Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР СРЕДСТВАМИ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР СРЕДСТВАМИ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЦИНСКИЕ СЁСТРЫ / НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / МОНИТОРИНГ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Лашина Г.В.

Введение. В статье обоснована актуальность развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр в рамках симуляционного обучения в условиях реформирования системы здравоохранения, представлены этапы мониторинга, матрица развития коммуникативных компетенций по модулям учебной программы. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторскую систему эффективного мониторинга результатов повышения квалификации медицинских сестёр с учетом симуляционных и коммуникационных технологий на этапе последипломного образования. Материалы и методы. Основными методами исследования являются: анализ нормативно-правовых актов, научно-педагоги- ческой литературы, посвященной навыкам общения в медицине, симуляционным технологиям в медицинском образовании и создания системы оценки формирования и развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр в рамках непрерывного профессионального образования, а также методики, включающие наблюдение, эксперимент, сравнение, методы статистической обработки данных. Результаты. Разработанная система мониторинга доказала свою эффективность. Получена объективная информация об уровне развития общих и профессиональных коммуникативных компетенциях медицинских сестёр в процессе обучения на циклах повышения квалификации. Автором представлены достоверные результаты повышения уровня коммуникативной компетентности средствами симуляционных технологий. Обсуждение. Подчеркивается, что внедрение симуляционных технологий в обучение медицинских сестёр по программам повышения квалификации требует создания определённой базы оценочных средств. Результативностью мониторинга является соответствие коммуникативного развития слушателей средствами симуляционных технологий к требованиям профессионально-компетентного специалиста со средним медицинским образованием. Заключение. Делается вывод о том, что мониторинг доказывает рациональность использования симуляционных технологий в дополнительном профессиональном образовании, способствует повышению уровня коммуникативной компетентности медицинских сестёр и, следовательно, самоконгруэнтной, конкурентоспособной личности медицинского сообщества. Организация работы на основании предложенной матрицы для разработки дополнительной профессиональной программы способствовала эффективной динамике результатов повышения уровня коммуникативных компетенций слушателей. Основные положения: - определена объективная система мониторинга результатов развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр; - разработана матрица модулей дополнительной профессиональной программы с выделением общих и профессиональных компетенций, способствующая созданию условий для развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр с использованием возможностей симуляционных технологий; - доказана результативность повышения уровня коммуникативной компетентности медицинских сестёр с использованием симуляционных технологий в учреждении дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Лашина Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE RESULTS OF THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF NURSES BY MEANS OF SIMULATION TECHNOLOGIES

Introduction. The article details the relevance of the development of communicative competence in nursing in the framework of simulation training in the context of reforming the healthcare system, presents the stages of monitoring and a matrix for the development of communicative competencies for the curriculum modules. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's system of effective monitoring of the results of advanced training of nurses, taking into account simulation and communication technologies at the stage of postgraduate education. Materials and methods . The following research methods have been applied: analysis of legal acts, scientific and pedagogical literature on communication skills in medicine, simulation technologies in medical education and creation of a system for assessing formation and development of nurses' communicative competence in the framework of continuous professional education, as well as approaches including observation, experiment, comparison, methods of statistical data processing. Results. The developed monitoring system has proved its effectiveness. Objective information on the level of development of general and professional communicative competencies in nursing in the course of advanced training cycles has been obtained. The author presents reliable data on increasing the level of communicative competence by means of simulation technologies. Discussion . It is specified that introduction of simulation technologies in nursing in advanced training programs requires development of a certain set of assessment tools. The effectiveness of monitoring is proved by the correspondence of communicative development of students by means of simulation technologies to the requirements of a professionally competent specialist with a secondary medical education. Conclusion. The monitoring has proved the rationality of applying simulation technologies in additional professional education, contributes to an increase in the level of communicative competence of nurses and, consequently, develops a self-congruent, competitive personality of the medical community. The organization of work based on the proposed matrix for the deve- lopment of an additional professional program contributed to the effective dynamics of the results of increasing the level of communicative competencies of students. Highlights: An objective system for monitoring the results of the deve-lopment of communicative competence of nurses was specified; A matrix of modules of an additional professional program was developed including determination of general and professional competencies contributing to the creation of conditions for the development of communicative competence of nurses applying simulation technologies; The effectiveness of increasing the level of communicative competence of nurses applying simulation technologies was proved in the institution of additional professional education.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР СРЕДСТВАМИ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Научная статья УДК 371.3 ББК 74.3

DOI 10.25588^Ри.2023.173.1.006

Г. В. Лашина

ОЯСГО № 0000-0002-3593-372Х Аспирант кафедры профессионального и социального образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы; директор, преподаватель, Центр повышения квалификации,

СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр в рамках си-

ционных технологий на этапе последипломного образования.

о ж к

г. Уфа, Республика Башкортостан, Российская Федерация. ж

г

E-mail: lgv26@mail.ru е

ь

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ |

КОММУНИКАТИВНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ §

МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР СРЕДСТВАМИ 1

I §

ж

к §

S

к §

ж о

муляционного обучения в условиях реформирования системы р к.

д М

здравоохранения, представлены этапы мониторинга, матрица раз- § §

£ ^ § е

вития коммуникативных компетенций по модулям учебной про граммы. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторскую систему | о эффективного мониторинга результатов повышения квалифика-

о У S

к М

§ д

ции медицинских сестёр с учетом симуляционных и коммуника- н ^

н о к

Материалы и методы. Основными методами исследования § е

л 0

о

о

являются: анализ нормативно-правовых актов, научно-педагоги- | р.

© Лашина Г. В., 2023

ческой литературы, посвященной навыкам общения в медицине, симуляционным технологиям в медицинском образовании и создания системы оценки формирования и развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр в рамках непрерывного профессионального образования, а также методики, включающие наблюдение, эксперимент, сравнение, методы статистической обработки данных.

Результаты. Разработанная система мониторинга доказала свою эффективность. Получена объективная информация об уровне развития общих и профессиональных коммуникативных компетенциях медицинских сестёр в процессе обучения на циклах повышения квалификации. Автором представлены достоверные результаты повышения уровня коммуникативной компетентности средствами симуляционных технологий.

Обсуждение. Подчеркивается, что внедрение симуляцион-ных технологий в обучение медицинских сестёр по программам повышения квалификации требует создания определённой базы оценочных средств. Результативностью мониторинга является соответствие коммуникативного развития слушателей средствами симуляционных технологий к требованиям профессионально-компетентного специалиста со средним медицинским образованием.

Заключение. Делается вывод о том, что мониторинг доказывает рациональность использования симуляционных технологий в дополнительном профессиональном образовании, способствует повышению уровня коммуникативной компетентности

а

1 медицинских сестёр и, следовательно, самоконгруэнтной, конку-^ рентоспособной личности медицинского сообщества. Организа-

сц

ция работы на основании предложенной матрицы для разработки

дополнительной профессиональной программы способствовала эффективной динамике результатов повышения уровня коммуникативных компетенций слушателей.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; си-муляционные технологии; медицинские сёстры; навыки общения; оценочные средства; мониторинг; последипломное образование; Основные положения:

- определена объективная система мониторинга результатов . развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр; |

- разработана матрица модулей дополнительной професси- ^

ж

ональной программы с выделением общих и профессиональных ^ компетенций, способствующая созданию условий для развития ^

коммуникативной компетентности медицинских сестёр с исполь- |

0

зованием возможностей симуляционных технологий; з

1

о

- доказана результативность повышения уровня коммуникативной компетентности медицинских сестёр с использованием симуляционных технологий в учреждении дополнительного профессионального образования.

Н

к

§

к

1 Введение (Introduction) |

5 к

S о

0 g

1 5

§ I g §

£ 1 g о

,s о

§ I

g к ц g

0 5 § д

К

нимания и общения

в системе «медицинская сестра-пациент», ко- Ц ц

£ §

1 К

0 С

тенции медицинского работника. Теория поколений Хоу и Штра- § С

1 s

уса также подтверждает наличие коммуникативного конфликта к< ^

Особенности современного мира прямо пропорционально отражаются на системе здравоохранения Российской Федерации со всеми вытекающими трансформациями в виде модернизации, оптимизации порой глобальных и радикальных реформ. В обществе все более значимым становится решение конфликтов, непо-

торые полностью базируются на уровне коммуникативной компе-

между поколениями бэби-бумеров, X и Y, Z из-за отличий в восприятии мира, воспитания в социуме, взглядах на мир и интереса, что, в свою очередь, отражается на навыках эффективного общения системы «медицинская сестра-пациент». Медики традиционно воспитываются в этом мире объективного и технологичного в ущерб пониманию больного человека, сосредотачиваясь на лежащем в основе болезни механизме и тем самым уходят от ощущений и чувств пациента [1].

Развитие коммуникативной компетентности медицинских сестёр является одним из приоритетных направлений на этапе последипломного образования. При этом следует подходить к повышению компетенций с позиции понимания медицинской сестрой сестринского дела, используя инновационные методы. На сегодняшний день в системе дополнительного профессионального образования симуляционные технологии следует рассматривать как очевидный и достоверный механизм развития коммуникативной компетентности всех поколений медицинских сестёр. С каждым годом, даже в условиях COVID-19, прогрессирует симуляционное обучение навыкам общения: ролевые игры, симулированные пациенты (лица, обученные реалистично имитировать клинический сценарий), компьютерное (экранное, виртуальное) моделирование и симулированные роботы-пациенты [2]. Эргономичными и эффективными технологиями из перечисленного являются тренинги с применением методики «Симулированный пациент», отцом которой является Говард Бэрроуз (Howard Barrows). Навыки обще-иж ния медицинских работников при помощи симуляционных техно-

3

fc2 логий отражены в трудах Дж. Сильверман, С. Кёрц, Дж. Дрейпер,

из

^ М. П. Гринберга, А. Н. Архипова, Т. А. Кузнецова, А. А. Сонькина,

а

Е. В. Дьяченко, Э. Р. Бердникова, В. П. Дуброва, О. М. Новикова, Г. В. Юрчук и др. Профессиональное общение медиков активно исследуется в смежных областях гуманитарного знания: социологии (Е. Г. Вершинин, А. Д. Дубовый, С. А., Чусовлянова и др.), психологии (Л. Н. Васильева, А. И. Кипиани, Е. Л. Никитина, Э. С. Чугунова, Б. А. Ясько и др.).

Требуется создание единой нацеленности учреждений дополнительного профессионального образования на удовлетворение всех сторон образовательного процесса с гарантией повыше- | ния уровня профессиональной компетентности слушателей с предоставлением условий для развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр в симуляционных классах, максимально приближенных к профессиональной среде. Особенность медицинского образования заключается в том, что развитие коммуникативных навыков медицинских работников связано с формами обучения, требующими личного присутствия [3]. Основываясь на действующем ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и профессиональном стандарте «Медицинская сестра/медицинский брат» следует не только поддерживать,

о

к

№ Ж О

^ ( Же

но и развивать более высокий уровень коммуникативной компе- е §

С ^

тентности, который возможен только при регулярном прохожде- № л

а 3 с л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нии индивидуальных и групповых тренингов в симуляционных § -

^ Ж

с §

(

§ -§ I

вой деятельности. | л

центрах государственных учреждений на протяжении всей трудо-

о

Целью исследования являлась разработка системы монито- ? |

§ ж

ринга результатов развития общих и профессиональных коммуни- Л 1

0 ж

кативных компетенций медицинских сестёр при обучении на цик- § Ж

1 3

лах повышения квалификации дополнительного профессиональ- ж < "о

ного образования. Задачи исследования: 1) определение этапов мониторинга; 2) разработка фонда оценочных средств, критериев и показателей оценки коммуникативной компетентности слушателей; 3) внедрение и оценка эффективности мониторинга на циклах повышения квалификации по специальности «Сестринское дело». 2 Материалы и методы (Materials and methods) Исследование проводилось на базе Центра аккредитации и симуляционного обучения Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Башкортостан «Центр повышения квалификации». В эксперименте приняли участие 124 специалиста со средним медицинским образованием. Согласно номенклатуре должностей — медицинские сёстры участковые, обучающиеся на циклах повышения квалификации по специальности «Сестринское дело», равномерно распределённые в контрольную и экспериментальную группы.

В эксперименте использовались теоретические методы (анализ научно-педагогических источников, нормативные правовые акты), эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, сравнение), статистические методы (количественный анализ полученных результатов исследования, методы статистической обработки данных). С учетом андрагогической модели обучения эксперимент основывался на компетентностном, субъектно-ори-ентированном подходах к обучению в системе последипломного образования медицинских сестёр. § В основу обучения предложена методика «Симулирован-

J3

^ ный пациент», реализованная на групповых тренингах. Важно,

сц

^ что симуляционные тренинги наиболее эффективны, если они

становятся частью стандартного учебного плана, а не его дополнительным экзотическим компонентом [4; 5].

В ходе занятия использовалась шкала «Техника общения» Н. Д. Творогова, а также методика К.Томаса «Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте» (в адаптации Н. Г. Гришиной). 3 Результаты (Results)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и профессиональный стандарт «Ме- I

о

дицинская сестра/медицинский брат» определяют требования ра- |

ж

ботодателей к компетенциям работника. В современных образова- е тельных стандартах, независимо от года их утверждения (частота ^

о

смены которых может также отражать неудовлетворенную потребность в поиске наиболее оптимальных вариантов), приоритет по-прежнему отдается когнитивной и практической составляющим в ущерб личностной, которая выпадает из организации учебно-воспитательного процесса, минуя рефлексию и со стороны самого обучающегося [6]. В перечень коммуникативных компетенций, подлежащих включению в эксперимент, вошли общие и професси-

о

к

№ ж

О

ональные компетенции специалиста. К общим коммуникативным ^ g

с g

§ Я

£ л £ § g I

компетенциям, которыми должна обладать медицинская сестра по сле окончания СУЗа, определены: готовность эффективно взаимо- I |

О ж

действовать и работать в коллективе и команде (ОК-1); готовность § 3

§ к

осуществлять устную и письменную коммуникацию на государ- | |

„ „ „ § |

ственном языке Российской Федерации с учетом особенностей со- | |

к ж

циального и культурного контекста (ОК-2). К профессиональным | 1

Ж к

коммуникативным компетенциям, подлежащим развитию в тече- § |

§ 3

8 Л:

ние всей профессиональной жизни медицинской сестры, определены: готовность профессионально общаться с пациентами (ПК-1); готовность находить выход из конфликтной ситуации (ПК-2); готовность повышать стрессоустойчивость (ПК-3).

Предложена система мониторинга результатов развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр средствами симуляционных технологий, которая соответствует адекватному решению исследовательской задачи: валидность, надежность, объективность, доказательность, удобство в тиражировании на этапе последипломного образования. На основе разработанной матрицы развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр средствами симуляционных технологий по модулям дополнительной профессиональной программы мониторирова-лись общие и профессиональные компетенции (ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-3), составляющие структуру коммуникативной компетентности (Таблица 1).

а ä s

S ^

из

Таблица 1 — Матрицы развития коммуникативной компетентности медицинских сестёр средствами симуляционных технологий по модулям дополнительной профессиональной программы

Table 1 — Matrices for the development of communicative competence in nursing by means of simulation technologies for modules of an additional professional program

Модуль программы Отрабатываемая коммуникативная компетенция

1 Медицинская этика и деонтология Готовность эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК- 1)

Готовность осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК-2)

2 Психология общения медицинского работника и пациента Готовность эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК-1)

Готовность профессионально общаться с пациентами (ПК-1)

3 Бесконфликтное общение Готовность находить выход из конфликтной ситуации (ПК-2)

4 Технологии эффективной коммуникации Готовность профессионально общаться с пациентами (ПК-1)

Готовность находить выход из конфликтной ситуации (ПК-2)

5 Особенности общения с пациентом соматического профиля Готовность профессионально общаться с пациентами (ПК-1)

Готовность находить выход из конфликтной ситуации (ПК-2)

Готовность повышать стрессоустойчивость (ПК-3)

6 Профилактика профессионального выгорания Готовность находить выход из конфликтной ситуации (ПК-2)

Готовность повышать стрессоустойчивость (ПК-3)

Обучение по модулям программы проводится последовательно, направлено на повышения уровня знаний, умений, навыков коммуникативной компетентности слушателей и предполагает три этапа: подготовительный, оценочный и аналитический. Разработанный фонд критериев, показателей и оценочных средств для проведения оценки уровня освоения компетенций включает в себя как традиционные, так и инновационные способы оценки уровня освоения коммуникативных компетенций слушателей.

Для определения уровня освоения ОК-1, ОК-2 использовались: компьютерные методы оценки в виде входного и итогового тестирования, опрос, собеседование на знание основ поведенческой медицины и консультирования.

Уровень освоения профессиональных компетенций слушателей определялся по результатам обучения на симуляционном тренинге при соблюдении принципов андрагогики и командной работы на станции «Коммуникативные навыки». Фонд оценочных средств на этапе симуляционного обучения включал компьютерное тестирование, кейсы по клиническим ситуациям в условиях медицинской организации и на дому, алгоритмы и чек-листы для эксперта и симулированного пациента. Качество выполнения клинической задачи слушателем во время проведения симуляци-онного тренинга закреплялось просмотром видеозаписи выполнения задания с обсуждением и решением возможных спорных вопросов. Без обсуждения выполненного упражнения получение знаний участниками в значительной степени становится делом

а

§ случая, что может привести к утрате возможности дальнейшего

|

^ обучения, делая симуляцию менее эффективной [7].

сц

к; Разработанная шкала оценивания ориентирована на выделе-

ние следующих уровней коммуникативном компетентности с оценкой по балльной системе:

- базовый уровень - коммуникативная компетентность проявляется частично. Присутствует несформированность коммуникативных навыков и умений: умение вступать в контакт и удерживать его, низкий уровень эмпатии, рефлексии (3 балла);

- профессиональный уровень - слушатель демонстрирует профессиональное владение коммуникативными компетенциями, необходимыми для трудовой деятельности (4 балла); |

- продвинутый уровень - освоение коммуникативных ком-

Конкретный уровень коммуникативных компетенций определяется в первую очередь подсистемой когнитивных стратегий, которой овладели обучаемые, и которая позволяет им ставить и решать коммуникативные задачи определенной степени сложности [8], сопоставимой с профессией типа «Человек - Человек» с приоритетом на коммуникативные и познавательные сферы личности.

Для получения итоговой оценки уровня развития коммуникативной компетенции вычислялся средний балл, простое средне-

разовательной деятельности [9].

о

|

|

ж

^ I

петенций демонстрируется в полном объеме (5 баллов). е

и

0

№ |

1 §

ж |

§ |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ ж

О Ж(

арифметическое всех оценок слушателя. На рефлексивно-оценоч- ^ §

О ^

ном этапе каждого симуляционного тренинга, в процессе которого № е

§ ^

С е

происходит оценка и самооценка деятельности слушателя, группы I |

с ж

с §

О

И 3 |

слушателей и преподавателя, учитывается достижение целей занятия, качество полученного результата, делаются обобщения и 1

к №

ж |

выводы, что ведет к планированию и коррекции последующей об- ? |

I ж 3 3

0 о

Анализ мониторинга показал наличие проблем в области § О

1 3

коммуникативной компетентности слушателей во всех ее состав- ж < ^

ляющих, особенно касающихся профессиональных компетенций, и в контрольных, и в экспериментальных группах. По итогам обучения количество слушателей с базовым уровнем коммуникативных компетенций значительно снизилось по общим и профессиональным компетенциям в экспериментальной группе (ЭГ), по сравнению с контрольной группой (КГ) (р < 0,05) (Таблица 2).

Учитывая, что слушатели являлись практикующими специалистами здравоохранения с определенным стажем, закономерным являлось наличие большей доли слушателей с профессиональным уровнем развития коммуникативных компетенций в обеих группах. По результатам эксперимента количественные данные изменились незначительно, вследствие повышения уровня коммуникативных компетенций и перехода слушателей с базовым уровнем в данную группу и, соответственно, перехода слушателей из профессиональной в продвинутую группу (Таблица 3).

Сравнительный анализ оценки результатов показывает, что доля слушателей с продвинутым уровнем коммуникативной компетентности выросла достоверно в экспериментальной группе (р < 0,05), что доказывает эффективность применения симуляцион-ных технологий в последипломном обучении (Таблица 4).

а

ж а

сц

Вежтшк Южнж-Уральжкжгж гжжударжтвеннжгж гумаштарнж-педагжгтежкжгж ушвержотета, № 1, 2023_

Таблица 2 — Сравнительные данные базового уровня развития общих и профессиональных коммуникативных компетенций слушателей (КГ — 62 человека, ЭГ — 62 человека) (по результатам контрольного этапа эксперимента)

Table 2 — Comparative data on the basic level of development of general and professional communicative competencies of students (CG — 62 people, EG — 62 people) (according to the results of the control stage Of the experiment)

Наименование коммуникативного навыка Количество слушателей базового уровня (КГ), % Количество слушателей базового уровня (ЭГ), %

Входной контроль Итоговый контроль Входной контроль Итоговый контроль

Готовность эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК-1) 17,74 12,90 16,13 3,23

Готовность осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК-2) 19,35 9,68 20,97 4,84

Готовность профессионально общаться с пациентами (ПК-1) 38,71 22,58 37,10 3,23

Готовность находить выход из конфликтной ситуации (ПК-2) 41,94 29,03 43,55 4,84

Готовность повышать стрессоустойчивость (ПК-3) 50,00 24,19 45,16 6,45

Таблица 3 — Сравнительные данные профессионального уровня развития общих и профессиональных коммуникативных компетенций слушателей (КГ — 62 человека, (ЭГ — 62 человека) (по результатам контрольного этапа эксперимента)

Table 3 — Comparative data on the professional level of development of general and professional communicative competencies of students (CG —62 people, EG — 62 people) (according to the results of the control stage of the experiment)

Наименование коммуникативного навыка Количество слушателей профессионального уровня (КГ)1, % Количество слушателей профессионального уровня (ЭГ)2, %

Входной контроль Итоговый контроль Входной контроль Итоговый контроль

Готовность эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК-1) 69,35 61,29 72,58 54,84

Готовность осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК-2) 61,29 64,52 62,90 46,77

Готовность профессионально общаться с пациентами (ПК-1) 46,77 53,23 48,38 54,84

Готовность находить выход из конфликтной ситуации (ПК-2) 40,32 45,16 38,71 54,84

Готовность повышать стрессоустойчивость (ПК-3) 30,65 46,77 33,87 53,23

Примечания 1 КГ — контрольная группа; 2 ЭГ — экспериментальная группа

Таблица 4 — Сравнительные данные продвинутого уровня развития общих и профессиональных коммуникативных компетенций слушателей (КГ — 62 челоевка, ЭГ — 62 человека) (по результатам контрольного этапа эксперимента)

Table 4 — Comparative data on the advanced level of development of general and professional communicative competencies of students (CG — 62 people, EG — 62 people) (according to the results of the control stage of the experiment)

Наименование коммуникативного навыка Количество слушателей продвинутого уровня (КГ), % Количество слушателей продвинутого уровня (ЭГ), %

Входной контроль Итоговый контроль Входной контроль Итоговый контроль

Готовность эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК-1) 12,90 25,80 11,29 41,94

Готовность осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК-2) 20,97 27,42 16,13 48,39

Готовность профессионально общаться с пациентами (ПК-1) 14,52 24,19 14,52 43,55

Готовность находить выход из конфликтной ситуации (ПК-2) 17,74 25,81 17,74 40,32

Готовность повышать стрессоустойчивость (ПК-3) 19,35 29,03 20,97 40,32

Сопоставление среднеарифметических величин, составляющих продвинутый уровень развития коммуникативных компетенций, показывает, что в экспериментальной группе данная величина (Хэ = 42,9) выше, чем в контрольной (Хк = 26,45).

Положительная динамика усредненных цифр экспериментальных групп, где обучение основывалось на использовании средств симуляционных технологий, указывает на более высокие показатели развития общих и профессиональных коммуникативных компетенций медицинских сестёр. Выступая участником актуальных межличностных контактов, субъект рефлексирует их ход и результат, развивает умения и навыки, модели и стратегии поведения, необходимые для дальнейшего взаимодействия [10]. 4 Обсуждение (Discussion)

Мы считаем, что использование симуляционных технологий на тренингах в последипломном образовании развивает навыки общения в системе «медсестра - пациент», стрессоустой-чивость и принятие решений в конфликтной ситуации как в командной работе, так и индивидуально. Важно выбирать и предлагать роль симулированного пациента медицинскому специалисту с продвинутыми коммуникативными компетенциями и стажем не менее 10 лет. Вовлечение пациента может достигаться с помощью следующих коммуникативных навыков медицинского специалиста: при сборе информации - открытые вопросы и дослушивание; при разъяснении - оценка потребности пациента в информации и дозирование [11]. Важно планировать обучение, начиная с теоре-

«

s тических модулей, с контролем готовности перехода слушателей

|

^ на симуляционные модули.

из

Система мониторинга работает через практическую реали-

зацию программы, целью которой является развитие коммуникативной компетентности медицинских сестёр. Определены уровни коммуникативных компетенций: базовый, профессиональный, продвинутый. Данная система рассчитана на педагогов-практиков дополнительного профессионального образования, исследователей, специалистов в области медицинской педагогики и может использоваться на занятиях со слушателями циклов повышения квалификации при изучении коммуникативных модулей.

5 Заключение (Conclusion) |

Таким образом, на базе ГАУ ДПО РБ «Центр повышения

зультатов развития коммуникативных компетенции медицинских сестёр средствами симуляционных технологии при освоении программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования. Система состоит из алгоритма оценивания компетенции по этапам мониторинга, фонда оценочных средств и критериев, характеризующих уровень развития общих и профессиональных коммуникативных компетенции.

Сравнительныи анализ данных контрольного среза позво-

о

s

s ж

г

квалификации» разработана и внедрена система мониторинга ре- е

и

0

s |

1 §

ж

s §

8 № Ж О

ляет сделать вывод, что тренинговое обучение слушателей с ис- л § пользованием симуляционных технологии дает достоверно лучшие № л

С Л

результаты в процессе выполнения поставленной задачи по срав- I |

с §

(

нению со слушателями контрольнои группы и повышает готовность медицинских сестёр устанавливать и поддерживать эффективное |

Ж к

общение со всеми участниками лечебно-диагностического про- | к цесса. Симуляционные технологии являются приоритетным нап-

s

№ ж I g

I 5

равлением стратегического развития ГАУ ДПО РБ «Центр повы- § §

ss

шения квалификации», позволяющим внедрить массовые тренинги s < ^

для всех медицинских специалистов практически по всем специальностям и обеспечить сопровождение профессионального роста медицинских сестёр с ориентацией на высокую квалификацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Сильверман Дж., Кёрц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / пер. с англ. А. И. Дормана. М. : ГАРАНТ, 2018. - 304 с.

2. Специалист медицинского симуляционного обучения / под ред. М. Д. Горшкова. М. : РОСОМЕД, 2021. - 500 с.

3. Рябова Т. В. Проблемы цифровой этики высшего образования (на примере Казанского ГМУ) // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4(147). С. 72-78.

4. S. Barry Issenberg, William C. Mcgaghie, Emil R. Petrusa, David Lee Gordon & Ross J. Scalese (2005), "Features and uses of high-fidelity medical simulations that lead to effective learning: a BEME systematic review", Medical Teacher, Vol. 27, Is. 1, pp. 10-28. (Scopus).

5. McGaghie W.C., Issenberg S.B., Petrusa E.R. & Scalese R.J. (2010), "A critical review of simulation-based medical education research: 2003-2009", Medical Education, Vol. 44, pp. 50-63. DOI 10.1111/j.1365-2923.2009.03547.x (Scopus).

6. Маленов А. А., Маленова А. Ю. Модель оценки коммуникативных компетенций в процессе получения психологического образования // Вестник Омского университета. 2020. № 1. С. 53-62. (Психология). DOI 10.24147/24106364.2020.1.53-62.

7. Руководство AMEE № 82. Симуляционные технологии в медицинском образовании. Практическое руководство, основанное на лучших доказательствах / И. Мотола [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 4 (18). С. 14-58.

8. Фарисенкова Л. В. Уровни коммуникативной компетенции в теории а на практике. М., 2000. - 268 с.

| 9. Карасева Л. М. Организационно-педагогические условия формиро-

^ вания информационной компетентности студентов // Актуальные проблемы и;

kj математического образования в школе и вузе : сборник научных трудов. Стер-

литамак : Башкирский государственный университет, 2014. С. 79-86.

10. Недбаева С. В., Недбаев Д. Н., Ткаченко В. В. Коммуникативная компетентность: содержание и структура // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19, № 12. С. 353-357.

11. Сонькина А. А., Дьяченко Е. В. Чему учит курс «общение с пациентами»? Диалог экспертов о задачах и содержании обучения врачей навыкам а общения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 118-131.

о

ro

G. V. Lashina g

ORCID No. 0000-0002-3593-372X

Postgraduate at the Department of Professional and Social Education, 3

1

<—1

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla; Director, lecturer of the Advanced Training Center, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

E-mail: lgv26@mail.ru 0

л a

MONITORING THE RESULTS OF THE DEVELOPMENT |

o'

OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF NURSES |

ro

BY MEANS OF SIMULATION TECHNOLOGIES §

3

3

Abstract s

o 3

s R

2

5

Introduction. The article details the relevance of the development of communicative competence in nursing in the framework of simulation training in the context of reforming the ^ healthcare system, presents the stages of monitoring and a matrix for the development of communicative competencies for the ^ curriculum modules. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's system of effective monitoring of the results of advanced training of nurses, taking into account simulation and communication technologies at the stage of postgraduate education.

к

i S"

a

о ^

a S

S

g

Materials and methods. The following research methods have been applied: analysis of legal acts, scientific and pedagogical literature on communication skills in medicine, simulation technologies in medical education and creation of a system for assessing formation and development of nurses' communicative competence in the framework of continuous professional education, as well as approaches including observation, experiment, comparison, methods of statistical data processing.

Results. The developed monitoring system has proved its effectiveness. Objective information on the level of development of general and professional communicative competencies in nursing in the course of advanced training cycles has been obtained. The author presents reliable data on increasing the level of communicative competence by means of simulation technologies.

Discussion. It is specified that introduction of simulation technologies in nursing in advanced training programs requires development of a certain set of assessment tools. The effectiveness of monitoring is proved by the correspondence of communicative development of students by means of simulation technologies to the requirements of a professionally competent specialist with a secondary medical education.

Conclusion. The monitoring has proved the rationality of applying simulation technologies in additional professional education, contributes to an increase in the level of communicative S competence of nurses and, consequently, develops a self-con-^ gruent, competitive personality of the medical community. The ^ organization of work based on the proposed matrix for the deve-

a

lopment of an additional professional program contributed to the effective dynamics of the results of increasing the level of communicative competencies of students.

Keywords: Communicative competence; Simulation

o

technologies; Nurses; Communication skills; Assessment tools; | Monitoring; Postgraduate education. Highlights:

An objective system for monitoring the results of the development of communicative competence of nurses was specified;

A matrix of modules of an additional professional program was developed including determination of general and professional competencies contributing to the creation of conditions for the development of communicative competence of ^

c o

nurses applying simulation technologies; |

The effectiveness of increasing the level of communicative competence of nurses applying simulation technologies was proved in the institution of additional professional education.

o |

s"

g

h

e

t h

e

v e

<—i p

3 e

n

>■5

e

e

n

c e

f s

u

2 5

References

1. Silverman J., Kurtz S. & Draper J. (2018), Navyki obshcheniya s patsiyentami [Skills for communicating with patients], Translated by A. I. Dorman, GARANT, Moscow, 304 p. (In Russian). y

2. Gorshkov M.D. (2021), Specialistpo medicinskomu simulyacion- a nomu obucheniyu [Specialist in Medical Simulation Training], "RO- o SOMED", Moscow, 500 p. (In Russian). i

3. Ryabova T.V. (2021), Problemy cifrovoj etiki vysshego obra- H

i

zovaniya (na primere Kazanskogo gosudarstvennogo meditsinskogo uni- n versiteta (GMU) [The problems of digital ethics in higher education (using Kazan State Medical University (SMU) as an example)], Kazanskiy peda-gogicheskiy zhurnal, 4 (147), 72-78. (In Russian).

R

(6

c

h n

o

o

g

4. S. Barry Issenberg, William C. Mcgaghie, Emil R. Petrusa, David Lee Gordon & Ross J. Scalese (2005), "Features and uses of high-fidelity medical simulations that lead to effective learning: a BEME systematic review", Medical Teacher, Vol. 27, Is. 1, pp. 10-28. (Scopus).

5. McGaghie W.C., Issenberg S.B., Petrusa E.R. & Scalese R.J. (2010), "A critical review of simulation-based medical education research: 2003-2009", Medical Education, Vol. 44, pp. 50-63. DOI 10.1111/j.1365-2923.2009.03547.x (Scopus).

6. Malenov A.A. & Malenova A.Yu. (2020), Model' otsenki kom-munikativnykh kompetentsiy v protsesse polu-cheniya psikhologicheskogo obrazovaniya [A model for assessing communicative competencies in the process of obtaining psychological education], Vestnik Omskogo universi-teta, "Seriya. Psikhologiya", no. 1, pp. 53-62. DOI 10.24147/24106364.2020.1.53-62 (In Russian).

7. Motola I., Devayn L.A., Chung Kh.S.,Sallivan D.Ye. & Ayzen-berg S.B. (2014), Rukovodstvo AMEE № 82. Simulyatsionnyye tekhnologii v medi-tsinskom obrazovanii. Prakticheskoye rukovodstvo, osnovannoye na luchshikh dokazatel'stvakh [Simulation in healthcare education. A best evidence practical guide. AMEE Guide No. 82], Meditsinskoye obrazovaniye iprofessional'noye razvitiye, 4 (18), 14-58. (In Russian).

8. Farisenkova L.V. (2000), Urovni kommunikativnoj kompetencii v teorii i na praktike [Levels of communicative competence in the theory and in practice], Moscow, 268 p. (In Russian).

9. Karaseva L.M. (2014), Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya informacionnoj kompetentnosti studentov [Organizational and pedagogical conditions for the formation of information competence of students], Sbornik nauchnykh trudov "Aktual'nyyeproblemy ma-tematicheskogo obrazovaniya v shkole i vuze" [A collection of scientific papers "Actual problems of mathematical education at school and university"], Bashkirskiy gosudarstvennyy universitet, Sterlitamak, pp. 79-86.

hi (In Russian).

•3 10. Nedbaeva S.V., Nedbaev D.N. & Tkachenko V.V. (2017), Kom-

^ munikativnaya kompetentnost': soderzhanie i struktura [Communicative

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

competence: content and structure], Zdorov'e i obrazovanie v XXIveke, 19, 12, 353-357. (In Russian).

11. Sonkina A.A. & Dyachenko E.V. (2020), Chemu uchit kurs «ob-shcheniye s patsiyentami»? Dialog ekspertov o zadachakh i soderzhanii obucheniya vrachey navykam obshcheniya [What does the course "communication with patients" teach? Dialogue of experts on the tasks and content | of training doctors in communication skills], Meditsinskoye obrazovaniye iprofessional'noye razvitiye, 11, 3, 118-131. (In Russian).

о

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после ре- g

——1

цензирования 13.02.2023; принята к публикации 16.02.2023. °

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing ^

v

13.02.2023; accepted for publication 16.02.2023. —

P

S л a

о o S

S g

s

a

s

№ о

o

S

л

л

a

о

л ^

a g

2

№ ^

S л

a a

2

s S

g ^

s o

a

л о

^ a o

—o

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.