Полученные в ходе проведённого исследования результаты позволяют обратить внимание тренеров на важность разработки и тренировки скоротечных «малоходовых» комбинаций, проводимых за счет использования высокого уровня индивидуального мастерства особо одаренных и технически оснащенных баскетболистов. Это сделает баскетбол еще быстрее и зрелищнее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ли Роуз. Баскетбол чемпионов: основы / Ли Роуз. - Москва : Человек, 2014. - 272 с.
2. Подготовка высококвалифицированных спортсменов (баскетбол): популярные системы нападения в современном баскетболе : учебное пособие для студ. учреждений высш. профобразования / под ред. Е.Р. Яхонтова. - Санкт-Петербург, 2016. - 168 с.
3. Технологии спортивной тренировки: анализ творчества отечественных и зарубежных тренеров по баскетболу: учебное пособие для студ. учреждений высш. профобразования / под ред. Е. Р. Яхонтова. - Санкт-Петербург, 2014. - 112 с.
REFERENCES
1. Li, Rose. (2014), Basketball of champions, Chelovek, Moscow.
2. Yakhontov, E.R. (2014), Technologies of sports training: analysis of the creativity of domestic and foreign coaches in basketball: textbook for students institutions of higher vocational education, St. Petersburg.
3. Yakhontov, E.R. (2016), Training of highly qualified athletes (basketball): popular attack systems in modern basketball: textbook for students institutions of higher education vocational education, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2022
УДК 796.011.3
МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗЛИЧНОЙ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
Наталья Владимировна Мамылина, доктор биологических наук, доцент, Антон Александрович Семченко, кандидат биологических наук, Евгений Анатольевич Колесник,
кандидат биологических наук, Юлия Валерьевна Корчемкина, старший преподаватель, Светлана Николаевна Фортыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Евгения Владимировна Андреева, преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Аннотация
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, базирующийся на рациональной организации деятельности человека, основанный на принципе нравственности, активном трудовом совершенствовании, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Цель исследования - проведение мониторинга сформированности здорового образа жизни студенток педагогического вуза с различной учебно-профессиональной направленностью. Проведен сравнительный анализ факторов ЗОЖ у студенток первого курса педагогического вуза: суточной двигательной активности, питания, режима дня, биоритмов, уровня заболеваемости. Выявлены отличия по изучаемым показателям ЗОЖ - функционирования кардиореспираторной системы, показателям тревожности, самочувствия, активности, настроения, общей физической подготовленности. Полученные данные мониторинга могут являться базой для последующих исследований, направленных на укрепление здоровья, повышение мотивации девушек-педагогов к ЗОЖ в динамике обучения и профессионального становления.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, режим дня, двигательная активность, биоритмы, тревожность, кардиореспираторная система, общая физическая подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p246-252
MONITORING OF FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY FEMALE STUDENTS WITH DIFFERENT EDUCATIONAL AND
PROFESSIONAL FOCUS
Natalya Vladimirovna Mamylina, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Anton Alexandrovich Semchenko, the candidate of biological sciences, Evgeny Anatolievich Kole-snik, the candidate of biological sciences, Yulia Valeryevna Korchemkina, the senior teacher,
Svetlana Nikolaevna Fortygina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgeniya Vladimirovna Andreeva, the teacher, South Ural State Humanitarian Pedagogical
University, Chelyabinsk
Abstract
A healthy lifestyle (HLS) is a lifestyle based on the rational organization of human activity, based on the principle of morality, active labor improvement, protecting against adverse environmental influences, allowing maintaining moral, mental and physical health until old age. The purpose of the study is to monitor the formation of a healthy lifestyle among female students of the pedagogical university with various educational and professional orientations. The comparative analysis of healthy lifestyle factors among the first-year female students of the pedagogical university was carried out: daily physical activity, nutrition, daily regimen, biorhythms, and morbidity. Differences were found in the studied indicators of healthy lifestyle - the functioning of the cardiorespiratory system, indicators of anxiety, well-being, activity, mood, general physical fitness. The obtained monitoring data can be the basis for further research aimed at improving health, increasing the motivation of female teachers for a healthy lifestyle in the dynamics of education and professional development.
Keywords: healthy lifestyle, health, nutrition, daily routine, physical activity, biorhythms, anxiety, cardiorespiratory system, general physical fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи психических и физических сил организма, его стрессоустойчивости. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизнедеятельности, профессиональной активности. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, в том числе профессиональную. Здоровье - это психофизиологическая основа долголетия, количество резервов в организме, максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции [2].
Систему функциональных резервов организма можно разделить на подсистемы: биохимические резервы (реакции обмена); физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем организма); психические резервы. При соблюдении рационального режима питания, труда и отдыха у человека вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха, тем самым способствуя укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Особо акцентируем внимание на таком звене ЗОЖ, как искоренение и профилактика вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики т.п.), которые во многом способствуют антисоциальному, делинквентному поведению индивида. В первую очередь данный факт касается молодых людей, у которых подобные привычки в случае их возникновения прочно закрепляются в континууме их поведенческой активности, остаются на долгие годы, способствуя разрушению и деградации личности со всеми вытекающими из этого отрицательными последствиями.
Существует много факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, среди них следует отметить биологические ритмы, протекающие в живом организме с определенной периодичностью [1]. Следует отметить, что процессы, протекающие в организме
человека, подчинены суточному ритму. Одним из важных условий ЗОЖ является оптимальный двигательный режим. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями, решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, совершенствования двигательных навыков, профилактики неблагоприятных возрастных изменений.
Цель исследования - проведение мониторинга сформированности здорового образа жизни студенток педагогического вуза с различной учебно-профессиональной направленностью.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мониторинг сформированности здорового образа жизни студенток педагогического вуза осуществляли по завершению первого семестра обучения в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете. В нем приняли участие 60 девушек - студенток первого курса исторического и филологического факультетов. На наш взгляд, сформировавшаяся устойчивая мотивация к здоровому образу жизни на первом этапе обучения в вузе будет способствовать в дальнейшем успешному обучению студентов и их профессиональной реализации.
Для оценки морфологических и функциональных показателей здоровья в утренние часы проводили соматометрические измерения (длина тела, окружность грудной клетки, масса тела, сила мышц). Функциональную оценку деятельности дыхательной системы, ее резервов, устойчивости к гипоксии проводили с помощью проб Штанге и Генчи. Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) оценивали инструментально с помощью спирометра. Оценку деятельности кардиореспираторной системы проводили с помощью трехфазной пробы Л.Г. Серкина и расчета индекса Скибинской (ИС). Регистрацию двигательной активности осуществляли с помощью шагомера, механизм работы которого основан на инерции маятника. Оценку биоритмов и некоторых факторов здорового образа жизни девушек проводили с помощью анкетирования. Самочувствие, активность, настроение изучали по опроснику «САН», уровень тревожности - по методике Ч. Спилбергера [3, 4].
Для оценки физической подготовленности девушек использовали следующие тесты: бег на 50 м; прыжок в длину с места; 12-минутный беговой тест Купера (м); наклон туловища вперед из положения сидя; вис на согнутых руках (с); бег 4х10 м. Статистическую обработку осуществляли с вычислением средней квадратичной ошибки, ошибки репрезентативности, показателя достоверности различий по Стъюденту (р). Статистически значимыми считались различия при р<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования показали, что у девушек первого курса, обучающихся на историческом и филологическом факультетах, не выявлено статистически значимых отличий по основным соматометрическим показателям. Данный факт указывает на то, что у всех девушек наблюдается соответствие соматометрических показателей возрастной норме, что свидетельствует о гармоничном развитии костно-мышечного аппарата в целом.
Одним из факторов ЗОЖ является рациональная двигательная активность: у девушек-историков выявлена умеренная двигательная активность; у филологов - низкая. У студенток филологического факультета суточная двигательная активность на 46,3% (р<0,01) ниже, чем соответствующие показатели у студенток-историков.
Одним из показателей здоровья девушек исследуемых групп является оптимальное функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем в покое и при физической нагрузке. Показатели ЖЕЛ у девушек исследованных групп достоверно не отличалась. Показатели пробы Штанге и Генчи у студенток исторического факультета были выше соответственно на 18,8% и 15,9% по сравнению с студентками-филологами.
При проведении трехфазной пробы на первом этапе работы оценили время задержки дыхания на вдохе в положении сидя, все исследуемые студенты относились к категории здоровых тренированных лиц. На втором этапе работы после физической нагрузки (20 приседаний за 30 с) время задержки дыхания на вдохе у студенток-историков составило 75,7% от первого этапа; у филологов - 76,2%, что также соответствует тренированному организму. На третьем этапе работы через минуту отдыха после физической нагрузки время задержки дыхания на вдохе у студенток обоих факультетов недостоверно отличалось от первого этапа, соответствуя здоровому тренированному организму. Показатели ИС у историков соответствуют уровню «хорошо»; филологов - «удовлетворитель -но». Изученные показатели кардиореспираторной системы свидетельствуют о наличии более выраженных резервных возможностей этой системы у студенток исторического профиля.
Анализ данных о представлениях будущих девушек-педагогов о ЗОЖ указывает, что большинство студенток исследованных факультетов (особенно исторического) предпочитают заводить будильник, меньшая часть полагается на внутренний голос, еще меньшая - на случай. Большинство девушек (особенно исторического профиля подготовки) предпочитают утром сразу вставать; меньшая часть - встает не спеша, делают гимнастику и довольно значительная часть студенток-филологов (20% от общего количества) немного нежатся. Некоторые студентки (особенно исторического профиля подготовки) предпочитают приходить на учебу плюс-минус 30 минут до начала, а большинство предпочитают гибкий график учебы. Приходить в одно и то же время никому из исследованных студенток не удается. Студентки-филологи предпочитают поесть не торопясь, но большинство из них после этого хотят еще немного отдохнуть. Многие из них предпочитают каждый день немного во время работы отдохнуть, но большинство - отдыхать иногда во время работы (учебы).
Незначительная часть студенток предпочитают разрешать конфликтные ситуации долгими дискуссиями, так большинство студенток-историков стремятся уходить от споров, а филологи - ясно излагать свою позицию и уходить от спора, что вполне соответствует специфике этого профиля подготовки. Незначительная часть студенток предпочитают задерживаться после учебы не более, чем на 20 минут, большинство - до 1 часа. Немногие студентки-историки посвящают свободное время общественной работе, филологи - наоборот больше уделяют время общественной работе. Большинство девушек свободное время посвящают хобби; незначительная часть считают, что встреча с друзьями -«потеря времени и денег», для некоторых - это «возможность отвлечься от забот». Многие из девушек не ложатся спать в одно время, только по окончании всех дел. Действительно первые годы учебы в педагогическом вузе требуют большого эмоционального напряжения и времени, подготовка к занятиям, адаптация к учебной деятельности в педагогическом вузе предполагают выполнение множества творческих заданий, написание план-конспектов и т. п. У небольшого числа студенток исторического факультета в течение дня бывает достаточный объем работы с физической нагрузкой, большинство из них занимаются зарядкой в отличие от филологов.
Анализ двигательной активности показал, что у студенток исторического профиля подготовки она выше, чем у филологов; прошли пешком существенные расстояния за последние две недели исследования 25% девушек-историков и 15% филологов; причем 40% из всех опрошенных занимались спортом. Большинство студенток-историков во время каникул гуляют и занимаются спортом, многие из них являются участниками экспедиций, полевых практик, туристических походов. Среди студенток филологического факультета пассивный отдых является преобладающим. Большинство девушек, обучающихся на историческом факультете, надеются, что их усилия принесут свои плоды в отличие от студенток-филологов. Таким образом, мотивационное целеполагание и умение вести ЗОЖ более свойственно студенткам исторического профиля подготовки по сравнению с фило-
логами.
Среди студенток-историков многие питаются 2-3 раза в течение дня, утром завтракают (в меню, в основном, - каша, хлеб с маслом, чай, кофе), предпочитают не перекусывать между приемами пищи, стараются не менее 2-3 раз в неделю употреблять в пищу овощи, салаты, фрукты; жареную пищу, выпечку и рыбу едят 3-4 раза в неделю, не злоупотребляют кофе или чаем, предпочитая соки, минеральную воду, иногда легкое вино или пиво. Среди студенток-филологов многие питаются 2-3 раза в течение дня, утром завтракают (в меню в основном - хлеб с маслом, чай, кофе), предпочитают перекусывать между приемами пищи, стараются не менее 2-3 раз в неделю употреблять в пищу овощи, салаты, фрукты; жареную пищу, выпечку, рыбу едят 2-3 раза в неделю, злоупотребляют кофе или чаем, хлебобулочными изделиями, чипсами, семенами подсолнечника, в общем пищей, не требующей тщательного приготовления, многие из студенток алкогольные напитки вообще не употребляют, остальные - 1 раз в 1-2 недели.
Таким образом, характер питания девушек, особенно филологов, не соответствует основным нормам сбалансированного питания. В рационе девушек содержится повышенное количество углеводов, жиров, мало супов, фруктов, овощей, молочных продуктов, преобладают хлебобулочные изделия, концентраты. Среди причин подобного питания девушки отмечают финансовые проблемы, нехватку времени, проживание в общежитии, отсутствие навыков правильного питания, т.е. привычки. Сбалансированный режим и качество питания отмечены у 40% студенток-историков и у 15% филологов, остальным рекомендовано улучшить режим и качество своего питания. Особо следует обратить внимание на слабую привязанность или вообще отсутствие таковой у студенток - будущих учителей к алкогольным напиткам, курению.
Состояние умственной и физической работоспособностей человека во многом связано с важнейшим биоритмом «сон-бодрствование». Нами выявлено, что среди студенток-историков и филологов распределение по типам биоритмов следующее (в процентах от общего количества): четко выраженный утренний тип у 20% и 5%; слабо выраженный утренний тип у 25% и 5%; аритмичный тип у 50% и 35%; слабо выраженный вечерний тип у 5% и 30%; четко выраженный вечерний тип у 25% филологов. Таким образом, у большинства девушек отмечен аритмичный тип, у историков - четко и слабо выраженный утренний типы, у филологов - четко и слабо выраженный вечерний типы. Из беседы с девушками-филологами нам удалось выяснить, что многие из них к подобному «ночному» ритму работы привыкли ещё со школы, эта привычка их не тяготит, что-либо менять они не собираются, единственная проблема - утром вставать на занятия, в результате продолжительность их сна - не более 6 часов в сутки.
Из анализа сезонной заболеваемости (ОРВИ, грипп) удалось выяснить, что у 15% студенток исторического и у 10% - филологического, иммунная система, по-видимому, в хорошем состоянии, но им не стоит пренебрегать профилактикой простудных заболеваний, у 20-25% девушек есть основания для беспокойства по поводу снижения иммунитета, у остальных - есть основания говорить о значительном снижении защитных сил организма. Уровень физических нагрузок связан с состоянием иммунной системы организма. Нами выявлено, что девушки вне зависимости от профиля учебной направленности, испытывающие адекватные физические нагрузки, умеющие правильно восстанавливать энергетические потери организма, меньше болеют, т.е. их иммунная система функционирует более оптимально. Правильно дозируют физические нагрузки и расслабление 45% девушек исторического профиля подготовки и 33% - филологического. Некоторые нарушения в режиме физической активности следовало бы исправить 23% девушек-историков и 20% - филологов. Остальным студенткам необходимо радикально изменить свой образ жизни.
Психологическое состояние организма также сказывается на функционировании ЗОЖ. В связи с этим мы изучили параметры самочувствия, активности и настроения. Де-
вушкам было предложено из тридцати пар слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций, силу, здоровье, утомление, эмоциональное состояние, выбрать наиболее подходящие для них в данный момент. Результаты исследования представлены в баллах, на основании которых мы условно выделили следующие уровни САН: 1-3 баллов - низкий; 4-5 баллов - средний; 6-7 баллов - высокий уровень. Средние показатели САН, особенно настроения, выше у девушек-историков по сравнению с девушками-филологами. Следует отметить, что число девушек, имеющих низкий уровень САН немногочисленно на обоих факультетах.
Одной из важных характеристик психологического состояния личности является тревожность. Мы изучили реактивную тревожность в момент тестирования и личностную, являющуюся устойчивой характеристикой человека. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, интенсивность которых не соответствует объективной опасности, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью [3, 5]. Число девушек, имеющих высокий уровень реактивной и личностной тревожности, было выявлено меньше на историческом факультете на фоне незначительного количества девушек, имеющих низкий уровень тревожности, на обоих факультетах. Учебная нагрузка на первом курсе вызывает повышенное эмоциональное напряжение и беспокойство, т.е. процесс адаптации к учебной деятельности в педагогическом вузе проходит с трудностями, которые не могут не отразиться на эмоциональном состоянии будущих педагогов.
Одним из эффективных способов профилактики эмоционального напряжения являются занятия физической культурой, в связи с этим мы оценили уровень физической подготовленности. Следует отметить, что количество студенток, посещающих занятия в основной группе, было больше на историческом факультете. Нами выявлено, что уровень общей (аэробной) выносливости был выше у девушек-историков. Результативность 12-минутного бегового теста Купера у девушек-историков была выше: за фиксированное время пробегаемая дистанция была на 15,4% (р<0,05) больше по сравнению с девушками-филологами. У девушек-историков уровень развития скоростных способностей был выше: они пробегали дистанцию в 50 м быстрее на 9,6% по сравнению с девушками-филологами. Результаты бега 4х10 м имели аналогичную динамику: по времени девушки исторического факультета на 14,2% быстрее справились с тестом по сравнению с девушками-филологами. Более высокий уровень ОФП у девушек-историков проявился в увеличении времени виса на согнутых руках: они на 4,5% дольше удерживали данное положение тела по сравнению с филологами. Данные свидетельствуют о повышенном уровне скоростной и скоростно-силовой выносливости у девушек-историков по сравнению с филологами. Аналогичную динамику установлены в показателях прыжка в длину с места и наклона туловища. Вышеприведенные данные свидетельствуют о более высокой гибкости и скоростно-силовой подготовленности у девушек исторического профиля подготовки.
ВЫВОДЫ
Таким образом, активная мотивация к ЗОЖ отмечена у большинства девушек - будущих педагогов, но имеются существенные объективные и субъективные причины, препятствующие данному процессу. В частности, характер питания у ряда девушек требует определенных корректив, касающихся как количественного, так и качественного составов рациона питания. Следует обратить внимание на слабую привязанность или вообще отсутствие таковой к алкогольным напиткам, курению. Количество девушек, имеющих низкий уровень самочувствия, активности, настроения немногочисленно вне зависимости от учебно-профессиональной направленности. Однако у ряда девушек, обучающихся на первом курсе педагогического вуза, выявлен высокий уровень личностной и реактивной
тревожности, свидетельствующий о повышенном эмоциональном напряжении и беспокойстве. Данные мониторинга являются базой для дальнейших направлений работы, направленной на повышение мотивации девушек - будущих педагогов к ЗОЖ в динамике обучения, профилактику возможных отклонений в состоянии здоровья. Это служит серьезной предпосылкой для дальнейшей успешной профессиональной деятельности в избранной педагогической сфере, а также положительным примером для обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арбузова Е.Н. Исследование психологических детерминант мотивации здорового образа жизни / Е.Н. Арбузова, А.И. Дубнякова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 4 (64). - С. 193-198.
2. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды / Е.А. Климов ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 454 с.
3. Козлова Е.Г. Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни / Е.Г. Козлова, Н.В. Михайлов // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 4. - С. 44-49.
4. Развитие устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у будущих педагогов средствами персонализации / В.С. Цилицкий, Н.В. Мамылина, Ф.Х. Хабибуллин, А.Ю. Плотников // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т. 10, №2 (35). - С. 194-197.
5. Psychophysiological aspects of formation students' willingness for wellness by means of physical education / N.A. Belousova, Y.V. Korchemkina, A.A. Semchenko, N.V. Mamylina, V.I. Pavlova, V.P. Maltsev, N.E. Permyakova // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. - 2021. - Т. 11, № 4. -С. 35-40.
REFERENCES
1. Arbuzova E.N., Dubnyakova A.I. (2014), "The study of psychological determinants of motivation for a healthy". Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 4 (64), pp. 193-198.
2. Klimov E.A. (2003), Psychology of a professional: selected psychological works, Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, Moscow, MODEK, Voronezh.
3. Kozlova, E.G. and Mikhailov, N.V. (2019), "Analysis of students' motivation for physical culture and healthy lifestyle", Bulletin of sports science, No. 4, pp. 44-49.
4. Tsilitsky, V.S., Mamylina, N.V., Khabibullin, F.Kh. and Plotnikov, A.Yu. (2021), "Development of sustainable motivation for a healthy lifestyle among future teachers by means of personalization". Baltic Humanitarian Journal, Vol. 10, No. 2 (35), pp. 194-197.
5. Belousova, N.A., Korchemkina, Y.V., Semchenko, A.A., Mamylina, N.V., Pavlova ,V.I., Maltsev, V.P. and Permyakova, N.E. (2021), "Psychophysiological aspects of formation students' willingness for wellness by means of physical education". Journal of Advanced Pharmacy Education and Research, Vol. 11, No. 4, pp. 35-40.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.03.2022
УДК 796.323
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ
Борис Григорьевич Маньшин, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Николаевна Власенко, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Сергеевна Крутских, старший преподаватель, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета г. Владивосток