С.Н. Горлова, Д.С. Толстых
кандидат биологических наук, доцент,
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ФИЗВОСПИТАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
MONITORING OF STUDENTS’ SATISFYING WITH TRAINING QUALITY AT THE DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AT TECHNICAL UNIVERSITY
В статье отражены актуальные проблемы оценки качества образования учащейся молодежи в вузе. Работа содержит данные мониторингового исследования о степени удовлетворенности студентов технического университета качеством образовательного процесса по дисциплине физическая культура.
The article dwells on the actual problems offormation of students ’ training quality estimation system at the University. The data of monitoring analysis of students ’ satisfying of training quality in physical culture are given.
Современный технический уровень развития производства, рост производительности труда требует от специалистов различных сфер дея-тельности не только соответствующей квалифи -кации, высокого образовательного, политическо -го и культурного уровня, но и крепкого здоровья, хорошей общефизической подготовленности, так как от этих факторов в значительной степени зависит достижение успехов, сохранение работоспособно сти на долгие годы.
Студенческая молодежь рассматривается как специфическая группа населения, которая имеет свои отличия в образе жизни, свои ценностные установки, эталоны поведения, мотивы деятель -ности. Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи сложна и многогранна и на сегодняшний день является одной из наиболее тревожных проблем современного общества. Студенты относятся к социальному слою населения повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов накладываются негативные явления, имеющие место в современном обществе.
Возросшие требования к качеству образования в вузе требуют от студентов интенсивной работы, сопряженной с большой умственной и физической нагрузкой. В связи с этим важно знать, как систематические занятия физическими упражнениями отражаются на академической успеваемости студентов, их здоровье, культурном уровне, нравственном воспитании. А также как влияют на процесс формирования необходи -мых прикладных знаний, физических, психиче -ских и специальных качеств, умений и практиче -
ских навыков, обеспечивающих объективную готовность будущих специалистов к успешному выполнению профессиональной деятельности.
По мнению О.А. Никифоровой (2003), А.И. Федорова (2003), Т.А. Фральцовой, сохранение здоровья студентов высших учебных заведений во многом зависит от форм и методов, исполь-зуемых в учебном процессе, психологического климата в учебном заведении, от организации специализированной системы воспитания.
Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формирования неспециального (непрофессионального) физкультурного образования личности студента с целью формирования осознанной потребности в физкультурных знаниях. Реальное воплощение данной концепции в физическом воспитании связано с разработкой современной технологии преподавания физической культу -ры, направленной на повышение общего уровня образованности.
Развитие системы мониторинга и менедж-мента качества образования в ряде российских вузов способствует обоснованному выявлению внутренних и внешних проблем, возникающих при организации образовательного процесса, а также своевременной выработке определенных стратегий для повышения качества образования. Качество получаемого образования в полной мере зависит от совместной работы профессорско-преподавательского состава и студентов ву -за. В осуществлении теоретических и технологи -
ческих инновационных преобразований в физическом воспитании студентов значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования.
Мониторинг — необходимый компонент, составными элементами которого являются сбор и накопление первичной информации, ее обработка и обобщение. Педагогический мониторинг обеспечивает преподавателя и ректорат своевременной информацией, необходимой для принятия решений, определения того, насколько рациональны педагогические средства и методы, реализуемые в педагогическом процессе, а также позволяет проанализировать причины несоответствия заявленным результатам и наметить пути устранения выявленных проблем.
Актуальность. Организация и проведение мониторинга степени удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса по дисциплине физическая культура — одно из направлений в решении проблем оздоровления нации.
Гипотеза. Проведение в рамках учебновоспитательного процесса мониторинга степени удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса по дисциплине «физическая культура» и введение инновационных методов обучения будет способствовать созданию в вузе здоровьесберегающей среды, формированию культуры здоровья и позитивного отношения студенческой молодежи к физической культуре.
Объект исследования. Учебный процесс
студентов технического вуза, занимающихся на кафедре физвоспитания по дисциплине «физическая культура».
Предмет исследования. Структура, содержание и уровень организации практических заня -тий по физическому воспитанию.
Цель исследования — оценка качества образования и определение удовлетворенности студентов проведением занятий по физической культуре.
Задачи мониторинга:
• разработать анкеты-опросники для проведения мониторинга;
• создать базу данных;
• получить объективные данные, свидетельствующие об определенном уровне качества образования и воспитания;
• изучить негативные факторы на начальных этапах обучения;
• изучить профессиональную готовность преподавателей кафедры к применению новых педагогических технологий;
• наметить инновационную стратегию образовательного процесса.
Практическая значимость. Данные мониторинга позволят составить объективное представление о степени удовлетворенности учащейся молодежи технических вузов качеством образовательного процесса по дисциплине «физическая культура», повысят потребность в коренном об-
новлении физического воспитания в высшей школе, поиске и внедрении в практику более эффективных образовательных технологий.
Для проведения мониторинга была разработана анкета «Качество обучения по дисциплине физическая культура глазами студентов», которая состояла из 20 вопросов, позволяющих определить отношение студентов к физической культуре вообще и к учебному процессу в частности. Опрос студентов-первокурсников (53,1% — юноши и 46,9% — девушки) проводился анонимно по окончании летней сессии.
В ходе обработки анкет получены ответы, свидетельствующие о том, насколько учебный процесс был эффективным, есть ли у студентов удовлетворенность от занятий физкультурой и каковы причины неудовлетворенности.
Так, на вопрос: «Нужна ли в настоящее время физическая культура в вузе?» — 88,2% ответили положительно, 11,8% — отрицательно.
Установлено, что на момент исследования подавляющее большинство респондентов (79,1%) считают, что физкультура важна и необходима, а 20,9% имеют безразличное отношение к дисциплине.
На вопрос: « Как часто Вы занимаетесь спортом?» — студенты отмечали несколько
вариантов ответа: регулярно — 44,7%, эпизоди -чески — 51,5%, не занимаюсь — 3,8%.
Менее положительный результат был получен по вопросу «Кто вы — спортсмен или физкультурник?» — 31% и 69% соответственно. Так, очевидно, что незначительная часть участ -ников исследования занимается спортом (31%), и эти занятия носят эпизодически характер.
Большое значение для регулярных и актив -ных занятий физкультурой и спортом имеет среда, в которую попадают студенты.
Поэтому пристального внимания заслужива -ет анализ ответов на вопросы, связанные с оцен -кой профессионального уровня преподавателя и его взаимоотношений со студентами в учебном процессе. Было установлено, что 63% респондентов оценивают профессиональный уровень преподавателей как высокий, 26,9% — как средний, 2,5% — низкий, и 7,6% воздержались от оценок.
В целом студенты оценили профессиональный уровень преподавателей как высокий и средний.
На вопрос: «Каковы отношения между преподавателями и студентами в учебном процессе?» — ответы распределились следующим образом: доброжелательные — 52,1%; нормальные
— 38,7%; официальные — 6,7%; негативные — 1,3%; затрудняюсь ответить — 1,2%.
Следует учитывать также высокую значимость такого фактора, как материально -техническая база. На вопрос: «Насколько удов -летворяют Вас условия материально-спортивной
базы, наличие спортивного оборудования?» — 47,3% ответили — «вполне удовлетворяет»; 39,3% — «частично»; 8,8% — «не удовлетворяет»; 4,6% — «затрудняюсь ответить». Распреде -ление ответов показывает, что студенты в наи -большей степени отмечают хорошие условия для учебных занятий, кроме наличия спортивного оборудования, которым студенты удовлетворены в разной степени в зависимости от спортивной специализации.
В ходе исследования выявлен высокий уровень эмоционального отношения респондентов к физкультурно-спортивной деятельности — 43,3% отметили, что их привлекает в занятиях по физкультуре эмоциональная разрядка; 25,6% — физическая нагрузка; 18,9% — заинтересованы в повышении спортивных результатов; 12,2% ходят на занятия ради зачета.
Следует отметить мнение студентов о «привлекательности» практических занятиях. На вопрос: «Что Вас не устраивает в проведении занятий по физической культуре?» — студенты ответили следующим образом: 17,8% —
недостаточная физическая нагрузка; 16,9% — отсутствие индивидуального подхода со стороны преподавателя; 9,3% — неинтересные занятия;
7,5% — большие физические нагрузки; 7,9% — формальный характер проведения занятий; 0,9%
— манера поведения преподавателя, его внешний вид и речь; 39,7% — нет причин для недовольст -ва.
И, наконец, последний вопрос, касающийся общей оценки организации учебного процесса в вузе по дисциплине «физическая культура». Ре -зультат свидетельствует о положительном отношении (55,9% студентов сказали о том, что вполне удовлетворены качеством и организацией учебного процесса), однако 38,2% удовлетворены частично, а 5,9% ответили отрицательно.
Выводы. В целом, полученные нами данные производят позитивное впечатление. Однако необходимы дополнительные меры по повышению престижности занятий физической культу -рой за счет улучшения спортивной материально -технической базы, внедрения инновационных методик обучения и введения в учебную программу по физической культуре новых видов спорта.
Вместе с тем материалы исследования свидетельствуют о том, что физическая культура и спорт не являются еще обзательным элементом повседневной жизни молодежи. Наши данные могут быть использованы для разработки более эффективной организации учебного процесса в вузе с целью воспитания у студенческой молодежи потребности в занятиях физическими упражнениями.
Опросы студентов позволяют лучше понять реальный процесс развития вузовской системы образования в России. Хотя опрос студентов не
может отражать полную картину состояния и проблем всей системы высшего образования, тем не менее это важный путь осмысления реально -стей современного вуза, где студент — центральная фигура, наряду с профессором и преподавателем.
Педагогический мониторинг играет важную роль в повышении эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство кон -троля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебновоспитательный процесс. Все участники, непосредственно вовлеченные в реальный образовательный процесс, — студенты, преподаватели, администрация — помимо представлений о ка -честве имеют и свои определенные интересы и мнения о том, что нужно менять не только в своей работе.
Однако вся система отслеживания качества образования возможна лишь как постоянный процесс, который проходит циклично и систематично, поэтому повторное анкетирование среди студентов, участвующих в педагогическом экс -перименте, планируется провести в конце 2-го курса (или четвертого семестра) после внедрения в образовательный процесс инновационных методик обучения на практических занятиях во всех спортивных отделениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспита-ния детей и молодежи // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. — 1996.
— № 1. — С. 8—17.
2. Виноградова П. А. Актуальные проблемы развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения в России. — М.: Физкультура и спорт, 1995. — С. 4—33.
3. Давыдов В.Ю., Шамардин А.И. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовлен -ности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: учебно-методическое пособие. — Волгоград: Изд -во ВолГУ, 2004. — 92 с.
4. Лубышева Л. И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни// Современные исследования в области спортив-ной науки. — СПб., 1994. — С. 110—115.
5. Никифорова О. А., Федоров А. И., Фраль-цова Т. А. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении. — Кемерово, 2003. — 254 с.
6. Об общероссийской системе мониторинга
состояния физического здоровья населения, фи -зического развития детей, подростков и молоде -жи: постановление Правительства РФ от
29.12.2001 № 916 [Электронный ресурс]. — Ре -жим доступ: http://www.referent.ru