УДК 613.955
Макарова В.В.
Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, Южно-Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ (Россия, г. Челябинск)
Зорина И.Г.
д.м.н., доцент, заведующий кафедрой гигиены и эпидемиологии Южно-Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ (Россия, г. Челябинск)
МОНИТОРИНГ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Г.ЧЕЛЯБИНСКА
Аннотация: в работе дана гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия школ и режима, организации учебного процесса школ г. Челябинска. Совместно с психологами проведен анализ реактивной и личностной тревожности учащихся 5-11 классов (2032 школьников). Установлено, что 56,4 % организаций с удовлетворительными условиями пребывания и обучения относятся ко 2 группе и 0,6% школ - к третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия. Выявлены высокие уровни реактивной тревожности у 35,7% учащихся и личностной тревожности у 37,0% школьников. Наиболее значимыми причинами психологического дискомфорта в образовательных организациях являются условия новой цифровой внутришкольной среды и учебные перегрузки, которые могут проявляться в высоком уровне тревожности.
Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, факторы риска, учебный процесс, нервно-психическое здоровье, уровень тревожности.
Главной целью государственной политики РФ в интересах детей и подростков является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и защиты детей от факторов, негативно влияющих на их развитие [7]. В течение последних десяти лет появились принципиально новые способы взаимодействия ребенка с внешним миром. Мобильное образование, широкое использование информационно-коммуникационных технологий, интернет-ресурсов, дистанционное электронное образование, цифровая внутришкольная среда коренным образом изменили условия жизни современных школьников, что привело к неконтролируемому контакту с внутришкольными факторами, длительному нервно-психическому напряжению учащихся [1, с. 1056].
В связи с этим возникла необходимость систематизации полученных результатов мониторинга санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций крупного промышленного города с целью выявления психологических особенностей в уровнях тревожности обучающихся.
Цель данного исследования заключается в определении особенностей санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций г. Челябинска в динамике трех лет (2016-2018 гг.) для формирования психологически комфортной цифровой внутришкольной среды обучения в современных условиях.
Исследование проводилось на базе 176 школ г. Челябинска (общая численность учащихся составила 130167 человек). Объектом углубленного исследования явились школьники 5-11 классов, посещающие четыре образовательные организации. Под наблюдением находилось 2037 учащихся.
Гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций изучалась с использованием форм федерального статистического наблюдения № 18 «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации», отраслевого статистического наблюдения № 9-14, № 9-17, № 9-18 «Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии организаций для детей и подростков», № 1-18 «Сведения о результатах осуществления федерального государственного надзора территориальными органами Роспотребнадзора».
Для получения информации об условиях обучения школьников изучалась проектная документация (8 единиц), акты проверок санитарного состояния (113 единиц), протоколы инструментальных и лабораторных испытаний, исследований (408 единиц), результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз (176 единиц).
Методика комплексной оценки санитарно-эпидемиологического благополучия в общеобразовательных организациях основана на выявлении соответствия между фактическим состоянием и существующими гигиеническими нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»). Среди приоритетных факторов санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций выделили: санитарное состояние образовательных организаций, уровень искусственной освещенности рабочих мест, состояние воздушно-теплового режима и школьной мебели, организацию учебно-воспитательного процесса.
Оценка организации учебного расписания была проведена путем исследования суммарной недельной нагрузки, продолжительности перемен, расписания уроков, количества учебных дней в неделю и наполняемости классов (84 единицы наблюдения).
Уровень реактивной и личностной тревожности оценивали у 346 учащихся совместно с психологами школ по методикам Филипса Б.Н., Спилберга Ч.Д.-Ханина Ю.Л. (1983 г).
В работе были использованы методы: естественного гигиенического и лабораторного экспериментов, санитарно-статистический и математический. При оценке санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций установлено, что 54,0 % - 56,4 % организаций с удовлетворительными условиями пребывания и обучения относятся ко 2 группе санитарно -эпидемиологического благополучия, где санитарно-гигиенические условия не в полной мере соответствуют действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам. Третья группа санитарно-эпидемиологического благополучия с неудовлетворительными санитарно-эпидемиологическими условиями пребывания детей составила от 0,6 % до 1,1% случаев (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение образовательных организаций по группам санитарно-эпидемиологического благополучия (абс. числа/ %)
№ Наименование Показател 1 группа 2 группа 3 группа
учреждений ь 201 6 201 7 201 8 201 6 201 7 201 8 201 6 201 7 201 8
2 Общеобразовательны е организации абс. 74 77 80 98 95 95 2 1 1
% 42,5 44,5 45,5 56,4 54,9 54,0 1,1 0,6 0,6
3. Темп роста % 107,0 96,0 55,0
4 Темп прироста % +7,0 -4,0 -45,0
Наиболее частыми нарушениями в обследованных школах явились: неудовлетворительное санитарное состояние помещений, недостаточный уровень искусственной освещенности, нарушения в организации учебно-воспитательного процесса, несоответствие учебной мебели антропометрическим показателям учащихся.
В динамике трех лет отмечается тенденция улучшения показателей санитарно-эпидемиологического состояния образовательных организаций г.Челябинска, характеризующаяся увеличением удельного веса объектов с оптимальными санитарно-гигиеническими условиями обучения (1 группа санитарно-эпидемиологического благополучия на 3,5%) и сокращением удельного веса образовательных организаций с неудовлетворительными условиями пребывания учащихся на 0,5% (третья группа санитарно-эпидемиологического благополучия).
За исследуемый период темп прироста/убыли составил +7,0% (первая группа санитарно-эпидемиологического благополучия), - 4,0% (вторая группа санитарно-эпидемиологического благополучия) и - 45,0% (третья группа санитарно-эпидемиологического благополучия), а темп роста составил 107,0%, 94,0% и 55,0% соответственно.
Выявлено, что число организаций, отнесенных ко второй группе санитарно -эпидемиологического благополучия, практически не меняется, что вызывает настороженность в эффективности проводимых контрольно-надзорных мероприятий.
Углубленная оценка санитарно-эпидемиологического благополучия, организации учебного процесса и уровня тревожности проведена в четырех общеобразовательных организациях г. Челябинска: МБОУ СОШ № 15, № 53, № 137 и МАОУ СОШ № 97.
В результате обследования образовательных организаций выявлено, что 50% школ расположены вблизи автомобильных дорог, в 25% школ отмечена недостаточная площадь озеленения. Выявлены нарушения требований к внутренней отделке в 25% учебных помещений школ: дефекты линолеумного покрытия, использование для отделки стен запрещенных материалов (бумажные обои), нарушения внутренней отделки помещений спортивного назначения. Недостаточная площадь спортивных залов зарегистрирована в 25% школ, превышение наполняемости классов более 25 человек в 50% организаций, нарушение режима проветривания учебных помещений и рекреаций выявлено в 75% исследуемых школ (таблица 2).
Таблица 2 - Санитарно-гигиеническая характеристика образовательных организаций
№ Показатель Оценка санитарного состояния Абс. число % несоот ветств ия
1 Удаление от Потенциально опасная (50-99 м) 1 25
автомобильных дорог Опасная (49 м и менее) 1 25
2 Озеленение территории Потенциально опасная (49-20%) 2 50
3 Состояние спортивной площадки Потенциально опасная (недостаточная площадь и (или) набор площадок. Оборудования недостаточно и или не исправно) 1 25
4 Состояние стен, потолков, напольного покрытия учебных помещений (без трещин, деформаций и т.п. с возможностью проводить уборку влажным способом) Потенциально опасная (до 25% помещений не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям) 1 25
5 Соответствие внутренней отделки помещений спортивного назначения Потенциально опасная (помещения требуют частичного ремонта, оборудование частично не исправно и 1 25
(состояние стен, потолков, напольного покрытия без трещин, деформаций и т.п. с возможностью проводить уборку влажным способом) (или) не обеспечивает выполнение программы)
6 Наполняемость классов Потенциально опасная (превышение более 25-27 человек) 2 50
7 Доля помещений, в которых соблюдается режим проветривания Опасная (менее 75%) 1 25
Ведущим санитарно-гигиеническим фактором риска нарушений нервно-психического здоровья школьников также является неблагоприятные условия микроклимата. Несоблюдение требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала, вызывая, в том числе чувство неуверенности и тревожности [4, с. 494].
2016г. 2017г. 2018г.
Рис. 1. Удельный вес замеров микроклимата, не соответствующих гигиеническим требованиям
за 2016-2018 г.г. (% нестанд.)
При оценке параметров внутренней среды основных и вспомогательных помещений образовательных организаций выявлено, что нагревающий тип микроклимата отмечен в 2,1 - 20,9% случаев, что по мнению ряда авторов вызывает
нарушения в нервной регуляций физиологических процессов и приводит к истощению нервных клеток [6, с.39].
Одной из значимых проблем современной школы является использование различных электронных устройств в образовательном процессе: персональных планшетов, компьютеров, ноутбуков, электронных книг, мобильных телефонов, аудиоплееров, что его превращает из традиционного в техногенное [5, с. 4]. Тотальная цифровизация образования приводит к увеличению детей, страдающих близорукостью, одной из причин которых может быть и недостаточный уровень освещенности рабочего места [3].
Рис. 2. Удельный вес нестандартных замеров искусственной освещенности на рабочих местах
учащихся за 2016-2018 г.г. (%)
В ходе лабораторно-инструментальных исследований, проведенных в 2016-2018 гг. в общеобразовательных организациях установлено, что удельный вес замеров уровня искусственной освещенности, не отвечающих гигиеническим нормам, увеличился на 5,2% и составил 12,2%. Отклонения выявлены в кабинах русского языка и литературы (на 41-81 люкс от нормируемых), математики (на 15-31 люкс), физики (на 32-83 люкс), истории (на 95-126 люкс от нормы), химии (на 28-60 люкс), информатики (на 14-150 люкс), что не может не сказаться на восприятии зрительной информации, увеличивая вероятность прогрессирующего снижения остроты зрения в период
обучения, и спровоцировать более раннее развитие утомления, как со стороны зрительного анализатора, так и нервной системы в целом.
Причинами неудовлетворительной искусственной освещенности являются: несвоевременная замена перегоревших ламп, недостаточная мощность существующих сетей электроснабжения, а также сокращение времени использования искусственного освещения во время учебного процесса в целях энергосбережения.
Потенциальную опасность для здоровья детей представляют и широко используемые информационно-коммуникационные технологии, которые помимо традиционного обучения вызывают необходимость использования электронных устройств, являющихся источниками электромагнитного излучения [3, с. 3]. По мнению гигиенистов, длительное воздействие электромагнитных полей является риском для здоровья обучающихся.
0,8%
Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной
2016г.
2017г.
2018г.
Рис. 3. Количество нестандартных замеров уровней электромагнитных полей за 2016-2018 г.г.
(% несоответствия)
Результаты исследования выявили незначительный процент нарушений (0,1%) превышения в уровнях электромагнитных полей.
В городе Челябинске сохраняется проблема переуплотненности классов (число учащихся более 25 человек) и образовательных школ (в 12% случаев), что приводит к
необходимости проведения занятий учащихся в две смены. Результаты анализа показали, что 77,3% школ работают в 2 смены, 30,2 % школ работает по 5-ти дневной учебной неделе и 69,8% школ работают по 6-ти дневной учебной неделе.
Необходимо отметить, что нормативно-методические документы, действующие в настоящее время, содержат требования к предъявляемой информации и продолжительности непрерывной работы учащихся с техническими средствами обучения и электронными устройствами, но отсутствуют критерии оценки степени информатизации деятельности учащихся разных возрастов, методики оценки реальной информационной нагрузки, как на индивидуальном, так и популяционном уровнях.
В современной школе все чаще внедряются новые специализированные и авторские программы, отличающиеся большой вариативностью, сопровождающиеся интенсификацией учебного процесса, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности и нарушением режима дня учащихся.
Как следует из полученных данных, учебная нагрузка в четырех обследованных школах не соответствует гигиеническим требованиям к режиму учебно-воспитательного процесса, установленным СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (таблица 3).
Таблица 3 - Максимальная величина недельной образовательной нагрузки школьников
(часы)
Образовательные организации Классы % отклонения
5 6 7 8 9 10 11
Гигиенический норматив 5-ти дневная учебная неделя 29 30 32 33 33 34 34
6-ти дневная учебная неделя 32 33 35 36 36 37 37
Школа № 15 29 31 36 36 35 34 34 14,2
Школа № 53 30 32 34 35 36 32 36 14,2
Школа № 97 32 34 34 37 34 38 34 28,5
Школа № 137 29 30 32 35 36 38 38 28,5
При оценке учебных расписаний обследуемых образовательных организаций отмечены нарушения гигиенических требований по превышению учебной нагрузки, несоответствие физиологической работоспособности учащихся.
Максимальная величина учебной недельной нагрузки превышена во всех обследованных школах, и процент отклонений составил от 14,2% до 28,5%. Наибольший процент нарушений (50%) выявлен в 10-11 классах и превысил допустимую учебную нагрузку на 1- 2 часа в неделю. Также выявлены нарушения с превышением допустимой учебной недельной нагрузки на 1 час в 7 и 8 классах.
В охране психического здоровья детей и подростков ведущая роль принадлежит психогигиене учебных занятий, в связи с тем, что на протяжении 11 лет учеба занимает основное время в жизни учащихся. Кроме этого, именно на эти годы приходятся периоды, когда детский организм наиболее реактивен и подвержен невротизирующим влияниям. Серьезным фактором формирования неблагоприятной тенденции в здоровье учащихся остается учебно-воспитательный процесс, а именно важно изучить его режим и его организацию.
Таблица 4 - Результаты исследования расписаний занятий в обследованных образовательных организациях (% от общего числа, в динамике недели)
Образовательные организации Удельный вес трудных предметов Процент нарушений
Дни недели Кривых работоспособности Планировки уроков
Пн. Вт. Ср. ЧТ. П. СБ.
Школа № 15 20,5 26,8 22,2 26,7 17,2 25,8 26,0 6,0
Школа № 53 23,5 27,8 14,1 16,6 17,3 17,5 28,6 7,5
Школа № 97 25,2 14,8 15,0 11,1 16,4 21,1 20,5 14,3
Школа № 137 26,0 25,0 24,0 24,0 25,0 15,0 30,1 4,5
Итого: 23,8 23,6 18,8 19,6 19,0 19,8 26,3 8,8
По данным анализа расписаний установлено нарушение распределения учебной нагрузки в течение недели практически по всем параллелям. Не соответствие гигиеническим нормам установлено в 26,3% исследованных расписаний, которые составлены без учета недельной физиологической кривой работоспособности.
Наиболее трудными и загруженными учебными занятиями днями являются: понедельник, вторник и суббота (период снижения работоспособности), а в среду и пятницу установлена минимальная учебная нагрузка у школьников (период максимальной работоспособности).
При оценке распределения учебной нагрузки в течение дня выявлены нарушения в 15,0% случаев исследований расписаний уроков (предметы высокой степени сложности в течение дня ставятся первыми, то есть в период врабатывания). В 10,0% случаев отмечено включение предметов высокой трудности на 5-8 уроках, когда наступает период снижения дневной работоспособности, в 7,0% случаев предметы высокой степени сложности в течение дня поставлены последовательно (химия, математика, физика).
Таким образом, выявлены нарушения гигиенических требований в режиме учебного процесса, превышении учебной нагрузки, несоответствие расписания физиологической работоспособности учащихся в течение дня, недели, что приводит к напряжению всех систем организма и развитию невротических реакций.
Электронное обучение и интенсификация образовательной деятельности обучающихся способствует увеличению зрительной и статической нагрузок, и особенно влияет на опорно-двигательный аппарат.
В 3,7% школ выявлено несоответствие обеспеченности ученической мебелью. Имеют место также существенные нарушения в комплектации классов ученической мебелью: в 6,2% классов используется нестандартная мебель, в 2,7% отсутствует маркировка мебели, не соответствует высота мебели росту учащихся в 11,1 % случаях и отмечено не рациональное размещение парт в 1,1% случаев. При использовании школьной мебели не соответствующей росту ученика нарушается биомеханика рабочей позы (изменяются наклоны туловища и головы). Таким образом, формируется повышенный риск формирования нарушений осанки у детей, и в комплексе с другими факторами школьной среды может оказать негативное влияние на нервно-психическое здоровье обучающихся.
По данным многочисленных исследований до 80% учащихся в современной школе подвержены неоправданному стрессу, который проявляется в психоэмоциональных переживаниях и тревожности [2].
К наиболее информативным показателям, позволяющим оценить психоэмоциональное состояние школьников, относится уровень (степень) тревожности [8, с. 50]. В связи с этим проведена гигиеническая оценка уровня и степени тревожности учащихся в четырех школах (рисунок 4, 5).
Основной
Основн
Основ
I Низкий уровень ■ Умеренный уровень I Высокий уровень
Основной Основной Основной Основной Основной Основной
Рис. 4. Реактивная тревожность
Рис. 5. Личностная тревожность
По результатам теста у 35,7% школьников наблюдается высокий уровень реактивной тревожности. Число школьников с низким уровнем реактивной тревожности в два раза меньше (18,1%). Состояние реактивной тревожности считается субъективным проявлением психологического благополучия, что является сигналом нарушения психической адаптации и адаптивных механизмов [8]. У обследованных школьников тревожность на психологическом уровне проявляется в виде беспокойства, озабоченности, нервозности, выражающееся в возникновении чувства беспомощности, бессилия, страха к не успешности в учебе, к несвоевременному выполнению учебных заданий, к не выполнению школьной программы. На физиологическом уровне у школьников происходит учащение дыхания, сердцебиения, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.
Выявлено, что у обучающихся 10-11 классов по сравнению с остальными школьниками чаще встречается нарушение сна (в 77% случаев), расстройство аппетита (в 32,2% случаев) и появление головных болей и головокружений (в 28,6% случаев).
При оценке уровня личностной тревожности установлено, что имела место аналогичная тенденция. Высокий уровень личностной тревожности выявлен у 37,0% респондентов и низкий уровень личностной тревожности у 15,6% респондентов соответственно.
С возрастом отмечается устойчивая тенденция в уменьшении в два раза числа учащихся с высоким уровнем как реактивной, так и личностной тревожности, что вероятно свидетельствует о стабилизации с возрастом процессов социальной и психологической адаптации к образовательному процессу и факторам цифровой внутришкольной среды. Психосоциальная и психофизиологическая адаптация может выражаться как в успешности в обучении, так и провоцировать психосоматические расстройства у школьников.
Анализ полученных данных и данных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения свидетельствуют об ограниченном числе профилактических программных мероприятий в сфере охраны и укрепления здоровья
школьников с учетом потребностей общества, особенностей региона и образовательных организаций, индивидуальных потребностей учащихся.
Выявленные неблагоприятные условия новой цифровой внутришкольной среды, учебные перегрузки и психофизиологические особенности обследованных школьников позволили разработать и предложить систему мониторирования на популяционном и индивидуальном уровне в образовательных организациях.
Мониторинг на популяционном уровне в образовательных организациях включает проведение работ по санитарно-эпидемиологической, гигиенической диагностике; совершенствование организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий с учетом приоритетных факторов риска; осуществление производственного контроля в образовательных организациях; проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз условий обучения; санитарно-эпидемиологический аудит; анализ результатов медицинских осмотров; оценку рисков здоровью, связанных с условиями обучения; разработку и совершенствование критериев эффективности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся.
Персонализированный мониторинг должен обеспечить индивидуальные оценки рисков здоровья учащихся с учетом их психофизиологических особенностей (уровня и структуры тревожности) и обоснование индивидуальных «дорожных» карт сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни.
В результате проведенного мониторирования санитарно-эпидемиологического благополучия школ выявлено, что 56,4 % организаций с удовлетворительными условиями пребывания и обучения относятся ко 2 группе и 0,6% школ - к третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия.
Наиболее значимыми, причинами психологического дискомфорта в образовательных организациях являются условия новой цифровой внутришкольной среды и учебные перегрузки, которые могут проявляться в высоком уровне реактивной и личностной тревожности.
Существенные нарушения выявлены в 25% школ по санитарно-гигиеническому состоянию, в 2,1% замеров микроклимат учебных помещений не соответствовал гигиеническим требованиям, нарушения требований к искусственному освещению
выявлены в 12,2 % случаев. Гигиеническая оценка образовательного процесса определила: несоблюдение гигиенических регламентов максимальной учебной нагрузки и максимальное превышение его допустимого недельного плана на 1 -2 часа, несоответствие распределения учебной нагрузки физиологической кривой работоспособности в течение дня и недели.
Систематизация полученной информации позволит сформировать алгоритм реализации мониторинга управления санитарно-эпидемиологическим благополучием в школах, включающий создание профилактической образовательной среды, оптимизацию учебного процесса на этапе коррекции и совершенствования образовательного процесса.
Реализация предложенных мероприятий позволит объединить возможности и ресурсы Министерств здравоохранения, Министерств образования и Федеральной службы Роспотребнадзора регионов в виде организации проведения единых территориальных мониторинговых исследований для формирования благоприятной психологической среды обучения.
Список литературы
1. Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей //Гигиена и санитария. 2017. 96 (11). С.1056-1063.
2. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий // В.Р. Кучма. М.,2001.
3. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Интенсификация учебной деятельности детей в современных условиях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. №1. С. 3-11.
4. Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников //Молодой ученый. 2013. №12 (59). С. 494-496.
5. Сетко Н.П., Садчикова Г.В. Современные подходы к охране психического здоровья детей и подростков (обзор литературы) // Оренбургский медицинский вестник. 2016. том 5. №2. С.4-8.
6. Сетко А.Г., Терехова Е.А., Тюрин А.В. Социально-психологическая адаптация детей и подростков как критерий риска воздействия факторов внутришкольной среды //Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 9 (306). С.39-42.
7. Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации», 2012.
8. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Психические состояния у учащихся, подростков: ретроспективный анализ распространенности и пограничной психологической патологии // Здоровье населения и среда обитания. 2017 № 8 (293). С.50-53.