УДК 304.3:61 -051 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-473-479
Критериальная оценка готовности будущих педагогов
к здоровому образу жизни О. А. Деминцева
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Введение. Статья посвящена проблеме оценивания готовности будущих педагогов к здоровому образу жизни. Конкретизируется структура готовности к здоровому образу жизни, выделены компоненты готовности к здоровому образу жизни. Дана краткая характеристика критериев и показателей готовности к здоровому образу жизни, установлены уровни формирования готовности к здоровому образу жизни. Цель: конкретизировать уровни и критерии готовности к здоровому образу жизни у будущих педагогов. Материалы и методы. Исследование основано на теоретическом анализе научно-педагогической и психологической литературы по проблеме исследования и методе моделирования. Результаты исследования, обсуждения. Принимая во внимание теоретические исследования и опыт оценки готовности педагогов к здоровому образу жизни, считаем целесообразным выделение в структуре оценки готовности следующих взаимосвязанных критериев: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и оценочно-рефлексивного, каждый из которых содержит комплекс показателей, позволяющих выделить уровни формирования готовности к здоровому образу жизни (низкий, средний, высокий). Заключение. Анализ уровней и критериев готовности будущих педагогов к здоровому образу жизни позволяет установить их сущностную связь с такими психологическими понятиями, как «компонент готовности», «показатель готовности». Процесс формирования готовности к здоровому образу жизни носит многоуровневый характер, что требует выделения уровней и конкретизации критериев ее сформированности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, формирование готовность к здоровому образу жизни, структура готовности, компоненты готовности, критерии готовности, показатели готовности.
Criteria assessment of readiness of future teachers
to a healthy lifestyle O. A. Demintseva
Mari State University, Yoshkar-Ola
Introduction. The article is devoted to the problem of assessing the readiness of future teachers to a healthy lifestyle. The structure of readiness for a healthy lifestyle is specified, components of readiness for a healthy lifestyle are highlighted. A brief characteristic of the criteria and indicators of readiness for a healthy lifestyle is given, the levels of readiness formation for a healthy lifestyle are established. Purpose: to specify the levels and criteria of readiness for a healthy lifestyle of future teachers. Materials and methods. The research is based on the theoretical analysis of scientific-pedagogical and psychological literature on the research problem and the method of modeling. The results of the study, discussion. Taking into account theoretical studies and experience of assessing the teachers' readiness for a healthy lifestyle, we consider it appropriate to allocate the following interrelated criteria in the readiness assessment structure: motivational-value, cognitive, activity-oriented and evaluative-reflective, each of which contains a set of indicators that allow to identify the levels of readiness for a healthy lifestyle (low, medium, high). Conclusion. The analysis of levels and criteria of readiness of future teachers to a healthy lifestyle, allows us to establish their essential connection with such psychological concepts as "readiness component", "readiness indicator". The process of formation of readiness for a healthy lifestyle is multi-level in nature, which requires the allocation of levels and specification of the criteria of its formation.
Keywords: a healthy lifestyle, formation of readiness for a healthy lifestyle, readiness structure, readiness components, criteria of readiness, readiness indicators.
© Деминцева О. А., 2019
В системе ценностей учащихся различных ступеней обучения здоровье занимает одно из главных положений. Но, как показывают современные исследования1 в области здоровьесбережения, большинство обучающихся образовательных организаций не имеют твердой жизненной установки на ведение здорового образа жизни. В решении противоречия между значением понятия «здоро-вьесбережение» в обеспечении жизнедеятельности личности, реализующей ЗОЖ, роль педагога становится определяющей. Кроме того, здоровье педагогу обеспечивает продуктивное выполнение им профессиональных функций, поэтому приоритетной задачей высшей школы является формирование у будущих педагогов готовности к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Студенческие годы являются важным этапом для реализации здорового образа жизни, так как этот возраст считается завершающим этапом в области усвоения человеком системы ценностей и началом интеграции полученных знаний в систему социокультурных отношений.
Для того чтобы оценить результаты процесса формирования готовности будущего педагога к здоровому образу жизни, необходима конкретизация уровней и критериев оценки показателей сформированности данного вида готовности.
Оценка готовности будущих педагогов к ЗОЖ предполагает разработку критериально-оценочного аппарата, который раскрывается с помощью понятий «критерий» и «показатель».
С точки зрения методологии педагогики критерий представляет более обобщенный «признак, по которому происходит оценка, сравнение реальных педагогических явлений, качеств, процессов» [6]. О. Ю. Макарова считает, что «критерий выполняет методологическую функцию по отношению к показателям», так как с точки зрения науки критерий должен отвечать таким требованиям, как надежность, валидность, адекватность, точность, интегративность [6]. В современных исследованиях существует множество трактовок понятия «критерий», нам подходит определение А. В. Чернышёвой, которая утверждает, что «критерий готовности представляет собой некий показатель, эталон или стандарт, по которому можно судить о степени подготовленности субъек-
1 Актуальные здоровьесберегающие технологии для использования в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения: Аналитический обзор. Серия: «Здоровье в школе». Вып. 1. СПб. : ГБС(К)ОУ школа-интернат № 9. 2014. 118 с.
та к какой-либо деятельности» [10]. Критерии отражают суть исследуемого явления, его основные аспекты, их можно измерить и сформулировать. Измерения проводят с помощью диагностических методик, в том случае если признаки можно упорядочить. Измерения обеспечивают доступность наблюдения за отдельным критерием и процессом формирования готовности к будущей педагогической деятельности.
Критерии готовности характеризуются с помощью показателей, которые наполняют критерии конкретным смыслом, позволяют быть доступными для наблюдения и регулируют его содержание. Показатели позволяют осуществить подбор адекватных методик для оценки критериев готовности. Основываясь на признаках, показатели имеют частный характер по отношению к критерию, поэтому каждый критерий имеет несколько показателей. Любой показатель является составной частью критерия, который характеризует его содержание, поэтому понятие «критерий» шире понятия «показатель». Критерий более стабилен, а показатель, в связи с вариативностью своих признаков, более динамичен.
Выделение критериев и показателей готовности будущих педагогов к ЗОЖ требует уточнения понятия «готовность будущих педагогов» и его структурных компонентов.
Под готовностью будущих педагогов к ЗОЖ мы понимаем комплекс качеств человека, необходимых ему, чтобы выполнять информативную, диагностическую, формирующую и рефлексивную функции субъекта здоровьесберегающей деятельности.
Еще в 1976 году М. И. Дьяченко и Л. А. Кан-дыбович, рассматривая содержание и структуру готовности, выделили несколько взаимосвязанных между собой компонентов: мотивационный, ориентационный операциональный, волевой и оце-ночный2 [5]. Мотивационный компонент, по мнению авторов, выражается в желании успешно выполнять поставленную задачу; ориентацион-ный компонент предусматривает наличие интереса к объекту деятельности; операционный компонент предполагает наличие знаний, умений и навыков, владение методами реализации данной деятельности; волевой компонент характеризуется внутренней потребностью к управлению
2 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 25 с.
действиями; оценочный компонент предполагает оценку и самооценку своей деятельности в решении профессиональных задач, противопоставляя ее образцам.
Е. Г. Федосимов в структуре готовности к здо-ровьесберегающей деятельности четко выделяет четыре основных компонента: мотивационно-потребностный, информационно-гностический, операционально-деятельностный и поведенческий. Мотивационно-потребностный компонент проявляется как заинтересованность или убежденность человека к сохранению и укреплению своего здоровья, на основе ведения здорового образа жизни. Информационно-гностический компонент выражается в потребности получить и накопить знания о ЗОЖ и рациональном использовании полученных знаний во благо здоровья общества. Операционально-деятельностный компонент
содержит умения и навыки, методы и приемы сохранения и укрепления здоровья, которые формируются в ходе образовательного процесса. Поведенческий компонент готовности проявляется в отношении человека к своему здоровью и использовании полученных знаний с целью укрепления и сохранения здоровья.
А. В. Левченко оценивает уровни сформиро-ванности здорового образа жизни, опираясь на следующие показатели1:
- уровень знаний о здоровом образе жизни и желание укрепить свое здоровье;
- оценка роли здоровья в системе общечеловеческих ценностей, в системе ценностей ЗОЖ и конкретных видов физической культуры;
- проявление активности и других волевых качеств, которые помогают освоению ЗОЖ;
- уровень общей физической работоспособности и состояние здоровья.
Е. А. Югова при работе со студенческой молодежью предлагает определить уровни сформи-рованности готовности к здоровому образу жизни опираясь на показатели:
- формирование отношения студентов к своему здоровью, как главной ценности человека, опираясь на знания учебных курсов «смыслоори-ентированных» на формирование ЗОЖ;
- формирование мотивации студента на ведение ЗОЖ;
1 Левченко А.В. Формирование готовности к здоровому образу жизни у студентов педагогического университета: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.03 / Левченко Александр Васильевич. Самара, 2001. 23 с.
- формирование у студентов прочных навыков ЗОЖ, за счет устранения пробелов в знаниях и применении знаний в сохранении и поддержании собственного здоровья;
- осуществление контроля за качеством полученных знаний, умений, навыков при выполнении практических заданий, отражающихся в уровнях развития здоровьесберегающих компетенций [11].
В исследованиях Э. Ф. Зеева для оценивания уровней сформированности к ЗОЖ у будущих педагогов применялись такие компоненты, как гносеологический, ценностно-смысловой и дея-тельностный компонент [5]. Гносеологический компонент оценивает базовые знания студентов о здоровье и здоровом образе жизни, которые необходимы им при профессиональной подготовке. Ценностно-смысловой компонент предусматривает формирование ценностного отношения студентов к собственному здоровью и здоровью окружающих. Деятельностный компонент определяет степень активности при получении знаний о ЗОЖ и выявляет практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления здоровья.
Е. В. Витун определяет структуру готовности к здоровому образу жизни, выделяя различные компоненты готовности к ЗОЖ: познавательный (когнитивный), эмоциональный (аффективный), поведенческий (конативный) и волевой. Познавательный (когнитивный) компонент включает знания в области ЗОЖ, умения и навыки самоконтроля (отказ от вредных привычек, правильно оценивать свое состояние и возможности). Эмоциональный компонент выделяет признание здоровья и ЗОЖ, выражает эмоциональное отношение к проблемам здорового образа жизни. Поведенческий компонент раскрывается как умения и навыки придерживаться здорового стиля жизни, вести активную физическую деятельность. Волевой компонент выражается в виде усилий и поведенческих установок.
Обобщая полученную информацию, в структуре готовности будущих педагогов к ЗОЖ мы выделили четыре компонента: мотивационно-цен-ностный, познавательный (когнитивный), деятель-ностный и оценочно-рефлексивный, - и на основании их содержания определены одноименные критерии оценки готовности.
Мотивационно-ценностный критерий в структуре готовности будущего педагога к ЗОЖ является
базовым, так как отражает интерес, мотив, намерения и стремление будущего педагога вести ЗОЖ. Данный критерий готовности будущего педагога к ЗОЖ прослеживается в поведении через ценностное отношение к своему здоровью и включает готовность к проявлению личной инициативы.
Когнитивный критерий готовности будущего педагога к ЗОЖ включает сумму теоретических и практических знаний об анатомо-физиологи-ческих особенностях человека, знания общетеоретического и методического характера в области ЗОЖ, знания возрастной педагогики и психологии человека. Важным показателем уровня сформиро-ванности когнитивного компонента готовности будущего педагога к ЗОЖ является знание сущности здоровьесберегающих технологий и особенностей применения их в педагогическом процессе.
Деятельностный критерий оценивает практическую готовность будущего педагога к ЗОЖ. Деятельностный критерий включает оценку таких умений и навыков будущего педагога, как умение рационально организовывать свой режим дня с учетом требований ЗОЖ, умение интегрировать в учебно-воспитательный процесс знания о ЗОЖ, использовать здоровьесберега-ющие технологии при его проектировании и организации, владеть простейшими методиками оценки функционального состояния организма. Если когнитивный критерий готовности включает оценку теоретических знаний студента, то деятельностный критерий определяется в процессе практической деятельности студента при решении педагогических задач, связанных со здо-ровьесбережением, и демонстрирует уровень овладения им средствами, методами и технологиями ЗОЖ, в том числе и в процессе прохождения педагогической практики. Деятельностный критерий готовности к ЗОЖ будущего педагога выражается в самостоятельном умении вести ЗОЖ и умении спроектировать и организовать здоровьесберегающую образовательную среду, реализовать в педагогическом процессе здоро-вьесберегающие технологии, мотивировать обучающихся к ЗОЖ.
Оценочно-рефлексивный критерий проявляется в способности будущего педагога оценивать свою здоровьесберегающую деятельность. По определению А. Маслоу, способность к рефлексии присуща личностям, которые стремятся к самореализации и самоактуализации. Педагогическая рефлексия, по мнению М. Н. Авериной и А. В. Во-
ронина, выражается формулой, которая объединяет опыт и рефлексию опыта [2]. Основными показателями оценочно-рефлексивного критерия готовности будущего педагога к ЗОЖ являются способность оценивать влияние окружающей среды на здоровье человека, а также умение анализировать результаты своей здоровьесберегаю-щей деятельности, выявлять ошибки и недостатки с целью коррекции этого процесса.
Исходя из структуры готовности к ЗОЖ и взаимосвязанных в ней компонентов Е. В. Ви-тун выделяет три уровня сформированности готовности к здоровому образу жизни: алгоритмический, эвристический, креативный.
Находясь на алгоритмическом уровне, человек воспроизводит полученную информацию о ЗОЖ, но не стремится использовать ее в деятельности, направленной на формирование собственного образа жизни и своей профессиональной деятельности. Данный уровень предполагает сформированность лишь когнитивного компонента готовности к здоровому образу жизни, который является лишь первым шагом на пути формирования ЗОЖ.
Эвристический уровень характеризуется тем, что у человека формируются более глубокие знания о здоровьесбережении, а также появляются намерения и попытки изменить свой собственный образ жизни, возникает стремление донести знания о ЗОЖ в процессе своей педагогической деятельности.
Креативный уровень предполагает кардинальные изменения в собственном образе жизни, в сфере укрепления и сохранения здоровья. Человек в процессе своей профессиональной деятельности демонстрирует уровень овладения средствами, методами и технологиями здоровьесбережения. На данном уровне человек имеет высокий уровень сформированности всех компонентов и критериев готовности к здоровому образу жизни.
Оценочные результаты критериев профессиональной готовности к ЗОЖ распределены нами по трем уровням (низкому, среднему и высокому), которые позволяют судить о степени сфор-мированности компонентов в ее структуре.
Так, низкий уровень сформированности моти-вационно-ценностного критерия характеризуется отсутствием или неустойчивым проявлением интереса к информации о ЗОЖ, слабо выраженной мотивацией к будущей профессинальной деятельности в области здоровьесбережения.
Низкий уровень сформированности деятельностно-го критерия выражается в неспособности или нежелании понимать, что именно надо делать для создания здоровьесберегающей среды: не сформированы умения планировать, прогнозировать, организовывать, осуществлять, здоровьесбрегающую деятельность и анализировать ее результаты. Низкий уровень определяется отсутствием навыков рефлексии и оценивания собственной будущей профессиональной деятельности в сфере ЗОЖ, наблюдается чрезмерно завышенная или заниженная самооценка, некритичность к своему поведению. Низкий уровень предполагает лишь частичную сформированность когнитивного компонента готовности к здоровому образу жизни, который предполагает наличие элементарных знаний о здоровье и является первым шагом на пути формирования ЗОЖ.
Средний уровень определяется положительным отношением и интересом будущих педагогов к ЗОЖ, характеризуется наличием базовых знаний студента о здоровье и факторах, его определяющих, частичным пониманием важности сохранения и укрепления здоровья, ведением здорового образа жизни, эпизодическим владением практическими навыками здоровьесбережения, готовностью к сотрудничеству с педагогом в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Средний уровень характеризуется способностью анализировать социокультурные процессы, влияющие на ведение ЗОЖ, оценивать свои профессиональные и личностные возможности и соотносить их с задачами здоровьесбережения.
Высокий уровень сформированности мотива-ционно-ценностного критерия характеризуется устойчивой внутренней мотивацией, осознанием ценности здоровья, пониманием социальной и личностной значимости ЗОЖ, наличием профессиональной установки будущих педагогов в оказании школьникам помощи в ведении ЗОЖ. Когнитивный компонент характеризуется глубокой системой знаний о законах возрастного анатомо-физиологического и психологического развития в школьном возрасте; знание теоретических и технологических основ осуществления деятельности по ведению ЗОЖ. Высокий уровень сформированности деятельностного компонента характеризуется наличием целеустремленной деятельности в сфере физической и творческой активности студента, раскрытием потенциала для достижения физического совершенства.
Деятельностный компонент характеризуется умениями перевести теоретические знания в область практического применения, выражающий профессионализм будущего педагога вздоро-вьесберегающей деятельности. Высокий уровень оценочно-рефлексивного компонента готовности отличает осознанное осуществление будущим педагогом оценки и рефлексии результатов здо-ровьесберегающей деятельности, выявление ошибок и проблем готовности к ЗОЖ с целью коррекции данного процесса, осуществление самоанализа и самооценки будущей профессиональной деятельности в сфере ЗОЖ. На данном уровне человек имеет высокий уровень сформи-рованности всех компонентов и критериев готовности к здоровому образу жизни.
Таким образом, нам видится целесообразным выделение в структуре оценки готовности следующих взаимосвязанных критериев: мотивацион-но-ценностного, когнитивного, деятельностного и оценочно-рефлексивного, каждый из которых содержит комплекс показателей, позволяющих выделить уровни формирования готовности к здоровому образу жизни (низкий, средний, высокий).
Для оценки готовности будущих педагогов к ЗОЖ нами был создан банк методик оценки уровней сформированности по каждому из вышеперечисленных критериев. Так, для оценки мотивационно-ценностного критерия была предложена методика Е. В. Жданова «Выявление сформированности ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни». Когнитивный критерий оценивался по методике Ю. Г. Абакумовой по полноте и прочности усвоения знаний о здоровьесбережении. Деятельностный критерий оценивается по уровню активности будущего педагога к занятиям физическими упражнениями по методике О. Н. Шкитырь «Готовность студентов к профессиональной оздоровительной деятельности». Уровень сформированности оценочно-рефлексивного критерия оценивался «Методикой диагностики рефлексивности» (опросник А. В. Карпова). Обобщая полученные результаты уровней сформированности готовности будущих педагогов к ЗОЖ, мы использовали опросник «Сформированность компонентов становления здорового образа жизни у обучающихся» А. Г. Носова - это стандартизированная методика, предназначенная для оценки исходного уровня становления здорового образа жизни у обучающихся в возрасте от 14 до 30 лет.
Предлагаемая модель оценивания уровня готовности будущих педагогов к ЗОЖ носит комплексный характер и позволяет не только выявить динамику процесса формирования готовности
к ЗОЖ, но и конкретизировать проблемы и определить перспективы формирования готовности в процессе профессиональной подготовки.
Литература
1. Абакумова Ю.Г. Критерии и уровни сформированности здоровьесберегающей компетентности будущего педагога // Вестник ОГУ. 2016. № 9 (197). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-urovni-sformirovannosti-zdoroviesberegayuschey-kompetentnosti-buduschego-pedagoga (дата обращения: 24.09.2018).
2. Аверин М.Н., Воронин А.В. Структура общепрофессиональных умений педагога: рефлексивный компонент // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Т. II. С. 113-119. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2013_2pp/28.pdf (дата обращения: 27.09.2018).
3. Деминцева О.А., Кондратенко Е.В. Категориальный анализ понятия «готовность к здоровому образу жизни» в современной психолого-педагогической литературе // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 17-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35055763 (дата обращения: 27.09.2018).
4. Добротворская С.Г. Психолого-педагогическая оценка готовности студентов к здоровому образу жизни // Образование и саморазвитие. 2008. № 1 (7). С. 168-174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18055141 (дата обращения: 27.09.2018).
5. Зеер Э.Ф., Югова Е.А. Критерии и показатели оценки здоровьесберегающей компетентности студентов // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 78-82 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-otsenki-zdoroviesberegayuschey-kompetentnosti-studentov (дата обращения: 27.09.2018).
6. Макарова О.Ю. Критерии и показатели оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-2. С. 348-351. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18771609 (дата обращения: 27.09.2018).
7. Москалева А.С., Байлук В.В. Формирование готовности к здоровьесберегающей деятельности у социальных педагогов // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 16-22 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18771609 (дата обращения: 27.09.2018).
8. Пичугина И.В. Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки будущих педагогов // Вестник ЮГУ. 2017. № 1-1 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-zdoroviesberezheniya-v-protsesse-podgotovki-buduschih-pedagogov (дата обращения: 24.09.2018).
9. Тихомирова Ю.М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014. С. 6-9. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5082/ (дата обращения: 24.09.2018).
10. Чернышёва А.В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности «Социальная работа») // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-1. С. 78-82. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=26786 (дата обращения: 27.09.2018).
11. Югова Е.А. Разработка и содержание смыслообразующих конструкторов здорового образа жизни студентов // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 110-115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25718562 (дата обращения: 27.09.2018).
References
1. Abakumova Yu.G. Kriterii i urovni sformirovannosti zdorov'esberegayushchei kompetentnosti budushchego pedagoga [Levels and criteria of completeness health caring competence of future teacher]. Vestnik OGU = Vestnik of OSU, 2016, no. 9 (197). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-urovni-sformirovannosti-zdoroviesberegayuschey-kompetentnosti-buduschego-pedagoga (accessed 24.09.2018). (In Russ.).
2. Averina M.N., Voronin A.V. Struktura obshcheprofessional'nykh umenii pedagoga: refleksivnyi komponent [The structure of the teacher's standard professional abilities: a reflective component]. Yaroslavskiipedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2013, no. 2, vol. II, pp. 113-119. Available at: http://vestnik.yspu.org/releases/2013_2pp/28.pdf (accessed 27.09.2018). (In Russ.).
3. Demintseva O.A., Kondratenko E.V. Kategorial'nyi analiz ponyatiya «gotovnost' k zdorovomu obrazu zhizni» v sovremennoi psikhologo-pedagogicheskoi literature [Categorical analysis of the concept "readiness for adoption healthy lifestyle" in the modern psychological-pedagogical literature]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Mari State University, 2018, vol. 12, no. 2, pp. 17-24. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35055763 (accessed 27.09.2018). (In Russ.).
4. Dobrotvorskaya S.G. Psikhologo-pedagogicheskaya otsenka gotovnosti studentov k zdorovomu obrazu zhizni [Psychological and pedagogical assessment of students' readiness for a healthy lifestyle]. Obrazovanie i samorazvitie = Education and Self-development, 2008, no. 1 (7), pp. 168-174. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18055141 (accessed 27.09.2018). (In Russ.).
5. Zeer E.F., Yugova E.A. Kriterii i pokazateli otsenki zdorov'esberegayushchei kompetentnosti studentov [Criteria and indicators of assessment of health-saving competence of students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2014, no. 10, pp. 78-82. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-otsenki-zdoroviesberegayuschey-kompetentnosti-studentov (accessed 27.09.2018). (In Russ.).
6. Makarova O.Yu. Kriterii i pokazateli otsenki effektivnosti funktsionirovaniya vospitatel'noi sistemy vuza [Criteria and indicators as the assessment of High school educational system efficiency]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental research, 2013, no. 1-2, pp. 348-351. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18771609 (accessed 27.09.2018). (In Russ.).
7. Moskaleva A.S., Bailuk V.V. Formirovanie gotovnosti k zdorov'esberegayushchei deyatel'nosti u sotsial'nykh pedagogov [Readiness formation to health-saving activity of social teachers]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka = Pedagogical Education and Science, 2009, no. 10, pp. 16-22 Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18771609 (accessed 27.09.2018). (In Russ.).
8. Pichugina I.V. Formirovanie kul'tury zdorov'esberezheniya v protsesse podgotovki budushchikh pedagogov [Building a culture of health preservation in the process of future teachers training]. Vestnik YuGU = Yugra State University Bulletin, 2017, no. 1-1 (44). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-kultury-zdoroviesberezheniya-v-protsesse-podgotovki-buduschih-pedagogov (accessed 24.09.2018). (In Russ.).
9. Tikhomirova Yu.M. Teoreticheskii analiz strukturnykh komponentov psikhologicheskoi gotovnosti k professional'noi deyatel'nosti [Theoretical analysis of the structural components of psychological readiness for professional activity]. Psikhologiches-kie nauki: teoriya i praktika: materialy IIMezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, mart 2014 g.) = Psychological Sciences: theory and practice: materials of the II International Scientific Conf. (Moscow, March 2014), Moscow, Buki-Vedi, 2014, pp. 6-9. Available at: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5082/ (accessed 24.09.2018). (In Russ.).
10. Chernysheva A.V. Model' formirovaniya gotovnosti studentov k professional'noi deyatel'nosti v protsesse izucheniya spetsi-al'nykh distsiplin (na primere spetsial'nosti «Sotsial'naya rabota») [Model of formation of readiness of students to professi onal work in the course of studying of special disciplines (on the speciality example "Social work")]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental research, 2011, no. 8-1, pp. 78-82. Available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=26786 (accessed 27.09.2018). (In Russ.).
11. Yugova E.A. Razrabotka i soderzhanie smysloobrazuyushchikh konstruktorov zdorovogo obraza zhizni studentov [Development of the structure and content of the meaningful constructs of students' healthy lifestyle]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2016, no. 1, pp. 110-115. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25718562 (accessed 27.09.2018). (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 25.08.2019 г.; принята к публикации 30.09.2019 г.
Submitted25.08.2019; revised30.09.2019.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article:
Деминцева О.А. Критериальная оценка готовности будущих педагогов к здоровому образу жизни // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 473-479. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-473-479
Demintseva O.A. Criteria assessment of readiness of future teachers to a healthy lifestyle. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 4, pp. 473-479. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4473-479 (In Russ.).
Об авторе
Деминцева Ольга Александровна
старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
About the author Olga A. Demintseva
Senior Teacher, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]