Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ МЫСЛЕТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК АКТИВАТОР УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

МОНИТОРИНГ МЫСЛЕТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК АКТИВАТОР УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛЕТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилова Ирина Сергеевна, Градалева Елена Михайловна

Рассмотрены эффективные средства обучения, которые активизируют учебно-познавательную деятельность курсантов и развивают их мыслетехнические способности. Приводится методика и средства для проведения мониторинга, по средствам которого отслеживается состояние мыслетехнических способностей курсантов военного вуза. В результате анализа оценивается эффективность последовательного освоения курсантами учебного материала по отдельно взятой теме дисциплины «физика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курилова Ирина Сергеевна, Градалева Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THINKING ABILITY AS AN ACTIVATOR EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITIES OF COURSANTS IN A MILITARY UNIVERSITY

Effective teaching tools that activate the educational and cognitive activity of cadets and develop their mental and technical abilities are considered. The methodology and means for monitoring are given, by means of which the state of the mental and technical abilities of cadets of a military university is monitored.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ МЫСЛЕТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК АКТИВАТОР УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Новый материал слушатели изучают с опорой на оперативную память, о чем свидетельствует тот факт, что к следующему занятию, даже при условии заданного на закрепление упражнения, практического задания, например, по дисциплине «Русский язык в деловой документации», обучаемые практически не помнят основных правил и формулировок, плохо воспроизводят услышанное и записанное. Причина этому - совершенно нетренированная память обучаемых. При выполнении зданий современные молодые люди находят в Интернете готовые ответы и умственно не напрягаются, поэтому и память не тренируется. В этой связи даже появилось такое понятие, как «цифровая амнезия» - зная, что информацию можно найти в режиме «онлайн», обучаемые склонны запоминать меньше [7]. Но русский язык - дисциплина, оперирующая конкретными знаниями [2] и фактами и здесь проблема клипового мышления может быть ощущается не так остро. Что касается таких дисциплин, как психологическая подготовка или различные отрасли права, то они требуют скорее теоретического осмысления, понимания системы науки, изучения ее во взаимосвязи с другими предметами. В изучении таких дисциплин просто необходимы такие операции как абстрагирование, анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция. Правильная мыслительная культура с необходимостью включает и такие формы мышления, как понятие, суждение, рассуждение, умозаключение, которые современных молодых людей не особо вдохновляют.

Выводы. Описанное положение вещей вызывает беспокойство, так как ведет к умственному оскудению, притупляет остроту восприятия, способность к обнаружению и постановке проблем, к творческому росту, постепенно превращая обучаемых в простых и примитивных исполнителей. Сегодня всем понятно, что технический прогресс не остановить, но печально, что на его фоне заметно снизилось качество знаний и когнитивные способности современных молодых людей. И пока ситуация не приобрела масштабы гуманитарной катастрофы, необходимы реформы в образовании, особенно в школе, где закладываются основы мыслительной культуры, меры по привитию молодым людям привычки к чтению книг, определённый контроль в использовании подрастающим поколением гаджетов там, где умственную задачу необходимо решать самостоятельно, прикладывая усилия.

Литература:

1. Клиповое мышление и профилактика его развития у обучающихся. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/klipovoe-mishlenie-i-profilaktika-ego-razvitiya-u-obuchayuschihsya-1391400.html (дата обращения: 15.10.2021).

2. Клиповое мышление: психический процесс, которого не существует [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://postnauka.ru/longreads/156614. (дата обращения: 17.10.2021).

3. Когнитивная сфера личности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://srazu.pro/lichnost/kognitivnaya-sfera-lichnosti.html (дата обращения: 10.10.2021).

4. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний, 2019. - № 3. - С. 69.

5. Мышление (философия). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dianomica.wikia.org/ru/wiki/ (дата обращения: 15.10.2021).

6. Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60dad2ce9a794760a59e66f5 (дата обращения: 12.10.2021).

7. Эффект Google, или почему мы запоминаем меньше. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/@academbrest-effekt-google-ili-pochemu-my-zapominaem-menshe (дата обращения: 17.10.2021).

Педагогика

УДК 519.612

преподаватель Курилова Ирина Сергеевна

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Градалева Елена Михайловна

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани (г. Сызрань)

МОНИТОРИНГ МЫСЛЕТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК АКТИВАТОР УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Рассмотрены эффективные средства обучения, которые активизируют учебно-познавательную деятельность курсантов и развивают их мыслетехнические способности. Приводится методика и средства для проведения мониторинга, по средствам которого отслеживается состояние мыслетехнических способностей курсантов военного вуза. В результате анализа оценивается эффективность последовательного освоения курсантами учебного материала по отдельно взятой теме дисциплины «физика».

Ключевые слова: мыследеятельность обучающегося, коммуникативная активность, образно-логическое восприятие, формирование мыслетехнических способностей.

Annotation. Effective teaching tools that activate the educational and cognitive activity of cadets and develop their mental and technical abilities are considered. The methodology and means for monitoring are given, by means of which the state of the mental and technical abilities of cadets of a military university is monitored.

Keywords: we are the student's activity, communicative activity, imaginative and logical perception, the formation of mental and technical abilities.

Введение. В настоящее время повышению эффективности систем образования и воспитания в военных вузах придается очень важное значение. Объяснение этого заключается в том, что профессиональная подготовленность офицера, его самостоятельность и активность напрямую связана с темпами и качеством освоения новейшим оружием и техникой, уровнем боеготовности и боеспособности подразделения в мирное и военное время. Задача военно-профессионального образования - обеспечение готовности выпускников самостоятельно, качественно и творчески решать профессиональные задачи. Поэтому возникает необходимость введения в образовательную практику новых методов и технологий обучения, обеспечивающих высокую интенсивность образовательного процесса.

Одним из эффективных средств обучения, которые активизирует учебно-познавательную деятельность курсантов и развивает их творческое мышление, является особая постановка целей и задач. Обучающимся будущим военным специалистам во-первых, создают условия для появления проблемной ситуации; во-вторых, позволяют раскрыть новые стороны изучаемых в рамках данной дисциплины, явлений и объектов, основанных на всесторонним анализе исходных данных и вскрывающих потенциальные возможности ранее полученных знаний в качестве инструмента для решения поставленной цели (или задачи); в-третьих, сама учебная задача и средства её достижения должны содержать условия, максимально приближенные к реальным условиям будущей профессии.

Будущий специалист, чтобы отвечать современным требованиям, должны обладать развитым творческим воображением, способность им управлять, уметь системно мыслить, избегать инерции мышления, находить и разрешать возникающие технические противоречия, генерировать нестандартные технические идеи, иметь навыки многовариантного решения задач и их объективной оценки.

Изложение основного материала статьи. Совокупность элементов, которые связаны технологически, конструктивно, функционально, представляют собой систему.

Поэтому любая задача или задание является системой, потому что она состоит из частей, а её части взаимосвязаны.

Эффективно решать физическую задачу можно только на основе целостного, всестороннего рассмотрения заданной системы данных.

Благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле достигается за счёт использования на занятиях инновационных технологий, которые пробуждает интерес к дисциплине, развивают коммуникативную активность, творческие способности. Решение провоцирующих задач - эффективный метод развивающего обучения, который активизирует умственную деятельность, память, внимание, рефлексии.

Приведём пример из фронтального опроса практического занятия по физике, тема «Электростатика».

а) Чем можно доказать материальность электрического поля?

б) Где сосредоточена электрическая энергия?

Опыт работы доказывает, что логико-образное мышление можно развить, если использовать определённый комплекс упражнений и заданий по профессиональной направленности.

Решаемые курсантами реальные задачи с использованием типовых эвристических приемов помогают развитию технических идей и нестандартных решений. Это, в свою очередь ведет к развитию и тренировке мыслетехнических способностей.

Как пример, можно рассмотреть задачу: «Возникнет ли явление земного резонанса, если при посадке вертолет имеет скорость 54 км/ч, его несущий винт совершает 240 оборотов в мин., а на взлетной полосе имеются неровности в виде кочек на расстоянии 375 см друг от друга?».

Развитию творческого воображения и мышления, а именно: оригинальность, внимание, памяти - используются упражнения с графиками и рисунками.

Объясняя тему«Колебания и волны» рекомендуется использовать аналогию механических и электромагнитных колебаний.

Рассмотрим последовательные стадии колебательного процесса в идеализированном контуре, сопротивление которого X? ы л

пренебрежимо мало (™ и ). Для возбуждения в контуре колебаний конденсатор предварительно заряжают, сообщая его

1 = 0

обкладкам заряды — Ч . Тогда в начальный момент времени (рис. 1, а) между обкладками конденсатора возникнет

электрическое поле, энергия которого 2 С . Если замкнуть конденсатор на катушку индуктивности, он начнет разряжаться, и в контуре потечет возрастающий со временем ток I. В результате энергия электрического поля будет уменьшаться, а

энергия магнитного поля катушки (она равна 2 ) — возрастать.

Т? (V Л

Так как . то, согласно закону сохранения энергии, полная энергия

так как она на нагревание не расходуется. Поэтому в момент , когда конденсатор полностью разрядится,

энергия электрического поля обращается в нуль, а энергия магнитного поля (а, следовательно, и ток) достигает наибольшего значения (рис. 1, б). С этого момента ток в контуре будет убывать, следовательно, начнет ослабевать магнитное поле катушки, и в ней будет индуцироваться ток, который течет (согласно правилу Ленца) в том же направлении, что и ток разрядки конденсатора. Конденсатор начнет перезаряжаться, возникнет электрическое поле, стремящееся ослабить ток, который, в конце концов, обратится в нуль, а заряд на обкладках конденсатора достигнет максимума (рис.1, в). Далее те же

г = т

процессы начнут протекать в обратном направлении (рис. 1, г) и система к моменту времени придет в первоначальное

состояние (см. рис. 1, а). После этого начнется повторение рассмотренного цикла разрядки и зарядки конденсатора.

Рисунок 1. Выполнение закона сохранения энергии в различных колебательных системах

Опора мыслительной деятельности курсантов на образно-логическое восприятие и понимание задачи требует гибкого оперирования мысленными образами, а также пространственных представлений. Учебная группа - это коллектив совместной учебной деятельности, а процесс общения в учебной группе - процесс формирования мыслетехнических способностей.

Чтобы развивать грамотную техническую речь, умение задавать вопросы и отвечать на них, проводится практикум. Проходящая рефлексия развивает способности к самоанализу, самоуправлению в творческой деятельности. Курсанты оценивают положительные и отрицательные моменты занятия. Высказывают мнения о своей и коллективной деятельности. Приходят к выводу: Что узнали нового? Чему научились?

Но кроме широкого кругозора и знаний выпускники вуза характеризуют и определённые качества характера, что в дальнейшем будет составлять весомую долю профессионализма. Должный подход к обучению даёт каждому курсанту возможность приобрести эти качества. Остановимся на проведении мониторинга подробнее.

В эксперименте участвовали достаточно многочисленная группа, а именно более двухсот человек. Изучая тему «Механические и электромагнитные колебания» курсанты, взяв за «стартовые условия» 10 баллов, проследили за собой на занятиях в течение двух недель, за каждую «неудачу» штрафовали себя одним баллом и заполняли таблицу.

Курсанты перед экспериментом получали разъяснение о том, что означают и подразумевают те или иные действия. Преподаватель отслеживает мыслетехническое и психологическое состояние курсантов и эффективность последовательного освоения ими учебного материала, а при необходимости регулирует действия экспериментируемых курсантов по развитию мыслетехнических способностей.

Средство для мониторинга.

Понятие умений мыследеятельности и их признаки:

Слушать.

1. Воспринимать информацию без предупреждения.

2. Вникать в суть слов собеседника.

3. Уметь вычленять главное.

Выделять главное.

1. Следить за логикой изложения.

2. Абстрагировать от второстепенного.

3. Ранжировать факты полученной информации.

4. Сосредоточиться на чем-то одном (главном). Сравнивать, выделять главное.

1. Выделять определенные критерии, соответствующие данной проблеме.

2. Четко дифференцировать сравнимые моменты.

3. Анализировать и синтезировать элементы информации.

4. Обобщать, делать выводы. Обобщать, делать выводы

1. Выявлять общие признаки.

2. Соединять их в определенную, логически четкую систему, результатом которой является положение, соответствующее любому из обобщенных моментов.

Критически относиться к полученной информации.

1. Быть объективным.

2. Уметь сопоставлять, обобщать с ранее известным.

3. Составить и доказать альтернативное мнение. Доказывать (подбирать, выстраивать аргументы).

1. Подбирать аргументы.

2. Выстраивать их в соответствии с логикой рассуждения.

3. Уметь четко и ясно донести до оппонента свои суждения.

4. Помнить, что вывод должен вытекать изо всей цепочки рассуждения, быть итоговой ступенью их иерархии. Творчески мыслить (получать новые смыслы, использовать их).

1. К известным путям суждения о той или иной проблеме добавлять элементы нового.

2. Находить нетрадиционный путь решения данной проблемы. Выдерживать баланс «произвожу - потребляя».

1. Находить быстро верное решение поставленной задачи.

2. Ориентироваться в сложных ситуациях.

Влиять на мыследеятельность других созидательно (разрушительно).

1. Использовать разные идеи в неопределенной ситуации.

2. Стремление к признанию окружающих.

3. Использовать мышление, связанное с реализацией своих желаний, иногда желаемое выдается за действительное. Пример полученных результатов эксперимента представлен в таблице 1.

Таблица 1

Результаты эксперимента курсант Иванова И.И.

№ п/п Факторы Лек 1 Лек 2 Лаб раб Практ

1 Слушать 6 5 6 7

2 Сравнивать, выделять главное 8 7 5 8

3 Обобщать, делать выводы 10 7 6 3

4 Критически относиться к полученной информации 4 6 8 3

5 Доказывать (подбирать, выстраивать аргументы) 6 7 4 3

6 Творчески мыслить (получать новые смыслы, использовать их) 8 9 6 4

7 Выдерживать баланс «произвожу -потребляя» 6 7 6 5

8 Влиять на мыследеятельность других созидательно (разрушительно) 8 6 4 7

Данные таблицы составлялись на каждого курсанта, учувствовавшего в эксперименте. Затем находились средние значения результатов мониторинга, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения результатов мониторинга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Факторы Лекция 1 Лекция 2 Лаб. работа Практ. занятие

1 Слушать 7,45455 7,18182 6,90909 6,81818

2 Сравнивать, выделять главное 6,54545 6,31818 6,5 6,40909

3 Обобщать, делать выводы 6,54545 6,81818 6,40909 5,77273

4 Критически относиться к полученной информации 6,77273 6,72727 6 5,63636

5 Доказывать (подбирать, выстраивать аргументы) 6,40909 6,40909 5,86364 5,81818

6 Творчески мыслить (получать новые смыслы, использовать их) 6,68182 7,09091 6,5 6,36364

7 Выдерживать баланс «произвожу - потребляя» 6,45455 6,36364 5,68182 5,95455

8 Влиять на мыследеятельность других созидательно (разрушительно) 5,86364 5,72727 5,18182 5,72727

По результатам мониторинга приводится диаграмма (Рисунок 2.) мыслетехнических способностей, применяемых курсантами на различных учебных занятиях по теме дисциплины «физика».

п

11II

IСлуша1ь

I Сравнивать, выделять [лаемос

Обобща гь, дел ать выводы

I Критически о 1 моей 1ься к получен I мой и нформаци и

I Доказы ва 1 ь {под б и ра 1 ь, в-ыс 1 ра и ва 1 ь а ргумен > ы >

Творчески мыслить (получа1ь новые смыслы, испол ьзовать их)

Выдерживать бала не « произвожу — ГЮ1ребляя»

Влия 1 ь на

мыследея 1 ел ь нос 1 ь друг их соз ид а гель но (разруши 1 ел ыю)

Рисунок 2. Диаграмма мыслетехнических способностей

Выводы. Таким образом, проводимые исследования и эксперимент выявили, что методы научного творческого последовательного освоения курсантами учебного материала положительно влияют на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся и развивают творческое мышление и мыслетехнические способности курсантов. Проходящая после мониторинга рефлексия развивает способности к самоанализу, самоуправлению в мыслеттворческой деятельности. Курсанты оценивают положительные и отрицательные моменты занятия, что в дальнейшем будет составлять весомую долю профессионализма. Должный подход к обучению даёт каждому курсанту возможность приобрести очень нужные им качества.

Литература:

1. Кислякова О.П. Система развивающего лабораторного практикума по физике В сборнике: Методические особенности преподавания дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. сб. трудов. - Киров, 2020. - С. 19-25.

2. Захаров А.В., Курилова И.С., Рамазанова Р.Р., Старцева О.Г. Оценка логарифмической производной функции Кобба-Дугласа по временному ряду со случайными отклонениями, журнал. - International Journal of Open Information Technologies. - 2019. - Т. 7. - № 2. - С. 16-20.

Педагогика

УДК 37.12.7 (063)

кандидат педагогических наук, доцент Кухарева Екатерина Александровна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград); доктор педагогических наук, профессор Ильмушкин Георгий Максимович Поволжский казачий институт управления и пищевых технологий (филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» (г. Димитровград)

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТРИСТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация. Представленное исследование посвящено раскрытию содержания понятия научно-исследовательской компетентности будущих специалистов атомной отрасли. На основе теоретико-методологических подходов, как системный, деятельностный, междисциплинарный, интегративный и личностный, сформулировано понятие научно-исследовательской компетентности данных специалистов как интегральная характеристика личности. Далее системный подход реализован для определения структуры изучаемой компетентности. Итак, выявлены следующие ведущие структурные компоненты научно-исследовательской компетентности: когнитивный, мотивационный, деятельностный и личностный.

Ключевые слова: компетентность, системный подход, исследование, компонент, атомная отрасль.

Annotation. The presented research is devoted to the disclosure of the content of the concept of research competence of future specialists of the nuclear industry. On the basis of such theoretical and methodological approaches as systemic, activity-based, interdisciplinary, integrative and personal, the concept of research competence of these specialists as an integral characteristic of personality is formulated. Further, a systematic approach is implemented to determine the structure of the studied competency news. So, the following leading structural components of research competence have been identified: cognitive, motivational, active and personal.

Keywords: competence, system approach, research, component, nuclear industry.

Введение. Инженерная подготовка специалистов для атомной промышленности в техническом вузе представляет собой сложный и многоплановый процесс. Технические вузы остро нуждаются в педагогических кадрах высшей квалификации, способных проводить наукоемкие исследования в атомной отрасли, поскольку данная отрасль отличается высокотехнологичностью и наукоемкостью, тем самым предъявляются особые требования к профессиональной деятельности специалиста, непосредственно связанной с проведением наукоемких исследований. Следовательно, в инженерной подготовке на первый план выходит формирование научно-исследовательских компетенций в процессе инженерного образования.

Актуальность данного исследования вызвана приоритетностью научно-исследовательских компетенций специалистов атомной промышленности, так как сложнейшее технологическое производство требует от них самостоятельного принятия адекватных решений в условиях наукоемкого производства. Данный фактор определяет высокие требования к формированию исследовательских компетенций у будущих специалистов атомной отрасли. В дальнейшем им придется ставить и решать сложнейшие наукоемкие исследовательские проблемы, продвигать результаты своих исследований на рынке мировых научных исследований. Как нам представляется, формирование у будущих специалистов атомной отрасли научно-исследовательской компетентности обеспечит им в перспективе эффективное решение непростых производственных задач, стоящих в атомной промышленности.

Для этого, прежде всего, необходимо следует раскрыть сущностно-содержательную характеристику научно-исследовательской компетентности специалистов атомной отрасли. В современной практике существующий опыт профессиональной подготовки инженерных кадров в технических вузах подтверждает тезис о том, что компетентностный подход в образовании представляет собой как один из приоритетных подходов, обеспечивающий эффективность подготовки инженерных кадров для атомной промышленности, а также успешность организации и проведения наукоемких научно-исследовательских работ в атомной отрасли.

Актуальность реализации представленного исследования обусловлена выше изложенными положениями.

Цель исследования состоит в раскрытии структуры научно-исследовательской компетентности студентов технического вуза - будущих специалистов атомной отрасли.

Изложение основного материала статьи. Исходя из вышеизложенного, сформулируем авторское содержание феномена научно-исследовательской компетентности будущих специалистов атомной отрасли.

Итак, научно-исследовательская компетентность будущих специалистов атомной отрасли представляет собой системное образование личности, включающее: знания, умения и навыки в области естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, способность творчески применять их в наукоемких исследованиях, проводимых в атомной отрасли, опыт поисково-исследовательской деятельности, осознание своих потребностей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.