Научная статья на тему 'Мониторинг социальной защиты детей в регионе: методика социально-педагогической оценки'

Мониторинг социальной защиты детей в регионе: методика социально-педагогической оценки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
296
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поддубная Татьяна Николаевна

Рассматривается проблема мониторинга социальной защиты детей в регионе, предлагается разработанная автором методика комплексной социально-педагогической оценки социальной защиты детства в регионе, апробированная в учреждениях социально-педагогической инфраструктуры Республики Адыгеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг социальной защиты детей в регионе: методика социально-педагогической оценки»

тей в них меньше, чем в обычных группах, что уменьшает вероятность распространения инфекционных заболеваний. Это идеальный вариант для семей, где есть неработающие родственники, готовые заниматься воспитанием ребенка несколько часов в день и водить его на полдня в садик - для тематических занятий и - что очень важно - для разнообразного общения, освоения и присвоения культурных образцов поведения, т. е. социальной адаптации.

Таким образом, педагогический потенциал групп кратковременного пребывания в социальной адаптации дошкольников обусловлен предметно и культурно развивающей образовательной средой, включающей в себя предметное окружение и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса в освоении реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий.

Литература

1. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до шести / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. М.: Интор, 1996. 160 с.

2. Ещеркина, О.А. Организационно-педагогические условия социализации подростков в воспитательном пространстве гимназии: дис. ... канд. пед. наук / О.А. Ещеркина. Волгоград, 2004.

3. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии. М., 1978.

4. Захарова, О.Л. Развитие готовности ребенка к школе в условиях разновозрастных групп детского сада: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ О.Л. Захарова. М., 2006.

5. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. М.: Айрис-пресс, 2005. С. 48 — 49.

6. Корепанова, М.В. Самопознание как условие целостного развития личности ребен-ка-дошкольника/ М.В. Корепанова// Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде: материалы междунар. семинара. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. С. 125 — 129.

7. Коэй, Р. Современное состояние теории детской игры / Р. Коэй, Г. Мейес // Перспективы. 1986. №1.

8. Кудрявцев, В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В. Кудрявцев //Дошкольное воспитание. 1997. №8. С. 114 — 115.

9. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко,

Н.А. Короткова. М., 1994.

10. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.

Т.Н. ПОДДУБНАЯ (Майкоп)

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В РЕГИОНЕ: МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

Рассматривается проблема мониторинга социальной защиты детей в регионе, предлагается разработанная автором методика комплексной социально-педагогической оценки социальной защиты детства в регионе, апробированная в учреждениях социальнопедагогической инфраструктуры Республики Адыгеи.

При исследовании процесса социальной защиты детей возрастает значимость мониторинга как процедуры последовательного отслеживания и качественного анализа самого процесса социальной защиты детей, результатов применения социально-педагогических технологий и средств их реализации, их соответствия поставленным цели и задачам.

Под мониторингом понимается подробное наблюдение за ситуацией или частным случаем, осуществляемое для определения того, что следует предпринять в дальнейшем. Целью мониторинга применительно к нашему исследованию являются организация непрерывного систематического наблюдения за процессом социальной защиты несовершеннолетних в регионе, раннее предупреждение негативных последствий принимаемых мер. Следовательно, мониторинг выступает не только своеобразным средством получения информации о положении детей в регионе, но и механизмом формирования и реализации мер по их социальной защите. Проведение систематических мониторинговых исследований позволяет получать объективную научно-информационную базу совершенствования механизма социальной защиты детей в регионе.

© Поддубная Т.Н., 2008

В настоящее время недостаточно полно разработана проблема мониторинговых исследований применительно к системе социальной защиты детства - отсутствует единая модель мониторинга данного процесса, которая была бы применима для отслеживания проблем детей в регионе во всех возможных контекстах. Сегодня теоретически обоснованы такие виды мониторинга, как мониторинг соблюдения и защиты прав детей в сфере образования (Е.Е. Чепурных), мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений и организации учебного процесса, мониторинг деятельности муниципальных организаций по обеспечению социальных гарантий детства (Л.А. Гнусарева) и др.

На уровне регионов ведется мониторинг социально-экономического положения детей, результаты которого представляются в ежегодно в официальном докладе, содержащем объективную систематизированную информацию о положении детей в регионе и тенденциях его изменения. Однако при всей позитивности данного мониторинга, тем не менее, мы полагаем, что содержащейся в нем информации недостаточно для отражения существа исследуемой нами проблемы полностью. Существенный недостаток большинства мониторинговых исследований заключается в игнорировании анализа деятельности специалистов по социальной защите детства (социальных педагогов и социальных работников) как основных субъектов социальной защиты несовершеннолетних, динамики их (а также родителей) удовлетворенности мероприятиями по социальной защите детей и социальной компетентности последних. В целом критический анализ привел нас к выводу, что существующие виды мониторинга не способны эффективно оценить ситуацию социальной защиты детей в регионе.

Мониторинг социальной защиты детей -трудная задача, обусловленная, с одной стороны, объективными сложностями измерения социальных процессов и явлений, с другой - отсутствием достаточного теоретического обоснования феномена социальной защиты детства в контексте гуманистической парадигмы образования, а также единого понимания самого процесса социальной защиты детей, а следовательно, и соответствующих критериев и показателей. Разделяя точку зрения таких ученых, как Е.А. Морозова, Л.С. Онокой, Е.М. Рыбинский [3; 4; 5], считаем целесообразным при оценке процесса

социальной защиты детей учитывать объективные и субъективные его стороны. Объективные стороны фиксируются данными официальной статистики, субъективные - сведениями, полученными в результате опросов, анкетирования, которые обогащают имеющуюся информационную базу. Не претендуя на исчерпывающее решение рассматриваемого вопроса, представим собственное его понимание в рамках данной статьи.

Обозначенные аргументы обусловили разработку автором на базе комплексного и системно-структурного подходов социально -педагогического инструментария мониторинга социальной защиты детства. В основу мониторинга социальной защиты детства в регионе положена разработанная нами методика комплексной социально-педагогической оценки процесса социальной защиты детей в регионе, обеспечивающая широкий анализ объективных и субъективных показателей. Основными требованиями к разработке методики выступили адекватность процессу социальной защиты детей, комплексный характер, информативность и надежность, доступность.

Данная методика прошла апробацию на уровне ряда учреждений социально-педагогической инфраструктуры детства Республики Адыгеи. В зависимости от цели исследования и параметров измерения, соответствующих каждому блоку мониторинга, использовались различные методы сбора информации: анализ официальных документов (региональных нормативных, правовых актов, ежегодных докладов «О положении детей в Республике Адыгее»), опыта реализации авторских программ и др.; опрос - сбор однотипных данных с целью получения общей картины ситуации. Опрос осуществлялся при помощи интервьюеров или посредством заполнения анкет респондентами. В качестве интервьюеров выступили студенты отделения социальной педагогики Адыгейского госуни-верситета и факультета социальной работы Российского государственного социального университета (филиала в г. Майкопе); диагностика социальной компетентности объектов социальной защиты детства. Причем мониторинговая деятельность включала в себя многократный сбор информации (интервальные исследования).

Будучи убежденными в необходимости учета объективных и субъективных показателей социальной защиты детей, методику комплексной социально-педагогиче-

ской оценки процесса социальной защиты детей в регионе мы представили тремя блоками, каждый из которых включает ряд оцениваемых параметров (характеристик, критериев, показателей). Совокупность параметров измерения составляет матрицу мониторинга социальной защиты детей в регионе (см. табл. на с. 67 - 68). Методология построения матрицы базируется на постулате, в соответствии с которым объекты, субъекты, направления социальной защиты детства рассматриваются как объекты наблюдения за процессом социальной защиты детей в регионе. При решении проблемы, выявленной в процессе мониторинга, определяется «мишень» - объект, процесс, средство и т. п., который необходимо совершенствовать, чтобы получить желаемый результат. Таким образом, создается целостная картина социальной защиты детей в регионе, отдельные компоненты которой взаимодополняют друг друга.

Результаты мониторинга могут быть представлены временными рядами с использованием схем, графиков, диаграмм, сводных таблиц. Рассмотрим более подробную характеристику предложенных блоков.

1. Основные характеристики положения детей в регионе. Этот блок содержит наиболее общую информацию на основе объективных источников, т. е. официальных документов министерств, ведомств и организаций, позволяющих определять стратегию улучшения положения детей в регионе по каждому из обозначенных параметров (данные государственных докладов «О состоянии здоровья населения в Республике Адыгее» и «О положении детей в Республике Адыгее», а также соответствующих министерств, ведомств и организаций). Следует отметить, что в данном блоке содержатся лишь наиболее общие сведения, представляющие для работников социально-педагогической инфраструктуры определенный интерес.

Значительный интерес для анализа реального положения детей в области их социальной защиты в регионе представляют субъективные показатели, которые базируются на оценке самих объектов и субъектов социальной защиты детства. Субъективные показатели легли в основу 2-го и 3-го блоков. Эти данные целесообразно представлять интервальными рядами, например, на начало и конец эксперимента, что позволяет оценить их временную динамику.

2. Удовлетворенность социальной защитой детства. Этот блок характеризует степень удовлетворенности родителей и работников учреждений социально-педагогической инфраструктуры мероприятиями по социальной защите детей в регионе. Основная цель данного блока заключается в выяснении мнения главнейших субъектов процесса социальной защиты детства - родителей и работников учреждений социально-педагогической инфраструктуры о процессе социальной защиты несовершеннолетних в регионе. Методом получения информации выступает анкетирование. Нами были разработаны два вида анкет -для родителей и для работников учреждений социально-педагогической инфраструктуры. Основная задача использования такого опросника заключается в том, чтобы на основании данных анкет получить максимально полную информацию о результатах совершенствования системы социальной защиты детства в регионе. Анкета для работников учреждений социально-педагогической инфраструктуры строится по аналогии с анкетой для родителей с целью сопоставления ответов этих групп респондентов.

3. Социальная компетентность объектов социальной защиты детства. Этот блок содержит информацию о развитии у объектов социальной защиты социальной компетентности - «совокупности знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, личностных качеств, обеспечивающих адаптацию личности в обществе и способствующих ее самореализации, самоактуализации, самоопределению» [2: 16]. Уровень социальной компетентности объектов социальной защиты отражает эффективность (неэффективность) социально-педагогической поддержки ребенка, которую мы рассматриваем в качестве компонента региональной системы социальной защиты детства. Информационной базой анализа данного блока выступают только сведения о динамике социальной компетентности респондентов подросткового возраста.

Для определения уровня социальной компетентности объектов социальной защиты целесообразно использовать методику оценки социальной компетентности подростка Е.Н. Дроновой [1: 103 - 106]. В соответствии с этой методикой вычисляется индивидуальный коэффициент социальной компетентности респондентов (ИКск) по следу-

Матрица мониторинга социальной защиты детей в регионе

1. Основные характеристики положения детей в регионе

Параметр (показатель) измерения Метод получения информации Результаты Решения, которые могут быть приняты по результатам

2001 г. 2003 г. 2005 г.

Интегральный показатель демографии Изучение официальной документации Проведение мероприятий, направленных на повышение рождаемости; совершенствование семейного воспитания, стимулирование устройства детей в семьи, а также направление на первоочередное трудоустройство лиц, имеющих детей, временное трудоустройство подростков

Интегральный показатель здоровья Проведение оздоровительных мероприятий и пропаганды здорового образа жизни; доступности бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, средств ранней диагностики, реабилитационных мероприятий и т.п.

Интегральный показатель питания Пересмотр обеспеченности новорожденных детским питанием, а также системы питания в образовательных учреждениях

Интегральный показатель учреждений социально- педагогической инфраструктуры Увеличение (уменьшение) количества учреждений социально-педагогической инфраструктуры, пересмотр норм социального обслуживания, повышение его эффективности, в т.ч. материальнотехнического обеспечения, а также проведение мероприятий, повышающих ответственность персонала данных учреждений

Интегральный показатель материального положения Пересмотр величины пособий, предоставление дополнительных льгот семьям с детьми; изыскание дополнительных источников финансирования

Интегральный показатель криминальных проявлений Проведение мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения, преступности несовершеннолетних, улучшение семейного воспитания, профилактику семейных конфликтов, повышение ответственности родителей за воспитание детей, а также выявление детей, находящихся в особо опасном положении

2. Удовлетворенность социальной защитой детства

Параметр (показатель) измерения Метод получения информации Вопросы-индикаторы, с помощью которых можно оценить мнение субъектов социальной защиты детства Решения, которые могут быть приняты по результатам опроса

1.Информированность родителей (специалистов) о системе социальной защиты детства в регионе Опрос Проведение мероприятий, направленных на повышение информированности родителей о сущности социальной защиты детей в регионе

Окончание

Параметр (показатель) измерения Метод получения информации Вопросы-индикаторы, с помощью которых можно оценить мнение субъектов социальной защиты детства Решения, которые могут быть приняты по результатам опроса

2.Характер потребности детей в социальной защите Опрос Проведение мероприятий, направленных на популяризацию социальной защиты детства

З.Доступность и своевременность мероприятий по социальной защите детей Выявление источников повышения доступности и своевременности мероприятий по социальной защите детей

4.Наличие (отсутствие) квалифицированных специалистов по социальной защите детства Повышение профессиональной компетенции специалистов по социальной защите детства

5. Степень доверия специалистам по социальной защите детства Определение путей повышения доверия специалистам по социальной защите детства

6. Эффективность мероприятий по социальной защите детства Выявление направлений совершенствования мероприятий по социальной защите детей

3. Социальная компетентность объектов социальной защиты детства

Критерии социальной компетентности Диагностические методики Решения, которые могут быть приняты по результатам диагностики

П1 - наличие у подростка препятствий в удовлетворении базовых потребностей; П2 - наличие у подростка препятствий в удовлетворении потребности в безопасности; П3 - наличие у подростка препятствий в удовлетворении потребности в общении и сопричастности; П4 - наличие у подростка препятствий в удовлетворении потребности в уважении и самоуважении; П5 - наличие у подростка препятствий в удовлетворении потребности в самоактуализации Методика оценки социальной компетентности подростка Е.Н. Дроновой Выявление «мишеней» социально-педагогической поддержки и разработка в соответствии с ними технологии данной деятельности

ющей формуле: иКск = П+ П 2 + П 3 + П 4 + П 5. где П1, П2, П3, П4, П5 - оценки социальной компетентности подростков в соответствии с указанными в матрице критериями. Каждый критерий оценивается по 10-балльной шкале. Для статистической обработки

ИКск оценивается по уровню его проявления: высокий - 8,5<ИКск<10; средний -5,5<ИКск<8,5; низкий - 3,5<ИКск<5,5; очень низкий - 0<ИКск<3,5. Оценка уровня социальной компетентности респондентов дается компетентными специалистами -

социальными педагогами и социальными работниками учреждений социально-педагогической инфраструктуры.

Таким образом, описанная методика позволяет получить интегральные оценки социальной защиты детей в регионе, а каждый используемый в инструментарии параметр несет самостоятельную информационную нагрузку, характеризует определенный аспект социальной защиты детей. Данная методика дает более полное представление о процессе социальной защиты детей в регионе, способствует выделению проблемных зон и позволяет наметить пути их преодоления. Аргументом в пользу использования методики комплексной оценки процесса социальной защиты детей в регионе выступает и мнение известного современного отечественного социолога В.Я. Ядова, который выступает за качественно-количественную оценку «объектов реальной действительности», практические возможности измерения которых «целиком зависят от нашего умения найти и изобрести надежную измерительную процедуру» [6: 133].

Итак, теоретическое осмысление рассматриваемой проблемы, собственный опыт работы подтвердили значимость мониторинга как процедуры последовательного отслеживания и качественного анализа процесса социальной защиты детей в регионе, результатов применения социально-педагогических технологий и средств их реализации, их соответствия поставленным цели и задачам. Разработанная методика мониторинга позволяет отслеживать динамику основных показателей социальной защиты детей в регионе и своевременно предотвращать негативные проявления в отношении объектов социальной защиты на каждом этапе социально-педагогической поддержки, а также выявлять ряд проблемных зон, требующих дальнейшего разрешения.

Автор статьи не претендует на бесспорность предлагаемых положений, будучи убежденным в том, что вопросы мониторинга социальной защиты детей требуют дальнейшего осмысления для совершенствования всей системы социальной защиты детства.

Литература

1. Дронова, Е.Н. Социально-педагогическая поддержка подростков в деятельности социального педагога общеобразовательной

школы: дис. ... канд. пед. наук/ Е.Н. Дронова. Барнаул, 2004. 200 с.

2. Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения/ Н.В. Калинина // Психологическая наука и образование. 2001. №4. С. 16 - 21.

3. Морозова, Е.А. Социальная защищенность: сущность и методы изучения / Е.А. Морозова // Социальная политика и социология. 2006. №1. С. 143 - 155.

4. Онокой, Л.С. Информация и техноло-гизация отраслевого управления процессами социальной защиты населения (социологический аспект): дис. ... канд. социол. наук / Л.С. Онокой. М., 1997. 181 с.

5. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.М. Рыбинский. М.: Академия, 2004. 224 с.

6. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. М.: Добросвет, 2003. 596 с.

Г.В. САБИТОВА (Москва)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Раскрываются методологические основы исследования феномена социально-педагогической поддержки семьи с детьми в целях определения его места в ряду других педагогических и социальных явлений. На основе средового, социально-педагогического, синергетического и стратегиального подходов формулируются основные методологические характеристики социально-педагогической поддержки семьи с детьми; особое внимание уделяется выявлению сущности и структуры социально-педагогической ситуации, являющейся ядром социальнопедагогической поддержки, ее инвариантной единицей.

Сложившаяся на рубеже веков в России ситуация не способствовала эффективному выполнению семьей своих функций, в первую очередь функции воспитательной, что нашло отражение в тенден-

© Сабитова Г.В., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.