Научная статья на тему 'Мониторинг уровня здорового образа жизни у студенческой молодежи (на примере ФГБОУ ВО «АМГУ»)'

Мониторинг уровня здорового образа жизни у студенческой молодежи (на примере ФГБОУ ВО «АМГУ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическое исследование / здоровый образ жизни / педагог-психолог / здоровьесбережение / компетентность / сельская школа / студенты / psychological and pedagogical research / healthy lifestyle / educational psychologist / health care / competence / rural school / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Александровна, Сазонова Анастасия Олеговна

В статье представлены результаты исследования уровня здорового образа жизни у студенческой молодежи. Работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «АмГУ», факультета социальных наук, кафедры психологии и педагогии, 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, 2–4 курсы. Методики общепринятые, апробированные. Основная работа была направлена на выявление изменений в мотивационной сфере студентов вуза психолого-педагогического направления подготовки к здоровьесберегающей деятельности в сельском образовательном учреждении. Было использовано 3 методики на определение следующих показателей: степень понимания основ здорового образа жизни, распределение показателей по основным шкалам понимания важности здорового образа жизни, общее отношение к здоровью. Выявленные показатели ориентированы на 3 компонента: аксиологический, гносеологический, практический. По завершению исследованию был применен t-критерий Стьюдента, для оценки эффективности работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Александровна, Сазонова Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE LEVEL OF HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS (USING THE EXAMPLE OF THE FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «AMSU»)

The article presents the results of a study of the level of healthy lifestyle among students. The work was carried out on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “AmSU”, Faculty of Social Sciences, Department of Psychology and Pedagogy, 03.04.02 – Psychological and pedagogical education, 2–4 courses. The methods are generally accepted and proven. The main work was aimed at identifying changes in the motivational sphere of university students in the psychological and pedagogical field of preparation for health-saving activities in a rural educational institution. 3 methods were used to determine the following indicators: the level of understanding of the basics of a healthy lifestyle, the distribution of indicators according to the main scales of understanding the importance of a healthy lifestyle, and the general attitude to health. The identified indicators are focused on 3 components: axiological, epistemological, and practical components. At the end of the study, the Student’s t-test was applied to assess the effectiveness of the work.

Текст научной работы на тему «Мониторинг уровня здорового образа жизни у студенческой молодежи (на примере ФГБОУ ВО «АМГУ»)»

Мониторинг уровня здорового образа жизни у студенческой молодежи (на примере ФГБОУ ВО «АМГУ»)

Иванова Елена Александровна,

канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Амурский государственный университет E-mail: 2009_irbis@mail.ru

Сазонова Анастасия Олеговна,

ассистент, кафедра педагогики и психологии, Амурский

государственный университет

E-mail: anastasiya.kritskaya99@yandex.ru

В статье представлены результаты исследования уровня здорового образа жизни у студенческой молодежи. Работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «АмГУ», факультета социальных наук, кафедры психологии и педагогии, 44.03.02 -Психолого-педагогическое образование, 2-4 курсы. Методики общепринятые, апробированные. Основная работа была направлена на выявление изменений в мотивационной сфере студентов вуза психолого-педагогического направления подготовки к здоровьесберегающей деятельности в сельском образовательном учреждении. Было использовано 3 методики на определение следующих показателей: степень понимания основ здорового образа жизни, распределение показателей по основным шкалам понимания важности здорового образа жизни, общее отношение к здоровью. Выявленные показатели ориентированы на 3 компонента: аксиологический, гносеологический, практический. По завершению исследованию был применен t-критерий Стьюдента, для оценки эффективности работы.

Ключевые слова: психолого-педагогическое исследование, здоровый образ жизни, педагог-психолог, здоровьесбереже-ние, компетентность, сельская школа, студенты.

В современном мире цифровизации и активного развития технологий обретает всё больший вес проблема активности человека и сохранности его здоровья. В связи с облегчением условий удовлетворения базовых потребностей и внедрение в обиход новых технологий, не требующих физических затрат, люди стали менее физически активны. За счет этого возрастает риск возникновения сопутствующих заболеваний, в то время как мысль о вреде пассивного образа жизни возникает крайне редко. Данная тенденция прослеживается на всех возрастных этапах.

Особое внимание стоит обратить на подрастающее поколение. Многие молодые люди начинают задумываться о том, что следует прибегать к определенным мерам поддержки своего физического и морального состояния, придерживаться определенным правилам и нормам здорового образа жизни, но, как показывает практика, осознание этого приходит достаточно поздно, когда по медицинским показаниям необходимо скорректировать свой образ жизни. Для того, чтобы снизить риск негативных последствий компетентным специалистам следует проводить профилактическую работу по корректировки ценности здоровья и здорового образа жизни. Одним из таких специалистов может стать - педагог-психолог. Данный факт можно аргументировать тем, что педагог-психолог наиболее часто взаимодействует с участниками образовательного процесса, организуют воспитательную работу и на личном примере может показать ценность ведения здорового образа жизни.

В составе Амурской области по состоянию на 1 января 2023 года находились 9 городских округов, 12 муниципальных округов, 8 муниципальных районов, 6 городских и 98 сельских поселений. Численность постоянно проживающих в городских округах к началу 2023 года насчитывала 454,6 тыс. человек (60,1%), численность населения муниципальных округов - 203,0 тыс. человек (26,9%), численность населения муниципальных районов - 98,6 тыс. человек (13,0%) [6]. Статистические данные указывают на преимущественно сельское население Амурской области. На основании этого, возможно подтвердить необходимость подготовки психолого-педагогических кадров компетентных в вопросах здоровьесбере-гающей деятельности в сельской школе.

В связи с актуальностью данной проблемы, было организованно исследование, направленное на определение уровня ведения здорового образа жизни бакалавров психолого-педагогического образования [4]. Исследование организовано

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см о см

на базе ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», факультета социальных наук, кафедра педагогики и психологии. При отборе респондентов, по нужным нам показателям, были выбраны студенты 2-4 курсов направления подготовки 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование. Ранее было проведено входное исследование, при котором были получены первичные данные об отношении студентов психолого-педагогического образования к ЗОЖ [4]. На основе результатов исследования была разработана модель профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности [1], а также выявлены педагогические условия профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесберегающей деятельности [5]. В связи с этим определены следующие цель и задачи мониторинга:

Цель исследования: вывить динамику уровня мотивации, знаний и ориентации на ценность здоровья при включении компонентов здоровьесбе-режения в свою профессиональную деятельность.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень ценности здоровья и мотивации студентов психолого-педагогического направления подготовки к ведению ЗОЖ.

2. Определить уровень сформированности основ компетенций о здоровьесбережении у студентов психолого-педагогического образования.

В качестве диагностического материала был определен ряд методик, которые содержательно отвечают характеру проводимого исследования. К ним относятся: анкета «Структура здорового образа жизни студенческой молодежи», опросник «Профиль здорового образа жизни -ПроЗОЖ» (адаптация: М.Д. Петраш, О.Ю. Стри-жицкая, И.Р. Муртазина (2018)), опросник «Отношение к здоровью» (Р.А. Березовская), в последующем для определения эффективности работы для расчета полученных результатов применили t-критерий Стьюдента. Исследование проводилось последовательно, при соблюдении всех требований его реализации.

При сравнительном анализе полученных данных анкеты «Структура здорового образа жизни студенческой молодежи» выявлено, что у 24% опрошенных отмечается высокие показатели уровня ведения здорового образа жизни. Это на 12% выше, чем при входном исследовании. Важно отметить, что низкий уровень ведения ЗОЖ выявлен у 29% респондентов, в сравнении с первичными показателями, это на 5% ниже. Средний уровень составляет 47% от общего числа участвовавших в исследовании студентов, изначально данный уровень составлял 54%. Данные представлены на рисунке 1.

При сравнительном анализе качественных данных исследования следует отметить, что у опрошенных постепенно появляется осознание важности заботы о своем здоровье. Помимо непосредственного практического включения компонентов ЗОЖ в повседневную рутину, респонденты вос-

полнили уровень знаний в области здоровьесбе-режения в сельской школе. Следовательно, повышается степень компетентности в данном вопросе. Этот момент положительно влияет как на личность студента, так и на профессиональный портрет будущего специалиста. Положительная динамика уровня принятия факта ценности здорового образа жизни может указывать на увлеченность студенческой молодежи психолого-педагогического образования, а также на заинтересованность в работе в сельской местности. В процессе деятельности респонденты более часто стали обращать внимание на основные составляющие ЗОЖ.

■ Высокий уровень ■ Средний уровень - Низкий уровень

Рис. 1. Уровень ведения ЗОЖ бакалавров психолого-педагогического образования

40% 30% 20% 10%

Ответсвенность за здоровье Физическая активность Внутренний/духовный рост ■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рис. 2. Профиль здорового образа жизни бакалавров психолого-педагогического образования

В ходе интерпретации результатов опросника «Профиль здорового образа жизни - ПроЗОЖ» стоит отметить заметные изменения в школе «Внутренний/духовный рост». Первичный результат составил 9% респондентов с высоким уровнем, после проведенной работы он вырос до 22%. В свою очередь низкий уровень по этой же шкале снизился на 25%. При общем рассмотрении процентных соотношений число студентов с низкой степенью осознанности по всем шкалам заметно уменьшился. При этом возросло число опрошенных с низкими и средними показателями. Так по шкале «Ответственность за здоровье»: высокий уровень - с 10% до 24%, низкий уровень -с 43% до 30% респондентов. По шкале «Физическая активность», итогам обработки данных опро-

48%

46%

0%

са, преимущественно увеличилось число студентов со средним уровнем до 48% (первоначальный результат - 35%). Высокий уровень по шкале возрос с 19% до 27% от общего числа участников исследования. Данные представлены на рисунке 2.

Исходя из анализируемых данных опросника отмечается тенденция уменьшения низкого уровня по шкалам и значительное увеличение испытуемых со средним и высоким уровнями. Число студентов, осознающих важность сохранения и укрепления здоровья увеличилось, также возросла их физическая активность и внутренняя готовность к принятию ответственности за своё состояние. Данный факт свидетельствует о том, что в мировоззрении студентов появляется осознание ценности здоровья не только на базовом уровне. В связи с повышением интереса к вопросам здо-ровьесбережения и их включения в свою деятельность, испытуемые начали активно искать информацию о новых способах и формах внедрения здоровьесберегающих технологий в свою жизнь. Это гарантирует наличие внутренней установки на занятие спортом в любых условиях, применение всех имеющихся средств, которые смогут помочь в поддержании физической формы. Ведь как известно, не все сельские населенные пункты снабжены современным оборудованием для занятия спортом, из чего следует, что необходимо проявить и творческий подход к данному вопросу. Физическая активность человека напрямую зависит от его мотивации, ценностных ориентиров, направленных на поддержания благополучия личности. Здоровьесберегающее поведение является заключительным этапом формирования компетентности в данном направлении.

Будущие педагоги-психологи осознанно относятся к переосмыслению своих жизненных ориентиров. Не стоит забывать о том, что понятие «здоровья» подразумевает не только физическое благополучие, но сюда также включается и психологическая стабильность личности студента. По шкале «Внутренний/духовный рост» можно отметить разницу между первоначальными показатели и результатами, полученными после проведённой работы. При продолжительном влиянии на студентов возможно добиться ещё более высоких результатов.

Опросник «Отношение к здоровью» (Р.А. Березовская) включает себя несколько шкал: когнитивная, эмоциональная, поведенческая, ценностно-мотивационная. Исходя из результата исследования можно сделать вывод о том, что по всем показателям отмечается положительная динамика. Наиболее высокая разница при сравнении первичных и вторичных данных выражена по поведенческой и ценностно-мотивационной шкалам. С 23% и 29% показатели возросли до 59% и 67% включительно. Эмоциональная шкала составляет 84% (высокий уровень), при входном исследовании -56% (средний уровень). По когнитивной шкале выявлено, что респонденты обладают высоким уровнем адекватности по отношению к своему здоро-

вью. Первичные данные указывали на средний уровень адекватности отношения к здоровью -35% (рис. 3).

Рис. 3. Отношение к здоровью бакалавров психолого-педагогического образования

Качественно анализируя данные исследования по опроснику можно говорить о том, что по всем шкалам заметны положительные изменения. Изначально низкие уровни поднялись до высоких и средних. Другими словами, повысился уровень теоретических знаний, респонденты стали понимать ценность ведения здорового образа жизни, возникает мотивационная составляющая к ЗОЖ. Со стороны эмоций можно подчеркнуть, что испытуемые смогут в полном объеме наслаждаться качеством жизни и высокими показателями по состоянию своего здоровья. Стали более трепетно относится к профилактическим проверкам и мониторингу его уровня. В рамках поведенческой шкалы выражается соответствие между уровнем осознанности и конкретными действиями в области здоровьесбережения, также это участие в мероприятиях здоровьесберегающей направленности.

Из полученных результатов мониторинга можно сделать следующие выводы:

1. По всем показателям отмечается положительная динамика, отрицательная тенденция отсутствует.

2. Компетентность в области здоровьесбере-жения в сельской школе испытуемых повысилась не только на базовом, но и профессиональном уровне.

3. Отмечается способность оперирования знаниями как в теории, так и на практике.

Для того чтобы наглядно показать эффективность выполненной работы в рамках профессиональной подготовки к здоровьесберегающей деятельности будущих педагогов-психологов в сельской школе [1], был применен Ькритерий Стьюден-та.

Была использована формула для зависимой выборки Ькритерия Стьюдента:

ёмп =

d

Sd 0)

Необходимо определить гипотезы исследования:

Н0 = статистических различий нет.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

84%

Н1 = есть статистические различия.

Нами был получен следующий показатель: 1эмп = 19,461. Исходя из данных исследования ^рит = 2,007 для P < 0,05. Таким образом, 1эмп = 19,461 на 5% уровне значимости первоначальное предположение подтвердилось, у респондентов заметны достижения в рамках здоровьесберегающей компетентности. Гипотеза H0 отклоняется и принимается гипотеза H1 - есть статистические различия.

Далее рассчитаем t-критерия Стьюдента по трем компонентам: аксиологический, гносеологический и практический компоненты. Таким образом, мы сможем определить имеются ли статистические различия или они отсутствуют. Следующие данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Расчет t-критерия Стьюдента по компонентам

Компоненты tэмп Ось значимости P

Аксиологический компонент 7,853 Находится в зоне значимости < 0,05

Гносеологический компонент 7,352 < 0,05

Практический компонент 4,256 < 0,05

о с

CJ

см о см

Анализируя данные таблицы 1 обратим внимание на то, что tэмп находится в зоне значимости, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии статистических различий. Значит, исследование имеет свою ценность и результативность.

Проделанную работу в рамках аксиологического компонента можно считать эффективной, так как испытуемые начинают ставить здоровье в иерархии ценностей на первые места. На данных момент для них становится абсолютно естественным повышение своего уровня жизни через здоро-вьесберегающую деятельность и здоровый образ жизни. Ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих в дальнейшем сможет помочь в профессиональной деятельности, а также активизирует желание к передаче ценности субъектам образовательного процесса.

Гносеологический компонент отражает эффективность работы в рамках знаний о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесбережении в целом и особенностях организации здоровьесбере-гающей деятельности в сельских школах. Респонденты создают для себя базу теоретических знаний, которую в последующем возможно расширять и преобразовывать, исходя из нововведений и появлении актуальных данных.

Эффективность работы в рамках практического компонента отличается зависимостью накопленной теоретической базой и возможностями образовательных учреждений. Отметим, что студенты стали более заинтересованы во включении технологий здоровьесбережения в свою будущую профессиональную деятельность, возникает понимание какие методы и средства можно использовать на базе сельских школ. Таким образом, по-

является возможность реализовывать свой потенциал на практике.

Таким образом мы можем сделать вывод, что эффективность модели [1] и педагогических условий [5] проверена эмпирическим путём, показала положительную динамику при её практической реализации. Это даёт основания полагать, что работа проведена успешно. Важно отметить тот факт, что в процессе организации исследования участники образовательных отношений активно сотрудничали со специалистами, включались в работу с заинтересованностью. Данный опыт можно применять на направлениях, связанных со взаимодействием между людьми, где необходимо оттачивать здоровьесберегающую компетентность. Стоит отметить, что полученная база знаний способствует качественной организации в профессиональной области, но и в рамках повседневной жизни.

Литература

1. Иванова, Е.А. Модель профессиональной подготовки педагога-психолога к здоровьесбе-регающей деятельности в малокомплектной сельской школе / Е.А. Иванова, А.О. Крицкая // Современное педагогическое образование. -2022. - № 6.

2. Камбаров, А.Э. Формирование здорового образа жизни у учащейся молодежи - основа благополучия в обществе / А.Э. Камбаров // European science. - 2020. - № 3

3. Колпакова, А.Н. Педагогические аспекты изучения динамики формирования установок здорового образа жизни в разновозрастной группе / А.Н. Колпакова // Beneficium. - 2018. - № 2 (27)

4. Сазонова, А.О. Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки / А.О. Сазонова // Молодой ученый. - 2023. - № 20 (467). - С. 384387.

5. Сазонова, А.О. Педагогические условия профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к здо-ровьесберегающей деятельности в сельской школе/ Е.А. Иванова, А.О. Сазонова // Современное педагогическое образование. - 2024. -№ 4

6. 28.rosstat [Электронный ресурс]: офиц. сайт. -Режим доступа: https://28.rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/2(395).pdf

MONITORING THE LEVEL OF HEALTHY LIFESTYLE AMONG STUDENTS (USING THE EXAMPLE OF THE FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «AMSU»)

Ivanova E.A., Sazonova A.O.

Amur State University

The article presents the results of a study of the level of healthy lifestyle among students. The work was carried out on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "AmSU", Faculty of Social Sciences, Department of Psychology and Pedagogy, 03.04.02 - Psychological and pedagogical educa-

tion, 2-4 courses. The methods are generally accepted and proven. The main work was aimed at identifying changes in the motivational sphere of university students in the psychological and pedagogical field of preparation for health-saving activities in a rural educational institution. 3 methods were used to determine the following indicators: the level of understanding of the basics of a healthy lifestyle, the distribution of indicators according to the main scales of understanding the importance of a healthy lifestyle, and the general attitude to health. The identified indicators are focused on 3 components: axiological, epistemological, and practical components. At the end of the study, the Student's t-test was applied to assess the effectiveness of the work.

Keywords: psychological and pedagogical research, healthy lifestyle, educational psychologist, health care, competence, rural school, students

References

1. Ivanova, E.A. Model of professional training of a teacher-psychologist for health-saving activities in a small rural school /

E.A. Ivanova, A.O. Kritskaya // Modern pedagogical education. - 2022. - № 6.

2. Kambarov, A.E. Formation of a healthy lifestyle among students - the basis of well-being in society / A.E. Kambarov // European science. - 2020. - No.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kolpakova, A. N. Pedagogical aspects of studying the dynamics of formation of healthy lifestyle attitudes in a multi-age group / A.N. Kolpakova // Beneficium. - 2018. - № 2 (27)

4. Sazonova, A. O. A study of the level of healthy lifestyle management among students of psychological and pedagogical training / A.O. Sazonova // Young scientist. - 2023. - № 20 (467). -Pp. 384-387.

5. Sazonova, A.O. Pedagogical conditions of professional training of bachelors of psychological and pedagogical education for health-saving activities in rural schools/ E.A. Ivanova, A.O. Sazonova // Modern pedagogical education. - 2024. - № 4

6. 28.rosstat [Electronic resource]: official. website. - Access mode: https://28.rosstat.gov.ru/storage/mediabank72 (395).pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.