\
№ 1_2017
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
Ю. М. Карушева
Карушева Юлия Михайловна (Иваново, Россия) — аспирантка кафедры социологии и управления персоналом Ивановского государственного университета. Email: [email protected].
МОНУМЕНТ «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
В настоящей статье на примере школьного образования анализируется включение монумента «Родина-мать зовет!» в образовательную политику. Исследование показало, что образ Родины-матери активно используется в образовательном процессе, поскольку его наглядность и понятность позволяет акторам образовательной политики конструировать знания об истории страны и отношение к ней.
Ключевые слова: образ Родины-матери, монумент «Родина-мать зовет!», символическая политика, образовательная политика, патриотизм
Уи. М. КагшЬеуа
Yulia Karusheva (Ivanovo, Russia) — PhD student, chair of sociology and human resources management, Ivanovo state university. Email: [email protected].
THE MONUMENT «MOTHERLAND CALLS!» IN EDUCATIONAL POLICY OF MODERN
RUSSIA IN SCHOOL EDUCATION SPHERE
The article deals with the analysis of inclusion of the monument «Motherland calls!» in educational policy. The study showed that the image of Motherland is actively used in educational process because its visibility and clarity allows the actors of educational policy to construct knowledge about the history of the country and the attitude toward it.
Keywords: the image of the Motherland, the monument «The Motherland calls!», symbolic politics, educational policy, patriotism
Монумент «Родина-мать зовет!», воздвигнутый полвека назад как напоминание о победе в Великой Отечественной войне, обрел символическое значение для нескольких поколений россиян. Социологические опросы подтверждают этот тезис. Так, например, исследовательский проект «Томская инициатива» провел опрос, который показал, что при ответе на вопрос какой монумент мог бы символизировать Россию, почти половина опрошенных ответили, что этот монумент — «Родина-мать»2. Другой опрос, проведенный Всероссийским центром изучения
1. Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РФФИ 15-03-00010 «Символ «Родины-матери» в символической политике современной России».
2. Фенько А. Родина-мать имени Путина-Сахарова // Ком-
мерсантъ Власть, 10 марта 2002. № 10 URL: https://www.
kommersant.ru/doc/314556
общественного мнения, продемонстрировал, что монумент «Родина-мать зовет!» входит в тройку важнейших символов России3. Результаты исследования, проведенного в г. Иваново в 2015 г., также показали, что монумент занимает значимое место в представлениях россиян, и, что он обладает мобилизационным потенциалом [16].
Значимость монумента «Родина-мать зовет!» позволяет использовать его в различных направлениях общественной деятельности, в том числе в образовании. В настоящей статье ставится цель проанализировать, как монумент «Родина-мать зовет!» включается в образовательную политику. Сначала охарактеризуем образовательную политику, как часть символической политики. Далее, проанализируем непо-
3. Символы России: народный рейтинг // ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114529
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
средственные формы включения рассматриваемого монумента в образовательный процесс.
Образовательная политика как инструмент символической политики
На сегодняшний день в отечественной науке сложился ряд подходов к трактовке символической политики, однако наиболее близким нам представляется определение символической политики О. Ю. Малиновой, под которой она понимает «деятельность политических акторов, направленную на производство и продвижение/ навязывание определенных способов интерпретации социальной реальности в качестве доминирующих» [12, с. 8]. Исходя из этого определения, можно выделить характерные черты символической политики, а именно изобретение значений, смыслов, а также состязательность этих значений, конкуренцию акторов за их продвижение.
При определении образовательной политики мы разделяем понимание Э. Д. Днепрова, который рассматривает ее, как «общенациональную систему целей, ценностей и приоритетов в образовании и выработку их эффективного претворения в жизнь» [4, с. 164]. В ряде других определений образовательной политики исследователи обращают внимание на то, что она представляет собой «одно из ключевых направлений внутренней политики государства» [18], «особую линию стратегического планирования жизнедеятельности государства» [1]. Образовательная политика является важным инструментом символической политики, поскольку образование стремится воспитать и обучить подрастающее поколение в соответствии с определенным набором ценностей, правил и норм поведения, знаний, прописанных в федеральных государственных образовательных стандартах, в интересах не только человека и семьи, но и в интересах общества и государства. В то же время, символическая политика не может существовать и быть эффективной без опоры на образовательную политику. Это объясняется тем, что образование является сферой, в которой в представлениях учащихся формируется базовая система знаний о мире — образование легитимирует в умах учеников государственную картину мира.
Согласно ФЗ «Об образовании», образовательная политика реализуется на уровне общего и профессионального образования, каждый из которых в свою очередь подразделяются на по-дуровни4. Основным актором образовательной
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 29 июля 2017 г.). URL: http://pravo.gov.ru
политики является государство, поскольку оно «определяет генеральные цели образования и формы их осуществления» [8, с. 122]. Среди других акторов исследователи также называют субъекты РФ, религиозные и этнические сообщества, саму систему образования, учителей, родителей, учеников [см. напр. 8; 19].
Включение монумента «Родина-мать зовет!» в образовательную политику мы рассмотрим на примере школьного образования, поскольку именно в школьном возрасте «интенсивно формируются нравственные понятия, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении» [9]. Кроме того, на школьников оказывают влияние все большее количество акторов образовательной политики — государство, учителя, интернет и т.д.
Традиционной формой образовательной политики на уровне школы является урок. Среди внеурочных форм можно выделить классные часы, факультативные занятия, учебные исследования, тренинги, конференции, конкурсы, олимпиады, экскурсии, праздничные линейки, концерты, и многие другие5. Министерство образования и науки РФ рекомендует учителям не рассматривать урок как главную форму образовательного процесса, а привлекать также и внеурочные формы, поскольку только комплексный подход позволяет эффективно сформировывать компетенции6. Такой подход позволяет переключать внимание школьников на разные объекты, задействовать различные навыки школьников, дает им возможность проявить себя, что поддерживает их интерес к выполняемой работе.
Воспитание гражданственности и патриотизма является одним из принципов современной образовательной политики РФ7. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают, что результаты изучения общественно-научных предметов должны в том числе отражать сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности,
ч
5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию: Протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з. URL: http:// fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/
6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Там же.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный
закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 29 июля 2017 г.). URL: http://pravo.gov.ru
\
№ 1_2017
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации8.
Образ Родины в образовательном процессе
Образ «Родины-матери» включается в образовательную политику через школьные образовательные программы. «Он рассматривается в качестве необходимого элемента знаний об отечественной культуре и истории, важного компонента социализации молодых граждан РФ, их гражданского и патриотического воспитания. Его использование прежде всего связано с воспитательными и образовательными практиками, посвященными Великой Отечественной войне» [15, с. 86].
О важности образа Родины в системе образования говорят посвященные ему диссертационные исследования. Так, в рамках филологии проводились исследования содержания и структуры концепта «Родина» [2; 5]. С точки зрения педагогики изучались условия эффективной организации ценностного отношения к Родине у детей младшего школьного возраста [17]. Наконец, с позиций психологии исследовалось развитие у школьников образа Родины в процессе их нравственного воспитания [13].
Акторы образовательной политики (государство, учителя) апеллируют к образу Родины, поскольку это понятие является близким и понятным. Образ Родины (Родины-матери) выполняет ряд функций: когнитивную, интегративную [15, с. 84], мобилизационную, идентификационную [14, с. 33]. Когнитивная функция выражается в конструировании и трансляции определенных знаний и их смыслов; функция интеграции — объединение людей под единым чувством Родины; мобилизационная функция заключается в выполнении долга перед Родиной, определенных действий в защиту ее интересов; функция идентификации — определение своих и чужих (врагов Родины).
Образ Родины-матери обладает значительным когнитивным и эмоциональным потенциалом для образовательной политики. Родина описывается как мама — человек, близкий для каждого. Это позволяет вызвать интерес школь-
8. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 окт. 2009 г. № 413 (в ред. от 29 дек. 2014 г. № 1645). URL: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0 %B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543
ников к истории страны, поскольку они узнают о жизни своей «матери»: все события, которые она пережила, все ее печали и радости становятся личными для учащихся. Связь всех учеников с одной Родиной-матерью также создает эмоциональные отношения между ними, они как бы становятся семьей. Кроме того, наличие физического воплощения Родины в монументе «Родина-мать зовет!» создает ощущение ее реальности, а не абстрактности. Школьники могут увидеть ее, прикоснуться, запечатлеть не только в памяти, но и на рисунке.
Монумент «Родина-мать зовет!» в школьном образовании
Материалами для нашего исследования послужили 5 учебников истории России, рекомендованных к использованию Приказом Министерства образования и науки РФ, а также 2 учебника истории СССР; 23 конспекта классных часов патриотической направленности, посвященных Сталинградской битве; программы экскурсий к Мамаеву кургану; рисунки, присланные на конкурс «Россия туристическая глазами детей».
Начнем анализ включения «Родины-матери» в образовательную политику с рассмотрения учебников истории России для 11 класса и учебников истории СССР для 10 класса. Мы обратились к учебникам истории советского и российского периодов, чтобы проанализировать, что есть общего и особенного в репрезентации образа Родины и монумента «Родина-мать зовет!».
Первая половина XX века в истории России изобилует трагическими событиями. Было замечено, что наибольшее число использований слова «Родина» приходится в учебниках именно на этот период и, в особенности, на период Великой Отечественной войны, поскольку в военном дискурсе «Родина-мать» представлена как уязвимая, страдающая, взывающая о помощи9. Родина представляется находящейся в опасности, поскольку для нее являлись угрозой как внешние враги («фашистские разбойники напали на нашу Родину»10, так и внутренние (дезертиры, Власов). При определении врагов ярко проявляется функ-
9. См. напр. История России, XX — начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Шестаков В. А.; под. ред. А. Н. Сахарова. — М.: Просвещение, 2012. — 399 с.; История России. XX — начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово— РС», 2007. — 480 с.
10. История. Середина XIX — начало XXI в. 11 кл.: учеб. для
организаций, осуществляющих образовательную деятель-
ность: базовый и углубленный уровни. Ч. 2 / Данилов Д. Д.,
Петрович В. Г., Беличенко Д. Ю. — М.: Баласс, 2016. — С. 45.
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
ция идентификации, поскольку составители учебников четко отграничивают «своих» от «чужих». Так, например, в учебнике за авторством Д. Д. Данилова указывается, что в послевоенный период врагом «объявлялся любой человек, преклонявшийся перед Западом и тем самым ненавидящий Родину»11. В этом прослеживаются общие черты между советскими и российскими учебниками, поскольку в советских учебниках авторы также четко «своих» отделяют от «чужих», верный и преданный Родине советский народ от ее «врагов», поскольку, по их мнению, только враги повинны в бедах Родины. Однако здесь можно указать на специфику позиции, отраженной в учебнике за авторством А. А. Левандовского. В нем приводятся слова одного из солдат: «Нынешнее наступление —не подвиг, а возвращение долга. Мы все должны просить прощения у Матери-Родины»12. То есть представляется, что, народ, наряду с врагами Родины, также наделяется ответственностью за ее беды.
Авторы учебников обоих периодов сделали повествование о событиях Великой Отечественной войны эмоционально насыщенным, чтобы усилить восприятие изучаемого материала. Они не просто сухо констатируют факт нападения на страну, а указывают, что «над Родиной нависла смертельная угроза»13, «Родине угрожала опасность стать добычей»14.
Мы обратили внимание, что в российских и советских учебниках при описании угрожающего положения Родины существует некоторое различие. В учебниках обоих периодов несомненно то, что Родина находится в опасности и нужно ее спасти. В российских учебниках внимание больше концентрируется на тяжелом состоянии Родины15. В противовес этому, в советских учебниках авторы подчеркивают не само бедственное положение, а то, что советский народ защищает Родину для того, чтобы сделать ее еще более сильной и могучей, чем она была прежде; сделать ее передовой и богатой, сильной и процветающей16. То
11. История. Середина XIX — начало XXI в. 11 кл. — С. 193.
12. История России, XX - начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. / Леван-довский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В.; под ред. С. П. Карпова. — М.: Просвещение, 2013. — С. 203.
13. Там же. С. 207.
14. История СССР: Учебник для 10 класса средней школы / под ред. А. М. Панкратовой М.: ГоС. учеб.-пед. Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1952. — С. 200.
15. История России, XX—начало XXI века. 11 класс. — С. 271.
16. История СССР: Учебник для 10 класса средней школы., С. 342, 345; История СССР: учебник для 10 класса / под ред.
есть, если мотивация спасения Родины от опасности в российских учебниках заключается в горечи и чувстве вины перед Родиной, то в советских учебниках — в моральном духе, направленном на создание светлого будущего для Родины.
Основной задачей народа СССР в период войны являлась оборона Родины17. Составители учебников указывают, что народ должен был отстоять свободу и независимость Родины18. При этом делается акцент на том, что сражение за Родину было беззаветным и самоотверженным. Авторы обращают внимание, что народ отдавал свои силы, знания и талант, чтобы привести Родину к победе19, отдавал свою жизнь20. В данном случае находит выражение мобилизационная функция образа Родины, поскольку авторы учебников показывают, как должен вести себя народ в случае, если Родина в опасности.
Долг защитить Родину представляется важным с точки зрения авторов всех учебников, но, в то же время, было замечено, что в учебниках советского периода уделяется большее внимание воспитанию чувства любви к Родине21, хотя иногда делается это в рамках дихотомии «ненависть к угнетателям/предателям/врагам — любовь к Родине»22.
Составители учебников указывают на интеграционный потенциал Родины, а именно на то, что в период сражений чувство Родины стало всеобщим для всех народностей страны: «В войсках воюют люди разных национальностей. Россия, ее традиции — гордость не только русских, но и всех народов и народностей нашей страны. Чувство Родины стало всеобщим для нас. У бойцов разных национальностей в разговорах часто слышится гордое: «Мы русские». И это совсем не от желания отречься от своей национальной принадлежности, нет»23. В учебнике советского пери-
М. П. Кима М.: Просвещение, 1980. — С. 131
17. История. Середина XIX - начало XXI в. 11 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность: базовый и углубленный уровни. Ч. 2 / Данилов Д. Д., Петрович В. Г., Беличенко Д. Ю. М.: Баласс, 2016. — С. 41.
18. История России, XX - начало XXI века. 11 класс. — С. 202; История СССР: учебник для 10 класса. — С. 112.
19. История СССР: учебник для 10 класса / под ред. М. П. Кима. — С. 50.
20. История России, XX — начало XXI века. 11 класс. — С. 229.
21. История СССР: Учебник для 10 класса средней школы. — С. 394; История СССР: учебник для 10 класса. — С. 165, 168.
22. История СССР: Учебник для 10 класса средней школы / под ред. А. М. Панкратовой. — С. 352; История СССР: учебник для 10 класса / под ред. М. П. Кима. — С. 52.
23. История России, XX - начало XXI века. 11 класс: учеб.
ч
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
ода под редакцией М. П. Кима также указывается на единение советского народа ради «благородной задачи» защиты Родины: «У всех народов, населяющих нашу Родину, была одна общая цель — защитить многонациональное Отечество»24 25.
В российских и советских учебниках несколько по-разному представлены отношения Родины и ее защитников. В российских учебниках мы скорее видим односторонние отношение народа к Родине, в них не демонстрируется, как Родина отвечает своему народу. В советских же учебниках мы видим взаимные отношения. Этот тезис ярко раскрывается на примере учебника под редакцией Кима, в котором он несколько раз указывает, что Родина благодарна своим защитникам: она высоко оценила боевые подвиги и заслуги защитников Сталинграда, доблестных воинов26, партизан и подпольщиков27, тружеников тыла28, своих сынов и дочерей29. Ким также приводит в учебнике речь Л. И. Брежнева, в которой он сказал следующее: «Родина-мать благодарит вас»30.
Составители учебников привлекают плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!»31 в рамках демонстрации материала, который использовал при мобилизации советских людей. Кроме того, в учебниках также упоминается монумент «Родина-мать зовет!» (Илл. 1).
для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. / Илл. 1. Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., С. В. Мироненко; под ред. С. П. Карпова. — С. 203.
24. История СССР: учебник для 10 класса. С. 51
25. Здесь стоит отметить стремление сформировать единую государственную нацию через систему образования, зародившееся в конце XIX века с «задачи формирования как имперской нации, так и концепции ее нациеобразующего народа — русских» [11], продолжившееся в СССР задачей формирования советской нации [20] и реализующееся на сегодняшний день [см. напр. 3].
26. История СССР: учебник для 10 класса. — С. 66.
27. Там же. С. 80.
28. Там же. С. 91.
29. Там же. С. 119.
30. Там же. С. 127.
31. История России, XX — начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Шестаков В. А.; под. ред. А. Н. Сахарова. С. 350; История. Середина XIX — начало XXI в. 11 кл.: учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность: базовый и углубленный уровни. Ч. 2 / Данилов Д. Д., Петрович В. Г.,
Беличенко Д. Ю. С. 9; История. Россия и мир в XX - начале XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Алексашкина Л. Н. — М.: Просвещение,
2010. — С. 1
В российском учебнике фотография монумента помещена в один ряд с другими произведениями советского искусства32. В советском учебнике «Родине-матери» уделено больше внимания, а именно рассказывается об открытии памятника-ансамбля и смысле, который он несет: «15 октября 1967 г. состоялось торжественное открытие памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде в честь советских героев победоносной Сталинградской битвы. Митинг превратился в волнующую демонстрацию патриотизма, вечной благодарности и любви народа к героям великого сражения. Ансамбль венчает 52-метровая величественная фигура женщины с поднятым мечом,
Торжественное открытие памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы.
Волгоград, 15 октября 1967 г.
установленная на самой вершине кургана. Это олицетворение Родины-матери, которая зовет своих сынов вперед, на разгром врага»33.
Таким образом, мы видим, что в учебниках истории советского и российского периодов повествование о периоде Великой Отечественной войны является эмоционально насыщенным. В них прослеживается единство во мнении по ряду ключевых вопросов репрезентации образа Родины и отношения к ней, однако очевидны и различия.
Далее рассмотрим конспекты тематических классных часов, посвященных одному из наиболее значимых периодов Великой Отечественной войны — Сталинградской битве. Военная тематика является существенной составляющей вос-
ч
32. История России, XX — начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Ше-стаков В. А.; под. ред. А. Н. Сахарова. — М.: Просвещение, 2012. — С. 353.
33. История СССР: учебник для 10 класса / под ред. М. П. Кима. 1980.
ъ
ъ *
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
питания гражданственности и патриотизма, поэтому учителя прибегают к использованию темы Сталинградской битвы. Здесь стоит обратить внимание на то, что проанализированные конспекты классных часов были составлены учителями из разных регионов России, а не только из Волгоградской области, т. е. Сталинградская битва имеет значение не только для жителей Волгограда, но и для всей страны.
Все конспекты классных часов начинаются с изучения событий Сталинградской битвы. Несмотря на то, что ученики проходят этот период в рамках уроков истории России, на классных часах учителя более детально рассматривают определенные события, придают им эмоциональную окраску. Применение различных форм изучения истории (образовательной политики) позволяет учителям добиться большего результата, поскольку применяются различные методики: в рамках уроков истории занятия проходят в форме лекций и семинаров, а на классных часах ученики могут проявить себя как исследователи, находя дополнительный материал, а также реализуя свои творческие способности.
В рамках классных часов Сталинградская битва представляется многими учителями не просто как набор дат. Акцент делается именно на героических поступках, совершенных советскими солдатами, понесенных потерях и их значимости для страны.
Педагоги часто прибегают к использованию примеров конкретных людей, принимавших участие в данной битве, чтобы продемонстрировать, что пережили люди, прошедшие через Сталинград. Это делается для того, чтобы школьники могли почувствовать близость к этим героям и воспринимать их трагедию и радость как свою собственную. После следует изучение истории создания самого памятника «Родина-мать зовет». Педагоги рассказывают о том, что его место нахождения неслучайно, поскольку именно там находился эпицентр сражений и именно там захоронены погибшие солдаты. «Родина-мать» не является официальным государственным символом России, однако она представляет собой национальный символ, имеющий большое значение для россиян. Поэтому изучение этой темы способствует усвоению учениками ценностей, норм, установок своего государства [7].
«На Мамаевом кургане тишина, / За Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война, / В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной / Встала женщина с поникшей головой. Что-то шепчет про себя седая мать, / Все надеется сыночка увидать. Заросли степной травой глухие рвы, / Кто погиб, тот не поднимет головы, Не придет, не скажет: 'Мама! Я живой! / Не печалься, дорогая, я с тобой!'» Боков В.34
Знакомство с монументом «Родина-мать зовет!» начинается с приведения учителями высказывания его автора Е. В. Вучетича, чтобы показать, какой смысл он вкладывал в создание памятника.
«... Сейчас ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине»35.
В тон приведенной цитате все педагоги акцентируют внимание учеников на технических характеристиках сооружения, вероятно, с тем, чтобы обратить внимание школьников на его грандиозность, олицетворяющую масштаб победы. Кроме того, педагоги формируют у школьников представление о монументе посредством использования таких эпитетов, как «величественная», «сильная», «отважная», «решительная», «стремительная» и т.д., фактически подразумевая, что все эти черты характеризуют и людей, сражавшихся в Сталинградской битве. То есть, «Родина-мать» есть квинтэссенция мужества советского народа, воплощенная в камне.
«От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщи-
ч
34. Боков В. На Мамаевом кургане тишина / Рычкова, М. Ю. Урок памяти, посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве // Сайт учителя истории и обществознания МКОУ СОШ № 4 Миньяра Рычковой М. Ю. URL: http:// marina-richkova.74323s005.edusite.ru/p4aa1.html
35. Бойченко О. Урок мужества «Сталинградская битва:
коренной перелом в войне» // URL: http://www.maam.ru/
detskijsad/urok-muzhestva-na-temu-stalingradskaja-bitva-
korenoi-perelom-v-voine.html
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
на, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча»36.
Исследователи указывают, что восприятие патриотизма происходит как раз через призму эмоционально окрашенного отношения к Родине [6, с. 117; см. также 10]. Посредством проведения классных часов, посвященных Сталинградской битве, педагоги стараются привить ученикам чувства любви к Родине, долга перед ней, уважения к подвигу народа и гордость за него.
«Из года в год возрастает поток людей, прибывающих к монументу со всех концов страны, со всех материков нашей планеты. Людей доброй воли, независимо от цвета кожи и религиозных убеждений, ведет сюда зов разума и сердца — поклониться героям»37.
Наконец, на патриотических классных часах показывают мобилизационную функцию «Родины-матери», выражающуюся в готовности защищать Родину, пожертвовать собой ради благополучия Родины. Они указывают, что если «Родина-мать» призывает к борьбе, то все должны встать на защиту38.
«Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление»39.
36. Рычкова М. Ю. Урок памяти, посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве // Сайт учителя истории и обществознания МКОУ СОШ № 4 Миньяра Рычковой М.Ю. URL: http://marina-richkova.74323s005.edusite.ru/p4aa1.html
37. Фалькина Г. И., Кочетова, Н. Н. Урок мужества «Исторические тропы Мамаева Кургана. Высота 102 - символ несокрушимого духа защитников Родины» // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/urok-pobedi-istoricheskie-tropi-mamaeva-kurgana-visota-simvol-nesokrushimogo-duha-zaschitnikov-rodini-730445.html _
38. Как показывают социологические исследования, россияне считают, что «служба в армии, готовность защищать Родину» является одним из главных поступков, в которых может выражаться любовь к Родине (Патриотизм: динамика мнений. Необходимые атрибуты патриотов // ФОМ. URL: http://fom.ru/TSennosti/13261
39. Королева М. В. Классный час «Главная высота России» // URL: http://pedsovet.su/load/702-1-0-34967
Таким образом, мы видим, что на классных часах патриотической направленности формируют более эмоциональное отношение к истории страны посредством использования в конспектах сведений о монументе «Родина-мать зовет».
Следующей формой является экскурсии к монументу «Родина-мать зовет». Они направлены на то, чтобы непосредственно познакомить школьников с монументом, о котором они слышали. Экскурсии проходят как в очной, так и виртуальной формах.
Виртуальные экскурсии по Мамаеву кургану доступны на официальном сайте музея-заповедника «Сталинградская битва»40, а также на других сайтах41. Такие экскурсии позволяют рассмотреть памятник-ансамбль наиболее полно с экрана компьютера. Виртуальные экскурсии для учеников проводят также в школах, библиотеках, центрах молодежи. Педагоги42 либо сами учени-ки43 подготавливают презентацию, в которой они рассказывают об истории создания мемориала и демонстрируют фотографии, видео основных мест комплекса.
Очные экскурсии для школьников предлагает огромное множество туристических ком-паний44. Органы государственной власти, общественные организации, учителя прибегают к этой
40. Виртуальный тур по Мамаеву кургану // URL: http://stalingrad-battle.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=811:2012-01-25-10-42-32&catid=4:2009-04-21-06-28-00&Itemid=6
41. Виртуальный Волгоград. Мамаев курган — памятник-ансамблю «Героям Сталинградской битвы». Виртуальная экскурсия // URL: http://tour.volfoto.ru/volgograd/ mamayev-kurgan/
42. Головатенко И. В. Классный час — виртуальная экскурсия «Мамаев курган» г. Волгоград». URL: http://www. openclass.ru/node/449769; Виртуальная экскурсия «Говори, Мамаев курган!». URL: http://www.mibs-vlz.ru/tsentralnaya-gorodskaya-detskaya-biblioteka/virtualnaya-ekskursiya-govori-mamaev-kurgan; Для школьников проведут видео-экскурсию «Царицын-Сталинград-Волгоград». URL: http:// molprav64.ru/dlya-shkolnikov-provedut-video-ekskursiyu-caricyn-stalingrad-volgograd/
43. Презентация творческого проекта «Виртуальная экскурсия на Мамаев курган». URL: https://infourok.ru/ prezentaciya-tvorcheskogo-proekta-virtualnaya-ekskursiya-na-mamaev-kurgan-1094767.html
44. Экскурсионная программа «Мамаев курган — седьмое чудо света». URL: http://xn—7sbonopgorkq.xn--p1ai/ shkolnye-tury-v-volgograd/mamaev-kurgan-sedmoe-chudo-rossii; Экскурсионная программа «Давайте, люди, никогда об этом не забудем». URL: http://www.kruiztur.ru/volgograd/ davayte-lyudi-nikogda-ob-etom-ne-zabudem/
ч
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
форме, поскольку считают ее обладающей большим воспитательным потенциалом. Как было сказано выше, Министерство образования и науки РФ в примерных образовательных программах рекомендует учителям не рассматривать урок как единственную форму воспитания и образования учеников, но использовать и другие формы. Как отмечает министр культуры Удмуртии Владимир Соловьев в связи с планами организации для школьников патриотических экскурсий в Волгоград, «только за счет учебного процесса мы не сможем показать нашим детям, какие ужасы творились на тех территориях, где проходила эта война»45. Депутаты Государственной думы РФ от КПРФ выдвигали законопроект о возвращении в школьную программу урока политинформации. Депутат от «Единой России» Олег Савченко одобрил такую инициативу, а также предложил ввести обязательные экскурсии для школьников по таким сакральным местам, как Мамаев курган или Брестская крепость, поскольку он считает, что любовь к Родине нужно прививать в том числе поездками по историческим местам46.
К Мамаеву кургану приезжают школьники из разных регионов. Так, например, в Ростовской области в качестве воспитательной меры тренер «зиговавших» на фоне исписанной свастикой доски школьников-футболистов планировал свозить их на экскурсию на Мамаев курган, чтобы объяснить им неправильность демонстрации подобной символики47. Школьники из республики Дагестан посетили Мамаев курган в рамках мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Такая экскурсия позволила для них «оживить сухие строки военных хроник»; также они поделились впечатлениями: «Посещая исторические места, мы непосредственно приближаем к себе историю,
45. Патриотические экскурсии в Волгоград организуют для школьников Удмуртии // Известия Удмуртской республики, 16 сентября 2017. URL: http://izvestiaur.ru/news/ view/10406001.html
46. В российских школах хотят вернуть урок по литинф орма-ции // Интернет-газета ZNAK, 14 августа 2014. URL: https:// www.znak.com/2014-08-19/v_rossiyskih_shkolah_hotyat_ vernut_urok_politinformacii_i_nachat_uchit_detey_ obrachatsya_s_oruzhiem
47. Тренер зиговавших школьников-футболистов свозит
их на Мамаев курган // LIFE. 4 октября 2016. URL: https://
life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%B8/912372/trienier_zighovavshikh_shkolnikov-futbolistov_svozit_ikh_na_mamaiev_kurghan
вместе с современниками переживаем те события, которые так далеко от нас»48.
Другой формой включения «Родины-матери» в образовательную политику является проведение конкурсов, посвященных значимым событиям в истории России. Так, в 2015 году в рамках празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне Федеральное агентство по туризму объявило конкурс детских рисунков «Россия туристическая глазами детей»49, на который дети присылали рисунки, связанные с маршрутами и туристическими объектами Великой Отечественной войны, подвигами солдат и работников тыла.
Илл. 2. «Мамаев курган» Автор — Шаповалова Е.
Ростовская обл., Ростов-на-Дону
На этот конкурс было представлено несколько детских работ. Участники конкурса в своих работах изображают сцены экскурсий к монументу, возложение цветов, как важный ритуал — почтить память павших героев. На некоторых изображениях мы видим только школьников, пришедших к мемориалу. Однако больше работ, показывающих детей вместе со взрослы-
ч
48. Школьники Бабаюртовского района посетили Мамаев курган // РИА Дагестан. 27 мая 2015/ URL: http://www.riadagestan.ru/news/babayurtovskiy_rayon/ shkolniki_babayurtovskogo_rayona_posetili_mamaev_kurgan/
49. Конкурс детских рисунков «Россия туристическая глазами детей» // Юный художник. URL: http://youpainter. ru/ru/contests/2015/rossiya_turisticheskaya_glazami_detey/ paintings#contest-sub-menu
У
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
Илл. 3. «Мирный закат на Мамаевом кургане» Автор — Назарова О. Волгоградская обл., Преображенская
Илл. 5. «Спасибо за победу!»
Автор — Солодовникова П. Курская обл., Курск
ми — бабушками или дедушками, родителями, т. е. с людьми, которые могут передать детям значение «Родины-матери». Такими рисунками, вероятно, дети показывают свой опыт экскурсий к мемориалу.
На большинстве работ дети рисуют только сам монумент — в черно-белом или цветном вариантах (Илл. 2-5).
Черно-белые работы показывают естественную строгость монумента. Цветные рисунки изображают Родину-мать чаще в ясную погоду на фоне чистого голубого неба, как символ ничем не омраченного мира и свободы. Встречаются также работы и в красной цветовой гамме — на них «Родина-мать» дополняется военными сюжетами (Илл. 6).
Илл. 4. «Пути, проложенные нами, следы победы оставляя мы шли за победой своей» Автор — Кульпинов И. Иркутская обл., Хомутово
Заключение
Проведенный анализ позволяет утверждать, что монумент «Родина-мать зовет!» активно включается в символическую политику через образовательную политику. Использование образа «Родины-матери» позволяет акторам образовательной политики
Илл. 6. «Нельзя забыть во имя Мира!» Автор — Шеремет А. Амурская обл., Шимановск
ч
\
№ 1_2017
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
конструировать у школьников знания об истории страны и отношение к ней. Государство как ключевой актор образовательной политики в лице Министерства образования РФ определяет, какие знания должны усваивать ученики в процессе обучения.
Сравнение учебников советского и российского периодов показало, что российские учебники являются преемниками советских по ряду ключевых вопросов, в том числе в них во многом совпадают функции образа Родины. Авторы учебников эмоционально излагают события Великой Отечественной войны, акцентируют внимание на том, что Родина находилась в опасности, она слаба и беспомощна, поэтому долгом каждого гражданина являлась ее самоотверженная защита. В советских и российских учебниках составители четко определили, кто являлся врагами Родины, т. е. фашисты, предатели и дезертиры. Однако авторы российских учебников допускают, что в бедах Родины также повинны и ее граждане, поскольку допустили врагов на ее землю. Кроме того, советские учебники показывают взаимные отношения Родины и ее защитников: она ценит их усилия в деле отстаивания ее свободы и независимости, Родина благодарит своих спасителей. В российских учебниках авторы не показывают, что Родина отвечает взаимностью своим людям. Изображения Родины-матери встречаются в учебниках обоих периодов как в форме плаката
И. Тоидзе, так и в фотографиях монумента Е. Ву-четича «Родина-мать зовет!».
В конспектах классных часов учителя более подробно рассматривают Сталинградскую битву, прибегая к примерам конкретных людей, участвовавших в битве. В рамках этой формы образовательного процесса педагоги обращаются к монументу «Родина-мать зовет!». Этим они придают событиям Сталинградской битвы большую эмоциональную окраску. Апеллируя к техническим характеристикам монумента, к смыслу, который вкладывал в него автор, учителя стремятся объяснить школьникам масштаб победы и героизма советского народа.
Экскурсии к «Родине-матери» знакомят учеников с непосредственным местом сражения, где они могут «прочувствовать» атмосферу того времени, увидев место, о котором они только читали. Такие экскурсии обращают внимание на те моменты, которые могут не быть затронуты в рамках обычного учебного процесса, что придает им ценность. Результат посещения монумента «Родина-мать зовет!» можно проследить в рисунках, которые дети присылали на конкурс. Изображение этого мемориала говорит о том, что он оставил впечатления в сознании детей, что они осознают его значимость и делятся мнением, что его обязательно нужно посетить.
Библиография
1. Булаев Н. И. Государственное управление развитием системы отечественного образования: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. — 261 с.
2. Гимаев Я .А. Актуализация концепта РОДИНА в школьных учебниках по литературе и в массовом сознании учащихся: Автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.02.01, Москва, 2010. URL: http://www.dissercat. com/content/aktualizatsiya-kontsepta-rodina-v-shkolnykh-uchebnikakh-po-literature-i-v-massovom-soznanii-
3. Гранин Ю. Роль образования в формировании российской нации // Высшее образование в России. 2006. № 10.— С. 150-156.
4. Днепров Э. Д. Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. — М., 2006. T. 2. — 520 С.
5. Есмурзаева Ж. Б. Концепт Родина в педагогическом дискурсе на рубеже XX-XXI вв.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. — Омск, 2010. URL: http://www.dissercat.com/content/kontsept-rodina-v-pedagogicheskom-diskurse-na-rubezhe-xx-xxi-vv
6. Ешев М. А. Российский патриотизм как осно-
ва национальной идентичности // Власть, 2013. №
6. — С. 116-118.
7. Кобозева Е. В. Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2008. № 45. — С. 43-45.
8. Кондракова И. Э. Образовательная политика: содержание понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена, 2010. №. 128. — С. 116-124.
9. Крылов А. А. Психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. — 496 с.
10. Куликов С. П. Патриотизм в дискурсивном поле российской социологии: теоретические аспекты и социальные реалии // Гуманитарий Юга России, 2016. № 3. — С. 209-219.
11. Лескинен М. В. Образы страны и народов Российской Империи в учебниках для начальной школы второй половины XIX века: формы репрезентации этничности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 4. — С. 92-117.
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
12. Малинова О. Ю. Конструирование макроскопической идентичности в постсоветской России: символическая политика в трансформирующейся публичной сфере // Политическая экспертиза. 2010. Т. 6. № 1. — С. 5-28.
13. Попов А. И. Развитие образа Родины у школьников: Автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. — Волгоград, 2005. URL: http://www.dissercat.com/content/ razvitie-obraza-rodiny-u-shkolnikov
14. Рябов О. В. «Родина-мать»: история образа // Женщина в российском обществе. 2006. — № 3. — С. 33-46.
15. Рябов О. В. «Родина-мать» в символической политике постсоветской России // Женщина в российском обществе. 2015. № 3. — С. 78-95.
16. Рябова Т. Б., Мутаев У. К., Карушева Ю. М. «Родина-мать» в символической политике современной России глазами россиян (на материале интервью) // Женщина в российском обществе. 2016.
№ 4. — С. 31-42.
17. Савинова Л. Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.02. — Санкт-Петербург, 2003. URL: http:// www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-u-mladshikh-shkolnikov-tsennostnogo-otnosheniya-k-rodin
18. Смолин О. Н. Образование — для всех. Философия. Экономика. Политика. Законодательство. URL: http://smolin.ru/sites/default/files/content/ read/education/pdf/section01.pdf
19. Чистохвалов В. Н. Современная образовательная политика России: учеб. пособие. — М.: РУДН, 2008. — 246 c.
20. Щербинин А. И. Родина как конструкт политической реальности: советский опыт // Rocznik Instytutu PolskoRosyjskiego, 2014. № 1. — С. 28-41.
References
1. Bulaev N. I. Gosudarstvennoe upravlenie razvitiem sistemyi otechestvennogo obrazovaniya: Monografiya. — SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2006. — 261 s.
2. Gimaev Ya. A. Aktualizatsiya kontsepta RODINA v shkolnyih uchebnikah po literature i v massovom soznanii uchaschihsya: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.01, Moskva, 2010 // URL: http://www.dissercat. com/content/aktualizatsiya-kontsepta-rodina-v-shkol-nykh-uchebnikakh-po-literature-i-v-massovom-sozna-nii-
3. Granin Yu. Rol obrazovaniya v formirovanii rossi-yskoy natsii // Vyisshee obrazovanie v Rossii, 2006. S. 150-156.
4. Dneprov E. D. Obrazovanie i politika. Noveyshaya politicheskaya istoriya rossiyskogo obrazovaniya. — M., 2006. T. 2. — 520 s.
5. Esmurzaeva Zh. B. Kontsept Rodina v pedagogich-eskom diskurse na rubezhe XX-XXI vv.: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk: 10.02.01, Omsk, 2010 // URL: http:// www.dissercat.com/content/kontsept-rodina-v-peda-gogicheskom-diskurse-na-rubezhe-xx-xxi-vv
6. Eshev M. A. Rossiyskiy patriotizm kak osnova nat-sionalnoy identichnosti // Vlast, 2013. # 6. — S. 116-118.
7. Kobozeva E. V. Gosudarstvennaya simvolika kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya shkolnikov // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Yaroslava Mudrogo, 2008. # 45. — S. 43-45.
8. Kondrakova I. E. Obrazovatelnaya politika: soderzh-anie ponyatiya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im A.I. Gertsena, 2010. #. 128. — S. 116-124.
9. Kryilov A. A. Psihologiya: ucheb. — M.: Prospekt,
2005. — 496 s.
10. Kulikov S. P. Patriotizm v diskursivnom pole rossi-yskoy sotsiologii: teoreticheskie aspektyi i sotsialnyie re-alii // Gumanitariy Yuga Rossii, 2016. # 3. — S. 209-219.
11. Leskinen M. V. Obrazyi stranyi i narodov Rossiys-koy Imperii v uchebnikah dlya nachalnoy shkolyi vtoroy polovinyi XIX veka: formyi reprezentatsii etnichnosti // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2012. # 4. — S. 92-117.
12. Malinova O. Yu. Konstruirovanie makroskopich-eskoy identichnosti v postsovetskoy Rossii: simvolich-eskaya politika v transformiruyuscheysya publichnoy sfere // Politicheskaya ekspertiza. 2010. T. 6, # 1. — S.5-28.
13. Popov A. I. Razvitie obraza Rodinyi u shkolnikov: Avtoref. dis. ... kand. psih. nauk: 19.00.07, Volgograd, 2005 // URL: http://www.dissercat.com/content/razvi-tie-obraza-rodiny-u-shkolnikov
14. Ryabov O. V. «Rodina-mat»: istoriya obraza // Zhen-schina v rossiyskom obschestve. 2006. # 3. — S. 33-46.
15. Ryabov O. V. «Rodina-mat» v simvolicheskoy poli-tike postsovetskoy Rossii // Zhenschina v rossiyskom obschestve, 2015. # 3. — S. 78-95.
16. Savin ova L. Yu. Pedagogicheskie usloviya vospi-taniya u mladshih shkolnikov tsennostnogo otnosheni-ya k Rodine: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02, Sankt-Peterburg, 2003 // URL: http://www.dissercat. com/content/pedagogicheskie-usloviya-vospitani-ya-u-mladshikh-shkolnikov-tsennostnogo-otnosheni- 5 ya-k-rodin 5
17. Ryabova T. B., Mutaev U. K., Karusheva Yu. M.
«Rodina-mat» v simvolicheskoy politike sovremennoy 1=
§
\
№ 1_2017
Лабиринт
Журнал социально-гуманитарных исследований
Rossii glazami rossiyan (na materiale intervyu) // Zhen- 19. Chistohvalov V. N. Sovremennaya obrazovatelnaya
schina v rossiyskom obschestve. 2016. # 4. — S. 31-42. politika Rossii: ucheb. posobie. — M.: RUDN, 2008. —
18. Smolin O. N. Obrazovanie — dlya vseh. Filosofiya. 246 s.
Ekonomika. Politika. Zakonodatelstvo // URL: http:// 20. Scherbinin A. I. Rodina kak konstrukt politicheskoy
smolin.ru/sites/default/files/content/read/education/ realnosti: sovetskiy opyit // Rocznik Instytutu Polsko-
pdf/section01.pdf Rosyjskiego, 2014. # 1. — S. 28-41.
4