№ 1 (39), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^
16. Сальникова А. А. Безглавая кукла и папин револьвер ... С. 133.
17. Пионерский лагерь. URL: http://www.90th. ru/content/pionerskij-lager.html
18. Борисов С. Б. Культурантропология
девичества. Морфология и генезис девичьей составляющей современной неофициальной детско-подростковой культуры. URL: http:// anthropology.ru/ru/texts/borissv/girlhd_0.html
A. S. LYASHOK. CHILDREN'S EVERYDAY LIFE AS A SUBJECT OF RESEARCHES
The author of the article briefly surveys the works and gives theoretical and methodological basis of actuality of researches on the topic children's everyday life. Key words: phenomenon of everyday life, culture of children's everyday life.
Л. В. ШУМНАЯ
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Автор статьи рассматривает и приводит в систему основные приемы формирования творческого воображения в классе фортепиано детских школ искусств.
Ключевые слова: начальный этап обучения игре на фортепиано, конструирование образов, музыкальная драматургия, исполнительская концепция.
Интерес к музыке, пробуждающийся еще в донотный период, предшествует занятиям на инструменте и упрочивается при дальнейшем обучении детей игре на фортепиано. Когда ребенок проявляет познавательную активность, он достигает максимального уровня развития интеллектуальных и музыкальных способностей, что создает хорошую базу для развития творческого воображения.
Творческое воображение младших школьников в классе фортепиано формируется с помощью разных способов и приемов, основными из которых в исполнительском процессе являются агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация.
На начальном этапе обучения особое значение имеет прием агглютинации. Как известно, агглютинация - «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей реальных образов в новый воображаемый образ [1]. Таким путем создаются сказочные сюжеты (русалка, избушка на курьих ножках и др.). Дети любят рисовать иллюстрации к прослушанным произведениям на основе собственного впечатления, усиленного рассказом педагога о том или ином музыкальном образе, импровизировать на музыкальном инструменте.
Понимание детьми содержания произведения, выявление присущих ему средств выразительности, т. е. представление образов, скрытых в музыкальном подтексте, начинается с осмысления жанровых особенностей музыки. Жанровые характеристики осознаются младшими школьниками в активной музыкальной деятельности. Во время прослушивания педагог ориентирует ребят на то, чтобы они не ослабляли внимания до конца звучащей пьесы, старались подмечать все измене-
ния в развитии музыкальной темы. Естественно, на начальном этапе пробуждать пассивное воображение у детей следует на основе яркой, доступной им музыки.
Другой прием, используемый для формирования творческого воображения, гиперболизация, состоит в смещении реальных характеристик -преувеличении (преуменьшении) объемов. Данный прием в педагогической практике особенно действен на первоначальном этапе изучения сочинения, когда школьники пытаются играть несложные пьески двумя руками (преувеличения в динамике, скорости исполнения, трактовке; придумывание образов, которые не соответствуют содержательному наполнению авторского текста).
Процесс формирования творческого воображения младших школьников в классе фортепиано обусловлен особенностями их темперамента (флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик). К холерикам относят людей с сильным неуравновешенным (подвижным) типом нервной системы. К сангвиникам - с уравновешенным, людей веселых, общительных, никогда не унывающих и умеющих видеть в жизни преимущественно светлые стороны. Как правило, школьники с таким типом темперамента, вместо того чтобы детально отрабатывать содержание и смысл пьесы, «гоняют» ее неоднократно в быстром темпе.
Флегматики, в силу своей природы, малоподвижны во внешних проявлениях и в скорости протекания нервных процессов, спокойны и ровны в общении при любых внешних обстоятельствах. Их нелегко вывести из себя. Это уравновешенный инертный тип, обладающий большой выносливостью и трудоспособностью. Такие дети скрупулезны в домашней самоподготовке, но зачастую теряют естественность, открытость, гибкость во-
102 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (39), 2011
ображения, что заметно обедняет исполнительскую концепцию (отсутствует творческий элемент).
Меланхоликов отличает высокая чувствительность нервной системы. Они обладают интуицией, в отличие от других сверстников способны предугадывать, замечать по малейшим изменениям окружающей среды признаки того или иного надвигающего события. Эти дети лучше всех исполняют произведения кантиленного характера, так как хорошо слышат переход из звука в звук, умеют гибко повести фразу, найти кульминацию и проследить развитие смысловой линии в медленном темпе [2].
Преподаватель должен выработать индивидуальный подход, разнообразить способы влияния на творческие способности обучаемых с учетом их темперамента. Так, для младших школьников с темпераментом холерика или сангвиника требуется больше пояснений при исполнении и выявлении музыкальных образов в пьесах кантиленного характера. Флегматикам и меланхоликам целесообразно исполнять как можно больше пьес подвижного характера.
Важным этапом в развитии активного творческого воображения является формирование у младших школьников представлений о музыкальной драматургии. На втором и третьем годах обучения дети должны научиться улавливать и передавать контрастность образов, выражающих борьбу противоборствующих начал. Известно, что ребенок может воссоздавать в воображении только то, что оказало на него сильное эмоциональное впечатление, явилось особо интересным. Шести-се-милетний возраст считается сенситивным (чувствительным), наиболее благоприятствующим развитию воображения. Именно в это время происходит переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения - к произвольному. Формируя основу дальнейшего развития креативного воображения, это обеспечивает возможность создания новых образов - качественно изменяет воображение детей на данном этапе обучения. У школьников первого класса наличествует хорошее пассивное и воссоздающее воображение (предпосылки формирования воображения творческого).
Следующий прием формирования творческого воображения в классе фортепиано - акцентирование, т. е. подчеркивание, заострение каких-либо отдельных признаков музыкального произведения, опирается на схематизацию. Однако если главная задача схематизации - выявление и представление различных структур музыкального образа, то процессы акцентирования заостряют внимание исполнителя на особых моментах произведения (обозначение кульминационных моментов формы, наиболее ярких образных характеристик пьесы).
Один из важнейших приемов развития творческого воображения, схематизация, предполагает три основных этапа: познавание, структурирование, воплощение. Они повышают эффективность быстрого заучивания наизусть, освоения трудных пассажей. Рассмотрим каждый этап отдельно.
Познавание - подготовительный период, начинающийся ознакомлением с изучаемым репертуаром. Первые впечатления неожиданны, непосредственны. Свободно проникая в глубины души, они оставляют неизгладимые следы, которые впоследствии становятся основой исполнительской концепции. Чем больше зрительных, слуховых и иных представлений подскажет первое знакомство с пьесой творческому воображению, тем лучше для дальнейшего развития креативного процесса (формирования и будущего раскрытия исполнительской концепции).
Структурирование - это познание целого через изучение элементов (отдельных составляющих музыкального сочинения). Уже на третьем году обучения исполнителем рассматриваются: стиль композитора, круг образов; особенности мелодии; структура фраз, мотивов произведений; форма сочинения; образ каждой части; музыкальные выразительные средства. Структурирование необходимо для более ясного выявления сюжетной линии изучаемых произведений.
Воплощение содержания позволяет юному исполнителю донести до слушателей музыкальные образы, скрытые за нотными символами.
Чтобы с помощью перечисленных приемов формировать творческое воображение у младших школьников, необходимо:
- использовать высокохудожественный музыкальный материал для прослушивания и исполнения;
- составлять репертуар класса фортепиано из разножанровых произведений;
- развивать у детей аналитическое мышление;
- учить их анализировать структуру музыкальной речи;
- вести сравнительно-сопоставительный анализ музыкальных произведений;
- намечать последовательность формирования музыкального образа.
Интегрируя эти приемы можно успешно воспитывать в детях любовь к музицированию, привычку обдумывать смысл, творчески работать над исполнительской концепцией разучиваемых произведений.
Литература
1. Фридман Л. М. Психология детей и подростков. М., 2004. С. 194-195.
2. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб. пособие. М., 1997. С. 227.
L. v. SHuMNAYA. techniques OF creative IMAGINATION'S FORMATION at first stage of teaching to play the piano
The author of the article considers and systematizes the basic methods of creative imagination's formation at piano lessons in children's art schools.
Key words: first stage of teaching to play the piano, creation of images, musical dramatic composition, performance conception.