В данной статье были рассмотрены в качестве исходных оснований три фигуры: треугольник, квадрат и восьмиугольник. Думается, что в практике формообразования могут участвовать последовательно все фигуры по натуральному ряду чисел от трех и до бесконечности,
поскольку последней их устремленностью является та самая окружность, которая органично входит в любой процесс гармоничного структурирования пространства. Изложение некоторых из этих возможностей предполагается в следующей статье.
Литература
1. Булатов М. С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV века: (ист.-теорет. ис-след.). - М.: Наука, гл. ред. вост. лит., 1978. - 379 с.: ил.
2. Сазонов В. И. Цикл статей о древнейших истоках современной грамматики-гармонии архитектурно-художественного языка. Статья 1. Универсальный инструментарий графоаналитического анализа гармонии-грамматики архитектурно-художественных форм.
3. Сазонов В. И. Цикл статей о древнейших истоках современной грамматики-гармонии архитектурно-художественного языка. Статья 2. Некоторые методологические основания трактовки гармонии-грамматики в культуре и архитектуре.
4. Сазонов В. И. Цикл статей о древнейших истоках современной грамматики-гармонии архитектурно-художественного языка. Статья 3. Пифагорейская поэтика «самодоказательной» динамической гармонии «квадрирования прямоугольников».
5. Сазонов В. И. Цикл статей о древнейших истоках современной грамматики-гармонии архитектурно-художественного языка. Статья 4. ЕГИПЕТ. РУСЬ. ГРЕЦИЯ: основы гармонии-грамматики.
6. Желоховцева Е. Ф. Геометрические структуры в архитектуре и живописи Древней Руси // Естественнонаучные знания в Древней Руси. - М.: Наука, 1980. - С. 23-63.
References
1. Bulatov M.S. Geometricheskaja gaimonizacija v arhitekture Srednej Azii IX-XV vekov. (Istoriko-teoreticheskoe issledovanie). Moscow, Nauka, Glavnaja redakcija vostochnoj literatury Publ., 1978. 379 p.
2. Sazonov V.I. Cikl statej o drevnejshih istokah sovremennoj grammatiki-garmonii arhitekturno-hudozhestvennogo jazyika. Statja 1. Universalnyj instrumentarij grafoanaliticheskogo analiza garmonii-grammatiki arhitekturno-hudozhestvennyh form.
3. Sazonov V.I. Cikl statej o drevnejshih istokah sovremennoj grammatiki-garmonii arhitekturno-hudozhestvennogo jazyika. Statja 2. Nekotorye metodologicheskie osnovanija traktovki garmonii-grammatiki v kulture i arhitekture.
4. Sazonov V.I. Cikl statej o drevnejshih istokah sovremennoj grammatiki-garmonii arhitekturno-hudozhestvennogo jazyika. Statja 3. Pifagorejskaja poetika "samodokazatel'noj" dinamicheskoj garmonii "kvadrirovanija prjamougolnikov".
5. Sazonov V.I. Cikl statej o drevnejshih istokah sovremennoj grammatiki-garmonii arhitekturno-hudozhestvennogo jazyika. Statja 4. EGIPET. RUS'. GRECIJA: osnovy garmonii-grammatiki.
6. Zhelohovceva E.F. Geometricheskie struktury v arhitekture i zhivopisi Drevnej Rusi. Estestvenno-nauchnye znanija v Drevnej Rusi. Moscow, Nauka Publ., 1980, pp. 23-63.
УДК 7
К МЕТОДОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ В ДОНОТНЫЙ ПЕРИОД В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Соколова М. А., соискатель кафедры теории и истории музыки, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, преподаватель, Детская музыкальная школа № 17 им. А. Г. Рубинштейна (г. Санкт-Петербург). E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы обучения игре на фортепиано леворуких детей в начальный, донотный период.
Ключевые слова: леворукие, психология, начальное обучение, донотный период, качество звука, кантилена, методы обучения.
TO THE METHODOLOGY OF MUSICAL TRAINING OF LEFTHANDED CHILDREN IN "BEFORE-NOTES" INITIAL PERIOD IN THE PIANO CLASSES
Sokolova M. A., Competitor of Chair of Theory and History of Music, St. Petersburg State University of Cultuire and Arts, Teacher, A. G. Rubinstein Children's Music School No. 17 (St. Petersburg). E-mail: [email protected]
The article considers the problems of learning to play the piano at the initial, "before-notes" period for lefthanded children. The technology of their training should be tailored to the peculiarities of their psychology. Usually lefthanded children slowly form dynamic and kinetic components of almost all mental functions, however, such pupils have developed compensatory abilities and creativity. Musical training the lefthanded children in the initial, "before-notes" period should be based on two principles: attention to the quality of sound and a particular sequence of actions. To start learning for lefthanded children, it is desirable to use melodious, "cantilena" works, which allow to perceive the sound quality, nurture the habit of "till-the-end-hearing" sound. Cantilena is connected with singing, allowing to use in piano lessons some vocal fragments. Technology of the initial, "before-notes" period in music training should be strictly organized on the principle: "to hear," "to hear - to create," "to hear - to see - to create" as a single complex.
Keywords: LHD, psychology, initial education, "before-notes" period, sound quality, cantilena, teaching methods.
Проблема леворукости острейшим образом стоит сегодня перед всей педагогической наукой и практикой в связи с ростом численности таких людей. Оценка числа леворуких очень противоречива и находится в пределах от 1 % до 30 % всего населения мира [2, с. 26]. Однако все исследователи сходятся на том, что число леворуких постоянно увеличивается. Леворукие люди имеют определенные преимущества перед праворукими. При исследовании креативности левши показывают лучшие результаты по сравнению с праворуки-ми [4, с. 75]. Преимущество естественных левшей перед правшами заключается в наличии высокоразвитых компенсаторных способностей.
Нами не обнаружено отечественных научных исследований по особенностям начального обучения леворуких детей игре на фортепиано, что и обусловливает актуальность данной работы.
Одной из задач современной музыкальной педагогики является выявление закономерностей процессуальной составляющей обучения, которая является частью научных знаний. Процессуальная часть педагогической деятельности не относится к стабильной системе и характеризуется взаимодействием нового и старого, устойчивого и неустойчивого, предсказуемого и непредсказуемого. В соответствии с этим задачей нашего исследования является выявление особенностей процессуальной части музыкального образования леворуких детей в донотный период, определяемые особенностями их психики.
По типу своей мозговой деятельности лево-рукие учащиеся отличаются «замедленностью инициации любого двигательного процесса» [4, с. 162]. По своему мозговому статусу леворукие медленно формируют «динамические и кинетические компоненты практически всех психических функций и поведения в целом» [4, с. 162]. Особенно сложны для них ситуации, когда необходимо выполнять быстрые сопряженные действия обеими руками, особенно если эти движения не синхронны. Но обучающийся достаточно легко автоматически дублирует показанное движение и заучивает его наизусть. Музыкальное образование леворуких детей в донотный период должно опираться на два принципа: особое внимание к качеству звука и иная, по сравнению с правору-кими учениками, последовательность действий. Рассмотрим эти принципы.
Донотное музыкальное образование левору-ких учащихся начинается не просто со слушания, а с восприятия качества звука. Любование звуком должно стать привычкой учащегося. Выразительность музыкального слуха проявляется, прежде всего, в кантиленном звучании. Кантилена связана с принципами вокального искусства, и, опираясь на это, можно привлечь внимание ученика к музыке. Левша понимает чувствами, ему надо «примериться» к кантилене. Следовательно, уроки музыки целесообразно начинать со слушания мелодичных произведений и многократного про-
слушивания отдельных наиболее значимых музыкальных «фигур» - «оборотов». Леворуким детям в донотный период их обучения не целесообразно сразу предлагать быстрые и бравурные мелодии. Занятия, нацеленные на слушание звука, полезно дополнять небольшими вокальными фрагментами. В нашей практике кантиленные мелодии с повышенной чувствительностью исполняет сначала преподаватель, далее эта мелодия пропевает-ся дуэтом с учеником, и затем ученик исполняет соло. В донотный период ученик должен понять и, главное, почувствовать, что фортепианная музыка - это искусство, тесно связанное с вокальной музыкой, что фортепиано «умеет петь» и делает это рука исполнителя. Ученик постепенно осознает, что его не будут «мучить» нотными знаками и работой с «неудобной» рукой.
Последовательность действий в работе с ле-ворукими учащимися определяется особенностями их психики. Главное отличие левшей от правшей заключается в том, что в повседневной жизни у них больше задействовано правое полушарие головного мозга, которое отвечает за образно-чувственное восприятие и интуицию. Общий принцип педагогики «вижу - слышу - двигаю» при работе с леворукими учащимися трансформируется в принцип «слышу - вижу - двигаю». Для леворуких учащихся эта триада реализуется поступенно:
«Слышу»;
«Слышу - творю»;
«Слышу - вижу - творю» как единый комплекс.
В обычной технике обучения игре на фортепиано «в первую очередь устанавливаются связи зрительно-двигательные, которые лишь впоследствии, по мере воспроизведения музыки, дополняются звуковыми впечатлениями» [1, с. 26]. Для леворукого учащегося на первом плане должно быть «слышание». Двигательные моменты особенно неудобной правой рукой необходимо «связать» с работой внутреннего слуха. Целесообразно, чтобы учащийся показывал рукой, как бы дирижировал, движение мелодии при легато, при рождении и угасании звука, при переходе от кульминации к развязке. Необходимо с первых дней добиться, чтобы учащийся слушал звук до конца. Особенно это сложно при длительных нотах, но без развития этой способ-
ности в дальнейшем невозможно добиться хорошего «туше» - легато, при котором следующая нота берется только при «угасании» предыдущей. Особенность этой, казалось бы, обычной работы с леворукими учащимися заключается в том, что они должны все сначала «пропустить» через свое творческое сознание, то есть использовать ведущее правое полушарие. Только на основе предварительного осознания цели и стремления достичь ее вырабатывается механизм движения «непослушной» правой рукой. Праворукие дети нередко делают правильные движения неосознанно, как им удобно, и это правильно. Для леворуких неосознанность движений практически исключается. На первых порах неукоснительно должен соблюдаться следующий порядок технической работы: установка преподавателя; ее осознание, которое леворуким в силу их, как правило, высокого интеллекта дается легко; выполнение движения «удобной» левой рукой; синхронное движение двух рук; только затем исполнение правой рукой.
В «донотный» период основное внимание учителя сосредотачивается не на технической стороне обучения, а на качестве звука и слуха учащегося.
Преподаватель, работающий с леворуким учеником, должен вначале полностью отказаться от какой-либо «постановки» правой руки. Организованные игровые движения проходят на предварительной стадии показа преподавателем приема звукоизвлечения, использования этого приема «удобной» левой рукой.
Вспомним, что левше легче ознакомиться с познаваемым предметом, если он его «пощупает», «понюхает», «послушает»[3, с. 29]. Следовательно, надо позволить учащемуся «пристроиться», «приладиться» к клавишам или звукоряду, которые предстоит проиграть. Пианистическое развитие «неудобной» руки достигается подбором простейших, диаметрально разнообразных движений. В этот период ученик осознает ряд основополагающих моментов: где должен быть локоть, как опущены плечи, каково положение корпуса и т. п. Однако все внимание учащегося настраивается на мелодичность, звучание и смысловое содержание, то есть смысловой образ.
Как показала наша практика, в донотном периоде музыкального обучения леворуких детей весьма перспективным приемом является импровизация левой рукой. Это относится и к «атональ-
ной», спонтанной импровизации, которая способствует характеристике какого-либо образа, так и к импровизации по заданной педагогом схеме. Например, по заданным педагогом звукам или последовательности звуков.
Такой подход не только творчески развивает леворукого ученика, способствуя оптимизации пианистического развития, но и обеспечивает накопление слухового опыта, воспитание внутреннего слуха, развитие музыкального восприятия, что обеспечат в дальнейшем развитие таких важнейших музыкантских качеств, как внутреннее предслышание, дослушивание взятого звука до конца, ощущение выразительности музыки. Кроме того, донотный период должен быть более длительным, по сравнению с праворукими детьми.
Вывод
Ребенка левшу можно и нужно учить музыке вообще и игре на фортепиано, в частности. Однако методологически и методически обучения должно отличаться от обучения праворуких детей и в большей степени строиться с учетом особенностей их психологии: не торопить, не навязывать, не пытаться переделывать психику. Левши медлительны в сопряженном движении рук, но восполняют этот недостаток компенсаторными способностями и креативностью. На этой основе нами разрабатываются конкретные методики и готовится издание о школе игры на фортепиано «Левшатам посвящается», которая в полной мере учитывает особенности музыкального развития леворуких детей.
Литература
1. Арчажникова Л. Г. Mетодика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для студентов IV курса вечер. и заоч. отд-ний музык.-пед. фак. - M.: ЫГЗПИ, 1982. - 82 с.
2. Безруких M. M., Князева M. Г. Если ваш ребенок левша. - Тула: Арктоус, 1996. - 80 с.
3. Емельянова Е. Н. Левшата в школе и дома: как определить левшество. Помогаем хорошо учиться. - M.: Эксмо, 2010. - 156 с.
4. Семенович А. В. Эти невероятные левши: практ. пособие для психологов и родителей. - 4-е изд. - M.: Генезис, 2009. - 250 с.
References
1. Archazhnikova L.G. Metodika obuchenija igre na fortepiano. Uchebnoe posobie dlja studentov IV kursa vechernego i zaochnogo otdelenij muzykal'no-pedagogicheskogo fakulteta. Moscow, MGZPI Publ., 1982. 82 p.
2. Bezrukih M.M., Knjazeva M.G. Esli vash rebenok levsha. Tula, Arktous Publ., 1996. 80 p.
3. Emel'janova E.N. Levshata v shkole i doma: kak opredelit' levshestvo. Pomogaem horosho uchit'sja. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 156 p.
4. Semenovich A.V. Eti neverojatnye levshi. Prakticheskoe posobie dlja psihologov i roditelej. 4-e izanie. Moscow, Genezis Publ., 2009. 250 p.
Рецензия
УДК 7
МОНОГРАФИЯ И. В. ШЕСТАКОВОЙ «ИНТЕРМЕДИАЛЬНАЯ ПОЭТИКА РАННЕГО КИНЕМАТОГРАФА В. М. ШУКШИНА»
Фомин В. И., доктор искусствоведения, профессор, кафедра менеджмента в кино и телевидении, Институт управления и предпринимательства в социальной сфере Государственного университета управления, ведущий научный сотрудник НИИ киноискусства, Государственный университет кинематографии (г. Mосква). E-mail: [email protected]
Review
MONOGRAPH "INTERMEDIAL POETICS OF V. M. SHUKSHIN'S EARLY CINEMATOGRAPHY" BY I. V. SHESTAKOVA
Fomin V. I., Doctor of Art History, Professor, Chair of Management in Film and Television, Institute of Management and Entrepreneurship in the Social Sphere of State University of Management, Senior Researcher at SRI of Cinema Art, State University of Cinematography (Moscow). E-mail: [email protected]