МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Мирза М.Ю.1, Шишхова А.П.2, Ельникова О.О.3, Тутаришев А.К.4
1 Мирза Мурат Юнусович - преподаватель, 2Шишхова Аминат Пшимафовна - преподаватель,
3Ельникова Ольга Олеговна - преподаватель, 4Тутаришев Альберт Казбекович - преподаватель, кафедра физического воспитания Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Республика Адыгея
Аннотация: нами были проведены исследования среди учащихся 11-х классов трех сельских школ по определению уровня знаний основ здорового образа жизни, роли физического воспитания, о средствах и методах поддержания здоровья, работоспособности и состояния физической подготовленности. Ключевые слова: физическое воспитание, организм человека, здоровье, возможности организма, двигательный режим, самостоятельные занятия.
На сегодняшний день занятия по физическому воспитанию выступают как одно из «средств повышения адаптационных возможностей организма, обеспечения жизнедеятельности и противостояния неблагоприятным условиям среды и возникновению заболеваний» [2, 105]. При этом значительную доля в этих средствах занимают самостоятельные занятия. К сожалению, лишь 20-25% старшеклассников в своей повседневной жизнедеятельности отводят занятиям различными видами двигательной активности рекомендуемые 8-10 часов в неделю. Остальные, под различными предлогами в это число не попадают.
В Государственной программе РФ «Развитие физической культуры и спорта» №1661 от 30 сентября 2021 года был определен уровень достижения к 2030 году процента систематически занимающихся физической культурой и спортом как 70% от населения. К сожалению, при нынешнем низком уровне физической активности молодежи, эти цифры кажутся весьма сложными для выполнения.
Одной из главных причин такой низкой организации двигательного режима является несформированное понимание ценности жизни, низкий уровень знания основ и отношения к здоровью, отсутствие установки на соблюдение здорового образа жизни, неприятие последствий различных форм нанесения вреда здоровью.
Были проведены ряд опросов и тестов по определению уровня знаний, заинтересованности и мотиваций, а также уровня физической подготовленности учащихся, в которых приняли участия 52 ученика 11 классов (20 юношей, 32 девушек) МБОУ СОШ №6, МБОУ СОШ №8, МБОУ СОШ №9 а. Кошехабль, РА.
По результатам анкетирования:
- меньше половины 21 ученик (40%) считают занятия по физическому воспитанию необходимыми;
- 11 учеников (22% опрошенных) занимаются спортом (из них 3 ученика (6%) имеют соревновательный опыт на высоком уровне);
- 27% (14 учеников) указали на систематическое повышение двигательной активности самостоятельными занятиями;
- 46% (23 ученика) понимает возможность укрепления здоровья средствами физического воспитания.
При этом:
- 51% (27 учеников) указали на недостаточно высокий уровень здоровья;
- 55% (31 ученик) указывают на то, что именно состояние здоровья является препятствием к занятиям физической культурой.
Также есть немалый процент учащихся, приводящий такие аргументы, как:
- дефицит времени - 11 учеников (22%);
- отсутствие предпочтительных видов для занятий - 7 учеников (13%);
- неперспективность занятий, в контексте будущей профессиональной деятельности, как бесполезная трата времени - 9 учеников (17%).
В опросник были включены ряд вопросов по физиологии и анатомии, для определения понимания учениками роли физических упражнений и их воздействия на развитие и функционирование основных систем организма (опорно-двигательный аппарат, дыхательную систему, кровеносную систему).
Результаты показали очень низкую осведомленность по данным вопросам у 18 учеников (34%).
Ряд вопросов относились к здоровому образу жизни, его составляющим и мерах по его улучшению. Ответы учеников продемонстрировали весьма посредственные знания в этой области.
Также были проанализированы данные по количеству пропусков занятий учениками по болезни. За год получилось:
- у девушек, 32 ученицы 11 классов пропустили в среднем по 23 занятий по физической культуре;
- у юношей, 20 учеников пропустили в среднем по 15 занятий.
Кроме того, был предложен блок тестов по определению физической подготовленности, в который входили упражнения, определяющие уровень развитие физических качеств. Тесты состояли из нормативов ВФСК «ГТО», соответствующих возрасту испытуемых.
Было предложено выполнить тесты в начале учебного года и в конце.
По результатам выполнения тестов в начале года, ученики были условно соотнесены в разные группы подготовленности (низкий, средний, высокий) и в конце года, после повторной сдачи тестов, мы сравнили эти показатели.
Таблица 1. Изменение показателей тестов у девушек от начала к концу 2023/2024 учебного года (количество учащихся).
тесты в начале года в конце года
низкий средний высокий низкий средний высокий
бег 100 м 10 18 4 8 18 6
бег 2000 м 17 14 1 14 17 1
прыжок в длину с места толчком двумя ногами 8 19 5 5 20 7
подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 13 15 4 10 18 4
наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье 4 14 14 5 12 15
сгибание и разгибание рук в упоре лежа 11 18 3 10 18 4
поднимание туловища из положения лежа на спине 12 14 6 12 13 7
средний процент выполнения тестов 35% 50% 15% 28% 53% 19%
Результат получился следующий: девушки несколько улучшили свой уровень к концу года. Процент выполнивших тесты с «низкими» показателями уменьшился с 35% до 28%, соответственно увеличился процент выполнивших тесты на «средние» и «высокие» показатели. В целом девушки улучшили свои результаты на 7%. Виды, где девушки улучшили свои показатели, это бег 100 м, подтягивание из виса на высокой перекладине, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье.
Таблица 2. Изменение показателей тестов у юношей от начала к концу 2023/2024 учебного года (количество учащихся).
в начале года в конце года
тесты низкий средний высокий низкий средний высокий
бег 100 м 4 11 5 5 10 5
бег 3000м 7 10 3 9 9 2
прыжок в длину с места толчком двумя 4 9 7 5 9 6
ногами
подтягивание из виса на высокой 6 10 6 9 7 4
перекладине
наклон вперед из положения стоя на 4 11 5 7 8 5
гимнастической скамье
сгибание и разгибание рук в упоре лежа 2 11 7 6 9 5
поднимание туловища из положения лежа 6 9 5 9 6 5
на спине
средний процент выполнения тестов 25% 50% 25% 36% 41% 23%
У юношей результаты по окончании учебного года изменились не в лучшую сторону. Так процент выполнивших тесты на «низкий» уровень увеличился на 10%. Виды, вызвавшие сложность в выполнении: подтягивание из виса на высокой перекладине, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа на спине.
По итогам проведенных опросов и анализу показанного уровня подготовленности учениками 11 классов 3 школ можно сделать ряд выводов:
- выпускники имеют довольно низкие, мозаичные знания о здоровом образе жизни, процессах, происходящих в организме человека и мерах по улучшению физического развития, использованию потенциала физического воспитания:
- отсутствие положительной динамики в физическом развитии в течении года обусловлено, прежде всего, слабо организованным двигательным режимом в свободное от занятий время и малоподвижной досуговой деятельности;
- данные факты оказывают влияние на повышение уровня заболеваемости детей, снижению сопротивляемости организма.
Необходимо уделить больше внимания вооружению молодежи более глубокими и наглядными знаниями о роли физического воспитания, средствах и методах поддержания здоровья, работоспособности, умению организовать правильный двигательный режим с недельной нагрузкой 8-10 часов, использовать в своей повседневной деятельности разные формы физкультурно-оздоровительных занятий разной направленности, особенно самостоятельных занятий.
Список литературы
1. Мирза М.Ю., Чувакин А.Л., Ельникова О.О., Власова И.Е. Результаты мониторинга состояния здоровья студентов Адыгейского государственного университета [Текст] / М.Ю. Мирза // "Тенденции развития науки и образования"-2023-Ы№ 104-С 224.