Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ - ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ - ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАЦИИ / ПЕРЕРАБОТКА И СБЫТ ПРОДУКЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА / AGRICULTURAL PRODUCERS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS / AGRICULTURAL PRODUCTION COOPERATIVES / PROCESSING AND MARKETING OF PRODUCTS / INNOVATION / MODERN PRODUCTION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кагермазов Ц.Б., Шахмурзов М.М., Кожоков М.К.

В майском Указе Президента РФ, его Послании Государственной Думе страны и ответах по Прямой линии в июне 2018 года В.В. Путин подчеркнул необходимость повышения эффективности продовольственного потенциала России. Одним из важнейших факторов для этого является интенсификация сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, перерабатывающих и обслуживающих отраслей на основе отечественных и мировых достижений научно-технического прогресса. Результатом нашей научной работы стал вывод о том, что стабилизация и совершенствование АПК невозможно без единства интересов и целей государственных структур, сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих и реализующих предприятий. Устойчивое развитие сельских территорий стало приоритетной политикой государства. Оно охватывает социальные, экономические и экологические аспекты развития общества. Необходимо создавать условия личным подсобным и крестьянским хозяйствам для их кооперации, выстраивать современную систему закупок, хранения, переработки и сбыта продукции по справедливым ценам. Это является первостепенной задачей властных структур всех уровней в сфере агропромышленного комплекса. Создание сельскохозяйственных производственных кооперативов - верный и единственный путь обеспечению продовольственной безопасности страны, социально-экономической и политической стабильности общества. Государственным структурам регионов, муниципальных районов необходимо активизировать и управлять созданием условий для добровольного объединения малых и средних форм агробизнеса в производственные кооперативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кагермазов Ц.Б., Шахмурзов М.М., Кожоков М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE RURAL DEVELOPMENT - THE BASIS OF THE TERRITORIAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the May Decree of the President of the Russian Federation, his Address to the State Duma of the country and the replies on the Direct Line in June 2018, Vladimir Putin stressed the need to improve the efficiency of Russia's food potential. One of the most important factors for this is the intensification of agriculture in all categories of farms, processing and service industries based on domestic and world achievements of scientific and technological progress. The result of our scientific work was the conclusion that the stabilization and improvement of the agro-industrial complex is impossible without the unity of interests and goals of government agencies, agricultural producers, processing and marketing enterprises. Sustainable rural development has become a priority policy of the state. It covers the social, economic and environmental aspects of the development of society. In his message to the Parliament of the Kabardino-Balkarian Republic. It is necessary to create conditions for personal subsidiary and peasant farms for their cooperation, build a modern system of purchasing, storing, processing and marketing products at fair prices. This is the primary task of the power structures of all levels in the sphere of the agro-industrial complex. Creating agricultural production cooperatives is the most correct and only way to ensure the country's food security, social, economic and political stability of the society. State structures of regions, municipal areas need to intensify and manage the creation of conditions for the voluntary association of small and medium-sized forms of agribusiness into production cooperatives.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ - ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 332.1:63 (470+571)

Кагермазов Ц. Б., Шахмурзов М. М., Кожоков М. К.

Kagermazov Ts. B., Shakhmurzov M. M., Kozhokov M. K.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ - ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

SUSTAINABLE RURAL DEVELOPMENT - THE BASIS OF THE TERRITORIAL DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

В майском Указе Президента РФ, его Послании Государственной Думе страны и ответах по Прямой линии в июне 2018 года В.В. Путин подчеркнул необходимость повышения эффективности продовольственного потенциала России. Одним из важнейших факторов для этого является интенсификация сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, перерабатывающих и обслуживающих отраслей на основе отечественных и мировых достижений научно-технического прогресса.

Результатом нашей научной работы стал вывод о том, что стабилизация и совершенствование АПК невозможно без единства интересов и целей государственных структур, сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих и реализующих предприятий.

Устойчивое развитие сельских территорий стало приоритетной политикой государства. Оно охватывает социальные, экономические и экологические аспекты развития общества. Необходимо создавать условия личным подсобным и крестьянским хозяйствам для их кооперации, выстраивать современную систему закупок, хранения, переработки и сбыта продукции по справедливым ценам. Это является первостепенной задачей властных структур всех уровней в сфере агропромышленного комплекса. Создание сельскохозяйственных производственных кооперативов — верный и единственный путь обеспечению продовольственной безопасности страны, социально-экономической и политической стабильности общества. Государственным структурам регионов, муниципальных районов необходимо активизировать и управлять созданием условий для добровольного объединения малых и средних форм агробизнеса в производственные кооперативы.

Ключевые слова: сельхозтоваропроизводители, устойчивое развитие сельских территорий, сельскохозяйственные производственные кооперации, переработка и сбыт продукции, инновационная деятельность, современные технологии производства.

In the May Decree of the President of the Russian Federation, his Address to the State Duma of the country and the replies on the Direct Line in June 2018, Vladimir Putin stressed the need to improve the efficiency of Russia's food potential. One of the most important factors for this is the intensification of agriculture in all categories of farms, processing and service industries based on domestic and world achievements of scientific and technological progress.

The result of our scientific work was the conclusion that the stabilization and improvement of the agro-industrial complex is impossible without the unity of interests and goals of government agencies, agricultural producers, processing and marketing enterprises.

Sustainable rural development has become a priority policy of the state. It covers the social, economic and environmental aspects of the development of society. In his message to the Parliament of the Kabardino-Balkarian Republic. It is necessary to create conditions for personal subsidiary and peasant farms for their cooperation, build a modern system of purchasing, storing, processing and marketing products at fair prices. This is the primary task of the power structures of all levels in the sphere of the agro-industrial complex. Creating agricultural production cooperatives is the most correct and only way to ensure the country's food security, social, economic and political stability of the society. State structures of regions, municipal areas need to intensify and manage the creation of conditions for the voluntary association of small and medium-sized forms of agribusiness into production cooperatives.

Key words: agricultural producers, sustainable development of rural areas, agricultural production cooperatives, processing and marketing of products, innovation, modern production technologies.

Кагермазов Црай Бесланович -

доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры ветеринарной медицины, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик

Шахмурзов Мухамед Музачирович -

доктор биологических наук, профессор кафедры зоотехнии и ветеринарно-санитарной экспертизы, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик

Кожоков Мухамед Кадирович -

доктор биологических наук, профессор кафедры ветеринарной медицины, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик

Kagermazov Tsrai Beslanovich -

Doctor of Agricultural Sciences, Professor of Department of Veterinary Medicine, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

Shakhmurzov Muhamed Muzachirovich -

Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of Department of Animal Husbandry and Veterinary-sanitary Examination, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

Kozhokov Muhamed Kadirovich -

Doctor of Biological Sciences, Professor of Department of Veterinary Medicine, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

Введение. Устойчивое развитие подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности. Оно охватывает социальные, экономические и экологические аспекты развития общества. Устойчивое развитие определяет качество жизни населения: уровень жизни, здравоохранения, безопасности, образовательный и культурный уровень, продолжительность жизни и т.д.

В современных условиях рыночной экономики основой устойчивого развития сельских территорий, повышения престижности сельскохозяйственного труда и инвестиционной привлекательности отрасли является уровень доходности. В целях решения этих проблем за последние годы государством принимаются определенные меры: увеличились объемы государственной поддержки и субсидий, продлены налоговые льготы, что способствовало повышению урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, увеличению объемов производства продовольственной продукции. Например, в 2017 году в России собрано рекордное количество зерновых - более 130 млн.тонн. Однако, это на рост рентабельности сельскохозяйственного производства отразилось незначительно - всего на 11,7% с учетом субсидий и 1,2% без него. В то же время кредиторская задолженность сельхозтоваропроизводителей увеличилась в 1,7 раза [1-5]. В агропромышленном комплексе развитых стран мира ком-

мерциализуется свыше 80% научных разработок, а в России - до 5% [14].

Главными причинами такого положения являются продолжающийся диспаритет цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию сельского хозяйства; отсутствие эффективной системы реализации продукции от производителя до прилавка; нерешенность земельного вопроса в интересах жителей села; нерешенность проблемы организации эффективного взаимодействия между государственными структурами, муниципалитетами и субъектами сельскохозяйственного бизнеса; получение сельхозтоваропроизводителем низкой доли в конечной цене готовой продукции; защита финансово-кредитной политики интересов банковского сектора в ущерб товаропроизводителям; недостаточная обеспеченность сельского хозяйства материально-технической базой. Например, в Кабардино-Балкарии на 1000 га пашни приходилось в 2017 году только 12 эталонных тракторов, обеспеченность - 61%, нагрузка пашни на один трактор повысилась за это время до 291 га против 79 га, или на 3,7 раза. Обеспеченность зерноуборочными комбайнами составляет 76%.

Целями нашей работы является:

- обеспечение продовольственной независимости страны на примере Кабардино-Балкарской Республики по основным видам продукции;

- повышение качества отечественной сельскохозяйственной продукции, способной конкурировать на внутреннем и внешнем рынках;

- добиться устойчивого развития сельских территорий;

- повышение товарности сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств;

- повышение качества жизни сельского населения.

Результаты исследований. Большой резерв в устойчивом развитии сельских территорий Кабардино-Балкарии имеется как в сельском хозяйстве, так и в туризме, и в экологии, где республика по рейтингу - 2017 г. заняла 51 и 30 места соответственно, а по показателю «природоохранный индекс» - 2 место из 85 субъектов РФ.

У сельхозтоваропроизводителей, особенно малых и средних форм агробизнеса, нет условий, обеспечивающих им получение достаточно высоких стабильных доходов, позволяющих ведение расширенного производства и улучшения инфраструктуры сельских поселений.

Одной из причин такого положения в АПК является также и то, что подавляющая часть выручки приходится на долю посредников, переработчиков и торговых сетей.

В рамках инициированного комиссией Общественной палаты Российской Федерации проекта по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий «Стандарт села» нами дополнительно проведен мониторинг общественного стандарта уровня социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики

В течение 20 лет 1990-2010 годы в стране -угрожающий упадок социально-экономического состояния сельских территорий. За это время количество сельских населенных пунктов без проживающего населения достигло 19400, количество сел и деревень сократилось на 9200, населенные пункты с населением меньше 10 человек составили около 24% [8]. В результате этого выбыла из оборота огромная площадь продуктивных земель, что усугубляет продовольственную и даже геополитическую безопасность страны. Так, доля импорта продовольствия в стоимостном выражении в 2010 году составила к собственному производству 42,85% (36,48 млрд. и 85,13 млрд. долларов соответственно), а в 2014 году - 46,5% (39,9 и 85,85 млрд. долларов соответственно). По сравнению с 2005 годом импорт

продовольствия в РФ повысился в 2013 году почти в 2,5 раза и составил 43,2 млрд. долларов [9].

Низкий уровень комфортности жизни на селе приводит к миграции молодежи, что сокращает численность трудоспособного населения в аграрной отрасли. Для устранения указанных негативных явлений, устойчивое развитие сельских территорий отнесено государством к числу приоритетных направлений, и постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В качестве основных целей Программа предусматривает создание комфортных и благоприятных инфраструктурных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирующих инвестиционную активность в агропромышленном комплексе и создание высокотехнологичных рабочих мест на селе. Для реализации этих целей ставятся следующие задачи: добиться максимального удовлетворения потребностей сельского населения и повышения уровня комплексного обустройства сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры; концентрация ресурсов, направляемых в сельскую местность, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса; грантовая поддержка инициатив граждан, проживающих в сельской местности [6-11].

Для реализации Программы государством предусмотрено финансирование в объеме 299167,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 90415 млн. рублей [8]. Она сыграла определенное значение в улучшении привлекательности сельской местности и социально-демографической ситуации. Впервые в нашей стране в 2017 году заработал льготный механизм кредитования в сфере агропромышленного комплекса по ставке не более пяти процентов годовых. Это способствовало привлечению в аграрную отрасль за 2017 год больше, чем за 2015 и 2016 годы вместе взятых.

Президент РФ В.В. Путин на заседании Госсовета назвал Кабардино-Балкарию в числе десяти лучших субъектов России, где зафиксирован сорокапроцентный рост инвестиций в основной капитал. В Кабардино-

Балкарии в 2017 году улучшили жилищные условия 38 семей, в том числе 27 молодых. В сельской местности республики построены спортивные комплексы, уложено 7,2 км газопроводных сетей и многое другое.

Появилась реальная возможность реализовать программу импортозамещения в области агропродовольствия и обеспечения продовольственной безопасности. Например, в Кабардино-Балкарской Республике в результате эффективных действий за последние годы республиканского руководства в аграрном секторе экономики достигнуты определенные успехи. Так, в 2017 году в республике произведено рекордное количество мяса - 105,6 тыс. т, молока - 490,5 тыс. т, зерновых более 1 млн. т и овощей - 510 тыс. т. Средняя продуктивность коров в 2017 году впервые составила по данным статуправления 5100 кг молока. Валовый объем продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении составил 46,2 млрд. рублей, или 103,0% к уровню 2016 года, в том числе продукции растениеводства - 56%, животноводства - 44%. В структуре продукции сельхозпредприятия приходится 28%, на крестьянские (фермерские) хозяйства - 32%, на хозяйства населения - 40%. Вместе с тем, от общей суммы финансовых средств 7 млрд. 460 млн. рублей, направленных в хозяйства всех категорий с 2014 года по 2017 год, на сельхозпредприятия республики приходится 62%, на КФХ - 31%, на личные подсобные хозяйства -6%. Удельный вес основных продуктов животноводства в КБР от общего объема в 2017 году составил: сельхозпредприятия - мяса -34,2%. молока - 12,1%, яиц - 21,1%; населения соответственно - 38,4%, 70,1%, 78%; КФХ и ИП - 26,7%, 17,9%, 0,9%.

На социально защищенные расходы в 2018 году в Кабардино-Балкарии планируется более 19 млрд.рублей, что составляет 73,4% от общей суммы расходов. Значительную работу в этом направлении проводит Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства КБР. Руководство республики пришло к убеждению, что «Перспектива социально-экономического развития республики видится только в одном - в дальнейшем вкладывании денег в сельское хозяйство, туризм и строительство». Распоряжением Правительства РФ за достижение наилучших социально-экономических показателей

КБР выделено 340 млн. рублей. В майском Указе Президента РФ 2018 года предусмотрено строительство жилья довести в 2024 году до 120 млн. кв. м против 80 млн. кв. м. в 2017 году.

Принятые меры в стране за последние годы позволили улучшить социально-демографическую ситуацию - улучшился коэффициент рождаемости на 34%, а коэффициент смертности снизился на 17%. Значительно улучшилась продовольственная независимость России по основным видам продовольствия.

Вместе с тем, для стабильного комплексного, устойчивого развития сельских территорий, реализуемые программные мероприятия пока не обеспечивают полного и эффективного решения поставленных задач. Они могут быть решены успешно при реализации двух проблем: земельного вопроса и создания сельскохозяйственных производственных коопераций. Первая проблема требует отдельного рассмотрения.

Вторая проблема требует особого анализа и исходит из того, что сельхозкооперация -фактор развития стратегического значения. Без создания сельскохозяйственных производственных коопераций во всех регионах страны в достаточном количестве невозможно полностью решить задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивого развития сельских территорий. Недостаточно обдуманная политика реформы в сельском хозяйстве в 90-е годы прошлого века привела к значительному измельчению хозяйств, изменению структуры производства сельхозпродукции, резкому снижению производительности труда и производительных сил. В хозяйствах населения РФ, где товарность сельхозпродукции составляет только в пределах 30%, производится более 40% от общего объема.

Для увеличения объемов производства и повышения товарности сельхозпродукции единственный выход - повсеместная широкая организация сельскохозяйственных коопераций, перевода на кооперативную основу снабжения, производство, переработку продукции, сбыт, внедрение инновационной технологии, научных достижений, использование высокопроизводительной техники. Только кооперация способна создать условия для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности. Повышение конкурен-

тоспособности аграрного сектора экономики в значительной степени зависит от более полного использования имеющихся трудовых ресурсов и привлечения высококвалифицированных специалистов, что под силу только сельхозкооперации. Она позволяет установление гарантированного уровня закупочных цен на продукцию.

Агробизнес на основе кооперации - залог повышения качества жизни, благосостояния членов кооператива, создания постоянных рабочих мест в сельской местности. Развитие сельскохозяйственной кооперации вошло в число приоритетных государственных задач. В этой связи исполнительным органам государственной власти всех уровней следует пересмотреть места и роли сельских территорий в части социально-экономических преобразований.

Одной из важнейших стратегических задач государства на данном этапе должно стать более активное внедрение льготных механизмов кредитования также для малых форм товаропроизводителей и сельскохозяйственной кооперации. Чтобы у представителей малого и среднего агробизнеса появилась мотивация для добровольного объединения в сельскохозяйственную кооперацию, дающую возможность консолидировать собственную продукцию, перерабатывать, хранить и реализовать без посредников, государство должно сделать второй стратегический шаг - создать для них во всех муниципальных районах центры комплексных услуг - ЦКУ.

Кооперация - это процесс концентрации и переход на путь инновационного развития экономики. По примеру развитых стран мира нам необходимо относиться к своему крестьянству бережно, создать благоприятные экономические, социальные условия для обеспечения устойчивой продовольственной и национальной безопасности. В аграрном секторе следует определить оптимальные размеры кооперации.

Только кооперация дает возможность сочетать два важнейших принципа: личную собственность на средства производства, произведенную продукцию и полученный доход. Сельхозтоваропроизводитель может овладеть рынком продовольствия, выдержать конкуренцию, модернизировать предприятие только на основе сельскохозяйственной кооперации. Кооперация - это универсальная форма

организации производства, концентрации сил и средств людей труда. Нет более действенной формы труда и силы в борьбе с монополизмом, чем кооперация. Поэтому будущее российского села - в кооперации. От нее выиграет как производитель, так и потребитель. В Кабардино-Балкарии необходимо обеспечить более активный переход на инновационный путь развития. Совместное ведение сельского хозяйства на базе коопераций является наиболее перспективным по всем позициям.

Чрезвычайно важно и то, что кооперация оказывает противодействие поляризации общества. Для современного нашего общества -это важнейший противовес, содействующий социальной стабильности.

Россия может быть сильным государством только при сильном крестьянстве, преодолев бездуховность, безнравственность, с возрожденным селом, созидающей аграрной экономикой, с морально-этическими ценностями, общими для всех слоев общества, наций, религий и профессий. Все это возможно только при создании сельскохозяйственных коопераций [7].

Будучи надежным инструментом исполнения на контрольной основе Федерального закона №53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», государство должно активизировать свое организаторское руководство для добровольного создания сельскохозяйственных производственных коопераций на основе малого и среднего бизнеса. Очевидны преимущества коопераций в обеспечении устойчивого развития сельских территорий. Поэтому региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо создать на местах организации инфраструктуры развития сельхозкоопераций. Наилучшим примером в КБР для эффективной комплексной деятельности, включая производство, переработку, хранение и реализацию без посредников, являются сельскохозяйственные производственные кооперативы «Новоивановское», «Чегем» и др., которые активно решают все вопросы по устойчивому развитию инфраструктуры сельских поселений и качества жизни сельчан.

Однако этот важнейший вопрос решается недостаточными темпами. За 2015 и 2016 годы по стране создано только 760 сельхозкооперативов, а всего их действует в РФ не бо-

лее 4 тысяч, что составляет лишь 12% от общей численности фермеров, хотя именно кооперативы являются эффективным инструментом для сбыта продукции по цене, обеспечивающей доход. В целях стимулирования развития кооперативного движения за 20152017 годы в качестве грантовой государственной поддержки 400 кооперативов получили 3 млрд. рублей, а в 2017 году средний размер гранта для потребительских кооперативов повышен до 10 миллионов рублей.

Сельхозтоваропроизводителям Кабардино-Балкарии в 2017 году общий объем субсидий составил около 2 млрд. рублей.

Область применения результатов. Главными объектами реализации результатов наших научных разработок явились сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, муниципальные районы, исполнительные государственные структуры Кабардино-Балкарской республики.

Итоги мониторинга устойчивого социально-экономического развития сельских территорий республики за последние четыре года с 2013 года с практическими предложениями производству, представлены руководителям властных структур всех уровней.

Внедрение наших рекомендаций и предложений способствовало достижению рекордных объемов производства в 2017 году молока - 490,5 тыс. тонн, мяса - 105,6 тыс. тонн и повышению средней продуктивности коров до 5100 кг молока, что также является рекордом в республике.

Выводы. Одной из главных проблем, от которой во многом зависит решение целей и задач Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», -

Литература

1. Кагермазов Ц.Б., Шахмурзов М.М., Ко-жоков М.К., Гордеев А.С. Методика проведения мониторинга развития сельских территорий Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик, 2013.

2. Кагермазов Ц.Б., Шахмурзов М.М., Ко-жоков М.К. Современные требования племенного учета в молочном скотоводстве КБР на основе инновационной технологии: в сборнике «Научное обеспечение устойчивого развития АПК в Северо-Кавказском федеральном округе» // Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2013. С. 564-572.

это подготовка высокопрофессиональных руководителей и специалистов, владеющих управленческими и организационными компетенциями. Подготовку таких специалистов для работы в системе сельхозкооперации республики и всех регионах СКФО можно осуществить в Кабардино-Балкарском государственном аграрном университете им. В.М. Кокова, где имеется соответствующий научный потенциал с высокой компетентностью.

В настоящее время основным базисным положением конкурентоспособности агропромышленного комплекса страны является практическое использование в сельском хозяйстве новых передовых технологий и инноваций на базе сельскохозяйственных производственных коопераций. Это будет надежным ключом полномасштабного устойчивого социально-экономического развития сельских территорий.

В целях активизации развития инновационной деятельности в АПК следует разработать отраслевую программу «Развитие инновационной деятельности в АПК». Необходимо создать единую систему селекционно-племенной работы, которая призвана контролировать и управлять всем генетическим комплексом в сфере АПК. Надежное управление генетическими ресурсами на государственном уровне возможно только при наличии Центра селекционно-племенной работы на всех уровнях. Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит производить в КБР: молока - до 500 тыс. т, мяса -до 117 тыс. т, довести продуктивность коров до 6 тыс. кг в год; выход молодняка на 100 коров - до 90 голов; создать более 3200 дополнительных рабочих мест.

References

1. Kagermazov Ts.B., Shahmurzov M.M., Ko-zhokov M.K., Gordeev A.S. Metodika provedeniya monitoringa razvitiya selskikh territoriy Kabardi-no-Balkarskoy Respubliki. Nalchik, 2013.

2. Kagermazov Ts.B., ShahmurzovM.M., Ko-zhokov M.K. Sovremennye trebovaniya plemen-nogo ucheta v molochnom skotovodstve KBR na osnove innovatsionnoy tekhnologii: v sbornike «Nauchnoe obespechenie ustoychivogo razvitiya APK v Severo-Kavkazskom federa'nom okruge» // Sbornik dokladov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. 2013. S. 564-572.

3. Шахмурзов М.М., Кагермазов Ц.Б., Ко-жоковМ.К., АшхотоваМ.Р., Гордеев А.С. Земельные ресурсы Кабардино-Балкарской Республики // Аграрная Россия. 2013. № 10. С. 41-44.

4. Шахмурзов М.М., Кагермазов Ц.Б., Аш-хотова М.Р., Кожоков М.К., Гордеев А.С. Сельская территория: проблемы обеспечения устойчивого развития. Нальчик, 2013.

5. Шахмурзов М.М., Кагермазов Ц.Б., Гордеев А. С. Устойчивое развитие сельских территорий региона. Нальчик, 2017. 64 с.

6. Кагермазов Ц.Б., Шахмурзов М.М., Гордеев А.С. Мониторинг программ социально-экономического развития сельских территорий. Нальчик, 2014. 123 с.

7. Иванов П.М. Устойчивое развитие: концепция, модель управления, стратегия. Нальчик, 2017. 235 с.

8. Кагермазов Ц.Б. Справочник фермера-скотовода. Нальчик, 2008. 135 с.

9. Коков Ю.А. Обращение с Посланием к Парламенту Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик, 2017. 17 с.

10. Никонов А.А. Спираль многовековой драмы: Аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв.). М., 1996. 574 с.

11. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». М., 2013. 120 с.

12. Редькина Р.Е. О развитии сельскохозяйственного экспорта в свете обеспечения экономической безопасности страны. Пятигорск, 2017. 11 с.

13. Майский Указ Президента РФ, 2018 г.

14. Инновационная деятельность в АПК: проблемы охраны и реализации интеллектуальной собственности. М., 2006. 455 с.

3. Shahmurzov M.M., Kagermazov Ts.B., Ko-zhokovM.K., AshkhotovaM.R., Gordeev A.S. Ze-melnye resursy Kabardino-Balkarskoy Respubli-ki // Agrarnaya Rossiya. 2013. № 10. S. 41-44.

4. Shahmurzov M.M., Kagermazov Ts.B., Ashkhotova M.R., Kozhokov M.K., Gordeev A.S. Selskaya territoriya: problemy obespecheniya ustoychivogo razvitiya. Nalchik, 2013.

5. ShahmurzovM.M., Kagermazov Ts.B., Gordeev A.S. Ustoychivoe razvitie selskikh territoriy regiona. Nalchik, 2017. 64 s.

6. Kagermazov Ts.B., ShahmurzovM.M., Gordeev A.S. Monitoring programm socialno-ekono-micheskogo razvitiya selskikh territoriy. Nalchik, 2014. 123 s.

7. Ivanov P.M. Ustoychivoe razvitie: kont-septsiya, model upravleniya, strategiya. Nalchik, 2017. 235 s.

8. Kagermazov Ts.B. Spravochnik fermera-skotovoda. Nalchik, 2008. 135 s.

9. Kokov Yu.A. Obraschenie s Poslaniem k Parlamentu Kabardino-Balkarskoy Respubliki. Nalchik, 2017. 17 s.

10. Nikonov A.A. Spiral mnogovekovoy dra-my: Agrarnaya nauka i politika Rossii (XVIII-XX vv.). M., 1996. 574 s.

11. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 15 iyulya 2013 g. O Federalnoy tselevoy programme «Ustoychivoe razvitie selskikh territoriy na 20142017 gody i na period do 2020 goda». M., 2013. 120 s.

12. Redkina R.E. O razvitii selskokhozyayst-vennogo eksporta v svete obespecheniya ekono-micheskoy bezopasnosti strany. Pyatigorsk, 2017. 11 s.

13. Mayskiy Ukaz Prezidenta RF, 2018 g.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Innovatsionnaya deyatelnost v APK: problemy ohrany i realizatsii intellektualnoy sobst-vennosti. M., 2006. 455 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.