Научная статья на тему 'Родина-мать vs. статуя Свободы: противопоставление женских аллегорий наций в современном российском антиамериканизме'

Родина-мать vs. статуя Свободы: противопоставление женских аллегорий наций в современном российском антиамериканизме Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1780
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИНА-МАТЬ / SYMBOL OF THE MOTHERLAND / СТАТУЯ СВОБОДЫ / THE STATUE OF LIBERTY / РОССИЙСКИЙ АНТИАМЕРИКАНИЗМ / RUSSIAN ANTI-AMERICANISM / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SYMBOLIC POLITICS / МОНУМЕНТ "РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!" / THE MONUMENT "THE MOTHERLAND CALLS!"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рябова Татьяна Борисовна

Статья посвящена тому, как дискурс антиамериканизма использует оппозицию монумента «Родина-мать зовет!» и статуи Свободы и какое влияние это противопоставление оказывает на статус волгоградской «Родины» в российском культурном пространстве. Дискурс современного российского антиамериканизма приписывает статуе Свободы те черты, которые составляют негативный стереотип американца; среди них бездуховность, агрессивность, фальшь, высокомерие и претензии на исключительность Америки. Автор делает вывод о том, что подобное противопоставление является фактором, способствующим поддержанию статуса волгоградской «Родины» как воплощения России: статуя Свободы выполняет функцию визави волгоградского монумента, а соперничество России и США получает аллегорическое воплощение в оппозиции Родина-мать vs. статуя Свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTHERLAND CALLS! VS. LADY LIBERTY: OPPOSITION OF FEMALE ALLEGORIES OF NATIONS IN CONTEMPORARY RUSSIAN ANTI-AMERICANISM

The article is devoted to the use of the «Motherland Calls!» and the Statue of Liberty monuments in the anti-Americanism discourse. It explains how such opposition impacts the status of Volgograd Motherland in the Russian cultural space. Modern Russian anti-Americanism discourse ascribes to the Statue of Liberty those traits that constitute the negative stereotype of an American; among them the lack of spirituality, aggressiveness, falsehood, arrogance and claims to the exceptionalism of America. The author concludes that such opposition contributes to the maintenance of the status of the Volgograd «Motherland» as the embodiment of Russia; the Statue of Liberty fulfills the vis-a-vis function of the Volgograd monument, while the rivalry between Russia and the United States is allegorically embodied in the opposition of the Motherland vs. The Statue of Liberty.

Текст научной работы на тему «Родина-мать vs. статуя Свободы: противопоставление женских аллегорий наций в современном российском антиамериканизме»

\

№ 1_2017

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований Т. Б. Рябова

Рябова Татьяна Борисовна (Санкт-Петербург, Россия) — доктор социологических наук, профессор кафедры политологии Российского государственного педагогического университета им А. И. Герцена. Email: [email protected]

РОДИНА-МАТЬ VS. СТАТУЯ СВОБОДЫ: ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ЖЕНСКИХ АЛЛЕГОРИЙ НАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ АНТИАМЕРИКАНИЗМЕ1

Статья посвящена тому, как дискурс антиамериканизма использует оппозицию монумента «Родина-мать зовет!» и статуи Свободы и какое влияние это противопоставление оказывает на статус волгоградской «Родины» в российском культурном пространстве. Дискурс современного российского антиамериканизма приписывает статуе Свободы те черты, которые составляют негативный стереотип американца; среди них — бездуховность, агрессивность, фальшь, высокомерие и претензии на исключительность Америки. Автор делает вывод о том, что подобное противопоставление является фактором, способствующим поддержанию статуса волгоградской «Родины» как воплощения России: статуя Свободы выполняет функцию визави волгоградского монумента, а соперничество России и США получает аллегорическое воплощение в оппозиции Родина-мать vs. статуя Свободы.

Ключевые слова: Родина-мать, статуя Свободы, российский антиамериканизм, символическая политика, монумент «Родина-мать зовет!»

T. Riabova

Tatiana Riabova (St. Petersburg, Russia) — Professor at the Department of Political Sciences, Herzen State Pedagogical University of Russia. Email: [email protected]

"THE MOTHERLAND CALLS!" VS. LADY LIBERTY: OPPOSITION OF FEMALE ALLEGORIES

OF NATIONS IN CONTEMPORARY RUSSIAN ANTI-AMERICANISM

The article is devoted to the use of the «Motherland Calls!» and the Statue of Liberty monuments in the anti-Americanism discourse. It explains how such opposition impacts the status of Volgograd Motherland in the Russian cultural space. Modern Russian anti-Americanism discourse ascribes to the Statue of Liberty those traits that constitute the negative stereotype of an American; among them the lack of spirituality, aggressiveness, falsehood, arrogance and claims to the exceptionalism of America. The author concludes that such opposition contributes to the maintenance of the status of the Volgograd «Motherland» as the embodiment of Russia; the Statue of Liberty fulfills the vis-a-vis function of the Volgograd monument, while the rivalry between Russia and the United States is allegorically embodied in the opposition of the Motherland vs. The Statue of Liberty.

Key words: The symbol of the Motherland, the Statue of Liberty, Russian anti-Americanism, symbolic politics, the monument «The Motherland calls!»

«Статуя "Родина Мать" прогоняет статую Свободы из России (у статуи Свободы нервный вид)» — так назывался проект, обративший на

1. Работа выполнена в рамках исследовательских проектов РФФИ 15-03-00010 «Символ 'Родины-матери' в символической политике современной России» и 16-03-00527 «Гендерное измерение современного российского антиамериканизма: Политологический анализ».

себя внимание на конкурсе арт-концепций «Национальная Идея России», который состоялся в 2013 г. Этот проект получил немало откликов (в том числе и возмущенных, в либеральной прессе). Национальная идея, согласно замыслу авторов проекта, получила следующее визуальное воплощение: волгоградская «Родина-мать», в руках которой вместо меча находится «национальная» дубина, расправляется с американской леди

H £

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

(Илл. 1). Таким образом, во-первых, российская национальная идея была представлена как противостояние США и России, и, во-вторых, это противостояние было изображено как поединок двух монументов. Статуя Свободы является признанным символом и аллегорией США (как внутри страны, так и за ее пределами); волгоградский монумент в упомянутом проекте также наделяется статусом аллегории России. По мере ухудшения отношений России и Запада и роста антиамериканских настроений в российском обществе использование противопоставления этих двух женских фигур становится все более популярным.

Настоящая статья посвящена тому, как дискурс антиамериканизма использует оппозицию двух монументов и какое влияние это противопоставление оказывает на статус волгоградской Родины-матери в российском культурном пространстве.

Илл. 1.Статуя «Родина Мать» прого- Материалами няет статую Свободы из России (у ста- исследования туи Свободы нервный вид) 31.01.2013 г. кирх// служат обсуЖ-www.ridus.ru/news/65593 дение в россий-

ских масс-медиа (газетах, информационных порталах, бло-гах, интернет-форумах и т. д.) вопроса о сходстве или различиях двух монументов. Вначале мы остановимся на методологических основаниях исследования, обозначив роль символов в российском антиамериканизме как процессе проведения символических границ между «своими» и «чужими». Далее, рассмотрим роль статуи Свободы как аллегории Америки. Затем, речь пойдет о том, как этот символ используется в дискурсивном производстве символической границы, отделяющей россиян от американцев. Наконец, предметом анализа станет то, как противопоставление статуи Свободы и монумента «Родина-мать зовет!» как аллегорического соперничества двух стран включается в практики современного российского антиамериканизма.

Символы в российском антиамериканизме: Методология

С конца 1990-х гг. в стране наблюдается устойчивый рост антиамериканских настроений, а к середине 2000-х США прочно заняли лидирующую позицию в списке «врагов» России [см. о динамике развития антиамериканский настроений в России в: 8]. Резкий всплеск антиамериканизма произошел в период украинского кризиса (значительную часть ответственности за которой россияне возлагали на США) и последующей «войны санкций». Опрос ВЦИОМа зафиксировал исторический максимум антиамериканских настроений в феврале 2015 г. (81%)2. Накал антиамериканских настроений остается достаточно высоким и два года спустя. В марте 2017 года 52 % россиян относились к США негативно3. Социологические исследования, проведенные нами в 2012-2017 гг., в целом подтверждают этот тезис [см. подробнее: 7; 2].

Причины, помимо сложностей взаимоотношений двух стран, коренятся во внутриполитических факторах, одним из которых является необходимость поддержания позитивной национальной идентичности россиян. Позитивная идентичность предполагает, во-первых, проведение символических границ между «своими» и «чужими» с помощью маркеров идентичности, акцентирующих эти различия (эти маркеры иногда называют «символическими пограничниками» [см. подробнее: 5]) и, во-вторых, обоснование преимущества «своих» над «чужими».

Важнейшим Другим в постсоветской России являются США. Оценки россиянами США и американцев выступают в качестве таких маркеров идентичности; они участвуют в формировании представлений о том, что такое Россия, каковы основополагающие ценности российской культуры и др. Заметное место среди них занимают образы мужчин и женщин, включая и аллегории нации [15; 7]. Еще одной значимой причиной использования женских и мужских аллегорий наций в российском антиамериканизме является роль гендерного дискурса в отношениях власти и подчинения. Отношения между мужчинами и женщинами, а также отношения между различными группами мужчин (и, равным образом, различными группами женщин), являются иерархи-

ч

2. ВЦИОМ: отношение к США за последние 5 лет стало крайне негативным // РИА Новости. 28.01.2015. URL: https:// ria.ru/society/20150128/1044695509.html.

3. Россияне увидели США в плохом свете // Рамблер. 2017.

URL: https://news.rambler.ru/politics/36569454-opros-pokazal-kak-rossiyane-stali-otnositsya-k-ssha/.

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

ческими и выступают в качестве своеобразной матрицы, легитимирующей иные виды социального неравенства. Благодаря тому, что различные акторы вовлекают во властные отношения гендерный дискурс, он становится неотъемлемой частью насилия, включая и противостояние, характерное для внутриполитических конфликтов. Так, например, в российской прессе гендерный дискурс в репрезентациях российских и американских военных помогает не только оценить, но установить иерархию; первые изображаются сильными и мужественными, вторые — слабыми, изнеженными и не отвечающими традиционной маскулинности. За определение того, что значит быть мужественным, идет символическая борьба; аудитории навязываются представления о том, какие модели мужского и женского поведения являются эталонными, а какие — девиантными.

Статуя Свободы как аллегория США

Статуя Свободы, как известно, была задумана как подарок от Франции американскому народу к столетнему юбилею независимости. Проект скульптора Ф. Бартольди был разработан на основании идеи другого француза, писателя и политического деятеля Э. де Лабулэ. С историей монумента связано немало известных имен: в США деньги на ее сооружение собирал Дж. Пу-литцер, учредитель самой престижной журналистской премии; в проектировании ее опор и каркаса принимал участие инженер Г. Эйфель; в 1883 году на торжественном открытии статуи Свободы выступал президент США Г. Кливленд. Исследователи отмечали, что, хотя монумент создавали во Франции с целью подчеркнуть связи двух стран и объединяющий их республиканский дух, смысловая наполненность памятника была быстро национализирована: американцы сами решили «за что стоит статуя Свободы» [18, р. 305]. Скульптура стала символом Америки — того, что скрепляет нацию. Одной из причин этого сдвига в интерпретации было то, что иммигранты, прибывающие огромным потоком в Нью-Йорк из Европы и Азии морем, видели статую Свободы, установленную недалеко от поста иммиграционной службы (Илл. 2). Она встречала их, олицетворяя надежду на лучшую жизнь, к которой они стремились4. Сегодня монумент ежегодно посещают несколько миллионов человек; в 1984 году памятник был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. Кобзев Д. Свет Азии над Америкой, принесший свободу и мечту в США и войну вокруг // Regnum. 28.10.2016. URL: https://regnum.ru/news/2196713.html.

Илл. 2. Фото с сайта Музея статуи Свободы. Statue of

Liberty. National Monument. New York. https://www.nps.gov/ stli/learn/historyculture/the-immigrants-statue.htm.

В контексте нашего исследования важно, что памятник является для американцев частью их национальной идентичности и объектом поклонения, Почти сразу после его водружения американская поэтесса Э. Лазарус посвятила монументу сонет, ныне выгравированный на его пьедестале5; текст гласит, что статуе, которая сравнивается с Колоссом Родосским, уготована роль заботливой матери для изгнанных из других стран. Свобода, «разбившая свои оковы», показывает, что она защитит страждущих и осветит им путь (полное название монумента — «Свобода, озаряющая мир»).

Сегодня в американской массовой культуре монумент служит символом национальной независимости, новых возможностей и духа свободы. В популярной литературе для туристов статуя Свободы объявляется «богиней нового мира», воплощающей стремление людей к равенству, свободе, состраданию, миролюбию [13]. Не менее важно, что статуя Свободы считается олицетворением «американской мечты», перспектив реализации новых возможностей для тех, кто пытается добиться более достойной жизни. Не случайно, в американской историографии истоки статуи Свободы видят не только в иконографии французской Марианны, но связывают с более древней традицией, находя параллели в индейской духовной традиции, неолитическом культе

5. Ефимова М. Эмма Лазарус. Стихотворение как пьедестал свободы // Радио Свобода. 11.01.2007. https://www.svoboda. о^/а/371722.Мт1.

ч

H £

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

матери-земли и подчеркивая сходство с римскими богинями, Марией Магдалиной, девой Колумбией и Жанной д'Арк [17; 14].

Статуя Свободы выступает одной из самых известных и популярных икон современной массовой культуры6. Образ статуи появляется в культовых фильмах: «Титанике», «Дне независимости», «Годзилле», «Монстро» и многих других; сцена, в которой итальянские иммигранты приезжают в Америку, и их встречает статуя Свободы как надежда на новое светлое будущее — одна из ключевых в оскароносном фильме Ф. Копполы «Крестный отец-2» (1974). Особенно популярен этот образ в научной фантастике, будучи нередко используемым в картинах гибели цивилизации, как, например, в «Планете обезьян» (1968). Образ привлекается и музыкантами. Леди Либерти патриотично защищает американские ценности в песне одного из самых популярных исполнителей кантри Тоби Кита и выступает символом недемократичности и милитаризма Америки на обложке альбома популярной харкор-панк-группы «Дед Кеннеди» (Bedtime for Democracy) (1986).

Не менее активно образ статуи Свободы используется в политическом дискурсе — как символ свободы и демократии. Так, еще в 1919 г., в начале т.н. периода Красной угрозы, в мемфисской газете был опубликован плакат, отражающий страх перед коммунизмом и радикализмом; на нем был изображен европейский анархист, который с бомбой и ножом подкрадывается к статуе Свободы7. В 2004 г. образ статуи привлекли для разработки эмблемы ЛГБТ в защиту однополых браков8. Сегодня он постоянно включается в аргументацию при обсуждении такой популярной темы, как попрание идеалов свободы теми, кто находится у власти. Сюжет нападения на леди Либерти используется для иллюстрации тиранических наклонностей того или иного политического актора. Тема насилия над статуей Свободы привлекается в репрезентации всех последних президентов США9 — Джорджа Буша (в известном ри-

6. The Statue of Liberty in popular culture: Wikis // The Full Wiki. 16.11.2009. URL: http://www.thefullwiki.org/ The_Statue_of_Liberty_in_popular_culture

7. American social history project https://herb.ashp.cuny.edu/ items/show/1905

8. Heller S. Ladies Justice and Liberty, Lesbians // The Atlantic. 11.09.2014. URL: https://www.theatlantic.com/entertainment/ archive/2014/09/when-lady-justice-made-out-with-lady-liberty-a-gay-marriage-graphic-was-born/380023.

9. Например, этот сюжет регулярно фигурирует на карнава-

лах в Германии, участники которого демонстрируют огром-

ные куклы из папье-маше, изображающие политических де-

сунке А. Росса, на котором президент представлен в виде вампира; автор назвал свою работу «Буш высасывает демократию» (Илл. 3), Б. Клинтона, домогающегося к леди Либерти, насилующих ее Д. Трампа10 и Б. Обаму11.

Илл. 3. А. Росс. Буш высасывает демократию. Рисунок на обложке нью-йоркского еженедельника «The Village Voice». http://headhuntershorrorhouse.wikia.eom/wiki/George_W._ Bush.

Впрочем, образ статуи используется и в легитимации власти; в частности, он фигурировал

ятелей; эти куклы широко обсуждались и в США. См.: Obama in German Parade // JKOwners.com. 17.05.2012. URL: http:// www.jkowners.com/forum/chit-chat/75294-obama-german-parade.html, GERMANY: Donald Trump Screws Lady Liberty In The Butt At Dusseldorf's Wild Carnival Parad // Joe. My. God. 27.02.2017. URL: http://www.joemygod.com/2017/02/27/ germany-trump-screws-liberty-carnival-parade-video.

10. Примеры иконографии образа см., например: Sutton W. Donald Trump's version of America // The Boston Globe. 11.09.2015. URL: https://www.bostonglobe. com/opinion/2015/09/11/donald-trump-version-america/ VC7h0tWPeWPhe0ake17WsJ/story.html. См. также обсуждение вызвавшей большой резонанс в США и в мире обложки немецкого журнала Шпигель, на котором Д. Трампом изображен с головой обезглавленной статуи Свободы: German magazine sparks furor with cover of Trump beheading Statue of Liberty // Fox News. 04.02.2017. URL: http://www.foxnews. com/world/2017/02/04/german-magazine-sparks-furor-with-cover-trump-beheading-statue-liberty.html.

11. Raping Lady Liberty // Trump Land aka Obama Cartoons. 11.01.2011. URL: http://obamacartoon.blogspot.ru/2011/01/ raping-lady-liberty.html.

ч

н б

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

в предвыборном ролике Д. Трампа12. Примечательно, что он стал одним из центральных при обсуждении проекта антииммиграционных мер, запрещающих въезд мигрантам из ряда мусульманских стран (2017 г.).13 (Илл. 4).

у

lore. Not MATE.

Образ статуи Свободы популярен и за пределами США. Он эксплуатируется в политической пропаганде, фигурирует в массовой культуре и становится предметом дискуссий в общественном мнении. С одной стороны, он выступает как символ демократии (так, на нее была похожа китайская «Богиня демократии», десятиметровая статуя, установленная участниками антиправительственных митингах на площади Тяньаньмэнь в Китае (1989)14. С другой стороны, образ включается в дискурс антиамериканизма. Одним из самых известных изображений является мурал со статуей Свободы в виде смерти на стене бывшего американского посольства в Иране (Илл. 6)15. Как символ разрушительного влияния США на другие страны образ интерпретируется в работах сирийского художника Т. Аззама «Свобода для Сирии» (2013)16 и в британской карикатуре периода иракской войны (2003), в которой леди Либерти сбрасывает бомбы17.

ТЗГЯЩЪ

Илл. 4. Холл. К. Любовь, а не ненависть. Нет иммиграционным запретам. // Трогательные карикатуры: Протест против миграционного указа Трампа. 3.02.2017. Нир://ыыы. 1пеп'5.аг/п'ОгМ/20170203032154612Мт1.

12. Statue of Liberty song // YouTube. 27.06.2016. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=Exz7biEhv4E.

13. В начале августа 2017 года во время обсуждения на брифинге в Белом Доме проекта новой иммиграционной реформы, разгорелся спор, о том отражает ли сонет Лазарус, призывающий защитить всех прибывающих в США, истинные ценности страны. Представитель Трампа, защищая проект, настаивал на том, что статуя Свободы, хотя и является национальным символом, имеет мало общего с возможностью въезда для мигрантов, что, по его мнению, доказывает тот факт, что надпись с сонетом была добавлена на монумент позднее. Этот аргумент вызвал острую реакцию СМИ и саркастичные комментарии от защитников прав иммигрантов (Abramson A. White House: Statue of Liberty Doesn't Represent U.S. Immigration Policy // Time. 02.08.2017. URL: http://time.com/4884808/stephen-miller-immigration-policy-jim-acosta). Обсуждая и осуждая анти-иммиграционные указы Трампа, многие американские СМИ обратились к истории статуи Свободы, сообщив, что, судя по всему, на монументе, изначально предполагавшемся для водружения на открытии Суэцкого канала, должна была быть изображена женщина-мусульманка (Birnbaum S. The Statue of Liberty was modeled after an Arab

Илл. 5. Мурал на стене у американского посольства в Тегеране // Olson K. Photos: 34 Years of Anti-American Propaganda in Iran. Is It Curtains for Street Art Attacking the Great Satan? 29.10. 2013. https://newrepublic.com/ article/115373/tehran-removes-anti-us-posters.

woman // USA Today. 02.02.2017. URL: https://www.usatoday. com/story/news/nation/2017/02/02/statue-liberty-modeled-after-arab-woman/97387944/ ; Mafi N. Was the Inspiration for

the Statue of Liberty a Muslim Woman? // Architectural Digest. 02.08.2017. URL: http://www.architecturaldigest.com/story/ inspiration-for-statue-of-liberty-muslim-woman).

14. Morris T. The Statue of Liberty in Popular Culture // USA Today. URL: http://traveltips.usatoday.com/statue-liberty-popular-culture-3615.html

15. Olson K. Photos: 34 Years of Anti-American Propaganda in Iran. Is It Curtains for Street Art Attacking the Great Satan? // New Republic. 29.10.2013. URL: https://newrepublic.com/ article/115373/tehran-removes-anti-us-posters

16. Кобзев Д. Указ. Соч.

17. Artistic Liberties: 15 Faces ofthe Statue ofLady Liberty Article by Guest, filed under Drawing & Digital in the Art category. http:// weburbanist.com/2008/10/01/15-shocking-faces-and-artistic-interpretations-of-lady-liberty/

ч

H H

£

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

Статуя Свободы в российской культуре

Как символ Америки статуя Свободы популярна и в России. В советской культуре 19201930-х гг. она олицетворяла преимущественно негативные стороны американского общества. Образ монумента появляется у классиков советской литературы. О встрече со статуей Свободы в период своей поездки в США (1922) упоминает в «Железном Миргороде» С. Есенин18. Как небольшую «зеленую статую», теряющуюся на фоне рекламных щитов, описывают ее И. Ильф и Е. Петров в «Одноэтажной Америке»19. Для В. Маяковского, после его путешествия в США в 1925 г., статуя стала символом главных пороков Америки — воплощением лицемерия, меркантильности, отсутствия свободы («И, / елозя / по небьим сводам / стражем ханжества,/ центов / и сала, / пялит / руку / ваша свобода / над тюрьмою / Элис-Айланд» (В. Маяковский. Порядочный гражданин)20.

Образ статуи играл заметную роль в создании образа врага в советской пропаганде Холодной войны; она объявлялась символом пороков не только американского общества, но и буржуазного мира в целом. Например, в известном фильме М. Ромма «Русский вопрос» (1948), внесшим большой вклад в развитие антиамериканизма периода Холодной войны, ее образ появляется в первых кадрах фильма, участвуя в создании образа «двух Америк» [15]. В 1968 году выходят получившие большой резонанс стихотворение «Свобода убивать» и поэма «Под кожей статуи Свободы»21, Е. Евтушенко, которые получили большой резонанс; спустя два года театр на Таганке поставит по поэме спектакль22. Евтушенко, описывая в поэме экскурсию внутри статуи Свободы, констатирует, что под кожей статуи Свободы нет сердца». «Страшно! Она пустая!» и развенчивает миф о том, что статуя может олицетворять свободу.

Лик Свободы бросает в озноб // гипнотическим

взглядом приманным.

18. Маквей Г. Есенин в Америке // Esenin.ru. 29.11.2005. URL: http://esenin.ru/about-esenin/life/1482-article.html

19. Ильф И., Петров Е. Одноэтажная Америка. URL: http://e-libra.ru/read/90194-odnoyetazhnaya-amerika.html.

20. Маяковский В. В. Стихотворения (Вторая половина 1925 и 1926) // Библиотека Максима Мошкова. URL: http:// az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0520.shtml.

21. Евтушенко Е. Свобода убивать // Poetarium. http://www. poetarium.info/evtushenko/svoboda.htm

22. Театр на Таганке. http://tagankateatr.ru/repertuar/

Pod-kogey-statui-svobodi

Кто же статую в жены возьмет, // если пули в ее приданом? <..>

Лик Свободы — предательский лик // Чья-то кровь — не ее забота.

Шапки в воздух — свобода на миг, //а коснутся земли — несвобода....

Е. Евтушенко. «Под кожей статуи Свобо-ды».1968

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В советской сатирической графике образ статуи Свободы был призван визуализировать пороки США. В частности, он нередко появляется на страницах популярного журнала «Крокодил», последние страницы которого были отведены изображению «их нравов». Наиболее часто символ использовали для иллюстрации тезиса об отсутствии настоящей свободы в США, несовершенства демократии, милитаризма, лицемерия, расизма, меркантильности (См., например, Илл. 6-10)23. На одном из плакатов в журнале «Безбожник у станка» (1930) Свобода изображена линчевавшей и повесившей чернокожего американца Илл. 11].

Илл. 6. Кукрыниксы. Благонадежная статуя Свободы // Крокодил. 1953. № 5 [См в: «Лучшее оружие в мире»: Статуя Свободы в карикатурах и фильмах // Коммерсант. 28.10.2016. https://www.kommersant.ru/ doc/3125940https://www. kommersant.ru/doc/3125940]

23. «Лучшее оружие в мире»: Статуя Свободы в карикатурах и фильмах // Коммерсант. 28.10.2016. М^://"' kommersant.ru/doc/3125940.

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

Еще одним довольно популярным в годы Холодной войны сюжетом было изображение статуи в виде жертвы империализма. Так, на рисунке Б. Пророкова Свобода изображена художником в виде юной плачущей девушки (Илл. 7)

Илл. 7. Пророков Б. Американская свобода. Крокодил.

1951. № 34 [См в: «Лучшее оружие в мире»].

В первые постсоветские годы, с одной стороны, этот образ используется для легитимации нового социально-экономического порядка и проамериканской ориентации власти; он служит символом «настоящей свободы» и надежды на лучшую жизнь. С другой, в дискурсе оппозиционных сил статуя Свободы олицетворяет геополитического врага.

Илл. 8. Бродаты Л. Новый Свет и его тень // Крокодил. 1947. № 29 [См в: «Лучшее оружие в мире»].

Образ статуи Свободы популярен и в современной России, где он имеет преимущественно негативную оценку. Важной чертой современного российского антиамериканизма является то, что его объектом выступает не только сфера политики, но и сфера морали: США маркируются в качестве аморальной, бездуховной страны, где «в отношениях между людьми нет человеческой теплоты»24. Американское государство обвиняется в агрессивности, империализме, лицемерии, в уверенности в собственной исключительности, в расизме [7]. Приписываемые американцам т.н. инструментальные качества, или качества действия (сила, активность, решительность и др.), также получают, как правило, негативную оценку. Индивидуализм часто расценивается как эгоизм, практичность — как расчетливость, меркантильность, инициативность — как амбициозность и так далее [7; 11].

Илл. 9. Ганф Ю. Вид с моря... и ближе//Крокодил. 1961. №28 [См в: «Лучшее оружие в мире»].

Образ леди Либерти, включаясь в российский антиамериканизм, появляется в риторике политиков, в современной российской публи-

ч

24. Фаризова С. Россияне считают США амораль-

ной, бездуховной и расистской страной — ВЦИОМ //

Ведомости. 30.08.2015. http://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2015/08/31/606776-rossiyane-schitayut-ssha-amoralnoi-bezduhovnoi-i-rasistskoi-stranoi#/ galleries/140737492404648/normal/1

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

цистике и литературе21 ческой графике26.

масс-культуре, сатири-

D CU4rr ,(OOWfcua-Gj J.. г » q C--A. tfJTlTl*.

свободы: «Внутри медного истукана вообще ничего нет. Пустота. Статуя Свободы такая же пустышка, как и американская свобода вообще. Штаты — страна тотального единомыслия»27.

t Статуя интерпретируется публицистами и анонимными комментаторами также в качестве символа агрессии, диктата, исключительности, а факел Свободы — как факел света, который Америка стремится принести туда, куда ее никто не звал. Один из комментаторов заключает: «От их символа статуи Свободы исходит зло и геноцид, кровопролитие во всех странах мира, не подчиняющихся диктату Вашингтонского обкома»28. В ней также усматривают проявление тендерной девиантности американского общества: ее называют «мужеподобной» и «не слишком женственной»29. Как показывают социологические исследования, тенденция оценки российских женщин как более женственных, чем западных (и американок в том числе), а российских мужчин — как более мужественных, довольна устойчива [см. об этом: 7; 11]. Заслуживает внимания и достаточно популярный в антиамериканском дискурсе сюжет о том, что прообразом статуи Свободы служит древнегреческая богиня Тьмы — Геката. Придерживающиеся этой теории авторы многочисленных статей и комментариев апеллируют к внешнему сходству (Геката обычно изображалась именно с факелом и рогами-лучами на голове), и к са-

Илл. 10 Советский плакат // Безбожник у станка. 1930. https://www.reddit.eom/r/ МОЙ СуТИ СИМВОЛа. Древнегреческая богиня PropagandaPosters/comments/2cdg34/soviet_poster_showing_a_black_american_being/ являлась повелительницей ада, мрака, колдовства и несла ответственность за постига-

В публицистике основным является сюжет фальшивой свободы. В статье «Пустая статуя Свободы», опубликованной в «Парламентской газете» в период президентской кампании 2016 года, леди Либерти избирается символом отсутствия

25. Так, упомянутое стихотворение Евтушенко стало отправной точкой для современного автора, который обнаруживает под кожей статуи Свободы вшей и интерпер-тирует это в контексте украинского кризиса (Давыдов. В. Вши под кожей Статуи Свободы. https://www.chitalnya.ru/ work/1110336/).

26. На карикатуре С. Елкина она изображена в виде матреш-

ки после предполагаемого взлома вездесущими русскими хакерами, а на плакате А. Горбарукова предстает в облике

кукловода, управляющем кандидатом в президенты США от Демократической партии на выборах 2016 года Хиллари

Клинтон). (Елкин С. Российские хакеры, слабо взломать статую Свободы? // DW. 03.01.2017. URL: http://bit.ly/2hN90so; Кобзев Д. Указ. соч.)

ющее людей безумие и одержимость. Эти же характеристики, по их мнению, можно разглядеть в статуе Свободы30. Автор одного из российских

27. Субботин Ю. Пустая статуя Свободы // Парламентская газета. 11.10.2016. URL: https://www.pnp.ru/in-world/pustaya-statuya-svobody.html.

28. Холкина Е. Статуя Свободы с гнездом на голове. Та-гильчане объявили о санкциях против США // URA.ru. 18.05.2015. https://ura.news/news/1052208728.

29. Например, Что на самом деле символизирует статуя свободы.URL: http://origin.iknowit.ru/paper1306.html.

30. Макс В. Античный человек узнал бы в статуе Свободы бо-

гиню смерти Гекату // Fishki.net. 30.11.2016. URL: http://fishki. net/2151727-antichnyj-chelovek-uznal-by-v-statue-svobody-

boginju-smerti-gekatu-diana-ljucifera.html; Статуя Свободы и Геката // Непознанное. Тайны, загадки, истории... 28.10.2013. URL: http://secrets.in.ua/interes/31-statuya-svobody-i-gekata. html; Савин Л. Статуя Свободы - богиня Тьмы // Институт высокого коммунитаризма. 04.07.2013. URL: http://

ч

н

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

антиамериканских демотиваторов, более того, полагает, что леди Либерти куда страшнее богини ночи, ужаса и смерти; если последней приносили кровавые жертвы только раз в году, то первой — каждый день (Илл. 11).

Г&Шгш-Аргя^Ургчиу.т[ iJHiiyi Wo/W-

Fi«J,fmdLU ОЧrfthTt*. «mimniwupW» иДмиряшщ.

V ■•»

m

Ii

I '

I:;'

Vi

■ 4

нументальное искусство [10; 12; 2; 9; 19], он фигурирует в общественном мнении современных россиян [6].

Иногда статуя Свободы представлялась в качестве антипода образа униженной России-матери. Так, в 1994 г. «Советская Россия» печатает карикатуру, на которой статуя Свободы топчет женщину, символизирующую Россию [4].

Существует версия, что «Родина-мать» создавалась в пику статуе Свободы. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров, однако Н. Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру; в соответствии с духом времени она должна была «догнать и перегнать Америку»33. Насколько это версия соответствует реальности, мы сказать не можем34. Однако сегодня две статуи, по крайней мере, в России воспринимаются как соперницы. В любопытном контексте это отразилось в проведении акции «Историче-

Илл. 11. Демотиватор. Статуя Свободы и Геката // Античный человек узнал ские шахматы» (2016 г), которая состоялась бы в статуе Свободы богиню смерти Гекату. 30.11.2016. http://fishki.net/2151727- на Дворцовой площади Санкт-Петербурга antichnyj-chelovek-uznal-by-v-statue-svobody-boginju-smerti-gekatu-diana-ljucifera.html и была посвящена основным событиям Холодной войны. Коней воплощали агенты

Сй ipfxwtvHJ ¡г* f* jpewfiM^tK

0?LAp.'JiKif. KDVdb Д iifhft.

Антиамериканские настроения в российском обществе, резко усилившиеся в ходе украинского кризиса, находят выражение в разнообразных акциях, в которых образ статуи Свободы также становится востребованным. Например, в сентябре 2014 года у здания посольства США в Москве состоялся перфоманс «Плач Свободы». Загримированная под статую Свободы девушка сковала себя наручниками, протестуя против недемократической политики США. Многочисленные раны, нанесенные краской на статую, символизировали ущерб, который был нанесен свободе, которая в результате не может не плакать31. В ходе другой акции нижнетагильский художник А. Иванов создал уменьшенную копию статуи и объявил о введении санкций против США32.

Монумент «Родина-мать зовет!» и статуя Свободы

Материнский образ Родины занимает важное место в символической политике России [3]. На протяжении веков он включается в литературу, устное народное творчество, в искусство, в том числе в сатирическую графику и плакат, мо-

communitarian.ru/publikacii/istoriya_taynykh_obshchestv/ ctatuya_svobody_-_boginya_tmy_04072013/.

31. Плачущая статуя Свободы — перформанс у посольства США // Телеканал «Звезда». 16.09.2014. URL: https://tvzvezda. ru/news/vstrane_i_mire/content/201409161755-iiis.htm.

32. Холкина Е. Указ. соч.

спецслужб, слонов — пары актеров и киногероев (Со стороны черных это была Мэрилин Монро и Сильвестр Сталлоне в образе «Рэмбо», со стороны белых — Шурик и Нина из «Кавказской пленницы»), а вот шахматных королев — «Родина-мать зовет!» и статуя Свободы35. Показательно, что им придали равный статус, причем статус, предполагающий наиболее сильные позиции на поле.

В российской сатирической графике и демо-тиваторах можно выделить два основных варианта помещения двух статуй в один ряд. Первый — отождествление двух монументов в качестве символов своей страны. Волгоградская «Родина» оценивается как своя, российская, статуя Свободы («И у нас есть своя статуя Свободы» — так называется один из демотиваторов (Илл. 12). Нередко такое сопоставление сопровождается латентной или явной оценкой. ("Что и говорить —

ч

33. «Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе // Культура.рф. URL: https://www.culture.ru/ materials/159169/-rodina-mat-zovet-10-faktov-o-monumente.

34. Как бы то ни было, не увидеть параллелей между двумя огромными статуями сложно. М. Уорнер в своем классическом труде высказала мысль, что среди вдохновивших Вучетича произведений была и Нью-Йоркская великанша [19, р. 104].

35. Живые шахматы на Дворцовой: Россия против США (ФАН-ТВ) // YouTube. 28.06.2016. URL: https://youtu.be/ Rn8HHnPvLcg

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

ШЕДЕВР Вучетича! <...> Пиндосовская "баба от свободы" просто отдыхает!"36) Тема конкуренции двух монументов, впрочем, встречается даже здесь (Илл. 13).

Илл. 13. Демотиватор. «Девочки, успокойтесь» // Родина-мать vs статуя Свободы. 9.03.2016. https://cont.ws/@staha/215813.

Какая у них там свобода? У них именно не страна, а агрессивная империя. И этот памятник хоть официально и значит свобода, на самом деле для всего мира обозначает «демократию», войны, разруху и смерть. Поэтому любой родине-матери, которая обезглавит эту агрессивную «свободу» можно только руку пожать37.

Приведем достаточно типичный фрагмент из анонимной статьи, в которой сравниваются два монумента, и их различия объясняются неустранимыми различиями двух культур; одним из важнейших различий, по мнению автора, является то, что в американской скульптуре, в отличие от российской, нет души.

«Статуя Свободы известна на весь мир и многие мечтают увидеть ее в яви. Увидев, минимум, люди чувствуют некую пустоту и разочарование. Нет там души. И диаметрально противоположное можно сказать о нашей родной статуе. У нее обратный эффект. Зовущая Родина-мать обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Чувств настолько

Илл. 14. Демотиватор. На зло врагам, нарадость маме// много, что не замечать их __Демотиваториум. 24.10.2011. http://demotivatorium.ru/ ни у кого не получается.

36. См. форум к статье: Шереметьева И. demotivators/d/193/ Люди после первого сви-

Как выглядит Родина-мать в Волгограде _

изнутри // Комсомольская правда. 26.04.2016. URL: https://

Илл. 12. Демотиватор. И у нас есть статуя Свободы // Статуя Свободы России. Блог С. Филатова. 15.07. 2012. http://serfilatov. livejournal.com/135829.html

Значительно чаще в российском интернет-пространстве встречается сюжет, в котором подчеркивается преимущество «Родины-матери» над статуей Свободы. Одна из популярных версий подобного сравнения гласит: «На зло врагам, на радость маме». На ней «Родина-мать» обезглавливает статую Свободы (Илл. 14). Интерес представляют комментарии российских интернет-пользователей в данному сюжету, которые оправдывают «поступок» «Родины-матери» отсутствием свободы и демократии в США.

НАЗЛО ВРАГАМ ИЛ РАДОСТЬ МАМЕ

www.kazan.kp.ru/daily/26369.7/3250180.

37. См. форум к статье: Россия vs США // Pikabu. 16.03.2013. URL: https://pikabu.ru/story/rossiya_vs_ssha_1093775.

ч

н н

б

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

дания с обличием своей Родины еще долго ходят под впечатлением. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Думаю, это у нас в крови»38.

Таким образом, с одной стороны, мы можем видеть параллели между двумя национальными символами. С другой, противопоставление, призванное показать отличие России от Америки и превосходство над ней. Последнее нам помогут проиллюстрировать два кейса из недавней российской политической истории, в которых появляется сюжет противопоставления статуи Свободы и «Родины-матери».

Первым является кейс с обсуждением в российском обществе публикации, появившейся в американском еженедельнике «Business Insider». Накануне 70-летия Победы издание опубликовало список «самых абсурдных строений советской эпохи»; в их число был включен и монумент «Родина-мать зовет!» На публикацию сочли необходимым отреагировать российские политики, чиновники, деятели культуры. Тема быстро стала популярной и в интернет-пространстве; она обсуждалась в блогах, в социальных сетях, в комментариях к данной новости на сайтах информационных агентств. [См.: подробнее: 8].

Обсуждая рейтинг, авторы сравнивали Россию с США, россиян с американцами, а «Родину-мать» — со статуей Свободы. Критерии сравнения двух монументов были различными; комментаторы отдают безусловное первенство своему монументу, сопоставляя историю, ценности, которые они воплощают, эстетические достоинства и даже экипировку. Приведем типичный пример такого сравнения.

«Наш памятник Родина-мать красивее и свободнее статуй свободы, оказывается амеры отстали от нас достаточно серьезно и в культурном развитии» [8].

Нередко два памятника становятся для анонимных интернет-пользователей знаком двух совершенно различных системы ценностей.

«Наш памятник посвящен великой борьбе народа в великой войне против нечисти. А что символизирует здоровая амерская рогатая дура в балахоне? Просветили бы! Свободу однополых отношений, свободу убивать аборигенов, свободу устраивать бойни в любой точке мира?». [См. подробнее: 8].

Заметим, этот комментарий, затрагивает гендерное измерение антиамериканских (и в целом антизападных) настроений. Как было показа-

38. Статуя Свободы vs Родина-Мать Зовет. 9.03.2016. URL: https://cont.ws/@staha/215813.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но в ряде исследовании, важным «символическим пограничником» в современной России, позволяющим отделить ее от Запада, является тема гендерной девиантности «Гейропы» [16]. Обсуждаемый монумент символизирует для комментаторов приверженность российской цивилизации традиционным ценностям, культу семьи и материнства — что и вызывает, по их мнению, негативные чувства в американских СМИ; «Родина-мать» в этом случае представляет «нормальность», которую не может оценить Запад.

В целом, отношение к волгоградскому монументу является для комментаторов показателем того, как в двух культурах воспринимают родину, и некоторые из них отказывают гражданам США в чувстве родины в принципе («Почему амери-косов колбасит от Родины-матери? Потому, что у них нет родины») [См.: 8].

Другой примечательный случай связан с деятельностью А. Навального и его команды, члены которой изобразили монумент «Родина-мать зовет!» с зеленым лицом. Противники Навального расценили это как глумление над памятником и тем самым над памятью защитников Сталинграда, как проявление негативных чувств по отношению к истории страны и, более того, ненависти к России39. (См. подробнее в статьях О. Рябова, У. Мутаева, М. Тимофеева и Д. Смирнова в настоящем издании).

В контексте нашего исследования интерес представляет тот факт, что при обсуждении этой ситуации авторы, комментирующие в интернет-пространстве эти события, нередко вспоминают американский монумент. Так, те, кто поддержал эту акцию, обращали внимание на то, что аналогичные изображения со статуей Свободы производятся часто и при этом не вызывают возмущенной реакции — что, по их мнению, свидетельствует о толерантности американского общества и, соответственно, о нетерпимости, свойственной россиянам.

«Посмотрите на десятки карикатур с использованием статуи Свободы и даже Христа. Совсем стали, как исламистские террористы, готовые убивать за карикатуры на Мухаммеда». (23 марта Peter 2017).

Как можно оскорбляться на картинки, песни и слова? <...> Полно было в истории карикатур и на Эйфелеву башню и на статую Свободы и на многие другие памятники, которые дороги людям в разных странах. Да ладно бы что-то ре-

39. Комментарий на: Гришин А. Родину-мать» — за что? //

Комсомольская правда. 22.03.2017. URL: http://www.spb. kp.ru/daily/26656/3677709/

ч

н £

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

ально ужасное там было в этой картинке, а ведь по сути все очень верно. Родина-мать — символ борьбы народа с оккупантами. Навальный борется с жуликами и ворами — такими же оккупантами нашей страны». (Евгений Данильченко 24.03. 2017)

Оппоненты Навального указывали на принципиальные различия статуи Свободы и «Родины-матери», связанные, прежде всего, с теми ценностями, которые они воплощают.

«Ты не умеешь отличить памятник павшим в страшной войне от памятника мифической свободе?» 23 марта баба груша

«Пусть валят в свою америкосию, которая им платит, и разукрашивают статую свободы, раз такая тяга к художествам». 7 июня Лина

И в заключение остановимся на вопросе, сравнивают ли два монумента американцы. Традиция сравнения статуи Свободы и «Родины-матери», появилась в последние несколько лет и в англоязычных СМИ, в том числе американских, заслуживает особого внимания. Так, на нескольких форумах в период после украинского кризиса, сопровождавшегося ухудшением отношений с Россией, предлагались условия виртуальной игры с вопросом, кто победит в сражении — статуя Свободы или «Родина-мать зовет!». Большинство участников дискуссии отдали предпочтение волгоградскому монументу, главным образом на основании сравнения роста, веса, экипировки двух скульптур. Один из играющих увидел мощное оружие сражающихся статуй в той идеологии, которую они, по его мнению, транслируют («статуя Свободы вооружена, прежде всего, духом свободы и справедливости, Мать Россия — мощным щитом социализма»)40.

На сайте «Девиантное искусство» (одном из крупнейших онлайн ресурсов для художников), интерес англоязычных пользователей вызвал современный российский плакат «За родину» (Илл. 15), который пользователи интерпретировали как схватку США и России (показательно, что англоязычные пользователи второй стороной конфликта видели не Россию, а СССР).

Обсуждая плакат, комментаторы сравнивали силу и справедливость двух стран. Что касается оценок силы, преимущество в основном отдавалось российской скульптуре (и России). В отношении справедливости мнения разделились, но большая часть обсуждающих не сомневалась в

40. Who Would Win! Statue fight! Statue of Liberty vs. The Motherland Calls См. Об этом также: https://www.quora.com/ If-the-Statue-of-Liberty-and-the-Motherland-Calls-statue-in-Russia-got-into-a-fight-who-would-win.

Илл. 15. Рисунок. «Mother Russia vs Lady Liberty-by». 2011. http://penuser. deviantart.com/art/Mother-Russia-vs-Lady-Liberty-198981651

том, что именно Россия находится на верной стороне истории. Примечательно, что ряд участников дискуссии призывал «Родину-мать» принять участие в «чужой» битве. Так, один комментатор, очевидно, француз, предложил идею рисунка сражения статуи Свободы и «Родины-матери» за Марианну, являющуюся символом Франции. В последние годы в подобного рода форумах активно участвуют и российские пользователи. Так, при обсуждении видеоролика «Статуя Свободы против "Родины-Матери"», основная идея которого заключалась в том, что обе статуи являются отражением патриархатности общества («женщины мобилизуют мужчин сражаться за них»), российский комментатор заявил автору ролика, что тот «просто не понял идею российского монумента; она не имеет ничего общество с угнетением женщин и тендерными проблемами, И уж точно не имеет ничего общего со статуей Свободы»41.

Заключение

Подведем итоги. Статуя Свободы служит символом Америки, ее воплощением во всем мире; в аналогичной роли она выступает и в российской культуре. Российский образ статуи Свободы отражает представления не только о США, но и о самой России; он выступает фактором российской идентичности, отделяя «своих» от «чужих», обосновывая преимущество первых над вторыми и тем самым играя роль символического пограничника.

Материнский символ страны может использоваться в обосновании антиамериканских настроений: приписываемое американцам неуважительное отношение к монументу на Мамаевом кургане объясняют не только их неспособностью понять цену победы во Второй мировой

41. Lady Liberty vs Mother Russia. Youtube. 3.11. 2013. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fwJKL6gZzF8 .

ч

\

№ 1_2017

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

войне, но и тем, что они как нация лишены чувства родины.

Дискурс современного антиамериканизма атрибутирует статуе Свободы те черты, которые составляют негативный стереотип американца; среди них — бездуховность, агрессивность, фальшь, высокомерие и претензии на исключительность Америки. Кроме того, подчеркивается отсутствие женственности, что соответствует представлениям о девиантности американского общества в гендерном отношении.

США играют роль наиболее значимого Другого в макрополитической идентичности России, и антиамериканизм занимает важное место в политике идентичности, проводимой различными акторами. Очевидно, такая роль статуи Свободы является фактором, способствующим поддержанию статуса волгоградского монумента как воплощения России: леди Либерти выполняет функцию ее визави, а соперничество России и США получает аллегорическое воплощение в оппозиции «Родина-мать» уэ. статуя Свободы.

Библиография

1. Докучаев Д. С. «Дочки-матери»: Женские аллегории этнорегионов России в постсоветской монументальной риторике // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 82-95.

2. Романова А. А. Современный российский антиамериканизм в контексте национальной идентичности (на материале социологического исследования в г. Иваново) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 2 (34). С. 93-98.

3. Рябов О. В. «Родина-мать» в символической политике постсоветской России // Женщина в российском обществе. 2015. № 3-4. С. 78-95.

4. Рябов О. В. «Россия-Матушка». История визуализации // Границы: Альманах Центра этнических и национальных исследований ИвГУ. — Иваново, 2008. Вып. 2: Визуализация нации. С. 7-36.

5. Рябов О. В., Константинова М. А. «Русский медведь» как символический пограничник // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2011. № 6. С. 114-123.

6. Рябова Т. Б., Мутаев У. К., Карушева Ю. М. «Родина-мать» в символической политике современной России глазами россиян (на материале интервью) //Женщина в российском обществе. 2016. № 4.С. 31-42.

7. Рябова Т. Б., Романова А. А. Гендерное измерение российского антиамериканизма (к постановке проблемы). Женщина в российском обществе. 2012. № 3.С. 21-35.

8. Рябова Т. Б., Романова А. А. «Родина-мать» как культурно-семиотический ресурс современного российского антиамериканизма // Лабиринт: журнал социально- гуманитарных исследований. 2015. № 4.С. 168-183.

9. Смирнов Д. Г. К вопросу о ресемиотизации как

форме символической политики («Родина-мать» в политических практиках современной России) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4.С. 96-112.

10. Тимофеев М. Ю. Помни о Матери-Родине! Конкурирующие места памяти // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 43-63.

11. Цалко Е. О., Рябова Т. Б. Русскость и европей-скость сквозь призму гендерных идентификаторов // Женщина в российском обществе. 2010. № 2.С. 57-65.

12. Эдмондсон Л. Гендер, миф и нация в Европе: образ матушки России в европейском контексте // Пол. Гендер. Культура: немецкие и русские исследования / под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М.: РГГУ, 2003. Вып 3. С. 135-162.

13. Hieronimus R., Cortner L. E. The Secret Life of Lady Liberty: Goddess in the New World. — Rochester, VT: Destiny Books, 2016. 448 p.

14. Rappaport D. Lady Liberty: A Biography. — Cambridge, Mass: Candlewick Press, 2008. 40 p.

15. Riabov O. Gendering the American Enemy in Early Cold War Soviet Films (1946-1953) // Journal of Cold War Studies.2017. Vol. 19. No. 1. P. 193-219.

16. Riabov O., Riabova T. Remasculinization of Russia? Gender, Nationalism and Legitimation of Power under Vladimir Putin // Problems of Post-Communism. Vol. 61. No. 2. P. 23-35.

17. Rhoades R.N. Lady Liberty: The Ancient Goddess of America. — iUniverse, 2013.410 p.

18. Roger Ph. The American Enemy: The History of French Anti-Americanism. —Chicago: University of Chicago Press, 2006.536 p.

19. Warner M. Monuments And Maidens: The Allegory of the Female Form. — New York: Atheneum, 1985. 417 p.

References

1. Dokuchaev D. S. "Dochki-materi": Zhenskie allegorii etnoregionov Rossii v postsovetskoi monumentalnoi

ritorike // Labirint: Zhurnal social'no-gumanitarnykh issledovanii. 2015. № 4.S.82-95.

\

№ 1_2017

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

2. Romanova A. A. Sovremennyi rossiiskii antiamer-ikanizm v kontekste natsional'noi identichnosti (na materiale sotsiologicheskogo issledovaniia v g.Ivanovo // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lo-bachevskogo. Ser. Sotsial'nye nauki. 2014.№2(34).S.93-98.

3. Riabov O. V. «Rodina-mat'» v simvolicheskoi poli-tike postsovetskoi Rossii // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve.. 2015. № 3-4.S. 78-95.

4. Riabov O. V. «Rossiya-Matushka». Istoriya vizual-izacii // Granicy: Al'manah Centra ehtnicheskih i na-cional'nyh issledovanij IvGU. — Ivanovo, 2008. Vyp. 2: Vizualizaciya nacii.S. 7-36.

5. Riabov O. V., Konstantinova M. A. «Russkii medved» kak simvolicheskii pogranichnik // Trudy Karelskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. 2011. № 6.S.114-123.

6. Riabova T. B., Mutaev U. K., Karusheva Yu. M. «Rodi-na-mat» v simvolicheskoi politike sovremennoi Rossii glazami rossiian (na materiale interviiu) // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2016. № 4. S. 31-42.

7. Riabova T. B., Romanova A. A. Gendernoe izmerenie rosiiskogo antiamerikanisma // Zhenshchina v rossi-iskom obshchestve. 2012. No.3. — S. 21-35.

8. Riabova T.B., Romanova A.A. 'Rodina-mat' kak kul-turno-semioticheskii resurs sovremennogo rossiiskogo antiamerikanizma // Labirint: Zhurnal social'no-guman-itarnykh issledovanii. 2015. № 4.S.168-183.

9. Smirnov D. G. K voprosu o resemiotizatsii kak forme simvolicheskoi politike («Rodina-mat'» v politicheskikh praktikakh sovremennoi Rossii) // Labirint: Zhurnal so-cial'no-gumanitarnykh issledovanii. 2015. № 4.S. 96-112.

10. Timofeev M. Iu. Pomni o Materi-Rodine! // Labirint: Zhurnal social'no-gumanitarnykh issledovanii. 2015. № 4.S. 43-63.

11. Tsalko E. O., Riabova T. B. Russkost i evropeiskost' skvoz prizmu gendernykh identifikatorov // Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2010. No. 2.S. 57-65.

12. Edmonson L. Gender, mif I natsiia v Evrope: obraz matushki Rossii v evropeiskom kontexte // Pol. Gender. Kul'tura: nemetskie I russkie issledovaniia / pod red. E. Shore, K. Khaider. — M., RGGU, 2003. Vyp. 3.S. 135-162.

13. Hieronimus R., Cortner L. E. The Secret Life of Lady Liberty: Goddess in the New World. — Rochester, VT: Destiny Books, 2016. 448 p.

14. Rappaport D. Lady Liberty: A Biography. — Cambridge, Mass: Candlewick Press, 2008. 40 p.

15. Riabov O. Gendering the American Enemy in Early Cold War Soviet Films (1946-1953) // Journal of Cold War Studies.2017. Vol. 19. No.1.P. 193-219.

16. Riabov O., Riabova T. Remasculinization of Russia? Gender, Nationalism and Legitimation of Power under Vladimir Putin // Problems of Post-Communism. Vol.61. No. 2.P.23-35.

17. Rhoades R.N. Lady Liberty: The Ancient Goddess of America. — iUniverse, 2013.410 p.

18. Roger Ph. The American Enemy: The History of French Anti-Americanism. —Chicago: University of Chicago Press, 2006.536 p.

19. Warner M. Monuments And Maidens: The Allegory of the Female Form. — New York: Athe-neum, 1985.417 p.

4

н н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.