Научная статья на тему 'Санитарно-гигиеническая характеристика условий обучения современных школьников'

Санитарно-гигиеническая характеристика условий обучения современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1245
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврюшин М. Ю., Фролова О. В.

Важным фактором охраны здоровья детей и подростков является обеспечение безопасных и оптимальных условий обучения. Целью исследования явилось изучение современного состояния санитарно-эпидемиологического благополучия детских общеобразовательных учреждений. Для этого проведено санитарно-гигиеническое обследование образовательных организаций, которое включало оценку планировки земельных участков и зданий школ, площадь, расположение и оборудование помещений, оценку режима дня и организации учебно-воспитательного процесса, организации питания в учреждения. Исследование проводилось с учетом общепринятого показателя уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) согласно распределению, на уровни по «Новому методическому подходу к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях» (Кучма В.Р., Степанова М.И. и др.,2014). В соответствии с методическим подходом выделяется 4 уровня оценки условий и режима обучения детей в образовательных организациях: оптимальный, допустимый, потенциально опасный и опасный. Критерием определения уровня учреждения является степень отклонения показателей, характеризующих условия и режим обучения и воспитания, от существующих нормативов. Среди обследованных учреждений не выявлен оптимальный уровень условий и режима обучения детей. В исследованных образовательных организациях, в связи с отклонениями показателей образовательной среды от гигиенических требований, были выявлены допустимые и потенциально опасные условия обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврюшин М. Ю., Фролова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY-HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE LEARNING ENVIRONMENT OF CONTEMPORARY STUDENTS

An important factor in the health of children and adolescents is to ensure a safe and optimal learning environment. The aim of the research work was to study the current state sanitary-epidemiological well-being of children's educational institutions. To do this, was conducted a sanitary survey of educational institutions, which included assessment of the layout of the land and buildings of the schools, the area, location and equipment of buildings, assessment of daily routine and organization of the educational process, organization of nutrition in institutions. The study was conducted in accordance with generally accepted indicator of the level of sanitary and epidemiological welfare (SBU) in dependence to the distribution of the levels according to the "New methodological approach to hygienic evaluation of conditions of education and upbringing of children in educational institutions" (Kuchma V. R., Stepanova M. I. et al., 2014). In accordance with the methodological approach allot 4 levels of evaluation of the conditions and treatment of children's learning in educational organizations: optimal, acceptable, potentially dangerous and dangerous threat. The criterion for determining the level of institutions is the degree of deviation of indicators that characterize the conditions and regime of training and education, from existing regulations. Among the surveyed institutions have not identified an optimal level of conditions and mode of teaching children. Due to deviations of values of the educational environment in schools were identified acceptable and potentially dangerous conditions.

Текст научной работы на тему «Санитарно-гигиеническая характеристика условий обучения современных школьников»

УДК 613.955:613.956:613.96

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Гаврюшин М.Ю., Фролова О.В.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет», г. Самара, Российская Федерация Аннотация. Важным фактором охраны здоровья детей и подростков является обеспечение безопасных и оптимальных условий обучения. Целью исследования явилось изучение современного состояния санитарно-эпидемиологического благополучия детских общеобразовательных учреждений. Для этого проведено санитарно-гигиеническое обследование образовательных организаций, которое включало оценку планировки земельных участков и зданий школ, площадь, расположение и оборудование помещений, оценку режима дня и организации учебно-воспитательного процесса, организации питания в учреждения. Исследование проводилось с учетом общепринятого показателя уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) согласно распределению, на уровни по «Новому методическому подходу к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях» (Кучма В.Р., Степанова М.И. и др.,2014). В соответствии с методическим подходом выделяется 4 уровня оценки условий и режима обучения детей в образовательных организациях: оптимальный, допустимый, потенциально опасный и опасный. Критерием определения уровня учреждения является степень отклонения показателей, характеризующих условия и режим обучения и воспитания, от существующих нормативов. Среди обследованных учреждений не выявлен оптимальный уровень условий и режима обучения детей. В исследованных образовательных организациях, в связи с отклонениями показателей образовательной среды от гигиенических требований, были выявлены допустимые и потенциально опасные условия обучения.

Ключевые слова: гигиена детей и подростков, условия обучения, образовательные учреждения, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Профилактика всегда была приоритетным направлением отечественной медицины. Слова великого российского ученого и хирурга Н. И. Пиро-гова «будущее принадлежит медицине предупредительной», может быть, как ни в каком другом разделе клинической медицины, получили реальное воплощение в системе охраны здоровья матери и ребенка [1]. Дети и подростки находятся в процессе постоянного роста и развития. Нарушение данного процесса может повлечь за собой существенные отклонения в состоянии здоровья [2]. В свою очередь одним из ведущих факторов влияющим на подрастающее поколение является фактор среды обитания. Учитывая, что в возрасте 7-17 лет дети проводят большую часть своего времени в школе, очевидным является необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений [3; 4; 5]. Инте-

гральным показателем, характеризующим санитарно-гигиенической состояние образовательных учреждений во взаимосвязи со здоровьем учащихся, является уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) [6; 7]. Распределение образовательных организаций по группам СЭБ осуществляется на основании МУ 5.1.661-97 «Система оценки и контроля качества деятельности центров Госсанэпиднадзора и структурных подразделений центров», в которых основным критерием является соответствие состояния учреждения действующим нормативам, а также отсутствие/наличие превышения ПДК и ПДУ по результатам исследований:

- к I уровню СЭБ относятся объекты, санитарное состояние которых соответствует действующим санитарно-гигиеническим правилам и нормам, в них отсутствует превышение ПДК и ПДУ по

результатам лабораторных исследований и измерений;

- ко II уровню СЭБ относятся объекты, санитарное состояние которых не соответствует действующим санитарно-гигиеническим правилам и нормам, но на них не отмечается превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований;

- к III уровню СЭБ относятся объекты, санитарное состояние которых не соответствует действующим санитарно-гигиеническим правилам и нормам. На них отмечается превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторных исследований и измерений, регистрируются инфекционные заболевания и пищевые отравления.

По мнению ряда авторов, разделение образовательных организаций на группы СЭБ согласно МУ 5.1.661-97 не позволяет комплексно оценить и проанализировать условия обучения детей в связи с отсутствие четких критериев по всем группам показателей образовательной среды [6; 7; 8; 9]. В свою очередь комплексный подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях должен основываться на анализе по всем группам образовательной среды для эффективного планирования профилактических мероприятий.

Цель исследования: изучение современного состояния санитарно-эпидемиологического благополучия детских общеобразовательных учреждений.

Материал и методы исследования. На первом этапе было изучено санитарно-гигиеническое состояние (планировка земельных участков и зданий школ, площадь, расположение и оборудование помещений, режима дня и организация учебно-воспитательного процесса, организации питания) 10 образовательных учреждений: 6 школ в Самарском и 4 - в Пензенском регионах; с определением уровня СЭБ согласно МУ 5.1.661-97. На втором этапе полученные результаты оценки по всем группам образовательной среды были соотнесены к соответствующему баллу согласно методу «Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных

Санитарно-гигиеническая

организациях» [6]. Для каждой школы были определены приоритетные показатели образовательной среды, не соответствующие требованиям действующего законодательства. Сбор и хранение первичных данных выполняли в среде «Microsoft Excel 2010».

Результаты. При стандартном определении уровня СЭБ согласно МУ 5.1.661-97, из 10 образовательных учреждений (ОУ) 6 относились к 1 группе СЭБ, и 4 - ко 2 группе СЭБ. Выявлено недостаточное количество мебели необходимых типоразмеров (ГОСТ 11015-93, ГОСТ 11016-93) для учащихся II и III школьных ступеней в 4 из 10 школ, а также недостаточное количество парт с регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, необходимым для обучения письму и чтению, в учебных классах начального общего образования. Рациональный режим обучения должен отодвигать наступление утомления у основной массы учащихся и предупреждать быстрое снижение работоспособности во второй половине учебного дня. Среди обследованных ОУ были учреждения, в которых учащиеся, наряду с общеобразовательной программой, углубленно изучают отдельные предметы: дисциплины лингвистического цикла, гуманитарного и технического профилей, а также организация кадетских классов. Выявлено, что при составлении расписаний в ОУ не учитываются «кривые» дневной и недельной работоспособности, превышаются допустимые максимальные величины недельной образовательной нагрузки (в среднем на 4-5 часов неделю), а также отсутствуют физкультминутки.

Согласно новому методическому подходу к гигиенической оценке условий обучения (Кучма В.Р., Степанова М.И. и др., 2014) [6], степень отклонения показателя образовательной среды от действующих нормативов ранжируется: 3 балла - оптимальные условия обучения и воспитания (соответствие норме), 2 балла - допустимые (незначительные отклонения от нормы), 1 балл - потенциально опасные (значительные отклонения от номы), 0 баллов - опасные (значения показателя с наибольшим отклонением от норматива). Некоторые результаты соотнесения показателей образовательной среды к соответствующему баллу согласно новому методу представлены в таблице 1.

Таблица 1

ика обследованных школ (по баллам)

Показатели ОУ Самарского региона ОУ Пензенского региона

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4

Прилегающая автодорога 1 2 2 0 0 2 1 1 1 3

Местоположение ОУ (зона) 2 2 2 2 1 2 2 2 2 3

Озеленение территории 1 2 0 1 1 2 0 1 3 2

Физкультурно-спортивная зона 2 0 1 0 2 0 2 1 1 2

Площадь кабинетов информатики 1 1 2 1 2 0 2 0 1 1

Число спортивных залов 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1

Число маркированной мебели 1 1 0 0 1 0 1 1 0 1

Соответствие мебели росту детей 0 0 1 0 1 0 2 1 0 0

Температурный режим 0 1 1 0 0 0 1 1 0 1

Относительная влажность воздуха 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1

Освещение в учебных кабинетах 1 0 0 0 0 1 1 1 1 1

Освещенность учебных мест 0 1 0 0 0 0 1 1 0 0

Освещение над учебной доской 0 0 1 0 1 0 1 2 0 0

Централизованное водоснабжение 1 2 1 1 1 0 2 2 1 1

Наполняемость учебных классов 1 1 0 1 1 1 1 1 2 2

Соответствие расписания нормам 0 0 0 0 0 1 0 0 1 1

Охват горячим завтраком и обедом 0 0 1 1 0 0 1 0 0 1

Медицинское обеспечение 2 1 1 1 1 0 1 1 1 1

Гигиеническая подготовка учителей 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Санитарное содержание территории 2 1 1 1 0 0 1 2 0 1

Сумма баллов* 00 0\ d 2 OS ю 2 2 r-o\ 3 0 OS

Соответствующий уровень СЭБ II II II III III III III II III II

УСЭБ предыдущих исследования I I I II II II I I II I

Примечание. *Сумма баллов по каждому ОУ дана с учетом всех 230 изученных показателей образовательной среды, включая перечисленные.

В исследованных образовательных организациях Самарского и Пензенского регионов, в связи с отклонениями показателей образовательной среды от гигиенических требований, были выявлены допустимые и потенциально опасные условия обучения, что соответствует II и III уровню СЭБ.. При этом в одной из школ Пензенского региона по данным предыдущих исследований был установлен I уровень СЭБ, в тоже время при распределении баллов с учетом нового методического подхода набран всего 441 балл, что соответствует потенциально опасным (III) условиям обучения.

Проведенная оценка наглядно демонстрирует приоритетные показатели образовательной среды, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормативам: в школах 2,4,6 Самарского региона это физкультурно-спортивная зона, учебная мебель, освещение кабинетов и учебное расписание; в школах 1 и 3 Самарского региона - учебная мебель, расписание и охват горячим питанием; в школе 5 - микроклимат кабинетов, учебное распи-

сание, горячие завтраки и обеды учащихся. В Пензенском регионе: в школе 1 - учебное расписание, озеленение территории; в школе 3 - учебная мебель, освещение кабинетов и охват горячим питанием учащихся; в школах 2,4 - микроклимат кабинетов, учебное расписание, горячие завтраки и обеды учащихся.

Заключение. Разделение образовательных организаций по уровням СЭБ должно основываться на комплексном изучении факторов условий и организации обучения детей. Балльная оценка, в отличие от стандартного определения уровня СЭБ по МУ 5.1.661-97, наглядно показывает приоритетные для ОУ показатели, что представляет особую важность для администрации ОУ и необходимо при производственном контроле.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Аль-бицкий В.Ю. Профилактическая педиатрия - новые вызовы // Вопросы современной педиатрии. 2012. 11. 2. С. 7-10.

2. Скоблина Н.А., Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Современные тенденции физического развития детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2013. 8(245). С. 9-12.

3. Кретова И.Г., Русакова Н.В., Березин И.И., Ма-нюхин А.И., Косцова Е.А., Чигарина С.Е., Кондра-тенка О.В., Трифонова Е.А., Гребнева М.А. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений разного типа г. Самары // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2011. 90. 1. С. 125-129.

4. Гаврюшин М.Ю., Сазонова О.В., Бородина Л.М. Зависимость нарушения физического развития детей от полноценности школьного питания // Вопросы детской диетологии. 2016. Т. 14. №6. С. 13-17. DOI: 10.20953/1727-5784-2016-6-13-17

5. Березин И.И., Гаврюшин М.Ю. Сравнительный анализ антропометрических показателей физического развития школьников городов Самара и Пенза // Наука и инновации в медицине. 2016. №1. С. 25-30.

6. Кучма В.Р,, Степанова М.И., Александрова И.Э., Шумкова Т.В., Седова А.С., Звездина И.В., Мол-дованов В.В., Сафонкина С.Г. Новый методический

подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях // Гигиена и санитария. 2014. № 4. С. 110-115.

7. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Молдованов В.В., Сафонкина С.Г., Ибрагимова Е.М. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений и здоровье детей г. Москвы // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 1. С. 11-22.

8. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 437 с. : ил.

9. Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Александрова И.Э., Шумкова Т.В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений Москвы // Школа здоровья. 2011. №4. С. 15

SANITARY-HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE LEARNING ENVIRONMENT OF CONTEMPORARY STUDENTS

Gavryushin M.Yu., Frolova O.V.

Samara State Medical University, Samara, Russian Federation

Annotation. An important factor in the health of children and adolescents is to ensure a safe and optimal learning environment. The aim of the research work was to study the current state sanitary-epidemiological well-being of children's educational institutions. To do this, was conducted a sanitary survey of educational institutions, which included assessment of the layout of the land and buildings of the schools, the area, location and equipment of buildings, assessment of daily routine and organization of the educational process, organization of nutrition in institutions. The study was conducted in accordance with generally accepted indicator of the level of sanitary and epidemiological welfare (SBU) in dependence to the distribution of the levels according to the "New methodological approach to hygienic evaluation of conditions of education and upbringing of children in educational institutions" (Kuchma V. R., Stepanova M. I. et al., 2014). In accordance with the methodological approach allot 4 levels of evaluation of the conditions and treatment of children's learning in educational organizations: optimal, acceptable, potentially dangerous and dangerous threat. The criterion for determining the level of institutions is the degree of deviation of indicators that characterize the conditions and regime of training and education, from existing regulations. Among the surveyed institutions have not identified an optimal level of conditions and mode of teaching children. Due to deviations of values of the educational environment in schools were identified acceptable and potentially dangerous conditions.

Key words: hygiene of children and adolescents, educational environment, educational institutions, sanitary-epidemiological well-being.

REFERENCES

1. Baranov A.A.,. Namazova-Baranova L.S., Al-bitskiy V.J. Preventive paediatrics — new challenges. Issues of modern pediatrics. 2012, vol. 11, № 2, pp. 7-10. (in Russian)

2. Skoblina N.A., Kuchma V.R., Milushkina O.Yu., Bokareva N.A. Current trends of the physical de-

velopment of children and adolescents. Zdorov'e nasele-nija i sreda obitanija. 2013. № 8(245). pp. 9-12. (in Russian)

3. Kretova I.G., Rusakova N.V., Berezin I.I., Manjuhin A.I., Koscova E.A., Chigarina S.E., Kondratenka O.V., Sostojanie zdorov'ja uchashhihsja obrazovatel'nyh uchrezhdenij raznogo tipa g. Samary. Pediatrics. 2011. vol. 90, № 1, pp. 125-129. (in Russian)

4. Gavryushin M.Yu., Sazonova O.V., Borodina L.M. Relationship between impaired physical development of children and adequate school nutrition. Pediatric Nutrition. 2016, vol. 14, № 6, pp. 13-17. (in Russian) DOI: 10.20953/1727-5784-2016-6-13-17

5. Berezin I.I., Sazonova O.V., Gavryushin M.Yu. Comparative analysis of anthropometric indicators of physical development of schoolchildren in the cities of Samara and Penza. Science and innovations in medicine. 2016, №1, pp. 25-30. (in Russian)

6. Kuchma V. R., Stepanova M. I., Aleksandrova I. E., Shumkova T. V., Sedova A. S., Zvezdina I. V., Mol-dovanov V. V., Safonkina S. G.. New methodological approach to hygienic audit of learning and upbringing environment for children in educational institutions. Gigiena i sanitarija. 2014, № 4, pp. 110-115. (in Russian)

7. Kuchma V.R., Shubochkina E.I., Moldovanov V.V., Safonkina S.G., Ibragimova E.M. Level of sanitary and epidemiologic wellbeing of educational institutions and Health of children in Moscow. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja. 2014, № 1. pp. 1122. (in Russian)

8. Baranov A.A., Kuchma V.R., Suhareva L.M. Ocenka sostojanija zdorov'ja detej. Novye podhody k pro-filakticheskoj i ozdorovitel'noj rabote v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah: rukovodstvo dlja vrachej. M.: GEOTAR-Media, 2008. 437 s. (in Russian)

9. Safonkina S.G., Moldovanov V.V., Shubochkina E.I., Ibragimova E.M., Aleksandrova I.Je., Shumkova T.V. Sanitarno-jepidemiologicheskoe blagopoluchie obrazovatel'nyh uchrezhdenij Moskvy // Shkola zdorov'ja. 2011, №4, pp. 15. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.