MALTSEV Victor Petrovich and others CHARACTERISTICS OF HEALTHY LIFESTYLE..
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
VTTk" ISO 01 0 I tT\ 10,202.1 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0
•УДЛ. Ljy.yi TOIJ.V |(сс) (jjCS) Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0080 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 5691-3454 AuthorlD: 541692 ORCID: 0000-0002-2453-6585 ScopusID: 57202220089
МАЛЬЦЕВ Виктор Петрович, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности»
Сургутский государственный педагогический университет (628400, Россия, Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, e-mail: mal585@mail.ru)
SPIN: 7772-3522 AuthorlD: 91089 ORCID: 0000-0002-7466-2918
ГОВОРУХИНА Алена Анатольевна, доктор биологических наук, заведующий кафедрой «Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности» Сургутский государственный педагогический университет (628400, Россия, Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, e-mail: govalena@mail.ru)
SPIN: 4952-1614 AuthorlD: 623735 ORCID: 0000-0002-3994-6835
ЛОЖКИНА-ГАМЕЦКАЯ Наталья Ивановна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры «Медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности» Сургутский государственный педагогический университет (628400, Россия, Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, e-mail: nata-abatsk@mail.ru) Аннотация. В современных условиях сформированность компонентов здорового образа жизни учащейся молодёжи, определяющих сохранность здоровья выступает предиктором социального благополучия и работоспособность будущих специалистов. Рассогласованность между знаниями, определяющими ЗОЖ, и реальным поведением с учетом личностных аспектов психологического статуса среди студентов актуализирует изучение данной проблемы. Исследование направлено на изучение структуры здорового образа жизни и личностных параметров студентов 1 курса педагогического университета. Общая выборка студентов (n=174, возраст 18,4 года) дифференцирована по половому признаку. Оценка уровня сформированности компонентов здорового образа жизни проведена с помощью опросника «Профиль здорового образа жизни - ПроЗОЖ» - HPLP. Психодинамические характеристики личности: тревожность и депрессия были диагностированы при помощи опросников Спилбергера-Ханина и шкалы депрессии Цунга. Статистический анализ результатов исследования: однофакторный дисперсионного анализ и корреляционный анализ проведены с помощью Statistica v. 7.0. Анализ полученных результатов указывает на средний уровень сформированности компонентов ЗОЖ у обследованных первокурсников. Общий уровень сформированности компонентов здорового образа жизни обследованных девушек-студенток составляет 66% от максимально возможного, у юношей - 75%. Конструкты, характеризующие наблюдаемое поведение респондентов, менее сформированы, нежели показатели когнитивного и эмоционального компонентов благополучия. Юноши более ответственно относятся к своему здоровью, что находит свое отражение в достоверно больших средних показателях компонентов ЗОЖ. Поученные результаты установили высоко достоверную связь компонентов ЗОЖ и психодинамических показателей тревожности и депрессии. При этом наличие (20% выборки) студентов с низкими показателями ценности и ответственности за свое здоровье определяет необходимость создания условий по формированию здоровьесберегающей мотивации и деятельности по сохранению и укреплению индивидуального здоровья.
Ключевые слова: компоненты здорового образа жизни, студенты, здоровьесберегающее поведение, психодинамические показатели, уровень тревожности и депрессии, здоровьесбережение.
CHARACTERISTICS OF HEALTHY LIFESTYLE COMPONENTS OF FIRST YEAR PEDAGOGICAL STUDENTS IN THE CONTEXT OF PERSONAL PECULIARITIES
© The Author(s) 2021
MALTSEV Victor Petrovich, Candidate of Biological Sciences, Assistant Professor of Biomedical disciplines and
life safety Department Surgut State Pedagogical University (628400, Russia, Surgut, 10/2 50 Let VLKSMMSt., e-mail:mal585@mail.ru) GOVORUKHINA Alena Anatolievna, Doctor of Biology, Head of the Department of Medical and
Biological Disciplines and Life Safety Surgut State Pedagogical University (628400, Russia, Surgut, 10/2 50 Let VLKSMM St., e-mail: govalena@mail.ru) LOZHKINA-GAMETSKAYA Natalya Ivanovna, Candidate of Biological Sciences, Senior Teacher of Medical and Biological Disciplines and Life Safety" Department Surgut State Pedagogical University (628400, Russia, Surgut, 10/2 50 Let VLKSMM St., e-mail: nata-abatsk@mail.ru) Abstract. In contemporary conditions the development of healthy lifestyle components among students determining the health preservation is the predictor of social well-being and work ability of future specialists. The discrepancy between the knowledge determining a healthy way of life and actual behavior taking into account the personal aspects of psychological status among students makes this problem actual. The study aims to investigate the structure of healthy lifestyle and personal parameters of 1st year students of a pedagogical university. The total sample of students (n=174, age 18.4 years) was differentiated by gender. The level of formation of healthy lifestyle components was assessed using the Healthy Lifestyle Profile - HPLP questionnaire. Psychodynamic personality characteristics: anxiety and depression were diagnosed using the Spielberger questionnaire and the Zung Depression Scale. Statistical analysis of the results of the study: single-factor analy-348 OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
МАЛЬЦЕВ Виктор Петрович и другие ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВОГО...
sis of variance and correlation analysis were performed using Statistica v. 7.0. The analysis of the results indicates an average level of formation of the components of healthy lifestyle among the surveyed first-year students. The overall level of formation of healthy lifestyle components of the surveyed female students is 66% of the maximum possible, in young men - 75%. The constructs characterizing the observed behavior of the respondents are less formed than the indicators of the cognitive and emotional components of well-being. Young men are more responsible for their health, which is reflected in significantly higher average values for the components of health and wellness. The results found a highly significant association between the components of a healthy lifestyle and psychodynamic measures of anxiety and depression. At the same time, the presence (20% of the sample) of students with low indicators of value and responsibility for their health determines the need to create conditions for the formation of health-saving motivation and activities to preserve and promote individual health.
Keywords: components of a healthy lifestyle, students, health-saving behavior, psychodynamic indicators, level of anxiety and depression, health saving.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это индивидуальная система поведения человека, направленная на поддержание своего здоровья [1]. Согласно мнению [2] ЗОЖ выступает ведущим компонентом в обеспечении профилактической среды, ориентированной на сохранение здоровья и увеличении продолжительности жизни населения.
Особую значимость имеет проблема сформирован-ности компонентов здорового образа жизни учащейся молодёжи, определяющих сохранность здоровья и выступает предиктором социального благополучия и работоспособность будущих специалистов [3, 4].
В связи с этим повышается роль высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность [5, 6]. Выбор образа жизни, связанного с ценностными представлениями о себе, с возможностями позитивного социального влияния и гибкого (имеющего ресурсы выбора) поведения, обеспечивает продуктивно-успешные результаты деятельности в контексте здоровья [7-9]. Несоответствие между доступностью знаний, необходимых для ведения ЗОЖ и реальным поведением, а также распространенность нарушений психологического статуса среди студентов актуализирует изучение структуры здорового образа жизни и взаимосвязи его компонентов с уровнем тревожности и депрессии [10].
МЕТОДОЛОГИЯ
Цель работы: анализ сформированности компонентов здорового образа жизни и их взаимосвязи с личностными параметрами студентов 1 курса педагогического университета.
В исследовании приняли участие студенты-первокурсники (средний возраст 18,4 года), обучающихся Педагогического направления подготовки разных факультетов Сургутского государственного педагогического университета. Исследование проводилось в межсессионный период, после завершения срочной адаптации к условиям образовательной среды вуза. Общая выборка студентов (n=174) дифференцирована по половому признаку. Оценка уровня сформированно-сти компонентов здорового образа жизни проведена с помощью опросника «Профиль здорового образа жизни - ПроЗОЖ» - HPLP (S.N. Walker, 1996 [11], в адаптации М.Д. Петраш, 2018 [12]). Методика позволяет охарактеризовать компонентную структуру здорового образа жизни и оценить сопутствующие факторы, влияющие на поведение, направленное на сохранение и укрепление здоровья. Результаты кросс-культурных исследований показали высокую надежность и эффективность психодиагностической методики в оценке здорового образа жизни. Опросник включает шесть шкал, условно сгруппированные в два блока. В первом включены конструкты, характеризующие наблюдаемое поведение респондентов: ответственность за здоровье, физическую активность и питание. Во втором блоке включены шкалы, характеризующие когнитивный и эмоциональный компоненты благополучия респондентов: духовный рост, межличностные отношения и управление стрессом. Высокие значения шкал указывают на сфор-
мированность поведения, направленного на укрепление своего здоровья.
Психодинамические характеристики личности: тревожность и депрессия были диагностированы при помощи опросников Спилергера-Ханина и шкалы депрессии Цунга.
Статистический анализ результатов проведен с помощью пакета прикладных программ Statistica v. 7.0 (StatSoft, USA). Проведен описательный статистический анализ данных. Сравнение средних значений изучаемых показателей проводили по данным однофак-торного дисперсионного анализа (one-way ANOVA). Применялась процедура апостеорного сравнения средних с помощью критерия Тьюки для неравных выборок. Для оценки уровня связи между показателями ЗОЖ и психодинамическими характеристиками личности респондентов применяли корреляционный анализ.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Обобщенные результаты уровня сформированности ценности к здорового образа жизни у студентов первого курса СурГПУ представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Средние показатели уровня сформированности компонентов ЗОЖ у студентов первого курса СурГПУ, балл (M±c).
Показатель Девушки (n=138) Юноши (n=36) р-уровень
Ответственность за здоровье 21,2±5,0 23,9±6,7 0,034
Физическая активность 18,3±5,6 24,6±5,1 <0,001
Питание 21,1±5,0 23,9±5,1 0,017
Духовный рост 27,4±5,0 29,9±4,5 0,024
Межлично стные отношения 29,8±4,4 30,8±4,4 0,33
Управление стрессом 21,2±4,4 23,6±4,3 0,017
Общий показатель 138,9±29,0 156,8±29,7 0,009
Анализ полученных результатов указывает на средний уровень сформированности компонентов ЗОЖ у обследованных первокурсников. Установлено, что юноши более ответственно относятся к своему здоровью (р=0,034), что характеризует понимание значимости не только сохранения, но и улучшения здоровья; имеют лучшие представления о культуре питания (р=0,017), отличатся проявлением большей физической активности (<0,001), подразумевающее соблюдение определенного режима регулярных занятий физическими упражнениями. Юноши также в среднем более стремятся к развитию внутренних ресурсов, достижению самореализации (р=0,024) и лучше знают, как противодействовать стрессу (р=0,017) по сравнению с девушками.
Межполовых различий по средним показателям, отражающим межличностные отношения респондентов, выявлено не было (отличия между группами юношей и девушек не более одного балла). Средние показатели данной шкалы имеют максимальное выражение из всех шкал применяемой методики.
Наибольшие различия средних значений отмечены по шкале «физическая активность» (средний показатель юношей на 6,3 балла больше, чем в группе девушек). Этот показатель оказался наиболее вариативным
MALTSEV Victor Petrovich and others CHARACTERISTICS OF HEALTHY LIFESTYLE...
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
в группе девушек (30,6%), тогда как у юношей - наибольшая изменчивость отмечена по показателю ответственности за здоровье (28,0%). Наиболее однородным в обеих группах был показатель, характеризующий межличностные отношения обучающихся (вариативность среднего значения не более 15%).
В целом общий уровень сформированности компонентов здорового образа жизни обследованных девушек-студенток составляет 66% от максимально возможного, у юношей - 75%.
Муртазина И.Р. [13] также отмечает, что у мужчин общий показатель ЗОЖ мужчин несколько выше, чем у женщин. Согласование по распределению компонентов ЗОЖ отмечается лишь в превалировании показателя физическая активность у лиц мужского пола и схожей выраженности показателя межличностные отношения.
На рисунке 1 представлена структура процентного выражения средних количественных показателей от максимального уровня сформированности компонентов ЗОЖ у обследованных студентов первого курса СурГПУ.
Рисунок 1 - Процентное выражение средних количественных показателей уровня сформированности компонентов ЗОЖ у студентов первого курса СурГПУ (девушки п=138; юноши n=36), %.
Данные, представленные на рисунке, подтверждают, что конструкты, характеризующие наблюдаемое поведение респондентов, менее сформированы, нежели показатели когнитивного и эмоционального компонентов благополучия. Выявленная особенность указывает на оптимальный уровень сформированности волевого компонента личности обследованных студентов, их стремления к созиданию и самосовершенствованию, к активной социальной жизни, доброжелательной установке на межличностное взаимодействие, при среднем уровне деятельной активности по сохранению собственного здоровья.
В исследованиях [8, 13] представлены результаты исследования сформированности компонентов ЗОЖ молодых людей среднего возраста, в котором также установлено превалирование средних показателей эмоционально - волевого компонентов ЗОЖ над поведенческими компонентами.
На рисунке 2 представлена частота встречаемости респондентов с низким выражением (менее 50% уровня сформированности) компонентов ЗОЖ.
Управленне стрессом Межличностные отношения Духовный рост Питание Физическая актнвноств Ответственность за здоровье
0
20 25 30 35
■ Юноши ■ Девушки
Рисунок 2 - Частота встречаемости респондентов с низким выражением компонентов ЗОЖ у студентов первого курса СурГПУ (девушки п=138; юноши п=36), %.
Полученные результаты свидетельствую, что сходные результаты в группах юношей и девушек отмечены по показателям, характеризующим ответственность за здоровье. Порядка пятой части опрошенных студентов характеризовались низкими баллами, набираемыми по этой шкале. Важно отметить, что у этих студентов снижено вниманием к своему здоровью, и недостаточно сформировано понимание значимости улучшения собственно здоровья. Порядка 20% обследованных девушек-студенток обнаружили несформированность культуры питания (вероятно полученные результаты отражают влияние моды на худощавость и диеты). Также более 30% обследованных девушек-студенток имели низкие результаты, характеризующие активную и рациональную двигательную активность. Юношей с низкими значениями по шкалам, отражающим когнитивный и эмоциональный компоненты благополучия ЗОЖ, не выявлено.
В целом поученные результаты согласуются с данными других авторов [3, 15, 16] Антоненко М.Н., приводя статистические результаты опроса обучающейся молодёжи в вопросах состояния своего здоровья, отмечает, что порядка 2/3 опрошенных оценивает свое здоровье, как хорошее. В своем исследовании [15] указывает, что превалирующее число опрошенных студентов педагогического вуза Тувы имели средний уровень самооценки своего уровня здоровья. Груздева М.А. [16] отмечает, что молодые люди до 30 лет оценивают здоровье как хорошее и очень хорошее, при этом порядка 75% опрошенных молодых людей практикуют те или иные здоровьесберегательные технологии.
Кролевец О.П. [1] и Badger [17] в своих исследованиях отмечают, что у лиц с несформированным представлением о ЗОЖ выше показатели тревоги, невротической депрессии, астении, истерического типа реагирования, обсессивно-фобических и вегетативных нарушений. В связи с этим мы выполнили анализ психологических характеристик обследованных студентов и установили взаимосвязь с компонентами ЗОЖ. Установлено, что средние значения психологических параметров обследованных студентов обоего пола соответствовали нормативным значениям. В таблице 2 представлены показатели уровня личностной и ситуативной тревожности и депрессии обследованных студентов. Представленные результаты характеризуют средний уровень тревожности и низкий уровень депрессивного состояния обследованных студентов.
Таблица 2 - Средние показатели уровня тревожности и депрессии у студентов первого курса СурГПУ, балл (M±G).
Показатель Девушки (п=138) Юноши (п=36) р-уровень
Ситуативная тревожность 37,6±12,1 32,4±8,4 0,016
Личностная тревожность 43,2±10,4 36,3±9,6 <0,001
Уровень депрессии 38,9±9,4 32,3±9,4 <0,001
При этом показатели ситуативной тревожности ниже средних показатели личностной тревожности, что в совокупности с низкими результатами по шкале депрессии, характеризуют оптимальное психоэмоциональное состояние респондентов.
Обращает на себя внимание тот факт, что у юношей зарегистрированы достоверно меньшие средние значения изучаемых психодинамических характеристик по сравнению с девушками.
Дальнейший анализ был направлен на выявление связи в внутриличностных конструктов здорового образа жизни и психодинамических показателей студентов. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 3.
350
OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
МАЛЬЦЕВ Виктор Петрович и другие ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВОГО...
Таблица 3 - Корреляционная матрица взаимосвязи показателей компонентов ЗОЖ, тревожности и депрессии у студентов первого курса СурГПУ
Группа Девушки (n=138) Юноши (n=36)
Показатель Ситуативная тревожность Личностная тревожность Уровень депрессии Ситуативная тревожность Личностная тревожность Уровень депрессии
Ответственность за здоровье -0,30 р<0,001 -0,34 р<0,001 -0,42 р<0,001 -0,51 p=0,001 -0,54 p=0,001 -0,34 p=0,044
Физическая активность -0,29 p=0,001 -0,31 р<0,001 -0,40 р<0,001 -0,47 p=0,004 -0,48 p=0,003 -0,29 p=0,083
Питание -0,29 р<0,001 -0,33 р<0,001 -0,42 р<0,001 -0,48 p=0,003 -0,51 p=0,001 -0,34 p=0,041
Духовный рост -0,32 р<0,001 -0,36 р<0,001 -0,45 р<0,001 -0,52 p=0,001 -0,53 p=0,001 -0,31 p=0,065
Межличностные отношения -0,29 p=,001 -0,34 р<0,001 -0,42 р<0,001 -0,51 p=0,001 -0,54 p=,001 -0,29 p=0,081
Управление стрессом -0,29 р<0,001 -0,34 р<0,001 -0,41 р<0,001 -0,51 p=0,001 -0,55 p=0,001 -0,34 p=0,044
Данные, представленные в таблице, отражают умеренную достоверную отрицательную связь показателей компонентов ЗОЖ, тревожности и депрессии. Важно отметить, что в гендерном аспекте отмечаются следующие различия: у юношей отмечена более выраженная связь между изучаемыми показателями тревожности, при менее выраженной связи с показателями депрессии, чем у девушек. При этом показатели физической активности, духовного роста и межличностных отношений у юношей не имеют достоверной связи с показателем депрессии. Интерпретируя поученные результаты можно заключить, что неудовлетворительная сформирован-ность компонентов ЗОЖ у девушек в большей степени обусловливает формирование депрессивных состояний, чем у юношей. Несформированность компонентов ЗОЖ у юношей в большей степени формирует чувство тревоги, нежели депрессивные состояния. Von Bothmer M.I.
[18] в своей работе указывает на выраженное влияние стресса на здоровье студентов.
Исследуя сложности в ведении ЗОЖ Талызов С.Н.
[19] отмечают, что Здоровый образ жизни обусловлен ценностными ориентациями студентов. Аналогичного мнения придерживается автор работы [20], считающий, что знания о ЗОЖ не всегда формирует устойчивое здо-ровьесерегающее поведение.
ВЫВОДЫ
Таким образом, студенты, прошедшие опрос, достаточно высоко осведомлены о способах сохранения и укрепления здоровья. При этом наличие (20% выборки) студентов с низкими показателями ценности и ответственности за свое здоровье определяет необходимость создания условий по формированию здоровьесберегаю-щей мотивации и деятельности по сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Реализация здо-ровьесберегающей деятельности студентов будет способствовать не только успешной адаптации в условиях вуза, но и способствовать профилактике заболеваемости будущего работника.
Важным аспектом в данной проблеме является учет личностных особенностей, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни учащейся молодёжи. Поученные результаты установили высоко достоверную связь компонентов ЗОЖ и психодинамических показателей тревожности и депрессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кролевец О.П. Взаимосвязь социальных представлений о здоровом образе жизни с уровнем физического и психического здоровья //Вестник Омского университета. Серия «Психология».2020. № 2. С.19-26.
2. Карпин А.Д., Александрова Л.М., Старинский В.В. Медико-социальные аспекты формирования в России концепции здорового образа жизни //Русский медицинский журнал. 2017. № 14. С. 995-999.
3. Антоненко М.Н., Соловьева Р.О. Формирование здорового образа жизни у студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм.
Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, №. 1. С. 30-34.
4. ДугнистП.Я., МильхинВА., Головин СМ., РомановаЕ.В. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 4 (7). С. 3-25.
5. Савко Э.И., Хожемпо С.В. Студенческая молодежь и ее отношение к физической культуре, и здоровому образу жизни// Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. №. 4 (11). С. 62-76.
6. Imas Y., Dutchak M., Andrieieva O., et al. Assessment of the level of formation of values of healthy lifestyle of students // Slobozhanskyi herald of science and sport. 2019. Vol. 7, №1 (69). P. 8-12. doi: 10.5281/zenodo.2589874.
7. АровХ.Н., Тимошенко Л.И., Кудря А.Д. и др. Уровень культуры здорового образа жизни студентов. В сб.: Кавказский диалог: материалы IX международной научно-практической конференции. Невинномысск: НГГТИ; 2018. С. 17-20.
8. Николаев Е. Л., Лазарева Е.Ю., Ланцова Н.Н. Особенности приверженности здоровому образу жизни студентов-медиков младших курсов: взаимосвязь с психосоциальными характеристиками //Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020.Т. 8, № 4. С. 427-435.
9. Алмагамбетова Д.Т., Гарипова А.З. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в общественной жизни студентов [Электронный ресурс] //Психология, социология и педагогика. Электронный научно-практический журнал. 2015. № 4. URL: http:// psychology.snauka.ru/2015/04/4413 (дата обращения: 23.05.2021).
10. Velten J., Bieda A., Scholten S., et al. Lifestyle choices and mental health: a longitudinal survey with German and Chinese students // BMC Public Health. 2018. Vol. 18, №1. P. 632. doi: 10.1186/s12889-018-5526-2.
11. Walker S.N., Hill-Polerecky DM. Psychometric evaluation of the Health-Promoting Lifestyle Profile II. Unpublished manuscript. University of Nebraska Medical Center, 1996. P. 120-126.
12. Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Муртазина И.Р. Валидизация опросника «Профиль здорового образа жизни» на российской выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 164190. doi: 10.17759/cpp.2018260309.
13. Муртазина И.Р. Качество жизни и личностные характеристики взрослых в контексте здорового образа жизни // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т.7, № 1. С. 2.
14. Дугнист П.Я., Мильхин В.А., Головин С.М., Романова Е.В. и др. Особенности приверженности здоровому образу жизни студентов-медиков младших курсов: взаимосвязь с психосоциальными характеристиками // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №. 4. С. 427-435.
15. Доржу У.В., Сарыг С.К., Красильникова В.А. Анализ образа жизни и состояния здоровья студентов ТувГУ // Вестник Тувинского государственного университета. Естественные и сельскохозяйственные науки. 2019. №. 3 (49). С. 19-26. doi: 10.24411/2077-5326-2019-00009.
16. Груздева МА., Короленко А.В. Поведенческие факторы сохранения здоровья молодежи //Анализ риска здоровью. 2018. № 2. С. 41-51.
17. Badger J., Quatromoni P.A., Morrell J.S. Relationship between Stress and Healthy Lifestyle Factors of College Students // Health Behavior and Policy Review. 2019. Vol. 6, №1. P. 43-55. doi: 10.14485/HBPR.6.1.4
18. Von Bothmer M.I., Fridlund B. Gender differences in health habits and in motivation for a healthy lifestyle among Swedish university students // Nursing & health sciences. 2005. Vol. 7, №2. P. 107118. doi:10.1111/j.1442-2018.2005.00227.x
19. Талызов С.Н. Основы здорового образа жизни студента // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, №. 3. С. 16-21.
20. Sajwani R.A., Shoukat S., Raza, R., et al. Knowledge and practice of healthy lifestyle and dietary habits in medical and non-medical students of Karachi, Pakistan // Journal of the Pakistan Medical Association. 2009. Vol. 59, №9. P. 650.
Статья поступила в редакцию 26.05.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021