Научная статья на тему 'Мониторинг управления стратегическими рисками, прогноза и предупреждения кризисных явлений'

Мониторинг управления стратегическими рисками, прогноза и предупреждения кризисных явлений Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг управления стратегическими рисками, прогноза и предупреждения кризисных явлений»

Мониторинг управления стратегическими рисками,

прогноза и предупреждения кризисных явлений

Работкина О. Е., Зайцев А. Н.,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В предотвращении природных катастроф одна из самых серьезных проблем - межведомственная разобщенность, однако существуют и прекрасно отработаны технологии мониторинга.

Проведения мониторинга состояния окружающей среды, особенно опасных природных явлений - пожаров, наводнений, паводков, является использование космических снимков. Мониторинг из космоса в десятки раз дешевле аэрофотосъемки, к тому же отличается оперативностью, объективностью, охватывает огромные территории.

Существующая в стране система сбора и анализа информации неадекватна задачам управления стратегическими рисками, прогноза и предупреждения кризисных явлений, так как, содержание и объем информации, необходимой для серьезной научной поддержки принимаемых решений, быстро меняется. Выходом из сложившейся ситуации является создание системы научного мониторинга - привлечение ряда ведущих ученых и нескольких коллективов для обработки и анализа имеющейся информации, обеспечение необходимых информационных потоков и использование тех источников и методик.

Данная проблема организации научного мониторинга, стратегического управления рисками, прогноза и предупреждения кризисных явлений может стать сверхзадачей. Выходом в координации научных исследований, в их системном синтезе ключевую роль должно играть компьютерное моделирование, анализ информационных потоков на базе новых информационных технологий и привлечение организаций, которые берутся за этот круг проблем.

Идея состоит в объединении возможностей:

специальных служб региональных штабов ГО, которые могут нести круглосуточное дежурство;

научных учреждений страны, занятых исследованием опасных природных явлений и их прогнозированием;

отдельных ученых, способных давать научно обоснованные экспертные оценки уровня опасности;

федеральных органов мониторинга и прогнозирования, а также управления кризисными ситуациями.

Многие передовые идеи впервые воплощаются именно в системах мониторинга и прогнозирования. Создаваемые системы стремятся вобрать в себя лучшее из современной науки и технологии — в первую очередь достижения бурно развивающейся информационной отрасли.

В создаваемых компьютерных системах мониторинга и прогнозирования, в начале 60-х годов прошлого столетия, не удавалось получить приемлемый компьютерный прогноз еще очень долго, так как сказывалось отсутствие достаточно точных цифровых (математических) моделей местности — для решения этой

задачи научно-технологическому сообществу потребовалось два десятилетия. Цифровые карты местности распространены не менее бумажных. Существует полное покрытие территории мира цифровыми картами масштаба 1:1 000 000, не редкость цифровые карты масштаба 1:10 000 (они создаются на все крупные города) и планы масштаба 1:500-1:2000 на территории предприятий и других опасных объектов.

Система научного мониторинга должна в информационном плане обеспечить организацию, концентрацию и анализ необходимых информационных потоков. Последнее улучшит наблюдаемость многих процессов, связанных с возникновением кризисных явлений, а также существенно повысить управляемость страны и её устойчивость по отношению к природным и техногенным бедствиям и катастрофам, социальным нестабильностям.

Прогноз кризисных явлений и выработка мер по предупреждению развития событий по нежелательным сценариям этой системы должен быть главной функцией.

Библиографический список

1. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика // В. А. Владимиров, Ю. Л. Воробьев, Г. Г. Малинецкий и др. - М.: Наука, 2000. - 432 с.

2. Катастрофы и общество. - М.: Контакт-Культура, 2000. - 332 с.

3. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций. - М.: УРСС, 1998.

4. Российское общество и радикальные реформы. Мониторинг социальных и политических индикаторов / Под ред. В. К. Левашова. - М.: Academia, 2001. 896 с.

Математическая модель зависимости вероятности возникновения

возгорания на предприятиях торговли

Зенин Ю. Н., Тростянский С. Н., Бакаева Г. А.,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В настоящее время для предприятий малого и среднего бизнеса прорабатывается вопрос о введении так называемых «каникул», при которых в течение пяти лет они будут освобождены от проверок. Поэтому представляет интерес оценить, используя математическую модель с экономическим подходом [1], как административные изменения штрафных санкций отразятся на вероятности возникновения пожаров на объектах малого и среднего бизнеса. Расчет будем проводить на примере статистических данных [2] для зданий, сооружений и помещений предприятий торговли Воронежской области.

Причины пожаров, которые связаны с человеческим фактором и относящиеся к профилактируемым ГПС МЧС РФ составляют, как показано в [3] более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.