4. Сухановский Ю.П. Модель дождевой эрозии почв // Почвоведение. - 2010. - № 9. - 1114-1125.
5. Сухановский Ю.П. Вероятностный подход к расчету эрозионных потерь почвы // Почвоведение. -2013. - № 4. - С. 474-481.
6. Young R.A., Onstad C.A., Bosch D.D., Anderson W.P. AGNPS, Agricultural Non-Point-Source Pollution Model. A Watershed Analysis Tool. U.S. Dept. of Agr. Conservation Research Report 35, 1987. - 80 p.
7. Соболь И.М. Численные методы Монте-Карло. - М.: Наука, 1973. - 312 с.
List of sources used
1. The Strategy of Scientific-Technological Development of the RF: the Decree of President of the RF of 1.12.2016 N 642. / https://reestr.extech.ru/docs/sntr.pdf.
2. Directions on the Determination of Design-Basis Hydrologic Characteristics when Designing AntiErosion Measures on the European Territory of the USSR (VSN 04-77) / A.I. Chebotarev, A.V. Karaushev, I.V. Bogoliubova et al. - Leningrad: Gidrometeoizdat, 1979. - 62 p.
3. Gerasimenko V.P., Kumani M.V. Recommendations on Regulating Soil-Hydrologic Processes on Arable Lands / Ed. Corresponding Member of RAAS V.M. Volodin. Kursk, 2000. - 108 p.
4. Sukhanovskii Yu. P. Rainfall Erosion Model // Soil Science. - 2010. - N 9. - P. 1114-1125.
5. Sukhanovskii Yu. P. Probabilistic Approach to the Calculation of Soil Erosion Loss // Soil Science. -2013. - N 4. - P. 474-481.
6. Young R.A., Onstad C.A., Bosch D.D., Anderson W.P. AGNPS, Agricultural Non-Point-Source Pollution Model. A Watershed Analysis Tool. U.S. Dept. of Agr. Conservation Research Report 35. - 1987. - 80 p.
7. Sobol I.M. Numerical Monte Carlo Methods. Moscow: Nauka, 1973. - 312 p.
УДК 332.33
МОНИТОРИНГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШАЛОВ Т.Б.,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры землеустройства и экспертизы недвижимости ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова.
Реферат. Анализ состояния и использования земельного фонда имеет важнейшее значение в управлении земельными ресурсами и перспективном планировании использования земель. Несмотря на единство земельного кадастра по всей стране, характер распределения земель в разных частях страны и регионах имеет свою специфику. В представленной работе проведено сравнение распределения земель по категориям, угодьям и формам собственности в регионах Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе, в динамике за 12 летний период. Наряду с большим разнообразием природных условий, влияющих на структуру земельного фонда по угодьям, анализируемые регионы отличаются разными путями реформирования сельскохозяйственного землевладения и землепользования, что обусловило распределение в них земель по формам собственности. В субъектах Российской Федерации, где провели земельную реформу с наделением сельских жителей земельными долями на безвозмездной основе, в структуре земельного фонда частное землепользование занимает десятки процентов. И напротив, где воспользовались правом моратория на приватизацию сельскохозяйственных земель, государственная и муниципальная земельная собственность охватывает более 90 % территории. Разграничение государственной и муниципальной земельной собственности на федеральные, региональные и муниципальные земли в регионах Северного Кавказа имеет широкие различия: от преимущественного оформления разграниченных земель в федеральную собственность, до первоочередного оформления региональной и муниципальной собственности на разграниченных земельных участках.
Ключевые слова: сельскохозяйственные землевладения и землепользования, категории земель, сельскохозяйственные угодья, формы собственности на землю.
MONITORING OF AGRICULTURAL LAND TENURE AND LAND USE IN SUBJECTS OF THE NORTH CAUCASIAN REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION
SHALOV T.B.,
the doctor of agricultural sciences, professor of chair of land management and examination of real estáte, the Kabardino-Balkarian state agricultural university of V. M. Kokov, [email protected].
Essay. The analysis of a state and use of land fund is essential in management of land resources and advance planning of use of lands. Despite unity of the land registry over all country, character of distribution of lands in different parts of the country and regions has the specifics. In the presented work comparison of distribution of lands on categories, grounds and forms of ownership in the regions of the Russian Federation located in the North Caucasus in dynamics for 12 summer period is carried out. Along with a big variety of the environment influencing structure of land fund for grounds, the analyzed regions differ in different ways of reforming of agricultural land tenure and land use that caused distribution of lands in them on forms of ownership. In subjects of the Russian Federation where carried out land reform with investment of villagers with land shares on a grant basis, in structure of land fund private land use occupies tens percent. And on the contrary where used the right of the moratorium on privatization of farmlands, the state and municipal landed property covers more than 90% of the territory. Differentiation of the state and municipal landed property on the federal, regional and municipal lands in regions of the North Caucasus has wide distinctions: from primary registration of the differentiated lands in federal property, before prime registration of regional and municipal property on the differentiated land plots.
Keywords: agricultural land tenure and land use, categories of lands, agricultural grounds, forms of ownership on the earth.
Введение. Каждый из терминов «землевладение и «землепользование» с точки зрения землеустройства и земельного кадастра имеет 2 смысла. Как объект, землевладение (землепользование) - это совокупность земельных участков, передаваемых предприятиям, организациям и гражданам для определенных целей и длительного хозяйственного использования [1, 2]. Землепользованием может быть не только множество, но и один земельный участок. Как процесс, землевладение (землепользование) -обладание земельным участком на определенной правовой основе. Землевладение зачастую ошибочно трактуется и как обладание землей на праве собственности. Землевладение как обладание физическими лицами земельными участками, полученными до 2001 г. на праве пожизненного наследуемого владения хоть и сохранилось до сих пор, предоставление земель на этом праве отменено законом. Разновидность землепользования как процесса постоянного бессрочного пользования землей сохранилась у местных и государственных органов власти, государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных), казенных предприятий, центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Объектом исследования были сельскохозяйственные землепользования, находящиеся как в землях сельскохозяйственного назначения, так и в других категориях земель Северо-Кавказского региона. Исследования охватили данные по 7 субъектам Российской Федерации, входящим в Северо-Кавказский федеральный округ (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край), а также по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Географически в Северный Кавказ входит и южная часть Ростовской области, но ввиду того, что учет кадастровых показателей ведется в целом по субъектам федерации, данные по Ростовской области не рассматривались. Исследуемый регион занимает всего лишь 1,5 % территорий страны, но здесь проживает почти 11 % россиян. Исследование охватыва-
ет 12-летний период: 2005-2016 гг., в мониторинге учитывались данные не по всем годам, а выборочно по 2005, 2008, 2011, 2014 и 2016 годам.
На характер и процессы перераспределения сельскохозяйственных земель между землепользователями существенное влияние оказывают как географические, так и социально-экономические условия. Последние тесно увязаны с результатами реформирования земельных отношений. Более четверти века прошло с начала современной земельной реформы в России. За исключением пяти регионов Северокавказского федерального округа, по всей стране реформа прошла через наделение основной части жителей сел правом распоряжаться выделенными им земельными долями [3, 4, 5]. Поскольку федеральное законодательство делегировало право выбора варианта земельной реформы, с наделением земельными долями или без этого, регионам, на Северном Кавказе преимущественно выбрали второй вариант. В итоге, оформление земельных долей было проведено в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской Республике. Напротив, в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, Республике Ингушетии и Республике Северная Осетия-Алания не было бесплатной приватизации сельскохозяйственных земель через наделение сельчан земельными долями. В последующие годы выбор варианта земельной реформы во многом определил характер землевладения и землепользования в субъектах Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Материал и методика исследования. В отечественном земельном кадастре основной классификационной единицей является категория земель, представляющая часть земель, выделенных по основному целевому назначению. Несмотря на то, что категория земель включает очень много разнородных участков, особенно в землях населенных пунктов, и в последние годы обсуждается проект по замене категорий на зоны земель [6], государственный кадастровый учет земель ведется по категориям. На основании актуализации данных государственного кадастрового учета ежегодно по состоянию на 1 января составляются региональные (по субъектам федерации) и Государст-
венный (национальный) доклады о состоянии и использовании земель. В докладах приводятся показатели распределения земельного фонда по категориям, угодьям и формам собственности [7]. В целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 г. из 1712,5 млн. км2 общей площади территории на земли сельскохозяйственного назначения приходилось 383,6 млн. км2 - 22,4 %, в субъектах СевероКавказского региона доля земель сельскохозяйственного назначения варьировала в пределах от 41,6 % (в Республике Ингушетия) до 92,3 % в Ставропольском крае. Несмотря на то, что при выделении категории земель учитываются природные свойства и хозяйственное использование, главным критерием, определяющим категорию земель, является основное целевое назначение, то есть правовой критерий. Природные характеристики земель формируются столетиями и очень устойчивы. На изменение хозяйственных характеристик, как правило, требуются годы (трансформация одних сельскохозяйственных угодий в другие, застройка территорий и т. п.). Изменение основного целевого назначения, то есть перевод из одной категории земель в другую, осуществляется административным решением компетентного органа, на что требуется гораздо меньше времени.
Результаты исследования. Земельный фонд регионов Северного Кавказа характеризуется высокой долей земель сельскохозяйственного назначения (таблица 1). Анализ динамики площадей земель сельскохозяйственного назначения в исследуемых регионах показал, что за 12-летний период, с 2005 по 2016 гг., тренды изменений по регионам различались: сокращение площадей наблюдалось в Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, Краснодарском и Ставропольском крае. Общий тренд на увеличение площадей земель сельскохозяйственного назначения был в республике Ингушетия. В Республике Северная Осетия - Алания с 2014 г. площади сельскохозяйственных земель существенно снизились после предыдущего скачкообразного роста за счет перевода из других категорий. В
Республике Дагестан во все годы исследования и в Кабардино-Балкарской Республике в 2008-2016 гг. площади сельскохозяйственных земель не менялись. Изменения по приведенным периодам были плавными за исключением 2005 и 2008 гг. в Кабардино-Балкарской Республике и 2011 и 2014 гг. в Республике Северная Осетия - Алания. В Кабардино-Балкарской Республике за счет обратного перевода из земель запаса в 2007 г., категория земель сельскохозяйственного назначения увеличилась на 8,7 % от площади региона, что составило 18,1 % площади самих сельскохозяйственных земель 2005 года. В Республике Северная Осетия - Алания аналогичный перевод земель в 2014 г. увеличил категорию земель так же на 8,7 % от площади региона или 18,4 % от площади непосредственно сельскохозяйственных земель 2011 г.
В предыдущие годы эти территории значились как земли сельскохозяйственного назначения, но были переведены в земли запаса для решения тактических управленческих задач в названных регионах. Отмечается, что существенное уменьшение площадей категории земель сельскохозяйственного назначения имело место в регионах, где проведена земельная реформа с массовой приватизацией сельскохозяйственных угодий через выделение земельных долей: в Карачае-во - Черкесской Республике на 5,3 тыс. га, в Ставропольском крае - на 6,6 тыс.га, Республике Адыгея-
10.5 тыс. га и Краснодарском крае на 45,3 тыс.га. Напротив, в субъектах федерации, где был наложен мораторий на приватизацию сельскохозяйственных земель, площади не сокращались. Исключениями явились Чеченская Республика и Республика Северная Осетия - Алания, где при отсутствии приватизации сельскохозяйственных земель через выделение земельных долей, имело место значительное уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий. В Чеченской Республике сокращение площадей сельскохозяйственных земель с 2005 по 2016 гг. составило
37.6 тыс. га, а в Республике Северная Осетия - Алания с 2014 по 2016 гг. - 25,6 тыс. га.
Таблица 1 - Динамика земель сельскохозяйственного назначения в субъектах Северо-Кавказского региона Российской Федерации в 2005-2016 гг.
_В процентах от территории
Субъект РФ 2005 г. 2008 г. 2011 г. 2014 г. 2016 г. Площадь территории, тыс. га
Республика Адыгея 44,2 44,0 43,8 43,1 42,8 779,2
Республика Дагестан 86,6 86,4 86,5 86,4 86,4 5027,0
Кабардино-Балкарская Республика 48,3 57,0 57,1 57,0 57,0 1247,0
Карачаево-Черкесская Республика 57,6 57,3 57,2 57,2 57,2 1427,7
Краснодарский край 63,1 63,0 62,9 62,7 62,5 7548,5
Республика Ингушетия 41,1 41,2 41,6 41,6 41,6 362,8
Республика Северная Осетия - Алания 44,8 45,4 46,9 55,6 52,4 798,7
Ставропольский край 92,4 92,4 92,3 92,3 92,3 6616,0
Чеченская Республика 65,9 65,6 64,1 63,5 63,5 1564,7
Таблица 2 - Динамика сельскохозяйственных угодий в субъектах Северо-Кавказского региона Российской Федерации в 2005-2016 гг.
В процентах от общей площади
Субъект РФ Пашня Многолетние насаждения Сенокосы Пастонща
1И»т 200Е: 1011 г 101+т 3016 г 204!: 1001т 2011: ЗОН: 201*5: 2005: 1Шт 2011: 1014 г 2014: 200!: 2Ш: 2011: 20Н: 2014:
Реепуалшл Адыгея 33.0 33,6 33,5 33,4 33,3 0,9 03 0,9 0,9 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 12.1 113 11,2 11,2 11.0
Республика Дагестан 1.(1.4 13.4 10.4 10.4 1.0.4 1.4 1.4 1.4 1.4 1.4 3.2 3.2 3.2 3.2 3.2 11.3 51.5 51.5 51.5 Э1.3
Као =р ЛЕС - Ьалиарсьля Реепуалшл 24, 7 24,7 24,5 24,3 24.1 1г» м М 1,6 2,0 4,3 4,8 4,3 4,9 4,3 25,0 25,0 25,2 25,0 24,9
Карачавно-Чзркксьдя Ремгуалшл 11.} 11? 11.3 11.3 11.3 0.3 0.3 0.3 0.3 0.3 9.9 9.9 9.9 9.9 9.9 25.1 24,8 24,3 24,3 24,7
Краснодар икни ьраи 52,3 52.9 52.9 52,В 52,3 1.8 1.7 1." 1.7 0.3 0,8 0,3 0,8 0,3 ".1 "Л 7.1 7.0 7.0
Реепуалшл Ингушетия 30,3 30,« 30,6 30,6 30,6 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 2,: 2," 2,7 2," 2," 26,5 26,6 26,6 26,6 26,6
Реепуалшл Сввврная Огр-шя Алания 25.2 25.1 25.0 25.0 25.3 1.0 1.0 1.0 1.0 1.0 2.9 2.9 2.9 2.9 2.9 21.1 21.3 21.2 21.2 21.2
Сгаерополь- Е.р=1[ 60,4 60,4 60,4 60,4 60,4 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 24,6 24,6 24,6 24,6 24,6
Чат ?НС1ЛЯ Ремгуалшл 21,7 21.4 21,4 213 21.2 0.9 0.3 0,7 0,7 0.7 3.6 3.6 3.6 3,6 3.6 36.3 36.8 36.3 36.3 36.3
Поскольку категория земель включает разные виды угодий, а сельскохозяйственные угодья входят не только в земли сельскохозяйственного назначения, показательной является характеристика изменения площади сельскохозяйственных угодий от всего земельного фонда. Из 5 видов сельскохозяйственных угодий, учитываемых в земельном кадастре: пашня, залежи, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища; на Северном Кавказе залежные земли занимают крайне незначительные площади. В исследуемые годы площади залежных земель составили в Ставропольском крае 14-14,7 тыс. га, причем с 2005 по 2017 гг. они ежегодно уменьшались. В остальных регионах площади залежей не достигали и 5 тысяч га , поэтому в работе не анализировались.
Все субъекты Российской Федерации, расположенные на Северном Кавказе, характеризуются высокой суммарной долей сельскохозяйственных угодий от площади региона. Так, по данным кадастрового учета в 2016 г. сумма площадей пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ составила от половины территории в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия - Алания; двух третей в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Чеченской Республике; и почти девяти десятых в Краснодарском и Ставропольском краях (таблица 2).
Соотношение разных видов сельскохозяйственных угодий в названных регионах определялось природными условиями, непосредственно рельефом. В преимущественно равнинных РеспубликеАдыгея, Ставропольском и Краснодарском краях соотношение площадей пашня+многолетние насаждения: пастбища+сенокосы равнялось 3,0 ; 2,3 и 7,0 соответственно.
В Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия данное соотношение было близким к 1, в Чеченской Республике равнялось 0,5, в Карачаево-Черкесской Республике 0,3 и в Республике Дагестан
всего 0,2. При общей относительной стабильности площадей сельскохозяйственных угодий в период исследования, выделяются отдельные динамичные показатели. К ним относятся уменьшение в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике и Чеченской Республике площади пашни; уменьшение площади пастбищ в Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской Республике. Значительной положительной динамикой характеризовались площади многолетних насаждений в Республике Адыгее и Кабардино-Балкарской Республике: прирост площадей составил 1,8 и 8,2 тыс. га, что составило 24 и 50 %, соответственно.
В результате реформирования земельных отношений в Российской Федерации за 3 последних десятилетия произошло основательное перераспределение земельной собственности. В целом по стране в частной собственности находится порядка одной трети земель сельскохозяйственного назначения. С учетом того, что сельскохозяйственные угодья в землях сельскохозяйственного назначения занимают только чуть более половины площади (остальное -непродуктивные угодья: леса, кустарники, болота и т.п., учтенные в землях сельскохозяйственного назначения), а в частную собственность оформлены именно сельскохозяйственные угодья, можно утверждать, что более половины последних находится в частной собственности [5]. Механизм приватизации сельскохозяйственных земель был преимущественно через оформление земельных долей для определенных категорий сельчан с последующим перераспределением землепользований и землевладений. Поскольку федеральный закон позволил регионам самим определить, выделять сельчанам безвозмездно земельные доли или не делать этого, пять республик: Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания воспользовались данным правом и в них почти все сельскохозяйственные земли остались в государственной собственности.
Таблица 3 - Динамика распределения земель, находящихся в частной собственности, на территории субъектов Северо-Кавказского региона Российской Федерации по формам собственности в 2005-2016 гг.
В тысячах гектар
Субъект РФ В частной собственности граждан В частной собственности юридических лип
оощая площадь 2005 г. 2003 г. 2011 г 2014 г. 2016 г. 2005 г. 2003 г. 2011 г 2014 г. 2016 г
Республика Адыгея 779,2 20722 210.4 210.6 203.2 207.1 аз ¡>,6 9,9 19,7 23.1
Республика Дагестан 3027.0 0,5 1.4 3,3 42 4.5 03 0.6 1.6 1.6 1.6
Кабардино-Балкарская Республика 1247.0 2.9 4.3 к,к 13.9 16 4 0,5 и 10,1
Карачаево-Черкесская Республика 1427,7 255,7 2562 2532 265.4 266.4 5.4 5,3 6.5 6,3 6.Й
Краснодэрзсий край 7543.5 3309.9 3227,9 3109.4 3041.0 29663 232.5 329.4 459.6 524.6 613,0
Республика Ингушетия 362,3 0,5 3,0 5,9 7,6 . 02 0,7 0,7 0,7
Республика Северная Осетия Алания 793,7 од 0,5 4.9 103 116 0.1 ОД 0,5 6,3 7,0
Ставрополь ский край 6616.0 4035,3 40713 3976,7 3382,5 3304.9 201.6 2422 392.5 496.7 605.1
Чеченская Республика 1564.7 0.6 3.3 10.4 19.4 0.1 03 0.4 0,5
Таблица 4 - Динамика распределения земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории субъектов Северо-Кавказского региона Российской Федерации по формам собственности в 2005-2016 гг.
В тысячах гектар
Суаъеы РФ Б неразграннченнон государственной собственности В соопЕеиностн России се он Федерации В соогаенностн субъекта Российской Федерации В муниципальной собственности
2Ж г. 2003 г. 2011 г. 2014 г. 2016г. 2005 г. 2008 г. 2011г. 2014 г. 201« г. 2005 г. 2003 г. 2011г. 2014 г. 2016г. 2005 г. 2003 г. 2011г. 2014г. 2016 г.
Рмпублига Адыгея 54В,; 4211 172,9 1(3,5 7,0 13.5 1334 371,3 370,7 0,2 М 3,4 0,( 2,6 V М
Ркпуалиьа Дагестан ищ 2"::.1 3281," 29:2,: тз :312 и 1133 173312 1"3:„! 1"3:3 894,5 1003,0
Кяйярдино-Балкар екая Республика 1133,1 10щ 1000,4 99 1,1 и," 1611;8 1(3,4 ш.6 66,1 ш ш 1.1 и и
Кар ач аево -Черкесская Ркпуалшл 1159,1 пои 971,9 В80,4 13," 11\3 149,8 339,1 -зз 15,1 33,4 13,5 28,1 71,7 5 [1.4
Красно дар сежи край 3592,1 зз2и 25:1." 2352,: 2283,: и 159,8 78^,9 1000,0 1032,0 10?,? 113,: -15,7 93,1 91:2 ¡4.3 9 и
Регауалшл Инг'.шепц зш 1Ш 273.« 2Ш 251,1 1",: 85,1 № 35.5 0,1 +,? 14.1 0,1 0,1
РетауалньЕ Северная Осетия Алания 798,1 :73,4 552,3 1Щ 14Щ> 221,1 241,0 393,7 34,1 4:.:
Сгаьрополъ-сышьраи 2304,е из;,« 165)5.8 14о;_: 1189,4 13^ з«9,; 390,8 399,1 11?.: 28,4 80,? 159,1 141.2 191,1 10,1 44,3 122,0
Чеч енская Респуолньа 1541,? 15ЭЙД 1441 1301,5 12":2 4,1 73.1 Т:,1 75,1 19,3 39,4 1-1,7 пи 0,1 0,8 2,4 3,1
Из земель сельскохозяйственного назначения в этих республиках могут быть приватизированы участки, оформленные в федеральную собственность, а также незначительные земельные массивы, выделенные под садоводство (дачные земли) и огородничество. Различия в земельном законодательстве в субъектах Российской Федерации, входящих в Северный Кавказ, определили характер распределения земель по формам собственности. Так, в 5 вышеперечисленных регионах приватизированные земли по состоянию на 2016 год составили ничтожную часть земельного фонда: в Республике Ингушетия - 2,3 %, в Кабардино-Балкарской Республике - 2,1 %, в Республике Северная Осетия-Алания - 1,5 %, в Чеченской Республике - 1,3 % и в Республике Дагестан -0,1 %. В регионах, где прошло массовое наделение
сельчан земельными долями, приватизированные земли составили: в Карачаево-Черкесской Республике 19,1 % , Республике Адыгея - 29,5 %, Краснодарском крае - 47,5 % и в Ставропольском крае - 66,75 % (таблица 3). Земли, оставшиеся в государственной и в муниципальной собственности, подлежат разграничению на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность. Процесс подобного разграничения земельной собственности в исследованных регионах имел разный характер. Так за 12 лет наблюдения, площади земель, находящихся в нераз-граниченной государственной и муниципальной собственности сократились за счет разграничения на федеральную, региональную и муниципальную собственность в Чеченской Республике, Кабардино-
Балкарской Республике, Республике Ингушетия, Ставропольском и Краснодарском краях в 1,2-1,5 раза; Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания в 1,7-1,8 раза и в Республике Адыгея в 3,3 раза (таблица 4). Распределение земель по субъектам права после их разграничения также было разнородным. Преимущественно, в результате осуществления разграничения, земли оформлялись в федеральную собственность. Доля федеральных земель от общей площади разграниченной земельной собственности составила в 2016 году в Ставропольском крае 57,3 %, Краснодарском крае - 1,4 %, Карачаево-Черкесской Республике - 73,3 %, Кабардино-Балкарской Республике - 74,2 %, Республике Ингушетия - 84 %, Республике Северная Осетия - 86,3 % и Республике Адыгея - 98 %. Значительно меньшая доля федеральных земель была в результате разграничения в Чеченской Республике - 29,8 % и ещё меньшая часть в Республике Дагестан - всего лишь 8,2 % от общего количества разграниченных земель. При этом в собственность региона к началу 2017 года в Чеченской Республике оформили 174,9 тыс. га, что составило 69 % всех разграниченных государственных и муниципальных земель. В Республике Дагестан к этому периоду в республиканскую собственность оформили 896,5 тыс. га - 43,3 % разграниченных государственных и муниципальных земель и в муниципальную собственность 1003 тыс. га - 48,5 % разграниченной государственной и муниципальной земельной собственности.
Выводы. Проведенный анализ характера распределения земель, состояния землевладения и землепользования и их динамики в субъектах Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе позволил сделать следующие выводы:
1. Категория земель определяется как природными, хозяйственными и экономическими признаками, так и управленческими целями и задачами, что делает возможным скачкообразные изменения площадей под той или иной категорией земель.
2. Динамика площадей земель сельскохозяйственного назначения на Северном Кавказе по данным 2005-2016 гг. характеризуется сокращением указанной категории в большинстве регионов.
3. Природные условия региона определяют величину отношения суммарных площадей пахотных угодий и многолетних насаждений к площади кормовых угодий. Данное отношение варьирует на Кавказе от 0,2 в Республике Дагестан до 7.0 в Краснодарском крае.
4. Изменение площадей сельскохозяйственных угодий требует более длительного времени на осуществление трансформации, поэтому структура земельного фонда по площадям угодий более стабильна, чем по категориям земель или формам земельной собственности. При общей тенденции уменьшения площадей сельскохозяйственных угодий, отмечен значительный их рост под многолетними насаждениями за счет трансформации других сельскохозяйственных угодий в Республике Адыгея и Кабардино-Балкарской Республике: на 24 и 50 %, соответственно.
5. Большое разнообразие структуры земельного фонда регионов Северного Кавказа по наличию частной земельной собственности определялось разными путями осуществления земельной реформы. Первый путь - с приватизацией сельскохозяйственных земель через выделение земельных долей (Краснодарский и Ставропольский края, Республика Адыгея и Карачаево-Черкесская Республика, доля частных земель от общей площади - 47,5; 66,7; 29,5 и 19,1 % соответственно). Второй путь - отказ от земельных долей и объявление моратория на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская Республика, доля земель в частной собственности от 0,1 до 2,3 % земельного фонда региона).
6. Процессы разграничения государственных и муниципальных земель в исследованных регионах отличались разными темпами - площади неразграни-ченных земель за 2005-2016 гг. сократились в Чеченской Республике всего на 19 %, а в Республике Адыгея - на 70 %; разным содержанием - почти вся разграниченная площадь в Республике Адыгея, Республике Ингушетия и Республике Северная Осетия -Алания была оформлена в федеральную собственность, напротив, в Республике Дагестан и Чеченской Республике разграниченные земли были оформлены в республиканскую и муниципальную собственность.
Список использованных источников
1. Волков С.Н. Землеустройство: учебник. - М.: Государственный университет по землеустройству, 2013. - 992 с.
2. Сулин М.А., Павлова В.А., Шишов Д.А. Современное содержание земельного кадастра / Под ред. док. экон. наук, проф. М.А. Сулина. - СПб.: Проспект Науки, 2010. - 272 с.
3. Жеруков Б.Х., Шалов Т.Б. Вопросы реформирования сельскохозяйственного землевладения и землепользования в Северо -Кавказском федеральном округе // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. -
2013. - № 3. - С. 31-35.
4. Рациональное использование сельскохозяйственных угодий в Кабардино-Балкарской Республике: монография / Т.БШалов, П.В.Клюшин, С.В.Савинова, А.Х. Шорманов. - Нальчик, КБГАУ, 2016. - 183 с.
5. Многоцелевая картографическая модель развития сельского хозяйства в Кабардино-Балкарской Республике: Научное издание / Т.Б. Шалов, Р.Х. Кудаев, Д.А. Шантукова, М.Р. Ашхотова. - Нальчик, КБГАУ,
2014. - 108 с.
6. Проект Федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательный акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (ред. внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 04.03.2014).
7. Государственные (Национальные) доклады о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2005-2016 гг.
List of sources used
1. Volkov S.N. Land Management: a textbook. - M.: State University of Land Management, 2013. - 992 p.
2. Sulin M.A., Pavlova V.A., Shishov D.A. The modern content of the land registry / Ed. doc econ sciences, prof. M.A. Sulina. - SPb.: Avenue of Science, 2010. - 272 p.
3. Zherukov B.Kh., Shalov TB Issues of reforming agricultural land tenure and land use in the North Caucasus Federal District // Land management, cadastre and monitoring of land. - 2013. - № 3. - P. 31-35.
4. Rational use of agricultural land in the Kabardino-Balkarian Republic: monograph / T.B. Shalov, P.V. Klyushin, S.V. Savinova, A.Kh. Shormanov. - Nalchik, KBGUU, 2016. - 183 p.
5. Multi-purpose cartographic model of agricultural development in the Kabardino-Balkarian Republic: Scientific publication / T.B. Shalov, R.Kh. Kudaev, D.A. Shantukova, MR. Ashkhotova. - Nalchik, KBGUU, 2014. - 108 p.
6. Draft Federal Law N 465407-6 "On Amendments to the Land Code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation regarding the transition from the division of land into categories to territorial zoning". (ed .. submitted to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of 03/04/2014).
7. State (National) reports on the status and use of land in the Russian Federation in 2005-2016.
УДК 631.8
УРОЖАЙНОСТЬ ОВСА ПРИ РАЗНЫХ СПОСОБАХ ОБРАБОТКИ ЧЕРНОЗЁМА ВЫЩЕЛОЧЕННОГО В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОЙ ЛЕСОСТЕПИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ШАХОВА О.А.,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры земледелия ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», e-mail: [email protected], тел. 8(3452) 29-01-25.
Реферат. Основной целью было установить, как меняется урожай овса в зависимости от температурного режима, водного баланса при использовании разной глубины обработки. При использовании минимальной обработки плотность была более стабильной, чем при традиционном подходе. Однако следует отметить тенденцию к росту показателя плотности почвы с глубиной при традиционной системе обработки и снижение этого показателя при минимальной обработке. Обеспеченность продуктивной водой растений в двадцатисантиметровом неудовлетворительная (колебалась по вариантам опыта от 3,1 до 5,6 мм); при более глубоком залегании корневая система была обеспечена плохо от 36,8 до 47,3 мм. Перед посевом овса температура почвы в слое 0-30 см составила от 13,3-14,8° С, посев проводили в оптимальном режиме и физически спелую почву по всем изучаемым вариантам опыта. В условиях 2012-2014 гг. выживаемость растений овса колебалась от 75,4 до 85,0 %. При комбинировании и сочетании глубины обработки пахотного слоя при чередовании по полям высеянные зерновки овса оптимально комфортно приспособились (85 %). При переходе на безотвальные разноглубинные и минимальную обработки отмечено снижение сохранности культурных растений 4,9; 4,0; 9,6 %. Особенно выделилась контрольная обработка, где урожай увеличился до 3,15 т/га. По безотвальной разноглубинной обработки на 28-30 см снижение урожая несущественно 0,07 т/га. Тогда как, безотвальная разноглубинная на 40-45 см и сокращение глубины обработки до 12-14 см способствовали существенному снижению урожая 0,55 и 1,13 т/га.
Ключевые слова: способы обработки, чернозём выщелоченный, плотность, запасы влаги, температура, овес, урожайность.
PROLIFICNESS OF OATS DEPENDING OF DIFFERENT WAYS OF TILLAGE OF BLACK EARTH LEACHED IN THE TERMS OF NORTHERN FOREST-STEPPE OF TYUMEN REGION
SHAKHOVA O.A.,
candidate of Agricultural Sciences, associate Professor of the Department of Agriculture FSBEI HE Northern Trans-Ural SAU; e-mail: [email protected], tel.: 8(3452) 29-01-25.