Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА'

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ИНДИКАТОРЫ / ДИАГРАММА / ПЕРИОДЫ МОНИТОРИНГА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / КОМПЛЕКСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кагермазов Ц.Б., Шахмурзов М.М., Кожоков М.К., Апажев А.К., Гордеев А.С.

В статье представлена концепция методики проведения мониторинга развития сельских территорий на примере Кабардино-Балкарской Республики, как эффективного фактора стабилизации региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кагермазов Ц.Б., Шахмурзов М.М., Кожоков М.К., Апажев А.К., Гордеев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS AS A FACTOR OF STABILIZATION THE REGION'S ECONOMY

The article introduces the concept of methodology for monitoring the development of rural areas on the example of the Kabardino-Balkaria Republic, as effective factor stabilizing the regional economy.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»

также нужен автономный подход, чтобы доля и возможности приобретения земли в собственность сельским населением по различным регионам отличались несущественно.

В целом, переход к рыночно ориентированной формации сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется недостаточными темпами, совокупность проблем не уменьшается, необходимы кардинальные усилия как со стороны властных структур, так и непосредственно хозяйствующих субъектов.

Литература

1. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про-

УДК 332.33

довольствия с 2013 по 2020 годы» www//МСХ. ru_doc

2. Инвантер В.В., Узяков М.Н. Перспективы развития экономики России на ближайшие 20 лет// Вестник РАН. Т.78 №2 - 2008.

3. Милосердов В.В. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: проблемы и пути их решения// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, №2, 2006.

4. Ушачев И.Г. Основные новации и экономический механизм реализации новой Государственной программы развития сельского хозяйства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, №11. 2012.

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Кагермазов Ц. Б., доктор сельскохозяйственных наук, профессор Шахмурзов М. М., доктор биологических наук, профессор Кожоков М. К., доктор биологических наук, профессор Апажев А. К., кандидат технических наук, доцент Гордеев А. С., кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

MONITORING OF THE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS AS A FACTOR OF STABILIZATION THE REGION'S ECONOMY

Kagermazov Ts. B., Doctor of Agricultural Sciences, Professor Shakmurzov M. M., Doctor of Biological Sciences, Professor Kojokov M. K., Doctor of Biological Sciences, Professor Apajev A. K., Candidate of Technical Sciences, Associated Professor Gordeev A. S., Candidate of Economic Sciences, Associated Professor FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

В статье представлена концепция методики проведения мониторинга развития сельских территорий на примере Кабардино-Балкарской Республики, как эффективного фактора стабилизации региональной экономики.

Ключевые слова: методика, индикаторы, диаграмма, периоды мониторинга, эффективность, объективность, комплексность.

The article introduces the concept of methodology for monitoring the development of rural areas on the example of the Kabardino-Balkaria Republic, as effective factor stabilizing the regional economy.

Key words: methods, indicators, chart, monitoring periods, efficiency, objectivity, comprehensiveness.

Формирование модели устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства и сельских территорий является основной целью государственной аграрной политики.

Устойчивое развитие сельских территорий отнесено к приоритетам первого уровня в сфере

реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717. [1].

Программно- целевым инструментом решения задачи повышения качества жизни на селе является федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года". [2].

Концепция Программы базируется на долгосрочном социально-экономическом развитии сельских территорий по следующим главным направлениям:

1) улучшение демографической ситуации в сельской местности;

2) развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села;

3) улучшение жилищных условий сельского населения;

4) повышение престижности сельскохозяйственного труда;

5) повышение эффективности использования земель сельских территорий.

К числу основных проблем развития сельских территорий относятся:

1) ухудшение жилищных условий сельского населения;

2) сокращение численности сельского населения;

3) увеличение доли молодежи в числе выбывающих из сельской местности;

4) обезлюдение сельских территорий;

5) деградация почв и снижение их плодородия.

Внимание к проблемам социально-экономического развития сельских территорий со стороны муниципальной власти в разной степени было всегда, но в основном носило теоретический или точечный характер. На современном этапе реформ местного самоуправления эти проблемы стали чрезвычайно актуальными.

Решение проблем стабильного развития экономики и повышения благосостояния населения КБР во многом определяется развитием сельских территорий. На протяжении многих десятилетий основным путем развития сельских территорий являлся узкоотраслевой аграрный подход. Это привело к однобокому развитию сельских территорий, нерациональному размещению производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим проблемам.

В современных условиях меры по развитию аграрного производства должны быть дополнены проектами комплексного и устойчивого развития сельских территорий, охватывающих не только сельское производство, но и лесное, водное хозяйство, местную промышленность, туризм, социально-бытовую инфраструктуру и другие виды деятельности. Считаем, что наиболее актуальным становится подход, когда при-

оритет отдается "схемам территориального развития", предусматривающий комплексный аспект развития территорий. Разработка "схем" должна основываться на достоверной, качественной и оперативной информации, что осуществимо только при наличии методики объективного мониторинга.

Сельскую территорию следует рассматривать как сложную природно-хозяйственную территориальную систему, развитие которой определяется степенью развитости внутрисистемных интеграционных связей природной, экономической, социальной сферы и органов управления. Сельская территория характеризуется: целостностью (единство целей, функций и структуры), автономностью и относительной устойчивостью (сохранение и развитие внутренней структуры).

Народнохозяйственные функции сельских территорий:

- производственная - удовлетворение потребностей общества в продовольствии, сырье для промышленности, а также продукции других отраслей и видов хозяйственной деятельности;

социально-демографическая функция -воспроизводство сельского населения и формирование трудовых ресурсов;

экологическая функция - поддержание экологического равновесия, содержание заповедников, заказников и национальных парков;

- рекреационная - создание условий для отдыха и восстановления здоровья сельского и городского населения;

- инженерно-коммуникационная - производство и обслуживание инженерных коммуникаций (дорог, линий электропередачи, связи, водопроводов, нефте- и газопроводов).

На сегодня сельская территория не имеет единого перспективного плана развития, единой системы финансирования инновационных проектов и программ, не отлажен корпоративный менеджмент. Производственные планы предприятий и организаций отраслей и видов экономической деятельности, функционирующих на территории муниципального района или городского округа, не подчинены единой целевой политике их социально-экономического развития.

Низкий технологический уровень развития сельского хозяйства требует создания единого центра трансферта технологий и центров обучения фермеров.

Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем сельского населения является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития общества, его экономического и социального бла-

гополучия и поэтому должно стать приоритетным направлением в деятельности руководства республики.

Для достижения динамичных и позитивных преобразований в сельской местности необходим программно-целевой подход с обеспечением управления реализацией мероприятий на основе мониторинга их развития.

Кабардино-Балкарская республика расположена на северном склоне центральной части Кавказа и прилегающей к ней равнине.

Благоприятные природно-климатические условия способствуют развитию сельского хозяйства. Общая площадь земель КБР по состоянию на 1 января 2011 года - 1247 тыс. га или 50,2 % от всего земельного фонда КБР, в том числе пашни - 287,6 тыс. га [5].

По состоянию на 1 января 2013 года административно-территориальное устройство республики представлено 10 районами и 3 городскими округами республиканского подчинения.

В соответствии с данными государственного земельного учета в структуре земельного фонда КБР на долю земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, находится 1230 тыс.га, что составляет 98,6 % от общей площади земель республики. В федеральной собственности - 160 тыс. га или около 13 % от общей площади.

В рамках государственной программы развития сельского хозяйства и ведомственных целевых программ в республике начата реализация 73 инвестиционных проектов общей стоимостью 26,1 млрд. рублей.

Ежегодно в Кабардино-Балкарской Республике проводится оценка эффективности деятельности органов самоуправления. Оценка осуществляется на основании результатов общего развития муниципальных районов.

Нам представляется, что, несмотря на комплексный подход к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления и ориентацией только на статистические данные и данные отчетных докладов глав местных администраций муниципальных образований, получить объективную оценку не возможно. Необходим постоянно действующий мониторинг. Это тем более важно в рамках оценки уровня развития сельских территорий КБР, эффективность которых должна оцениваться относительно их прогнозных потенциалов по видам экономической и социальной деятельности.

В связи со сказанным, считаем целесообразным оценку эффективности реализации программ развития и деятельности органов местного самоуправления дополнить показателями и

индикаторами развития сельской территории, полученными в результате мониторинга.

Главы администраций сельских территорий, опираясь на народнохозяйственные функции, перечень главных задач и имеющийся ресурсный потенциал, разрабатывают Программу развития на долгосрочный период.

При этом государственным и муниципальным органам власти с целью обеспечения устойчивого развития сельских территорий КБР необходимо руководствоваться следующими принципами планирования:

рассматривать развитие села в единстве социально-экономических, территориальных, природных и культурно-исторических задач и проблем;

стремления к преодолению обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, развития агропромышленной интеграции и кооперации, развития инфраструктуры;

социального партнерства между государством и сельским населением, их расширение и развитие;

эффективность институциональных преобразований и мотивационных механизмов;

экономическая и территориальная доступность социальных услуг и объектов социальной сферы для сельского населения;

• сочетание мер государственной поддержки с мобилизацией ресурсов сельских территорий;

• демократизация жизни сельских структур гражданского общества;

• развитие информационно-консультационной службы на селе;

• объективность и наглядность результатов.

Перечисленные принципы соответственно

повышают требования к разработке и реализации методики проведения мониторинга.

Таким образом, методика мониторинга хода реализации программ развития сельских территорий должна охватывать комплекс показателей и индикаторов, объективно характеризующих не только производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, но и дающих оценку состояния всех компонентов, формирующих условия проживания сельского населения.

Разработанная учеными КБГАУ им. В.М. Кокова методика проведения мониторинга отличается от ныне действующей повышенным уровнем объективности, что достигается за счет оценки результатов мониторинга не в балльной системе, страдающей условностью и субъективностью, а в натуральных единицах измерения показателей и индикаторов. Диаграммное

оформление динамик оцениваемых индикаторов позволяет наглядно видеть "провальные мероприятия" и оперативно принимать координационные управленческие решения.

Методикой мониторинга развития сельских территорий предусмотрено осуществлять оценку показателя и индикатора, сгруппированного в блоки, позволяющие мониторить:

1) социально-демографическую сферу - 16 индикаторов;

2) производство сельскохозяйственной продукции - 24 индикатора;

3) производство промышленной продукции -18 индикаторов;

4) эффективность реализации мероприятий федеральных, региональных и муниципальных программ развития сельских территорий;

5) динамику налоговых баз;

6) состояние менеджмента, в том числе корпоративного.

В каждый из названных блоков включаются показатели и индикаторы в количестве достаточном, чтобы комплексно оценить развитие сельской территории в рамках реализации мероприятий программ соответствующего блока.

На рисунке 1 представлена концепция модели развития сельской территории. Как показано на схеме, сначала администрация сельской территории определяет основные направления развития, затем адаптирует их к народнохозяйственным функциям. Следующим шагом необходимо произвести целевую ориентацию мероприятий федеральных, региональных и муниципальных программ развития относительно обеспечения реализации целей и задач в рамках народнохозяйственных функций сельской территории. Важным и ответственным шагом является определение роли и места всех субъектов, расположенных на территории муниципального района в реализации мероприятий программ развития. Реализация мероприятий программ развития осуществляется, в том числе, с помощью организации интегрального взаимодействия, формы которого отражены на схеме. Сложным этапом, от того не менее важным, является организация корпоративного менеджмента! Анализируя представленную концепцию развития сельской территории, становится понятным, что для её эффективной реализации нужны высококвалифицированные, компетентные спе-

циалисты, имеющие опыт работы в интегрированных структурах.

Реализация методики мониторинга осуществляется поэтапно.

Первый этап - установление социальных норм или плановых заданий по оценочным показателям, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и КБР, в том числе постановлениями органов местного самоуправления, а также текущими планами.

Второй этап - разработка и утверждение прогноза развития сельских территорий на ближайшие три года (2013-1015 гг.) по всем видам экономической деятельности, осуществляемых на территории.

Третий этап - разработка программы развития сельской территории, обеспечивающий достижение прогнозных показателей с определением исполнителей и источников финансирования.

Четвертый этап - непосредственный мониторинг реализации мероприятий программ развития сельских территорий, в соответствии с установленной для каждого конкретного мероприятия периодичностью.

Пятый этап (завершающий) - составление сводного годового отчета по результатам мониторинга, согласование, обсуждение на специальном заседании Правительства КБР. Утверждение плана координационных мер, направленных на решение задач развития сельских территорий на последующий период.

По итогам мониторинга уровень социально-экономического развития сельской территории будет оцениваться следующими главными критериями:

- обеспеченность социальными объектами; уровень развития инженерной инфраструктуры;

- потенциал сельскохозяйственного производства;

потенциал производства промышленной продукции;

уровень менеджмента и развития форм гражданского общества;

- экологическая безопасность.

Концепция квалиметрической системы представлена на рисунке 2.

Рисунок 1 - Концепция модели развития сельской территории

Рисунок 2 - Концепция квалиметрической системы

Предложенная методика имеет практическую значимость, так как проста и объективна. Она позволяет оперативно принимать управленческие решения по "провальным" блокам или отдельным мероприятиям. Предоставляет возможность оценивать не только ход и качество реализации программы социально-экономического развития отдельной сельской территории, но и состояние экономики КБР в целом. Распоряжением Правительства КБР данная методика одобрена и рекомендована к внедрению, соответствующие Соглашения подписаны со всеми сельскими территориями и городскими округами КБР. Под каждый социально-экономический блок, подлежащий мониторингу, подобраны группы преподавателей КБГАУ и специалистов муниципальных районов, прошедших специальную подготовку.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального ок-

руга до 2025 года», утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г., №1485-р.

2. Концепция федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территория на 2014-2017 годы и на период до 2020 г.", утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. №2071-р.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ "О развитии сельских территорий".

4. О прогнозе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской республики на 2013-2015 годы, Постановление Правительства КБР от 25 октября 2012 г. №254-пп.

5. Доклад Управления Росреестра по КБР "О состоянии и использовании земель в Кабардино-Балкарской Республике в 2012 году". - Нальчик, 2013.

УДК 63:338.436:338.436.33

АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Кокова Э. Р., старший преподаватель

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

THE NECESSITY AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL INTEGRATION

Kokova E. R., Senior Lecturer

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

В статье рассмотрены варианты развития АПК, направления совершенствования экономического механизма развития сельского хозяйства, производственно-экономический потенциал отрасли.

Ключевые слова: агропромышленная интеграция, эффективность, перспективные направления развития интеграции.

Анализ отраслевых тенденций в мире, соответствие им сложившейся структуры экономики республики, очевидное недоиспользование природно-климатических и ресурсных особенностей региона позволяют сделать вывод, что ускоренное и устойчивое социально-экономичес-

The article considered the variants of development of agrarian and industrial complex, ways of improving the economic mechanism of development of agriculture, production and economic potential of the industry.

Key words: agroindustrial integration, efficiency, perspective directions of the integration development.

ское развитие региона может быть обеспечено за счет таких перспективных направлений деятельности в республике, как:

• производство продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья;

• спортивно-оздоровительный туризм;

• высокотехнологичное производство строительных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.