Научная статья на тему 'Мониторинг учебных достижений школьников в работе учителя'

Мониторинг учебных достижений школьников в работе учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ПЕДАГОГА / MONITORING THE MAIN STUDENTS' ACHIEVEMENTS / TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITIES / BASIC TEACHER'S SKILLS / THE EDUCATIONAL PROCESS / THE MAIN ACHIEVEMENTS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Валентина Егоровна

Статья посвящена проблеме мониторинга учебных достижений школьников, которые являются основным результатом образовательного процесса. Автор подчеркивает значимость этой технологии в профессиональной деятельности учителя для контроля, оценки, анализа, коррекции и прогноза УДШ (учебных достижений школьников) и определяет основные умения, необходимые учителю в его осуществлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring Educational Achievements of Schoolboys in Professional Work of a Teacher

The article deals with a problem of monitoring the main educational achievements of students as a basic result of educational process. The author underlines the importance of the given technology in professional work of the teacher for the control, estimation, analysis, correction and forecast of the academic achievements and defines the basic skills necessary for the teacher in its realization.

Текст научной работы на тему «Мониторинг учебных достижений школьников в работе учителя»

Мониторинг учебных достижений школьников в профессиональной деятельности учителя

В. Е. Мусина

Статья посвящена проблеме мониторинга учебных достижений школьников, которые являются основным результатом образовательного процесса. Автор подчеркивает значимость этой технологии в профессиональной деятельности учителя для контроля, оценки, анализа, коррекции и прогноза УДШ (учебных достижений школьников) и определяет основные умения, необходимые учителю в его осуществлении.

Ключевые слова: образовательный процесс, учебные достижения школьников, мониторинг учебных достижений школьников, профессиональная деятельность педагога, профессиональные умения педагога.

Monitoring Educational Achievements of Schoolboys in Professional Work of a Teacher

V. E. Musina

The article deals with a problem of monitoring the main educational achievements of students as a basic result of educational process. The author underlines the importance of the given technology in professional work of the teacher for the control, estimation, analysis, correction and forecast of the academic achievements and defines the basic skills necessary for the teacher in its realization.

Key words: the educational process, the main achievements of students, monitoring the main students' achievements, teacher's professional activities, basic teacher's skills.

Современная демократическая модель образования ориентирует школу на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их личностного развития. Развитие «как процесс, как становление готовности человека к самостоятельной организации своей деятельности в соответствии с возникшими или поставленными задачами разного уровня сложности» в значительной мере происходит в рамках школы [1. С. 271].

В этих условиях возрос общественный контроль над тем, как этот процесс протекает, к каким учебным достижениям ведет подрастающее поколение современная школа. Изменились требования, предъявляемые к педагогической деятельности. Современный учитель должен самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи, быть теоретически и практически готовым к осуществлению педагогической деятельности (в том числе инновационной), то есть педагогически компетентным. К числу инноваций в области контроля и оценки качества результатов образовательного процесса относится и мониторинг.

Мониторинг, по определению В. И. Звонни-кова, это стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития [2. С. 203].

Различным аспектам мониторинга образовательного процесса посвящены исследования Г. В. Гутник, А. Н. Майорова, Д. Ш. Матроса, В. П. Панасюка, С. Е. Шишова и др. В рамках нашего исследования представляет интерес рассмотрение мониторинга как средства обратной

связи, в результате которой устанавливается степень соответствия результата образовательного процесса поставленной цели.

В качестве основных результатов образовательного процесса мы рассматриваем учебные достижения школьников (УДШ). Следует отметить, что результаты образования в отечественной науке и практике долгое время не рассматривались как учебные достижения самих учащихся, а связывались с деятельностью учителя и совершенствованием методов и средств обучения. Образовательный процесс был ориентирован на предметно-количественный результат. С переходом к гуманистической модели образования в теории и практике возникла необходимость комплексного изучения и оценки результатов образовательного процесса с акцентом на индивидуальное продвижение школьника. Это способствовало активизации исследований по проблеме учебных достижений школьников. Общепринятого термина для обозначения учебных достижений в науке сегодня не существует. Достижения учащихся в образовательном процессе трактуются как в узком, так и в широком смысле. В первом случае это, как правило, индивидуальные продвижения в одной из областей развития личности: познавательной, в области саморазвития творческой деятельности и т. д.

В широком смысле это понятие рассматривается с позиции целостности личности и представляет собой итог ее учебной деятельности, является показателем ее результативности и развития. Как справедливо заметил И. Я. Лернер, «главное, что характеризует процесс обучения, -это изменение качеств ученика, его личностных свойств. Изменения происходят независимо от успеха обучения, от достижения его цели. Ведь ученик, не усвоивший учебный материал, не ос-

тается прежним. Он либо разочаровывается в учебе, в себе, в учителе, либо удваивает старания, либо остается равнодушным. Во всех случаях формируются или закрепляются разные качества личности, ее установки; каждый акт учения осуществляет сдвиг в формировании личности» [3. С. 14-15].

Исследователи Л. С. Илюшин, Л. И. Афонина, Н. Т. Ломакина и др. рассматривают учебные достижения с позиции «процесс - результат», то есть как позитивные субъективно значимые для данной личности результаты деятельности, как результат соответствия государственным образовательным стандартам, программам и учебному плану, как результат личной активности ученика, его стремления удовлетворить потребности в познании, самоактуализации. А. Н. Майоров трактует достижения учащегося и как процесс (движение от своего прежнего уровня к новому уровню овладения чем-либо), и как результат (соответствие достигнутого учащимся уровня овладения чем-либо определенному образовательному стандарту) [4. С. 54].

В нашем понимании, учебные достижения -это процесс и результат личностного развития школьников через освоение ими видов деятельности, извлекаемых из социального опыта (познавательной деятельности, способов репродуктивной деятельности, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений). Подчеркнем, что важнейшим инструментом отслеживания динамики индивидуального продвижения школьников через освоение ими указанных видов деятельности, на наш взгляд, является мониторинг УДШ. Мониторинг УДШ определяется нами как система постоянного сбора данных о процессе и результатах личностного развития школьников через освоение ими видов деятельности, извлекаемых из социального опыта; обработка, анализ и интерпретация информации, позволяющей судить о динамике УДШ и дающей возможность осуществлять их прогноз и коррекцию.

Мониторинговые действия осуществляются сегодня на всех структурных уровнях школы. Но они реализуются порой бессистемно и разово с целью удовлетворения потребностей в решении возникающих проблем. В современном образовательном процессе имеет место противоречие между потребностью в выявлении и оценке фактических результатов деятельности педагогической системы изнутри, ее соответствия конечным целям и недостаточной разработанностью технологии и инструментария функционирова-

ния и развития мониторинга учебных достижений в школе. В связи с этим существует необходимость в разработке и апробации названной технологии, которая содействовала бы более упорядоченной деятельности всех субъектов образовательного процесса и, в конечном счете, обеспечивала бы повышение его качества.

Разработанная нами технология мониторинга УДШ ориентирована на уровень школы. Она предполагает последовательное осуществление следующих этапов: подготовительного, базирующегося на анализе результатов деятельности в предыдущий период; содержательно-деятель-ностного, требующего от субъектов мониторинга особой тщательности и продуманности действий; организационно-деятельностного, предусматривающего активное участие в процессе обучающихся; аналитико-рефлексивного, предполагающего достаточно высокий уровень компетентности субъектов мониторинга и их тесное сотрудничество; этапа коррекции и проектирования, особенно важного с точки зрения отслеживания динамики учебных достижений школьников. Представленная технология позволяет выявлять результаты, адекватные поставленным целям; объективно и непрерывно отслеживать и оценивать учебные достижения школьников в целом, а также их различные аспекты; анализировать результаты образовательного процесса; принимать своевременные управленческие решения по его коррекции и осуществлять прогнозирование дальнейшего развития.

Апробация и внедрение технологии в образовательный процесс предполагает повышение профессиональной компетентности учителя по осуществлению мониторинга. Теоретическая готовность учителя к осуществлению мониторинговых процедур предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.

Практическая же готовность определяется в наблюдаемых действиях, которые проявляются через организаторские и коммуникативные умения. Так, на первом этапе учитель: 1. Ставит цели мониторинговых процедур. 2. Выявляет объекты. 3. Определяет вид мониторинга. 4. Подбирает инструментарий диагностической процедуры, выбирает методики. 5. Составляет графики мониторинговых процедур.

На втором этапе учитель: 1. Создает тесты, другие виды проверочных работ, используя ди-агностично заданные цели темы как эталон. 2. Подбирает задания необходимого уровня сложности. 3. Выбирает измерительные шкалы и

72

В. Е. Мусина

способы количественной и качественной оценки.

4. Определяет способы фиксации их в базе данных учителя (школы) и портфолио учащегося

5. Подбирает тесты из банка данных.

На третьем этапе учитель: 1. Объявляет учащимся время, место, условия, требования к проведению данной мониторинговой процедуры.

2. Проводит мониторинговые процедуры (тестирование, анкетирование, диктант). 3. Обрабатывает результаты. 4. Оценивает. 5. Знакомит с результатами заинтересованных участников. 6. Рассматривает апелляции. По окончании третьего этапа учитель: 1. Передает информацию в банк данных в установленной форме. 2. Осуществляет хранение полученной им информации в электронной, бумажной форме, в форме портфолио.

3. Помещает результаты УДШ в свой портфолио.

На четвертом этапе учитель: 1. Анализирует результаты учебных достижений школьников. 2. Анализирует позитивные и негативные результаты собственной деятельности. 3. Анализирует социально-психологическое состояние учащихся во время проведения мониторинговой процедуры. 4. Анализирует условия ее проведения. 5. Анализирует степень собственной удовлетворенности и удовлетворенности ученика мониторинговой процедурой. 6. Формирует рефлексивные умения учащихся. 7. Развивает собственные рефлексивные умения.

На пятом этапе учитель осуществляет: 1) корректировочные действия по совершенствованию мониторинговой деятельности; 2) корректировочные действия по совершенствованию своих профессиональных компетенций; 3) проектирование индивидуальной траектории развития личности ученика.

Представленная технология обладает, на наш взгляд, рядом достоинств. Во-первых, позволяет учителю и другим субъектам учебной деятельности не только производить срезы обученности, но и осуществлять непрерывное систематическое

изучение динамики личностного развития школьников. Во-вторых, в процессе мониторинга учитель получает объективную всестороннюю и полную информацию об учебных достижениях школьников, необходимую для управления как образовательным процессом на уровне учитель-ученик, учитель-класс, так и собственной педагогической деятельностью по отслеживанию динамики учебных достижений школьников. В-третьих, сочетание методов количественной и качественной оценки УДШ делает ее значительно более объективной. В-четвертых, осуществление мониторинга предполагает программное обеспечение, что ускоряет сбор и обработку информации при помощи ЭВТ. Кроме того, формирование рефлексивных умений и самооценки школьниками динамики собственных учебных достижений является фактором, мотивирующим их к саморазвитию.

В заключение отметим, что овладение учителем необходимыми для осуществления мониторинга умениями позволит ему стать по-настоящему компетентным субъектом профессиональной деятельности, способным целенаправленно и качественно обеспечивать высокий уровень УДШ.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР. 1956. - 506 с.

2. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учебное пособие / В. И. Звонников. - М. : Академия, 2007. -224 с.

3. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И. Я. Лернер. - М. : Просвещение, 1980. - 164 с.

4. Майоров, А. Н. Тесты школьных достижений: Конструирование, проведение, использование [Текст] / А. Н. Майоров. - СПб. : Образование и культура, 1997. - 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.