Научная статья на тему 'Мониторинг образовательного процесса как фактор повышения качества в системе дополнительного профессионального образования'

Мониторинг образовательного процесса как фактор повышения качества в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2238
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ / КАЧЕСТВО / МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / IMPROVEMENT OF EXPERTS PROFESSIONAL SKILL / QUALITY / MONITORING OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калмазан А. В.

Мониторинг рассмотрен как один из факторов обеспечения качества повышения квалификации специалистов и описывается с точки зрения компонентов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калмазан А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING EDUCATIONAL PROCESS AS THE FACTOR OF QUALITY IMPROVEMENT IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

The article is devoted to monitoring consideration as one of factors of quality maintenance of experts professional skill improvement. Monitoring is described from the view point of educational process components.

Текст научной работы на тему «Мониторинг образовательного процесса как фактор повышения качества в системе дополнительного профессионального образования»

УДК 37.018.46

А. В. Калмазан

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мониторинг рассмотрен как один из факторов обеспечения качества повышения квалификации специалистов и описывается с точки зрения компонентов образовательного процесса.

Ключевые слова: повышение квалификации специалистов, качество, мониторинг образовательного процесса.

Задачей педагогического подхода к качеству образования является адаптация образования к новым социально-экономическим условиям с учетом баланса интересов всех субъектов образовательного процесса.

Потребность системного обновления знаний, умений, приобретенных в процессе профессиональной подготовки специалистов в высшем учебном заведении, формирования у них востребованных компетенций актуализирует развитие системы дополнительного профессионального образования в целом и институтов повышения квалификации специалистов в частности.

Сегодня получение качественного образования во многом определяет востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в быстро изменяющихся социально-экономических условиях. В конечном счете качество образования имеет определяющее значение для построения личной профессиональной траектории развития специалиста.

В выборе направлений деятельности современного института повышения квалификации, по мнению М. В. Горемыко, Ю. Г. Юрьевой, важное место занимает изучение регионального рынка образовательных услуг, отраслевых потребностей, рынка труда, требований основных потребителей образовательных услуг.

Современные исследователи считают, что успешная деятельность института повышения квалификации в современных социально-экономических условиях, как и любого другого образовательного учреждения, не возможна без эффективного функционирования системы обеспечения качества образовательного процесса.

Основываясь на научных работах в области качества А. Г. Бермуса, В. А. Болотова, В. А. Каль-нея, Н. А. Селезневой, В. С. Шишова и др., мы трактуем понятие «система обеспечения качества образовательного процесса» как комплекс средств и способов организации деятельности управляющей и управляемой подсистем, который обеспечивает целенаправленное изменение образовательного процесса с целью придания ему свойств, гарантирующих удовлетворение общественных и лич-

ностных потребностей и государственных требований по подготовке специалистов с заданными показателями качества.

Образовательный процесс рассматривается как система - совокупность взаимодействующих и взаимозависимых компонентов. Опираясь на исследования И. П. Подласого, выделяются следующие компоненты образовательного процесса: целевой, содержательный, деятельностный и результативный.

Качество образования, с точки зрения современных исследователей, определяется: 1) влиянием различных участников образования на определение целей и проектирование новых форм образования; 2) возможностью реализации каждым из субъектов своих представлений об образовании и проектов его изменения и др. [1, с. 23]. Для удовлетворения требований всех участников образовательного процесса, достижения новых образовательных результатов необходимо обладать достаточно точными данными о фактических результатах образовательного процесса, владеть информацией о состоянии и тенденциях развития теории и методики повышения квалификации специалистов, иметь представление о динамике качества образования. На основе анализа этих данных возможна выработка мер по повышению качества и эффективности образования.

Одним из востребованных методов получения информации о состоянии и качестве образовательного процесса в настоящее время является мониторинг - «регулярное, протяженное во времени отслеживание с помощью диагностики» [2, с. 32]. Особую роль в освещении теоретико-философских основ мониторинга качества образования в России сыграли работы по теории и практике В. И. Андреева, Л. А. Башариной, М. Е. Бершадского, Д. Вилм-са, П. В. Голубкова, В. Г. Горб, В. В. Гузеева, А. Н. Майорова, В. Г. Попова, А. И. Севрук, А. И. Субетто, Е. А. Юниной, Г. П. Юрьевой и др.

Исследователи выделяют следующие виды мониторинга: информационный (сбор, накопление, систематизация информации); фоновый (выявление проблем до того, как они станут осознанными на уровне управления); проблемный (выявление

закономерностей, процессов и проблем, которые существенны с точки зрения управления (осуществляется по заказу органа управления); управленческий (отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов решений, принятых в области управления).

Каждый из видов мониторинга оценивает какой-либо аспект образовательной деятельности. Между тем в процессе управления качеством образования принципиальную роль играет системность: оценка качества образования не только как процесса, но и как последствий результата обучения.

Национальные системы оценки качества образования, существующие в настоящее время в различных странах, по мнению В. Сенашенко и Г. Ткач, отличаются по многим параметрам, но, несмотря на это, оценка качества осуществляется в них по двум взаимосвязанным контурам: внутренний (самооценка) и внешний [3].

Внешняя оценка качества образовательного процесса производится как на федеральном уровне (соответствие критериям и стандартам качества, требованиям аккредитации), так и на уровне связей образовательного учреждения со своими партнерами, производством, социальной сферой, местной властью, другими учреждениями системы образования (соответствие существующим потребностям) [4].

Внутренняя оценка качества диагностируется по двум направлениям: 1) анализ элементов образовательного процесса (профессорско-преподавательский состав, качество образовательных программ, технологий, ресурсного обеспечения и др.); 2) определение уровня эффективности управления (качество целей, качество организации учебного процесса, управления персоналом, мониторинга и др.).

Построение системы качества образования на основе двух контуров позволяет решить задачу, стоящую сегодня перед ИПК: приведение в соответствие уровня качества образования к требованиям заказчика и потребителей образовательного процесса, в роли которых выступают как сами обучающиеся, так и учреждения-работодатели, общество и государство в целом. Системный мониторинг качества образования по внешнему и внутреннему контурам позволяет не только получать объективные данные, выявлять проблемные «зоны» и «точки роста», сформировать на основе полученных результатов задачи, связанные с совершенствованием системы управления качеством образовательного процесса, но и поддерживать эффективную систему управления качеством повышения квалификации специалиста с учетом специфических особенностей сферы его деятельности, а также и направления повышения квалификации.

Мониторинг образовательного процесса, согласно его компонентам (целевому, содержательному, деятельностному, результативному), проводится на следующих стадиях: 1) определение образовательной потребности и целей обучения; 2) проектирование (разработка) и планирование обучения; 3) проведение обучения; 4) оценка результатов обучения. При этом принимаемые управленческие и педагогические решения должны опираться на конкретный анализ всех аспектов образовательного процесса. С этой целью был использован социологический метод определения качества: изучение востребованных направлений обучения на региональном и отраслевом уровнях, сбор мнений потребителей образовательных услуг путем опроса слушателей с помощью отзывов и подготовленных анкет-опросников для работодателей.

При разработке инструментария мониторинга использовался опыт: труды Исследовательского центра проблем качества, публикации исследователей Российского университета дружбы народов, Института развития дополнительного профессионального образования, Центрального института повышения квалификации (Обнинск) и др.

Поскольку АНО «Сибирский институт повышения квалификации» (далее - Институт) осуществляет свою деятельность с 1980 г. и поддерживает долгосрочные отношения с рядом предприятий, то такое сотрудничество позволило Институту наладить оперативный обмен информацией по повышению квалификации специалистов с отделами кадров организаций-заказчиков и руководителями подразделений предприятий.

Схема процесса «Планирование повышения квалификации, его проведение, оценка качества и результативности» (рис. 1) описывает систему планирования и проведения образовательного процесса с предприятиями, с которыми у Института установлены долгосрочные отношения, и содержит указание на необходимость точной формулировки целей обучения (блок 2), которые должны в итоге быть связаны с ожидаемыми результатами (блоки 8 и 9).

Придерживаясь позиции Ю. Н. Селезнева в области качества, считаем, что от правильности поставленных целей - качества целей (четко сформулированных требований в видении процесса) зависит качество результата образования [5]. Особенно это актуально для учреждений ДПО, поскольку они имеют возможность наиболее гибко отвечать предъявляемым требованиям работодателей, слушателей.

Потребности общества в сфере производства предстают в персонифицированной форме работодателя. Работодателями как заказчиками образовательных услуг наиболее востребована подготовка работников к практической деятельности (умение применять полученные знания и умения), способ-

Рис. 1. Процесс «Планирование повышения квалификации, его проведение, оценка качества и результативности» в Институте

ность принимать решения и работать в коллективе (командность / корпоративность), быстро наращивать, менять квалификации, способность к переобучению и умение оперативно формировать необходимые навыки и приобретать знания. В выявлении целевых позиций слушателей часто играет роль то, направлены ли они руководством в обязательном порядке или проходят повышение квалификации по личной инициативе. В последние годы увеличивается процент слушателей, проходящих повышение квалификации по личной инициативе. Сопоставительный анализ показал, что 34,7 % слушателей меняют мотив повышения квалификации «требование работодателя» на «профессиональное саморазвитие». Слушатели желают, как правило, максимально в короткие сроки и с минимальным отрывом от производства освоить программу повышения квалификации так, чтобы полученные знания и навыки удовлетворяли запрос работодателя и соответствовали потребности собственного профессионального развития. Образовательное учреждение ставит своей целью развитие компетен-

тности специалистов, предоставление качественной услуги с учетом требований всех заинтересованных сторон и, как следствие, повышение привлекательности на рынке образовательных услуг, увеличение контингента слушателей, получение экономической выгоды.

Организация выявления образовательных потребностей осуществляется на основе поддержания регулярной коммуникации с отделами кадров предприятий, с которыми поддерживаются долгосрочные отношения, на совещаниях с представителями ассоциаций, в которые входит Институт, путем опроса либо предложений по обучению крупных предприятий региона, регистрации заявок слушателей на обучение. Выявление образовательных потребностей и актуализация задач ИПК представляют первую часть целевого компонента образовательного процесса (блок 1). В процессе выявления потребностей регистрируются потребности в новых направлениях обучения, формах обучения, предоставляемых Институтом, включение новых тем в существующие программы обучения. На вхо-

де определяется перечень целей работодателя и слушателя, что представляет вторую часть целевого компонента (блок 2). Оценка достижения поставленных целей, как указывалось выше, проводится на этапе реализации результатирующего компонента (блоки 8 и 9).

Далее для согласования требований в области повышения компетенций слушателей кадровыми службами и Институтом проводится определение несоответствия между уровнем существующей квалификации, компетенциями специалиста и требованием предприятия (рис. 2).

Комплекс процессов, представленных на рисунке 2, отражает совместную деятельность ИПК и предприятия, проводимую на этапе подготовки программ повышения квалификации. На основе нормативных документов соответствующей отрасли (сферы деятельности организации) определяются требования к квалификации сотрудников. Руководителями отделов предприятия, кадровой службой и специалистами ИПК определяется перечень компетенций, необходимых для группы сотрудников, занимающих определенную должность. На данном этапе составляется либо пересматривается «квалификационная карта» и «карта компетенций». Руководители отделов анализируют, какие компетенции отсутствуют либо являются недостаточно сформированными у специалистов для зани-

Процесс

Определение требований к квалификации и компетентности специалиста

Требования к квалификации и компетенции

Процесс

Проведение

анализа

существующей

квалификации

и компетенции

работника

Процесс

Определение расхождений квалификации и компетенции работника

маемой должности. Принимается решение либо о повышении квалификации специалистов, либо другие административные решения. Данные о требованиях к квалификации, несоответствии имеющихся и востребованных компетенций передаются в учебный отдел Института.

На основе расхождения квалификационных характеристик и имеющихся компетенций у работников совместно Институтом и работодателем формулируются требования к повышению квалификации для включения актуальных вопросов в программу повышения квалификации. Уточняются стратегические цели развития предприятий / отделов предприятий, рассматриваются пожелания самих слушателей (блоки 3 и 4), что отражается на содержании обучения и соответствует содержательному компоненту образовательного процесса.

В качестве компонента внутренней оценки в разработанном Институтом «Положении о дополнительном профессиональном образовании» указаны критерии оценки качества образовательной программы, разработаны памятки, а также выработаны согласованные критерии подготовки к проведению лекционных и лабораторных занятий со слушателями, создан перечень требований к учебно-методическим изданиям и др. Поскольку к проведению занятий часто привлекаются специалисты из сферы производства, учебным отделом прово-

Переченъ расхождений в квалификации и компетенции

Процесс

Определение решений для устранения расхождений в квалификациях и компетенциях

Другие

решения

Повышение квалификации

Существующая Процесс

квалификация Разработка

и сформированные программы

компетенции обучения

Программа

обучения

Рис. 2. Определение несоответствия между уровнем существующей квалификации, компетенциями специалиста и требованием предприятия

дятся методические занятия с преподавателями.

В течение повышения квалификации и по его окончании в Институте слушателям предлагается заполнить отзывы, направленные на анализ образовательного процесса (владение преподавателем материалом и доступность изложения, структурирование материала с помощью схем, таблиц, использование презентации, отражение актуальных вопросов в содержании программы, замечания и предложения по содержанию программы и др.) и его обеспечения (методическое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое обеспечение) (блок 6). Преподаватели, задействованные в учебном процессе, имеют возможность ознакомиться с результатами промежуточного и итогового мониторинга, что позволяет им при продолжительности курса свыше двадцати четырех часов оперативно скорректировать свою деятельность: включить рассмотрение востребованных слушателями вопросов, подобрать необходимый иллюстративный материал и др. либо учесть полученные результаты отзывов в дальнейшем. Предложения слушателей как специалистов в своем направлении по совершенствованию организации и содержания курсов повышения квалификации имеют особую ценность для обеспечения качества образовательного процесса и входят в деятельностный компонент. И если анкеты кадровых служб чаще всего опрашивают специалиста, чему и как его учили, доволен ли он процессом, в единичных случаях специалист отчитывается о повышении квалификации в форме отчета, который оценивается в соответствии с выданным заданием на обучение, руководство утверждает отчет и сведения поступают в службу развития персоналом, то в цели педагогического мониторинга для образовательного учреждения входит разработка методик определения качества повышения квалификации специалистов, анализ показателей удовлетворенности обучением, коррекция проблемных элементов образовательного процесса.

Блок 7 «Деятельность специалиста на рабочем месте» и блок 8 «Оценка результативности повышения квалификации слушателя на уровне поведение -результат» предусматривают совместную работу руководителя, кадровых служб и сотрудников образовательного учреждения (сбор и систематизация инфор-

мации для подтверждения пригодности программ, методик обучения) для наиболее полного видения результативности образовательного процесса. Данные блоки относятся к обеспечению результатирующего компонента образовательного процесса.

При оценке результативности рассматривается «результат повышения квалификации» - специалист с «добавленными знаниями, умениями, навыками» [6, с. 43]. Поскольку оценка результативности обучения - это пролонгированный процесс, работодатель заполняет анкету, где указывает сведения о результатах деятельности сотрудника, прошедшего повышение квалификации, по разным критериям за периоды: месяц после обучения / три месяца (какие цели, поставленные до начала повышения квалификации, достигнуты, улучшилась ли работа специалиста, какие еще вопросы можно осветить в дальнейшем при повышении квалификации специалистов данного направления и др.). Структура анкеты для работодателя разработана и регулярно совершенствуется учебным отделом Института. Анкеты, заполненные работодателями, дополняются и передаются кадровыми службами предприятий для систематизации полученной информации в Институт. На основании анализа делаются рекомендации по изменению и актуализации образовательного процесса в совместных интересах работодателя и сотрудников Института.

Осуществление мониторинга на уровне каждого компонента является неотъемлемой частью механизма управления качеством образовательного процесса. Внешняя оценка служит важным критерием для внутренней модернизации. Анализ отзывов слушателей и анкет работодателей за последние несколько лет позволили внести позитивные изменения в процесс взаимодействия Института с предприятиями-заказчиками, улучшить качество программ повышения квалификации с позиции соответствия требованиям работодателей и потребностям слушателей. Достоинство же проведения мониторинга на различных этапах заключается в своевременной оценке и обнаружении ухудшения качества образовательного процесса, а не только на конечном этапе реализации, когда процесс уже завершен и нет возможности что-либо изменить, а в тех точках, когда еще можно произвести коррекцию нежелательных явлений.

Список литературы

1. Веснина Л. В. Тенденции изменений в современном образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. № 2. С. 17-23.

2. Димура И. Н., Майоров А. Н. Мониторинг в образовании: социологический, психологический и педагогический. СПб.: Образование и культура, 1998. Кн. 2. Опыт проведения и результаты - 1992-1996 гг. 439 с.

3. Сенашенко В., Ткач Г. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 25-34.

4. Гущина Е. С. Организация управления системой дополнительного профессионального образования. Опыт Российского университета дружбы народов / сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. «Модернизация и развитие системы дополнительного профессионального образования». Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008. С. 39-43.

5. Селезнев Ю. Н. Системный подход к повышению квалификации персонала атомного энергопромышленного комплекса России. Обнинск: ФГОУ «ГЦИПК», 2007. 280 с.

6. Солодкова М. И. и др. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования. М.: «Владос», 2009. 318 с.

Калмазан А. В., младший научный сотрудник, аспирант.

Сибирский институт повышения квалификации.

Ул. Народная, 7/1, г. Новосибирск, Новосибирская область, Россия, 630075.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 06.10.2010.

A. V. Kalmazan

MONITORING EDUCATIONAL PROCESS AS THE FACTOR OF QUALITY IMPROVEMENT IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

The article is devoted to monitoring consideration as one of factors of quality maintenance of expert’s professional skill improvement. Monitoring is described from the view point of educational process components.

Key words: improvement of experts professional skill, quality, monitoring of educational process.

Siberian Institute of Advanced Training.

Ul. Narodnaya, 7/1, Novosibirsk, Novosibirsk region, Russia, 630075.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.