Научная статья на тему 'Мониторинг психокоррекционной и психотерапевтической работы с сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе'

Мониторинг психокоррекционной и психотерапевтической работы с сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
365
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ / МОНИТОРИНГ / ОСУЖДЕННЫЕ / СОТРУДНИКИ УИС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Е.В.

В данной статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и психотерапевтической работы c сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе. Термины «психологическая коррекция» и «психотерапия» могут быть использованы как синонимы, однако необходимо применять понятие «психологическая коррекция», так как оно наиболее точно отражают сущность работы практического психолога. Существуют две формы психокоррекционной работы: индивидуальная и групповая. В статье автором представлены самые различные подходы, охватывающие обе эти формы работы. Это использование базовых принципов и возможностей применения в пенитенциарной системе методов арт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, метафорических ассоциативных карт, позитивной терапии, гештальт-терапии, техник НЛП, аутогенной тренировки, личностно-ориентированной терапии, психокоррекционных программ для различных категорий сотрудников и осужденных, психокорекционного оборудования. В заключении представлены основные проблемные вопросы и выводы при проведении психокоррекционной и психотерапевтической работы психологов территориальных органов ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчарова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг психокоррекционной и психотерапевтической работы с сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе»

Мониторинг психокоррекционной и психотерапевтической работы с сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе

сч ai £

Б

а

2 ©

Овчарова Екатерина Владимировна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС Академии ФСИН России, katУaovcharova-1983@mail.ru

В данной статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и психотерапевтической работы c сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе. Термины «психологическая коррекция» и «психотерапия» могут быть использованы как синонимы, однако необходимо применять понятие «психологическая коррекция», так как оно наиболее точно отражают сущность работы практического психолога. Существуют две формы психокор-рекционной работы: индивидуальная и групповая. В статье автором представлены самые различные подходы, охватывающие обе эти формы работы. Это использование базовых принципов и возможностей применения в пенитенциарной системе методов арт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, метафорических ассоциативных карт, позитивной терапии, гештальт-терапии, техник НЛП, аутогенной тренировки, личностно-ориентированной терапии, психокор-рекционных программ для различных категорий сотрудников и осужденных, психокорекционно-го оборудования. В заключении представлены основные проблемные вопросы и выводы при проведении психокоррекционной и психотерапевтической работы психологов территориальных органов ФСИН России. Ключевые слова: психокоррекция, психотерапия, мониторинг, осужденные, сотрудники УИС.

Согласно приказу Минюста России от 12 декабря 2005 г. № 238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» основной функцией психологической службы УИС является кор-рекционная [1].

Одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога [2].

В настоящее время психотерапия используется не только для лечения больных с психическими нарушениями, но и для исправления психологических отклонений, развития личности. Таким образом, психотерапия может применяться как психотерапевтами, так и специально подготовленным психологами.

Мониторинг результатов проведения психокоррекционной и психотерапевтической работы психологических служб территориальных органов ФСИН России проводился впервые. Так, в УФСИН России по Республике Алтай, УФСИН России по Республике Тыва, ГУФСИН России по Иркутской области психологи обучали сотрудников регулировать волевые процессы и эмоциональное состояние с помощью программно-аппаратного комплекса «Бос-Пульс» и психокорекционного оборудования «Майд-ма-шина Nova Pro 100 Стандарт с разветвителем Expander Стандарт» и комплектов очков «Стандарт» с высококачественными наушниками.

Приоритетным направлением в психокоррекционной и психотерапевтической работе с сотрудниками учреждений УФСИН России по Республике Марий Эл являлась работа по профилактике суицидов. Учитывая этнокультурные особенности коренных жителей Республики Марий Эл, количество суицидов в республике за 2017 год на 100 тысяч человек составило 62 случая, а в среднем по России за 2017 год на 100 тысяч человек приходится 38 случаев суицида. Статистика учитывает только состоявшиеся самоубийства, а попыток суицида регистрируется каждый год в 20 раз больше. Частота самоубийств среди коренного населения Марий Эл в 1,8 раза превышает показатель представителей других национальностей.

В течение 2017 года осуществлялась групповая психокоррекционная и психотерапевтическая работа с сотрудниками с использованием методов арт-терапии, метафорических ассоциативных карт, сказкотерапии, песочной, ландшафтной, пуговичной терапии, метода «Мандала», кинотренингов, гештальт-терапии. Также осуществлялась коррекционная работа по обучению личного состава навыкам диафрагмально-го дыхания и психофизиологической саморегуляции с использованием программно-индикаторного комплекса «Комфорт» и «Волна».

Межрегиональным отделом психологической работы ГУФСИН России по Красноярскому краю разработана и внедрена программа по профилактике суицидального поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы, в которой представлены практические разработки, направленные на профилактику, предотвращение и недопущение суицидальных проявлений в поведении сотрудников УИС.

Психологами УФСИН России по Самарской области проводилась работа с осужденными, систематически направляющими жалобы на деятельность сотрудников исправительного учреждения в различные инстанции. Целью проводимой индивидуальной психокоррекционной работы являлось уменьшение оппозиционных реакций в поведении осужденных и формирование у них установки на позитивное общение и неконфликтные взаимоотношения с сотрудниками учреждения.

Одним из приоритетных направлений деятельности психологов ГУФСИН России по Приморскому краю является работа с несовершеннолетними осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах, Находкинской воспитательной колонии и состоящих на учете в УИИ.

Психокоррекционная работа была направлена на профилактику совершения повторных преступлений, развитие сильных сторон личности, уровня ответственности, непринятие криминальной субкультуры, обучение навыкам саморегуляции, построение социально одобряемых планов на будущее, профилактику зависимостей.

Одним из способов профилактики правонарушений и совершения подростками повторных преступлений являлись совместные с органами системы профилактики и инспекторами УИИ групповые профилактические мероприятия, направленные на формирование законопослушного поведения.

Деятельность психологических лабораторий УФСИН России по Калининградской области была направлена на психологическое сопровождение персонала и оказание психологической помощи осужденным. В рамках психокоррекции применялись как групповые, так и индивидуальные формы работы. Психологи учреждений в психокоррекционной работе с личным составом и осужденными использовали такие направления психотерапии как позитивная терапия Х. Пезешкина, арт-терапия, клиент-центированная терапия К. Роджерса, логотерапия, поведенческое направление, когнитивное направление.

Групповые коррекционные занятия были направлены на развитие умения сотрудников выявлять признаки суицидального поведения, развитие навыков антиманипулятивного поведения, развитие коммуникативных навыков, в частности развития навыков общения с общественной наблюдательной комиссией и представителями средств массовой информации, предупреждение и профилактику негативных эмоциональных переживаний, вызванных работой; саморегуляцию поведения сотрудников; предупреждение суицидов; формирование устойчивости к стрессовым ситуациям, предупреждение эмоционального выгорания сотрудников, развитие их коммуникативных качеств.

При работе с осужденными использовались рекомендованные программы психологической коррекции, разработанные ФСИН России (приемы эмоционально-волевой терапии, техники медитации Випассана и т. д.). Наиболее перспективным методом для работы с осужденными является метод арт-терапии. Он ориентирован на выявление индивидуальных проблем человека и воздействие на их причины. Арт-терапия помогала

понять ранее неосознаваемые поступки. Процесс работы был направлен на осознание осужденными своей вины перед обществом, особое внимание, уделялось нейтрализации механизма психологической защиты. Положительно зарекомендовали себя методы притча-терапии, ресурсных мульттренингов, кинотренингов, метафорические ассоциативные карты.

Осужденные женщины, отбывающие наказание в ФКУ КП-3 и в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Тыва, чаще обращались за психологической помощью. Причинами обращения являлись проблемы семейных и детско-родитель-ских отношений, наличие соматических заболеваний, потеря смысла жизни и другие. Психологи в индивидуальной пси-хокоррекционной работе использовали элементы личностно-ориентированной терапии, когнитивной терапии, арт-терапии, сказкотерапии, аутогенную тренировку, метафорические ассоциативные карты и др.

Основными проблемными вопросами и выводами при проведении психо-коррекционной и психотерапевтической работы с сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе являются:

1. Отсутствие четких критериев разделения психокоррекционной работы и психотерапевтической работы. Психологи исправительных учреждений территориальных органов ФСИН России, проводя психологическую работу с сотрудниками и осужденными, не разделяют ее на психокоррекционную и терапевтическую.

2. Осужденные не проявляют желания принимать участие в групповой пси-хокоррекционной и психотерапевтической работе, особенно в упражнениях, где необходимо высказывать своё мнение. Существуют сложности в понимании и выполнении упражнений из-за низкого интеллекта, образовательного уровня, языкового барьера, отсутствия мотивации к работе.

3. При проведении групповых психо-коррекционных занятий с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными присутствует высокий уровень недоверия к психологу, нежелание выделяться от остальных сверстников, слабое владение (либо вообще не владение) русским языком.

4. Отсутствие мотивации у сотрудников принимать участие в психокоррек-ционной и психотерапевтической работе с психологом из-за отсутствия свободного времени, либо боязни насмешек со стороны других сотрудников.

5. Пенитенциарным психологам территориальных органов ФСИН России необходимо не только отчитываться о количестве проведенных психокоррекцион-ных и психотерапевтических мероприятий, но и анализировать эффективность их влияния на личность сотрудников УИС и осужденных.

6. При проведении индивидуальной и групповой психокоррекции психологами наиболее успешно применялся метод арт-терапии. Анализ проведенной пси-хокоррекционной и психотерапевтической работы показал, что данный метод воздействия оказывает благоприятное воздействие на сотрудников и осужденных, так как арт-терапия является средством невербального общения, помогает выразить свои чувства, отношения посредством изобразительной деятельности, а также дает возможность получить определенный опыт общения, навыки решения проблем.

Литература

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. - М., 2010. - 17 с.

2. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238.

3. Каяшева О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике : учеб. пособие для студентов вузов / О. И. Каяшева. - Самара: Бахрах-М, 2012. - 286 с.

4. Лаврентьева И. В. Основы психотерапии в УИС : курс лекций / И. В. Лаврентьева, Т. И. Савельева, О. В. Ковачев ; Акад. ФСИН России. - Рязань, 2013. -257 с.

5. Мандель Б. Р. Общая психокоррекция [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 349 с. - Режим доступа: http://znanium.com/ catalog.php?bookinfo=37494918.

6. Мокрецов А. И., Новиков В. В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: учебно-методическое пособие. - М.: НИИ ФСИН России, 2006. - 220 с.

7. Обучение основам медитации, саморегуляции и дыхательных психотехнологий: методическое пособие / под ред. А. А. Новикова, под науч. ред. А. И. Уша-тикова. - Рязань : Академия ФСИН России, 2015. - 88 с.

О £

ю

5

со

2 е

8

8. Организация аутотренинга и медитаций с целью обеспечения личной психологической безопасности и саморегуляции сотрудников УИС: мет. рек. -Рязань, 2008.

9. Павлов И. С. Психотерапия в практике: технология психотерапевтического процесса : учеб.-практ. пособие / И. С. Павлов. - М., 2012. - 511 с.

10. Филатов Ф. Р. Основы психокоррекции: [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов: - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. - 198 с. - Режим доступа: http:// http:// znanium.com/ catalog.php?bookinfo=550963/

11. Штефан Е. Ф. Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках: дис. ... канд. психол. наук. - Вологда. 2008. - 241 с.

Monitoring of psychocorrectional and psychotherapeutic work with employees and convicts in the penitentiary system Ovcharova E.V.

UIS of the Academy of the Federal Penitentiary

Service Ross This article discusses the main directions of psychocorrectional and psychotherapeutic work with employees and convicts in the penitentiary

system. The terms "psychological correction" and "psychotherapy" can be used as synonyms, however, the concept of "psychological correction" should be used, since it most accurately reflects the essence of the work of a practical psychologist. There are two forms of psychocorrectional work: individual and group. The author presents a variety of approaches, covering both of these forms of work. These are the use of basic principles and possibilities of applying the art therapy, cognitive-behavioral therapy, metaphorical associative cards, positive therapy, gestalt therapy, NLP techniques, autogenic training, personality-oriented therapy, psychocorrectional programs for various categories of staff and convicts in the penitentiary system , psycho-equipment. In conclusion, the main issues and conclusions during psychocorrectional and psychotherapeutic work of psychologists of territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia are presented.

Keywords: psychocorrectional work, psychotherapeutic work, monitoring, convicts, penal staff.

References

1. The concept of the development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020. - M., 2010. - 17 p.

2. On approval of the Instruction on the organization

of activities of the psychological service of the penitentiary system: Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of December 12, 2005 No. 238.

3. Kayasheva OI. Bibliotherapy and fairy tale therapy

in psychological practice: studies. manual for university students / O. I. Kayasheva. - Samara: Bakhrakh-M, 2012. - 286 p.

4. Lavrentyeva I.V. Basics of psychotherapy in the

MIS: a course of lectures / I.V. Lavrentyeva, T. I. Savelieva, O.V. Kovachev; Acad. FSIN of Russia. - Ryazan, 2013. - 257 p.

5. Mandel B. R. Total Psychocorrection [Electronic

resource]: studies. manual / B. R. Mandel. -M .: University textbook: SIC Infra-M, 2013. -349 p. - Access mode: http://znanium.com/ catalog.php?bookinfo=37494918.

6. Mokretsov A.I., Novikov V.V. Personality of a

convict: social and psychological work with various categories of persons serving a sentence: a teaching aid. - M .: NII FSIN of Russia, 2006. - 220 p.

7. Learning the basics of meditation, self-regulation

and respiratory psychotechnologies: a manual / ed.

A. A. Novikova, under scientific. ed. A.I. Ushatikova.

- Ryazan: Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2015. - 88 p.

8. Organization of auto-training and meditations in

order to ensure personal psychological security and self-regulation of the MIS staff: met. rec.

- Ryazan, 2008.

9. Pavlov I.S. Psychotherapy in practice: the

technology of the psychotherapeutic process: proc. manual / I. S. Pavlov. - M., 2012. - 511 p.

10. Filatov F. R. Basics of psychocorrection: [Electronic resource]: studies. manual for university students: - Rostov-on-Don: SFU Publishing House, 2011. - 198 p. - Access mode: http: // http://znanium.com/ catalog.php?bookinfo=550963/

11. Stefan EF. Psychological correction of aggressive

behavior of male convicts during long periods: dis. ... Cand. psychol. sciences. - Vologda. 2008. - 241 s.

сч cn £

6 a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.