Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК К ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ'

МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК К ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технические средства / мониторинг / загруженность / трафик / датчик / technical means / monitoring / load / traffic / sensor

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Борисов Е.А., Теплов А.В., Кадермятова Д.Ш., Лобынцева О.А.

В данной статье рассмотрены современные требования к техническим средствам мониторинга транспортных потоков. Приведена их классификация, выявлены достоинства и недостатки каждого из приведенных технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Борисов Е.А., Теплов А.В., Кадермятова Д.Ш., Лобынцева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS FOR TECHNICAL MEANS OF MONITORING TRAFFIC FLOW

This article analyzes the technical means of monitoring traffic flow. The classification, identified the advantages and disadvantages of each of the following technical means.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК К ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ»

УДК 656.021.2

Борисов Е. А. студент 4 курса Теплое А. В. студент 4 курса Кадермятова Д. Ш. студент 3 курса Лобынцева О. А. студент 3 курса

«Политехнический институт им. Н. Н. Поликарпова» Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Россия, г. Орел

МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК К ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ Аннотация: В данной статье рассмотрены современные требования к техническим средствам мониторинга транспортных потоков. Приведена их классификация, выявлены достоинства и недостатки каждого из приведенных технических средств.

Ключевые слова: технические средства, мониторинг, загруженность, трафик, датчик.

Borisov E.A. Student

4year, "Polytechnic Institute. N.N. Polikarpova » Orel State University. Turgenev Russia, the city of Orel Teplov A.V. Student

4year, "Polytechnic Institute. N.N. Polikarpova » Orel State University. Turgenev Russia, the city of Orel Kadermjatova D. Sh.

Student

3 course, "Polytechnic Institute. N.N. Polikarpova »

Orel State University. Turgenev Russia, the city of Orel Lobyntseva O.A. Student

3 course, "Polytechnic Institute. N.N. Polikarpova »

Orel State University. Turgenev Russia, the city of Orel MODERN REQUIREMENTS FOR TECHNICAL MEANS OF MONITORING TRAFFIC FLOW Abstract: This article analyzes the technical means of monitoring traffic

flow. The classification, identified the advantages and disadvantages of each of the following technical means.

Keywords: technical means, monitoring, load, traffic, sensor

В настоящее время для определения характеристик транспортного потока на автомагистралях улично-дорожной сети городов используются различные организационные меры по решению транспортной загруженности.

Современными методами управления дорожным движением является определение режимов работы светофоров в условиях возникновения транспортных заторов на основе изучения интенсивности движения на конкретном объекте, внедрение новых методов мониторинга транспортного потока и другие средства интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

В условиях современной загруженности городов, технические средства мониторинга транспортных потоков должны соответствовать ряду требований:

- информация, полученная с технических средств, должна быть максимально точной и иметь минимальный процент погрешности;

- данные, собранные непосредственно на дороге, должны моментально, в режиме реального времени, передаваться в центры мониторинга;

- технические средства не должны ограничиваться сбором определенного типа информации, а должны считывать максимальное число показателей, таких как скорость движения, тип и номер автомобиля, его габариты, вес, загруженность улично-дорожной сети и т.д.;

- должна повышаться экономическая эффективность использования тех или иных средств мониторинга путём снижения себестоимости и затрат на их техническое обслуживание. [1]

В конечном счёте, технические средства мониторинга, как элемент интеллектуальной транспортной системы, должны максимально эффективно управлять транспортной системой дорог, с целью повышения безопасности и эффективности транспортного потока.

В последнее время появились новые технологии, которые являются наиболее перспективными:

Пассивные и активные инфракрасные излучатели. Данное средство мониторинга транспортного потока может фиксировать наличие, скорость и тип транспортных средств, которые обнаружены на основе инфракрасного излучения на определяемом участке. Основными недостатками являются производительность при плохой погоде, и ограниченный охват полос проезжей части.

Пассивные магниты. Магнитные датчики устанавливаются на верхнюю части дорожного полотна. Они считывают количество транспортных средств, их тип и скорость. Тем не менее, в условиях эксплуатации датчики испытывают трудности различия между близко

расположенными транспортными средствами.

СВЧ радары. Эта технология может обнаружить движущиеся транспортные средства и их скорость (доплеровский радар). Он записывает дискретные данные, скорость и упрощенную классификации транспортных средств. Основным преимуществом данного метода мониторинга транспортного потока является абсолютная независимость от погодных условий.

Ультразвуковое и пассивное акустическое наблюдение. Эти устройства излучают звуковые волны для обнаружения транспортных средств путем измерения времени возврата сигнала обратно на устройство. Пассивные акустические устройства расположены вдоль проезжей части и могут собирать информацию о количестве транспортных средств, их скорости и данные классификации. Они также могут быть выведены из строя из-за плохих погодных условий.

Видеообнаружение. Современные видеокамеры способны фиксировать не только интенсивность дорожного движения, но и такие показатели как номер, тип и скорость транспортного средства, наличие пристегнутого ремня безопасности водителя и пассажиров с помощью различных методов, таких как видео линия поездки, трекинг, и цифровая обработка видеоряда, что повышает безопасность транспортного потока. [2]

Использование традиционных датчиков на дороге для сбора данных является необходимым, но недостаточным из-за их ограниченного охвата и дорогостоящих затрат на реализацию и техническое обслуживание. В настоящее время наблюдается появление альтернативных источников данных. Например методы, основанные на местоположении транспортного средства (Floating Car Data - FCD), которые являются более экономически эффективными, по сравнению со стационарными детекторами. К ним можно отнести:

GPS на основе FCD. Точность местоположения транспортного средства полученного с помощью данной системы относительно высокая, как правило, погрешность менее 20 метров. В настоящее время данные GPS широко используются в качестве источника информации в реальном времени многими поставщиками услуг, но они страдают от ограниченного числа оборудованных транспортных средств, и высоких затрат на оборудование по сравнению с плавающими сотовыми данными. [3]

FCD на основе сотовых телефонов (например, CDMA, GSM, UMTS и GPRS сети). Так как в настоящее время в большинстве транспортных средств находится, по меньшей мере, один или несколько мобильных телефонов, имеет смыл использовать их в качестве анонимных датчиков движения. Позиционирование мобильного телефона регулярно передается в сеть, как правило, с помощью триангуляции. Мобильные телефоны должны быть включены, но не обязательно использоваться. Такой подход особенно хорошо приспособлен для обеспечения относительно точной информации в городских районах (где информация о трафике наиболее необходима) из-за

меньшего расстояния между антеннами. [4]

В отличие от стационарных детекторов движения и систем на базе GPS, данный метод не требует никаких специальных устройств или оборудования в автомобилях, а также построения специфической инфраструктуры вдоль дорог, что повышает его экономическую эффективность. [5]

Наряду с повышением эффективности транспортного потока огромное значение играет безопасность движения. Одним из актуальных требований является своевременное выявление водителей, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. В настоящее время уровень автомобилизации городов достаточно высок, и в большом транспортном потоке выборочная проверка автомобилей не дает нужного результата. Одним из наиболее перспективных технических средств мониторинга способных справится с данной задачей является алколазер - прибор дистанционного определения паров алкоголя в движущемся автомобиле. [6]

Принцип действия лазерного алкотестера-камеры основан на спектральном анализе. Испускаемый прибором лазерный луч в режиме реального времени проникает через поверхность лобового стекла автомашины для определения спектра паров этилового спирта в воздушном пространстве салона автомобиля. В этом случае на пульт сотрудника ГИБДД поступает соответствующий сигнал, на основании которого может быть принято решение о проверке автомобиля. [7]

Таким образом рассмотренные средства мониторинга транспортных потоков отвечают современным требованиям и способны адекватно оценить транспортную ситуацию на улично-дорожной сети городов. На основе анализа преимуществ и недостатков каждого из них можно сделать вывод о целесообразности их использования для определения насыщенности транспортных потоков в городах и повышения безопасности дорожного движения.

Использованные источники:

1. Новиков, А.Н. Применение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) для повышения эффективности функционирования городского общественного транспорта / А.Н. Новиков, А.Л. Севостьянов, А.А. Катунин, А.В. Кулев // Мир транспорта и технологических машин. - 2013. - № 1 (40). -С. 85-90.

2. Новиков, А.Н. Совершенствование дорожной сети для повышения их пропускной способности с использованием средств транспортной телематики / А.Н. Новиков, В.А. Голенков, Ю.Н. Баранов, А.А. Катунин, А.С. Бодров // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. - 2014. - № 6. - С. 128-139.

3. Новиков, А.Н. «Интеллектуализация дорожного движения на улице Наугорское шоссе города Орла» / А.Н. Новиков, А.А. Катунин, В.В. Васильева, Д.Д. Матназаров // ГЛОНАСС - Регионам: Материалы 4-ой Всероссийской научно-практической конференции. - 2014. - С. 48-54.

4. Павел, П. Ассоциированые системы и транспортная телематика / П. Павел,

A.Н. Новиков, О. Пржибыл // Мир транспорта и технологических машин. -2015. - № 2 (49). - С. 96-102.

5. Новиков, А.Н. Исследование транспортной нагрузки на автодороги г. Орла / А.Н. Новиков, О.А. Иващук, В.В. Васильева // Энерго- и ресурсосбережение ХХ! век: сборник материалов 1У-ой Международной научно-практической интернет-конференции. - Орел, 2006. - С. 99-101.

6. Голенков, В.А. Комплексное обследование улично-дорожной сети города Орла / В.А. Голенков, Ю.Н. Баранов, А.А. Катунин, Д.Д. Матназаров, А.Н. Новиков // Организация дорожного движения и безопасность на дорогах европейских городов: материалы Международной молодежной научно-практической конференции. - 2014. - С. 24-34.

7. Корчагин, В.А. Сложные саморазвивающиеся транспортные системы /

B.А. Корчагин, А.Н. Новиков, С.А. Ляпин, Ю.Н. Ризаева // Мир транспорта и технологических машин. - 2016. - № 2 (53). - С. 110-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.