в символической политике современной России: взгляд из Дагестана'

Монумент "Родина-мать зовет!" в символической политике современной России: взгляд из Дагестана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
586
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монумент "Родина-мать зовет!" в символической политике современной России: взгляд из Дагестана»

\

№ 1_2017

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

У. К. Мутаев

Мутаев Улубей Курбанбаганович (Иваново, Россия) — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом Ивановского государственного университета. Email: [email protected]

МОНУМЕНТ «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!» В СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВЗГЛЯД ИЗ ДАГЕСТАНА1

В статье предлагается исследование значения скульптуры «Родина-мать зовет!» для дагестанцев как результат символической политики современной России. Рассматриваются формы включения и реакция общества на скульптуру и на контекст ее включения в социальный дискурс. Предлагается сравнительный анализ отношения дагестанцев к материнскому образу России и скульптуре «Родина-мать зовет!». В результате исследования автор приходит к выводу, что дагестанцы в целом воспринимают скульптуру «Родина-мать зовет!» как часть единого со всей Россией прошлого, контексты включения в общественный дискурс скульптуры соответствуют общероссийским, это патриотический дискурс, память о победе в войне.

Ключевые слова: Символическая политика, гражданская идентичность, макрополитическая идентичность, «Родина-мать», Родина, Дагестан, дагестанцы, результаты глубинного интервью, скульптура «Родина-мать зовет!»

и Mutaev

Ulubey Mutaev (Ivanovo, Russia) — Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Sociology and Personnel Management, Ivanovo State University. Email: [email protected]

THE MONUMENT «THE MOTHERLAND CALLS!» IN THE SYMBOLIC POLITICS OF

CONTEMPORARY RUSSIA: A VIEW FROM DAGESTAN

The article suggests the study of the meaning of the sculpture «The Motherland Calls!» for the Dagestanis as a result of the symbolic politics of modern Russia. Forms of inclusion and society's reaction to sculpture and the context of its inclusion in social discourse are considered. The work contains the comparative analysis of the attitude of the Dagestanis to the mother image of Russia and the sculpture «Motherland Calls!». The author comes to the conclusion that the Dagestanis as a whole perceive the sculpture «The Motherland -Calls!» as part of the common past with the rest of Russia; the contexts of inclusion of the sculpture in the public discourse correspond to the all-Russian; it is a patriotic discourse, a memory of victory in the war.

Keywords: symbolic politics, civil identity, macro-political identity, Motherland, Dagestan, Dagestanis, results of in-depth interviews, sculpture «The Motherland Calls!».

Символическая политика России

Символическая политика государства раз-нонаправлена, и в целях построения единого политического пространства вынуждена актуализировать различные символические паттерны и использовать их для объединения граждан. Монумент «Родина-мать зовет!» символ, кото-

1. Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РФФИ 15-03-00010 «Символ «Родины-матери» в символической политике современной России».

рыи хорошо вписывается в современное поле символической политики, это своего рода часть «политической литургии» [7], нечто, безусловно, святое, символ за который заплачено кровью тысяч людей, однозначно воспринимаемый на всей территории России. Поэтому монумент является эффективным инструментом используемым как

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

государственной пропагандой2, так и «либеральной оппозицией»3.

В определении символической политики мы опираемся на позицию О. Ю. Малиновой. Символическая политика, таким образом, это деятельность политических акторов, направленная на производство и продвижение/навязывание определенных способов интерпретации социальной реальности в качестве доминирующих [4, с. 90].

Возникающие дискурсы вокруг основополагающих национальных символов выступают в качестве инструментов символической политики власти или заинтересованных групп общественности. Дискурсивные и когнитивные средства воспроизводства социальной власти в обществе имеют не только политэкономические или социологические основания, но и, прежде всего, обретают широкий культурный контекст. «Символический продукт» как семиотическая система (вне зависимости от намерений и воли акторов) интегрирует «коды культуры» (лингвистические структуры, ценности, смыслы, символы, ментальные инфокванты). Политический дискурс объективно обретает векторы сохранения, изменения или разрушения культурных кодов [11].

В качестве основной цели символической политики, как уже было обозначено выше, выступает формирование необходимой политической идентичности, в основе которой лежат общепризнанные в обществе символы, одним из которых является символ Родина-мать. Образ родины как матери постулирует специфические отношения между государством и его гражданами, обеспечивая и подчинение индивида государству, и его готовность жертвовать собственной жизнью во имя своей страны [8]. Для всей России значение этого символа усиливается по причине ее много-национальности и поликультурности. История образа Родины-матери берет свое начало в годы Великой Отечественной войны, когда сначала угроза, а потом победа над общим врагом объединила многонациональный советский народ, оставшись в сознании последующих поколений в виде символа Родины-матери, визуализированного в скульптуре на Мамаевом кургане. Кроме того, в российской идентичности важную роль играет подчеркивание отличий России от Запада и даже противопоставление ему. В результате одним из символов такого противопоставления вы-

2. Сегодня в Волгограде снова «оживет» скульптура «Родина-мать зовет!»// URL: http://news.vdv-s.ru/dosug/?news=276048

3. Сторонники Навального поглумились над памятни-

ком Родина-мать зове^/URL: /https://www.pravda.ru/news/

accidents/22-03-2017/1328279-pamyatnik-0/

ступает Россия-женщина, Россия-мать как воплощение смирения, бескорыстия, религиозности, иррациональности, соборности, т. е. ценностей, альтернативных западным: индивидуализму, рациональности, секулярности, гордыне [8]. Потенциал данного символа сегодня востребован особенно, именно поэтому к нему вновь обратилось государство и патриотически настроенная общественность. Как символ национального единства он призван сделать из суммы индивидов единую нацию. Однако риторика включения неразрывно связана с риторикой исключения: в различных дискурсах — национальном, военном, имперском, гендерном, внутри- и внешнеполитическом — исследуемый символ определяет не только Своих, но и Чужих. Особое внимание хочется обратить на то, что материнский символ России занимает важное место в имперском дискурсе, оказывая влияние на репрезентации страны как полиэтнического и многоконфессионального государства. Россия может позиционироваться в качестве матери всех восточнославянских народов (русские, украинцы, белорусы) или всех народов, входящих в состав государства [8]. В ситуации, когда отношения России, Евросоюза и США можно назвать напряженными подобные образы обладают необходимой универсальностью и потенциалом консолидации общества. Символ Родина-мать видится нам одним из таких.

Материнский образ страны, актуализируя обращенную к родственным чувствам семейную метафору, обладает большим мобилизационным потенциалом. Как и всякий символ, «Родина-мать» обладает и интегративным, и дезинтегра-тивным потенциалом, устанавливая не только внешние, но и внутренние для любого сообщества границы и иерархии. Полисемантичность данного символа позволяет различным политическим акторам использовать этот символ в политической коммуникации, в практиках легитимации/ делегитимации власти [12]. Использование образа Родины-матери в политическом и символическом дискурсе в последнее время актуализируется4 в России, насколько вовлечены в него регионы России, в частности, Дагестан является тем вопросом, на который мы стремимся ответить в рамках данной статьи.

Россия многонациональная страна, объединяющая огромные территории и народы, поэтому периодически встает вопрос, так ли однородно символическое пространство нашей страны,

4. Перед 9 мая американское издание включило мемориал «Родина-мать» в список самых абсурдных строений. URL: // https://russian.rt.com/article/88753, 27.11.2015

ч

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

чтобы обеспечить единство и взаимопонимание внутри нации. Каким образом развиваются процессы ресемиотизации [12] символа Родина-мать зовет, как это отразится на отношениях с северокавказским регионом. Еще совсем недавно был довольно популярен лозунг «Хватит кормить Кавказ»5 и многие аналитики всерьез рассматривали вариант вывода северокавказских республик из состава РФ. В этой связи важно еще раз подчеркнуть включенность Северного Кавказа и, в частности, Дагестана в общероссийское культурное и символическое поле.

Этническая идентичность дагестанцев представлена следующими компонентами: язык, этническая территория, этногенетические предания и мифы, а также всем спектром выразительных элементов бытовой, духовной и поведенческой культуры — от пищи, застольного этикета до мимики и жестов. Существование специфики разности символов этнической идентичности у народов Дагестана объясняется тем, что исторические, природно-географические, социально-экономические, политико-правовые, демографические и другие условия существования у разных народов складывались по-разному. Другая сторона этнической идентичности — это восприятие и отношение к этногенетическим корням, которые определяют вопрос: «Кто наши предки?». У каждого народа на этот счет свои рассуждения. Одни считают, что предками их народа являются древние племена аланы, другие — хазары, третьи — турки [1].

Тем не менее, в самосознании дагестанцев этнические константы занимали свою, вторичную по сравнению с принадлежностью к сельскому обществу, нишу. Именно данная ипостась самосознания дагестанцев является конструктивным ядром, структурирующим элементом и компонентом дагестанской идентичности [3]. В целом для дагестанцев, характерна так называемая многоуровневая идентичность — пирамида, в основании которой лежит сельское сообщество (принадлежность локализованной общине с определенным названием), затем идет этническая идентичность (даргинец, аварец, кумык и т.п.), следующий уровень — региональная идентичность (дагестанец, шире — кавказец) и государственная или политическая идентичность — россиянин6. Схожий вариант «поиска идентичности»

5. Актуален ли лозунг «Хватит кормить Кавказ?»/Ра-дио Эхо Москвы. URL: http://echo.msk.ru/programs/ razvorot-morning/822833-echo/3.12.2015

6. Многоуровневая идентичность народов Дагестана. - Современное евразийство. Центр Льва Гумилева в Кыргыз-

предлагает М. Магомедханов: «Применительно к Дагестану диапазон этого поиска можно очертить вокруг нескольких уровней (планетарный, мировой, российский, северокавказский, дагестанский, этнический, субэтнический, джамаатский, тухумный), в которых каждая личность пытается найти связующие звенья и родственные ниши» [5, с. 423-424]. Связи гражданской и этнической идентичности усиливаются в определенных экстремальных ситуациях: при стихийных бедствиях (землетрясения в Дагестане), в военных условиях (нападение чеченских боевиков в 1999 г. в Ботлихском районе), при антитеррористических операциях наблюдается ярковыраженная позитивность гражданской идентичности. Позитивность гражданской идентичности вознаграждается позитивностью этнической идентичностью, т. е. гордость за свой народ, положительные эмоции, связанные со своей этнической группой автоматически относятся и ко всей стране [2].

Политическую (гражданскую) идентичность дагестанцев нельзя представить без русской культуры, языка, литературы. Многие поколения были одухотворены русской идеей всеединства, мира и дружбы народов. Гражданская принадлежность «Я —россиянин» определяет каждого дагестанца как личность, принадлежность его к государству Российской Федерации7. В основании дагестанского патриотизма, этого важного конструкта сознания и самосознания дагестанцев, может и должен быть положен факт многовекового территориального единства Дагестана и России [14]. Дагестанцы в большинстве своем гордятся успехами России на международной арене, в науке, в спорте, представляют собой, словами Р.Г. Абдулатипова — «народ российской судьбы»8, поэтому, безусловно, являются частью российского общества. В тоже самое время Дагестан представляет сложную комбинацию культурных слоев: разные направления ислама, полиэтничность, маргинальность городского населения, традиционные общества, организованные по тухумному принципу, этническая клановость и т. д. В светской части общества культивируются либеральные ценности, в исламской умме нормы шариата как оппозиция гражданскому праву. Растет вли-

стане. URL: http://www.gumilev-center.su/mnogourovnevaya-identichnost-narodov-dagestana. 29.11.2015

7. Многоуровневая идентичность народов Дагестана. Современное евразийство. Центр Льва Гумилева в Кыргызстане. URL: http://www.gumilev-center.su/mnogourovnevaya-identichnost-narodov-dagestana. 29.11.2015

8. Тажудинова А. Народ российской судьбы // Дагестанская правда, 2015, выпуск 451-453.

ч

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

яние патриархальных, общинных структур, которые доминируют над гражданскими [1]. Такая ситуация выражает сложность и специфику символической политики в представляемом регионе.

Дагестанцы и монументы

Вообще надо сказать в республике Дагестан особое отношение к монументальному творчеству, региональная власть это хорошо понимает, поэтому возведение памятников, монументов, памятных стел активно используется в символической политике республики, в том числе для фиксации культурной связи с Россией. Анализ взаимодействия дагестанцев со «своими» памятниками поможет нам в дальнейшем перейти к значению монумента «Родина-мать зовет!» в Волгограде для дагестанцев.

Очень условно, для удобства анализа дагестанские памятники можно разделить на три группы:

• памятники, посвященные ВОВ (памятники «Белым журавлям» в Гунибе, Хунзахе, стелы Погибшим в ВОВ в каждом районном центре и городе);

• памятники политическим и культурным деятелям, памятники истории и архитектуры, (крепости, здания, развалины поселений);

• памятники, посвященные связям с Россией (памятник Русской учительнице, монумент Ахульго и т. п.).

Все три типа памятников являются частью определенной символической политики направленной на различные цели: во-первых, патриотизм, память о войне; во-вторых, подчеркивание региональной уникальности и специфики; в-третьих, фиксация связей с Россией. Необходимо отметить, что многие памятники в определенной степени могут соответствовать всем перечисленным целям, усиливать же тот или иной смысл может социальный контекст и те интерпретации, которые предлагают лидеры мнений (политики, журналисты, блогеры и т. п.)

Памятники, посвященные Великой Отечественной войне — это многочисленные стелы посвященные участникам войны, это «Белые журавли» в Гунибе все они выполняют функцию памяти в День победы, 22 июня, 23 февраля зачастую и в другие памятные дни объединяют вокруг себя местных жителей и представляют собой неотъемлемую часть среды обитания современного дагестанца [13].

Памятники политическим и культурным деятелям, памятники истории и архитектуры, конечно, тоже иногда участвуют в символической политике, но к этому типу мы относим в идеологическом смысле нейтральные монументы, либо

монументы, вытесненные из фокуса общественного внимания, интересные только в туристическом смысле.

Хорошим примером символической политики направленной на укрепление связей с Россией служит недавно открытый монумент Ахульго. В основе монумента лежит локация старинного аварского селения, в котором произошло одно из кровопролитных столкновений российских солдат и горцев, результатом которого стало уничтожение горцев, а также их поселения9. В открытии монумента участвовало много лидеров мнений, это известные государственные деятели, спортсмены, религиозные лидеры, которые подчеркивали созидательный интегрирующий смысл нового памятника и, несмотря на критику в прессе из-за спорности с исторической точки зрения10, монумент был принят дагестанцами, включился в туристическую повестку дня.

Этой же цели служил памятник Русской учительнице в Махачкале, он напоминает дагестанцам, кто учил их русскому языку на этапе СССР, и вообще чем они обязаны России. Памятник локализован в месте отдыха горожан, является популярным туристическим местом и местом для встреч11.

Таким образом, существующие в Дагестане памятники и отношение к ним является продолжением общероссийской символической политики формирующей общее прошлое и общее настоящее для составляющих Россию народов.

Дагестанцы и скульптура «Родина-мать зовет!»

Возвращаясь к практике взаимодействия дагестанцев с общероссийскими символами, в частности, монументом «Родина-мать зовет!» можно обратиться к региональной прессе, которая регулярно публикует материалы о том, как школьники12, учителя13, представители различных

ч

9. В Дагестане открыли культурно-исторический комплекс «Ахульго». URL: https://lenta.ru/news /2017/01/20/ monument

10. Тахнаева П. Ахульго как манипуляция историей. URL: http://flnka.ru/digest-analytics/ 15787-patimat-tahnaeva-ahulgo-kak-manipulyaciya-istoriey.html

11. Отзывы о Памятнике русской учительнице в Махачкале/ Трипадвизор. URL: https://www.tripadvisor.ru/ ShowUserReviews-g1600258-d10092315-r514224581-Monument_to_Russian_Teacher-Makhachkala_

12. Школьники Бабаюртовского района посетили Мамаев курган/ РИА «Дагестан». URL: http://www.riadagestan. ru/news/babayurtovskiy_rayon/shkolniki_babayurtovskogo_ rayona_posetili_mamaev_kurgan/http://bsdosh16.dagschool. com/news.php?id=1749

13. Учителя Буйнакского района совершили экскурси-

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

общественных организаций14 посещают Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет!» достаточно известна в Дагестане. Этот образ наряду с другими символами Великой Отечественной войны широко используется администрацией республики во время празднования Дня победы в патриотических целях и, безусловно, находит отклик в сердцах дагестанцев15.

В Великой Отечественной войне погибло более 90 тыс. дагестанцев из призванных 180 тыс. человек. Сражаясь на фронтах войны, дагестанцы проявили мужество и героизм. Десятки тысяч фронтовиков награждены орденами и медалями. 59 дагестанцам присвоили звание Героя Советского Союза, 7 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Десятки тысяч дагестанцев-фронтовиков отдали свою жизнь за Родину. Своей кровью они скрепили узы дружбы народов нашей страны. Промышленность Дагестана в первые месяцы войны освоила 5 важных и сложных видов вооружения и 19 видов боеприпасов: минометов, пулеметов, бомб, мин, гранат, патронов и других военных изделий. В 1942 г. в период битв за Сталинград и Кавказ предприятия Дагестана изготовляли 216 названий различных военных изделий. В тяжелые дни 1941-1942 гг. трудящиеся республики превратили Дагестан в неприступную крепость, построив 8 оборонительных рубежей и 15 аэродромов16. Память о войне передавалась от поколения к поколению, понимание значимости победы сохранилось до сих пор, и активно используется региональными властями для укрепления внутригосударственных связей Дагестана с другими регионами России.

онную поездку в Волгоград /РИА«Дагестан». URL: http:// www.riadagestan.ru/news/buynakskiy_rayon/uchitelya_ buynakskogo_rayona_sovershili_ekskursionnuyu_poezdku_v_ Volgograd/

14. Учителя Буйнакского района совершили экскурсионную поездку в Волгоград /РИА«Дагестан». URL: http:// www.riadagestan.ru/news/buynakskiy_rayon/uchitelya_ buynakskogo_rayona_soVershili_ekskursionnuyu_poezdku_V_ Volgograd/

15. Интервью с Зауром Курбановым о подготовке к празднованию Дня победы. URL: http://www.riadagestan. ru/news/society/zaur_kurbanov_minmolodezhi_odin_iz_ goloVnykh_organoV_ispolnitelnoy_Vlasti_po_podgotoVke_k_ prazdnovaniyu_70_letiya_pobedy/

16. Бабаев А. -М.Б., Керимов М.К. Дагестанцы в Великой Отечественной войне/ Народы Дагестана. Республиканский общественно-политический журнал. №2.2012 от 24 Октября 2012 г. URL: http://narodidagestana.ru/vipusk/23/ stat/dagestanci_V_Velikoy_otechestVennoy_Voyne/

Комитет по спорту, туризму и делам молодежи администрации города Махачкалы совместно с Региональным советом сторонников партии «Единая Россия» каждый год организовывает выезд делегации из числа кадетов МОУ «1-й дагестанский кадетский корпус (кадетская школа-интернат) им. генерал-полковника Трошева Г. Н.» и детей школы — интерната № 4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на мемориальный комплекс «Мамаев Курган»17. Кроме того, регулярные экскурсии к скульптуре Родина-мать зовет! проводятся для школьников в рамках мероприятий, приуроченных к празднованию Победы в Великой Отечественной войне.

На Мамаев курган из Дагестана ездят и педагоги, в частности, педагоги Буйнакского района совершили туристско-краеведческую поездку в город-герой Волгоград в рамках Всероссийской акции «Вахта Памяти — 2014». Во время пребывания на Мамаевом кургане делегация Буйнак-ского района возложила цветы к мемориальной плите Героя Советского Союза, уроженца Дагестана, Ханпаши Нурадилова, Вечному огню в зале Боевой Славы, на стенах которого высечены списки погибших при обороне Сталинграда, и среди них — имена дагестанцев18.

Также существует практика экскурсий для ветеранов19, например, в 2016 году кавалер двух Орденов Славы Ибрагимпаша Садыков почтил память погибших на Мамаевом кургане, чему был посвящен ролик на местном телевидении20. Кроме того, мемориальный комплекс стал местом осуществления исламских религиозных ритуалов, совместных молитв21.

Таким образом, связь дагестанцев с Мамаевым курганом и скульптурой «Родина-мать зовет!» постоянно поддерживается за счёт реализуемой дагестанскими властями практики школьных и преподавательских экскурсий, экскурсий ветеранов, широко освещаемых в региональных СМИ.

ч

17. Дагестанским детям-сиротам показали Мамаев Курган. URL: http://www.interdag.ru/news/3330/ dagestanskim-detyam-sirotam-pokazali-mamaev-kurgan

18. Педагоги Буйнакского района совершили туристско-краеведческую поездку в город-герой Волгоград. URL: http:// karlaruntaoah.dagschool.com/newslist.php?mon=5&year=2014

19. Расширяются взаимосвязи Дагестана и Волгограда / Дагестанская правда 05.07.08 11:31 http://dagpravda.ru/ rubriki/obshchestvo/1893/

20. Кавалер двух орденов Славы Ибрагимпаша Садыков почтил память погибших на мамаев ом кургане. URL: http:// videopolk24.ru/mamaev_kurgan_voynu/?id=bd8-nx6dDD4

21. Дуа, Мамаев курган. URL: https://ok.ru/video/4382394426

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

Летом 2015 года нами была проведена серия глубинных интервью, направленных на выявление содержания понятия и символа Родина-мать для дагестанцев, в гайд интервью были включены вопросы, касающиеся монумента. Опрашиваемым предлагалось высказать свое отношение к публикации рейтинга самых ужасных архитектурных творений XX века в журнале «Business Insider», в который вошла волгоградская скульптура «Родина-мать зовет!»22. Было опрошено порядка 17 человек, мнения которых в соответствии с методологией составляли три позиции: «базовую», «прогосударственную» и «оппозиционную» [6].

«Базовая» позиция, характеризуется, как максимально конформная к государству и обществу. Люди в рамках этой позиции, как правило, не глубоко интересуются политикой и общественной жизнью. Эту позицию хорошо иллюстрируют следующие ответы:

Я не знала (про Insider»). Теперь (когда мне это очень больно, погибло, и много людей этого построили это нистических взглядов, людей погибло.

Адай, 60 лет

публикацию в «Business я узнала) это меня задело, потому что много людей пострадали (в войне), для (статую) не из-за комму-это наша история, много

Я узнал сейчас. Это меня, конечно, задевает, этот лозунг появился вовремя войны, чтобы люди сплотились воедино и защищали родину.

Салим, 39 лет

Очень красивый памятник, они подлецы. Очень красивый памятник, очень подходит, когда на него смотришь, как будто твоя мать. Очень красивый памятник разве можно такие вещи делать, называть его абсурдным, сволочи.

Султанахмед, 66 лет

Как видите, после объяснения кейса, опрошенные однозначно отрицательно реагируют на критику скульптуры, объясняя это тем, что нельзя включать в спорные рейтинги подобные памятники и в этом позиции респондентов этой группы созвучны с реакцией на кейс в сетях [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Прогосударственной» позиции придерживаются люди, активно поддерживающие власть.

22. Business Insider поместил «Родину-мать» в список самых абсурдных построек URL: http://news.tj/ru/news/business-insider-pomestil-rodinu-mat-v-spisok-samykh-absurdnykh-postroek

Эти люди не просто потребляют информацию из СМИ, но активно ищут факты, подтверждающие их позицию, в этой группе преобладают лидеры мнений. Ее представители пользуется широкой декларируемой поддержкой представителей базовой позиции.

Я слышал об этом (про публикацию в «Business Insider») , ну для них это как в поговорке, что русскому хорошо — немцу смерть, для них это точно так же.

Задевает, конечно. Это продолжение той политики, которую они проводят. Сначала они опустили коммунизм, что нам теперь стыдно вообще об этом говорить. Они потом начали войну против ислама и против православия. Они начали войну против ценностей, связанных с ВОВ. Родина-мать это же после ВОВ появилось. Они покушаются на всё, что для нас является святым, на всё, что нас объединяет.

Муса, 42 года

Это смешно конечно, они хотели нашу историю подорвать. Я не знал об этом, но они (западные СМИ) могут, это их работа. Когда понятна их цель это просто смешно. Это те СМИ, чье мнение мне не важно.

Магомед, 31 год

Признаться, не задело, я не читал. Но даже сейчас, когда вы это озвучили, тоже не задело, потому что это закономерно с их стороны, все что нас объединяет, наши ценности их задача дискредитировать. Это очередной акт дискредитации наших ценностей, вот и все элементарно. Последствия этого могут быть, они не зря эту работу делают, они же интенсивно ее делают, последствия могут быть если мы это оставим без внимания. Насколько они эту тему раскачали я не знаю, честно говоря (...) Это целенаправленная работа, которая направлена чтобы нашу почву сбить, если правительство не будет реагировать, мы можем потерять целое поколение как в 1990-х.

Микаил, 38 лет

Да, я слышал. Меня это не задело, потому что мне это не интересно, хотя этот вопрос широко обсуждался, но я думаю, что лучше такие вещи не замечать, кто они такие, чтобы их мнение учитывать.

Роберт, 25 лет

Кто включил? Пошли они к черту! Это меня оскорбляет. Такое могли написать только те, кто там не был, я был, на плиту Ханпаши

ч

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

Нурадилова возлагал цветы. Этот человек убил 920 немецких солдат и офицеров, Герой Советского союза, чеченец наш дагестанский. Они (американцы) просто завидуют.

Шамиль, 47 лет

Для Мусы кейс был знаком и отрефлекси-рован, он абсолютно четко сформулировал свою позицию, указывая на то, что статуя стала жертвой идеологической войны российской власти и западных противников существующего в России режима. Микаил, Шамиль и Магомед ничего не слышали о публикации, тем не менее, их реакция схожая с реакцией Мусы. В любом случае смысловой посыл памятника и для представленных респондентов этой группы однозначен — это святыня, память о великой войне, объединяющая российский народ, а публикация часть идеологической войны против России.

В-третьих, «оппозиционная» позиция — это люди, активно критикующие существующую власть, считающие, что в современной форме у государства нет будущего. Среди представителей данной позиции также много лидеров мнений.

Я никак не отношусь, абсолютно (про публикацию в «Business Insider»). Они вправе считать, так как считают, я не думаю, что их мнение как-то отражается на нашей жизни.

Марат, 35 лет

Во-первых, я не знала об этом. Во-вторых, это абсурдно, они судят исходя из сегодняшних реалий. Это все равно, что сегодня палеолитическую Венеру обсуждать с современных канонов красоты, существующих в глянцевых журналах. В свое время это был очень мощный образ, работающий... это глупо обсуждать. Это культурный продукт своего времени. Очень удачное решение, на мой взгляд, потому что образ женщины очень удачно они взяли. Эта женщина с растрепанными волосами, она была близка всем, она читалась, ее слышали и этот образ работал. Но сегодня обсуждать его с таких позиций это опять какая-то идеологическая фишка. Зря этот образ возрождается. Сегодня это не работает, сегодня нужны другие идеологические скрепы, а искать в этом сундуке бабушкином бесполезно.

Патимат, 47 лет

Никаких чувств я не испытываю. Ну, дураки, его можно по-разному рассматривать. Есть куча разных полярных мнений, разных полярных списков как самого выдающегося, так и самого уродливого. Это Вучетича скульптура, в искусствоведческом плане он вполне такой.такой

(положительный). Другое дело посыл который он несет, я видела и пострашнее Родину-мать — это в Киеве, там стоит жуткая скульптура и когда подъезжаешь по определённой дороге, то она медленно вырастает со щитом. Такая жуткая, совершенно, железная баба. Вообще все пропагандистские, все эти скульптуры направленные на воспитание патриотизма они все уродливы изначально, потому что задумка неверная. Посыл неверный. Я это все не люблю категорически, но я бы не включала ее туда (в список). Абсурдные, да? Ну можно ее рассмотреть может быть это и абсурдно, но с другой стороны мы прекрасно понимаем почему и как она была поставлена, и она хороша.

Светлана, 53 года

Безразличие, отрицание значимости скульптуры «Родина-мать зовет!» для современного мира, подчёркивание неактуальности и неважности обращения к этому символу сегодня, но уважение как к ее историческому значению характеризуют «оппозиционную» позицию. В этой группе респондентов мы видим однозначное понимание смысла скульптуры, ее ценность пусть даже оставшуюся в прошлом.

Если обратиться к мнениям «оппозиционной» группы относительно словосочетания «Родина мать», которые приводились в нашей предыдущей статье [6], там их суждения более категоричны, агрессивны с яркой негативной коннотацией. Позиция относительно скульптуры, напротив довольно мягкая, понимающая, признающая красоту и значение монумента, хотя и частично утратившего актуальность в современной ситуации. Возможно, это объясняется особой ролью Великой Отечественной войны в жизни каждого россиянина, глубоким чувством осознания трагедии, потери и, одновременно, торжества победы над врагом.

Выдержки из интервью выборочны, отражают содержание позиций, распространенность которых в Дагестане неравномерна, при этом можно утверждать, что широкие слои населения воспринимают волгоградскую скульптуру «Родина-мать зовет!» в русле «прогосудар-ственной» позиции или близко к ней. Как символ Родина-мать, наращивает свой интеграционный потенциал в российском обществе, этому способствует и политическая конъюнктура, способствующая росту патриотизма, и периодическое использование его в праздновании очередных годовщин победы, и самое главное регулярное обращение к нему масс-медиа, в т. ч. в пространстве интернета. Не будет преувеличением сказать, что символ Родина-мать, закрепился в сознании да-

ч

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

гестанцев и сегодня выступает одним из общих знаменателей общенациональной российской идентичности. Во внутридагестанском дискурсе волгоградская скульптура «Родина-мать зовет!» фигурирует довольно часто23, всегда однозначно положительно интерпретируется СМИ и реакция на использование этого символа у широких слоев общества однозначно положительная[18].

Скульптура «Родина-мать зовет!» в политическом дискурсе

Скульптура «Родина-мать зовет!» является актуальным элементом политического дискурса, можно сказать идеологической борьбы, за последние годы можно указать на два случая, связанных со скульптурой вызвавших бурную реакцию общественности по всей России, в т. ч. и в Дагестане:

Первый случай, публикация рейтинга самых ужасных архитектурных творений XX века в журнале «Business Insider», в который вошла волгоградская скульптура «Родина-мать зовет!». Исчерпывающее описание негодования российской общественности на эту публикацию дает Т. Б. Рябова [10]. На периферии в Дагестане не было бурной реакции, но на прямой вопрос в рамках интервью [6] дагестанцы негативно реагировали на публикацию в «Business Insider» также как представители центральных регионов России во время широкого обсуждения на интернет-площадках.

Второй момент — это использование А. Навальным образа скульптуры «Родина-мать зовет!» с закрашенным зеленкой лицом в своей политической кампании24. Как известно, 20 марта члены команды Навального, разместив в социальных сетях сообщение об открытии в Волгограде предвыборного штаба Навального, сопроводили пост фотографией с изображением скульптуры «Родина-мать зовет!». На фото лицо и ладони скульптуры были закрашены зеленкой. Это вызвало волну негодования в сети, обращения в суд, что в итоге вынудило команду Навального убрать оскорбительное изображение. Интересной и резо-

23. Сотрудники СК России приняли участие в патриотической акции в виде чтения стихотворения Константина Симонова «Родина»/РИА «Дагестан». URL: http:// www.riadagestan.ru/news/society/ sotrudniki_sk_rossii_ prinyali_uchastie_v_patrioticheskoy_aktsii_v_vide_chteniya_ stikhotvoreniya_konstantina_simonova_rodina/

24. Команда Навального раскрасила фотографию монумента «Родина-мать зовет!». URL: http://amdn.news/ komanda-naval-nogho-oskorbila-fotoghrafiiu-monumienta-rodina-mat-zoviet1

нансной стала реакция на поступок Навального от депутата районного собрания Кировского района Махачкалы Тимура Алиева25, по его инициативе на дорогах Махачкалы появились фотографии Навального за «решеткой», в качестве «решетки» использовалась пешеходная «зебра» под которой красовалась надпись «не гони». «Персонаж за решеткой был выбран не случайно — я считаю, что глумиться над таким символом Великой победы нашего народа как памятник «Родина-мать зовет!» может только человек с пониженной социальной ответственностью, лишенный всяческого патриотизма. Такие люди, зачастую, заканчивают очень печально», — прокомментировал свою инициативу депутат. Многие махачкалинцы и не только поддержали инициативу Алиева26.

В обоих случаях реакция дагестанцев не отличалась от реакции большинства россиян, это дает нам основание утверждать, что восприятие скульптуры «Родина-мать зовет!» дагестанцев и жителей центральных регионов России одинаково, для всех россиян она остается понятным символом России, символом Победы.

Заключение

Идентичность дагестанца — пирамида, в основании которой лежит сельское сообщество, а на вершине государственная идентичность — россиянин. В тоже время государственную идентичность дагестанцев нельзя представить без русской культуры, языка, литературы. В большинстве своем они гордятся успехами России на международной арене, в науке, в спорте, и, безусловно, являются частью российского общества.

Существующие в Дагестане памятники и отношение к ним является продолжением общероссийской символической политики, формирующей общее прошлое и общее настоящее для составляющих Россию народов. Во внутридагестанском дискурсе волгоградская скульптура «Родина-мать зовет!» фигурирует довольно часто, всегда однозначно положительно интерпретируется СМИ и реакция на использование этого символа у широких слоев общества однозначно положительная.

В обоих случаях, бросивших вызов российскому пониманию скульптуры «Родина-

25. Махачкалинский депутат поместил Навального за «решетку».URL: https://ndelo.ru/detail/navalny_mackhachkala

26. Антимайдан стена. URL: https://vk.com/ wall-41232698_2591474

ч

\

№1_2017

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

мать зовет!» за последние годы, дагестанцы реагировали также, большинство россиян — были возмущены. Скульптура «Родина-мать зовет!» и для дагестанцев, и для жителей

центральных регионов России остается одинаково понятным символом России, символом Победы.

Библиография

1. Абдулаева И. А. Многоуровневая идентичность народов Дагестана [Текст] / И. А. Абдулаева, С. В. Константинов // Образование и наука в современных реалиях : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 июня 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 244-247.

2. Алибекова С. Я., Султанахмедова З. Г. Гражданская, этническая и религиозная идентичности современной дагестанской молодежи / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2013. № 4 (25). — С. 24-29.

3. Магомедханов М. М. Дагестанцы: грани иден-тичностей (этноязыковой и социально-культурный аспекты) // Этнографическое обозрение. 2009. № 6. — С.133-148.

4. Малинова О. Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России // Субдисциплина: панорама политической науки России. 2010.

5. Магомедханов М. М. О современных символах этничности дагестанцев / Лавровский сборник. Этнология, история, археология, культурология Материалы XXXIII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2008-2009 гг.: к столетию со дня рождения Леонида Ивановича Лаврова. Российская Академия Наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); ответственные редакторы: Ю. Ю. Карпов, И. В. Стасевич. 2009.

6. Мутаев У. К. Символ Родины-матери глазами жителей Дагестана (на материале интервью) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. — С. 126-135.

7. Поцелуев С. П. Символическая политика: кон-

стелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. Политические исследования. 1999. № 5. — С. 62-75.

8. Рябов О. В. Мать и мачеха: материнский символ России в легитимации присоединения Крыма к Российской Федерации // Женщина в российском обществе. 2014. № 4. — С. 40-50.

9. Рябов О. В. Родина мать в истории визуальной культуры России // Вестник ТвГУ. Серия "История". 2014. № 1. — С. 90-113.

10. Рябова Т. Б., Романова А. А. «Родина-мать» как культурно-семиотический ресурс современного российского антиамериканизма // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. — С. 136-149.

11. Сукало С. А. Символическая политика как технология культурного контроля массового сознания // Вестник СПбГУКИ, № 3 (20) сентябрь, 2014. иКЬ:/Нйр://суЬег1ешпка.ги/аг11с1е/п/81туоНсНе8кауа-po1itika-kak-tehno1ogiya-ku1turnogo-kontro1ya-massovogo-soznaniya, 27.11.2015

12. Смирнов Д. Г. К вопросу о ресемиотизации как форме символической политики («Родина-мать» в политических практиках современной России) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. — С. 96-112.

13. Тимофеев М. Ю. Помни о Родине-матери! Конкурирующие места памяти // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. — С. 43-63.

14. Шайдаева Г. М., Ибрагимов И. Г. Этноконфесси-ональные аспекты культурной идентификации дагестанцев в российском измерении гражданственности/Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 2 (31). — С. 37-40.

References

1. Abdulaeva I. A. Mnogourovnevaia identichnost' nar-odov Dagestana [Tekst] / I. A. Abdulaeva, S. V. Konstan-tinov // Obrazovanie i nauka v sovremennykh realiiakh : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 4 iiunia 2017 g.) / redkol.: O. N. Shirokov [i dr.]. — Cheboksary: TsNS «Interaktiv plius», 2017. — S. 244-247.

2. Alibekova S. Ia., Sultanakhmedova Z. G. Grazhdan-skaia, etnicheskaia i religioznaia identichnosti sovremen-noi dagestanskoi molodezhi / Izvestiia Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ob-

shchestvennye i gumanitarnye nauki. 2013. № 4 (25). — S. 24-29.

3. Magomedkhanov M. M. Dagestantsy: grani identich-nostei (etnoiazykovoi i sotsial'no-kul'turnyi aspekty) // Etnograficheskoe obozrenie. 2009. № 6. — S. 133-148.

4. Malinova O. Iu. Simvolicheskaia politika i konstru-irovanie makropoliticheskoi identichnosti v postsovet- . skoi Rossii // Subdistsiplina: panorama politicheskoi ^ nauki Rossii. 2010. з

5. Magomedkhanov M. M. O sovremennykh simvolakh ®

\

№ 1_2017

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

etnichnosti dagestantsev / Lavrovskii sbornik. Etnologi-ia, istoriia, arkheologiia, kul'turologiia Materialy XXXIII Sredneaziatsko-Kavkazskikh chtenii 2008-2009 gg.: k stoletiiu so dnia rozhdeniia Leonida Ivanovicha Lav-rova. Rossiiskaia Akademiia Nauk, Muzei antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamera); otvetst-vennye redaktory: Iu. Iu. Karpov, I. V. Stasevich. 2009.

6. Mutaev U. K.Simvol Rodiny-materi glazami zhitelei Dagestana (na materiale interv'iu) // Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovanii. 2015. № 4. — S. 126-135.

7. Potseluev S. P. Simvolicheskaia politika: konstelliat-siia poniatii dlia podkhoda k probleme // Polis. Polit-icheskie issledovaniia. 1999. № 5. — S. 62-75.

8. Riabov O. V. Mat' i machekha: materinskii simvol Rossii v legitimatsii prisoedineniia Kryma k Rossiiskoi Federatsii // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2014. № 4. — S. 40-50.

9. Riabov O. V. Rodina mat' v istorii vizual'noi kul'tury Rossii // Vestnik TvGU. Seriia "Istoriia". 2014. № 1. — S. 90-113.

10. Riabova T. B., Romanova A. A. «Rodina-mat'» kak kul'turno-semioticheskii resurs sovremennogo rossi-iskogo antiamerikanizma // Labirint. Zhurnal sotsi-

al'no-gumanitarnykh issledovanii. 2015. № 4. — S. 136-149.

11. Sukalo S. A. Simvolicheskaia politika kak tekh-nologiia kul'turnogo kontrolia massovogo soznani-ia // Vestnik SPbGUKI, № 3 (20) sentiabr', 2014. URL:/ http://cyberleninka.ru/article/n/simvolicheskaya-poli-tika-kak-tehnologiya-kulturnogo-kontrolya-massovo-go-soznaniya, 27.11.2015

12. Smirnov D. G. K voprosu o resemiotizatsii kak forme simvolicheskoi politiki («Rodina-mat'» v politicheskikh praktikakh sovremennoi Rossii) // Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovanii. 2015. № 4. — S. 96-112.

13. Timofeev M. Iu. Pomni o Rodine-materi! Konkuriruiushchie mesta pamiati // Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovanii. 2015. № 4. — C. 43-63.

14. Shaidaeva G. M., Ibragimov I. G. Etnokon-fessional'nye aspekty kul'turnoi identifikatsii dagestantsev v rossiiskom izmerenii grazhdan-stvennosti/Izvestiia Dagestanskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta. Obsh-chestvennye i gumanitarnye nauki. 2015. № 2 (31). — S. 37-40.

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.