Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АЛГОРИТМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АЛГОРИТМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING / EDUCATIONAL INSTITUTION / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL EXPERTISE / MEDICAL CARE FOR CHILDREN IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Молдованов В.В., Кучма В.Р., Шубочкина Е.И.

Рассмотрены вопросы последовательности (структуры) деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Сформулированы методические основы разработки рекомендаций по оказанию первичной медико-санитарной помощи обучающимся (алгоритмов деятельности врача по гигиене детей и подростков отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним), что позволит повысить эффективность и результативность деятельности всех заинтересованных организаций в сфере гигиены и охраны здоровья детей и подростков, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Молдованов В.В., Кучма В.Р., Шубочкина Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approaches to the transformation of primary health care organization for minors in educational institutions: algorithm of physician’s activity on hygiene of children and adolescents

The paper examined the issues of sequence (algorithm) of physician's activity on the hygiene of children and adolescents of the department for medical care organization for minors in educational institutions. We have formulated the methodical basis for the development of recommendations for the provision of primary health care to students (algorithms of the physician's activity on the hygiene of children and adolescents of the departments for medical care organization for minors) that will improve the efficiency and effectiveness of all concerned organizations activities in the field of hygiene and health of children and adolescents, ensuring sanitary and epidemiological wellbeing of younger generation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АЛГОРИТМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

10

ЗНиСО

МАЙ IK (314)

© Молдованов В.В., Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., 2019 УДК 613.95:614.25

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕОБРАЗОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: АЛГОРИТМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В.В. Молдованов1, В.Р. Кучма2, Е.И. Шубочкина2

1ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», пер. Графский, д. 4, корп. 2, 3, 4, г. Москва, 129626, Россия;

2ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, пр-т Ломоносовский, д. 2 стр. 1, г. Москва, 119296, Россия

Рассмотрены вопросы последовательности (структуры) деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Сформулированы методические основы разработки рекомендаций по оказанию первичной медико-санитарной помощи обучающимся (алгоритмов деятельности врача по гигиене детей и подростков отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним), что позволит повысить эффективность и результативность деятельности всех заинтересованных организаций в сфере гигиены и охраны здоровья детей и подростков, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия подрастающего поколения.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, образовательная организация, санитарно-эпидемиологическая экспертиза, медицинская помощь детям в образовательных организациях. Для цитирования: Молдованов В.В., Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. Методические подходы к преобразованию организации первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в образовательных организациях: алгоритмы деятельности врача по гигиене детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 5 (314). С. 10-13.

V.V. Moldovanov, V.R. Kuchma, E.I. Shubochkina □ METHODICAL APPROACHES TO THE TRANSFORMATION OF PRIMARY HEALTH CARE ORGANIZATION FOR MINORS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: ALGORITHM OF PHYSICIAN'S ACTIVITY ON HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS □ Center of Hygiene and Epidemiology in Moscow, 4 Grafsky lane, Bldg. 2, 3, 4, Moscow, 129626, Russia; National Medical Research Center for Children's Health of the Russian Ministry of Health, 2 Lomonosov Ave., Bldg. 1, Moscow, 119296, Russia.

The paper examined the issues of sequence (algorithm) of physician's activity on the hygiene of children and adolescents of the department for medical care organization for minors in educational institutions. We have formulated the methodical basis for the development of recommendations for the provision of primary health care to students (algorithms of the physician's activity on the hygiene of children and adolescents of the departments for medical care organization for minors) that will improve the efficiency and effectiveness of all concerned organizations activities in the field of hygiene and health of children and adolescents, ensuring sanitary and epidemiological wellbeing of younger generation.

Keywords: sanitary and epidemiological wellbeing, educational institution, sanitary and epidemiological expertise, medical care for children in educational institutions.

For citation: Moldovanov V.V., Kuchma V.R., Shubochkina E.I. Metodicheskie podkhody k preobrazovaniyu organizatsii pervichnoi mediko-sanitarnoi pomoshchi nesovershennoletnim v obrazovatel nykh organiza-tsiyakh: algoritmy deyateVnosti vracha po gigiene detei i podrostkov [Methodical approaches to the transformation of primary health care organization for minors in educational institutions: algorithm of physician's activity on hygiene of children and adolescents]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2019, no. 5 (314), pp. 10-13. (In Russ.)

Эффективное функционирование «системы управления здоровьем» детей и подростков во многом зависит от организации первичной медико-санитарной помощи в образовательных организациях (ОО) [2]. Большим шагом, позволяющим вывести на новый уровень профилактическую деятельность лечебно-профилактических организаций, стали приказы Минздравсоц-развития и Минздрава России, которыми в состав поликлиник (отделений) была введена должность врача по гигиене детей и подростков и утверждено Положение об организации его деятельности . Вместе с тем для эффективного решения задач, стоящих перед врачом по гигиене

детей и подростков поликлиники (отделения), необходима «разработка протоколов оказания первичной медико-санитарной помощи - алгоритмов действий врача при осуществлении конкретных профилактических технологий» [3].

Материалы и методы. Выполнена аналитическая разработка законодательных документов, стандартов, приказов, нормативно-методических документов по организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, гигиенических и иных видов оценок в образовательных организациях, а также публикаций, касающихся состояния здоровья и условий обучения и воспитания обучающихся

1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи».

2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

май м (314)

ЗНиСО

11

и определяющих потребность в направлениях деятельности врача по гигиене детей и подро-^ стков отделения организации медицинской по° мощи несовершеннолетним (ООМПН) в ОО. "^Д Результаты исследования. Положением об организации деятельности врача по гигиене ^ детей и подростков ООМПН в ОО предусмотрено его участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, с=р гигиенической оценке факторов внутришколь-ной среды, гигиеническом контроле средств обучения и воспитания, оценке производственного контроля (ПК) за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) в ОО.

Для реализации указанных задач врачом по гигиене детей и подростков ООМПН в ОО должна быть проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза образовательной деятельности - инспекция условий воспитания и обучения в конкретной ОО. Известно, что такая деятельность должна основываться на принципах обеспечения качества работы, определенных Национальным стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции», в том числе в части требований к использованию стандартных методов и процедур. Существующий в настоящее время порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы устанавливает только ее основные элементы: проведение экспертизы представленных документов, лабораторных и инструментальных исследований и испытаний, санитарно-эпидемиологическое обследование объекта.

Отсутствие методических документов по вопросам проведения санитарно-противоэпиде-мических (профилактических) мероприятий (СП(П)М), включая ПК, влияет на эффективность системы обеспечения СЭБ детей и подростков и требует дополнительного контроля, в том числе со стороны третьих лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологический аудит [7]. В рамках такого аудита врачами по гигиене детей и подростков ООМПН в интересах ОО может планироваться и осуществляться контроль за выполнением СП(П)М, включая:

- организацию противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в ОО;

- планирование мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, устранение вредного влияния на здоровье факторов внутришкольной среды;

- подготовку предложений органам местного самоуправления по созданию оптимальных условий жизнедеятельности несовершеннолетних, по формированию у них здорового образа

жизни и по разработке межведомственных программ профилактики заболеваний;

- внесение предложений руководителю ОО по улучшению СЭБ.

При этом врач по гигиене детей и подростков ООМПН в ОО должен на основании комплексной оценки условий воспитания и обучения оценить уровень (группу) текущего СЭБ ОО, обеспечить планирование профилактических мероприятий с учетом приоритетных по степени негативного влияния на здоровье детей факторов среды. Проблемой является отсутствие адекватных технологий оценки [4]. Ранее предлагаемые методические подходы для определения уровней (групп) СЭБ в силу разных причин не нашли широкого применения в практике Госсанэпиднадзора [5]. Кроме того, существующие методики не дают возможности идентифицировать и, соответственно, целенаправленно планировать мероприятия по обеспечению «оптимальных» условий жизнедеятельности несовершеннолетних.

Востребованным направлением деятельности врача по гигиене детей и подростков ООМПН в ОО, которое также должно найти отражение в разрабатываемых алгоритмах, становится взаимодействие с органами и учреждениями Роспотребнадзора, другими организациями, особенно актуальное в рамках принятой приоритетной программы по ре4форме контрольной и надзорной деятельности4. Предусмотренные указанной программой механизмы самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и/или опросных листов) могут быть успешно реализованы ОО только при условии ее обеспечения качественной первичной медико-санитарной помощью. В этой связи основой алгоритмов деятельности врача по гигиене детей и подростков ООМПН могут являться методики проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и оценки уровня СЭБ в ОО, разработанные ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России [1] и успешно апробированные в ОО [6, 8]. Разработанная унифицированная методика определения уровня СЭБ ОО основывается на новой классификации влияния факторов внутренней среды на состояние здоровья обучающихся и позволяет выделить группы оптимальных, допустимых, потенциально опасных и опасных условий пребывания детей и подростков в ОО. Методика проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы содержит: перечни объектов обследования и документацию (подтверждающую соответствие гигиеническим требованиям зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности);

3 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (с изменениями и дополнениями).

4 Приоритетная программа: Реформа контрольной и надзорной деятельности (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.12.2016 № 12).

12

ЗНиСО

май №Е (314)

формы для регистрации результатов обследований (чек-листы); номенклатуру и объем ла-бораторно-инструментальных испытаний (исследований), требования к профессиональной компетентности специалистов, проводящих экспертизы (обследования). Все это позволит провести объективную оценку текущего санитарно-эпидемиологического состояния ОО, ранжировать фактические отклонения от установленных правил и нормативов с учетом степени влияния на состояние здоровья обучающихся, выделить не только допустимые (условия, полностью соответствующие действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к ОО), но и оптимальные значения (условия, которые не только гарантируют безопасность детей в отношении ухудшения здоровья, но и обеспечивают долгосрочное гармоничное морфо-функциональное развитие).

Формирование единой профилактической среды в ОО невозможно без организации межведомственного взаимодействия врача по гигиене детей и подростков ООМПН с другими организациями. Взаимодействие ООМПН с органами и учреждениями Роспотребнадзора включает:

- получение информации о действующих технических регламентах, государственных санитарно-эпидемиологических правилах и гигиенических нормативах, постановлениях, методах и методиках контроля факторов среды в ОО, правоприменении отдельных положений нормативных документов;

- согласование ежегодного плана профилактических прививок и передачу сведений о его реализации;

- информирование о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера в ОО;

- предоставление сотрудникам Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте Российской Федерации необходимой информации для проведения расследования очагов инфекционных (паразитарных) заболеваний;

- привлечение сотрудников Роспотребнад-зора к санитарно-гигиенической просветительной работе среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формирования здорового образа жизни в соответствии с утвержденными планами;

- вопросы по оформлению личных медицинских книжек при прохождении обучающимися производственной практики по отдельным профессиям, отнесенным к эпидемиологически значимым;

- участие в проводимых органами и учреждениями Роспотребнадзора совещаниях, семинарах, научно-практических конференциях по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в ОО.

Кроме того, врач по гигиене детей и подростков ООМПН в рамках своей профессиональной деятельности может взаимодействовать:

- с центрами здоровья при разработке планов мероприятий и методического обеспечения работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

- с органами внутренних дел при выявлении обучающихся, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;

- с органами опеки и попечительства, органами социальной защиты по вопросам охраны здоровья детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- с центрами психолого-медико-социального сопровождения детей по вопросам выбора оптимального сопровождения в школе или решения вопроса о переводе в специальное образовательное учреждение детей с выявленными нарушениями;

- с Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» (РОШУМЗ) по вопросам обеспечения протоколами оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в ОО.

Вывод. Использование врачами по гигиене детей и подростков ООМПН алгоритмов оказания первичной медико-санитарной помощи, основанных на современных апробированных методиках санитарно-эпидемиологической экспертизы и оценке уровня СЭБ ОО, включение в разрабатываемые рекомендации вопросов взаимодействия с другими организациями по охране здоровья детей и подростков позволит обеспечить единые принципы организации работы, взаимоиспользование результатов и межведомственное взаимодействие с надзорными органами по обеспечению СЭБ обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.

2. Кучма В.Р. Формирование здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных организациях: проблемы и пути решения // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94, № 6. С. 20-25.

3. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Здравоохранение Российской Федерации. 2014. Т. 58, № 3. С. 4-9.

4. Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В. Гигиена детей и подростков в медицинском обеспечении обучающихся в образовательных организациях. Материалы Международного Форума Научного совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды, посвященного 85-летию ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина» Минздрава России, 15-16 декабря, 2016. М., 2016. Т. 1. С. 343-345.

5. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э. и др. Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93, № 4. С. 110-115.

6. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э., Шумкова Т.В., Седова А.С., Звездина И.В., Молдо-ванов В.В., Сафонкина С.Г. Новый методический

май м (314)

ЗНиСО

13

подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 4. С. 110-115.

7. Сафонкина С.Г., Иваненко А.В., Кучма В.Р. Научно-практическое обоснование методологии санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях // Гигиена и санитария. 2012. Т. 91, № 6. С. 46-48.

8. Шубочкина Е.И. и др. Алгоритм работы врача по гигиене детей и подростков отделения медицинской помощи обучающимся по экспертизе и определению уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8 (293). С. 54-56.

REFERENCES

1. Kuchma V.R. Sistemnaya gigienicheskaya diagnostika sa-nitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya obuchayu-shchikhsya: Rukovodstvo [Systemic hygienic diagnosis of sanitary and epidemiological wellbeing of students: Guide]. Moscow: FGBNU NTsZD Publ., 2014, 304 p. (In Russ.)

2. Kuchma V.R. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni detei i edinogo profilakticheskogo prostranstva v obrazova-tel'nykh organizatsiyakh: problemy i puti resheniya [Formation of a healthy lifestyle of children and a single preventive space in educational institutions: problems and solutions]. Gigiena i sanitariya, 2015, vol. 94, no. 6, pp. 2025. (In Russ.)

3. Kuchma V.R., Makarova A.Yu., Rapoport I.K. Meditsin-skoe obespechenie detei v obrazovatel'nykh uchrezhdeni-yakh v Rossiiskoi Federatsii: problemy i puti resheniya [Medical care for children in educational institutions in the Russian Federation: problems and solutions]. Zdravook-hranenie Rossiiskoi Federatsii, 2014, vol. 58, no. 3, pp. 49. (In Russ.)

4. Kuchma V.R., Safonkina S.G., Moldovanov V.V. Gigiena detei i podrostkov v meditsinskom obespechenii obucha-yushchikhsya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [Hygiene of children and adolescents in the medical care of students in educational institutions]. Materialy Mezhdu-narodnogo Foruma Nauchnogo soveta Rossiiskoi Federat-sii po ekologii cheloveka i gigiene okruzhayushchei sredy, posvyashchennogo 85-letiyu FGBU «NII ECh i GOS im. A.N. Sysina» Minzdrava Rossii, 15-16 dekabrya, 2016. Moscow, 2016, vol. 1, pp. 343-345. (In Russ.)

5. Kuchma V. R., Stepanova M.I., Aleksandrova I.E. et al. Novyi metodicheskii podkhod k gigienicheskoi otsenke us-lovii obucheniya i vospitaniya detei v obrazovatel'nykh or-ganizatsiyakh [A new methodical approach to the hygienic assessment of learning environment and parenting in educational institutions]. Gigiena i sanitariya, 2014, vol. 93, no. 4, pp. 110-115. (In Russ.)

6. Kuchma V.R., Stepanova M.I., Aleksandrova I.E., Shum-kova T.V., Sedova A.S., Zvezdina I.V., Moldovanov V.V., Safonkina S.G. Novyi metodicheskii podkhod k gigien-icheskoi otsenke uslovii obucheniya i vospitaniya detei v obrazovatel'nykh organizatsiyakh [New methodological approach to the hygienic assessment of learning environment and parenting in educational institutions]. Gigiena i sanitariya, 2014, vol. 93, no. 4, pp. 110-115. (In Russ.)

7. Safonkina S.G., Ivanenko A.V., Kuchma V.R. Nauchno-prakticheskoe obosnovanie metodologii sanitarno-epide-miologicheskogo audita v obrazovatel'nykh uchrezhdeni-yakh [Scientific and practical substantiation of the methodology of sanitary-epidemiological audit in educational institutions]. Gigiena i sanitariya, 2012, vol. 91, no. 6, pp. 46-48. (In Russ.)

8. Shubochkina E.I. et al. Algoritm raboty vracha po gigiene detei i podrostkov otdeleniya meditsinskoi pomoshchi obu-chayushchimsya po ekspertize i opredeleniyu urovnya sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya obrazova-tel'nykh organizatsii [Algorithm of physician's work on the hygiene of children and adolescents of the department of medical care for students in the examination and determination for the level of sanitary and epidemiological wellbe-ing of educational institutions]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2017, no. 8 (293), pp. 54-56. (In Russ.)

Контактная информация:

Шубочкина Евгения Ивановна, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России е-mail: adlabhyg@yandex.ru

Contact information:

Shubochkina Evgenia Ivanovna, Doctor of Medical Science, Chief Researcher of the Laboratory of Complex problems of Hygiene of Children and Adolescents at the National Medical Research Center of Children's Health of the Russian Ministry of Health е-mail: adlabhyg@yandex.ru

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.