Казиев Зараб Газизович,
ведущий научный сотрудник сектора анализа и правового мониторинга Центра правового мониторинга Института законодательства РК, кандидат юридических наук, профессор
мониторинг в социальной сфере: определение приоритетных направлений и акцентов анализа законодательства
Важнейшим вектором деятельности всех государственных органов нашей страны является их обязанность реализации конституционного постулата о том, что Республика Казахстан является правовым, социальным государством.
Согласно современным взглядам, социальное государство (нем. Sozial staat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) -политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся [1].
Анализируя казахстанский путь двадцатилетнего суверенного развития и достижений к настоящему времени, можно утверждать, что по ряду параметров наша страна стала обладать основными качественными характеристиками, соответствующими социальному государству. Так, в 2012 году в своей программной статье, посвящённой социальной модернизации, Глава государства Н.А. Назарбаев подчеркнул: «За годы независимости в Казахстане создан крепкий фундамент социального государства. Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран» [2].
Обоснованность этого утверждения подтверждается такими признаками, как:
- высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
- социально ориентированная структура экономики;
- формирование гражданского общества;
- разработка государством разнообразных социальных программ;
- развитое социальное законодательство;
- утверждение целей государства, обес печивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
- социальная ответственность перед гражданами.
При этом Республика Казахстан на конституционном и законодательном уровне не только провозгласила, но и на системной организационно-правовой основе реализует функции социального государства. Это выражается в:
- поддержке социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
- охране труда и здоровья людей;
- поддержке семьи, материнства, детства;
- устранении социального неравенства путем перераспределения доходов;
- поощрении благотворительной деятельности;
- финансовой поддержке образовательных и культурных программ;
- борьбе с безработицей.
Парадигма социальной ориентированности нашего государства наиболее чётко прослеживается в ключевых политико-правовых документах, ставящих задачи экономической модернизации наравне с вопросами развития казахстанской социальной системы и общества. Необходимость реального и скорейшего воплощения государственной политики по формированию нового качества жизни казахстанцев акцентированно сфокусирована в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» (январь, 2012 г.), а также в его статье: «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда.
Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА
Глобальный тренд социальной модернизации» (июль 2012 г.). На их основе Правительству РК было поручено до апреля 2013 года разработать Общенациональную Концепцию социального развития Республики Казахстан на период до 2030 года.
Как известно, в ней первоочередной задачей, решение которой позволит успешно осуществлять социальную модернизацию, определено «обновление социального законодательства». Это вызвано тем, что каждая из перечисленных выше функций хотя и обеспечена соответствующими законодательными актами и программно-целевыми документами, их содержание, а также решение поставленных задач осуществляется зачастую несогласованно, запоздало, а нередко и противоречиво между собой, осложнено множеством бюрократических процедур. Как отмечает Ж.У. Тлембаева, поспешность в принятии законов и подзаконных актов обусловили рассогласованность значительной части правовых норм [3]. Такое состояние законодательства, безусловно, способствует нарушению прав и свобод граждан, является существенным коррупциогенным фактором.
Работа по обновлению нормативной правовой базы должна охватывать совершенствование законодательной регламентации не только в сфере образования, молодёжной политики, трудовой, профсоюзной деятельности, развития социального партнёрства, создания общенациональной системы внесудебного разрешения споров, на которые акцентировал внимание Президент страны. В частности, нуждается в оценке качество законодательства и его применения также в области местного самоуправления, социального обеспечения наименее защищённых слоёв населения, в том числе и в условиях социально-экономического кризиса.
Необходима объективная картина по законодательству в сферах демографической политики, обеспечения людей жильём, жилищно-коммунального хозяйства, кредитования населения, науки и научно-технической деятельности, культуры, физической культуры и спорта, о земельных отношениях, в области защиты имущественных и неимущественных прав, интеллектуальной собственности, исполнения судебных актов, о состоянии уголовной и административной юстиции, правоохранительной и пенитенциарной систем, социальной защиты их сотрудников и
пенсионеров, лиц, самозанятых трудовой деятельностью, и с ограниченными возможностями, а также во всех других отраслях жизни общества, отражающих степень реализации прав и свобод отдельной личности, в целом влияющих на социальное самочувствие населения.
В качестве примера можно привести следующий факт. Согласно рейтингам Отчета о глобальной конкурентоспособности за 2012 год, определяемым Всемирным экономическим форумом, по показателям: «надежность полицейских услуг» - Казахстан имеет улучшение всего на 15 позиций (со 111 до 96). Вместе с тем, следует отметить, что в 2005 году данный показатель равнялся 68, в 2008 - 97.
Кроме того, эту картину дополняют результаты социологического опроса, проведенного в 2012 году по государственному заказу Агентства Республики Казахстан по статистике. Так, из 356 тыс. респондентов 3,5%, или 12 тысяч заявили, что становились жертвами преступлений, из них только 46%, или 1,6% от общего числа опрошенных, обращались в правоохранительные органы.
В совокупности данные иллюстрации с явной очевидностью указывают, что причиной такого положения в противостоянии казахстанского общества преступности является недоверие его граждан к правоохранительной системе.
Данное обстоятельство является одним из многих весомых аргументов социального характера в пользу разработки в настоящее время проекта Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан до 2020 года. В комплексе предусматриваемых в ней мер намечается корректировка законодательства из разных сфер, связанных с правоохранительной деятельностью, внедрение прозрачной системы критериев и оценки деятельности правоохранительных органов, способной измерить результаты работы и уровень профессиональной компетентности сотрудников, а также их потенциал в разрезе стратегических задач соответствующего органа. Это будет способствовать повышению имиджа правоохранительных органов и уровня доверия граждан к их деятельности, в целом укреплению законности и правопорядка в стране.
Таким образом, анализу на комплексной основе по перечисленным выше функциональным направлениям деятельности казахстанского государства должна подвергнуться вся социально-правовая система страны для выявления её проблем и
резервов. Следует также особо подчеркнуть, что эта работа должна осуществляться не по случаю выхода очередных или внеочередных административных или общеполитических установок, а постоянно, как составная часть функций каждого государственного органа.
Новый мощный импульс этому направлению даёт Послание Главы государства, Лидера нации H.A. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» [4].
В перечисленных стратегических установках ставится актуальная задача по осуществлению тщательной ревизии социального законодательства на предмет его эффективности не только сейчас, но и на среднесрочную перспективу. в предлагаемом контексте, конечно же, однозначно предполагается использование в социальной сфере потенциала правового мониторинга как действенного механизма анализа и совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
При этом, как показывают результаты фундаментального прикладного научного исследования «Правовой мониторинг в Республике Казахстан: теория, проблемы, перспективы», проведённого в 2012 году Институтом законодательства Республики Казахстан, основными целями мониторинга законодательства для уполномоченных органов в соответствующих сферах и Правительства РК по его итогам должны стать:
- объективная оценка состояния законодательства и правоприменительной деятельности государственных органов;
- определение направления развития и совершенствования законодательства, укрепление законности и правопорядка;
- эффективное функционирование системы сотрудничества: человек-общество-государство;
- достижение уровня опережающего развития законодательства.
На наш взгляд, указанные цели могут быть достигнуты в том случае, если в каждом из центральных государственных органов будут чётко, согласно Правил проведения правового мониторинга нормативных правовых актов, утверждённых постановлением Правительства РК от 25 августа 2011 года №964, функционировать система мониторинга и правоприменительной практики, осуществляться постоянная систематизация законодательства, прогнозно-аналитическое обес-
печение нормотворческой деятельности, целенаправленно использоваться возможности институтов гражданского общества в процессе законопроектной работы.
Значительные возможности для анализа правоприменительной практики, а на её основе -и самого законодательства, содержит мониторинг реализации действующих государственных социальных программ и проектов в различных сферах, оценка их эффективности, выявление причин слабой результативности. По нашему мнению, такой анализ целесообразно осуществлять профильными рабочими группами с привлечением специалистов в соответствующих секторах по основным направлениям, таким как образование и наука, культура, здравоохранение и жильё и жилищно-коммунальное хозяйство.
Уполномоченными органами должен быть собран исчерпывающий массив информации аналитического характера, то есть осуществлён мониторинг практических результатов, позволяющий более продуктивно осуществлять правовой мониторинг. Как показывает изучение такого опыта, итоги анализа фактического состояния выполнения той или иной общенациональной, отраслевой либо региональной программы намного качественнее, когда в этой работе используются апробированные формы и методы участия общественности. Так, например, на заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации при Президенте РФ 23 января 2013 года подчёркивалась особая роль Общественной палаты и других общественных объединений, действующих не только на федеральном уровне, но использующих региональную сеть. В результате в Правительство России по полугодиям поступает информация не узковедомственного мониторинга, а объективная картина о практических изменениях на местах, их оценках гражданами и общественностью [5].
Правовой мониторинг, осуществляемый в социальной сфере, в целом должен привести внутринациональное законодательство Казахстана в соответствие с общепризнанными международными актами, например, такими, как Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина», Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Конвенции и рекомендации международной организации труда: Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения, 1952» 1952 года;
Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА
Конвенция МОТ №131 «Об установлении минимальной заработной платы, 1970» и другие акты международного характера. Такой результат будет способствовать повышению рейтинга нашей страны в Отчете о глобальной конкурентоспособности, определяемым Всемирным экономическим форумом, по показателям состояния социальной сферы, и, тем самым, приближать реализацию Стратегии «Казахстан-2050».
В рамках правового мониторинга каждого отдельного законодательного акта и в целом всего законодательства в социальной сфере исполнителям мониторинговых исследований, кроме соблюдения общих требований, изложенных в Методических рекомендациях по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов, утвержденных приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 28 октября 2011 года №350, следует с учетом специфики анализируемого объекта проверять нормы и положения нормативного правового акта на соответствие их принципам, которые обеспечивают социальную справедливость и правовую гарантированность услуг каждому человеку со стороны государства и общества. К ним относятся: признание и гарантированность в Республике Казахстан прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство
прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и др.
Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Они являются межотраслевыми принципами и наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения. Сфере социального обслуживания свойственны следующие принципы: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность [6, 7].
Акцентированное внимание к реализации перечисленных принципов социально-правовой системе Казахстана несомненно повысит качество мониторинга законодательства в этой сфере, улучшит законопроектную и нормотворческую деятельность, а также правоприменительную практику в интересах каждого человека.
Список литературы
1.http://www.ukrmform.ua/rus/order/?id=891550
2. Н.А. Назарбаев «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. Глобальный тренд социальной модернизации» / Казахстанская правда. - 2012 г. - 10 июля.
3. Тлембаева Ж.У. Система законодательства Республики Казахстан: проблемы теории и практики. Монография / под ред. акад. НАН РК, д.ю.н. Баймаханова М.Т. - Астана, 2012. - 330 с. С.5.
4. Послание Главы государства, Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства».
5. http://state.kremlin.ru/commission/31/news/17363
6. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001.- С. 44-45.
7. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. - М.: Новый юрист, 1997. - С. 25-26.
Мащалада щазащстандыщ мемлекеттщ цызметгшц злеуметтгк шецберг сиящты щущыщтыщ мониторингтщ нысаны щарастырылады, оныц багыты жэне зацнаманыц талдау акценттерг аныщталады.
ТYйiн свздер: элеуметтЫ шецбер, зацнама, щущыщтыщ мониторингi, элеуметтт эдыд^ктщ устанымдары.
В статье рассматривается социальная сфера деятельности казахстанского государства как объект правового мониторинга, определяются его направления и акценты анализа законодательства.
Ключевые слова: социальная сфера, законодательство, правовой мониторинг, принципы социальной справедливости.
The article discusses the social sphere of the Kazakh stateas an object of monitoring, by its direction and focus of the analysis of legislation.
Keywords: social sphere, legislation, legal monitoring, principles of social justice.
Зараб Газизулы ^азиев,
КР Зац шыгару институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгы талдау жэне мониторинг
секторыньщ жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к., профессор
Элеуметтж саладаFы мониторинг: басым баFыттарды жэне зацнаманы талдау акценттерш айк;ындау
Казиев Зараб Газизович,
ведущий научный сотрудник сектора анализа и правового мониторинга Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.ю.н., профессор
Мониторинг в социальной сфере: определение приоритетных направлений и акцентов анализа законодательства
Kaziyev Zarab Gazizovich,
senior research fellow, of the Center of legal monitoring of Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, candidate of Law, Professor of Law
Monitoring in a social sphere: determination of priority directions and accents of analysis of legislation