Научная статья на тему 'Формирование интегрального показателя качества автомобилей, перевозящих опасные грузы, оборудованных ГЛОНАСС'

Формирование интегрального показателя качества автомобилей, перевозящих опасные грузы, оборудованных ГЛОНАСС Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
174
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ГЛОНАСС / СРЕДСТВА БЕЗОПАСНОСТИ / ОПАСНЫЙ ГРУЗ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кондратов Сергей Вячеславович, Новиков Александр Николаевич, Трясцин Антон Павлович

Предложен интегральный показатель качества автомобилей перевозящих опасные грузы по условиям безопасности. Использование интегрального показателя позволяет провести сравнительную оценку безопасности перевозки различными марками и типами подвижного состава. Определены оптимальные характеристики автомобилей для предприятий перевозящих опасные грузы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кондратов Сергей Вячеславович, Новиков Александр Николаевич, Трясцин Антон Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование интегрального показателя качества автомобилей, перевозящих опасные грузы, оборудованных ГЛОНАСС»

пе» ЕС и Международного союза автомобильного транспорта» [электронный ресурс]. // Европейская Комиссия Генеральный Директорат по энергетике и транспорту. IRU-I -0145-1. 2007. URL: http://otipb.at.ua/load/ nauchnoe_issledovanie_o_prichinakh_ dtp_s_ uchastiem_ gruzovykh_avtomobilej/ (дата обращения 9.02.2016).

4. Дементриенко В.В. Эффективность систем мониторинга водителя / Дементри-енко В.В / Журнал технической физики, 2007, т.77, вып.6. С.103-108.

5. Черунова, И.В. Аналитический обзор факторов, влияющих на комфортное пребывание человека в автомобиле / И.В. Черунова, И.И. Ковалева, О.А. Смирнова, Т.Ю. Лесникова / Материалы Международной научно-практической конференции «Текстиль, одежда, обувь, средства индивидуальной защиты в 21 веке» 18-19 апреля 2013.Шахты: ИСО и П (филиал )ФГБОУ ВПО « Донской гос. техн. ун-т». 2013. С.206-213.

6.Черунова И.В. Новые технологии расчета теплозащитной одежды/ Черунова И.В. Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. 2009. Т. 4. № 2. С. 51-54.

Klimenko Maxim Vladimirovich, graduate student

(e-mail: 6120wite@rambler.ru) (phone number 8-951-510-88-27)

Institute of Entrepreneurship and Service sector (branch) of the Don State Technical University, Shakhty, Russia

Cherunova Irina Viktorovna, professor

Institute of Entrepreneurship and Service sector (branch) of the Don State Technical University, Shakhty, Russia

ASSESSMENT OF SAFETY PROBLEMS DRIVERS TRANSPORT LONG DISTANCE AS A BASIC FOR DEVELOPMENT OF NEW TECHNOLOGIES

Abstract. This article assesses the current state of transport safety drivers of long-distance scale in our country.

Keywords: driver, long-distance transport, traffic safety, accident, transportation.

УДК 656.025.4

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЕЙ, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ, ОБОРУДОВАННЫХ ГЛОНАСС Кондратов Сергей Вячеславович, аспирант (e-mail: serg21284@yandex.ru) Новиков Александр Николаевич, профессор, д.т.н., зав. кафедрой

(e-mail: srmostu@mail.ru) Трясцин Антон Павлович, к.т.н., доцент (e-mail: srmostu@mail.ru) Приокский государственный университет, г. Орел, Россия

Предложен интегральный показатель качества автомобилей перевозящих опасные грузы по условиям безопасности. Использование интегрального показателя позволяет провести сравнительную оценку безопасности перевозки различными марками и типами подвижного состава. Определены оптимальные характеристики автомобилей для предприятий перевозящих опасные грузы.

Ключевые слова: интегральный показатель, ГЛОНАСС, средства безопасности, опасный груз.

Выбор подвижного состава, в полной мере отвечающего условиям безопасности, является одной из важнейших задач организации перевозки опасных грузов. Сложность такого выбора обусловлена тем, что показатели, характеризующие безопасность автомобиля, имеют разную размерность и различное влияние на общую безопасность в зависимости от конкретных условий эксплуатации. С этой целью разработан интегральный показатель качества по условиям безопасности, т.е. обобщенный критерий, позволяющий производить оценку сравниваемых объектов по параметрам безопасности.

Весь перечень опасных грузов, требующий при перевозках соблюдения мер предосторожности, утвержден ГОСТом 19433-88.

23 сентября 2010 года вступил в силу новый «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», который устанавливает единые требования при производстве, ввозе и эксплуатации машин. Он определяет какими должны быть автомобили, чем они должны быть оборудованы, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Регламент ужесточает требования к автомобилям, перевозящим опасные грузы. Теперь эти автомобили обязаны оборудовать системой спутниковой навигации ГЛОНАС или ГЛОНАСС/GPS, причём сама конструкция этих машин должна предусматривать возможность установки данных приборов, системой ABS на тормозах и средствами контроля за соблюдением режима труда и отдыха тахографами (данное требование станет обязательным с 23 января 2012 года). С 1 марта 2011 года автомобили, перевозящие ОГ, и не оборудованные вышеуказанными приборами, не пройдут технический осмотр и, соответственно, владельцы ТС не получат свидетельство о допуске ТС к перевозке ОГ по месту регистрации ТС.

Согласно Письму Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России от 17 марта 2010 года № 13/2-448 осуществляют организацию и контрольную деятельность в области перевозки ОГ должностные лица госавтоинспекции.

С 1 января 2011 года действуют новые правила ДОПОГ.

ДОПОГ - это соглашение, разработанное Европейской экономической комиссией ООН в Женеве в 90-х годах, в рамках которого большинство европейских государств согласовали общие правила дорожной перевозки ОГ через их границы и по их территориям. Соглашение регулярно пересматривается, и его нынешнее издание действует с 1 января 1997 года.

В новом ДОПОГе обозначена повышенная требовательность к дополнительному оборудованию при перевозке ОГ, в частности, инструмент с защитой от искрообразования, набор огнетушителей, 2 фонаря с автономным питанием желтого или оранжевого цвета, песок, лопата, 2 противооткатных упора, 2 переносных знака -движение запрещено.

Также установлены более жесткие требования на маркировку грузов, перевозимых в таре. Вся тара должна быть промаркирована.

Следует отметить, что сегодня ДОПОГ более приоритетен над внутри российскими нормативными актами.

Нарушение правил перевозки опасных и тяжеловесных грузов чревато опасностью не только для перевозчика, но и для других участников дорожного движения.

Причем, нередко другие участники движения подвергаются еще большей опасности, нежели перевозчик.

Например, если в кузове грузового автомобиля плохо закреплен груз, он может выпасть из него прямо под колесо идущего следом автомобиля (или даже на сам идущий следом автомобиль), что может вызвать серьезное ДТП. При этом грузовик вместе с водителем наверняка останется цел и невредим.

Водителям необходимо соблюдать требования к подвижному составу при перевозке ОГ, к средствам пожаротушения, средствам индивидуальной защиты, знать классификацию ОГ, системы информации об опасности аварийной карточки.

Из этого следует, что перевозка опасных и особо опасных грузов как никакая автомобильная перевозка должна иметь максимум четкой организационной работы, наличие профессиональных специалистов, работников охраны и опытных, специально обученных водителей. Безусловно, и наличие транспорта, технически безукоризненного, готового к дальним и опасным перевозкам.[2]

Методика определения интегрального показателя качества по условиям безопасности включает в себя несколько этапов.

На первом этапе формируется массив оценочных показателей, характеризующих безопасность автомобиля для данных условий эксплуатации. При перевозке опасных грузов в качестве оценочных показателей выделены: вместимость; колесная формула автомобиля; полная масса автомобиля; максимальная нагрузка на ось; максимальная скорость; динамическая характеристика (мощность на 1 т полной массы); высота центра тяжести при полной загрузке; критическая скорость по условиям опрокидывания при определенном радиусе поворота; тормозной путь; максимально преодолеваемый подъем; габаритный радиус поворота; длина автомобиля; дорожный просвет.

Связь между величиной показателя q и безопасностью E может быть прямой и обратной. При прямой связи Et) с ростом показателя увеличивается безопасность, при обратной Ej) с ростом показателя безопасность снижается.[1]

На следующем этапе осуществляется нормирование и масштабирование показателей качества. Нормирование предполагает приведение показателей качества к безразмерному виду. Масштабирование позволяет установить равномерность влияния каждого показателя, т. е. сведение их к обще-

му числовому диапазону (от 0 до 1).

Наиболее простым масштабированным и нормированным преобразованием является линейное преобразование вида:

0, при qij=qi ниж, если связь прямая qTEt

1, при qij=qi ниж, если связь обратная qTEj

^у, при промежуточном значении qi ^ < qij < qi выс, если связь прямая 1-^у, при qm < qij < qil, если ф|Е| 1, при qij=qi высш, если ф|Е| 0, при qij=qi высш, если ф|Е|

/ 4} - Чп

Ь = —

Ч,в - Ч,н (1)

После преобразования формируются массивы показателей качества по условиям безопасности в относительных единицах.

Затем определяется коэффициент значимости для конкретных условий эксплуатации на основе экспертной оценки. При этом наиболее значимому показателю качества qi присваивается коэффициент ^=1, а остальным показателям - от 0 до 1 в зависимости от уровня их влияния на безопасность. В экспертизе участвует т экспертов, и коэффициент значимости определяется как средняя оценка экспертов:

* =11 ^п (2)

т

сщ- коэффициент значимости, приведенный п-ым экспертом к 1-ому показателю.

Количественной мерой степени согласованности оценок экспертов является коэффициент конкордации:

где т - число экспертов;

w = 2 1238 (3)

т2(п3 -п) п т

8 = 1 [ Е г* - 0.5т(п -1)]2 (4)

i=1 п =1

где п - количество показателей качества; - место, которое занимает 1-ый показатель;

Если W=0, то между экспертами нет согласованности.

Если W=1 - то 100% согласованность.

Если W=0,6.. .0,7 - приемлемая согласованность.

Если W<0,7 - неприемлемая согласованность.

Интегральный показатель качества по условиям безопасности определяется по формуле:

„отн —

'} Сг

Пк1 =Е ч;

1=1 (5)

Чем выше значение показателя, тем при прочих равных условиях будет

обеспечен наибольший уровень безопасности перевозки.

Для 12 марок автомобилей цистерн и топливозаправщиков по выделенным оценочным параметрам были рассчитаны интегральные показатели качества по условиям безопасности. Диапазон их значений составил 1,1 -3,3.

На основании расчетов, для обеспечения максимальной безопасности можно предложить при доставке нефтепродуктов в пиковые периоды на базы хранения предприятий использовать транспорт большой вместимости (8-10 м3).

Список литературы

1. Трясцин А.П., Анализ и оценка риска при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом в АПК / Баранов Ю.Н., Трясцин А.П. // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2010. Т. 26. № 5. С. 29-33.

2. Перевозка опасных грузов [Электронный ресурс] // Выборг-Транс. URL: http://vyborgtrans.ru/transport_adr (дата обращения: 25.02.2016).

3. Кондратов С.В., Повышение безопасности перевозки опасных грузов на основе использования глобальных навигационных спутниковых систем / С.В. Кондратов, А.Н. Новиков; под общей редакцией А.Н. Новикова // Информационные технологии и инновации на транспорте. -Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет -УНПК». -2015. -С. 52-57.

4. Кондратов С.В., О безопасности перевозок опасных грузов с использованием ГНСС / С.В. Кондратов, А.Н. Новиков // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2015. - Ч.1. - №4. - С. 335-338.

5. Кондратов С.В., Повышение безопасности перевозок опасных грузов при помощи выбора оптимального маршрута / С. В. Кондратов, А. Н. Новиков // Современные материалы, техника и технологии. 2015. № 3 (3). С. 128-132.

6. Трясцин, А. П. Методологические аспекты системного анализа опасностей при эксплуатации мобильных самоходных машин сельскохозяйственного назначения /А. П. Трясцин, Ю. Н. Баранов, О. Н. Данилина//Вестник АПК Верхневолжья. -2009. -№ 3. -С. 77-80.

7. Новиков, А. Н. Оценка эффективности функционирования системы подготовки кадров, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения /А. Н. Новиков, А. П. Трясцин, Ю. Н. Баранов, В. И. Самусенко, А. М. Никитин//Вестник Брянского государственного технического университета. -2014. -№ 4 (44). -С. 188-195.

8. Трясцин, А. П. Улучшение условий и охраны труда водителей, занятых перевозкой опасных грузов в агропромышленном комплексе путем разработки и внедрения инженерно-технических предложений и организационных мероприятий : дис. ... канд. техн. наук/Трясцин Антон Павлович. -Орел, 2006.

9. Трясцин, А. П. Комплексная оценка безопасности внутрихозяйственных маршрутов перевозки грузов [Текст]/А.П. Трясцин//Механизация и электрификация сельского хозяйства. -№5. -2005. -С. 33-34

10. Новиков, А. Н. Модульная технология как средство повышения качества обучения в вузе/А.Н Новиков, Г.В. Букалова.//Стандарты и мониторинг в образовании. -2001. -№2. -С.39-42.

11. Новиков, А. Н. Совершенствование дорожной сети для повышения их пропускной способности с использованием средств транспортной телематики/Новиков А.Н., Голенков В.А., Баранов Ю.Н., Катунин А.А., Бодров А.С.//Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2014. № 6. С. 128-139.

12. Новиков, А.Н. Модернизация улично-дорожной сети города орла (на примере Наугорского шоссе)/А.Н.Новиков, Ю.Н.Баранов, А.А.Катунин, Д.Д.Матназаров//Мир транспорта и технологических машин. 2014. № 2 (45). С. 86-96.

13. Ерасов И.А., Методика определения степени влияния дорожных условий и конструкционных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения/И.А. Ерасов, Н.А. Колесниченко, Ю.И. Молев, Д.Н. Прошин, В.А. Шапкин//Мир транспорта и технологических машин. 2015. № 4 (51). С. 82-88.

14. Восстановление и упрочнение деталей автомобилей/ Новиков А.Н., Стратулат М.П., Севостьянов А.Л.// Учебное пособие / Орел, 2006.

15. Окраска автомобилей при ремонте/ Новиков А.Н., Бодров А.С.// Монография / Орел, 2008.

16. Модульная технология как средство повышения качества обучения в вузе/ Новиков А.Н., Букалова Г.В.// Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 2. С. 39.

Совершенствование дорожной сети для повышения их пропускной способности с использованием средств транспортной телематики/ Новиков А.Н., Голенков В.А., Баранов Ю.Н., Катунин А.А., Бодров А.С.// Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2014. № 6. С. 128-139.

Kondratov Sergey Vyacheslavovich, graduate student (e-mail: serg21284@yandex.ru) Prioksky State University, Orel, Russia

Novikov Alexander Nikolaevich, dr.Sci.Tech., professor, department chair

(e-mail: srmostu@mail.ru)

Prioksky State University, Orel, Russia

Tryastsin Anton Pavlovich, cand. tech. sciences, associate professor

(e-mail: srmostu@mail.ru)

Prioksky State University, Orel, Russia

FORMATION OF INTEGRAL INDICATOR OF QUALITY VEHICLES CARRYING DANGEROUS GOODS EQUIPPED GLONASS

Abstract. The integrated indicator of the quality of cars carrying dangerous goods safety conditions. Using the integral index allows for a comparative assessment of the safety of transport of different brands and types of rolling stock. The optimal characteristics of vehicles for companies transporting dangerous goods.

Keywords: integral index, GLONASS, security, dangerous goods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.