основе, являются новой формой воздействия и известны под названием «когнитивная терапия», потому что они направлены на изменение интерпретации человеком тех или иных событий и взгляда на вещи. Также активно используются методы активаций, психоанализ и визуализация, которые направлены на борьбу с отрицательными эмоциями и укрепление уверенности в собственном успехе. Такие методы позволят студентам избежать повышенного уровня стресса в первый год обучения и активно заниматься умственной деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, В. А. Практикум по психологии здоровья: методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике / В.А. Ананьев. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. -112 с. - ISBN 5-9268-0527-9.
2. Родин, Ю.И. Психологическое здоровье студентов младших курсов педагогического вуза / Ю.И. Родин, Д.С. Метелкина, А.В. Мишина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2018. - Т. 7, № 2А. - С. 90-96.
3. Влияние самооценки студентов на успешность обучения в вузе / Н.Ю. Хайлова, А.В. Сер-гиенко, П.И. Романенко, Д.А. Резникова // Молодой ученый. - 2019. - № 32. - С. 128-131. - URL: https://moluch.ru/archive/270/61942/ (дата обращения: 23.11.2019).
REFERENCES
1. Ananyev, V.A. (2007), Practicum on psychology of health: methodical manual on primary specific and nonspecific prevention, Rech, St. Petersburg, ISBN 5-9268-0527-9.
2. Rodin, Yu.I., Metelkina, D.S. and Mishina, A.V. (2018), "Psychological health of students of Junior courses of pedagogical University", Psychology. Historical and critical reviews and modern research, Vol. 7, No. 2A, pp. 90-96.
3. Khaylova, N.Yu., Sergienko, A.V., Romanenko, P.I. and Reznikova, D.A. (2019), "The Influence of students self-assessment on the success of education at the University", Young scientist, No. 32, pp. 128-131, available at: https://moluch.ru/archive/270/61942/ (accessed 23 November 2019).
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.11.2019
УДК 159.9
МОНИТОРИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА
Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, президент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Владимир Сергеевич Степанов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Тамара Васильевна Састамойнен, доктор педагогических наук, доцент, Александра Викторовна Пономарева, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Аннотация
В статье отражены проблемы психоэмоционального состояния студенческой молодежи: агрессивность, тревожность, панические атаки, особенно это касается творческих вузов. Специальные предметы, работа с мастерами в области драматургии, актерства и т. д. требует от студентов больших психоэмоциональных нагрузок. Методы психофизической релаксации на основе медитации, аутотренинга, концентрации внимания, релаксационных и дыхательных упражнений полезны, так как в процессе этих занятий интенсивно происходят процессы восстановления, прекращается ненужное расходование энергии, быстро, снимается нервное напряжение и усталость, приходит чувство покоя, внутренней и внешней гармонии. При разработке этих программ основное внимание уделять поддержке оптимального психоэмоционального состояния, что будет способствовать оздоровлению,
улучшению самоощущения, выработке способности противостоять стрессовым ситуациям, а также лучшему усвоению знаний и навыков
Ключевые слова: тревожность, стресс, психоэмоциональные нагрузки, нейротизм, агрессия, психофизическая регуляция.
PSYCHOPHYSICAL CONDITION MONITORING OF STUDENTS YOUTH OF
CREATIVE UNIVERSITY Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, president, The Lesgaft National State University of Physical Stepanov Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vladimir Sergeevich Stepanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Department chairman, Tamara Vasilievna Sastamoinen, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexandra Viktorovna Ponomareva, the senior teacher, The Saint-Petersburg State University of Film and Television
Annotation
This article highlights the problems of the psycho-emotional state of the students: aggressiveness, anxiety, panic attacks, especially at the creative universities. Special subjects, working with craftsmen in the field of playwriting, acting, etc. requires student's big psycho-emotional loads. Methods of psychophysical relaxation, based on the meditation, auto-training, attention span, relaxation and breathing exercises are useful, since during these exercises the recovery processes intensively occur, unnecessary energy consumption stops, quickly, nervous tension and fatigue are relieved, and sense of peace, internal and external harmony comes. When developing these programs, the main attention should be paid to supporting the optimal psycho-emotional state, which will contribute to healing, improving self-awareness, developing the ability to withstand stressful situations, as well as better learning of the knowledge and skills.
Keywords: anxiety, stress, psychoemotional load, aggression, psychophysical regulation.
ВВЕДЕНИЕ
Психоэмоциональные перегрузки могут привести к стрессовым ситуациям. Одними из наиболее эффективных методов профилактики негативных психоэмоциональных состояний являются занятия физической культурой, в том числе психофизической релаксацией [1, 2].
Современные темпы жизни требуют от студенческой молодёжи во время обучения в вузе все больше интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий: учебные перегрузки, сдача зачётов и экзаменов, особенно это характерно для студентов творческих вузов. Следует отметить, что ежегодно растет число студентов, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам. В исследованиях отмечается, что студенты, которые проводят за компьютером много времени, показывают повышенный уровень агрессивности, отличаются эгоизмом в отношениях с окружающими и негативизмом. Кроме того, выявлена группа студентов, которых отличает повышенная тревожность, сверхчувствительность, панические атаки. Специальные предметы, работа с мастерами в области драматургии, актерства и т.д. требует от студентов больших эмоциональных нагрузок, что отличает студентов творческих вузов.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: определить основные факторы, влияющие на психофизическое состояние человека, и оценить уровень психофизического состояния студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
Для достижения данной цели в нашем исследовании были использованы следующие тесты: тест тревожности Спилбергера-Ханина; тест Басс-Дарки; тест Айзенка [3]. Для проведения мониторинга нами из студентов 1-го курса случайным образом были сформированы две группы - юноши и девушки по 30 человек в каждой.
Уровень психоэмоционального состояния студентов в процессе обучения имеет важное практическое значение. Понимание студентами своих психоэмоциональных
состояний и умение регулировать их позволяет им повысить эффективность учебной деятельности, избежать депрессивных состояний, или, по крайней мере, предотвращать стрессовые ситуации, или разрешать их с наименьшими потерями для себя. Одним из факторов, влияющих на психическое состояние человека, является тревожность (рисунок 1).
60
40
49,4
50,6
20
0
девушки юноши
□ ситуативная тревожность □ личностная тревожность Рисунок 1 - Уровень тревожности по Спилбергеру-Ханину
В результате анализа результатов теста Спилбергера-Ханина было определено, что студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения имеют средний уровень ситуативной тревожности, как юноши, так и девушки. Высокий уровень личностной тревожности, следует отметить, как у девушек, так и у юношей. В процентном соотношении низкий уровень ситуативной тревожности выявлен у 3,3% опрошенных девушек и 15% юношей, низкого уровня личностной тревожности не выявлено. Средний уровень ситуативной тревожности был определен у 86,7% опрошенных девушек и 60% юношей. Средний уровень личностной тревожности выявлен - у 10% опрошенных девушек и 20% юношей. Высокий уровень ситуативной тревожности характерен для 10% девушек и 25% юношей. Высокий уровень личностной тревожности определен у 90% опрошенных девушек и 80% юношей.
Таким образом, можно констатировать, что большая часть респондентов (от 80 до 90%) находятся в состоянии, близком к стрессу.
Изучением психических состояний личности в учебных группах в различные периоды учебной деятельности занимались Л.М. Аболин, И. А. Васильев, Л.В. Винокурова, Г.Ш. Габдреева. Для прогнозирования возможных проявлений внешней мотивационной агрессии, что вызывается, с нашей точки зрения, отсутствием знаний для поддержания оптимального психологического состояния в процессе жизнедеятельности был проведен тест Басс-Дарки. Анализируя результаты теста Басс-Дарки, было определено, что в нашем исследовании мы приводим результаты совокупной агрессивности, в процессе обучения или работы. Агрессивность понимается как свойство личности, определяемое деструктивными тенденциями, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность представляет собой реакцию, которая развивает негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Анализируя результаты теста Басс-Дарки, суммируя показатели всех критериев, следует отметить, что 30% студентов-юношей находятся в состоянии агрессии близкой к допустимой, но у 70% юношей выявлен повышенный уровень агрессии, более высокий по сравнению с юношами уровень агрессивности - у 76,7% опрошенных девушек (рисунок 2). Одним из показателей эмоциональной устойчивости является выраженность нейротизма, который был определен тестом Айзенка (https://brainapps.ru/blog/2016/08/test-ayzenka-na-temperament/).
Эмоционально устойчивый человек, с нашей точки зрения, тот, который характеризуется отличной адаптацией, отсутствием явно выраженной напряженности, беспокойства, а также склонен к лидерству, общительности. Рассматривая эмоциональную неустойчивость в форме нейротизма, авторами подчеркивается, что она выражается в плохой адаптации в жизненных ситуациях, склонности к быстрой смене настроений,
чувстве вины и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.
70%
76,70%
30%
23,30%
100% -
80% -
60%
40% -
20%
0% -
юноши девушки
□ повышенный уровень агрессии □ уровень, близкий к допустимому Рисунок 2 - Уровень агрессивности у юношей и девушек (по тесту Басса-Дарки
Таким образом, нейротизм характеризуется эмоциональностью, импульсивностью; неровностью в контактах с людьми, изменчивостью интересов, неуверенностью в себе, выраженной чувствительностью, впечатлительностью, склонностью к раздражительности. Анализ результатов теста Айзенка по шкале «нейротизм» приведен на рисунке 3.
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
очень высокии уровень
,70% 50%
девушки
Рисунок 3 - Тест Айзенка (шкала «Нейротизм»)
Таким образом, анализ результатов комплекса тестов выявил высокий уровень личностной тревожности у 90% опрошенных девушек и 80% юношей, что говорит о стрессовом состоянии данных респондентов, участвовавших в эксперименте. Стрессовое состояние студентов может способствовать проявлению агрессивности, что было показано в результатах теста Басс-Дарки - повышенный уровень агрессивности выявлен у 76,7% девушек и 70% юношей. Эмоциональная неустойчивость по шкале нейротизма определена по тесту Айзенка: высокий и очень высокий уровень нейротизма имеют 60% девушек и 53,3% юношей. Следовательно, для сохранения психического здоровья студентов необходимо разрабатывать методики его сохранения на занятиях физической культурой, адаптируя также восточные психофизические практики.
ВЫВОДЫ
На наш взгляд, в вузе, на занятиях по физическому воспитанию следует уделять внимание самым распространенным видам психофизической регуляции (аутотренингу, медитации, концентрации внимания, дыхательным и релаксационным упражнениям), по возможности соединяя их с комплексами физических упражнений, включая упражнения постизометрической релаксации. Современные исследования показывают саморегулирующие возможности человека, которым необходимо обучить студентов в процессе занятий физическими упражнениями. В этом отношении, с нашей точки зрения, необходимо адаптировать многотысячный опыт Востока, в частности Индии.
Методы психофизической релаксации на основе медитации, аутотренинга, концентрации внимания, релаксационных и дыхательных упражнений полезны, так как в процессе этих занятий интенсивно происходят процессы восстановления, прекращается ненужное расходование энергии, быстро, снимается нервное напряжение и усталость, приходит чувство покоя, внутренней и внешней гармонии. При разработке этих программ основное внимание уделять поддержке оптимального психоэмоционального состояния, что будет способствовать оздоровлению, улучшению самоощущения, выработке способности противостоять стрессовым ситуациям, а также лучшему усвоению знаний и навыков [4]. Практиковать психофизическую релаксацию можно во время специальных занятий, так и самостоятельно, почувствовав переутомление, иногда достаточно десяти минутной медитации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арлычев, А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание / А.Н. Арлычев. - Санкт-Петербург : Наука, 1992. - 146 с.
2. Састамойнен, Т.В. Восточные оздоровительные системы психофизической рекреации : дис. ... д-ра пед. наук / Састамойнен Тамара Васильевна. - Санкт-Петербург, 2004. - 281 с.
3. Альманах психологических тестов. - Москва : КСП, 1996. - 397 с.
4. Ванькова, А. Процесс релаксации студентов на занятиях по физическому воспитанию / А. Ванькова Л. Кожевникова. - URL : http://www.rusnauka.com/1_NIO_2012/Pedagogica/2_95440.doc.htm (дата обращения: 01.11.2019).
REFERENCES
1. Arlychev, A.N. (1992), Self-regulation, activity, consciousness, Science, St. Petersburg.
2. Sastamoinen, T. V. (2004), Eastern wellness systems for psychophysical récréation, dissertation, St. Petersburg.
3. Almanac of Psychological Tests (1996), KSP, Moscow.
4. Vankova, A. and Kozhevnikova, L. (2012), "The process of relaxation of students in physical education classes", available at: www.rusnauka.com/1_NI0_2012/Pedagogica/2_95440.doc.htm.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.11.2019
УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Станислав Сергеевич Тютин, старший преподаватель, подполковник полиции, Воронежский институт Министерства внутренних дел России; Николай Анатольевич
Вареников, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Евгеньевна Попова, кандидат биологических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры; Александр Александрович Обухов, старший преподаватель, подполковник полиции, Воронежский институт Министерства внутренних дел России
Аннотация
В статье проведен анализ типа темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, эмоциональной устойчивости, основных форм агрессии и враждебности курсантов юридического факультета Воронежского института МВД РФ. Показано, что будущие сотрудники полиции являются экстравертами со средним или низким уровнем нейротизма, чувством вины и негативизма, высокими значениями индексов агрессивности и враждебности. Изучение психологических особенностей личности может явится основой для составления профессиограммы будущих полицейских с целью эффективного выбора профессиональной принадлежности.
Ключевые слова: психологические особенности, сотрудники полиции, профессия.