ное пространство субъекта посредством приобщения к ценностным ориентирам и привнесения их во внутренний мир формирующейся личности.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.05.2014.
УДК 378.178
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Роман Владимирович Малашенков, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях к партнерам и совместим с очень разными людьми. В качестве педагогического метода развития коммуникативной толерантности было предложено включить в учебные занятия по гимнастике в заключительной части его - дыхательные упражнения, аутотренинг, концентрация внимания на развиваемых личностных качествах, медитация по методике сахаджа йоги.
Ключевые слова: коммуникативная толерантность, педагогический процесс, дыхательные упражнения, медитация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p93-94
DEVELOPMENT METHODOLOGY FOR THE COMMUNICATIVE TOLERANCE AMONG THE STUDENTS OF HIGHER SCHOOLS WITH ATHLETIC
ORIENTATION
Roman Vladimirovich Malashenkov, the senior teacher,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
A person with high level of communicative tolerance is fairly balanced, predictable in relations to partners and compatible with very different people. As a pedagogical method of development of communicative tolerance author proposed to include in the gymnastics training classes in the final part of it -breathing exercises, autogenic training, focusing on developing of the personal qualities, and meditation according to the methodology of Sahaja yoga.
Keywords: communicative tolerance, pedagogical process, breathing exercises, meditation.
Одним из важнейших профессионально важных качеств в подготовке специалистов в вузе физкультурной направленности является развитие коммуникативной толерантности.
Под коммуникативной толерантностью понимается духовное и физическое состояние индивида, координирующее определенный тип его взаимоотношений с партнерами по общению, включающее в себя ценностные характеристики личности, способствующие формированию и развитию толерантного общения.
Развитие коммуникативной толерантности студентов вузов физкультурной направленности мы понимаем как специально организованный педагогический процесс целенаправленного личностного развития студента. В его основе - выявление, изучение и совершенствование индивидуальных особенностей студентов, развитие интроспекции и трансформация таких личностных качеств, как агрессивность, раздражение, негативизм, подозрительность в качества - эмпатии, доброжелательности, позитивного восприятия окружающего мира, внутреннего спокойствия, удовлетворенности собой и окружа-
ющим миром, характерных для проявления коммуникативной толерантности. Для определения направлений педагогической деятельности в формировании коммуникативной толерантности студентов будущих специалистов отрасли «Физическая культура и спорт», нами были учтены их особенности: социально-возрастные, психологические, индивидуальные, установленные на основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов проведённых нами исследований. В результате анализа результатов тестов А. Басс - А. Дарки, Айзенка, Т. Лири, Айзенка и Меграбян - Эпштейна [1] было определено что индекс враждебности по шкалам А. Басс - А. Дарки как у женщин (8,6), так и у мужчин (8,7) выше нормы (6-7), что создает трудности в общении; при анализе результатов теста Т. Лири были выявлены средние показатели, но приближенные к верхнему порогу таких шкал, как авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, что соответствует адаптивному поведению респондентов как женщин а так же и мужчин. С нашей точки зрения, выявленные показатели тестов требуют педагогического воздействия для уменьшения агрессивности, эгоистичности и подозрительности студентов; высокий уровень нейротизма определен по тесту Айзенка у мужчин и женщин (выше 14) что свидетельствует об эмоциональной нестабильности респондентов, перепадах настроения, тревожности, мнительности; Низкий уровень развития эмпатии выявлен у 85% группы мужчин 45 баллов, (низкий менее 57) и средний уровень (от 57 до 80) у 9% группы женщин. В качестве педагогического метода развития коммуникативной толерантности нами были включены в учебные занятия по гимнастике в заключительной части его -дыхательные упражнения, аутотренинг, концентрация внимания на развиваемых личностных качествах, медитация по методике сахаджа йоги [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб. : Питер, 2007.
- 512 с.
2. Састамойнен, Т.В. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации / Т.В. Састамойнен, В.У. Агеевец // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5. - C. 47-50.
REFERENCES
1. Eliseev, O.P. (2007), Workshop on the psychology of the personality, publishing house “Peter”, St. Petersburg.
2. Sastamoinen T.V. and Ageevets V.U. (2004), “Implementation of the health systems of yoga in practice mental and physical recreation”, Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 47-50.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.02.2014.
УДК 796.853.26
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ БЫСТРОТЫ ДИЗЪЮНКТИВНЫХ РЕАГИРОВАНИЙ В КАРАТЭ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАЗЕРНОГО ТРЕНАЖЕРА-СТИМУЛЯТОРА ВИЗУАЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАГИРОВАНИЙ
Иван Николаевич Мандыч, соискатель,
Юрий Леонидович Орлов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры спорта молодежи и
туризма (РГУФКСМИТ), Москва
Аннотация
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику тренировки быстроты дизъюнктивных реагирований, позволяющую улучшить показатели реакции у спортсменов 14-15 лет занимающихся на этапе начальной спортивной подготовки в спортивном карате.