Научная статья на тему 'СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТРИСТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ'

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТРИСТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ИССЛЕДОВАНИЕ / КОМПОНЕНТ / АТОМНАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кухарева Екатерина Александровна, Ильмушкин Георгий Максимович

Представленное исследование посвящено раскрытию содержания понятия научно-исследовательской компетентности будущих специалистов атомной отрасли. На основе теоретико-методологических подходов, как системный, деятельностный, междисциплинарный, интегративный и личностный, сформулировано понятие научно-исследовательской компетентности данных специалистов как интегральная характеристика личности. Далее системный подход реализован для определения структуры изучаемой компетентности. Итак, выявлены следующие ведущие структурные компоненты научно-исследовательской компетентности: когнитивный, мотивационный, деятельностный и личностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кухарева Екатерина Александровна, Ильмушкин Георгий Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL AND CONTENT CHARACTERISTICS OF THE RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS OF THE NUCLEAR INDUSTRY

The presented research is devoted to the disclosure of the content of the concept of research competence of future specialists of the nuclear industry. On the basis of such theoretical and methodological approaches as systemic, activity-based, interdisciplinary, integrative and personal, the concept of research competence of these specialists as an integral characteristic of personality is formulated. Further, a systematic approach is implemented to determine the structure of the studied competency news. So, the following leading structural components of research competence have been identified: cognitive, motivational, active and personal.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТРИСТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ»

Выводы. Таким образом, проводимые исследования и эксперимент выявили, что методы научного творческого последовательного освоения курсантами учебного материала положительно влияют на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся и развивают творческое мышление и мыслетехнические способности курсантов. Проходящая после мониторинга рефлексия развивает способности к самоанализу, самоуправлению в мыслеттворческой деятельности. Курсанты оценивают положительные и отрицательные моменты занятия, что в дальнейшем будет составлять весомую долю профессионализма. Должный подход к обучению даёт каждому курсанту возможность приобрести очень нужные им качества.

Литература:

1. Кислякова О.П. Система развивающего лабораторного практикума по физике В сборнике: Методические особенности преподавания дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. сб. трудов. - Киров, 2020. - С. 19-25.

2. Захаров А.В., Курилова И.С., Рамазанова Р.Р., Старцева О.Г. Оценка логарифмической производной функции Кобба-Дугласа по временному ряду со случайными отклонениями, журнал. - International Journal of Open Information Technologies. - 2019. - Т. 7. - № 2. - С. 16-20.

Педагогика

УДК 37.12.7 (063)

кандидат педагогических наук, доцент Кухарева Екатерина Александровна

Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Димитровград); доктор педагогических наук, профессор Ильмушкин Георгий Максимович Поволжский казачий институт управления и пищевых технологий (филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» (г. Димитровград)

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТРИСТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация. Представленное исследование посвящено раскрытию содержания понятия научно-исследовательской компетентности будущих специалистов атомной отрасли. На основе теоретико-методологических подходов, как системный, деятельностный, междисциплинарный, интегративный и личностный, сформулировано понятие научно-исследовательской компетентности данных специалистов как интегральная характеристика личности. Далее системный подход реализован для определения структуры изучаемой компетентности. Итак, выявлены следующие ведущие структурные компоненты научно-исследовательской компетентности: когнитивный, мотивационный, деятельностный и личностный.

Ключевые слова: компетентность, системный подход, исследование, компонент, атомная отрасль.

Annotation. The presented research is devoted to the disclosure of the content of the concept of research competence of future specialists of the nuclear industry. On the basis of such theoretical and methodological approaches as systemic, activity-based, interdisciplinary, integrative and personal, the concept of research competence of these specialists as an integral characteristic of personality is formulated. Further, a systematic approach is implemented to determine the structure of the studied competency news. So, the following leading structural components of research competence have been identified: cognitive, motivational, active and personal.

Keywords: competence, system approach, research, component, nuclear industry.

Введение. Инженерная подготовка специалистов для атомной промышленности в техническом вузе представляет собой сложный и многоплановый процесс. Технические вузы остро нуждаются в педагогических кадрах высшей квалификации, способных проводить наукоемкие исследования в атомной отрасли, поскольку данная отрасль отличается высокотехнологичностью и наукоемкостью, тем самым предъявляются особые требования к профессиональной деятельности специалиста, непосредственно связанной с проведением наукоемких исследований. Следовательно, в инженерной подготовке на первый план выходит формирование научно-исследовательских компетенций в процессе инженерного образования.

Актуальность данного исследования вызвана приоритетностью научно-исследовательских компетенций специалистов атомной промышленности, так как сложнейшее технологическое производство требует от них самостоятельного принятия адекватных решений в условиях наукоемкого производства. Данный фактор определяет высокие требования к формированию исследовательских компетенций у будущих специалистов атомной отрасли. В дальнейшем им придется ставить и решать сложнейшие наукоемкие исследовательские проблемы, продвигать результаты своих исследований на рынке мировых научных исследований. Как нам представляется, формирование у будущих специалистов атомной отрасли научно-исследовательской компетентности обеспечит им в перспективе эффективное решение непростых производственных задач, стоящих в атомной промышленности.

Для этого, прежде всего, необходимо следует раскрыть сущностно-содержательную характеристику научно-исследовательской компетентности специалистов атомной отрасли. В современной практике существующий опыт профессиональной подготовки инженерных кадров в технических вузах подтверждает тезис о том, что компетентностный подход в образовании представляет собой как один из приоритетных подходов, обеспечивающий эффективность подготовки инженерных кадров для атомной промышленности, а также успешность организации и проведения наукоемких научно-исследовательских работ в атомной отрасли.

Актуальность реализации представленного исследования обусловлена выше изложенными положениями.

Цель исследования состоит в раскрытии структуры научно-исследовательской компетентности студентов технического вуза - будущих специалистов атомной отрасли.

Изложение основного материала статьи. Исходя из вышеизложенного, сформулируем авторское содержание феномена научно-исследовательской компетентности будущих специалистов атомной отрасли.

Итак, научно-исследовательская компетентность будущих специалистов атомной отрасли представляет собой системное образование личности, включающее: знания, умения и навыки в области естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, способность творчески применять их в наукоемких исследованиях, проводимых в атомной отрасли, опыт поисково-исследовательской деятельности, осознание своих потребностей,

ценностных смыслов и мотивов личностного достижения в ходе выполнения научных исследований, а также необходимые личностные качества исследовательской направленности.

В раскрытии содержания данного понятия использован системный подход, что позволяет выявить структурно-функциональные компоненты рассматриваемой компетентности: мотивационный, когнитивный, процессуальный (то есть, деятельностный) и личностный [6].

Системный подход к раскрытию содержания данного феномена обеспечил целостный анализ педагогических явлений и факторов, влияющих на формирование исследуемой компетентности и является одним из основополагающих подходов, основы которого заложил А.А. Богданов. Дальнейшее развитие данный подход получил в работах Л. Фон Берталанфи [2], посредством которого раскрываются структурные составляющие объекта (системы), выявляются их взаимодействия, функциональные связи между составляющими элементами. Обозначенный подход успешно использовался в изучении педагогических систем многими исследователями, как В.С. Безрукова, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Г.М. Ильмушкин, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составили деятельностный, междисциплинарный, системный и компетентностный подходы [3-6].

Деятельностный подход позволяет исследовать формирование выделенной компетентности студентов не только в контексте структурных составляющих, но и функциональных отношений и обогащает новыми знаниями каждую из изучаемых дисциплин в ходе интеграции содержания обучения на стыке различных дисциплин [10].

Междисциплинарный подход направлен на использование знаний из различных областей знаний в процессе исследования рассматриваемой компетентности.

Системный подход находит широкое применение в педагогических исследованиях и предусматривает следующую цель: выделить структурные и функциональные составляющие объекта исследования, раскрыть специфику функционирования. Выяснить факторы, оказывающие существенное влияние на функционирование исследуемого объекта. Изучить взаимодействие и взаимообусловленность структурных элементов системы [7, 8].

Компетнтностный подход, прежде всего, обеспечивает методологическую базу по формированию исследовательских компетенций.

Нами выделены следующие основные принципы: системности, профессиональной направленности, интегративности, развивающего обучения, междисциплинарности, реализация которых позволит успешное формирование у студентов научно-исследовательской компетентности.

Реальную поддержку и развитие идея исследовательской направленности профессиональной подготовки будущих специалистов атомной отрасли в техническом вузе находит в современных условиях широкое понимание, так как ее осуществление способствует качественной подготовке данных специалистов, их конкурентоспособности в атомной промышленности, становлению личности, её самовыражению и оптимальной самореализации в дальнейшей жизни. Студент технического вуза, обладающий творческой исследовательской способностью, всегда будет иметь преимущество перед сверстниками, не проходившими серьезную школу научно-исследовательской деятельности, и значительно быстрее и эффективнее достигнет успеха в профессиональной и социальной деятельности. Он имеет потенциальные возможности для проявления инициативы, творчества в профессиональной деятельности, работая в атомной промышленности. Тем самым приобретет ещё большую уверенность, самостоятельность в своих профессиональных действиях. Безусловно, чувство удовлетворенности в профессиональной деятельности приносит успех и радость, как в социальной, так и в личной жизни.

Таким образом, актуальность формирования научно-исследовательской компетентности в определенной мере вызывается и социальным заказом современного общества, внутренней потребностью личности и рекреативной функцией образования. В данном исследовании опирались также на исследования творчества такими учеными, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер и др.

В то же время формирование исследуемой компетентности студентов технического вуза гарантирует в дальнейшем, работая в атомной отрасли активно и увлеченно проводить наукоемкие научные исследования. Формирование исследовательских компетенций у студентов предполагает проведение ими доступных исследовательских работ под руководством ученых-исследователей, опытных научных руководителей, начиная прямо с первого курса. Такой подход осуществляется в единстве с учебно-познавательной деятельностью как единый образовательный процесс, направленный на приобщение студентов к активным научным исследованиям и носит поэтапный характер. На младших курсах (начальный этап) в основном предусматривается изучение теоретических и методических основ проведения научно-исследовательской работы, выполнение работ реферативного направления, на 2-ом и 3-ем курсах (промежуточный этап) выполняют более сложные исследования непосредственно под руководством научных руководителей с выполнением экспериментальных исследований, которые имеют прикладное значение. На старших курсах (завершающий этап), имея определенный опыт выполнения исследований экспериментального характера можно привлекать студентов к проведению более наукоемких технологий под пристальным научным руководством ученых, обладающим большим опытом такой работы.

Многие аспекты организации поисково-исследовательской деятельности студентов рассмотрены в работах [1, 4, 8, 9].

Посильная научно-исследовательская работа необходима, к ней следует привлекать в процессе профессиональной подготовки постепенно всех студентов.

Далее раскроем сущностно-содержательную характеристику каждого из компонентов научно-исследовательской компетентности студентов.

Мотивационный компонент вызван необходимостью проявления мотивов для активной научно-исследовательской деятельности в атомной отрасли и ценностно-смыслового отношения к этому процессу и включает такие составляющие, как

1. Мотивационно-ценностное отношение к познавательной и научно-исследовательской деятельности.

2. Стремление к росту личностного потенциала в сфере организации наукоемких научных исследований.

3. Осознание своих потребностей и мотивов личностного достижения в ходе проведения научных исследований.

Информационный компонент обуславливается необходимыми знаниями, умениями и навыками студентов по

организации и выполнению научно-исследовательской работы и включает следующие составляющие:

1. Овладение методологией научного исследования.

2. Системные и обобщенные знания посредством междисциплинарной интеграции естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.

3. Навыки и умения по использованию междисциплинарных знаний в научно-исследовательской деятельности.

4. Самообразование по углублению своих научно-теоретических знаний.

5. Прогнозирование и планирование научно-исследовательской деятельности.

Формирование научно-исследовательской компетентности не может осуществляться вне деятельности, поэтому деятельностный компонент приобретает приоритетную значимость, в основу данного компонента составляют следующие компетенции:

1. Овладение практическими умениями и навыками выполнения исследовательских работ.

2. Овладение методикой выполнения исследовательской работы.

3. Участие в работе научных конференций различного уровня и статуса.

4. Представление результатов научных исследований на всевозможные конкурсы, выставки.

5. Оформление результатов научных работ в виде презентаций для публичного представления.

Личностный компонент исследуемой компетентности включает необходимые личностные качества для выполнения исследовательской деятельности таких, как ответственность, целеустремленность, гибкость мышления, хорошая оперативная память, напряженная умственная активность, работоспособность, решительность, настойчивость в достижении целей и т.д.

Выводы. Результаты реализованного исследования, прежде всего, имеют прикладное значение и раскрывают потенциал научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов атомной отрасли. Выявленная структура научно-исследовательской компетентности открывает новые реальные возможности покомпонентного формирования исследуемой компетентности, при этом личностный компонент является доминирующим, а, именно, личностные качества научно-исследовательской направленности в целом и определяют успех в процессе выполнения наукоемких научных исследований в атомной отрасли.

Литература:

1. Батраченко Е.А. Особенности организации исследовательской работы студентов в системе высшего образования / Е.А. Батраченко, О.Ю. Бражник, Н.В. Дорохина, Л.Е. Павлова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17, № 5(2). - С. 443-446.

2. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем / Л. Берталанфи. - М.: Наука, 1973. - 124 с.

3. Бурилкина С.А. Методологические подходы к проблеме ценностно-смысловой детерминации научного социального познания / С.А. Бурилкина, Е.В. Олейник, Н.Г. Супрун // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. -№ 6-2. - С. 241-244.

4. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - №4. - С. 21-26.

5. Долгов А.В. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 191 с.

6. Ильмушкин Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста: монография / Г.М. Ильмушкин. - Москва-Димитровград.: Изд-во ДИТУД УлГТУ, 2005. - 354 с.

7. Ильмушкин Г.М. Математическая подготовка будущих специалистов атомной отрасли как важнейший фактор профессионального становления / Г.М. Ильмушкин. - Москва: РАЕ "Фундаментальные исследования". - №11 (5). - 2012. -С. 1103-1106.

8. Ильмушкин Г.М. Научно-исследовательская деятельность студентов технического вуза как фактор становления конкурентоспособного специалиста атомной отрасли / Г.М. Ильмушкин, Миншин М.М. // «Известия Самарского научного центра российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - Том 21, № 66. - 2019. -С. 30-36.

9. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов / С.Н. Петрова // Молодой ученый. - 2011. - № 10. - Т.2. - С. 173-175.

10. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н.Ф. Талызина // Вестник высшей школы. - 1986. - №3. - С. 10-14.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Некрасова Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация. В статье рассматривается актуальная тема становление личности современного профессионала посредством организации качественного социально-педагогического пространства высшего образования. Указывается влияние внеучебной деятельности на формирование специфических качеств будущего специалиста. Обосновывается значение социокультурных условий в вузе. Разрабатывается возможность представить модель выпускника, включающая научно-обоснованные характеристики личности специалиста. Анализируется молодежная среда вуза с учетом основных их потребностей и изменяющейся социально-педагогической информации.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, социально-педагогическое пространство вуза, специалист-профессионал, воспитательная деятельность, модель выпускника.

Annotation. The article deals with the actual topic of the formation of the personality of a modern professional through the organization of a high-quality social and pedagogical space of higher education. The influence of extracurricular activities on the formation of specific qualities of a future specialist is indicated. The importance of socio-cultural conditions in the university is substantiated. An opportunity is being developed to present a model of a graduate. Including scientifically based characteristics of the personality of a specialist. The youth environment of the university is analyzed, taking into account their basic needs and changing socio-pedagogical information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.