Мониторинг правонарушений экстремистской направленности, совершаемых на основе радикальной религиозной идеологии, и противодействие им
ДЕНИС ВЛАДИМИРОВИЧ ИВАНОВ,
слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
Monitoring and Countering Extremist Offenses committed on the Basis of Radical religious Ideology
DENIS VLADIMIROVICH IVANOV,
Listener of the 2nd Faculty
(Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia)
Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
УДК 316.6
Аннотация. В настоящей статье затрагиваются наиболее актуальные аспекты мониторинга правонарушений экстремистской направленности, совершаемых на основе радикальной религиозной идеологии, и противодействия им. Проведен анализ текущей ситуации на российской и международной арене, а также современных инновационных методик и форм, применяемых органами государственной власти при осуществлении превенции религиозного экстремизма; даны предложения по оптимизации системы противодействия правонарушениям, совершаемым на основе религиозной идеологии.
Annotation. This article touches upon the most relevant aspects of monitoring extremist offenses committed on the basis of radical religious ideology and countering them. The analysis of the current situation in the Russian and international arena, as well as modern innovative methods and forms used by public authorities in the prevention of religious extremism is carried out; proposals are made to optimize the system of countering offenses committed on the basis of religious ideology.
Ключевые слова и словосочетания: религиозный Keywords and phrases: religious extremism; counterac-экстремизм; противодействие; мониторинг; официаль- tion; monitoring; official warning; religion. ное предостережение; вероисповедание.
Экстремизм продолжает оставаться одной из самых злободневных проблем в современном мире. Зачастую проблемы националистических и радикально религиозных взглядов базируются на исторически сложившихся проблемах и вызовах, с которыми сталкивается большинство стран.
Отличительной особенностью современного экстремизма является его многоаспект-ность [1]. Так, во многих случаях вопросы, связанные с толкованием отдельных догматов религиозных учений (например, среди шии-тов-зейдитов, относящихся к течению хуситов (направление ислама, признанного Советом сотрудничества арабских государств Персид-
ского залива в качестве террористической группировки)), используются сторонами в качестве причин и условий, способствующих эскалации конфликтов на национальной, политической, экономической и в том числе криминальной почве (например, наркотрафик).
Кроме того, в современном мировом сообществе отсутствует единое понимание экстремистской деятельности. В связи с этим одно явление, резко негативно характеризующееся в одной из стран, может быть воспринято совершенно нейтрально или даже позитивно в другой стране или даже группе стран (например, деятельность палестинского исламского движения ХАМАС).
Также имеет место и смешанный радикализм. Одновременно пытаясь проявить свою самостоятельность, некоторые этнические группы (анклавы) ведут внешнюю политику, сочетая националистические и религиозные аспекты (например, запрещенная во многих странах мира Рабочая партия Курдистана).
Необходимо отметить, что идеи радикального религиозного экстремизма могут также применяться и для разрешения различных внутригосударственных, межэтнических и межконфессиональных вопросов. При этом радикальный религиозный радикализм может применяться и в качестве повода для совершения правонарушений, вуалируя тем самым истинный мотив противоправных действий (например, подстрекательство к групповым нарушениям общественного порядка может скрывать корыстный и хулиганский мотив совершения подобных правонарушений).
Вопросы религии всегда были наиболее тонкими аспектами взаимоотношений различных этнических групп. Любое давление на социальный сегмент религиозной идентификации может иметь неуправляемые последствия, в связи с чем неоднократно отмечались факты применения технологий радикального религиозного экстремизма в незаконных действиях общественно-политического характера.
В соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Российская Федерация продолжает оставаться привлекательным для мировой миграции государством, так как является по своей
сути государством, основанном на мультикуль-турализме.
Процедура реализации свободы вероисповедания в Российской Федерации регулируется в соответствии с положениями Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»1.
В соответствии с положениями указанного федерального закона любое лицо, пребывающее на территории Российской Федерации, вправе осуществлять вероисповедание как лично, так и посредством взаимодействия с различными религиозными объединениями, в том числе и иностранными представительствами зарубежных религиозных организаций.
В ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» дается понятие экстремистской деятельности (экстремизма)2, под которым, в числе прочих проявлений радикализма, понимается возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, то есть действия, направленные на разжигание вражды в социуме.
По данным официальной статистики, в 2021 г. на территории Российской Федерации был зафиксирован рост правонарушений экстремистской направленности (+26,9 %). Если в 2020 г. имели место 7 нападений по мотивам расовой и религиозной розни, то только за 8 месяцев 2021 г. их было зафиксировано уже 17 [4].
Одной из отличительных особенностей текущей ситуации в сфере религиозного экстремизма в Российской Федерации является рост числа массовых силовых конфликтов, среди которых можно выделить противостояния на основе межконфессиональной и межнациональной розни.
Только за 9 месяцев 2021 г. было зафиксировано 7 массовых силовых конфликтов между представителями разных этнических групп, имевшие явный религиозный подтекст. При этом только в Москве подобных крупных конфликтов было установлено четыре [2].
Однако статистика не отражает в полной мере всю проблематику ситуации.
Отсутствие корректной статистики в указанном направлении может быть вызвано рядом факторов:
1) высокой латентностью указанных правонарушений; как было отмечено ранее, многие из них скрываются за иными противоправны-
1 О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
2 О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. С. 3031.
ми действиями и актами (как, например, противостояние по мотивам религиозной или этнической розни может быть выражено в актах вандализма, хищениях, хулиганстве, причинении имущественного ущерба в результате повреждения или уничтожения чужого имущества с причинением значительного ущерба потерпевшему);
2) неверной квалификацией действий правонарушителей (зачастую при совершении сопредельных правонарушений некоторые действия злоумышленников могут трактоваться в сторону менее серьезных правонарушений (например, совершение преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ (побои, совершенные по мотивам религиозной розни), рассматривается уполномоченными должностными лицами как административное правонарушение, предусмотренное ст.6.1.1 КоАП РФ);
3) разрозненной правовой статистикой (отсутствие единого механизма к градации информации о совершенных противоправных действиях, содержащих в себе признаки религиозного экстремизма).
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, как никогда остро встают вопросы мониторинга, профилактики и противодействия правонарушениям, имеющим под собой идеологии радикального религиозного экстремизма.
Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г.1 предусмотрено создание единого информационного пространства в области мониторинга экстремизма, которое будет распространяться на широкий круг субъектов профилактики: от правоохранительных органов до учреждений Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федерального агентства по делам национальностей.
В рамках реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»2 предусмотрено создание как Единого реестра запрещенных экстремистских организаций на базе площадок Министерства юстиции Российской Федерации, так и инновационных систем мониторинга конфликтного и предконфликтного
1 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: утверждена Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 г. № Пр-2753. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня 2019 г. № 7. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
поведения, а также Единого регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации.
Безусловно, введение инновационных способов мониторинга, в том числе и с применением технологий искусственного интеллекта, позволит субъектам профилактики получать актуальные и своевременные сведения о готовящихся, совершаемых или совершенных противоправных деяниях, имеющих признаки религиозного экстремизма. Кроме того, новейшие системы мониторинга будут учитывать и интернет-активности экстремистского характера, в том числе и своевременно выявлять предконфликтные ситуации на стадии их подготовки, что, конечно, является инновационным аспектом в современных условиях высокой экстремистской напряженности.
Отдельного внимания также заслуживает и деятельность органов исполнительной власти, и прежде всего органов внутренних дел, по профилактике религиозного экстремизма в сети Интернет.
Осуществление превенции правонарушений, связанных с распространением крайне-радикальных религиозных течений в информационно-телекоммуникационных сетях и телеграмм-каналах, охватывает достаточно широкий спектр деятельности органов исполнительной власти и требует комплексного подхода при ее реализации [3].
Также важным аспектом в указанном сегменте выступает применение современных информационных технологий и технологических решений, направленных на обобщение, систематизацию и анализ сведений о готовящихся, совершаемых и совершенных актах религиозного экстремизма [5]. Например, широкое распространение получило применение искусственного интеллекта, чат-ботов и специальных алгоритмов, способных распознать экстремистский контент в текстовых файлах или пабликах, размещаемых в свободном для пользователей сетей доступе посредством анализа через грамматические связи слов в тексте.
Практика внедрения особенностей искусственного интеллекта в сферу профилактики правонарушений доказывает актуальность и важность данного направления в области предупреждения радикального религиозного экстремизма в цифровом пространстве.
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. №182-ФЗ «Об основах системы профилактики
правонарушений в Российской Федерации»1 предлагает исчерпывающий перечень форм профилактики. Одной из инновационных форм профилактики, ставшей доступной для органов внутренних дел с 2020 г., выступает официальное предостережение (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Основания и порядок объявления предостережения регламентируются требованиями приказа МВД России от 4 марта 2020 г. №1192.
Наравне с уже устоявшимися формами общей профилактики (профилактической беседой, профилактическим учетом, правовым информированием и административным надзором) указанная форма профилактического воздействия в арсенале органов внутренних дел позволяет осуществлять превенцию радикализма на ранних стадиях, в частности при возникновении объективных предпосылок антиобщественного поведения (то есть действий, не относящихся к преступным и не являющихся административным правонарушением).
Состоятельность применения официального предостережения в отношении лиц, представляющих профилактический интерес, была доказана органами прокуратуры и Федеральной службой безопасности. По сути, предостережение представляет собой административный запрет на совершение отдельных действий, которые формально могут повлечь совершение правонарушений или наступление негативных последствий. В случае игнорирования лицом, в отношении которого вынесено предостережение, установленных ему предписаний, оно подлежит ответственности за невыполнение законных требований представителя власти в соответствии с главой 19 КоАП РФ.
Кроме того, следует отметить и комплексные меры по противодействию религиозного экстремизма на современном этапе, к которым можно отнести:
1 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 26. Ч. 1. Ст. 3851.
2 О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения: приказ МВД России от 4 марта 2020 г. № 119.
1) меры по совершенствованию действующего уголовного и административного законодательства Российской Федерации;
2) государственную национальную политику в части улучшения межконфессиональных и межэтнических отношений;
3) оптимизацию системы взаимодействия государственных органов и религиозных объединений;
4) общий государственных контроль (надзор) за деятельностью религиозных объединений;
5) организацию и совершенствование системы межведомственного взаимодействия в вопросах противодействия религиозному экстремизму.
Немаловажным фактором, способствующим предупреждению противоправного поведения, выступает взаимодействие с институтами гражданского общества, неправительственными организациями и религиозными объединениями. Так, в ряде субъектах Российской Федерации, входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, поддерживаются и развиваются социальные структуры, направленные на укрепление межрелигиозного и межэтнического доверия (например, деятельность Союза народов Ставрополя за мир на Кавказе).
Кроме того, существуют и уникальные проекты. Так, во многих субъектах Российской Федерации создаются межведомственные комиссии по противодействию экстремизму. В состав подобных комиссий входят органы государственной власти, местного самоуправления и представители общественных объединений правоохранительной направленности. Следует отметить, что опыт работы такого рода комиссий довольно невелик, так как фактически отсутствует четкое понимание функций, которые на них возложены, однако, несмотря на изложенные аспекты, профилактические мероприятия, в том числе и связанные с мониторингом интернет-пространства, позволяют расставлять акценты на наиболее важных аспектах, характеризующих оперативную обстановку на территории, а также оказывают реальную помощь правоохранительным органам в области превенции религиозных конфликтов.
Рассмотренные в настоящей статье формы мониторинга и противодействия религиозному экстремизму не являются исчерпывающими, однако их применение органами государственной власти доказало свою состоятельность на текущем этапе противостояния религиозному экстремизму на территории Российской Федерации.
Список литературы:
1. Гринько С. Д. Организационно-правовые основы противодействия экстремизму // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 4.
2. Проявления агрессивной ксенофобии радикального национализма в Российской Федерации в январе — августе 2021 года: доклад Московского бюро по правам человека. URL: https://vid-1.ria.ru/ig/ pressmia/2021/20211025_xeno-report-2021. pdf (дата обращения: 20.05.2022).
3. Румянцев Н. В., Шамсунов С. Х. Некоторые вопросы противодействия распространению идеологии религиозного экстремизма
и террористической угрозы в современных условиях: опыт и проблемы правового регулирования // Человек: преступление и наказание. 2020. № 1.
4. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2021 года // Официальный сайт МВД России. URL: https://media.mvd. ru/files/application/2315310 (дата обращения: 10.05.2022).
5. Яхонтова О. С. Экстремизм: генезис и предупреждение // Научный портал МВД России. 2019. № 4 (36).