12
НОЯбРЬ №11 (320)
© Макарова В.В., Зорина И.Г., 2019 УДК 613.955
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВЛИЯНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ
В.В. Макарова1, И.Г. Зорина2
Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, ул. Елкина, д. 73, г. Челябинск, 454092, Россия 2ФГБУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, ул. Воровского, д. 64, г. Челябинск, 454092, Россия
В работе представлены результаты мониторинга внутришкольных факторов, дана гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия и организации учебного процесса в школах г. Челябинска. Установлено, что 56,4 % организаций с удовлетворительными условиями пребывания и обучения относятся ко второй группе и 0,6 % школ - к третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия. При исследовании расписаний уроков выявлено несоответствие гигиеническим нормам в 26,3 % случаев, в 15,0 % случаев предметы высокой степени сложности ставятся первыми, а в 10,0 % случаев предметы высокой трудности включены на 5-8 уроки.
При оценке уровней тревожностей обучающихся 5-11 классов (2 032 школьника) выявлены высокие уровни реактивной и личностной тревожности у учащихся в 35,7 и 37,0 % случаев соответственно. Наиболее значимыми причинами психологического дискомфорта в образовательных организациях являются условия новой цифровой внутри-школьной среды и учебные перегрузки, которые могут проявляться в высоком уровне тревожности учащихся, что и обусловливает необходимость разработки гигиенических принципов формирования здоровьесберегающей среды. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, психогигиеническая основа, внутришкольные факторы, санитарно-эпидемиологическое благополучие, учебный процесс, уровень тревожности.
Для цитирования: Макарова В.В., Зорина И.Г. Особенности психологического состояния учащихся в условиях неблагоприятного влияния внутришкольных факторов//Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 11 (320). С. 12-17. DOI: http://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-320-11-12-17
V.V. Makarova, I.G. Zorina □ PECULIARITIES OF STUDENT'S PSYCHOLOGICAL STATE UNDER THE ADVERSE INFLUENCE OF INTRASCHOOL FACTORS □ Rospotrebnadzor Office in the Chelyabinsk Region, 73 Elkin Str., Chelyabinsk, 454092, Russia; South Ural State Medical University of the Russian Ministry of Health, 64 Vorovsky Str., Chelyabinsk, 454092, Russia.
The paper presents the results of monitoring of intraschool factors and gives a hygienic assessment of the sanitary and epidemiological wellbeing of schools and the organization of the educational process in schools of Chelyabinsk. It was established that 56.4 % of establishments with satisfactory conditions of stay and education belong to the second group and 0.6 % of schools belong to the third group of sanitary and epidemiological wellbeing. In the study of class schedules, non-compliance with hygienic standards was found in 26.3 % of cases. Subjects of high difficulty level are put the first on schedule in 15.0 % of cases and during 5-8 lessons in 10.0 % of cases. We assessed the anxiety levels of 5-11th grade students (total 2 032 schoolchildren). High levels of reactive anxiety were found among 35.7 % of students and personal anxiety among 37.0 % of schoolchildren respectively. The most significant causes of psychological discomfort in educational establishments are the conditions of a new digital intraschool environment and educational overload, which can manifest themselves in a high anxiety level among students, which necessitates the development of hygienic principles for the formation of a health-saving environment. Keywords: health-saving technologies, psycho-hygienic basis, intraschool factors, sanitary and epidemiological wellbeing, educational process, anxiety leve.
For citation: Makarova V.V., Zorina I.G. Osobennosti psikhologicheskogo sostoyaniya uchashchikhsya v usloviyakh nebla-gopriyatnogo vliyaniya vnutrishkoV'nykh faktorov [Peculiarities of student's psychological state under the adverse influence of intraschool factors]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2019, no. 11 (320), pp. 12-17. (In Russ.) DOI: http://doi.org/ 10.35627/2219-5238/2019-320-11-12-17
В течение последних десяти лет появились принципиально новые способы взаимодействия ребенка с внешним миром: мобильное образование, широкое использование информационно-коммуникационных технологий, интернет-ресурсов, дистанционное электронное образование, цифровая внутришкольная среда. Эти способы коренным образом изменили условия жизни современных школьников, что привело к неконтролируемому контакту с внутришкольными факторами [5, 8].
Высокий уровень интеллектуальных и информационных нагрузок, выраженный дефицит времени в структуре повседневной деятельности обучающихся, чрезвычайно сложный период перестройки учебного динамического стереотипа приводят к развитию различных донозологических изменений с нарушением процессов развития психофизиологических функций и личностных особенностей школьников [1—3, 7].
В связи с этим возникла необходимость систематизации полученных результатов мониторинга внутришкольных факторов общеобразовательных организаций крупного промышленного города с
целью выявления психологических особенностей в уровнях тревожности обучающихся и разработки эффективных подходов к адекватной реализации профилактических мероприятий [4, 8, 16].
Цель исследования — изучить особенности санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций г. Челябинска в динамике трех лет, с 2016 по 2018 гг., с целью формирования психологически комфортной цифровой внутришкольной среды обучения в современных условиях.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе 176 школ г. Челябинска. Общая численность обучающихся составила 130 167 человек. Объектом углубленного исследования явились школьники 5—11 классов, посещающие четыре образовательные организации: МБОУ СОШ № 15, № 53, № 137 и МАОУ СОШ № 97. Под наблюдением находилось 2 037 обучающихся.
Гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций изучалась с использованием форм федерального статистического наблюдения № 181, отраслевого
1 Федеральная статистическая форма № 18 «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации»,
утв. Приказом Росстата от 29.12.2017 № 885.
ноябрь №11 (320)
13
статистического наблюдения № 9—142, № 9—173, № 9-184, № 1—185. ^^ Для получения информации об условиях обучения
школьников отслеживалась проектная документация ^^ (8 единиц), акты проверок санитарного состояния (113 единиц), протоколы инструментальных и 1— лабораторных испытаний, исследований (408 единиц), результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз (176 единиц). I—- Методика комплексной оценки санитарно-
^^ эпидемиологического благополучия в общеобра-_ зовательных организациях основана на выявлении соответствия между фактическим состоянием и ^ существующими гигиеническими нормативами6. Среди приоритетных факторов санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций были выделены: санитарное состояние образовательных организаций, уровень искусственной освещенности рабочих мест, состояние воздушно-теплового режима и школьной мебели, организация учебно-воспитательного процесса.
Оценка организации учебного расписания проведена путем исследования суммарной недельной нагрузки, продолжительности перемен, расписания уроков, количества учебных дней в неделю и наполняемости классов (84 единицы наблюдения).
Уровень реактивной и личностной тревожности оценивали у 346 обучающихся совместно с психологами школ по методикам: Филипса Б.Н., шкалы самооценки Спилберга—Ханина (1983 г).
В работе использованы методы естественного гигиенического и лабораторного экспериментов, а также санитарно-статистический и математический.
Результаты исследования. При оценке санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций установлено, что в динамике трех лет существенных различий в распределении образовательных организаций по группам санитарно-эпидемиологического благополучия не выявлено (р > 0,05).
Выявлено, что в 2018 г. наибольшее число (54 %) образовательных организаций с удовлетво-
-45
%
-50 0 50 100 150
Рис. 1. Интенсивные показатели распределения образовательных организаций по группам санитарно-эпидемиологического благополучия, % Fig.1. Intensive indicators of the distribution of educational establishments by groups of sanitary and epidemiological wellbeing, %
рительными условиями пребывания и обучения относится ко второй группе санитарно-эпидемиологического благополучия, где санитарно-гигиенические условия не в полной мере соответствуют действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам. Третья группа санитарно-эпидемиологического благополучия с неудовлетворительными санитарно-эпидемиологическими условиями пребывания обучающихся составила 0,6 % случаев (рис. 1).
В динамике трех лет отмечается тенденция улучшения показателей санитарно-эпидемиологического состояния образовательных организаций г. Челябинска, характеризующаяся увеличением удельного веса объектов с оптимальными санитарно-гигиеническими условиями обучения (первая группа санитарно-эпидемиологического благополучия на 3,5 %) и сокращением удельного веса образовательных организаций с неудовлетворительными условиями пребывания обучающихся на 0,5 % (третья группа санитарно-эпидемиологического благополучия).
За исследуемый период только в первой группе был отмечен темп прироста, который составил +7 %, во второй и третьей группах была зафиксирована убыль: —4 и —45 % соответственно; темп роста в первой, второй и третьей группах составил 107, 94 и 55 % соответственно.
В результате обследования образовательных организаций выявлено, что 50 % школ расположены вблизи автомобильных дорог, в 25 % школ отмечена недостаточная площадь озеленения. Выявлены нарушения требований к внутренней отделке в 25 % учебных помещений школ: дефекты напольного покрытия, использование для отделки стен запрещенных материалов (бумажные обои), нарушения внутренней отделки помещений спортивного назначения. Недостаточная площадь спортивных залов зарегистрирована в 25 % школ, превышение наполняемости классов более 25 человек в 50 % организаций, нарушение режима проветривания учебных помещений и рекреаций выявлено в 75 % исследуемых школ (таблица).
Ведущим санитарно-гигиеническим фактором риска нарушений нервно-психического здоровья школьников является также неблагоприятный микроклимат. Несоблюдение требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала, что может вызывать чувство неуверенности и тревожности у школьников (рис. 2) [12].
При оценке параметров внутренней среды основных и вспомогательных помещений образовательных организаций выявлено, что нагревающий тип микроклимата отмечен в 2,1 ± 0,01-20,9 ± 0,06 % случаев (р < 0,05), что, по мнению ряда авторов, вызывает нарушения нервной регуляции физиологических процессов и приводит к истощению нервных клеток [14].
■ 3 группа 2 группа 11 группа
2 Отраслевая статистическая форма № 9-14 «Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии организаций для детей и подростков»,утв. Приказом Роспотребнадзора от 15.12.2014 № 1249.
3 Отраслевая статистическая форма № 9-17 «Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии организаций для детей и подростков», утв. Приказом Роспотребнадзора от 27.07.2017 № 650.
4 Отраслевая статистическая форма № 9-18 «Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии организаций для детей и подростков», утв. Приказом Роспотребнадзора от 19.11.2018 № 953.
5 Отраслевая статистическая форма № 1-18 «Сведения о результатах осуществления федерального государственного надзора территориальными органами Роспотребнадзора», утв. Приказом Роспотребнадзора от 19.11.2018 № 953.
6 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
14
ЗНиСО ноябрь №11 (320)
Таблица. Санитарно-гигиеническая характеристика образовательных организаций, % несоответствия Table. Sanitary and hygienic characteristics of educational establishments (% of non-compliances)
Показатель Оценка санитарного состояния Несоответствие, %
Удаленность от автомобильных дорог Потенциально опасная (50-99 м) 25
Опасная (49 м и менее) 25
Озеленение территории Потенциально опасная (49-20 %) 50
Состояние спортивной площадки Потенциально опасная (недостаточная площадь и/или набор площадок. Оборудования недостаточно и/или оно неисправно) 25
Состояние стен, потолков, напольного покрытия учебных помещений (без трещин, деформаций и т. п. с возможностью проводить уборку влажным способом) Потенциально опасная (до 25 % помещений не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям) 25
Соответствие внутренней отделки помещений спортивного назначения (состояние стен, потолков, напольного покрытия без трещин, деформаций и т. п. с возможностью проводить уборку влажным способом) Потенциально опасная (помещения требуют частичного ремонта, оборудование частично неисправно и/или не обеспечивает выполнение программы) 25
Наполняемость классов Потенциально опасная (более 25-27 человек) 50
Доля помещений, в которых соблюдается режим проветривания Опасная (менее 75 %) 25
2016 2017 2018
Рис. 2. Удельный вес замеров микроклимата, не соответствующих гигиеническим требованиям за 2016-2018 гг. (% нестанд.) Fig. 2. The proportion of microclimate measurements that do not meet hygienic requirements during the 2016-2018 period (% of non-standard)
Одной из существенных проблем современной школы является использование различных электронных устройств в образовательном процессе: персональных планшетов, компьютеров, ноутбуков, электронных книг, мобильных телефонов, аудио-плееров, что превращает его из традиционного в техногенное [13]. Тотальная цифровизация образования приводит к увеличению детей, страдающих близорукостью, одной из причин которой может быть и недостаточный уровень освещенности рабочего места [9, 15].
В ходе лабораторно-инструментальных исследований, проведенных в 2016-2018 гг. в общеобразовательных организациях установлено, что удельный вес замеров уровня искусственной освещенности, не отвечающих гигиеническим нормам, увеличился на 5,2 % (p < 0,05) и составил 12,2 ± 0,02 % (рис. 3). Отклонения выявлены в кабинах русского языка и литературы (на 41-81 люкс от нормируемых), математики (на 15-31 люкс), физики (на 32-83 люкс), истории (на 95-126 люкс от нормы), химии (на 28-60 люкс), информатики (на 14-150 люкс), что не может не сказаться на восприятии зрительной информации, увеличивая вероятность прогрессирующего снижения остроты зрения в период обучения, и спровоцировать более раннее развитие утомления как со стороны зрительного анализатора, так и со стороны нервной системы в целом.
Причинами недостаточной искусственной освещенности являются несвоевременная замена
2016 2017 2018
Рис. 3. Удельный вес замеров искусственной освещенности на рабочих местах обучающихся за 2016-2018 гг., % Fig. 3. The proportion of non-standard measurements of artificial lighting in the workplace of students during the 2016-2018 period, %
перегоревших ламп, недостаточная мощность сетей электроснабжения, сокращение времени использования искусственного освещения во время учебного процесса в целях энергосбережения.
Потенциальную опасность для здоровья школьников представляют и широко используемые информационно-коммуникационные технологии, которые помимо традиционного обучения вызывают необходимость использования электронных устройств, являющихся источниками электромагнитного излучения [9]. По мнению гигиенистов, длительное воздействие электромагнитных полей является риском для нервно-психического состояния обучающихся [10, 11].
Результаты исследования выявили незначительный (0,1) процент нарушений превышения в уровнях электромагнитных полей (рис. 4).
В г. Челябинске сохраняется проблема переуплотненности классов (число обучающихся более 25 человек) и образовательных школ (в 12 % случаев), что приводит к необходимости проведения занятий обучающихся в две смены. Результаты анализа показали, что 77,3 % школ работают в две смены, 30,2 % школ работают по пятидневной неделе и 69,8 % школ - по шестидневной учебной неделе.
Необходимо отметить, что нормативно-методические документы, действующие в настоящее время, содержат требования к предъявляемой информации и продолжительности непрерывной работы
ноябрь №11 (320)
ЗНиСО
15
§
% 0'8
0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
2016 2017 2018
Рис. 4. Количество нестандартных замеров уровней электромагнитных полей за 2016—2018 гг., % несоответствия
Fig. 4. The number of non-standard measurements of electromagnetic fields during the 2016—2018 period, % of non-compliances
обучающихся с техническими средствами обучения и электронными устройствами, но отсутствуют критерии оценки степени информатизации деятельности обучающихся разных возрастов, методики оценки реальной информационной нагрузки как на индивидуальном, так и популяционном уровнях4.
Как следует из полученных данных, учебная нагрузка в четырех обследованных школах не соответствует гигиеническим требованиям к режиму учебно-воспитательного процесса1 (рис. 5).
Максимальная величина учебной недельной нагрузки превышена во всех обследованных школах, процент отклонений составил от 14,2 ± 0,02 % до 28,5 ± 0,03 % (p < 0,05). Наибольший процент нарушений (50 %) выявлен в 10—11 классах и превысил допустимую учебную нагрузку на 1—2 ч в неделю. Также выявлены нарушения с превышением допустимой учебной недельной нагрузки на 1 ч в 7—8-х классах.
Серьезным фактором формирования неблагоприятной тенденции в здоровье обучающихся остается организация и режим учебно-воспитательного процесса [7].
При анализе расписаний выявлено нарушение распределения учебной нагрузки в течение недели практически по всем параллелям. Несоответствие гигиеническим нормам установлено в 26,3 % исследованных расписаний, которые составлены без учета недельной физиологической кривой работоспособности. Наиболее трудными днями по загруженности учебными занятиями являются понедельник, вторник и суббота (суббота приходится на период снижения работоспособности), а в среду и пятницу — в период максимальной работоспособности — установлена минимальная учебная нагрузка для школьников.
При оценке распределения учебной нагрузки в течение дня выявлены нарушения в 15 % случаев исследований расписаний уроков. Так, предметы высокой степени сложности в течение дня были поставлены первыми, то есть в период врабатывания. В 10 % случаев на 5—8 уроках, когда наступает период снижения дневной работоспособности, отмечено включение предметов повышенной трудности — химии, математики, физики и в 7 % случаев они в течение дня поставлены последовательно.
Таким образом, выявлены нарушения гигиенических требований в режиме учебного процесса, превышении учебной нагрузки, несоответствия расписания физиологической работоспособности
Школа
№ 137
28,5
28,5 1
0 10 20 30 %
Рис. 5. Максимальная величина недельной образовательной нагрузки школьников, % отклонений Fig. 5. The maximum value of the weekly educational load of schoolchildren (% of deviations)
обучающихся в течение дня, недели, что приводит к напряжению всех систем организма и, вероятно, способствует развитию невротических реакций.
Помимо вышеперечисленных нарушений выявлено несоответствие обеспеченности ученической мебелью в 3,7 % школ. Замечены существенные нарушения в комплектации классов ученической мебелью: в 6,2 % классов используется нестандартная мебель, в 2,7 % классов отсутствует маркировка мебели, в 11,1 % случаях высота мебели не соответствует росту обучающихся; отмечено нерациональное размещение парт в 1,1 % случаев. При использовании школьной мебели, не соответствующей росту ученика, нарушается биомеханика рабочей позы, что повышает риск нарушения осанки и в комплексе с другими факторами внутришколь-ной среды может оказать негативное влияние на нервно-психическое здоровье обучающихся.
По данным многочисленных исследований, до 80 % обучающихся современной школы подвержены неоправданному стрессу, который проявляется в психоэмоциональных переживаниях и тревожности [6, 10]. К наиболее информативным показателям, позволяющим оценить психоэмоциональное состояние школьников, относится уровень (степень) тревожности [17].
По результатам теста, у 35,7 % школьников наблюдается высокий уровень реактивной тревожности. Число школьников с низким уровнем реактивной тревожности в два раза меньше — 18,1 % (рис. 6).
Состояние реактивной тревожности считается субъективным проявлением психологического неблагополучия и является сигналом нарушения психической адаптации [17]. У обследованных
46,2
¡Низкий уровень 'Умеренный уровень Высокий уровень
0 10 20 30 40 50 %
Рис. 6. Гигиеническая оценка уровня реактивной тревожности обучающихся, %
Fig. 6. Hygienic assessment of the level of reactive anxiety of students, %
№ 97
14.2
14.2
№ 15
16
ЗНиСО ноябрь №11 (320)
школьников тревожность на психологическом уровне проявляется в виде беспокойства, озабоченности, нервозности, что выражается в возникновении чувства беспомощности, бессилия, страха к неуспешности в учебе, несвоевременному выполнению учебных заданий, невыполнению школьной программы. На физиологическом уровне у школьников появляется учащение дыхания, сердцебиение, повышается артериальное давление, возрастает общая возбудимость, снижается порог чувствительности.
Выявлено, что у обучающихся 10-11 классов по сравнению с остальными школьниками чаще проявляются нарушение сна (в 77,0 % случаев), расстройство аппетита (в 32,2 % случаев), возникают головная боль и головокружение (в 28,6 % случаев).
При оценке уровня личностной тревожности установлена аналогичная тенденция. Высокий уровень личностной тревожности выявлен у 37,0 % респондентов и низкий уровень у 15,6 % респондентов соответственно (рис. 7).
С возрастом отмечается устойчивая тенденция в уменьшении в два раза числа обучающихся с высоким уровнем как реактивной, так и личностной тревожности, что свидетельствует о стабилизации процессов социальной и психологической адаптации к образовательному процессу, происходящих с возрастом, и факторам цифровой внутришкольной среды. Психосоциальная и психофизиологическая адаптации могут выражаться как в успешности в обучении, так и способствовать провоцированию психосоматических расстройств у школьников.
Выявленные неблагоприятные условия новой цифровой внутришкольной среды, учебные перегрузки и психофизиологические особенности обследованных школьников позволили разработать и предложить систему мониторирования на популяционном и индивидуальном уровнях в образовательных организациях.
Мониторинг на популяционном уровне в образовательных организациях включает проведение работ по санитарно-эпидемиологической, гигиенической диагностике; совершенствование организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий с учетом приоритетных факторов риска; осуществление производственного контроля; проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз условий обучения; санитарно-эпидемиологический аудит; анализ результатов медицинских осмотров; оценку рисков здоровью, связанных с условиями обучения; разработку и совершенствование критериев эффективности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся [4].
Персонализированный мониторинг должен обеспечить индивидуальные оценки рисков здоровья обучающихся с учетом их психофизиологических особенностей (уровня и структуры тревожности) и обоснование индивидуальных «дорожных» карт сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни.
Заключение. В результате проведенного мониторирования санитарно-эпидемиологического благополучия школ выявлено, что 56,4 % организаций с удовлетворительными условиями пребывания и обучения относятся ко второй группе и 0,6 % школ - к третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия.
Существенные нарушения выявлены в 25,0 % школ по санитарно-гигиеническому состоянию, в 2,1 % замеров микроклимат учебных помещений не соответствовал гигиеническим требованиям, нарушения требований к искусственному освещению выявлены в 12,2 % случаев.
Гигиеническая оценка образовательного процесса определила несоблюдение гигиенических регламентов максимальной учебной нагрузки и максимальное превышение его допустимого недельного плана на 1-2 ч, несоответствие распределения учебной нагрузки физиологической кривой работоспособности в течение дня и недели.
Наиболее значимыми причинами психологического дискомфорта в образовательных организациях являются условия новой цифровой внутришколь-ной среды и учебные перегрузки, которые могут проявляться в высоких уровнях реактивной и личностной тревожности4.
В результате проведенного исследования определены психогигиенические основы использования здоровьесберегающих технологий в школах, концептуальными принципами эффективного применения которых являются внутришкольный (условия пребывания), организационно-учебный (рациональная организация учебного процесса) и психофизиолого-психодиагностический компоненты (уровень сформированности отдельных психофизиологических функций и личностных особенностей школьника).
Систематизация полученной информации позволила сформировать алгоритм мониторинга управления санитарно-эпидемиологического благополучия в школах, включающий создание психогигиенических основ профилактической здоровьесберегающей образовательной среды и определить наиболее эффективные пути оптимизации учебного процесса.
I Высокий уровень Умеренный уровень 1 Низкий уровень
0
10
20 30 40 50
%
Рис. 7. Гигиеническая оценка уровня личностной тревожности обучающихся, % Fig. 7. Hygienic assessment of the level of personal anxiety of students, %
ЛИТЕРАТУРА
Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков: Монография. М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2014. с. 388. Большаков А.М., Крутько В.Н., Донцов В.И. Возможности компьютерных систем для оценки донозологических изменений здоровья // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (11). С. 1115-1118.
Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамико-нова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И., Чанков С.В.
Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков // Гигиена и санитария.
2016. № 95 (2). С. 172-177.
Кузьмин С.В., Гурвич В.Б., Диконская О.В., Никонов Б.И., Малых О.Л., Ярушин С.В., Кузьмина Е.А., Кочнева Н.И., Корнилков А.С. Социально-гигиенический мониторинг и информационно-аналитические системы обеспечения оценки и управления риском для здоровья населения и риск-ориентированной модели надзорной деятельности // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (12). С. 1130-1136. Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей // Гигиена и санитария.
2017. № 96 (11). С. 1056-1063.
Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: НЦЗД РАМН, 2001. 375 с. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье
2.
I
4
5.
6.
7.
Ш №11 (320)
17
^ детского населения, риски здоровью и санитарно-эпи-
демиологическое благополучие обучающихся: проблемы, ¡""^ пути решения, технологии деятельности // Гигиена и
'—' санитария. 2017. № 96 (10). С. 990-995. ^^ 8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Современные ^ р подходы к обеспечению гигиенической безопасности жиз-
недеятельности детей в гиперинформационном обществе ^^ // Вопросы школьной и университетской медицины и
здоровья. 2016. № 3. С. 22-27.
9. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Интенсификация
■ ц учебной деятельности детей в современных условиях
// Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 3-11.
10. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизио-^ логическое состояние детей в условиях информатизации
их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. № 95 (12). С. 1183-1188.
■ 11. Лукьянова С.Н., Карпикова Н.И., Григорьев Ю.Г., Ве-^^ селовский И.А. Изучение реакций мозга человека на
электромагнитные поля нетепловой интенсивности // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (9). С. 848-854.
12. Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 494-496.
13. Сетко Н.П., Садчикова Г.В. Современные подходы к охране психического здоровья детей и подростков (обзор литературы) // Оренбургский медицинский вестник. 2016. Т. 5. № 2. С. 4-8.
14. Сетко А.Г., Терехова Е.А., Тюрин А.В. Социально-психологическая адаптация детей и подростков как критерий риска воздействия факторов внутришкольной среды // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 9 (306). С. 39-42.
15. Попова О.Л., Векшина М.С., Семенова Д.А. Гигиенические аспекты использования электронных образовательных ресурсов в школе и вузе // Материалы VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием: «Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях», 9-10 октября, 2018 г. Екатеринбург: УГМУ, 2018. С. 140-142.
16. Порецкова Г.Ю. Образовательная нагрузка и качество жизни учащихся лицея // Материалы VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием: «Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях», 9-10 октября, 2018 г. Екатеринбург: УГМУ, 2018. С. 144-147.
17. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Психические состояния у учащихся, подростков: ретроспективный анализ распространенности и пограничной психологической патологии // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8 (293). С. 50-53.
REFERENCES
1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Mediko-sotsial'nye problemy vospitaniya podrostkov: Monografiya [Medical and social problems of education of adolescents: Monograph]. Moscow: «Pediatr» Publ., 2014, p. 388. (In Russ.)
2. Bol'shakov A.M., Krut'ko V.N., Dontsov V.I. Vozmozhnosti komp'yuternykh sistem dlya otsenki donozologicheskikh izmenenii zdorov'ya [Possibilities of computer systems for assessing prenosological changes in health]. Gigiena i sanitariya, 2017, no. 96 (11), pp. 1115-1118. (In Russ.)
3. Bol'shakov A.M., Krut'ko V.N., Kutepov E.N., Mamikonova O.A., Potemkina N.S., Rozenblit S.I., Chankov S.V. Informatsionnye nagruzki kak novyi aktual'nyi razdel gigieny detei i podrostkov [Information loads as a new relevant section of the hygiene of children and adolescents]. Gigiena i sanitariya, 2016, no. 95 (2), pp. 172-177. (In Russ.)
4. Kuz'min S.V., Gurvich V.B., Dikonskaya O.V., Nikonov B.I., Malykh O.L., Yarushin S.V., Kuz'mina E.A., Kochneva N.I., Kornilkov A.S. Sotsial'no-gigienicheskii monitoring i infor-matsionno-analiticheskie sistemy obespecheniya otsenki i upravleniya riskom dlya zdorov'ya naseleniya i risk-orientirovannoi modeli nadzornoi deyatel'nosti [Socio-hygienic monitoring and information-analytical systems to ensure the assessment and management of risk to public health and a risk-oriented model of surveillance activities]. Gigiena i sanitariya, 2017, no. 96 (12), pp. 1130-1136. (In Russ.)
5. Kuchma V.R. Gigienicheskaya bezopasnost' giperinformatizatsii zhiznedeyatel'nosti detei [Hygienic safety of hyperinformatization of children's life activity]. Gigiena i sanitariya, 2017, no. 96 (11), pp. 1056-1063. (In Russ.)
6. Kuchma V.R. Teoriya i praktika gigieny detei i podrostkov na rubezhe tysyacheletii [Theory and practice of hygiene of children and adolescents at the turn of millennia]. Moscow: NTsZD RAMN Publ., 2001, 375 p. (In Russ.)
7. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Shubochkina E.I., Skoblina N.A., Milushkina O.Yu. Populyatsionnoe zdo-rov'e detskogo naseleniya, riski zdorov'yu i sanitarno-epidemiologicheskoe blagopoluchie obuchayushchikhsya: problemy, puti resheniya, tekhnologii deyatel'nosti [Population health of the child population, health risks and sanitary and epidemiological wellbeing of students: problems, solutions, technology activities]. Gigiena i sanitariya, 2017, no. 96 (10), pp. 990-995. (In Russ.)
8. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Khramtsov P.I. Sovremennye podkhody k obespecheniyu gigienicheskoi bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti detei v giperinformatsionnom obshchestve [Modern approaches to ensuring the hygienic safety of children's life in a hyperinformation society]. Voprosy shkol'noi i universitetskoi meditsiny i zdorov'ya, 2016, no. 3, pp. 22-27. (In Russ.)
9. Kuchma V.R., Tkachuk E.A., Efimova N.V. Intensifikatsiya uchebnoi deyatel'nosti detei v sovremennykh usloviyakh [Intensification of educational activities of children in modern conditions]. Voprosy shkol'noi i universitetskoi meditsiny i zdorov'ya, 2015, no. 1, pp. 3-11. (In Russ.)
10. Kuchma V.R., Tkachuk E.A., Tarmaeva I.Yu. Psikhofiziologicheskoe sostoyanie detei v usloviyakh informatizatsii ikh zhiznedeyatel'nosti i intensifikatsii obrazovaniya [Psychophysiological state of children in the conditions of informatization of their life activity and intensification of education]. Gigiena i sanitariya, 2016, no. 95 (12), pp. 1183-1188. (In Russ.)
11. Luk'yanova S.N., Karpikova N.I., Grigor'ev Yu.G., Veselov-skii I.A. Izuchenie reaktsii mozga cheloveka na elektromagnitnye polya neteplovoi intensivnosti [Study of the reactions of the human brain to the electromagnetic fields of non-thermal intensity]. Gigiena i sanitariya, 2017, no. 96 (9), pp. 848-854. (In Russ.)
12. Makarova L.P., Solov'ev A.V., Syromyatnikova L.I. Aktual'nye problemy formirovaniya zdorov'ya shkol'nikov [Actual problems of the formation of schoolchildren's health]. Molodoi uchenyi, 2013, no. 12 (59), pp. 494-496. (In Russ.)
13. Setko N.P., Sadchikova G.V. Sovremennye podkhody k okhrane psikhicheskogo zdorov'ya detei i podrostkov (obzor literatury) [Modern approaches to the protection of the mental health of children and adolescents (literature review)]. Orenburgskii meditsinskii vestnik, 2016, vol. 5, no. 2, pp. 4-8. (In Russ.)
14. Setko A.G., Terekhova E.A., Tyurin A.V. Sotsial'no-psikho-logicheskaya adaptatsiya detei i podrostkov kak kriterii riska vozdeistviya faktorov vnutrishkol'noi sredy [Socio-psychological adaptation of children and adolescents as risk criteria of exposure to factors of the intraschool environment]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2018, no. 9 (306), pp. 39-42. (In Russ.)
15. Popova O.L., Vekshina M.S., Semenova D.A.. Gigienicheskie aspekty ispol'zovaniya elektronnykh obrazovatel'nykh resursov v shkole i vuze [Hygienic aspects for the use of electronic educational resources at school and university]. Materialy VI Natsional'nogo kongressa po shkol'noi i universitetskoi meditsine s mezhdunarodnym uchastiem: «Sovremennaya model' meditsinskogo obespecheniya detei v obrazovatel'nykh organizatsiyakh», 9-10 oktyabrya, 2018 g. Ekaterinburg: UGMU, 2018, pp. 140-142. (In Russ.)
16. Poretskova G.Yu. Obrazovatel'naya nagruzka i kachestvo zhizni uchashchikhsya litseya [Educational burden and life quality of lyceum students]. Materialy VI Natsional'nogo kongressa po shkol'noi i universitetskoi meditsine s mezhdunarodnym uchastiem: «Sovremennaya model' meditsinskogo obespecheniya detei v obrazovatel'nykh organizatsiyakh», 9-10 oktyabrya, 2018 g. Ekaterinburg: UGMU, 2018, pp. 144-147. (In Russ.)
17. Chubarovskii V.V., Labut'eva I.S., Kuchma V.R. Psikhicheskie sostoyaniya u uchashchikhsya, podrostkov: retrospektivnyi analiz rasprostranennosti i pogranichnoi psikhologicheskoi patologii [Mental states of students, adolescents: a retrospective analysis of the prevalence and borderline psychological pathology]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2017, no. 8 (293), pp. 50-53. (In Russ.)
Контактная информация:
Макарова Вероника Владимировна, начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Челябинской области e-mail: [email protected] Contact information:
Makarova Veronika, Head at the Department for Surveillance on the Hygiene of Children and Adolescents of the Rospotrebnadzor Office in the Chelyabinsk Region e-mail: [email protected]
ö