Научная статья на тему 'АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокова Э.Р.

В статье рассмотрены варианты развития АПК, направления совершенствования экономического механизма развития сельского хозяйства, производственно-экономический потенциал отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NECESSITY AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL INTEGRATION

The article considered the variants of development of agrarian and industrial complex, ways of improving the economic mechanism of development of agriculture, production and economic potential of the industry

Текст научной работы на тему «АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

Предложенная методика имеет практическую значимость, так как проста и объективна. Она позволяет оперативно принимать управленческие решения по "провальным" блокам или отдельным мероприятиям. Предоставляет возможность оценивать не только ход и качество реализации программы социально-экономического развития отдельной сельской территории, но и состояние экономики КБР в целом. Распоряжением Правительства КБР данная методика одобрена и рекомендована к внедрению, соответствующие Соглашения подписаны со всеми сельскими территориями и городскими округами КБР. Под каждый социально-экономический блок, подлежащий мониторингу, подобраны группы преподавателей КБГАУ и специалистов муниципальных районов, прошедших специальную подготовку.

Литература

1. «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального ок-

руга до 2025 года», утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г., №1485-р.

2. Концепция федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территория на 2014-2017 годы и на период до 2020 г.", утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. №2071-р.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ "О развитии сельских территорий".

4. О прогнозе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской республики на 2013-2015 годы, Постановление Правительства КБР от 25 октября 2012 г. №254-пп.

5. Доклад Управления Росреестра по КБР "О состоянии и использовании земель в Кабардино-Балкарской Республике в 2012 году". - Нальчик, 2013.

УДК 63:338.436:338.436.33

АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Кокова Э. Р., старший преподаватель

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

THE NECESSITY AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL INTEGRATION

Kokova E. R., Senior Lecturer

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

В статье рассмотрены варианты развития АПК, направления совершенствования экономического механизма развития сельского хозяйства, производственно-экономический потенциал отрасли.

Ключевые слова: агропромышленная интеграция, эффективность, перспективные направления развития интеграции.

Анализ отраслевых тенденций в мире, соответствие им сложившейся структуры экономики республики, очевидное недоиспользование природно-климатических и ресурсных особенностей региона позволяют сделать вывод, что ускоренное и устойчивое социально-экономичес-

The article considered the variants of development of agrarian and industrial complex, ways of improving the economic mechanism of development of agriculture, production and economic potential of the industry.

Key words: agroindustrial integration, efficiency, perspective directions of the integration development.

ское развитие региона может быть обеспечено за счет таких перспективных направлений деятельности в республике, как:

• производство продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья;

• спортивно-оздоровительный туризм;

• высокотехнологичное производство строительных материалов.

Вопросы эффективного развития АПК, обеспечения продовольственной безопасности страны и ее регионов находятся в числе значимых приоритетов государственной политики.

Однако, оценка ресурсного потенциала сельского хозяйства указывает на большие возможности роста производства, повышения его экономической эффективности и конкурентоспособности. Для этого необходим механизм, нацеленный на развитие отечественной сельскохозяйственной экономики. В общих чертах он предполагает изменения по следующим направлениям.

Снижение инфляции. Прежде всего, нужно стремиться к улучшению соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и услуги. Это возможно путем замораживания для сельского хозяйства цен и тарифов естественных монополий, контролируемых государством. Причем, такая политика должна быть долгосрочной. У нас же этот процесс никак не контролируется. В текущем году по сравнению с 2012 г. цены на бензин возросли почти на 8 %, дизельное топливо - на 12 %, а на реализованную сельскохозяйственную продукцию снизились на 2,5 %.

Минимальные цены. Один из эффективных инструментов поддержки доходов сельхозтоваропроизводителей - применение системы так называемых минимальных гарантированных цен на реализуемую ими продукцию. Следует от периодически объявляемых закупочных интервенций, проводимых биржевым способом, перейти к постоянно действующей системе закупок аг-ропродукции по заранее объявленным минимальным ценам. Данный способ используется во многих странах мира.

Кредитование. Чтобы сделать кредит доступным для сельхозтоваропроизводителей, целесообразно снизить рыночную процентную ставку до 2-3 % годовых, тем более что свыше 90 % всех кредитов поступает в отрасль через два государственных банка: Россельхозбанк и Сбербанк. Иначе до принятия такой меры государству придется удешевлять кредитные ресурсы, используя субсидии. Одновременно должна быть уменьшена ставка рефинансирования ЦБ до уровня, действующего в разных странах мира.

Налогообложение. Для организаций, находящихся на режиме единого сельскохозяйственного налога, предлагается ввести уплату НДС. Это позволит увеличить прибыль организаций примерно на 50 млрд. руб. за счет превышения экономии от снижения стоимости приобретаемых материальных ресурсов над уплатой НДС

по реализуемой сельскохозяйственной продукции. Исчезнет потребность в юридических и финансовых конструкциях, позволяющих устранить противоречия в межотраслевых экономических отношениях.

Страхование. Принятый Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (от 25 июля 2011 г., № 260-ФЗ) закрепил принцип страхования с государственной поддержкой только катастрофических рисков, начиная с гибели 30% урожая и более, что резко снижает число возможных получателей страхового возмещения. По расчетам экспертов, такой подход актуален лишь для 1015 регионов страны один раз в 5-6 лет. Необходимо уже в ближайшее время внести в закон поправки, позволяющие страховать с господдержкой также недобор урожая в размере до 30%, поскольку это - наиболее востребованная страховая программа в сельском хозяйстве России. Такая корректировка системы страхования потребует субсидий из федерального бюджета в размере 12-13 млрд. руб. в год. Исходя из этого, целесообразно обязать страховщиков перейти от системы формирования страховых резервов к накопительному принципу. На случай чрезвычайных ситуаций, приносящих особенно крупный ущерб, специальный резервный фонд должно иметь государство, выступая в качестве перестраховщика последней руки.

Субсидирование. Наряду с сохранением ранее действовавших мер поддержки (субсидирование процентной ставки) предусмотрена новая форма субсидирования сельхозпроизводства, отвечающая условиям членства России в ВТО: поддержка доходов товаропроизвоизводителей в области растениеводства, то есть несвязанная поддержка, а также субсидирование производства молока.

Кооперация. Одним из наиболее действенных механизмов роста доли сельхозтоваропроизводителей в конечной цене реализации продовольствия, а следовательно, и повышении их доходности является сельская кооперация. Это доказано как российским, так и зарубежным опытом. Например, в Белгородской области четко отработан механизм развития кооперационных процессов, предусматривающий создание инфраструктуры для фермерских хозяйств и личных подворьев, переработку и реализацию на местных рынках их агропродукции. При этом, для фермеров существует серьезная льгота: они получают одну треть торговых мест [2].

Однако в отечественном агропромышленном бизнесе налицо кризис недоверия. Чтобы идея сельской кооперации оказалась привлекательной, необходима как политическая, так и финансовая государственная поддержка тех, кто решил создать или развивать сельский кооператив.

Продовольственная помощь. Увеличению емкости внутреннего рынка может способствовать продовольственная помощь незащищенным слоям населения. Ныне проводится специальный эксперимент в шести субъектах РФ. Данная форма поддержки могла бы оказать значимое влияние на доходность сельхозтоваропроизводителей только при условии, во-первых, больших масштабов ее реализации с охватом не менее 30 млн. человек, во-вторых, разработки механизма ее воплощения в жизнь, предусматривающего вовлечение сельхозтоваропроизводителей в процесс закупок для этой системы.

Предстоит осуществить целый ряд других мер, в частности, связанных с введением в оборот заброшенных и не используемых в настоящее время земель, в том числе пашни; многократным повышением доли продукции, производимой по инновационным технологиям; воссозданием подотраслей экономики, обеспечивающих сельское хозяйство материальными ресурсами и услугами; корректировкой организационно-экономического механизма внешнеэкономической деятельности, имея в виду повышение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной экспортной цене.

Развитие сельских территорий. Вопросы сохранения и приумножения природного, социально-экономического и культурного потенциала остаются наиболее актуальными.

По расчетам, чтобы достичь на селе уровня жизни, соответствующего нынешним стандартам, потребуются значительные объемы ресурсов. При этом необходимо на межведомственной основе сформировать и утвердить научно обоснованную систему нормативов социального обустройства сельских поселений; укрепить налоговую базу местного сельского самоуправления для улучшения финансовых возможностей реализации законодательно установленных полномочий.

Важнейшей особенностью агропромышленного комплекса является более тесная взаимосвязь между отраслями, входящими в его состав. В современных условиях развитие интеграционных процессов и формирование интегрированных структур имеет определенные особенности, связанные с реформированием агропромышленного комплекса, развитием многоукладности в

сельском хозяйстве, использованием преимущественно рыночных отношений.

В настоящее время экономика Кабардино-Балкарской Республики является одной из наименее конкурентоспособных в Российской Федерации. Причины этого обусловлены просчетами советского периода, которые были во многом усугублены переходом страны к рынку. Накопившиеся проблемы имеют системный характер и требуют комплексного, целенаправленного решения.

Для успешного управления бизнесом в интегрированном формировании первоначально необходимо иметь представление об его интеграционном потенциале. Интеграционный потенциал аграрных и агропромышленных формирований - это совокупность природно-климатических, организационно-экономических, технико-технологических, правовых, инвестиционных и социально-экономических условий производства, создающих синергетический эффект интеграции, выражаемый в размере дополнительно накопленной прибыли, полученной в целом интегрированным формированием в результате осуществления комплекса мероприятий по совместному использованию производственных и ресурсных потенциалов субъектов интеграции [1].

При всем разнообразии организационно-экономических механизмов интеграции хозяйствующих субъектов, каждый из них должен отвечать следующим основным требованиям:

- результативность (эффективность) - затраты материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов на всех стадиях применения конкретного механизма должны перекрываться совокупным эффектом от его прямого действия;

- адаптивность (приспособляемость) - механизм должен обладать достаточной гибкостью для сравнительно быстрой адаптации к специфическим характеристикам производственно-экономической деятельности;

- устойчивость - механизм должен обладать достаточной надежностью, чтобы безотказно функционировать при значительных изменениях в окружающей социально-экономической среде;

- сочетаемость - каждый механизм должен достаточно легко и быстро настраиваться на совместное использование с другими механизмами, а дополнительные затраты на синхронное функционирование разных механизмов должны перекрываться синергическим эффектом совместного действия.

Следует заметить, что на сегодня еще нет единого подхода к формированию интеграционных структур. Их формы зависят, прежде всего,

от организационно-экономического механизма, принятого в том или ином регионе. Мотивами, побуждающими сельскохозяйственные организации вступать в интеграционные структуры, являются их финансовая несостоятельность, высокая кредиторская задолженность, изношенность основных средств, технологическая отсталость.

Литература

1. Кокова Э.Р. Развитие стратегии диверсификации интеграционного процесса в регио-

нальном АПК. //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия экономика. Тольятти № 1 (27) - 2013.

2. Ушачев И.Г. Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014, № 1, с. 9-15.

УДК 338

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Махотлов М. Ю., магистрант Меров А. Н., магистрант

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

Pricing of housing and communal services Mahotlov M. U.,Undergraduate Merov A. N., Undergraduate

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Рассмотрены принципы установления цен и тарифов в жилищно-коммунальной сфере, методы установления цен; представлен порядок регулирования предприятий теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения и газоснабжения.

Ключевые слова: цены и тарифы, жилищно-коммунальное хозяйство, регулирование, дифференциация цен.

The principles of pricing and tariffs of housing and communal services, are examined, pricing methods, the order, regulation of heat supply companies, water and sanitation, electricity and gas supply are given.

Key words: prices and tariffs of housing and communal services, regulation, price differentiation.

Методика расчета цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений, а также тарифов на коммунальные услуги разрабатывается в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики." Осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

Основными принципами установления цен и тарифов - стоимости единицы работ по содержанию и ремонту жилья, а также коммунальных услуг, являются:

а) сбалансирование экономических интересов собственников жилья, организаций, которые осуществляют работы по содержанию и ремонту жилья и/или оказывают коммунальные услуги, и потребителей;

б) достижение доступности жилья и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав;

в) возможность компенсации экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ;

г) информация о ценах и тарифах должна быть открытой.

Методом установления цен и тарифов является метод экономической обоснованности расходов, который разрабатывается федеральным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.