Научная статья на тему 'Монография И. В. Шестаковой «Интермедиальная поэтика раннего кинематографа В. М. Шукшина»'

Монография И. В. Шестаковой «Интермедиальная поэтика раннего кинематографа В. М. Шукшина» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
275
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монография И. В. Шестаковой «Интермедиальная поэтика раннего кинематографа В. М. Шукшина»»

ной», спонтанной импровизации, которая способствует характеристике какого-либо образа, так и к импровизации по заданной педагогом схеме. Например, по заданным педагогом звукам или последовательности звуков.

Такой подход не только творчески развивает леворукого ученика, способствуя оптимизации пианистического развития, но и обеспечивает накопление слухового опыта, воспитание внутреннего слуха, развитие музыкального восприятия, что обеспечат в дальнейшем развитие таких важнейших музыкантских качеств, как внутреннее предслышание, дослушивание взятого звука до конца, ощущение выразительности музыки. Кроме того, донотный период должен быть более длительным, по сравнению с праворукими детьми.

Вывод

Ребенка левшу можно и нужно учить музыке вообще и игре на фортепиано, в частности. Однако методологически и методически обучения должно отличаться от обучения праворуких детей и в большей степени строиться с учетом особенностей их психологии: не торопить, не навязывать, не пытаться переделывать психику. Левши медлительны в сопряженном движении рук, но восполняют этот недостаток компенсаторными способностями и креативностью. На этой основе нами разрабатываются конкретные методики и готовится издание о школе игры на фортепиано «Левшатам посвящается», которая в полной мере учитывает особенности музыкального развития леворуких детей.

Литература

1. Арчажникова Л. Г. Mетодика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студентов IV курса вечер. и заоч. отд-ний музык.-пед. фак. - M.: MOÜH, 1982. - 82 с.

2. Безруких M. M., Князева M. Г. Если ваш ребенок левша. - Тула: Арктоус, 1996. - 80 с.

3. Емельянова Е. Н. Левшата в школе и дома: как определить левшество. Помогаем хорошо учиться. - M.: Эксмо, 2010. - 156 с.

4. Семенович А. В. Эти невероятные левши: практ. пособие для психологов и родителей. - 4-е изд. - M.: Генезис, 2009. - 250 с.

References

1. Archazhnikova L.G. Metodika obuchenija igre na fortepiano. Uchebnoe posobie dlja studentov IV kursa vechernego i zaochnogo otdelenij muzykal'no-pedagogicheskogo fakulteta. Moscow, MGZPI Publ., 1982. 82 p.

2. Bezrukih M.M., Knjazeva M.G. Esli vash rebenok levsha. Tula, Arktous Publ., 1996. 80 p.

3. Emel'janova E.N. Levshata v shkole i doma: kak opredelit' levshestvo. Pomogaem horosho uchit'sja. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 156 p.

4. Semenovich A.V. Eti neverojatnye levshi. Prakticheskoe posobie dlja psihologov i roditelej. 4-e izanie. Moscow, Genezis Publ., 2009. 250 p.

Рецензия

УДК 7

МОНОГРАФИЯ И. В. ШЕСТАКОВОЙ «ИНТЕРМЕДИАЛЬНАЯ ПОЭТИКА РАННЕГО КИНЕМАТОГРАФА В. М. ШУКШИНА»

Фомин В. И., доктор искусствоведения, профессор, кафедра менеджмента в кино и телевидении, Институт управления и предпринимательства в социальной сфере Государственного университета управления, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства, Государственный университет кинематографии (г. Mосква). E-mail: vifominkino@mail.ru

Review

MONOGRAPH "INTERMEDIAL POETICS OF V. M. SHUKSHIN'S EARLY CINEMATOGRAPHY" BY I. V. SHESTAKOVA

Fomin V. I., Doctor of Art History, Professor, Chair of Management in Film and Television, Institute of Management and Entrepreneurship in the Social Sphere of State University of Management, Senior Researcher at SRI of Cinema Art, State University of Cinematography (Moscow). E-mail: vifominkino@mail.ru

Актуальность темы исследования можно было бы, наверное, объяснить недостаточной изученностью кинематографического творчества В. М. Шукшина, особенно раннего, стартового периода его кинодеятельности. Это, безусловно, так, хотя успели вырасти уже целые горы шукши-новедения и популярной шукшинистики.

На самом же деле, очередное серьезное и честное обращение к судьбе и творчеству этого подлинно народного художника сегодня неизбежно становится особо актуальным прежде всего в силу того маразматического состояния, которое характеризует и пронизывает насквозь едва ли не все пространство российской художественной культуры постсоветского периода. Творческим бесплодием, напрочь порушенной системой художественных ценностей, тотальным разрывом с традициями классической русской культуры со времен горбачевской перестройки безнадежно поражено и современное российское кино.

В ситуации затянувшегося бездорожья, в котором блуждает культура сегодняшней России, обращение к художественному наследию и творческому опыту таких художников, как Василий Шукшин, дает как минимум возможность определить главные координаты бытия, восстановить шкалу настоящих художественных ценностей, уяснить цели творчества, подсказать выбор пути в новой исторической реальности.

Представляется, что монография «Интермедиальная поэтика раннего кинематографа В. М. Шукшина» не только ставит такую серьезную и реально актуальную задачу, но и вполне успешно и убедительно решает ее.

Признаться, само название работы «Интермедиальная поэтика раннего кинематографа В. М. Шукшина» поначалу меня несколько напрягло, поскольку ранее уже доводилось сталкиваться с такими наукообразными опусами о творчестве этого самобытного мастера, которые выскабливали все удивительное богатство и неповторимую яркость его творческого почерка до таких плоских определений-штамповок, что ничем не уступали по глупости и примитивности заключениям редакторов и чиновников Госкино, уродовавших его сценарии и фильмы. А поскольку мне самому довелось не только изучать творчество Шукшина, но непосредственно наблюдать самым подробнейшим образом всю его работу над кинолентами, начиная с фильма «Живет такой парень»

и кончая «Калиной красной», то, наверное, просто не могли не насторожить и методологические установки автора «Интермедиальной поэтики...». Вот такие, к примеру: «кинематограф Шукшина развертывается как непрерывный полилог текстов рассказов, созданных на их основе сценариев, перекодирующих последние на язык другого искусства, фильмов, рефлексирующих по их поводу «послесловий», статей, интервью, возникающих на опыте авторефлексии, замыслов новых фильмов и т. д.».

К счастью, эти предварительные мои опасения по мере ознакомления с самой работой быстро улетучились. И вся терминологическая оснастка исследования, и все его методологические принципы оказались применены по делу, органично и хорошо сработали. Шукшин как художник в монографии об «интермедиальной поэтике», «мета-текстовой динамике» и «непрерывном полилоге» вполне уцелел, остался живым во всей своей неповторимой сложности и «единственности».

Диапазон методологических принципов, используемых Шестаковой, достаточно гибок и широк. Автор рассматривает сценарии и фильмы В. М. Шукшина, пользуясь приемами историко-функционального, искусствоведческого, сравнительно-типологического, структурно-семиотического методов в соответствии с темой исследования. Очень важно, что автор выясняет эстетические ориентации начинающего режиссера в многообразии направлений в отечественном кинематографе на рубеже 1960-х годов прошлого века. А проблемно-тематический, жанрово-стилевой диапазон советского кинематографа той поры был, действительно, необычайно широк: он стремительно и неудержимо переходил на рельсы авторского кино. Эта волна, эта энергия общего движения подхватила и Шукшина. Вместе с тем, драматизм его творческой судьбы заключался в том, что он во многом плыл отнюдь не по течению, а наперекор ему. И как очень верно подмечает И. В. Шестакова, «самоопределиться» Шукшину помогли не только не менее самобытные работы других режиссеров его поколения, работавших по соседству, но и абсолютно замшелые штампы советской пропагандистской махины, «дуболом-ные» установки официозной советской эстетики и критики. Шукшин их ненавидел и отталкивался от них как-то особенно яростно на всем протяже-

нии своего творческого пути. Они тоже по-своему, методом от противного, указывали путь. Прослеживая творческий процесс его самоопределения, динамику от сценария к фильму, автор интерпретирует мотивы, образы кинолент «Из Лебяжьего сообщают», «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди» в пространстве «авторского исследования жизни, раздумий о судьбах и времени».

Направление работы режиссера над кинолентами, связанное с «деревенским кино», Сибирью, его малой родиной, подчеркнутое в монографии, имеет региональную значимость, направленную на поддержание традиций искусства Алтая.

Автор книги констатирует причастность В. М. Шукшина к тем молодым режиссерам, которые смещают акценты с идеологических моментов на повседневную жизнь человека. В разработке «деревенской» темы он далек от известных «колхозных фильмов», находясь ближе к стилистике «деревенской прозы». Особенно ценно, по мнению И. В. Шестаковой, включение режиссером глубоко личного и в то же время универсального мира деревни с показом этнографических реалий алтайского села в семью и природу.

И. В. Шестакова описывает и анализирует своеобразие жанровой формы и принципы единства «новеллистического киноцикла» сценариста и режиссера, онтологические основания в изображении деревни, особенности художественного функционирования музыкального «текста» в фильмах, расширяющего исторические и пространственные границы экранного мира, возрождающего эстетические ценности русской народной культуры.

Автор работы за мнимой «простотой» разглядела поистине глубокий киноязык режиссера, выразительные художественные средства в изображении природы и быта деревни (символика, фольклорный музыкальный ряд), своеобразные приемы монтажа кадров, национальные, нравственные смыслы экранных образов шукшинских героев, выявляя особенности их воплощения в игре актеров.

Новации шукшинского киноязыка убедительно доказываются сравнительно-типологическим анализом фильмов в контексте отечественной и зарубежной кинематографии. Вписывая ранний кинематограф В. М. Шукшина в контекст време-

ни, И. В. Шестакова отмечает притяжения и отталкивания его кинолент в культурном кинопространстве России.

Результаты исследования представляются новыми, поскольку интермедиальный код дает возможность более глубокого изучения кинотворчества выдающегося писателя-сценариста и режиссера ХХ века в рамках взаимодействия различных видов искусств. Анализ интермедиальной поэтики ранних кинолент В. М. Шукшина позволяет выявить взаимодействие литературы с таким сложным и синтетическим искусством, как кинематограф. Рассматривая творческую динамику и авторецепцию художника в процессе создания фильма как метатекстового образования, автор монографии описывает формирование его кинематографа как особой индивидуальной художественной системы.

И. В. Шестакова достаточно глубоко обосновывает свою научную гипотезу о В. М. Шукшине как создателе нового направления - «деревенского кино», аналога «деревенской прозы», в отличие от искусства «колхозной» темы.

Монография отличается высокой степенью обоснованности и достоверности полученных результатов, обеспеченной экспериментальным материалом, убедительностью анализа и интерпретации, а также достаточным кругом цитируемых источников по теории и истории предмета исследования. Положения и выводы автора в работе соответствуют современным научным концепциям в шукшиноведении, углубляют их.

Для исследования характерен критический поиск, вдумчивый анализ кинотекста, владение терминологией искусствоведческого анализа. Культура оформления текста, примечаний и списка использованной литературы соответствуют стандарту научной монографии.

Хотелось, в частности, отметить и ту особенность исследования И. В. Шестаковой, что она хорошо, верно, последовательно выстроена, а к тому же написана хорошим, ясным, чистым русским языком. В диссертациях последнее встречается довольно редко.

Из критических замечаний, о которых мне действительно хотелось бы упомянуть, - одно-единственное. Мне представляется, что в контексте раннего творчества Шукшина особое место занимает его сатирическая сказка «Точка зре-

ния». Обычно эту вещь относят к ведомству сцены, и ее, действительно, много ставили и ставят в театрах. Но дело в том, что изначально сам Шукшин собирался ее ставить в 1965-1966 годах именно в кино. Это была совершенно новая, необычная для раннего периода его творчества работа, настоящая увертюра ко всем его фильмам самого последнего периода. Возможно, более развернутое обращение к опыту создания столь

необычного произведения позволило бы автору монографии еще серьезнее и основательнее завершить свое исследование.

В целом же, сложная и ответственная работа И. В. Шестаковой, безусловно, удалась. Она по всем своим параметрам соответствует критериям, установленным сегодня для докторских диссертаций, и заслуживает присуждения звания доктора искусствоведения.

Интервью

УДК 7

БЕСЕДА С ЕКАТЕРИНОЙ МЕЧЕТИНОЙ: «В МУЗЫКУ ДОЛЖНЫ ИДТИ ТОЛЬКО ТЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ АБСОЛЮТНО ЧЕТКО ОСОЗНАЮТ, ЧТО БЕЗ МУЗЫКИ ИМ ЖИЗНИ НЕТ»

Бородин А. Б., кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и теории исполнительского искусства, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского (г. Екатеринбург). E-mail: bbborodin@mail.ru

В беседе с одной из самых талантливых и ярких молодых пианисток мирового уровня, солисткой Московской филармонии Е. Мечетиной обсуждаются проблемы современного музыкального исполнительского искусства и образования.

Ключевые слова: пианистка Екатерина Мечетина, современное музыкальное исполнительское искусство и образование.

Interview

INTERVIEW WITH EKATERINA МЕСНЕТША: "THE MUSIC SHOULD GO ONLY TO THOSE YOUNG PEOPLE WHO ABSOLUTELY CLEARLY REALIZE THERE IS NO LIFE WITHOUT MUSIC"

Borodin А. B., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Chair of History and Theory of Performing Arts, M. P. Mussorgsky Ural State Conservatory (Ekaterinburg). E-mail: bbborodin@mail.ru

The performances by well-known Russian pianist, soloist of the Moscow Philharmonic Ekaterina Мechetina on December 19 and 20 are in the Big concert hall of M. P. Mussorgsky Ural State Conservatory. The first night was filled with a solo program, which includes works by Maurice Ravel, Sergey Rakhmaninov's Second and Tchaikovsky's First piano Concerto with Conservatory Symphony orchestra under the baton of Anton Shaburov. The performer is one of the most popular musicians of the Russian academic scene and her view on modern culture, of course, is of great interest both for professionals and amateurs of classical music. Therefore, we have decided to talk with Ekaterina about the different aspects of musical art in anticipation of the Year of Culture. In a busy schedule, the pianist found time for the interview literally an hour before the concert with the orchestra and, thus, conversation has passed in a "blitz" format.

Keywords: pianist Ekaterina Мechetina, modern music, performing arts and education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.